Скачать epub pdf Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Заседание открывается в 4 часа дня в большом зале Русского Дома имени Царя-Мученика Hukoлaя II в Белграде. После молитвы «Днесь благодать Святого Духа нас собра», Председатель Собора, Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, открывая заседание Собора, произносит следующую речь: «То, что подготовлялось в течение некольких лет и чего мы ждали сь таким волнением и надеждою, ныне, благоволением Божиим совершилось: Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созван, и я счастлив объявить его открытым. Вознесем же горячее моление Небесному Кормчему Русской Православной Церкви, давшему нам осуществить это великое историческое дело, во исполнение заветов нашего незабвенного блаженнопочившего Митрополита Антония, основателя и собирателя воедино нашей Русской Зарубежной Церкви. Этот Собор, как и первый в 1921 г., собрался на братской Югославянской земле, под покровительством и державной защитой Благоверного Государя Короля Петра, сына великого и верного друга Русского народа и национальной России – Короля-Мученика Александра I-ro. Принесем нашу глубокую благодарность Его Величеству Королю, также как и Его Королевскому Высочеству Князю Наместнику Павлу, так мудро ведущему государственный корабль по пути завещанному Королем Александром на благо Югославянского народа и всего славянства. (Собор встает и поет гимн югославянский и затем русский). Вознесем наши молитвы о здравии и благоденствии Главы, столь дорогой и близкой нам братской Сербской Церкви, достойного преемника незабвенного Патриарха Варнавы, Святейшего Патриарха Гавриила, благословившего созыв нашего Собора в пределах Сербской Церкви и с отеческой любовью открывшего нам двери своего дворца и других зданий в Сремских Карловцах для работ и размещения Членов Собора. Я глубоко сожалею, что нездоровье помешало Его Святейшеству почтить своим присутствием это историческое заседание, но я радуюсь, что имею возможность приветствовать здесь представителя Его Святейшества в лице Преосвященного Серафима, епископа Призренского. Я уверен, что выражу общее желание, когда буду просить его Преосвященство передать Его Святейшеству наши чувства глубокой признательности и пожелания здравия и благодатной помощи Божией, по исполнению возложенной на него высокой обязанности Кормчего Сербской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание Аннотация От редакции Предисловие Введение 1. Общие замечания 2. Библиографический обзор Глава I. Истоки 1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий 2. Монашество XII и XIII веков 3. Религиозно-культурная деятельность монашества Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси 2. Характер аскетизма в XIV и XV веке 3. Препод. Сергий Радонежский и его монастырь 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями 1. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно-политические воззрения 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения 3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. 1. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века 3. Инок Филофей и его мессианские идеи 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века 5. Прославление русских святых подвижников Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI-XVII вв. 1. «Князь-инок» Вассиан и его полемические сочинения 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения 3. Сочинения с защитой права монастырей на владение вотчинами 4. Правительственные меры XVI века, направленные на ограничение монастырского землевладения 5. Меры, принятые в XVII веке до 1648 г. 6. Уложение 1648 г. 7. Приказ Большого Дворца и Монастырский Приказ Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI-XVII вв. 1. Государственно-политические условия колонизации 2. Шесть основных областей монастырской колонизации 3. Монастырская колонизация в Московском центре 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Спасоборский Преображенский храм – один из древнейших памятников церковного зодчества в Москве, когда оно не производило еще ничего громадного и смелого, и наши предки, скромные в своих желаниях и нуждах, предпочитали великолепию и роскоши соединенное с равновесием спокойствие для тела и духа. Даже в течение стольких веков, сравнительно, он сохранил всю свою первобытную простоту, подвергшись меньшим изменениям во внешности и внутренности, чем какие постигли другие более величественные здания и храмы в кремле. История этого храма, в начале деревянного среди черного бора, потом каменного «на дворце» (дворе княжеском) нераздельна от истории самой Москвы и разнообразных судеб ее в церковном и гражданском отношениях. Еще в то далекое время, когда о Москве едва было слышно на святой Руси, на холме, где высится теперь Московский кремль, на месте стоявшей здесь среди темного дремучего бора хижины некоего отшельника Букала (Вукола), была срублена из дуба церковь во имя Преображения Господня. Неизвестно, уцелел ли этот храм при нашествии в 1237 году на Москву Батыя, который разграбил и