Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94553.html 21 мая 2012 Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2234255.html Официальный сайт РПЦ МП 20 мая 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. На мероприятии выступил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Высокопреосвященные и Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы-сослужители, дорогие о Воскресшем Господе братья и сестры! Христос Воскресе! Пять лет тому назад изволением Божиим и подвигом добрым приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра побеждено многолетнее разделение внутри Русской Православной Церкви. Память их всегда будет соединена с похвалами. Они живы для нас, их вдохновеннейшие гласы еще звучат в наших сердцах, призывая нас бдительно хранить богопреданное учение Православной Церкви, осолять духом Евангелия все стороны современной жизни и лобызать древнюю Святую Русь во всем ее благолепии, как дом Пресвятой Богородицы, как царство благочестия, святости и правды Божией. Главный же их завет состоит в том, чтобы все русские люди, где бы они не находились, блюли единение духа в союзе мира и, особенно, мира церковного. Мы все живо помним, каким молитвенным и праведным трудом подвизался за рубежом владыка Лавр за восстановление единства с Отечественной Церковью, и там, где он сеял часто слезами, мы пожинаем теперь по милости Божией радостью. Вот этими радостями и успехами, достигнутыми в нашем взаимодействии и соработничестве, главным образом в молодежном служении, хотелось бы поделиться со всеми вами сегодня.

http://religare.ru/2_94553_1_21.html

Глава 7. Отец Иоанн в храме 1 Люди, знавшие отца Иоанна Кронштадтского или изучившие его жизнь и творения, постоянно свидетельствуют о его светлой, радостной духовности, которая особенно выявлялась, когда он совершал богослужение. Таких свидетельств, устных или запечатленных, очень много. Вот для примера некоторые, может быть, наиболее яркие из них. Выдающийся русский богослов, лично знавший отца Иоанна, митрополит Антоний (Храповицкий) 27 в одном своем посвященном его памяти слове выразился так: «Духом святителя Николая Чудотворца водился и шествовал отец Иоанн Кронштадтский . Ему всегда был присущ дух радостного прославления Бога, как у нас, грешных, в день Святой Пасхи… Он больше радовался, чем скорбел… Отец Иоанн проходил в своей жизни перед нами как носитель веры побеждающей, торжествующей». Также лично знавший его мученически погибший протоиерей Восторгов 28 озаглавил одно из своих слов, посвященное памяти отца Иоанна: «Пасхальный батюшка». В своем слове он пишет: «Отец Иоанн Кронштадтский явился живым носителем христианской радости. В этом отношении он очень близок по духу преподобному Серафиму Саровскому ». Наконец, написавший уже упомянутую выше книгу об отце Иоанне архиепископ Вениамин (Федченков) пишет в ней, что «если бы мы не знали ничего о чудесах его, о молитве, о подвигах, добродетелях, а знали бы лишь эту одну особенность его духа – благодарение, хвалу, славословие, дерзновение, радость, восторг, восхищение, то мы обязана были бы сказать: да, поистине это угодник Божий, святой человек». И все, кто поражался такой светлой духовности отца Иоанна, знали и понимали, что она была в значительной мере порождена литургической его жизнью, являясь в конце концов отражением в нем самом Божественной литургии, которая есть ведь также и Таинство Благодарения. Как это видно уже из предшествовавших глав, знал это и сам отец Иоанн, относивший все светлое в себе к действию совершаемой им так часто Божественной литургии. Через нее более всего познавал он Бога, потому-то и служил со столь поражавшим свидетелей его служения вдохновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава I. О книге Бытия 1 I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Моисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Моисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:1 2 и приличествует ее содержанию. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Моисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается: а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия. б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–21 3 . Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:46 4 ; сн. Быт.49:10 . III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать: 1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и 2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея. 1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку а) Пределы жизни человеческой сократились. б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились. в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое. 2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законоположения в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Естественно неожиданное, необычайно предсказанное, рождение сына, Захария видит наконец совершившееся самым делом. Немой в продолжении девяти месяцев, письменно утверждает он для новорожденного, незнакомое и оспариваемое имя Иоанна, то есть «благодатнаго»: и, сим делом веры загладив вину неверия, за которую наказан был немотою, тотчас получает употребление языка. В сие время душа его исполняется чистою радостию; чистая радость проницается небесным