На свидетельствах подобного рода из святоотеческой литературы основано учение о «мытарствах» – посмертных испытаниях, которые проходит душа всякого человека. Это учение нашло отражение в различных памятниках византийской аскетической и агиографической литературы, в частности в «Мытарствах блаженной Феодоры». В этом произведении описывается опыт прохождения через двадцать мытарств («таможенных постов»), каждое из которых соответствует одному из грехов: за каждый совершенный грех человек должен дать ответ демонам-истязателям, и пока он не докажет свою невиновность, он не допускается к следующему мытарству. Современному человеку такие описания могут показаться плодом фантазии или какого-то нездорового «эсхатологического садизма», однако опыт людей, переживших клиническую смерть, исследованный врачами, психологами и богословами, в некоторой степени подтверждает свидетельства, содержащиеся в этих описаниях. Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах, будь то древние или современные, учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует признать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека. После того как посмертное испытание души человека завершается, она попадает либо в преддверие рая, где пребывает в ожидании вечного блаженства, либо в преддверие ада, где предвкушает вечную муку. Об этом говорится, в частности, у святого Марка Ефесского : «Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и то блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после того последнего дня Суда и воскресения всех. Ныне же и те и другие находятся в свойственных им местах: первые – в совершенном покое и свободными находятся на небе с Ангелами и пред Самим Богом и уже как бы в раю...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если бы нужно было в краткой формуле выразить сущность их подвига, то мы не могли бы сделать этого лучше, чем   словами их житий. Для Геновефы словами ее духовного отца, Германа Оссерского: «Будь мужественна, и во что веришь сердцем, что исповедуешь  устами, докажи делом». Для Симеона словами Феодорита: «Он стремился улететь в небо и убежать от земной жизни». И однако, вот: Симеон благословляет Геновефу, просит ее молитв. Трудно думать, что им самим или их современникам, осталось неясным различие их путей. Это благословение надо понять, как благословенье чужого пути. Много путей к Отцу, потому, что в дому Отца Моего обителей много». Если бы только этот урок извлекли мы из жеста великого ревнителя, и это было бы уже много, чрезвычайно много для нашего ревнивого и исключительного времени. Но нам хочется продолжить анализ, точнее определить на живом опыте условия схождения всех христианских путей. Признаемся: контраст двух образов в нашем изложении более резок, чем в действительности; мы умышленно оставили до сих пор в тени сближающие их черты. И св. Геновефа не вся вместилась в дело служения человечеству. И ей была дана благодать молитвы «gratia orande». И она «молилась без перерыва», и она познала аскезу. Хотя ее аскеза не может идти в сравнение с нечеловеческим самоумерщвлением Симеона, но для ее, как и для нашей верховной среды и эта аскеза кажется чрезмерной. «С 15 до 50 лет она прерывала пост два раза в неделю, в четверг и воскресенье. Пищею ей служили ячменный хлеб и бобы»... После же 50 лет епископы, «которым грешно противоречить», убедили ее есть и рыбу и молоко». (Епископы и в Галлии, как в Сирии, умеряют, гуманизируют аскезу). И Геновефе были не чужды видения, о которых глухо говорит ее биограф. «Людям духовным она свидетельствовала, что многое ей было открыто в духе, о чем нет надобности рассказывать». Другие редакции жития более детальны. «Свидетельствовала она, что в духе водил ее ангел в места покоя праведных (и мучения грешных), и там видела она награды, уготованные любящим Бога». Вспомним далее, что общественное служение Геновефы начинается около 30 лет от роду – в том, приблизительно, возрасте, когда Симеон, после долгой аскетической школы, поднимается на столп. Первые 15 лет после своего обета святая ведет уединенную, затворническую жизнь, главное содержание которой составляет молитва . В эти годы сограждане не оценили, скорее презирали ее, но именно тогда св. Герман показал им пол ее кельи, «мокрый от слез». Созерцание и для нее предшествует деятельности. Наконец и самая деятельность эта, в изображении биографа, чудотворна, т. е. связана с изобилием благодатных сил. Эти дары не даются даром. Они свидетельствуют о духовной полноте, о неослабевающем молитвенном напряжении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

