А это дает основание задаться вопросом: действительно ли Христос явился Петру в первый день по Своему Воскресению, и притом ранее явления Его десяти Апостолам? Если бы Он явился Петру ранее прихода к десяти Апостолам двух учеников, возвратившихся из Эммауса, и если бы Петр, видя явившегося ему Иисуса, уверовал в то, что Он действительно воскрес, то Евангелист Марк, писавший свое Евангелие со слов Петра, не написал бы, что два ученика, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили ( Мк. 16, 13 ). А так как, по свидетельству самого же Петра (через Марка), он не поверил двум ученикам, что Христос воскрес, то надо полагать, что явление Иисуса одному Петру последовало после явления Его десяти Апостолам, но когда и где – неизвестно. Мы уже знаем, что Евангелист Лука хотя и старался описать все по порядку, но не всегда соблюдал строгую последовательность в своем повествовании. По преданию, Иисус Христос по Воскресении Своем явился прежде всех Богоматери. Хотя Евангелисты ничего не говорят о таком явлении, но трудно, даже невозможно, допустить предположение, чтобы Христос не порадовал Своим явлением Богоматерь, к Которой так заботливо отнесся в предсмертных муках Своих; невозможно думать также, что Христос явился Ей не первой. Умолчали же Евангелисты об этом явлении Христа, вероятно, по желанию Самой Богоматери, всегда благодарившей Господа, что призрел Он на смирение Рабы Своей ( Лк. 1, 48 ). Явление Иисуса одиннадцати апостолам После восьми дней со времени Воскресения Христа Апостолы опять собрались, вероятно, в том же доме, причем и Фома был с ними. Опять из предосторожности двери были заперты и, несмотря на это, мгновенно явился среди них Христос и сказал: мир вам! ( Ин. 20, 26 ). Потом, обращаясь к Фоме, говорит: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои ; вложи перст в раны от гвоздей. Фома повиновался, пальцем своим осязал гвоздевые раны рук. Потом Иисус говорит ему: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20, 27 ). Иисус обнажил Свой прободенный бок, рана которого была так велика, то можно было вложить в нее руку. Фома, убедившись уже в том, что руки стоявшего перед ним Иисуса действительно пробиты насквозь, протягивает руку свою к ране на боку, осязает ее и, падая пред Ним, восклицает: « Ты – Господь мой и Бог мой !» ( Ин. 20, 28 ). Фома был первым из всех людей, признавшим Иисуса Христа Богом. « Ты поверил (говорит ему Христос), потому, что увидел Меня ; но надо было верить в Мое Воскресение на основании всего сказанного обо Мне пророками и всего совершенного Мною; и блаженны те, которые не видят Меня теперь воскресшим и уверуют в Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 )». Оканчивая рассказ о явлении Христа Апостолам в присутствии Фомы, Евангелист и Апостол Иоанн говорит: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Окончательное торжество веры над неверием представляют явления Воскресшего. Сначала Марии Магдалине Господь говорит: не касайся (т.е. не удерживай ср. 1Иоан. 3, 18 ) Меня, ибо Я еще не восшел к Отцу, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему. Явившись потом ученикам при запертых дверях и показав им руки (по нек.: и ноги) и бок, удостоверив таким образом как действительность Своего восстания из гроба и воскресения из мертвых, так и прославленность и одухотворенность воскресшего и восшедшего к Отцу тела Своего (ср. 1Кор. 15, 42–55 ), – Господь торжественно посвящает апостолов продолжать дело Сына, посланного Отцом, вдыхает в них Духа Святого и вручает им власть отпускать и держать грехи. Но в лице, отсутствовавшего при предшествовавшем явлении Господа, Фомы остаток чувственно-эгоистической и еще развивающейся веры, под влиянием слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине, заявляет последнее требование 9 к откровению славы Единородного от Отца: если не увижу в руках Его язву гвоздей и не вложу мой перст в место гвоздей и не вложу мою руку в бок Его – не поверю, отвечает Фома на свидетельство десяти самовидцев: мы видели Господа. Таким образом Фома требует чувственного и самоличного удостоверения. Спустя восемь дней явившийся ученикам Господь, также при запертых дверях, говорит Фоме: подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои, и подай руку твою и вложи в бок Мой, – и не будь неверным, но верным. На это с радостным трепетом Фома отвечает: Господь мой и Бог мой! – Так чувственно-эгоистичная вера переходит в духовное созерцание: Фома верит не только