Сегодня за пару часов до этого богослужения я имел замечательный разговор с нашими космонавтами. Я видел, как они, находясь на орбите  интернациональной командой, отмечают по-своему Пасху Божию — три наших православных космонавта и один иностранец-католик. Радостно. Они даже облачились, выражаясь нашим языком, в красные футболки пасхального цвета, чтобы видимым образцом свидетельствовать о своем участии в празднике. Взирая на лица этих людей, которым предстоит целый год находиться на орбите, в замкнутом пространстве, делать работу, которая будет сопровождаться огромным риском, я подумал: это ведь тоже подвиг и жертва. Сегодня день Пасхи совпадает с Днем космонавтики. Когда-то в советское время нам казалось, что эти понятия совершенно несовместимы. А сегодня мы с легкостью говорим о том, что все это совместимо, потому что Пасха есть победа и торжество победы, которое сопровождалось подвигом и жертвой. И всякое служение людей, будь то друг другу, науке, народу, государству, искусству, если сопровождается подвигом и жертвой, вписывается в христианскую систему ценностей. Потому, наверное, не случайно и иконы на борту космической станции в нашем российском секторе. Потому что одно сочетается с другим, потому что и одно, и другое — это единая система ценностей. Как важно, чтобы наша проповедь современному человеку помогала понять, что не следует душу свою отдавать тем идеям, которые находятся вне  этой жизнеутверждающей и победоносной системы ценностей. И тогда мы как личности, как общества, как народы будем способны на великие дела и  великие победы. И пока будет оставаться это ценностное измерение в жизни людей, будет существовать и мир. Поэтому мы и говорим, что празднуем Пасху Божию спасительную. Потому что Господь через Крест и Воскресение спасает нас для жизни вечной. И еще потому, что Он через Свое служение и опять же через Крест и Воскресение утвердил и утверждает великие идеалы, которые делают человеческое общество жизнеспособным. Я благодарю Бога за то, что сегодня с нами молится так много молодежи. Б о льшая ее часть — это молодежь из наших московских приходов. Дай Бог, чтобы молодое поколение воспринимало христианскую идею применительно в том числе и к тем условиям жизни, которые сейчас существуют, и к тем задачам, которые молодежи придется решать в жизни. Вот тогда, вдохновленная словом Божиим и наставленная подвигом жертвы Спасителя, эта молодежь будет созидать будущее достойным образом.

http://patriarchia.ru/db/text/4038361.ht...

Идти против истины может только тот, кто сам не от истины и не понимает истины, и вследствие этого, соответственно своему воззрению, перетолковывает или отрицает ее. Не будет заблуждением, если скажем, что этими словами характеризуется все современное, враждебное христианству, направление. Все возражения и перетолкования относительно поставленного вопроса в основании своем имеют предубеждение, предвзятую мысль исследователей, которую они стараются представить под формою исторических и научных данных, чрез своевольное перетолкование их соответственно своей цели и своему воззрению. Будь это предубеждение личное, зависящее от того или другого воззрения исследователя, или общее, обусловливающееся современным направлением образования и отношением исследователей к историческим данным, во всяком случае, отношение к ним христианского апологета не изменяется. Отсюда первая задача – снять благовидный покров с этих перетолкований, и тогда ложь обнаружится сама собою. Это значит, что мы, прежде всего, должны критически исследовать те исторические данные, на которых враги истины имеют притязание утверждать свои воззрения. Рассмотрение исторических свидетельств о факте воскресения Иисуса Христа, на основании которых утверждается та или другая гипотеза, примирение разностей в этих свидетельствах и должно составить задачу историко-критического исследования. Но с другой стороны, мы должны обратиться к научным данным, которыми думает подкрепить себя та или другая гипотеза, и здесь рассмотреть, соответствует ли то или другое объяснение или гипотеза, как должны соответствовать каждая гипотеза и каждое объяснение, общим естественным, здесь психологическим, законам, должны исследовать и решить, были ли действительно те антропологические факторы и исторические условия, на которых гипотеза могла бы утвердиться. Такой разбор совершенно необходим и тем большее имеет значение, что при этом апологет становится на ту почву, на которой стоят противники и чрез это имеет возможность поразить противные мнения их же оружием, показать несостоятельность именно тех их сторон, которыми они гордятся и в силу которых заявляют право на современное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Конечно, лучше всего гармонично сочетать эти два образа веры или две её стороны. И прекрасный пример веры-доверия, перерастающей саму себя и становящейся также непоколебимой верой-знанием, являли первые жены-мироносицы, как и продолжают его являть многие служительницы Церкви уже в современном мире — будь то на клиросе, или по хозяйственной части, или в заботливом украшении храмов, или в деле духовного просвещения, катехизации и педагогики, а теперь вот ещё и в журналистике, и в работе замечательных сайтов в интернете. В этом постоянстве их служения, верности и преданности Христу и Его Церкви поистине проявляется та самая духовная красота, о которой упоминал апостол Петр в своем первом соборном послании. С праздником всех современных служительниц, дорогих сестер во Христе! Читайте также: Жены-мироносицы — неудобные свидетельницы Любовь нерассуждающая Женское служение в ранней христианской Церкви Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 2 мая, 2024 17 июня, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 25 апреля, 2022 24 апреля, 2022 30 сентября, 2021 16 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

