Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Каноны на Святую Пятидесятницу В праздник Пятидесятницы на утреннем Богослужении положено петь два канона. Один из них, несомненно, принадлежит знаменитому церковному Песнописцу – св. Козьме Маюмскому. Другой же, по общему почти мнению греческой Церкви, приписывается св. Иоанну Дамаскину , хотя в греческой и нашей Триоди надписывается: Кир (господина) Иоанна Арклийскаго. Такое мнение основывается на следующих соображениях: 1) Никто из церковных Писателей не упоминает об Иоанне Арклийском, как лице, отдельном от св. Иоанна Дамаскина ; этого имени нет и в подробном каталоге Песнописцев, составленном учёным, Львом Аллятием; 2) Невероятно, чтобы св. Дамаскин, составивший каноны на Пасху, Рождество Христово, Богоявление и на другие великие праздники, не прославил песнопениями своими дня Пятидесятницы – одного из первых и древнейших Христианских праздников; 3) Хотя в каноне этом нет той ясности и простоты, с какою по большей части изложены песнопения св. Иоанна Дамаскина , что некоторым и подало повод сомневаться в принадлежности его Дамаскпиу 8 ; но такое сомнение легко разрешается тем, что канон писан не прозою, а стихами, в которых, очевидно, нельзя соблюсти столь свободного и естественного течения и сочетания слов, какое прилично прозе, как можно видеть, отчасти, и в стихотворных канонах на Рождество Христово и Богоявление, несомненно принадлежащих св. Дамаскину. Посему писатели, собиравшие в один состав творения Иоанна Дамаскина , согласно усвояют ему и канон на Пятидесятницу 9 . Первый канон писан мерною прозою и расположен в порядке ирмосов и тропарей приспособительно к акростиху из слов: Πεντηκοστν ορτζωμεν. Как в этом изречении заключается 21 буква, так и в каноне содержится всего 21 песнопение, т. е. 8 ирмосов и 13 тропарей. – Пятидесятницу да празднуем, взывает св. Козьма. Но из двух значений, какие имеет Христианская Пятидесятница, – т. е. как пятидесятидневный праздник от Пасхи до сошествия Св. Духа, и как пятидесятый от Пасхи день, в который Дух Святый сошёл на Апостолов, – вдохновенный Песнописец разумеет Пятидесятницу в последнем значении и останавливает благочестивое внимание слушателей преимущественно на священных событиях этого великого дня. Воспевая сошествие Св. Духа, как утешительное исполнение обетования Иисуса Христа и древних пророчеств о ниспослании небесной Благодати на всякую плоть, он разительными чертами изображает Существо Св. Духа, третьего Лица Божественного, равного первым двум, но исходящего от Отца и посылаемого Сыном, и вместе представляет кратко, но живо и сильно, трогательные обстоятельства события, в которых Бог-Дух Святый в первый раз торжественно открылся миру, и которые описаны Евангелистом Лукою в Деяниях Апостольских ( Деян.2:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Митрополит Макарий в православной гимнографии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 10 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: “Церковно-литурги­ческое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое упот­ребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов” 1 . Как отмечает епископ Вениамин (Милов): “В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох” 2 . Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится мо- Святитель Макарий, Митрополит Московский литва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви 3 . Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Алек­сандра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) — преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия 4 иерея освященнаго тя соверши…” 5 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Призыв Духа Книга митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) — это слово, обращенное к человеку XXI века. Владыка Георгий (Ходр) соединяет в своем богословии наследие парижской школы (о. С. Булгаков, и др.) с наследием великой Антиохии, прилагая к этому свой огромный опыт молодежного работника, пастыря и епископа. Он — один из основателей Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос». «Призыв Духа» очень важно читать для вдохновения тем, кто занимается молодежной работой, миссией, — всем, кто слышит для себя призыв Господа о том, чтобы быть подлинно учеником Христовым. Она будет также полезна и тем, кто забыл, что святоотеческое наследие необходимо не только хранить, но и творчески использовать, самим стать живыми носителями и продолжателями дела Отцов. «Эта книга содержит раздумья иерарха Антиохийской Православной Церкви о жизненной позиции христианина в современном мире. Владыка Георгий Ходр касается в ней таких острых тем, как отношение христианина к общественной деятельности и политике, технологической цивилизации, социальной и национально-освободительной борьбе. Значительное внимание уделяется проблемам