в то, что Христос воскрес Своим телом, но и в то, чего не мог он ни видеть, ни осязать – в божество Христа и в славу Его как Единородного от Отца Сына Божия. " Потому что увидел Меня, ты уверовал, – блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова Воскресшего Господа, сказанные после возгласа Фомы, служат как бы торжественным и заключительным гимном духовно-созерцательной и истинно-животворной веры человечества в богочеловечество Христа – Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Все кроме Фомы. И когда позднее Фома пришел к прочим апостолам, то они сказали ему: мы видели Господа – Господа, Который восстал из гроба, и на теле Которого сохраняются следы его крестной казни. Но Фома не поверил и сказал, что если он сам, своими пальцами не ощупает раны Спасителя, то не поверит. Фома не поверил, но видно очень надеялся, что это именно так, потому что когда в следующий раз, через неделю апостолы собрались за общей трапезой, то он был вместе с ними. И Господь опять является им и сразу обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и осяжи руки Мои; протяни руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:27 ). И Фома с радостью восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Но Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Кого ублажает Господь? Он ублажает нас с вами – всех тех, кто не был участником евангельских событий, но доверился свидетельству Церкви, которая сохраняя преемственность святым апостолам, возглашает на весь мир о воскресении Христа. И мы, воодушевляемые верой, с радостью отвечаем: Воистину Воскресе Христос! Аминь! Слово в Неделю жен мироносиц Ныне прославим, братья, Марию Магдалину, и Иоанну, и Марию, мать Иакова, и других с ними, которые, следуя за Господом из Галилеи, дошли до гроба, и первые узнали о радости Воскресения. Прославим сострадание тех, кто хранил молчание, когда со всех сторон доносилось: «Уа, Уа!... Спаси Себя Сам!.. Сойди со креста!» Прославим благочестие тех, кто оставался в покое по заповеди о субботе, пока иудеи мчались в преторию к Пилату. Прославим мужество тех, кто, собрав уготованные ароматы, перешагнул через порог дома, в то время как ученики, плотно затворив двери, опасаются покинуть укромные пределы. Прославим решительность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только поднялось солнце, устремляется к пещере на запад от города – туда, где закатилось Солнце. Прославим проницательность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только светало, устремляется к Тому, Кто в первый день повелел: «Да будет свет!», – а ныне лежит безгласен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Потому Павел и говорил: « приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости » (1 Кор.2:1), и: « Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых » (1:27). Сказал не просто: « немудрое », но: « немудрое мира »; а конечно, безумное мира не есть безумное и пред Богом, напротив, многие из кажущихся здесь (в мире) безумными пред Богом умнее всех других, точно так, как и многие из живущих здесь в бедности пред Богом богаче всех. Так и Лазарь в мире был беднее всех, а на небе стал всех богаче. Итак, безумными мира (Павел) называет тех, которые не имеют изощренного языка, не обладают светскою ученостью, лишены красноречия. И этих–то людей « избрал », говорит, « Бог, чтобы посрамить мудрых ». Как же, скажи мне, эти посрамляются чрез тех? На деле. Когда вдову, сидящую у ворот и просящую милостыни, а часто и увечную, спросишь о бессмертии души, о воскресении тел, о промысле Божием, о наградах по заслугам, о тамошнем отчете, о страшном судилище, об уготованном добродетельным блаженстве, об угрожающих грешникам наказаниях, и обо всем прочем, и она ответит с точностью и полною уверенностью; а философ и тот, кто много хвастает прическою волос и тростью, после многих и долгих курсов учения, после многих и напряженных занятий, не может и заикнуться, не смеет и рта раскрыть об этих предметах: тогда хорошо узнаешь, как « Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ». Чего эти мудрые по гордости и высокомерию не могли найти, — потому что уклонились от учения Духа, и совершенно предались своим умствованиям, — то самые бедные и презренные люди, лишенные всякого мирского образования, узнали с совершенною точностью, — потому что доверились небесному наставлению. Но (апостол) не останавливается на этом в осуждении мирской мудрости; нет, он прибавляет еще другое, сильнейшее