На свидетельствах подобного рода из святоотеческой литературы основано учение о «мытарствах» – посмертных испытаниях, которые проходит душа всякого человека. Это учение нашло отражение в различных памятниках византийской аскетической и агиографической литературы, в частности в «Мытарствах блаженной Феодоры». В этом произведении описывается опыт прохождения через двадцать мытарств («таможенных постов»), каждое из которых соответствует одному из грехов: за каждый совершенный грех человек должен дать ответ демонам-истязателям, и пока он не докажет свою невиновность, он не допускается к следующему мытарству. Современному человеку такие описания могут показаться плодом фантазии или какого-то нездорового «эсхатологического садизма», однако опыт людей, переживших клиническую смерть, исследованный врачами, психологами и богословами, в некоторой степени подтверждает свидетельства, содержащиеся в этих описаниях 23 . Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах, будь то древние или современные, учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует признать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека. После того как посмертное испытание души человека завершается, она попадает либо в преддверие рая, где пребывает в ожидании вечного блаженства, либо в преддверие ада, где предвкушает вечную муку. Об этом говорится, в частности, у святого Марка Ефесского : Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и то блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после того последнего дня Суда и воскресения всех. Ныне же и те и другие находятся в свойственных им местах: первые – в совершенном покое и свободными находятся на небе с Ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю… вторые же, в свою очередь, заключенные в аду, пребывают во мраке и тени смертной, в рове преисподнем ( Пс. 87:7 )… И первые пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага; а вторые, напротив, пребывают во всякой тесноте и безутешном страдании, как некие осужденные, ожидающие приговора Судьи и предвидящие эти мучения. И ни первые не восприняли еще наследие Царства и тех благ, которых не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ), ни вторые еще не преданы вечным мукам и горению в негаснущем огне 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Филиалы в каждой стране юридически зарегистрированы таким образом, чтобы секта могла извлечь максимальную пользу из своего статуса. Сразу после кончины этим представителям администрации — " святым Вышнего " — гарантируется, по их же учению, немедленное " воскресение к бессмертной жизни и они сразу же продолжают служить Иегове на небе. Они не находятся в смертном сне продолжительное время, но " вдруг, во мгновение ока " облекаются в бессмертие " . Остальные же рядовые " овцы " ( " слуги " ) по смерти превращаются " в ничто " , так как души у человека по " новому учению " Руководящей корпорации нет. Информация о " превратившихся в ничто " или " не помазанных " , содержится в " памяти Иеговы " , который " вспомнит " о них, предварительно создав " рай на земле " , и сотворит их вновь и поселит в хорошо всем знакомом мире, наполненном пищей, одеждой, хорошей работой и т. п. До недавнего времени деятельность " Свидетелей Иеговы " была запрещена в следующих странах: Испания , Греция , Румыния , Доминиканская Республика , Малави и пр. Неограниченную свободу действий миссионеры общества имеют во многих африканских странах — Анголе , Бенине , Гамбии , Гане , Кении , Мозамбике , Нигерии , Руанде и других. Численность сектантов к настоящему времени достигла более 12 миллионов человек. Они объединены в 89 000 собраний. Филиалы общества " Свидетелей Иеговы " В организационной структуре секты ниже Бруклинской руководящей корпорации стоят разбросанные по всему миру филиалы, или так называемые " Вефили " , координирующие и руководящие работой сектантов в странах, областях, районах. Филиалы секты размещаются в специально построенных для этого зданиях, которые являются не просто конторами или " домами культуры " верных " свидетелей " , а некими мистическими " сооружениями, связанными с поклонением Иегове в наши дни " . Вефиль называется также " Домом Божьим " , где " каждое любое назначение — будь то работа на станке, печатание духовной пищи, стирка одежды, приготовление еды, работа на кухне, или в любом другом месте — все является священным служением " .