так называемого «третьего мира». Автор неоднозначно высказывается по вопросу о возможности для христианина применить оружие ради торжества дела, которое он считает правым. Главная мысль книги в том, что принадлежность к Церкви должна перестать быть внешним и формальным обстоятельством в жизни человека и стать определяющим фактором во всех его делах». Митрополит Георгий (Ходр) Призыв Духа Слово к читателю Не могу скрыть волнения при мысли о том, что этот сборник выйдет по–русски. Быть может читатель найдет в нем какой–то след того, чем я обязан русской культуре, будучи воспитан ее богословской мыслью. Я обучался богословским дисциплинам в Париже, в Свято–Сергиевском институте, созданном русскими богословами. Там я познал вкус тонкого и любящего руководства, там я познакомился с деятельной и живой молодежью, вдохновленной Евангелием. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

С самого начала Церковь дорожила письменными житиями своих святых и чтила их память в своих богослужениях. Эти два источника – жития и службы – особенно важны для нас сегодня, чтобы сохранить истинную православную традицию веры и благочестия. Ложное “просвещение” нашего века настолько всеобъемлюще, что вовлекает многих православных христиан в свою самоуверенную “мудрость”, и они, даже не осознавая этого, лишаются истинного духа Православия и остаются лишь с внешним обрядом Православия, установками и традициями. Почти все современные православные семинарии в странах Запада – это центры пропаганды модернизма в Церкви, и даже, когда они возглашают “обратно к традиции” или “святоотеческое возрождение”, это редко бывает большим, чем еще одна академическая мода, обыкновенно черпающая свое вдохновение в римско-католическом учении и ведущая совсем не обратно к истинно православному духу, а к еще более пустым формам. Иметь духовное образование, даже иметь “правильные взгляды” на православную историю и богословие – этого недостаточно. Типичное современное “православное образование” чаще всего производит просто православных рационалистов, способных к обсуждению интеллектуальных позиций с католическими и протестантскими рационалистами, но не имеющих истинного духа и понимания Православия. Этот дух и понимание наиболее эффективно соединяются в житиях святых и подобных им источниках, которые меньше говорят о внешней стороне правильного учения и обрядах, а больше о существенной внутренней стороне правильного православного подхода, духа, благочестия. Очень многие из этих основных православных источников лежат, неиспользуемые православными христианами, так как они не снабжены настоящим православным вступлением и им не дана подлинная православная оценка. Давайте попытаемся здесь дать эту оценку, особенно в отношении православных святых Запада, которые пока что так малоизвестны православным христианам в России, несмотря на то, что многие из них уже в течение столетий почитаются на Востоке. Пусть же эта наша попытка будет настоящим “прологом” (сейчас мы увидим, что означает это слово в православной литературе) ко всей сокровищнице православных текстов. Пусть это всем нам поможет отстранить нашу пустую современную “мудрость” и углубиться в дух православной древности и ее литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

I Очень часто, едва ли не всегда проповедник начинает свою проповедь (или докладчик, если он выступает в рамках христианских понятий, свой доклад) со слов: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но достаточно ли мы сознаем, как ответственно он должен произносить эти слова и какая ответственность на тех, кто эти слова воспринимает слухом? Говорить во имя Святой Троицы, говорить во Христе означает говорить изнутри Истины, которая есть Христос ( Ин. 14:6 ), – не теоретической истины, не «с точки зрения», пусть и вероучительной, а изнутри такого взаимоотношения с Господом, со Христом, Который есть Истина, чтобы слова доносили до тех, кто их воспринимает, не только семантическое значение, но жизнь. Говорить во имя Святого Духа означает произносить слова, превосходящие тебя самого, вдохновенные, полные смысла слова, слова Самого Бога, которые доверены нам. Эти слова должны гореть и воспламенять сердца и умы. Говорить во имя Отца означает говорить из глубин того неисследимого покоя и тишины, из которых только может родиться Слово, соответствующее тайне Бога и ничем не возмутимому Божественному молчанию. Но это значит, что и слушать мы должны так же. Мы должны научиться, слушая, быть настолько глубоко молчаливыми, настолько открытыми, должны научиться слушать всем своим существом, чтобы слышать не слова, а общаться сквозь слова с Богом, а иногда слышать за пределом очевидности прозвучавших слов – слова истины, превосходящей всякое слово, пламенные слова, которые за пределом всяких эмоций. Мы сегодня встретились, давайте постараемся прислушаться друг к другу, открыться друг другу и за пределом несовершенных слов и образов встретиться в вере, в благоговейном поклонении Господу истины в Духе истины. Меня просили говорить о молитвенной жизни, и я хотел бы поставить ряд вопросов, чтобы, когда у нас будут периоды собранного молчания, мы могли бы, каждый из нас, поставить эти вопросы себе лично и дать на них ответ, и, найдя ответ, постараться жить дальше в соответствии с ответом, который мы нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Varia К сорокалетию русского студенческого христианского движения 612 Духа не угашайте... 