пожег в ней монастыри и церкви с селами; но уже в начале XIV века (1319 г.) упоминается в наших летописях, на Московском «Боровицком холме», монастырь (именно Спасский), куда привезено было из Маджар тело великого князя Тверского Михаила Ярославича, замученного в Орде. По смерти благоверного князя Даниила, сына Александра, Невского героя, положившего твердую основу княжению и самому городу в залесской Москве, преемник его и сын Иоанн Калита, окончательно утвердивший великокняжеский престол в Москве, в 1330 году заложил на своем дворе, вместо деревянной, каменную – «чудную» церковь во имя Спаса Преображения, которая была освящена тогдашним митрополитом всероссийским Феогностом. Это – была третья каменная церковь на Москве 1 , Будучи ревнителем иноческого жития, Калита перевел архимандрию из загородного – «из-за речья» – монастыря Данилова (созданного отцом его, который и погребен там) в Спасопреображенский, «да вкупе оба монастыря под единым началом (начальством) паствы неоскудно устрояются».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Сретенский собор Соборный храм Сретения Господня, что у Великого Государя «на сенях», находился на гребне Кремлевской горы, подле древней набережной государевой палаты, с которою соединялся переходами. Построен был этот храм в 1560–61 годах, когда в августе месяце Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич «детем своим повеле делати двор особной на взрубе, позади набережные большие палаты и на дворе у них храм большой Сретения и учини ту протопопствие и к собором причте». 1 После пожара 1627 г., Джон Толер возобновил, как надо полагать, значительно пострадавший во время пожара, Сретенский собор, 2 возле которого тогда, по набережной стороне дворцовых зданий, под горою, помещался запасной двор, а над каменными палатами его был устроен обширный верхний набережный сад. 3 В 1681 г. был устроен другой сад, простиравшийся в длину на 25 саженей, 4 почти до паперти Благовещенского собора, а в ширину – на 15 саженей, и расположенный вверху особого здания с круглою башнею, на углу, против Тайницких ворот, и названный нижним в отличие от верхнего, как расположенный ниже его на целый этаж дворцовых строений в уровень с подклетными этажами дворца. От Сретенского собора в этот сад вела лестница в 37 ступеней. 5 Из описания известного спутника Антиохийского патриарха Макария – его сына архидиакона Павла Алеппского узнаем, что Сретенский собор к половине. XVII в. уже был стар и ветх. Он имел три двери, а вход в него был по лестнице церкви Благовещения. Боковая сторона алтаря, где совершалось поминовение и где стоял жертвенник, а также и паперть церкви, выходили на особую внутреннюю дворцовую площадку, недоступную для посторонних, на которой стояла малая церковь , скрытая и вросшая в землю, в честь Божественного Преображения. 6 Благочестивый царь Феодор Алексеевич обратил внимание на запущенность внутри храма и по именному его указу от 7 мая 1677 г. велено было «деисус и праздники и пророки и праотцы и местные иконы починить заново позолотить, и стены вновь вылевкасить». 7 Работы эти производили Московские кормовые иконописцы Василий Иванов с товарищами, под наблюдением Ушакова, причем иконописец Дорофей Ермолаев золотил царские двери с короною и столпцы, а также северную и южную двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор, Айа София (Αγα Σοφα) /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 532 и 537. Архитектор:Исидор из Милета и Анфимий из Тралл Адрес: Sultan Ahmet Sq, Cankurtaran Mahallesi, Istanbul/Istanbul Province, Turkey 34122 Координаты: 41.008615, 28.97993 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Самая известная церковь в Стамбуле, построенная в византийский период. Первое здание было построено в 325-360 гг. Открылось для богослужения 15 октября 360 г. Будучи самой большой церковью города и дворца, она упоминалась как Megalo Ekklesia (Большая церковь), а начиная с V века называется Hagia Sophia (святое мастерство), в турецкий период Ая-Софья. Предполагается, что стены первого здания были из камня, кровля из деревянной базилики. В 404 г. эта церковь была сожжена, к 415 г. восстановлена, а в 532 году сожжена вновь. Её тут же восстановили. Строили её с 532 по 537 год из дерева, мрамора разных цветов, кирпича. Открылась она вновь 27 декабря 537 года. Позже она рушилась от землетрясений, а в 1204 г. крестоносцы её разграбили и подожгли. В 1261 году император Михаил VIII приказал восстановить её. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть. В 1934 году она была превращена в музей. Источник: Стамбул (на русском языке). Yucel AKAT, АРХЕОЛОГ. 2010. Собор Святой Софии в Стамбуле – знаменитый памятник византийской архитектуры, самая величественная постройка юстиниановской эпохи. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 г.г. на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Руководили его строительством архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. При строительстве собора также использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни.

