Ферапонт, с 1539 г. еписк. Суздаль.), 136 (в мае 1545 г. м-рь посетил царь Иван Вас.), 174 (царь Иван Вас. посетил м-рь снова в 1553 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 96 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского: а к Пречистой в Мартемьянов м-рь на Беле Озере Липник да Маро Озеро), 235 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого: в Мартемьянов 10 руб. да кожух); 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); 1791 г, VII, 145 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; игум. Евфимий); “Русск. истор. Библиот.”, II, 23, 25 (отводная 1448–1468 г. между владениями Кириллова и Фералонт. м-рей); III, 908 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Книга в полдесть, преп. отец Ферапонта и Мартемьяна); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1880 г., VIII, исследов., 144 (грам. 1676 г. патр. Иоакима игумену м-ря Афанасию по делу сосланного патр. Никона). 557. Филиппова – Троице – Ирапская – Красноборская , мужская, заштатная пустынь, Новгородской губ., Череповецкого у., в 52 вер. к сев.-зап. от Череповца, на правом берегу Андоги, между рч. Больш. и Мал. Ирапами. Основана в 1517 г. преп. Филиппом, ученикомъ преп. Корнилия, искавшим уединения и скончавшимся в 1538 г. 14 ноября. Патриархом Иоакимом (1674 – 90 г.) приписана к Воскресенскому Череповецкому м-рю, а в 1704 г. к Олонецкой верфи. В 1764 г. пустынь упразднена и обращена в приход; в 1792 г. восстановлена, и сюда переведены иноки сгоревшей Ворониной пустыни. В храме св. Троицы покоятся под спудом мощи преп. Филиппа, на гробнице которого положена икона его имени, написанная по явлению и по повелению преп. во сне старцу Феодосию. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 594; Ратшин, 389; “Словарь ист. о свят. в России”, 263; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 123, 89; Проценко, “М-ри в России”, 54; Ключевский, “Жит. свят.”, 274, 433; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 47; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1882 г., I, смесь, 80 (воспомин. крестьян. Артынова); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 146 (дело о приписке к Воскр. Черепов. м-рю). 558. Фрумошский – Успенский , мужской, общежительный, Бессарабской губ., Оргеевского у., в 30 вер. к зап. от Оргеева, в живописной местности (фрумос – красивый), на возвышенности, склоняющейся на юго-зап. к потоку Икелю. Основан в 1807 г. жителями села Бравичи (в 4 вер.), из коих Ефрем Юрками принял иночество под именем Евфимия, а через несколько лет и схиму. При монастыре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бессар. обл.”, II, 216; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 24 (участие в Турец. войне); 1884 г., 235 (школа). 559. Фынтын – Доамней , женский скит, совсем уничтоженный, Бессарабской губ., Оргеевского у. Он уже существовал в XVIII ст., и в 1815 г. инокини его переведены в Таборский-Успенский скит. В списк. насел. мест Бессарабской обл. под 1176 значится село Фонтына-Алба с церковью и под 1177 дерев. Фонтына-Ноу, обе в Ясском уезде. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 214.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин) , архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1–2. М; 1885–1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914–1915//»Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//»Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 13 и 14. Никитин В. Календарь Грузинской Церкви на 1977 год//ЖМП. 1977 9. Н. И. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Одесса, 1900. Ответ на статью архим. Никандра «Об автокефалии Грузинской Церк ви»//«Прибавление к Духовн. Вестн. Грузин. Экз.». 1906. 21-22. Питирим, архиеп. У гроба Патриарха Грузинского//ЖМП. 1972. 6. Покровский Никандр, свящ. Краткий очерк церковно-исторической жизн православной Грузии со времени появления в ней христианства и до вступления е в подданство России. Тифлис, 1905. Покровский Н. Обособление и единение//«Духовн. Вестн. Груз. Экз.> : 1906. 4. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах и биография: СПб., 1885. Протопопов И. А., свящ. Краткое жизнеописание главнейших деятелей гр) зинской церковной истории. М., 1902. Пуриеладзе. Д. П. Грузинские церковные Гуджары (грамоты). (Материал для 5-го археологического съезда). Тифлис, 1881. Пуриеладзе Д. Историко-археологическое описание Бодбийского собо( св. Нины, просветительницы Грузии. Тифлис, 1888. Сабинин Гоброн (Михаил). История Грузинской Церкви до конца VI век СПб., 1877. Сабинин М. Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. СПб., 187 Свешников Н., прот. История взаимоотношений Русской и Грузинской Церквей. Баку, 1968. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид У//ЖМП. 1972. 8. Северов А.П. Памятники грузинского зодчества. М; 1974. Софийский Л. Н. Высокопреосвященный Никон, архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (1861-1908). СПб., 1909. Судьбы Грузинской Церкви (По вопросу о Грузинской церковной автокефалии). М., 1907. Такайшвили Е. Источники грузинских летописей. Тифлис, 1900.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Отпевание совершено было 15-го числа двумя архимандритами: Ректором Академии Архимандритом Антонием и настоятелем посольской церкви в Афинах, Архимандритом Сергием в сослужении священников студентов. Из близких покойного при отпевании была только его супруга. Товарищи и сослуживцы покойного по академической церкви, священники выражали ему на прощание свои симпатии глубоко прочувствованными речами. Особенно трогательно было произнесено во время отпевания слово священником о. Симеоном Никольским (в нынешнем году окончившим академический курс). После продолжительного священнического отпевания гроб руками священников вынесен был из храма и в предшествии хоругвей обнесен был вокруг него и за тем вблизи, с западной стороны, опущен в могилу, при тихом перезвоне малых кладбищенских колоколов. Так совершилось печальное начало заселения нового студенческого кладбища. 6-го февраля в 6 часов вечера в присутствии профессоров и студентов академии происходил магистерский диспут. Обсуждению подвергалась диссертация И. П. Николина . «Деяния святых Апостолов. Опыт историко-критического введения». Сергиев Посад 1895 г. Диспутант, —98— по сообщению curriculum vitae, – сын священника села Рылеева, Егорьевского уезда, Рязанской губ. По окончании курса в Рязанской духовн. семинарии с аттестатом первого разряда поступил надзирателем рязанского духовного училища. В 1888 году был принят в число студентов Московск. Академии на казенное содержание. По окончании курса в академии был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата, но за неимением вакансий в академии приказом г. Обер-Прокурора Св. Синода от 4 февр. 1892 г. определен преподавателем догматического богословия и соединенных с ним предметов в Вифанскую духовн. семинарию, где состоит преподавателем и теперь. Еще, будучи студентом, диспутант напечатал в Рязанских Епархиальных Ведомостях статью: «религиозно-нравственное состояние Иудеи в царствование Иосии». Затем в 1894 г. в «Чтениях в обществе любител. духовн. просвещения» было напечатано: «Опровержение мнения о заимствовании некоторых сказаний священной книги Деяний из повествования Иосифа Флавия», и в «Радости Христианина»: «Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

250 Сава говорит, в народе же бе молчание велие: но ему противоречат все другие современники, сообщающие, что безчинные клики народа приводили в смущение даже царей, бывших в своих палатах. 251 См. Увеет духовн. л. 60; посл. Игн. Тобол. стр. И51; истор. Саввы Ром., записк. Медведева стр. 20; – три из этих современных записей упоминают только об одном священнике – протопопе Василие; Игнатий же насчитывает двоих иереев, посланных из собора. Но вероятно были посланы для увещания не один и не два священника, а несколько. 252 Это свидетельство Игнатия подтверждается и Уветом духовн. См. л. 61; и записк. Медведева стр. 20. 