Перфильева Наталия 23 августа 2021, 23:14 Царствие Небесное Рабу Божиему Петру! И низкий поклон его другу иеромонаху Косме. Никто не останется равнодушным, читая эти воспоминания. Каждый найдёт в них что-то сокровенное для себя. Спасибо. Дмитрий 23 августа 2021, 23:12 Уважаемый отец Косьма! Спасибо за Ваш рассказ! Я читал, что семья Петра Мамонова оказалась в трудном финансовом положении после его смерти. Так ли это? Можно ли каким-либо образом помочь? (перевести деньги, например) раба Божия тамара 23 августа 2021, 23:03 Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Петра в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… Аминь! Елена 23 августа 2021, 22:43 Да, такие тёплые воспоминания! Упокой, Господи, душу раба Твоего Петра и Сотвори ему Вечную память!!! Виктория 23 августа 2021, 18:30 Есть родные люди духом,даже если очень далеко.Слушаешь его тихонько ухом,ум парит и на сердце так легко.Дорогой Петр-царствия тебе небесного,ты и мне дорогу показал.Ведь идти шажочками неспешным по тропинке на вокзал.... Бойченко Валентина 23 августа 2021, 18:28 Вот настоящий пример, как стать христианином и какой трудный путь надо к этому пройти!!! Спасибо большое, Вам, иеромонах Косьма! Написано так доходчиво, мягко и правдиво! Дай Бог ,Вам, здоровья, телесного, душевного и духовного! А,р.б.Петру, даруй царствие небесное! Ольга 23 августа 2021, 16:58 Как же я благодарна иеромонаху Косьме. Вы написали о Петре Мамонове так тепло, с любовью,как настоящий друг,как близкий по духу ему и нам. Именно эти качества я увидела в Петре Мамонове,хотя я посторонний человек. Несколько лет слушаю его,наблюдаю за его творчеством,смотрю интервью. Колоссальный духовный рост видно,слышно, и он действует на тебя. Фильм " Остров " смотрела около 10 раз и каждый раз хочется бежать в храм и каяться. Плачу. Спаси Вас Бог! Царство Небесное рабу Божьему Петру! Он хотел к Богу. Верю,что Петр уже у Него,в Его обителях. Ирина 23 августа 2021, 15:35 Спасибо огромное за такие откровенные, теплые, живые воспоминания о Петре Мамонове. Светлая память!

http://pravoslavie.ru/141277.html

в том, что являлся участником антисоветской организации церковников, проводил антисоветскую пропаганду, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58–10 ч. 1 и 58–11 УК РСФСР. Считая следствие законченным, а добытые материалы достаточными для предания ГРУЗДЕВА Павла Александровича суду, руководствуясь ст. 208 УПК РСФСР следственное дело 1517 по согласованию с прокурором Ярославской области направить на рассмотрение Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности Союза ССР. Ходатайствуем подвергнуть ГРУЗДЕВА Павла Александровича ссылке на поселение. [Здесь от руки резолюция:] Ст. следователь Внести дело на рассмотрение След. отд. УМГБ ЯО Особого совещания. майор/ЗАПЛОТИН/ ст. опер. упол. С-та Ос. совещ. Нач. 2 отд. След. отд. УМГБ ЯО 13.2.1950 г. [подпись] майор/ГЛЕБОВ/ «СОГЛАСЕН» и.о. Нач-ка Следственного отд. Управления МГБ по Яросл. об. Подполковник/РЕНЦЕВ/ Обв. закл. сост. 23 дек. 1949 г. г. Ярославль 4 ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА 14 Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности Союза ССР СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ 120. Дело 1571 УМГБ Ярославской ГРУЗДЕВА Павла Александровича, области, по обвин. ГРУЗДЕВА Павла за принадлежность к антисоветской Александровича, 1911 г.р., группе сослать на поселение ур. Ярославской обл., русского, в Северо-Казахстанскую область, гр-на СССР беспартийного. Казахской ССР. Обвин. по ст. ст. 58–10 ч. I и 58–11 УК [стоит печать:] [стоит круглая [стоит печать:] Отметка в ОСК печать 25 МАРТА 1950 ПРОИЗВЕДЕНА ОСО МГБ ЯО] Арх. следств. дело 4 МАЯ 1950 330914 Жарикова Нач. Секретариата Особого Совещания 5 ащ-4 от 25 марта 1950 г. УДОСТОВЕРЕНИЕ Сим удостоверяем, что гражданин г. Тутаева, Ярославской области, Павел Александрович Груздев, нам известен. Характеризуем его беспристрастно, как примерного сына Святой Православной Церкви. Павел Александрович Груздев 1911 года рождения. Он один из немногих по городу Тутаеву проявляет себя человеком глубоко верующим, трезвым и некурящим. По воскресным и праздничным дням бывает в храме за Богослужением. Нередко принимает активное участие во время Богослужения в пении и чтении на клиросе, которое он знает хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

