Но среди них в это время не было апостола Фомы. Когда же другие ученики сказали ему, что они видели Господа, то Фома имел смелость ответить: если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин. 20:25 ). И вот это неверие Фомино, по изволению Божию, послужило к яснейшему свидетельству истины воскресения Христова как для самого Апостола, так и для всех христиан. Снисходя к немощной вере Фомы, Господь на восьмой день опять явился ученикам Своим, и сказал неверующему ученику: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но, верующим. Тогда Фома, уверившись в истине воскресения Христова и Его Божестве, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Иисус сказал ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие (ст. 27–29). К числу этих, называемых Господом блаженными, относимся и мы, братие, когда не видя Господа телесными глазами, однако же, твердо веруем в Него, как Творца, Искупителя и Праведнейшаго Судию и живем по этой вере, особенно же когда вкушаем Его Пречистаго Тела и Крови и через Причащение, хотя невидимо, но действительно соединяемся со Христом. Тогда мы воистину блаженны, ибо через Причащение Господь очищает нас, освящает, укрепляет, просвещает, соединяет с Собою на веки. Божество Христово для достойнаго причастника бывает столь ясно, ощутительно, очевидно, что он, причастившись, дерзновенно говорит вместе с Фомою: Господь мой и Бог мой! После Фоминой следует неделя, посвященная воспоминанию других неложных свидетельниц воскресения Христова – жен мироносиц. За свою пламенную любовь к Спасителю оне первыя удостоились видеть воскресшаго Христа; женам мироносицам прежде всего явился Воскресший: Идите, скажите ученикам; идите возвестите братьям Моим ( Мк. 16:7 ; Мф. 28:10 ). Кроме этих верных свидетелей воскресения Христа Спасителя силою Божества Своего, Св. Церковь представляет нам безчисленное множество других свидетелей в лице святых Иерархов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, чтимых Церковию в ежедневных Богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не только же состав, который Он воспринял ради нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним Он обоживает (θεοποιε) тем, что делает его участником того огня, который Господь пришел воврещи на землю». Вершина беспощадного апостольского сомнения в действительности и истинности Христова Воскресения – случай с апостолом Фомой. Когда прочие Апостолы, которым явился воскресший Господь, сообщают Фоме: «Мы видели Господа», – он им скептически отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). – И Господь удовлетворяет желание столь упорного неверия. Евангелист повествует: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Убежденный столь явным и несомненным образом в подлинности воскресшего Господа Фома с верой восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:26–28 ). Воскресение Господа Иисуса Христа – это основа, на которой Его святые ученики созидают свою веру и свою проповедь. Все их дела проистекают, собственно, из этого одного Христова свершения и сводятся к нему одному. Ибо, по словам святого Златоуста, «Деяния апостольские как раз и содержат в себе доказательство Воскресения, так как уверовавшему в Воскресение было уже легко принять и всё остальное». Ведь для Апостолов засвидетельствовать и удостоверить Воскресение Христово – значит засвидетельствовать и доказать, что Иисус Христос – Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Изрекаемыми словами и творимыми во имя воскресшего Иисуса чудесами они непрестанно утверждают, являют и доказывают, что через них – Своей животворящей и чудодействующей силой – глаголет и действует воскресший Господь. Весь свой апостольский призыв они сводят к свидетельству о Воскресении Владыки Христа; быть Апостолом – значит свидетельствовать о Христовом Воскресении (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ибо пришел Милующий их, и распят, и воскрес, дав честную кровь Свою за иудеев и за язычников. А они говорят: «рцыте, яко украдоша Его, хранящий суетная и ложная!» О Воскресении же Его говорит и Исаия: «Воздвигнет из мертвых Пастыря овец великого» ( Евр. 13:20 ); и присовокупил «великого», чтобы не почли Его равночестным пастырям предшествовавшим. 21. Итак, поскольку имеем у себя пророчества, то да будет у нас и вера. Пусть падают падающие неверием, потому что сами того желают. А ты стал на камне веры в Воскресение, и ни один еретик да не убедит тебя говорить хульно о Воскресении. Ибо манихеи до ныне утверждают, что Воскресение Спасителево мечтательное, а не слушают Павла, который пишет: «бывшем от семени Давидова по плоти» ( Рим. 1:3 ), и далее говорит еще «из Воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего» (4). И к ним опять продолжает речь и говорит: «И не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну, т. е. Христа из мертвых возвести» ( Рим. 10, 6 . 