осуждение, говоря: « мудрость мира сего есть безумие пред Богом » (1 Кор.3:19), и, преподавая слушателям наставление, опять с совершенным презрением (к земной мудрости) и с силою говорил им: « если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (ст.18), и опять: « погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну » (1 Кор.1:19), и опять: « Господь знает умствования мудрецов, что они суетны » (3:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Предметом их мыслей, чувств и разговоров было, разумеется, воскресение Спасителя. Вдруг, дверем затворенным, Сам Господь является пред изумленными учениками и говорит им: мир вам! Возрадовались и смутились ученики, увидев Господа; но все еще боялись принять призрак за действительность. Господь показал им руки и ноги Свои, на которых оставались следы язв от гвоздей; потом спросил их, не имеют ли они чего снедного. Они подали Ему часть печеной рыбы и сотоваго меда. Прославленное тело Инсуса Христа не имело уже нужды в пище; но чтобы уверить учеников, что они видят не призрак, Он вкусил от поданных снедей. Тогда радость учеников была неописанна; они не сомневались более, что Иисус Христос воистину воскрес, что Он теперь точно присутствует с ними, исполненный небесного величия и любви. При уходе же от них, Господь снова говорит им: мир, вам; яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы: проповедовать истинную веру, покаяние и отпущение грехов всем народам, во всех странах мира, начиная от Иерусалима ( Ин. 20; 21 ; Лук. 24:40–48 ). Вместе с тем Спаситель облек их силою благодати Святого Духа – отпускать людям грехи, установил новозаветное таинство Покаяния. Дунув на них, Он сказал: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ( Ин. 20:23 ). Дух Святой, сообщенный Апостолам, до сих пор преемственно передаваемый, не оскудевает в святой, православной Церкви; силою Его пастыри стада Христова имеют власть вязать и решить грехи человеков! Только Апостол Фома теперь не был еще уверен в воскресении Господа: его не было в то время, как Иисус Христос явился собранным Апостолам. Когда они сказали ему: «мы видели Господа»,Фома с горячностью отвечал: «пока не увижу сам, пока не вложу перста моего в язвы гвоздинные и руки моей в ребра Его, – не поверю». Так трудно человеку естественному, не приявшему еще благодати Святого Духа, верить предметам сверхестественным! Так далеки были Апостолы от легковерия! Так много нужно было доказательств для уверения их в воскресении Спасителя! Но тем с большею уверенностью мы можем принимать их свидетельство! Через восемь дней Иисус Христос явился, как и прежде, дверем затворенньм, пред собравшимися учениками и приветствовал их словами: мир вам! Потом, обратившись к Фоме, сказал: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; и не будь неверующим , но верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Он как бы подтверждает сказанное прежде: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Второе явление Господа воскресшего, о котором свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, произошло через неделю после Воскресения, когда собрались уже все ученики, в том числе и Фома, называемый Близнец. Одиннадцать апостолов уже видели воскресшего Спасителя и окончательно убедились в том, что Христос воистину есть Сын Бога Живого. Но как ни пытались ученики убедить Фому в истинности Воскресения, он сомневался, не верил: …если не увижу на руках Его ран от гвоздем, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Почему апостол Фома усомнился? Вдумчивое восприятие Евангельского рассказа открывает нам, что был он человеком до предела искренним и честным. В нем главенствовало не упрямство, а любовь, очень большая и сильная любовь к Божественному Учителю. Смерть Господа до такой степени поразила апостола Фому, что он совершенно сник душевно, упал духом и в отчаянии считал, что никакое чудо не может вернуть ему радость общения со Спасителем, что все лучшее безвозвратно потеряно. Его горе было столь велико, а уныние столь мрачно, что когда прозвучали слова о Воскресении Христовом, Фома не то что не поверил, а просто побоялся поверить в столь благословенное известие. Вот откуда берет начало сомнение Фомы, а отнюдь не от упрямства, как это некоторым кажется. Но ведь для Господа безмерно дорог каждый человек, уповающий на Него. Конечно же, Христос видел, как тяжко страдает его ученик Фома и не может смириться со страшной потерей. И вот любящий Господь, осознавая неверие Фомы и желание поверить, снисходит к его немощи и удостаивает Фому вместе с другими апостолами еще одной незабвенной встречи. Мир вам! — опять возвещает Господь, а потрясенному Его явлением Фоме говорит: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Они свидетели «великого землетрясения», когда сошедший с небес ангел сообщает им о воскресении «Иисуса распятого»: «Его нет здесь - Он воскрес» - о предстоящем явлении Христа в Галилее и устрашает стражников (Мф 28. 