продано уже 993 книги. Приведенными данными точно определяется и время издания учебных псалтырей 1663 г. и характер этого издания, то, что книга не исправлена с греческих книг, а прямо перепечатана со старых славянских переводов, и наконец то, что царские указы на печатном дворе объявлял не всегда Арсений Суханов . Во второй отдел книг, печатанных при Суханове, автор вносит только три известных ему по записям издания: 1) Евангелие толковое, иначе называвшееся «Евангелие учительное недельное», 2) святцы или иначе месяцеслов, при чем автор опустил важное указание, что эти святцы печатались «с летописью», то есть с краткими сказаниями о житиях святых, и 3) канонники. К этим трем изданиям по записям печатного двора нужно присоединить еще следующих пять изданий: 1) учебную псалтырь 1661 г., о которой сказано выше; 2) азбуку, начатую печататься 13 ноября 1663 и вскоре после того изданную 58 л. 216); 3) азбуку с вопросами; в печатном издании она названа «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем, хотящым учитися чтению писаний»; печатание этой книги, начатое 4 апреля 1664 г., вскоре было окончено 58 л. 216 об.); 4) Беседы Св. Иоанна Златоуста на Евангелие Матфея, начатое 4 декабря 1663 года в 1200 книгах и вышедшие из печати не раньше конца сентября 1664 года уже после удаления Суханова с печатного двора; последняя запись о них доведена до 23 сентября 173 года 58 л. 128 и 137) и 5) книгу Шестоднев Св. Василия Великого ; печатание этой книги по царскому указу началось 27 ноября 1663 г. в 2400 экземплярах в лист мелкою азбукою и последняя запись доведена до 22 февраля 1664 г. 58 л. 139 и об., 217 и 219 об.); книга эта потом вошла в состав сборника учительного содержания, вышедшего в 1665 году, означенного в описании Ундольского под 807 и подробно описанного А. С. Родосским в составленном им «Описании старопечатных книг библиотеки С.-Петербургской духовной академии» под 288 (см. приложения к «Христиан. Чтению» 1890 ноябрь – декабрь). Приведенными данными разрешаются уже многие из сомнений автора о книгах, внесенных им в третий отдел своего описания, составленного по библиографическим указаниям В.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