http://drevo-info.ru/articles/13520.html

Дональд Карсон (баптист) Читая Евангелия Что такое Евангелие? «Евангелие» означает «добрая, или благая весть». Евангелие – это радостная весть об Иисусе, о том, что Он был услышан и в Него поверили, проповеди о Нем. Почему же мы говорим о первых четырех книгах Нового Завета как о «Евангелиях»? До этого не было известно ни одной книги под таким названием. В начале II в., однако, христиане могли говорить о «Евангелии» как о книге и отличали одно такое «Евангелие» от другого. В конце II в. Ириней говорил о существовании четырех «Евангелий» как о само собой разумеющемся, как о том, что существуют четыре стороны света и четыре ветра. Вероятно, этот термин, сам того не подозревая, ввел Марк. Он начал свой рассказ об Иисусе словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Несомненно, что под «Евангелием» он подразумевал не жанр, но тему своей книги. По мере того как писались другие такие книги, это наименование прочно вошло в обиход, и последующие три книги стали известны под названием «Евангелие согласно…» Повествование Марка об Иисусе, вероятно, самое раннее из дошедших до нас Евангелий. Но, скорее всего, оно не было написано первым, поскольку в Лк. 1:1 говорится, что «многие» предпринимали попытки сделать то, к чему ныне и он сам приступил (хотя Лука и не пользуется термином «Евангелие» для собственной работы). Изначально последователи Иисуса делились своими воспоминаниями о Его жизни и учении в устной форме, будь то беседа или формальное обучение. Эти воспоминания сохранялись и передавались в течение длительного времени вплоть до начала составления письменных свидетельств. Они, по всей вероятности, были более короткими и менее информативными, чем известные нам Евангелия, и постепенно с появлением более пространных свидетельств выходили из употребления. А в итоге не сохранились. Когда в Новом Завете оформился этот особый жанр, стали писаться и другие «Евангелия». Но поскольку эти более поздние евангелия не вошли в канон Писания, многие из них не сохранились. Некоторые известны нам только по названиям, поскольку раннехристианские писатели упоминают и цитируют их. Другие появились на свет совсем недавно, когда в египетской пустыне были обнаружены древние копии. Одно из ранних – Евангелие Фомы – представляет собой собрание из 114 изречений Иисуса, включающих и простые высказывания, и пространные притчи. Со II в. известно Евангелие Петра, в котором более подробно, чем в канонических Евангелиях, рассказывается о смерти и воскресении Иисуса. К тому же периоду относят «прото Евангелие» Иакова, которое ярко рассказывает о рождении и жизни Марии и обстоятельствах рождения Иисуса. Другие произведения, которые названы «Евангелиями» (напр.: Евангелие Филиппа и Евангелие Истины), по сути дела не являются жизнеописаниями Иисуса, но религиозными или философскими трактатами, совсем не похожими на канонические Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Он совершил подвиг, подобный подвигам всех мучеников христианских. И, знаете, братья и сестры, за эти годы последние приходилось несколько раз говорить с теми, кто сомневается в возможности его прославления. Вот, видите, отец Дмитрий почитает подвиг воина Евгения. И не только отец Дмитрий, все священники, кто мог сегодня приехать, и я знаю десятки священников, которые в этот день его сугубо поминают на молитвах. Приходят свидетельства о чудесах. Мироточат его фотографии. Но дело не только в мироточении. Было явление воина Евгения людям, об этом есть свидетельства. Есть чудесные исцеления. Сегодня мне рассказали о явной помощи одном священнику в Краснодарском крае, старенькому батюшке, по молитвам воину Евгению. Но главное-то чудо, наверное, не это. Главное чудо, что, узнав о подвиге, наши