1-10). Неск. иначе событие изображено в др. Евангелиях: в Евангелии от Луки говорится о «двух мужах в одеждах блистающих», к-рые возвестили пришедшим о воскресении И. Х. (Лк 24. 4); согласно Евангелию от Иоанна, доказательствами воскресения И. Х. становится сама пустая гробница и первое явление Воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин 20. 11-18). Воскресший Христос неоднократно является ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Его не сразу узнают, Мария Магдалина принимает его за садовника (Ин 20. 15), у учеников, долго беседовавших с Ним по дороге в Эммаус , «открылись глаза» лишь перед тем, как Он стал невидим для них (Лк 24. 31), ап. Фома уверовал лишь после того, как Спаситель повелел ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20. 27). (Подробнее о событии воскресной ночи и согласовании свидетельств Евангелий см. в ст. Воскресение Иисуса Христа ). Воскресший Господь встречает учеников, пришедших по Его повелению в Галилею, и дает им Великое поручение: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Евангелие от Луки завершается рассказом о вознесении Господа (Лк 24. 50-51; ср.: Деян 1. 9-11; Мк 16. 19). Повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), И. Х. выводит учеников из города на гору Елеонскую (Деян 1. 12) и, подняв Свои руки, подает им благословение , а затем возносится на небо. В Деяниях св. апостолов сказано, что возносящегося Христа сокрыло облако, и тогда явились «два мужа в белой одежде», к-рые возвестили Его Второе пришествие.

http://pravenc.ru/text/293939.html

5:25). Затем и сам Христос, показывая, насколько Он стремился к этому и насколько жаждал страданий, когда первый из апостолов, основание церкви, глава сонма учеников, по неведению сказал: « Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! » ( милосерд Ты Господи; не имать быти Тебе сие ), — послушай, что Он отвечал ему: « Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! » ( иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси ) (Матф. 16:22, 23). Самой строгостью этого укора Он показывает, с каким рвением стремился Он к этому делу. Свое воскресение Он совершил тайно и в сумраке, предоставляя свидетельство о нем последующему времени; крест же Он потерпел на виду всего города, в самый праздник, среди народа иудейского, в присутствии обоих судилищ — римского и иудейского, при стечении всех на праздник, среди дня, на виду всей вселенной. А так как все происходившее видели только присутствующие, то Он повелел затмиться солнцу и возвестить об этом злодеянии по всей вселенной. Хотя для многих, как я сказал, это сделалось соблазном, но нужно обращать внимание не на них, а на спасенных, на избавленных. И что ты удивляешься, если в настоящей жизни крест так славен, что Христос называет его славой, и Павел хвалится им. В тот страшный и ужасный день, когда Он придет показать славу Свою, когда явится во славе Отца Своего, когда настанет страшный суд, когда весь род человеческий предстанет перед Ним, когда реки взволнуются, когда ангелы и высшие силы внезапно снизойдут вместе с Ним, когда будут раздаваться бесчисленные награды, когда одни просияют как солнце, а другие как звезды, когда явятся сонмы мучеников и апостолов, когда выступят ряды пророков и сонмы благородных мужей, — тогда именно, в этом блеске, в этом сиянии придет и Он, испуская блистательные лучи. « Тогда , — говорит Писание, — явится знамение Сына Человеческого на небе, солнце померкнет, и луна не даст света своего » (явится знамение Сына человеческого на небеси, солнце померкнет и луна не даст света своего ) (Матф. 24:30, 29). О, блеск страдания, о светлость креста! Солнце помрачается и звезды падают как листья, крест же сияет светлее всех их, наполняя все небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В этой же догматической точке зрения усматри- вается и моральный элемент – одобрение христиан из евреев и дуковное возбуждение Евреев вообще к вере во Христа. Палестинские