254 См. записк. Медведева стр. 20–21. Медведев здесь прямо замечает, что Хованский, говоря патриарху якобы по указу государей, «говорит от себе». Здесь же Медведев замечает еще и то, что патриарху дан был совет идти в верх, к государям (на собор) царевною Софьею: но другие современники не говорят об этом; а на Медведева мы не должны очень полагаться как в этом разе, так и во всем его разсказе об участия Софьи в делах собора, так как он явно был пристрастен в этом случае, от чего это зависело – узнаем впоследствии. 255 Все подробности этого дела передает Медведев (см. его записи и пр. 20–23 его отчасти подтверждают и другие современники – см. Увет духовн, л. 61 и 62 послан. Игнатия Тобольского стр. 151 и 152. 256 Крекшин (см. его заниски – стр. 42–43) один говорит об этом обстоятельстве; у других нет даже и намеков на него: но сказания Крекшина подтверждаются тем, что на соборе действительно не мало было стрельцов – сторонников православия. 258 Здесь Савва говорит, что драку эту затеяли Московские попы, число которых и указывает около 300, и которые будто «смяша всех» и только уже стрельцы могли одолеть их. Но попы а скорее всего это были те самые стрельцы, которые тайно решились было защищать православие и намерение которых вероятно никому не было известно. 259 См. записк. Медведева – стр. 24. Медведев замечает при этом, что Хованский велел «отбиением отогнати оных ревнителей» православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии. 278 Тертуллиан. Гл. IX — XIII. 279 Кожевников. Указ. соч. С. 271—272 280 «Пчела», 33. «Очерки древнерим. нравов». 281 «Пчела». Там же. 282 Тертуллиан. Гл. V и сл. 283 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343. 284 Broglie. L " eglise et l " empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859. 285 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Paris, 1850. P. 208—211. 286 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338—341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.). 287 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 339—341. 288 Тертуллиан. Гл. III — IV. 289 Тертуллиан. Гл. II. 290 Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом. 291 Тертуллиан. Гл. I. 292 Там же. Гл. IV. 293 Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II). 294 Тертуллиан. Гл. XV. 295 Тертуллиан. Гл. XVI. 296 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии). 297 Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20. 298 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344. 299 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345. 300 Тертуллиан. Гл. XVII. 301 Тертуллиан. Гл. IX. 302 Там же. Гл. XVII. 303 Там же. Гл. XXVII. 304 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346. 305 Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20. 306 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е). 307 Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е). 308 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии). 309 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. 310 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. 311 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Триодь цветная. М.: Изд–во Московской Патриархии, 1999. Л. 289—335 об. В печатных греческих «Пентикостарионах» текст Трипеснцев отсутствует; в славянскую Триодь цветную он попал из рукописного «Пентикостариона». Трипеснцы предназначены к исполнению на повечериях в течение всего пасхального периода — от понедельника 1–й седмицы по Пасхе до субботы Пятидесятницы. В нашу подборку вошли только те тропари из трипеснцев, в которых говорится о сошествии Христа во ад. Ис. 53:7. Букв. «связать под бичом», «обуздать бичом». Исх. 12:3—12. Букв. «осязаемую», «ощутимую». Букв. «истине по естеству». Букв. «ценное по естеству». Быт. 2:8. Иерем. 5:8. Втор. 28:66. Пс. 2:1. Иерем. 11:19. Ис. 53:7. Пс. 34:12. Букв. «световодивший тебя в столпе». Переводим по чтению рукописи Bodmer XIII. Исх. 12:8. Пс. 17:4 Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 36. Перевод с сирийского НИСИБИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ Гимн 36 Господь наш смирил Свою силу и позволил им овладеть Собой, дабы чрез живую смерть Свою спасти Адама. Руки Свои дал Он пригвоздить вместо руки, сорвавшей [запретный] плод; по щеке был ударяем в доме суда вместо уст, вкусивших [запретный плод] в Эдеме; и [если] были свободны ноги Адама, то Его ноги были пронзены. Господь наш снял [одежду], дабы мы облеклись [в одежду]; желчью и уксусом усладил Он яд змия, который тот влил в человечество. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. [Смерть:] «Если Ты Бог, покажи Твою силу, а если Ты человек, ощути нашу силу. И если Ты ищешь Адама, уходи отсюда, ибо из-за своих прегрешений он заключен здесь: не могут ни херувимы, ни серафимы стать заменой ему. Нет среди них мертвого, который бы отдал себя за него. Кто откроет уста шеола и погрузится в него, дабы извлечь его оттуда? Ведь он поглотил его и связал его — и это навеки! Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. Это я — я, что победила всех мудрецов, и вот, сложила я их [грудами] в шеоле. Подойди, войди, Сын Иосифа, и посмотри на ужасы: члены гигантов, огромное тело Сампсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Таблица 1 Соборы святых в “Каноне” инока Сергия (Шелонина) (в сопоставлении со структурой “Канона” преподобного Феодора Студита) Канон преподобного Феодора Студита Канон инока Сергия Песни 1–6 посвящены древним преподобным отцам, чьи имена начинаются …- с буквы A: песнь 1;- с букв B, G, D: песнь 2; — с букв E, Z, H, Q, I: песнь 3; — с букв I, K, L, M: песнь 4; — с букв N, C, O, P: песнь 5; — с букв R, S, T, U, F, X, Y, W: nechь 6. Песни 1–6 посвящены “чину” русских преподобных: чин юродивых: песнь 6 (тр. 5). чин преподобных жен: песнь 7. чин благоверных князей: песнь 7 (тр. 1–7). чин святителей: песнь 8. чин священномучеников и священноисповедников: песнь 9 (тр. 3–5). При создании “Канона всем русским святым” инок Сергий (Шелонин) широко использовал еще один художественный принцип — уподобления русских святых их “агиологическим образцам” 14 . Следуя тексту избранной им “литературной модели” (“Канона” преподобного Феодора Студита), соловецкий писатель старался в каждом из его тропарей найти “агиологический образец” для сходного с ним русского святого. Найдя подходящий “агиологический образец” (или агиотип) 15 , писатель затем “замещал” его в соответствующем тропаре именем русского героя, сохраняя литературную форму канонического текста почти неизменной. Основанием для уподобления русского святого его агиотипу могло служить тождество их имен, близость типа аскезы, общность социального происхождения, сходство чудес или духовного дара обоих подвижников и т. д. Например, в качества агиотипа для Антония Печерского он избрал Антония Великого (п. 1, тр. 1), а для Сергия Радонежского — основателя первого общежительного монастыря в Египте Пахомия Великого (п. 6, тр. 2). Евфимий Суздальский уподоблен им (по признаку тезоименитости) Евфимию Великому (п. 4, тр. 4), а два Макария (Калязинский и Унженский) — египетским подвижникам Макарию Великому и Макарию Александрийскому (п. 4, тр. 5). В последнем случае основанием для уподобления послужил, помимо тождества имен, признак “парности”: одна “святая двоица” (русских преподобных) уподоблена другой “святой двоице” (египетских отцов). Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Ст. 9. Речь идет о приговоре Бога ассирийцам, которые произнесли хулу на Господа (см.: 4Цар. 19:32–34 ). Ст. 11. ...всяким помыслом – букв. «остатком, малейшей частью мысли», т. е. не будет ни малейшей части мысли, которая не прославляла бы Господа: человек «всем помышлением» своим возлюбит и прославит Бога (см.: Лк. 10:27 ). Ст. 12. ...собравшиеся в храме – букв. «те, кто окружают Его». Ст. 13. ...жизнь – букв. «дыхание, дух».   Псалом 76 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума, псалом Асафа – смысл этих слов, по-видимому, в том, что псалом исполнялся хором Асафа (см. примеч. к пс. 72) вместо хора Идифума, носящего имя своего основателя (см. примеч. к пс. 38:1). Этот псалом по своей структуре близок пс. 73: мрак скорби, готовый перейти в отчаяние богооставленности, сменяется светлым воспоминанием о былой помощи Божией. Псалом поется от лица вавилонского пленника. Ст. 2. Этот стих формулирует весь смысл того, о чем говорится в последующих стихах. Ст. 3–10. В этих стихах постепенно нарастает напряженность: напряжены чувства (скорбь, малодушие, тревога, бессонные ночи – ст. 3–5), упорно работает ум (ст. 6–7), дух ищет ответа на недоуменный и страшный вопрос: неужели Бог перестал любить народ Свой (ст. 8–10)? Ст. 5. ...