http://sobory.ru/article/?object=12096

Тайна христианства в 5 словах. Церковь вступает в XX век Уникальные воспоминания, вошедшие в новую книгу «Русская Церковь. Век двадцатый» 12 мая, 2015 Уникальные воспоминания, вошедшие в новую книгу «Русская Церковь. Век двадцатый» В свет вышла уникальная книга, двухтомник «Русская Церковь. Век двадцатый» (1900-1917 гг.), которая является первой частью большого пятитомного проекта «История Русской Церкви ХХ века в свидетельствах современников». Мы публикуем фрагменты книги – уникальные воспоминания, которые дают возможность прочувствовать дух начала этого трагического для Русской церкви столетия. Из воспоминаний монахини Надежды (Бреннер) о Марфо-Мариинской обители и княгине Елисавете Феодоровне: В русско-японскую войну Великая Княгиня возглавила Красный Крест, работу швейных мастерских для нужд армии. Под мастерские с разрешения Государя были использованы все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного зала. На фронт уходили поезда с обмундированием, медикаментами. Ее трудами армия получала походные церкви с иконами, алтарь устанавливался в простой палатке. Богослужение благодаря ее заботам, стало возможно проводить где угодно — на любой лесной поляне. В 1905 году к Великой Княгине стали приходить анонимные письма: «Не ездите вместе со своим мужем, мы все равно его убьем!» Как можно жить месяц за месяцем, ежечасно ожидая страшного несчастья?! Она стала сопровождать его во всех поездках — постоянно. Когда это случилось, она своими руками подбирала разорванные бомбой части тела Сергея Александровича, нашла палец с обручальным кольцом. На третий день Великая Княгиня пришла в тюрьму к убийце, принесла ему прощение от убитого им. Она держала в руках Евангелие, пыталась донести до его сознания и сердца тяжесть содеянного им. Просила его покаяться. Но Каляев не жалел о своем преступлении. И на суде заявил: если смертный приговор ему заменят каторгой, он отбудет ее и продолжит свое дело — крушить, убивать, уничтожать существующий строй. «Да здравствует революция!» — были последние слова его речи.

http://pravmir.ru/ne-vedyat-bo-chto-tvor...

Углич. Кремль. Кремль. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ярославская область, Угличский район, г. Углич, ул. Кремль, д. 1 Координаты: 57.527601, 38.318294 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историко-архитектурный комплекс Угличского кремля находится в историческом центре города на правом берегу Волги. Угличский кремль, как и большинство средневековых крепостей, занимает полуостровное положение: он стоит на мысу между Волгой и впадающими в нее рекой Шелковкой и Каменным ручьем. От Шелковки к Каменному ручью был прорыт ров, что позволило создать водную преграду со всех четырех сторон от кремля. Самые древние укрепления на месте кремля возникли еще в середине 10 века. Тогда князь Ян Плескович запросил у княгини Ольги разрешение на постройку крепости. Первый кремль имел деревянные стены и был окружен валами. Впоследствии оборонительные сооружения несколько раз восстанавливались, последняя реконструкция была проведена в 17 веке, после чего стены кремля, мосты и башни постепенно обветшали и пришли в негодность. В 18 веке они были разобраны. В наши дни о былых крепостных укреплениях напоминают только фрагменты рва. Однако сохранился ансамбль кремлевских построек, из которых наиболее значимы княжеские палаты, Спасо-Преображенский собор, Церковь царевича Дмитрия, здание думы и колокольня. Княжеские палаты Угличского кремля – редкий памятник средневекового гражданского строительства на Руси. Палаты были построены в 15 веке князем Андреем Горяем, братом царя Ивана III. До наших дней дошла только меньшая, парадная часть дворца из крупного кирпича. Остальные постройки были деревянными и не сохранились. На третьем верхнем этаже палат находится большой сводчатый зал, украшенный росписью. На втором этаже есть три больших помещения, а на первом цокольном – два. К парадному залу ведет витиевато украшенное крыльцо. В 1584 году в Углич была сослана после смерти Ивана Грозного его последняя жена – Мария Нагая с малолетним царевичем Дмитрием. Именно в этом дворце произошло убийство царевича, которое привело в дальнейшем к пресечению царской династии Рюриковичей. После гибели царевича, палаты были заброшены и постепенно разрушались, пока в 19 веке не была проведена реставрация. В 1892 году было создано замысловатое крыльцо княжеских палат. Автором этой работы стал архитектор Н.В. Султанов.