7)? А подобно этому, предостерегая, и в другом месте также написал: «Поминай Иисуса Христа, восставшаго от мертвых» ( 2Тим. 2:8 ). И еще: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор. 15, 14. 15 ). А далее говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (20) и что явился Кифе, потом двенадцати» (5). Ибо, если не веришь одному свидетелю, то имеешь двенадцать свидетелей. «Потом явился более нежели пяти стам братии в одно время» (6). Если не верят двенадцати, то пусть примут пятьсот. «Потом же явился Иакову» ( 1Кор. 15:7 ), брату Своему, первому здешнему епископу. Поэтому, если такой епископ видел Воскресшего Христа Иисуса в прежнем Его образе, то не будь неверующим и ты, ученик Его. Но скажешь, что брат Иаков свидетельствовал по благорасположению. «А после всех явился и мне» (8), Павлу, врагу. Какое же свидетельство проповедующего врага бывает сомнительно? Прежде был я гонитель, а теперь благовествую Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Можно представить радость учеников, увидевших Господа! От этого радостного свидания Еммаусских путников и апостолов, приветствовавших друг друга радостною вестью о воскресении Господа, пока не явился всем им Господь Спаситель, можно думать, осталось навеки в церкви Христовой в радостные дни Светлого пасхального торжества приветствовать друг друга при взаимном лобзании словами мира: «Христос воскресе, Воистину Воскресе!» . Явление Господа ученикам на пути в Еммаус. Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш. Государственный Русский музей. Явление Господа апостолу Фоме Во время явления Иисуса Христа апостолам, не было между ними одного из двенадцати – апостола Фомы ( Ин.20:24 ). От природы, по свойству ума своего, Фома был недоверчив, любил точность, стремился все изведать собственным опытом. Посему, когда апостолы передали ему об явлении Господа, не поверил им и сказал: «если я не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). Спустя восемь дней по воскресении Господа, все апостолы собрались в один дом, где вместе с ними был и Фома. Вдруг посреди них, хотя двери были заперты, явился Иисус Христос и сказал им: «мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мои и не будь неверуюшим, но верующим!» ( Ин.20:27 ). Удостоверясь лично в воскресении Христовом, Фома от всего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Иисус сказал ему в ответ: «вот ты поверил, когда увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). «О доброе неверие Фомино, – поется в одном церковном песнопении, – верных сердцем в познание приведёт». В лице апостола Фомы мы видим такого свидетеля истины воскресения Христова, который прошел через трудный и тяжелый путь её искания и непоколебимо и победоносно был в сей великой истине – основе и утверждении веры христианской – утвержден. Доброе неверие апостола Фомы особенно поучительно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Иисус предрек ему за тем мученическую кончину его, сказав: «Истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет куда не хочешь», – Обремененный узами, Петр приведен был ко кресту, на котором отдал жизнь за возлюбленного Учителя своего. После того, что сказано было Петру, Иисус прибавил: «Иди за Мною». Снова призывая его к Апостольству, которое утратил своим отречением. Петр же, увидев идущего за ними Иоанна, которого Иисус всегда преимущественно любил, сказал Иисусу: «Господи, а он что»? – Иисус же отвечал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною». Будь Апостолом Моим, это должна быть твоя единственная забота. Слова, сказанные относительно Иоанна, заставили прочих учеников предположить, что Апостол этот не умрет. Но смысл слов этих не таков, и Иисус хотел только просто сказать Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду; что тебе до того»? Святый Иоанн Богослов сам объяснил так, эти слова Господа. 