«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю?» Явление одиннадцати апостолам Это произошло на восьмой день после воскресения Спасителя, В этот день все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву. Среди них был и апостол Фома, который так и не поверил свидетельству уже всех учеников о воскресении Христовом. И вот Иисус Христос опять внезапно явился среди Своих учеников со словами: «Мир вам!» Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Внезапное явление Христа и слова, сказанные Им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Христос, устремляя мысль Свою к будущему и имея в виду всех тех, кто, по примеру Фомы, будет сомневаться и отвергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие». Христос никого насильно не заставляет веровать в Него, Он желает свободного изволения человеческого сердца. Господь не явился ни Пилату, ни Анне, ни Каиафе, ни кому другому из Своих мучителей, ибо их злая воля сопротивлялась бы очевидности явления, доколе это было бы возможно («и мертвые воскреснут–не поверят»), а когда это стало бы уже немыслимо, они покорились бы в страхе, без любви и примирения. Фома же, когда говорил «не увижу – не поверю», – уже почти уверовал, уже почти проникся верой в воскресение. Его слова были продиктованы желанием, скорее увидеть Учителя. Поэтому-то Церковь говорит о «добром Фомином неверии». Явление на Тивериадском озере. Ин. 21:1–25 Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в свою родную Галилею и стали заниматься обычным для них рыбным промыслом. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю своих друзей: Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила. Когда стемнело, все они вошли в лодку Петра и поплыли на хорошее рыбное место. Но как ни трудились ученики, как ни употребляли они все свое профессиональное умение, в эту ночь они ничего не поймали. Уже рассветало, когда апостолы, вымокшие и уставшие, собирались плыть к берегу. Вдруг они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера. Это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец попросил у них несколько рыбок: «Дети, – сказал Он, – есть ли у вас какая пища?» Они ответили Вопрошающему, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

б) Появляются ли какие-либо бедствия и сокрушают надежду многих? Они следуют за Христом, Который «дал им мир,» какого мир не дает. в) Смущает ли их мрачная мысль о загробной жизни? Они не перестают следовать за Христом, Который есть «воскресение и жизнь» и т. д. 6) Так достойные последователи Христовы «грядут» за своим Господом, и никто из них не спрашивает: куда Он идет или куда ведет; ибо они — уверены, что с ними идет Он Сам и непременно приведет их к блаженной цели, хотя бы они шли посреди сени смертной. Посему: а) Они охотно оставляют обыкновенные пути , которыми обыкновенный человек стремится только к обыкновенным выгодам, к чувственным удовольствиям и суетности. б) Они охотнее следуют за Христом путем крестным , потому что этот путь, хотя узок и тернист, однако же приводит к жизни и славе ( Рим. 8:17 ). Путь христиан есть путь к небу « Будьте святы » ( 1 Петр. 1:16 ). Сегодня Церковью совершается празднество в честь всех святых. Мы должны не только удивляться святым и почитать их, но и подражать им. Мы должны идти их путем, а этот путь есть путь к небу. Путь христиан есть путь к небу. 1. Великая цель на этом пути. Неба достигают только святые , следовательно, совершенно чистые, или очищенные покаянием, или такие, которые имеют в себе одно доброе и ничего злого. Кто поставил такое великое требование ? Кто говорит об этом ? а) Бог в Священном Писании . К Аврааму: « ходи предо Мною и будь непорочен » ( Быт. 17:1 ), к Моисею и Аарону: « будьте святы, потому что Я свят » ( Лев. 11:45 ). Христос: « Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » ( Мф.5:48 ). Апостол Петр: « по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках » ( 1 Петр. 1:15 ). Апостол Иоанн: « не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи » ( Апок. 21:27 ). б) Церковь , которая с этою целью и установила праздник святых, чтобы мы, видя « имея вокруг себя такое облако свидетелей » сами « с терпением будем проходить предлежащее нам поприще » святости ( Евр. 12:1 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

– Вы говорите Духом Святым, а я прикасался к Нему рукой на Иордане и свидетельствовал о Нём: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). Я тот, о ком сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис. 40, 3 ). Я шёл впереди Него, я видел Его, осязал Его и знал о том, что это идёт Он. А в воротах ада, когда Спаситель подошёл и стали вопить, что идёт Царь славы, диавол приказал князьям: – Замолчите, Он просто человек, ведь в Гефсиманском саду боялся же смерти! Будь Он Бог , Он не боялся бы её. Но древний сатана возразил прочим бесам: – Вы балбесы! Он обманул вас, чтобы вы не догадывались о том, кто Он, до самой минуты Воскресения. Он притворялся, будто боится, как люди, чтобы обмануть вас. Однако если бы Он боялся, Он не принял бы от Отца чашу. Но Он хотел следовать по пути смирения: да будет воля Твоя! Вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою ( Мф. 26, 42 ; Евр. 10, 7 )! Даже в страданиях Своих Он не хотел быть надменным, войти в страдание без послушания. Всё по послушанию. Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя ( Мф. 26, 42 ). И всё это для того, чтобы научить нас послушанию, чтобы когда и мы впадём в самые сильные искушения и трудности, мы полагались на волю Божию: «Боже, да будет воля Твоя. Я остерегаюсь, как человек, берегусь, но если на это Твоя воля, я хочу проявить послушание и идти путём послушания. Послушание даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2, 8 )». Вися на Кресте, Он воскликнул: – Или, Или, лама савахфани? – то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27, 46 ). Как будто Он остался без Отца. Но это не так! Он на Кресте говорил от лица всего человечества, ибо был облечён в наше естество. И вот Он ходатайствует за нас Кровию Своею на Кресте: – Боже, Я в человеческом естестве, огорчившем Тебя! Я Новый Адам, Я взываю вместо ветхого Адама: для чего Ты Меня оставил? Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Это мы были покинуты, а не Он, ибо Бог не мог быть оставлен, ведь Он был Богом от Бога, рождённым и несотворённым». 44

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Вторая глава содержит более подробные увещания к твёрдости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь св. апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться как «добрый воин Иисуса Христа». То, что ты слышал от меня о Господе Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличений и гонений от неверующих, то самое передай «верным людям, которые были бы способны и других научить». Под этими «верными людьми» толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идёт о том, что св. Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения в епископы и пресвитеры, чтобы передать им все Истины Богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет св. Василий Великий , хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился. Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать св. Тимофей (Фотий у Экумения, еп. Феофан). Далее св. Павел воодушевляет Тимофея к перенесению страданий за благовестие примерами как доброго воина, так и ристалищного состязателя, трудящегося земледельца и, наконец, высочайшим примером Самого Господа Иисуса Христа, Который прежде, чем войти в славу Свою через воскресение, много потерпел и даже умер на кресте. «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа», то есть будь готов на всякие труды и скорби в деле благовестия о Христе (ст. 3). «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (ст. 4) – этими словами не требуется от пастыря полного отречения от всяких забот земной жизни, ибо сам апостол говорит, что пастырю надлежит, между прочим, «хорошо править своим домом», следовательно, он может заботиться о нуждах своего семейства, даже так, что «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим 3:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря... и призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.9:36, 10:1 ). Пастырство – по этому свидетельству Евангелия, намечалось в качестве задачи апостолов при самом призвании —74— их к апостольству, как дело любви Божией к «изнуренным и рассеянным». Пастырское попечение троекратно поручено было Христом по воскресении Петру при троекратном исповедании последним любви ко Христу ( Ин.21:15–17 ): «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Ясно, что Ап. Петр, обращаясь к пресвитерам с словами «пасите стадо Божие» поручал им ту пастырскую власть, какую сам некогда получил непосредственно от Христа. Отсюда, следов., ведет свое начало иерархический церковный принцип, поскольку он облекается в форму пастырства. Как же он должен применяться? Где искать принципов и примера его применения? И на эти вопросы более точного ответа, чем какой дает Евангелие мы нигде не найдем. «Он сказал им: цари 37 господствуют (κυριεουσιν) 38 над народами и владеющие 39 ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше ( μεζων ν μν) 40 будь как меньший (νετερος) 41 и начальствующий (γομενος) как служащий ( Лк.22:26–27 ). Сравнивая эти слова Христа с вышеприведенным наставлением Ап. Петра к пастырям-пресвитерам, мы находим поразительное сходство не только в мысли, но и в самом внешнем ее выражении. И здесь, как и там, антитеза: а, в государстве цари и начальники; в церкви – большие и меньшие, или старшие (πρεσβτεροι) и младшие (νετεροι): в государстве – начало властвования: в церкви – надзора (επισκοποντες) и назидания или служения (διακονα) примером. Что особенно здесь бросается так сказать в глаза, так это – настойчивое устранение характера властвования, именно государственного властвования через царей и князей (βασιλις κα ρχοντες) в религиозном союзе, единым связующим центром и базисом которого служит Христос (Един Господь – κριος) устранение человеческого властвования подтверждается далее и собственным примером Гос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великаго; по правде суди ближнего твоего» ( Лeb. XIX, 15 ). 149. Может ли ложь быть обращена против самого себя? Когда она проявляется в празднословии, а также при самообольщении . »Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1, 26 ). 