сменялась стража – у древних евреев ночь делилась на три стражи (смены караула): первая от 6 до 10 часов вечера, вторая от 10 до 2 часов ночи, третья от 2 до 6 часов утра. Ст. 11. Псалмопевец видит во всем свершившемся волю Божию. Ст. 12–13. Эти стихи перекликаются со ст. 6–7: снова Псалмопевец видит великую милость Бога, явленную Своему народу (ст. 14–21). Ст. 14. ...исполнен святости – букв. «во святом»; некоторыми толкователями понимается как «в святилище». Ст. 16–21. Речь идет о бегстве из Египта (см.: Исх. 12 и след.). Ст. 17–20. Воспоминание о переходе древних евреев через Красное море (см.: Исх. 14:19–15:19 ). Ст. 18. ...стрелы – молнии. Ст. 19. ...огласили небосвод – букв. «голос в колесе»; некоторые толкователи понимают эти слова как намек на колесницы египтян, затонувшие в море (см.: Исх. 14:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молился сей брат Господень с плачем и воздыханием не только о Церкви, которой управлял, но и обо всем Даже когда злобные евреи столкнули его с крыши храма, так что весь он разбился, то и тогда сей святой Апостол ни на миг не забыл о своем долге пред Богом и людьми. Собрав последние силы, он поднялся на колени, воздел руки к небу и помолился Богу, усердно произнося: «Прости им, Господи, грех сей, ибо не ведают, что творят». Пока он так молился жестокие люди побивали его камнями, метая их со всех сторон. При виде этого некто из сынов Рихавовых воскликнул: «Перестаньте! Что вы делаете? Праведник молится о вас Богу, а вы его убиваете». Но этот окрик одной сердобольной души не мог удержать навыкших на злодеяния убийц [букв.: кровников. – Ред.] и [помешать им] умертвить святого Божия человека. Следовательно, не полагались Апостолы только на благодать, но при ее обильном наитии прилагали почти сверхчеловеческие усилия к тому, чтобы оказаться достойными сей благодати, подаваемой им от Бога. Созерцание Да созерцаю чудесное воскрешение Тавифы (Деян. гл. 9), а именно: 1) как Тавифа умерла и лежала мертвой на одре; 2) как апостол Петр помолился о ней Богу и сказал: Тавифа! встань! 3) как Тавифа ожила и встала. Проповедь о красоте дщери царевой Вся слава 156 дщери царевы внутрь . Пс. 44:14 Церковь Божия – дщерь Царева. Сколь бы ни казалась она снаружи убогой, и неприглядной для [телесных] глаз, и гонимой, и уничиженной, – внутри она исполнена царского блеска и великолепия. Красоту дщери Царевой образует [Сам] Царь – Тот, Кто красен добротою паче сынов человеческих . Церковь Божия подобна Христовой обители [букв.: одежде. – Пер.], Христос живет в ней. Никакая внешняя красота не может измеряться красотой внутренней, то есть красотой Христовой. Пресвятая Богородица – дщерь Царева. Рясны златыми одеяна Она и преиспещрена [в серб, букв.: Облечена Она златыми и вышитыми одеждами. – Пер.]. Это добродетели (благоделания) Ее души. А то, что под ряснами [в серб, букв.: под одеждами. – Пер.] подразумеваются добродетели, это ясно из притчи о браке Сына Царева. Человек, не облеченный в брачную одежду , был изгнан с трапезы Церкви и наказан ( Мф. 22:11–13 ). Истина веры в Бога – вот что было золотой одеждой Пресвятой Девы, а девство, кротость, милосердие, святость, молитвенность, преданность воле Божией и все прочие добродетели были подобны вышивке на этой золотой одежде. Однако всю Ее красоту составляет Владыка Христос, носимый Ею [букв.: сокрытый в Ней. – Пер.] и рожденный от Нее. И душа каждого христианина сродни дщери Царевой. Все благолепие этой души – во Христе и от Христа, обитающего внутри ее. Без Христа же, [без] Солнца правды, душа пребывает во мраке, лишенная своего лица [лика] и красоты, – как и вся вселенная была бы без лица и [без] красоты, без материальных солнц [и звезд].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010