269 Иисус явился еще ученикам Своим в Галилеи на горе, которую указал им. 270 Между бывшими свидетелями этого явления, были еще некоторые, сомневавшиеся в Его воскресении. Те же, которые веровали, поклонились Ему, а Иисус, приблизившись к ним, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, и так идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Новое крещение. Крещение во имя Святой Троицы Таким образом, установил Господь новое крещение, которое во Имя Святой Троицы, должно было возродить мир и посвятить в Новый Завет все народы. Апостолы получили полномочия быть представителями Христа в мире; но в то же время Он обещал Сам навсегда пребывать в Церкви Своей и управлять ею. Апостолы, вскоре после этого явления Иисусова, возвратились в Иерусалим и должны были оставаться там до сошествия Святаго Духа. 271 Иисус обещал им Утешителя, который должен был научить их всякой истине, и даровать им разумение всего, чему Он поучал их. В продолжение сорока дней, 272 что оставался Иисус на земле, по воскресении Своем, говорил Он им о Царствии Божием. Между прочим, Он сказал: «Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после этого будете крещены Духом Святыми». Апостолы же, все под влиянием своих иудейских понятий, спросили: «Господи, не в это ли время восстановляешь Ты царство Израилю?» – «Не ваше дело, отвечал Иисус, знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  День Победы о. Иосиф : Однако очень интересно отметить, что следующее Воскресение после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого означает вместо Пасхи. Следовательно, Антипасха – праздник некоего восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи воскресшего Господа. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними(Ин. 20, 26). Не случайно здесь упоминание о восьмом дне или «после восьми дней». Воскресенье – одновременно и день первый, и день восьмой. Первый, как день творения, восьмой, как день выхода за пределы седмичного цикла, как разрыв обыденного кольца, разрыв законнической формальности и повседневности. Именно воскресение указывает на эту благодатную возможность преодолеть естественность, обреченность и безысходность. о. Августин : В восьмой день Пасхи Торжество Воскресения приходит к нам снова, раскрываясь в воскресении человеческого сердца. Последовательность литургического воспоминания за неделю до Пасхи говорит нам о Лазаре. Друг Христов умер, но Господь воскрешает его, зная, что ценой этого воскресения станет Крест. Неверие Фомы – свидетеля Его смерти, не имеющего сил свидетельствовать о воскресении, –делается верой в приближении к Его ранам, отныне становящимся знамением победы. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11-13).   Дар веры о. Иосиф : Слова Спасителя, обращенные к Фоме: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) – указывают нам на великую тайну перерождения, воскресения человеческой души. Именно в этот момент совершилось новое чудо. Неверующий Фома преображается, уверяется и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Обретение потерянной веры, чудо сопоставимое с воскресением физическим. Не случайно, о. Августин, вы упомянули о Воскресении Лазаря. Если Лазаря Господь воскресил телесно, то Фому духовно. Может, поэтому мы празднуем Антипасху, вторую Пасху?

http://bogoslov.ru/article/1712947

Но совсем не так было в случае с сомневавшимся апостолом Фомой по прошествии восьми дней и повторном явлении Христа ученикам: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 26-28). Неясно, правда, осязал ли в действительности Фома Воскресшего или уверовал только, услышав слова Господа. Но, по крайней мере, Христос не удерживал нисколько Фому, в отличие от Марии Магдалины. Впрочем, в евангельской стихире, одной из одиннадцати, поющейся в конце воскресной Утрени и соответствующей как раз теме 8-го воскресного евангельского чтения о встрече Магдалиной воскресшего Господа (Ин. 20, 11-18), говорится, что она «земная мудрствует, яко жена немощная» . Но ведь и Фома тоже по-земному мудрствовал, и других апостолов Христос упрекал «за неверие и жестокосердие» (Мк. 16, 14). Не означает ли это, что таинственное восхождение, упомянутое Христом Магдалине, уже произошло к тому моменту, или даже в тот же самый день Воскресения? Когда другие жены-мироносицы, по свидетельству евангелиста Матфея, не найдя тела Иисуса в гробнице, но встретив ангела, побежали возвестить ученикам и, встретив Воскресшего Христа, «приступив, ухватились за ноги и поклонились Ему» (Мф. 28, 9). Христос проходил сквозь затворенные двери, и, как легко и внезапно появлялся перед Своими учениками, узнаваемый ими не сразу, так же и исчезал и становился для них невидимым, пребывая по отношению к ним уже вне времени и пространства. Число сорок в Библии всегда означало определенную полноту времени, связанную с испытанием, это число испытания. Сорок дней продолжался всемирный потоп (Быт. 7, 17), сорок дней и ночей Моисей пребывал посреди облака по восхождении на гору Синай (Исх. 24, 18); сорок лет израильский народ был водим по пустыне, прежде чем войти в Землю обетованную (Числ. 14, 34) и, наконец, сорок дней Сам Христос постился в пустыне перед выходом на служение (Мф. 4, 2).

http://pravmir.ru/torzhestvo-voskreseniy...