8 Благодарение Богу! Братия, порадуйтесь за брата вашего, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Слава терпению и милосердию Господа Бога нашего; терпению, потому что терпел Он упорствующего; милосердию, потому что благоволил принять обращающегося. Это виноградник, где я не трудился; в другом тратил я силы свои. О, виноградник, возлюбленный Господом моим! Не только нисколько не был полезен я тебе, но даже против тебя служил врагу твоему. С большим рвением расточал я, когда не собирал для тебя. Слава насадителю твоему, у Коего не остается плата работников, призванных даже в позднейший час. Поздно прихожу я, но не отчаиваюсь в получении динария ( Мф.20:9 ). Я был прежде хулителем, гонителем и обидчиком Тебя, но помилован, потому что делал это «по неведению» ( 1Тим.1:13 ). Хранил я слова родителей моих, не патриархов, пророков и апостолов, но родителей плоти моей. Но не пошел я до конца за плотью и кровью, последовал за истиной, будучи побежден ею, и успокоился теперь, возвратившись к единству. Разве не читал я того же Писания, что и теперь читаю? Но так же точно и тот учитель языков, сосуд избранный, из Савла ставший Павлом, из высокомерного смиренным, из губителя пастырем, из волка агнцем, «Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Флп.3:5 ), воспитанный у ног Гамалиила ( Деян.22:3 ), не знал сначала о Христе, что Он возседает на небесах, не позволял чтить Его на земле. Не ведая, воспевал устами веру в Него, в Его страдания и воскресение (т.е. признавал и читал ветхозаветные пророчества, в коих говорилось о страданиях и воскресении Иисуса Христа) и, неистовствуя в заблуждении, производил опустошения. Согласно пророчествам, в которых с малых лет был он (Савл) воспитан, Христос уже, восстав из мертвых, сидел одесную Бога (in coelo), а он все еще ослеплен был ложью своих родителей, что ученики украли Его из гроба. Так и я блуждал кругом около церкви кафолической, распространенной всюду по земле, по слову Божественного Писания, и меня делали глухим к Нему от родителей перешедшие ложные слухи о предателях. Я сравниваю себя с Павлом не по заслугам, а по грехам. Ведь хотя я и не заслужил быть столь великим, однако, до своего обращения не был и столь злым. Он не узнавал жениха из книг, которые читал; я не узнавал невесты. Кто открыл ему о прославлении Христа в словах: «Будь превознесен выше небес, Боже», тот же открыл мне о распространении Церкви в словах, которые следуют дальше: «над всею землею... слава Твоя» ( Пс.107:6 ) То и другое свидетельство ясно для видящих, но сокрыто от слепых. Тому отверзло глаза крещение во Христа, а мне мир Христов. Того баня святой воды соделала новым, а мне любовь покрыла множество грехов моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Начинается книга с эпизода Чеченской войны, когда наши окруженные бойцы на известные в этих случаях вопли террористов вдруг решили вместо привычной матерщины, делающей неизбежным уже лишь для завершенности самоубийственного процесса физическое истребление духовных мертвецов, кричать: «Христос Воскресе!» И все до единого необстрелянные ребята-срочники и их командиры остались в живых. Когда уже ничто не могло помочь, победа тем не менее была за теми, кто свидетельствовал Победу Христа над смертью и человекоубийцей-диаволом! Тем более с верой в Воскресение Христово можно победить любые нестроения, будь то болезни, коррупция, притеснения, кризис, которые зачастую лишь являются нашим наказанием, в частности, за то, что сами в тех или иных формах, включая словесные грехи, отдавали себя на откуп сатане. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, – читали мы эти строки в Покаянном каноне Андрея Критского Великим постом. Но теперь дни Пасхальные, шанс признать и ощутить победу над грехом. Христос Воскресе! скрыть способы оплаты Комментарии Галина Аншукова 10 июля 2016, 08:53 Статья,очень понравилась... Эдуард 2 июня 2016, 11:08 почему не прочитают?Можно повесить на доске Объявлений в любой организации.Я так и поступил.Читают. не серега 2 июня 2016, 09:21 " р.Б.Иулия30 мая 2016, 22:00 Хорошо, что написали. Только вот для кого? " Ну для меня, например. В былые времена мне известных слов не хватало -- новые матюки норовил придумать, прости Господи! Сейчас всячески стараюсь исклюсить из своей речи подобные выражения. Для меня " лишнее " напоминание о важности этого дела вовсе не лишнее. Спасибо автору. р.Б.ольга 1 июня 2016, 23:02 если почитать внимательно книгу, то многие не-сквернословы поймут, что они сквернословы)) будут осторожнее, осознавая, где можно поскользнуться – и чем мы, когда поскользнемся заменяем матерную брань вообще прочитавшие многое поймут в своей жизни, в жизни собственной семьи, окружающих… страны, рода человеческого