вдохновением; его девятимесячные безмолвные помышления превращаются в живые чувствования и предчувствия; все сие вместе изливается из переполненной души: Захария говорит; а Дух Божий в нем пророчествует. Чего Захария долго в долгую жизнь свою желал; то наконец верно и близко предвидит: и потому о чем бы в другое время молился, за то теперь благодарит и благословляет Бога: «благословен Господь Бог Израилев». Чтож это такое, чего Захария желал так сильно, что с восторгом предвидит исполнение? «Избавление людем, – спасение от враг» ( Лк.1 68, 71): – не трудно признать достоинство сих желаний, принять ли слова сии в знаменовании простом, естественном, или в высшем, какое дает вера. Но, что еще вожделенно Захарии, как дальнейшая цель сих, впрочем благородных, желаний, как самый благодатный дар Божий? – «Дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего» ( Лк.1:73–75 ). Прошу тщательно приметить, как он мыслит и чувствует. «Избавление людем» от многоразличных зол и бед – очень желательно; только это не конец желаний. «Спасение от враг» – очень нужно; только и на сем нельзя остановиться. Сии праведные и человеколюбивые желания должны вести еще к одному желанию, как поприще ведет к цели: – к тому, чтобы мы, избавленные от зол, спасенные от врагов, без страха, без препятствий, в мире совести, в свободе духа от страстей, могли служить Богу преподобием и правдою, святостию достойною Божества, и добродетелию достойною человечества. Вот сердце истинного праведника! Вот дух человека Божия! Вот душа, в которой может жить Бог, и которая достойна жить в Боге и Его блаженстве!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Журнал " Фома " продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке рассказывается о мессианский текстах пророка Исаии. Пророк Исаия. Икона XVI века В священном Писании Ветхого Завета появляется важное слово - “спаситель”. Первоначально так называют народных вождей, которые, по воле Божией, избавляют народ от врагов и притеснителей. Но постепенно это слово наполняется другим смыслом - подлинный Спаситель, Спаситель в абсолютном смысле - Бог. Именно Он спасает народ, именно благодаря Ему сыны Израилевы не исчезли с лица земли. Со временем углубляется и понятие " спасения " - это не просто избавление от конкретной беды, нашествия иноплеменных или еще чего-нибудь подобного. Это спасение от зла и греха вообще, явление того Царства, где правит сам Бог. Это спасение охватит не только Израиль, но, через него, и все народы земли. Библейские пророки - особенно Исайя - по вдохновению Святого Духа прозревают грядущее Царство - Царство бесконечного мира, любви и радости. Вся Библия - и, благодаря ей, вся христианская цивилизация - пронизана этой надеждой. Даже светские, даже антихристианские идеологии, искавшие " светлого будущего " брали это ожидание из пророческих книг Библии. Пророк связывают наступление этого Царства с таинственной фигурой Мессии - буквально " помазанника " . Помазание священным елеем - обряд, который через который человек поставлялся на какое-то очень важное служение - царя или пророка. И вот пророки предвещают Мессию, Помазанника с большой буквы, того, кто принесет окончательное спасение от сил греха и зла. Установится вечный мир между народами: " И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. " (Ис.2:4) Под властью Мессии установится Царство, где даже хищные звери и ядовитые змеи не будут ни на кого нападать: " И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

http://pravoslavie.ru/71358.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссия Креста из Годеново Размышления после встречи святыни в Казани 13.10.2023 1118 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором Символически крестообразный по своей форме маршрут всероссийской святыни , начавшись с Мурманска, потом с севера на юг через возвращённые домой в Россию территории Новороссии и Севастополь, с запада на восток из белорусского Бреста к конечному пункту Владивосток со 2 сентября движется по России. А в прошедший вторник 10 октября и прошёл и через свою серединку – Казань – единственный из городов маршрута, стоящих на нашей русской Волге. За один лишь день пребывания в Казани – семь молебнов, и конечно же литургия, которую служили во вновь возрождённом величественном кафедральном Казанском соборе митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл вместе с епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием и руководителем Синодального миссионерского отдела епископом Луховицким Евфимием, а с ними – без числа священников, братий и сестёр, две игуменьи женских монастырей. И когда заканчивалось в алтаре поимённое поминовение и литургия оглашенных, подумалось, вот, Россия современная со всем нашим «номинально» православным народом – нас же как целое даже оглашенными нельзя считать. Так, «захожане» в лучшем случае в большинстве, хоть формально числимся верными… Но почему же мы лишаем себя прекрасной и чудесной, не сравнимой ни с чем по духовной силе православной богослужебной соборной традиции, лишаем благодати Святаго Духа, а главное – как это исправить? Пропадём ведь совсем без Бога. И сам же себе отвечаю очевидное. Первейшее, внутреннее правило нам каждому надо принять – это личные духовные усилия и стремление к Богу, если только считаешь себя русским. Иначе – кто мы как не предатели тысячелетней Святой Руси? А второе, уже внешнее, но не менее важное – православная миссия каждого верного чада и церкви в целом. Нести веру и православную традицию в мир, а там за этим деланием и чудо придёт – как чудом был явлен из болот Годеновский крест, внешне отображая традицию уходящей православной Византии, а сакрально – неся духовное прозрение и многочисленные исцеления и другие чудеса людям. Все эти мысли промелькивают быстро, и, вот, уже диакон сочным басом вдохновенно взывает всех: «Верую!....»