150. Каковы последствия лжесвидетельства? Вред душевный и материальный для того, кто по навету окажется обвиненным; это сближает ложь с убийством. Но и сам лжесвидетель, узнает вскоре, как наростает в его душе мрак угрызений, способный навсегда отогнать покой. 151. Вскрывается ли, рано или поздно, правда? Если это не отложено Господом до Его Последнего Суда, или не изглажено покаянием, то через какое то время злая тайна открывается или как факт или, как последствие, явно проистекающее от похороненной неправды, «...ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайнаго, что не было бы узнано» (Мф. Х.26). 152. Какую вселенскую истину старались скрыть и она стала явной пред всеми? Когда стража гроба Господня сообщила еврейским первосвященникам истинное событие Христова Воскресения, то они, после совещания, »довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали« ( Mф. XXVIII, 11–15 ). Эта ложь не утаила правды, но подтвердила ее, увенчанную пресветлой Славой. 153. Имеется ли род лжи такой, когда сами мы лично ничем не вредим ближнему? Это бездеятельная ложь, которая заключается в умолчании о чьем бы то ни было явном преступлении. Напр, если слышим клевету на ближнего и не исправляем ея; или если видим грабеж и не только не спешим на помощь пострадавшему, но даже уклоняемся от того, чтобы свидетельствовать. 154. Какие случаи постыдного умолчания должна обличить христианская совесть? Умывание рук, как Пилат (Мф. XXVII, 24), должно поставить в вину правителям свободных народов, которые молчали, наблюдая массовое человекоубийство особенно в странах под богоборцами (многотысячныя убийства в Катыне, в Виннице, в лагерях крайного Севера, умерщвленния голодом сотен тысяч военнопленных в Германии, миллионныя классовыя и расовыя истребления, жестокое уничтожение населения городов в Японии). При этих злодеяниях »князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал и язык их прилипал к гортани их« ( Uob. XXIX, 9 ). Сердце христианина должно чувствовать только так: »Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу... Вижу отступников и сокрушаюсь; ибо они не хранят слова Твоего« (Пс. CXVIII, 128, 158). § 23. Объяснение десятой заповеди

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этом случае Иисус ел еду в полностью физическом смысле слова, чтобы убедить учеников, что и воскрес Он физически, телесно. «Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк. 24:42–43 ). Столь внушительным доказательством этот рассказ становится в силу того обстоятельства, что Иисус указал на Свою способность принимать пищу в физическом смысле слова для подтверждения материальной природы Своего тела, состоящего из плоти и крови. Иисус перебрал уже буквально все способы, которыми мог бы продемонстрировать плотскую, материальную сущность Своего воскрешённого тела. Таким образом, если бы воскрешённое тело Иисуса не было тем же самым материальным телом из плоти и крови, в котором Он умер, Иисус оказался бы обманщиком. Одиннадцати ( Ин. 20:24–31 ). Фомы не было с учениками, когда им явился Иисус ( Ин. 20:24 ). И даже после того, как апостолы – его собратья – рассказали ему, что видели Иисуса, Фома отказывался поверить, пока сам не увидит и не сможет прикоснуться к Нему. Неделей позже его желание исполнилось: «после восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» ( Ин. 20:26 ). Когда Иисус явился Фоме, тот увидел и услышал воскресшего Господа и смог прикоснуться к Нему. Фома видел Господа. Иисус был явственно виден Фоме, а позднее сказал ему: «ты [...] увидел меня» ( Ин. 20:29 ; курсив Н. Г.). Фома также слышал, как Господь сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:27 ). После этого предъявления бесспорно убедительных физических свидетельств Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Мы можем также сделать вывод, что Фома прикасался к Господу. Безусловно, именно это Фома, по его собственным словам, хотел бы сделать ( Ин. 20:25 ). И Иисус велел ему сделать это ( Ин. 20:27 ). Хотя в тексте сказано только, что Фома увидел и уверовал, естественно предположить, что он также прикоснулся к Иисусу. К Иисусу прикасались и в других случаях ( Ин. 20:17 из значения греческого глагола данную фразу можно понять как «не обнимай Меня так крепко, ведь Я ещё не ухожу... " Поэтому вполне возможно, что Фома в данном случае тоже прикоснулся к Нему. Как бы то ни было, бесспорно, что Фома ощущал через свои природные органы чувств визуально наблюдаемое, физическое тело воскресшего Иисуса. Прикасался ли Фома к Иисусу или нет, он, безусловно, видел Его раны от распятия ( Ин. 20:27–29 ). Тот факт, что у Иисуса всё ещё оставались эти физическое раны от распятия, выступает неопровержимым доказательством того, что Он воскрес в том же материальном теле, в котором был распят. Это было уже во второй раз, что Иисус показывал Свои раны. Трудно представить себе, как Он мог бы дать более весомые доказательства того, что воскрешённое тело – то же самое тело из плоти и крови, которое было распято, а потом прославлено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Без силы Слова не сказал бы глас Отчий, посланный с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:17 ), а без истины плоти не свидетельствовал бы Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Без