христиане особенно подвергались сильным гонениям со стороны фанатичных соотечественников: разграбление, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, вследствие этого нищета, смерть – были уделом палестинских христиан. Они нуждались в постоянном моральном подкреплении. Не потому ли только у Ев. Мф. нашли себе место трогательныя слова Спасителя – Ногорная проповедь, где гонимые за веру во Христа, находят в Нем утешение, и изображение картины Страшного Суда, в которой личное сострадание к бедствующим находит вечную цену? Но этого мало. Фанатики евреи хотели сильными мерами утеснений совсем уничтожить хотя бы в Палестине, месте рождения Спасителя, Христианскую Церковь . Здесь особенно требовалась моральная поддержка христианам. Ев. Матфей и пишет им о неодоленности Церкви, свидетельствуя, что Церковь Христова, начатая их апостолом по преимуществу, апостолом «обрезанных», не может быть побеждена не только людьми, но силами ада, если бы они все восстали против нее, ибо она создана Самим Христом, Сыном Бога Живаго. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). Это третье место из Нового Завета, которым Католическая Церковь подтверждает свое учение о приматстве папы. Впрочем, она на нем мало останавливается, вероятно, смотрит на него, как на некоторое только усиление догматического базиса в Мф.16:15–18 . В смыслах: «утверди братьев твоих» и «будь главою Церкви» – мало сходства. Не говоря о последнем положении, даже прямое приложение первого – «утверди братьев твоих», можгио думать, имело так мало фактического применения, быть может, было единичным, что о нем нет оттенения в Св. Писании. По отдельным, находящимся в Евв. выражениям, имеющим некоторое отношение к словам «утверди братьев твоих», можно полагать, что весь смысл их в том, что Христос поручает ап. Петру утвердить прочих апостолов в вере в Воскресение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

В первые минуты он только светит, но не обжигает. Люди стараются прикоснуться лицом к этому небесному пламени. Нередко происходят чудесные исцеления. Схождение благодатного огня происходит в Иерусалиме каждый раз перед Пасхой, в Великую Субботу (по старому стилю) и только когда служит православный Патриарх. Сходил благодатный огонь и в этом году. Благодатный огонь знаменует собой победную весть о Воскресении Христовом. А свеча апостола Фомы как бы была еще потухшей. Но Христос не отверг Своего сомневающегося ученика. Господь снова явился апостолам и сказал Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) (то есть: поверь в Мое Воскресение). Апостол Фома исповедал свою веру, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Иисус Христос, кротко укорив его, сказал: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 28–29). Братия и сестры! Что значат эти слова? Апостол Фома хотел заменить веру знанием. Он хотел, чтобы свидетельство веры было не в душе и в сердце, а как бы на кончиках пальцев, которыми он дотронулся до ран Иисуса Христа. Если бы Господь дал нам очевидное доказательство Своего бытия (а многие из нас недоумевают, почему Господь явно не доказал всем, что Он – Творец и Владыка мира, и, по выражению царя Соломона, как бы скрывает лицо Свое в тумане), если бы мы видели воочию и знали, что Бог есть, то не было бы никакой награды за нашу веру. Бытие Божие не требовало бы от нас веры, но было бы только лишь очевидностью, свидетельством наших глаз. Господь захотел, чтобы вера была чем-то другим, то есть духовным прозрением, внутренним видением человеческого сердца; чтобы человек любовью своей искал Бога. Итак, братия и сестры, наша вера вознаграждается Богом; наша вера является нравственным деянием, потому что она свободна, ибо человек волен определить себя перед Вечностью: с Богом он или без Бога. Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «А почему Господь после Воскресения не явился посреди Иерусалима? Почему Господь не посрамил тех, кто распял Его?» «Тогда, – пишет святой Иоанн Златоуст, – может быть, те, кто отверг Его, поверили бы, увидя Воскресшего?» И отвечает: «Нет! Если бы Господь сошел с небес в Иерусалим, то те, кто вчера распяли Его, захотели бы распять Его снова!» Братия и сестры, и опять мы недоумеваем: если бы люди узнали, что Христос есть Воскресший Бог, неужели они захотели бы снова распять Его? Ведь это – нелепость! Но святой Иоанн Златоуст говорит, что вообще всякий грех есть нелепость и безумие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010