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный театр " Основное качество православного театра в том, что он исповедует Христа Живого " , - считает художественный руководитель Православного драматического театра " Странник " Владимир УВАРОВ 06.09.2007 608 Время на чтение 15 минут В дни, когда в Санкт-Петербурге в стенах Лавры проходил Первый театральный пасхальный фестиваль, наш корреспондент встретился с Владимиром Николаевичем Уваровым, режиссёром-постановщиком и художественным руководителем Православного драматического театра " Странник " . На тот час, когда состоялась беседа, ещё не было известно, что спектакль " Раскольников " его театра получил диплом фестиваля за лучшую режиссуру. " Странник " образовался весной этого года при приходе храма во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , что при заводе АТИ (ул. Цветочная, 16). Признаюсь, я с удовольствием посмотрел его премьерную постановку по Достоевскому. Зрительный зал оборудован под крышей главного приходского здания - того же, в котором находится и храм. О том, что это, собственно, православный, а не какой иной театр, внешне напоминал только изображённый над сценой белый голубок в лучах - символ Святого Духа. Да перед спектаклем об этом напомнил священник отец Владислав. Аншлаг, окна закрыты, зал тесноват - оттого душно. Но это не смогло испортить впечатление от вдохновенной игры актёров. Конечно - первое публичное выступление труппы! Зал рукоплескал долго. Наверное, многие зрители готовы были сделать скидку на специфику театра, на то, что он " свой " , и были приятно удивлены, что этого не понадобилось. Вполне профессиональная работа. Более того - после спектакля стало очевидно, что это успех именно православной постановки - по духу, по тому внутреннему состоянию, которое он передал публике... С разговора об этом мы и начали нашу беседу с Владимиром УВАРОВЫМ. - Перед спектаклем о.Владислав сказал, что православный театр - это всегда гарантия качества и того, что зритель не будет оскорблён увиденным на сцене. Всегда ли это так?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это явный дремучий, патриархальный, деревенский болгарский оккультизм» Диакон Владимир Василик о деятельности известной «прорицательницы» Ванги 26.09.2013 3843 Время на чтение 3 минуты В связи с показом по Первому каналу сериала «Вангелия» множество людей стало обращаться в редакцию портала Православие.Ru с вопросами о том, была ли Ванга православной христианкой. Приведенные порталом материалы наглядно демонстрируют, что болгарская прорицательница на самом деле была колдуньей и экстрасенсом, источником «вдохновений» которой служили демонические силы. Общее отношение к Ванге и ее «пророчествам» изложено в обстоятельной статье иеромонаха Иова (Гумерова) « Как Церковь относится к “ясновидящей” Ванге? ». Иеромонах Виссарион — болгарин родом, подвизающийся на Афоне, — несколько лет назад написал книгу «Петр Дынов и Ванга — пророки и предтечи антихриста», переведенную ныне на русский язык. На страницах портала опубликованы два его интервью об этих экстрасенсах: « Ванга — несчастная женщина, жертва темных сил » и « Нет легкого пути к Богу ». Ещё один болгарский клирик — прот. Ангел Ангелов — рассуждает о феномене популярности болгарской колдуньи в беседе о том, что « Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге ». Наконец, в рассказе Александра Дворкина « Ванга » приводится интересная история о том, в какое паническое состояние духа повергло Вангу одно лишь нахождение рядом с ней частицы Животворящего Креста Господня. Мы попросили дать оценку деятельности Ванги к.филол.н., доцента Исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика . То, что касается Ванги, с духовной точки зрения понятно. Ситуация ясно изложена досточтимым отцом Иовом (Гумеровым) в его интервью, связанном с Вангой. Безусловно, ничего общего Ванга не имеет ни с Православием, хотя родилась в православной стране, ни с православной духовностью. Это явный дремучий, патриархальный, деревенский болгарский оккультизм. То, что в Болгарии языческие традиции, несмотря на 1150 лет христианства, не перевелись, об этом, к сожалению, свидетельствует многое: и языческая традиция ряженых, временами совершенно непотребных, ряд языческих обычаев, наличие колдунов и колдуний - это, к сожалению, никуда не ушло. Хотя Болгария для нас, прежде всего, страна христианская, православная, страна просветителей Кирилла и Мефодия, святых Климента Охридского, Иоанна Рыльского, Евфимия Тырновского и многих других замечательных болгарских святых. Но вот, к сожалению, языческое начало там до конца не выветрилось.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/26/et...