1Фес.5:19 В октябре истекшего года исполнилось сорок лет с зарождения в Пшерове (Чехословакия) Русского студенческого христианского движения, которое когда-нибудь будет оценено как одно из самых значительных явлений в русской религиозной истории XX века. В такой короткой юбилейной заметке я не собираюсь излагать ни истории Движения, ни его «идеологии». Для писания истории еще не наступило время, что же касается «идеологии», то сам этот термин мне кажется теперь, на исходе четырех десятков лет, чуждым подлинному духовному лику Движения. Об «идеологии» в Движении всегда много говорили и спорили, в нем всегда шла борьба идей, но в том-то и вся сила и жизненность Движения, что оно не поработило себя ни одной из них, осталось внутренне свободным от типичных для нашего времени всепожирающих «идеологизма» и партийности. Нет, не в идеологии, а в чем-то гораздо более глубоком правда и значение Движения, и об этом я хочу кратко «засвидетельствовать» в эти юбилейные дни. Правду эту можно выразить словами апостола Павла: «Духа не угашайте». Сорок лет, прожитые Движением, совпадают с самыми страшными годами в истории Церкви, России и всего мира. И страшное в них было не только открытое торжество зла, не только кровь и страдание миллионов людей, но и то, как это зло отравляло собой и тех, кто выдавал себя за борцов против него. Многим стало казаться, что преодолеть большевизм можно только внутренне «обольшевичившись», только ненавистью и угрозами, только пафосом отрицания и обличения. И вот в этой атмосфере апокалипсического испуга и всяческого «духогасительства», в этой внутренней измене тому, что составляло силу и величие русского Православия в канун революционного обрыва, Движение сумело сохранить радостную веру в то, что «свет Христов просвещает всех» и что свет этот «светит и тьме его не объять». Из этой веры оно и родилось. Кучка студентов-эмигрантов, создавших Движение, прошедших через «испепеляющие годы» революции и Гражданской войны, пришли к Церкви не как к «утешению» или сладостному воспоминанию о прошлом, а как к источнику творческого и духовного преодоления ядов, отравлявших умы и сердца. Не испуг, не ненависть, не одно голое отрицание, а вера во всепобеждающую и целительную силу Христовой истины, той истины, познание которой, по словам Христа, делает нас свободными, – вот что было от начала и осталось навсегда вдохновением Движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

VI. Письмо пятое: Утешитель Помнишь ли ты, тихий, наши долгие прогулки пò лесу – по лесу умирающего августа. Как стройные пальмы стояли серебряные стволы берез, и золотисто-зеленые маковки, будто исходя кровью, прижимались к багровым и пурпурным осинам. А над поверхностью земли, как зеленый газ, ветвился сквозящий орешник. Священною торжественностью веяло под сводами этого храма. Помнишь ли ты, далекий и вечно-близкий Друг, наши проникновенные беседы? Дух Святой и религиозные антиномии, – вот что, кажется, интересовало нас более всего. А находившись по заповедной роще, мы шли на закате озимыми, упивались пылающим западом и радовались, что вопрос выясняется, что мы врозь пришли к одному и тому же. Тогда мысли текли пылающими, как небосвод, струями, и мы ловили мысль с полуслова. Во вдохновенном, холодном и пламенном вместе, восторге шевелились корни волос, и мурашки щекотали спину. Помнишь ли ты, Брат мой единодушный, тростник над черными заводями? Молча стояли мы у обрывистого берега и прислушивались к таинственным вечерним шелестам. Несказанно-ликующая тайна нарастала в душе, но мы безмолвствовали о ней, говоря друг другу молчанием: тогда… Теперь на дворе зима. Занимаюсь при лампе, и вечереющий свет в окне кажется синим, величавым, как смерть. И я, как пред смертью , снова пробегаю все прошлое, снова волнуюсь вне-мирною радостью. Но ничего мне не собрать – теперь, когда я один. Жалкие отрывочные мысли пишу я тебе. И все-таки пишу, столько чаяний связано с вопросом о Духе Святом, что я постараюсь написать хоть что-нибудь, – на память тебе. Пусть страницы письма будут засохшими цветами той осени. Познание Истины, т. е. единосущия Св. Троицы, совершается благодатью Духа Святого. Вся жизнь подвижническая, т. е. жизнь во Истине, направляется Духом Святым. Третья