силы Слова не исцелялись бы больные и не воскресали мертвые, а без истины плоти Постившийся не нуждался бы в пище, а Утомленный – во сне. Наконец, без силы Слова не исповедал бы Он Себя равным Отцу, а без истины плоти все Тот же не назвал бы Отца бльшим Себя. Кафолическая вера принимает и то, и другое; и то, и другое защищает, ибо она, следуя исповеданию блаженного апостола Петра, верует, что единый Христос, Сын Бога Живого, есть и человек, и Слово. Итак, хотя от того начала, в котором «Слово стало плотью» ( Ин. 1:14 ) во чреве Девы, никогда не было между двумя образами (inter utramque formam) никакого разделения; хотя, сколько ни возрастало тело, во всякое время действия принадлежали одному лицу, тем не менее все это, совершенное нераздельным образом, мы не смешиваем и никоим образом не сливаем, но из свойств дел познаем, какому образу принадлежало каждое. Так пусть ответят эти лицемеры, не желающие своими слепыми умами воспринять свет истины: в каком образе (in qua forma) Господь славы (Dominus majestatis) 33 Христос был пригвожден ко Кресту? Что лежало во гробе? Что за плоть воскресла в третий день, когда был отвален камень от гробницы? Посредством чего Он после воскресения Своего обличил некоторых неверующих учеников и прекратил сомнения колеблющихся, когда сказал: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 )? Также [говорил Он] и апостолу Фоме: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; посмотри на руки и ноги Мои и не будь неверующим, но верующим» (см. Ин. 20:27 ). Особенно этим явлением тела Своего Он уже опроверг ложь еретиков, так что Вселенская Церковь , которой надлежит утолять жажду свою учением Христовым, не сомневается, что должна веровать в воспринятое для проповеди апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/hr...

Апостол Павел свидетельствует, что по Воскресении Своем Господь явился Кифе (то есть апостолу Петру), потом двенадцати, потом более нежели пятистам братий в одно время, затем Иакову, также всем апостолам (см. 1Кор.15:5–7 ). Но у евангелистов нет подробных описаний всех этих явлений, а говорится лишь о некоторых. Так, евангелист Иоанн повествует о явлении воскресшего Господа апостолу Фоме. Это произошло на восьмой день после Воскресения Спасителя. Ученики опять собрались в доме. Двери были заперты. Среди собравшихся находился апостол Фома, который не поверил свидетельству учеников о Воскресении Христовом. Он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). И вот теперь Господь вновь пришел к апостолам и, став посреди них, сказал: «Мир вам!» ( Ин.20:26 ). Потом, обратившись к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:27 ). Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). На это Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Эти спасительные и радостные слова Господа относятся ко всем христианам, которые, хотя и не видят воскресшего Христа телесными очами, но непоколебимо веруют в Его славное Воскресение. Явление Христа ученикам на море Тивериадском ( Ин.21:1–25 ) Из Иерусалима, по повелению Господа, апостолы пошли в Галилею. Там они занялись своими обычными делами. Однажды Петр отправился ловить рыбу. С ним пошли Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других учеников Христа. Всю ночь закидывали они сети, но так ничего и не поймали. Уже светало, когда апостолы решили возвратиться домой и направили свою лодку к берегу. На берегу стоял Иисус Христос, однако они не узнали Его. Господь спросил: «Дети! есть ли у вас какая пища?» Они отвечали Ему: «Нет» ( Ин.21:5 ). Тогда Иисус сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» ( Ин.20:6 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 26–28). Когда Господь стал перед Фомой, он уверовал, потому что во Спасителе было сияние Вечной Жизни, и Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, Который был их Учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения – однако с руками и ногами, и боком, прободенными гвоздями и копьем. И, увидев Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: Господь мой и Бог мой! Фома уверовал, что Иисус из Назарета и есть обещанный Богом Мессия. Первый из апостолов он увидел и уверовал, что его Учитель и есть Сам Бог! Бог, Которому служили его праотцы, Бог, Которому свою жизнь без остатка готов отдать и сам Фома. В нем родилась полнота веры. Для того, чтобы наше слово, обращенное к близким людям о Боге и о бессмертии, могло быть услышано, во-первых, оно должно исходить из глубокой веры, а во-вторых, та жизнь в Боге, о которой мы хотим сказать, должна отражаться в нашей собственной личной жизни, в наших жизненных ценностях, мыслях и чувствах. Если же ничего этого нет, наши слова о Царстве Божием будут просто рассказом, а не свидетельством истины. Мы будем подобны тем апостолам, которые могут только радоваться тому, что пережили и ощутили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Вера Фомы в Воскресение Христово основывалась на чувственном опыте. Указывая на это, Господь открывает всем нам высший путь к вере и ставит в пример тех, кто достиг и достигает силы веры, основываясь не на внешнем, чувственном опыте, а на опыте собственной духовной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010