4, 42–44 Явление сердцеведения в избрании учеников (или: ответ некоторым – книжнику и двум ученикам – в их просьбах) 8, 18–22 9, 37–62 Укрощение бури (на море Галилейском) 8, 24–27 4, 35–41 8, 22–23 Изгнание легиона нечистых духов (в стране Гадаринской) 8, 28–34 5, 1–20 8, 26–39 Исцеление расслабленного жилами (по возвращении в Капернаум) 5, 21. 2, 1–12 8, 40. 5, 17–26 Призвание к апостольству Матфея (на пути из Капернаума к морю); обращение Спасителя с грешниками, и ответ о посте 9, 9–17 2, 13–22 5, 27–39 Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 9, 18–26 5, 21–23 8, 44–56 Исцеление двух слепцов и бесноватого (опять в Капернауме) 9, 27–34 В. Дела Христовы от второй Пасхи до третьей Вторая Пасха. Исцеление тридцативосьмилетнего расслабленного при Овчей купели 5, 1–17 Защищение учеников, срывавших колосья в субботу (на обратном пути из Иерусалима в Галилею) 12, 1–8 2, 23–28 Исцеление сухорукого (в следующую субботу) и многих больных 12, 9–21 3, 1–12 6, 6–11 Избрание двенадцати Апостолов 4, 23–25 3, 13–19 6, 12–19 5, 1–48 6, 2–34, 7, 1–29 (12:34–35) 9, 50 (11 25–26) 6, 20–49 11, 1–4, 9–13, 33–38, 12, 22–34, 57–59, 14, 34–35, 16, 13. 17. 18 Исцеление прокаженного 1, 40–45 5, 12–16 Исцеление раба сотникова (в Капернауме) 8, 5–13 7, 1–10 Воскрешение сына вдовы Наинской 7, 11–17 Свидетельство Господне об Иоанне Крестителе, при отшествии посланных от него 11, 2–30 7, 18–35 10, 13–15 Принятие кающейся грешницы 7, 36–50 Исцеление бесноватого слепонемого, изобличение хулы против Духа Святого, и похвала слушающим слово Божие 12, 22–45 46–50 3, 20–30 31–35 11, 14–35 8, 19–21 Притчи: о сеятеле, о семени, о плевелах, и иныя 13, 1–52 4, 1–34 8, 4–18 13, 18–21 Проповедь в синагоге Назаретской 13, 53–58 4, 16–30 Получение вести об усекновении главы Иоанна Крестителя 14, 6–12 6, 21–20 9, 35–38 10, 1–2, 11, 1 6, 6–13 8, 1–3 9, 1–6 Удаление Иисуса Христа – из области Иродовой (Галилеи), с возвратившимися Апостолами, в пустыню, и насыщение в ней пятью хлебами 5000 мужей 14, 1–2 13–21

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

С. 207-209; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 89. Ил. 250. (Древнерус. живопись в музеях России); Иконы Владимира и Суздаля. М., 20082. Кат. 2. С. 50-57. (Древнерус. живопись в музеях России); Святые Земли Русской: Альбом. СПб., 2010. Кат. 219. Ил. 96; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010, 2012. С. 265-277, 290-293. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно-и церковнослужителей. БУДАЕВА Анна Николаевна,1900 г.р., уроженка и жительница с. Бигильдино, Данков. р-на, монахиня, приговорена Рязан. обл. судом от 26.04.38 по ст. 58-10-1 к 5 годам лишения свободы, реабилитирована определением Липец. обл. прокуратуры от 30.06.92. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ИванНиколаевич, 1874 г.р., уроженец с. Теплое, Данков. р-на, дьякон церкви в с.Бигильдино Данков. р-на., постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 09.03.30 пост. 58-10, 58-11 приговорен к 3 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липец. обл. прокуратуры от 31.07.89. СКВОРЦОВ Михаил Тихонович, 1899 г.р., уроженец с.Спешнево-Подлесное, Данков. р-на, псаломщик церкви в с. Бигильдино Данков. р-на, постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 17.04.33 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет, реабилитирован определением Липец. обл.прокуратуры от 21.08.89. Список составлен сотрудником Государственного архива Липецкой области, членом Липецкого областного краеведческого общества В.Б. Поляковым на основании следственных дел, хранящихся в фондах архива Церковные старосты приходов Рязанской епархии - 60-70-е годы XIX века (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1879 годов). Бигильдино (Сурки) Данковского уезда, Богоявленская церковь. 1836-1872 - крестьянин Никифор Кузьмин Уколов, 1872-1879 - крестьянин Иван Долгих. Священно- и церковнослужители храма Богоявления  Господня: Кочуров Александр Васильевич - 1857-1897. Восходов Николай Алексиевич - 1866. Демкин Андрей Иоанович - 1870-1901. Кротков Павел Иванович - 1897-1918. Прилуцкий Василий Матвеевич - 1901-1930. Лакедемонский Владимир Матвеевич - 1930-1933. Раковский Иоанн Дмитриевич - 1937. Дьяконы: Филиппов Николай - 1841-1842. Доброхотов Иосиф - 1881-1889. Рождественский Иоанн Николаевич - 1895-1918. Дьячки: Успенский Алексей - 1841-1842. Кудрин Гавриил - 1883-1885. Пономари: Стефанов Никифор - 1841-1842.Алексеев Александр - 1841-1842. Псаломщики: Кудрин Гавриил - 1886-1888. Кочуров Михаил - 1883-1885. Мелиоранский Сергей Леонтьевич - 1886-1918. Воржев Ксенофонт - уп. 1895. Сиротин Василий - уп. 1903. Оскардов Иван Васильевич - 1905-1918. Скворцов Михаил Тихонович - 1922-1933