Из правил шестого вселенского собора, правило 22-е «Рукополагаемых в епископы ли, или в какие бы то ни было клирики за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергать, а также и тех, кто их рукоположил». Вникнем в это все – не только архиереи, но и числящиеся в клире и все живущие по вселенной. Подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем ( Евр. 2, 1 ). Яко не истленным златом или сребром искуплены мы от суетного, отцами преданного, жития, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр. 1, 18–19 ). Научай и нас, муж священнейший, следовать заповеданному в писании, Евангелии, у апостолов, в священных правилах и у отцов. Мы убеждаемся словами уст ваших. Взойди на высоту, возвысь и усиль голос твой; обходи широкие пространства, проповедуй смело, чтобы в конец истребить и уничтожить мздоимное рукоположение и все то, что сопутствует ему по сребролюбию и неправде и гнусной корыстной купле. Когда этот и сродные ему пороки будут изъяты из избранного народа, именующегося именем Христовым и даром получившего искупление; тогда искоренятся все скверны, сопутствующие этому пороку, священники процветут как финикс, вдыхая спасаемым благоухание Христово и воспевая церкви победную песнь: отъят Господь от тебе неправды твоя ( Софон. 3, 15 ), а также услаждая пожинаемые плоды и умножая оные в старости маститой, то есть, делая их наследниками блаженной и безконечной жизни. Боголюбивейшему и досточтимейшему сослужителю господину Иоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся от мирских забот, Тарасий, архиепископ Константинополя, нового Рима. Орошенный божественными струями Божия Духа и освященный вдохновением Его Давид, пророк между царями и царь между пророками, воспевая сказал: Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси ( Пс. 118, 152 ). Для имеющих разум это песнопение неложно и для воспевающих его оно твердо. Боговидец Моисей относительно всего богоглаголивого писания сказал, что к нему нельзя прибавить и от него нельзя убавить чего-нибудь ( Втор. 12, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Известно, что на литургии св. Василия Великого и на литургии св. Иоанна Златоуста все молитвы, связанные с евхаристическим жертвоприношением, за исключением молитвы заамвонной, читаются священнослужителем не вслух для всего народа, а «тайно» (μυστικς), есть вполголоса, или даже молча – в зависимости от того, как понимает указанное в тексте служебника слово «тайно» данный совершитель св. литургии. Некоторые из этих молитв, как явствует из самого их текста, предназначены всецело для священнослужителей. Так, например, в молитве «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы...» – в той самой молитве, перед началом которой имеется в служебнике указание, что священник глаголет ее тайно, – служащий обращается к Господу со следующим, приличным только лицу иерархическому, прошением: «... уловли мя силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь». Специально для священнослужителей предназначен и ряд других – подготовительных и завершительных – молитв св. Евхаристии. Но самые основные ее молитвы, входящие в состав так называемого «евхаристического канона», начиная со слов «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый...» (в литургии св. Василия Великого ) и «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити...» (в литургии св. Иоанна Златоуста ) и кончая словами, непосредственно предшествующими возгласу «И даждь нам единеми усты и единем сердцем...», по внутреннему их смыслу относятся не только к священнослужителю, но и ко всем предстоящим и молящимся верным, которые при этом, все без исключения, мыслятся как участники священнодействия бескровной Жертвы, готовящиеся к принятию священной трапезы Тела и Крови Христовых. Необычайная содержательность и дивная сила вдохновения, присущая этим молитвам, вызывают у некоторых лиц, из числа знающих все чинопоследование Божественной литургии, легко понятную печаль и сожаление, что множество верующих фактически оказывается лишенным возможности вникать в чудные слова «тайно» читаемых евхаристических молитв и духовно услаждаться их внутренним богатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010