Христос идет навстречу каждой уверовавшей и кающейся душе, чтобы найти ее и освятить Самим Собой. Тогда человек уже облекается силою свыше и идет по жизни с Божией помощью к Вечной Жизни. Святой апостол Иоанн говорит об этом: Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). 2008 год 82. «Не будь неверующим, но верующим» По каким-то обстоятельствам Фомы в первый день после пасхальной субботы не было вместе с апостолами. Есть основания считать, что трагическая смерть Учителя произвела на него особо сильное впечатление. В нем происходили сильнее, чем у других, упадок духа и тяжелое уныние, в котором Фома находился после того, как Тело Христово исчезло из гроба. Это проявилось и в его отчуждении от других апостолов. Это подтверждается и тем резким противоречием, с каким он отнесся к свидетельству других учеников о том, что они видели воскресшего Господа. Фома потерял надежду на победу дела Христова и считал, что Голгофа положила конец всем светлым ожиданиям Царства Мессии. По своему характеру Фома был рационалистом. Но любовь к распятому Господу у него была крепка, хотя ум оказался раздавленным. С одной стороны – жестокая реальность, с другой – любовь ко Господу, которая не позволяла вынести приговор, что Учитель проповедовал и говорил неправду. Конечно, он жаждал бы, чтобы Христос Воскрес, был жив, но ведь этого не может быть, нельзя же принимать желаемое за действительное в таком серьезном вопросе. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Кажется странным, что Фома, который был готов умереть со Христом, когда Спаситель шел в Иудею, чтобы воскресить Лазаря (см. Ин. 11, 11–16), не верит своим верным друзьям, которые ему говорят, что видели воскресшего Господа. Почему он им не верит? «Не потому ли, – говорит митрополит Антоний Сурожский, – что до святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой сошел на апостолов, они оставались теми же робкими, часто не понимающими, часто колеблющимися людьми? Как он мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и, однако, остаются теми же самыми людьми, неизменившимися, ничем не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова апостолов, поскольку он понимал, что если воскрес Христос, то все на свете изменилось, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир Вечной Жизни, а не только тлеющей, порой долгой, но лишь временной жизни…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но так как протестанты не верят «неканоническим» книгам, то в отношении их они с радостью и без всякого отпора принимают эту либеральную критику. 2) «Они учат ложным взглядам и поддерживают обряды, расходящиеся с Боговдохновенным Писанием». Под ложными взглядами протестанты имеют в виду, нужно полагать, прежде всего молитвы за умерших, о которых ясно говорится в 2Мак.12:39–45 . Но, как было показано в 4-й главе настоящей книги, молитвы за умерших это не ложный взгляд, и канонические книги (равно как и древнецерковные письменные и археологические свидетельства) полностью подтверждают это учение. 3) «В них выведены литературные типы и содержится искусственность сюжета и стиля, которых нет в Писании». Здесь можно только недоумевать: где протестантам видится в «неканонических» книгах искусственность стиля и сюжета? Данное мнение совершенно предвзято и надумано. Напротив, дух этих книг един с остальным Священным Писанием. 4) «Им недостает отличительных черт, которые делают подлинные Писания Божественными, – таких, как пророческая сила, поэтическое и религиозное чувство». Здесь тот же вопрос: где протестанты заметили в этих книгах нехватку пророческой силы, поэтичности и религиозного чувства? Напротив, эти книги написаны весьма поэтично, с сильнейшим религиозным чувством, и содержат множество важных пророчеств. Если бы протестанты не были предубеждены против этих книг, то они никогда при чтении их не сказали бы того, что они говорят. То есть, если бы они ничего не знали о каноне, и им бы сказали, что некоторые книги в Библии неканонические, и что нужно их выявить, то по объективным причинам они скорее бы исключили книгу Есфирь, где ни разу не употребляется слово «Бог», чем Иудифь; и книгу Екклесиаста, где выражаются как бы сомнения в бессмертии души, воскресении и воздаянии (например: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому...» (9:2); «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния...» (9:5); см. также 3:18–21; 5:14–16,19; 6:3– 8,12; 8:7; 9:2–5,10 – потому, кстати, эту книгу так любят цитировать субботники и «свидетели», не верующие в ад и бессмертие души), чем книгу Премудрости Соломона, где о воскресении и воздаянии говорится с ясностью Нового Завета (например: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его» (5:1); «А праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа...» (5:15–16); ср. 3:4,7,14,18; 4:10–11), и где содержится такое яркое пророчество о Христе (2:12–21); и Песни Песней, с её, как может показаться, слишком откровенным эротизмом, чем книгу Сираха, ни в чём не уступающую по мудрости притчам Соломона; и какую ни будь книгу малого пророка, чем 3-ю Ездры, где находится множество великих и сильнейших пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010