http://sobory.ru/article/?object=15346

В фонде Главного управления имперской безопасности имеется богатейшая информация о положении Русской Церкви на оккупированной территории СССР в трех группах сообщений представителей этого ведомства за 22 июня 1941 – 21 мая 1943 гг. (R 58/60, 214-225, 697-699). Указанный источник содержит не только информационные сводки, но и заявления православных священнослужителей в германские органы власти, порой копии важнейших церковных документов, например, акта объединения Украинских автокефальной и автономной Церквей от 8 октября 1942 г. Следует отметить также протокол беседы Гитлера с Розенбергом и рейхскомиссаром Э. Кохом о германской политике на Украине от 19 мая 1943 г. (R 58/1005), докладные записки о " русском вопросе " 1942 г., Украине 1940 г. (R 58/13, 37) и документы об особом обращении с восточными рабочими (R 58/243). Фонд Рейхсминистерства церковных дел содержит, прежде всего, материалы о положении приходов Русской Православной Церкви на территории Германии, однако с информативной целью министерство также получало различные сообщения и докладные записки о ситуации на оккупированной территории СССР, Центральной и Юго-Восточной Европы: в Греции (в том числе на Святой Горе Афон), Протекторате Богемия и Моравия (в Чехии), Болгарии, Румынии и Сербии. Они отложились главным образом в деле " Православная Церковь в новых рейхскомиссариатах Востока 1941–45 " (R 5101/22183). Это дело заканчивается важным документом от 29 января 1945 г., в котором говорится об указаниях, данных рейхслейтером Мартином Борманом германским средствам пропаганды в связи с избранием нового Московского Патриарха. Интересны и материалы о попытках создания Православного Богословского института в Бреслау или Берлине в деле " Православная Церковь за границей, 1936–39 " (R 5101/23173) или о религиозной ситуации на оккупированной территории Польши и Западной Белоруссии, 1939–41 гг. (R 5101/22181). В фонде Рейхсминистерства иностранных дел хранятся дела, содержащие донесения немецких посольств и уполномоченных МИД о религиозной ситуации в европейских странах. В двух подобных делах, в частности, имеются сведения о положении русских обителей на Святой Горе Афон (R 901). Кроме того, в Федеральном архиве отдельные акты, относящиеся к германской церковной политике на Востоке, содержатся в фондах Имперской канцелярии (R 43/II), Рейхсминистерства юстиции (R 22), Рейхсминистерства финансов (R 2), Внешнеполитической службы национал-социалистической германской рабочей партии (NS 43) и др.