http://pravoslavie.ru/93738.html

Исходя из этого, я пришел к такому выводу, что все заключенные указанной выше зоны, смыкаясь между собой на почве единства воззрений, сплотились в определенные контрреволюционные группировки разных направлений... персонально в контрреволюционную группу входят следующие лица: Гагалюк... Панкеев... – бывшие архиереи; Богоявленский... Вильгельмский... Красновский... и т. д. Руководящую направляющую роль в этой контрреволюционной группировке играют Гагалюк... и Панкеев... Контрреволюционная деятельность указанной группировки выражается в том, что они, будучи почти все отнесены к группе инвалидов... дезорганизуют производство. Кроме этого... открыто собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы... Такие заключенные из бывших представителей Православной Церкви, как Гагалюк... и Панкеев... имеют большую переписку с внешним миром и очень часто получают из разных городов Советского Союза крупные посылки, которыми делятся с остальными священнослужителями...» Другой заключенный-свидетель показал в подтверждение преступной деятельности священников: «Попы по воскресеньям надевают подрясники и производят чтение молитв...» 27 февраля 1938 года архиепископ Онуфрий был вызван на допрос и следователь потребовал от него: – Расскажите о контрреволюционной группировке, возглавляемой вами и вашим коллегой Панкеевым, и об антисоветской агитации, которую проводят бывшие служители религиозного культа. Архиепископ ответил: – О существовании контрреволюционной группировки я ничего не знаю и поэтому показать ничего не могу, тем более что некоторых лиц... я совершенно не знаю. Остальных я знаю по лагерю и имею с ними общение как лагерник. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр. 2, 10). Какой смысл гонений на служителей Христовых – ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство... Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям?.. Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти. Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62)...»

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Что произошло с Маггериджем? Быть может, он прочел какие-то новые исследования, или тщательнее разобрал исторические свидетельства? Нет: к пасхальной вере привел его разнообразный личный опыт. В Святой Земле он увидел паломников с лицами, «просветленными верой» 192 , а в Индии узнал и полюбил мать Терезу Калькуттскую. Личный опыт, дружба и молитвы помогли ему найти в вере ответ на основные вопросы о сути и предназначении человеческой жизни. Этот ответ – новые личные отношения с воскресшим Иисусом – указал Маггериджу новый, разумный и глубоко удовлетворяющий его путь жизни и понимания реальности. Личный опыт веры В первой главе, говоря о личных отношениях, я упомянул, что завязывание и поддержание личных отношений с другим человеком требует от нас не только «знаний о нем», но и «знания его» – любви и доверия ему. В личных отношениях наше знание и доверие всегда выходит за пределы известных нам свидетельств. Мы знаем тех, кого любим; и это знание невозможно свести к набору фактов о них, фактов, подкрепляемых доказательствами. Величайшие сокровища человеческой жизни, прежде всего брачная и семейная любовь, строятся вовсе не на доказательствах: их питательная почва – любовь, возрастающая во взаимном доверии и на опыте взаимного общения. Когда мы любим, мы верим друг в друга. Мы видим сердца любимых так, как можно увидеть лишь глазами любви – и верим тому, чего другие не видят и чему не верят. Когда в семейной жизни мы доверяем другим людям (будь то живым или мертвым) и полагаемся на них, даже не имея доказательств, то наше доверие может затрагивать очень важные для нас вопросы. Например: верно ли, что Фрэнк ОКоллинс, мой покойный отец, в самом деле был моим отцом? Теоретически можно предположить, что у моей матери был тайный любовник, и все эти годы я не знал своего настоящего отца. Строго говоря, вполне возможно, что в этом вопросе я нахожусь в заблуждении; и все же я уверен, что это не так. Мне и в голову не придет просить у властей разрешения эксгумировать останки отца и проводить тест ДНК, чтобы убедиться в своей правоте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010