Ипостась Св. Троицы является, как бы, наиболее близкою, наиболее искреннею для подвижника Истины. Это Он, «Дух Истины» ( Ин.12:26 ), свидетельствует в самой душе его о Господе, т. е. об единосущии; это Он научает, «что должно говорить» всем вне его сущим, и потому гонящим Господа, т. е. идею единосущия ( Лк.12:11–12 ). Но, тем не менее, знание Духа, как Утешителя, радость Утешителя озолачивает лишь верховные точки скорби; так розы усталого за день солнца улыбаются на снего-вершинных пиках Кавказа. Только на конце тернистого пути видятся розовые облака очищенной твари и снежно-белый блеск святой, преображенной плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын Человечь бывает . Стихира на Господи воззвах Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия Иисуса Христа было началом нашего спасения, а завершением его является Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Тайна Воплощения Сына Божия в течение тысячелетий была сокрыта от человека. Все ждали этого величайшего события, но никто из смертных не мог постигнуть этой тайны. И только особые избранники Божии – пророки по вдохновению от Духа Святого предугадывали духовное возрождение человечества через искупительную жертву Крестную смерть и Воскресение Сына Божия, воплотившегося от Девы. Сама Пресвятая Дева Мария вопрошает Архангела: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Безмужное зачатие Сына и для Нее было сверхъестественным, недоступным для человеческого понимания актом. И когда Архангел Гавриил, ободряя смутившуюся Деву, возвещает Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» ( Лк.1:35 ). Она смиренно отвечает: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» ( Лк.1:38 ). С момента сверхъестественного зачатия Сына Божия начинается ряд чудесных явлений, которые Матерь Божия слагает в сердце Своем. Обрадованная благовестием Архангела Гавриила Пресвятая Дева спешит к Своей родственнице Елизавете, чтобы поделиться с нею своею радостью, и слышит от нее необычное приветствие: «И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). Шестимесячный младенец взыграл во чреве ее, и исполненная Духа Святого Елизавета восклицает: «Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» ( Лк.1:45 ). В состоянии духовного восторга Пресвятая Дева говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк.1:46–48 ). Что переживала Пресвятая Дева Мария, нося во чреве Своем Сына и Бога Своего? Кто из нас, смертных людей, может хотя бы отчасти понять тот духовный восторг, то неизреченное блаженство, в котором пребывала Пречистая Богородица в период ношения во чреве Своем Божественного Младенца?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию 35 Жизнь Церкви движима дыханием Духа Святого, пребывающего в ней, и ведением этой жизни обладают в наивысшей степени те, которые очищают чувствия подвигом и становятся исполнены Духа Святого Святость есть осознание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения, отсюда должно черпать свои вдохновения и умствующее богословие, которое стремится постигать разумом богооткровенные истины и школьному изучению подвергает их многообразные лики. Постольку богословие, как дело школы, есть по природе своей схоластика, но подлинная, добрая схоластика знает над собой и выше себя не школьное, духовное боговедение святости. И наше русское православное богословствование, как и труд нашей школы, совершаются водительством наших угодников-боговидцев, и в числе их ближе всего стоит нам великий Игумен Русской земли, Радонежский и всея России, а ныне и Парижский и иных стран, преподобный Сергий. Уже признано высокими умами отечественными, что преподобный Сергий был и остается воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождем. Но нам надо познать его и как благодатного руководителя русского богословствования. Свое боговедение заключил он не в книги, но в события жизни своей. Не словами, но делами и этими событиями молчаливо учит он нас боговедению. Ибо молчание есть речь будущего века, а ныне оно есть слово тех, кто еще в этом веке вступил в будущий. Молчаливое слово, сокровенное предстоит одевать в слова, переводить на наш язык человеческий нам, схоластам и умникам этого века, питать свое богословствование от источника боговедения. Чудесно молитвой преподобного Сергия изведен был из земли источник свежих и чистых вод, и от земли сердца и ума нашего и ныне да изводит он реки богословия. На небе умном начертал свои знаки преподобный Сергий, и над нашими головами горит и сияет его созвездие. И данью благодатного, благочестивого почитания является ныне воззреть на это созвездие. Что знаем мы о природных дарованиях и образовании преподобного Сергия? Житие содержит об этом лишь скудные данные, соответственные всей общей скудости тогдашнего русского просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010