http://religare.ru/2_94013.html

Албанские горы 144 Александр II («наследник») 174, 192 («Александр Николаевич») 282, 288, 345, 346, 359, 360, 388, 403, 406, 455 Альбано 132, 225, 394, 412 Альпы 58 («Альпийские горы»), 59–61, 105, 117, 390, 400 Англия 62, 183 Андросов Василий Петрович 13 Анна Федоровна, вел. княжна 73 Анненков Павел Васильевич («Жюль») 26, 28, 63, 83, 86, 96, 116, 135, 163, 376, 381, 385, 395–397 Антверпен 67, 378 Антоний, лицо неустановленное 203 «Арзамас» 399 Армфельд, проф. 24 Аттила 127 (Attila), 129 Афанасий, слуга 198, 218, 407, 410 Афанасьев, актер 12 Ахен 13, 49–51, 53–57, 64, 225, 374, 378 Б аден-Баден 13, 15, 16, 57, 58, 62, 104–107, 109, 113, 115, 375, 378, 386, 390, 401 Базель 14, 58, 62 Базилевский, знакомый Гоголя в Риме 194 («Б-ской»), 406 Базили Константин Михайлович 85, 198, 218 («Базиль»), 382, 407 — «Босфор» 85, 382 Байрон Д. 73 («творец „Шильонского узника“»), 379 — «Шильонский узник» 73 Бакунин Михаил Александрович 346, 451 Балабин Виктор Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Евгений Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Иван Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Петр Иванович 147, 231, 246, 387, 396 Балабина Варвара Осиповна 16, 105, 147 («маминька»), 159, 246 («маминька»), 273, 378, 386, 387, 396, 428 Балабина Мария Петровна 67, 106, 127, 129, 140, 176, 179–181, 185, 227, 231, 244, 246, 249, 375, 377, 387, 393, 395, 396, 404, 407, 412, 414, 417 Балабины 13, 15, 21, 58 («Встретил довольно знакомых»), 177, 195, 375, 377, 378, 396, 401, 425, 426, 428 Барант, жена фр. посланника 52 Баратынский Евгений Абрамович 100, 386 — «Разуверенье» 100 («Друг попечительный»), 386, 405 Барсуков Николай Платонович 14, 363, 369, 376, 379, 408, 428 Белинский Виссарион Григорьевич 11, 12, 22, 28, 363, 409, 443 — «Несколько слов о „Современнике“» 12 — О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя“» 11 Белли Джузеппе-Джоакито 143 («Belli»), 396 Белозерский Николай Данилович 33, 278, 364, 365, 430 Белосток 20 Белоусов, Николай Григорьевич 135, 395 Бенардаки Дмитрий Егорович 241, 416

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Во время преобладания в Кириллове направления сторонников преп. Нила Сорского получило свое начало и денежное жалованье монастырю от великих князей московских, которое в первое время, как и руга хлебная, могло не иметь значения постоянного оклада, но, было, вероятно, милостынею по случаю славления или поздравления с праздниками. Около 30-х годов XVI века среди кирилловских старцев существовал обычай ездить летом в Москву к великому князю со святою водою «о чюдотворцовой памяти». Точно также зимою игумен и старцы ездили к Москве «с рыбою великому князю и государю челом ударить» 689 . Пользуясь пребыванием кирилловского игумена в Москве, великий князь Василий Иванович на каждый раз «жаловал» милостыню – «давал игумену з братиею 29 рублев 5 алтын 2 деньги», итого в год по 58 рублей, 10 алтын и 4 деньги. За это даяние монастырь обязывался «за здравее его и его княгини и детей и за христолюбивое воинство и за все православное христианство молити Бога соборне и келейне и молебны пети и обедни служити собором и седмь кормов кормити на всяк год» (15 августа, 29 августа, 26 марта, 21 мая, 9 июня и кроме того – летом и зимою после возвращения игумена и старцев из Москвы) 690 . При жизни Василия Ивановича монастырь успел воспользоваться предоставленною ему милостынею, по-видимому, только в течении одного года (получив ее всего на всего 58 рублей. 10 алтын и 4 деньги) 691 . Но Иван IV продолжал выдачу этих денег в том-же размере и на тех-же условиях, и к 70 годам XVI столетия в силу давности они превратились уже в окладное жалованье. В царской грамоте от 12-го января 1577 года (на Белоозеро городовым прикащикам Леонтью Ошанину да Алаю Нелюбу) деньги эти уже названы ругою («бил нам (т. е. царю) челом Успенья Пречистыя Богородицы Кириллова монастыря богомолец наш игумен Козма з братьею, а сказал идет им в Кириллов монастырь на Москве из Большого Приходу нашего (т. е. царского) жалованья денежные годовые руги по 58 рублев и по 10 алтын по 4 деньги на год») 692 . В конце XVI века та же денежная руга выдавалась монастырю уже не на два срока в год, а получалась на Москве «из Большого Приходу» «сполна 58 рублей и 10 алтын и 4 деньги» – на один срок «на Благовещеньев день» 693 . С 7086 (т. е. с 1577–78 года), по челобитью игумена Козмы, Иван Грозный велел выдавать годовую ругу «на Белоозере из своих из белозерских из ямских денег, по прежнему своему указу на срок на Благовещеньев день» 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010