современники, молодежь, изъявляют желание принять крещение. Вот это, мне кажется, дорогие братья и сестры, главное свидетельство святости. С молодыми людьми, мы знаем, тяжело говорить. Затянуть их в храмы бывает очень сложно. А офицер в части показывает фильм о воине Евгении, о его подвиге - и у ребят совершенно другие глаза становятся. А затем многие приходят к священнику, который окормляет воинскую часть, и говорят: мы хотим принять крещение. Вот это и есть плоды его подвига. И мы сейчас дозвонились маме воина Евгения Любови Васильевне Родионовой. Любовь Васильевна, Христос Воскресе. Сегодня каждая панихида заканчивалась пасхальными песнопениями, и Крестный ход шел с пением «Воскресение Христово видевшее». Мы уехали, наверное, около двух, в начале третьего, а народ все прибывал и прибывал. - Я только сейчас вошла буквально пять минут назад, меня привез отец Илиодор из Оптиной Пустыни и заставил отдохнуть, а народ там еще на кладбище есть. И завтра собираются. Люди звонят, приходят, потому что не все смогли сегодня. Я хотела бы каждому человеку, будь то ребенок или взрослый человек, и уж особенно священник, поклониться до земли за то, что сегодня, в этот непростой для меня день, вы разделили со мной боль моей утраты.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-q...

Оценка. Позитивный вклад. Не многие апологеты подчёркивали верховное владычество Бога с такой же прямотой и смелостью, как Ван Тил. Если бы Бог суверенно не пожелал раскрыть Себя, мы пребывали бы в полном невежестве. Откровение, будь то общее откровение или частное, является источником всякой истины. Хотя в некоторых апологетических системах нехотя признаётся ограниченность человека, мало где приводятся развёрнутые указания на человеческую испорченность и вызванное ею ухудшение способностей. Грех неизбежно влияет на личность в целом, в том числе на разум человека. Ван Тил понимал это никак не менее ясно, чем любой другой апологет. Ван Тил отстаивал формальные законы °логики в аспекте как теории, так и практики. Он был убеждён, что законы логики одинаковы и для Творца, и для творения. Но, формально говоря, по причине греха они не будут одинаковым образом пониматься и применяться. Ван Тил не был иррационалистом. Ван Тил разработал сильную аргументацию в защиту христианства. Он расценивал её как «доказательство» и упрекал другие системы за ослабление в них аргументации до уровня лишь «вероятностных» доводов. Представляется уместным признать, что в трансцендентальном подходе есть своя ценность. Аргументация, которую зачастую называют доказательством от противного, имеет удивительное сходство с подходом Ван Тила. Существуют определённые, рационально необходимые предусловия для обретения смысла, и они, как и утверждал Ван Тил, требуют постулировать существование теистического Бога. Ван Тил верил в силу исторического свидетельства и даже посвятил ему свою книгу «Христианско-теистические свидетельства». В отличие от своего коллеги по реформатской апологетике (но личного противника) Гордона Кларка, Ван Тил не был эмпирическим скептиком. Он считал историческое свидетельство эффективным для апологетики христианства. Но только при понимании его в свете предпосылок библейского откровения. Также, в отличие от Кларка, Ван Тил справедливо полагал, что наше знание о Боге может быть только знанием по аналогии (см. принцип аналогии). Думать иначе было бы самонадеянностью, если не богохульством. Ведь финитные существа способны познавать лишь финитным образом. Утверждать, будто бы они знают нечто инфинитно, подобно Богу, – значит обожествлять наше знание.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Автор трехтомного труда “История Рима” профессор Т.Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: “Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных” [Мак-Дауэл, 1990, с. 175]. Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: “Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами” [Мак-Дауэл, 1990, с. 174]. Сомневавшемуся в Его Воскресении апостолу Фоме Христос показал на руках раны от гвоздей и рану в ребрах Своих и сказал не будь неверующим, но верующим. Фома воскликнул: Господь и Бог мой! Иисус сказал ему: ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Им-то ведь и дается духовно-опытное сердечное познание воскресшего Господа, победы жизни над смертью, постижение Евхаристии. Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани С14, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его. И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: “Если Бог существует, — Его надо запретить”. Плащаницу тоже запрещали. В течение десятилетий никаких общедоступных сведений о ней в Советский Союз не поступало. О ней даже не упоминали в антирелигиозных лекциях. Первая публикация о ней в журнале “Наука и религия” (1984, N 9) появилась лишь после поступления в редакцию “провокационных” писем читателей.

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanica...

В речи царю Агриппе он заявляет, что и малому и великому «он ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти и Моисей, яко Христос имеяше пострадати...» и первый из мертвых воскреснуть ( Деян.26:22–23; 25:19 ). В принципиальных, так сказать, его посланиях к Римлянам и Евр. содержится полное раскрытие всех указанных мною актов искупительного дела и нигде нет упоминания о том, чтобы Гефсиманский подвиг имел какое-либо видное значение в этом деле. Все здесь сосредоточено на страданиях, т. е. кресте, под которым мыслится смерть, а от нее воскресение Христа. Мне было бы пред Вашим Высокопреосвященством неловко приводить здесь свидетельства Слова Божия об этом, как бы, что-либо Вам неведомое, да их очень и очень много, ибо они лежат в основе всего евангельского благовестия, если бы Вы в своем предисловии к опыту Катехизиса не дали на то права, высказав в нем совершенно новое и потому ошибочное понимание Искупления. Я представляю здесь только более выразительные свидетельства, притом только в соотношении с актами искупительного дела в традиционном понимании искупления. Искупительное дело исходит от любви Божией. Любовь Божия желает возвратить к Себе свое создание, подвергшееся вследствие греха тлению и смерти, отдавшись искусителю, сделавшемуся «имущим державу смерти, сиречь диаволу». И правда Божия, также абсолютная, как и любовь, находящаяся в совершеннейшей с нею гармонии, желает того же, и она указывает любви путь к тому. Путь этот – искупление ( 1Тим.2:6–7 ). Человек продан греху ( Рим.7:14 ), а чрез него и диаволу, властителю греха. Но выкуп, плата для освобождения от власти греха и диавола должна быть дана не диаволу, а правде Божией, пред Которою стоит вина, грех, отдавший человека во власть диаволу. Не будь греха, диавол, конечно, не имел бы ни малейшей власти над человеком. Последняя явилась только следствием вины, прекратившей общение Святейшего Бога с грешным человеком. Плата эта – не в страданиях самих в себе, ибо они только следствие греха, а в разрушении вины, в устранении этой преграды между Любящим и Правосудным Богом и человеком. А это могло быть достигнуто только принятием ее на Себя чистейшим Человеком, притом таким, Который вместил бы в Себе весь мир человеческий не в общем, а в каждой личности, ибо грех есть акт каждой личности, – Личностью универсальною, каковою мог быть только воплотившийся Сын Божий, в Котором от вечности в реальных идеях существовал весь сотворенный Им мир. И Сын Божий, по любви к падшим, свободно сделавшись человеком, воспринял на Себя грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010