http://sobory.ru/article/?object=17094

Успеньев день День Успения Божией Матери – храмовой праздник первопрестольного собора – отличался в старой Москве особо-торжественными службами и обрядами. Так как праздник этот был в собственном смысле соборным и церковным, то эти торжественные особенности сосредоточивались по преимуществу в церковных богослужениях Успеньева дня и в обрядовой жизни патриарха. Успенский собор еще задолго до 15 августа начинал приготовляться к своему храмовому празднику. За две недели до Успеньева дня ключари приказывали чистить иконы, паникадила и всю соборную утварь, а для этого дела брали «людей из рядов, кто где надобен». Тогда же запасали с патриаршего двора свечи в подсвечники в паникадила, а пудовые свечи и масло в лампады приносили из царского дворца. За два дня до праздника напоминали патриаршему дворцовому дьяку, чтобы он готовил в соборную церковь сено – «мелкое, доброе». Накануне праздника, перед малой вечерней, сторожа постилали это сено по всему собору – и в алтаре, и в приделах, и на государевом, и на патриаршем местах. В сено этих двух последних мест, а также на царицыно место, полагались еще различные благовонные травы и духи. Душистые вещества «да гуляфной (розовой) водки и масла мятнаго или кропнаго» брали из аптеки, «и кропят и поливают для духу». Перед образами, на раках чудотворцев и гробницах святителей тогда же переменялись покровы и пелены и заменялись новыми и дорогими жемчужными. На государев хлебенной двор ключари отдавали приказ, чтобы там заготовили «благодарные хлебы большие», для благословения на литии во время всенощного. К малой же вечерне выносили большое евангелие на престол и переменяли другие сосуды и утварь на более драгоценные, лучшие и большие по размерам. Накануне же патриарх вместе со всем собором духовных властей и в преднесении ключарями креста и св. воды, ходил «на верх», в царский дворец, звать государя к праздничным службам и к своему праздничному столу. Этот «зов государев от патриарха» был заранее определен для ежегодного употребления и выражался следующей речью патриарха к царю: «А великий государь царь и великий князь (имя рек), всея Русии самодержец, чтобы еси государь пожаловал на праздник Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, вечерню и молебен и всенощное и заутреню, и обедню слушал; а в дому бы у Пречистой Богородицы и у великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и у нас своих богомольцев пожаловал бы еси хлеба ел».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Фёдоровское (Рождествено). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1890 - 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Можайский район, Федоровское (Ново-Рождествено, погост) Координаты: 55.475853, 35.677052 Проезд:От Уваровки на Ю-В около 7-8 км , 1км от Минского шоссе, кладбище. От ж.д. ст. Можайск авт. 40 до ост. Фёдоровское. Церковь почти утрачена , сохранились заросшие обломки рухнувших стен Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождествено с деревнями Чертово и Федоровское было не позже 1643 г. пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В дальнейшем первая из деревень была переименована в Черную, а другая исчезла. В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов (146 человек). Рождествено с деревнями перешло к его племяннику Дмитрию Петровичу Львову, боярину. Умер он в 1660 г., мужского потомства не оставил. И в 1678 г. эта вотчина снова стала государевой. Но спустя 4 года была пожалована боярину князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. В описании 1682 г. говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке, образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте, образ Рождества Христова перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками на северных дверях образ Благоразумного разбойника Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, клецки, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница в церковь и в пределы, с паперти трои двери. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд. А другой предел (преп. Никона) не освящен и икон никаких нет».

http://sobory.ru/article/?object=24129

Христос, благословляющий Константина Багрянородного. Резьба по слоновой кости. Ок. 945 г. (ГМИИ) К. род. в 905 г., предположительно 17/18 мая ( Grumel. 1937. P. 63; Kazhdan, Cutler. 1991. P. 502) или 2/3 сент. ( Jenkins. 1965. P. 109; см. предполагаемые гороскопы К.: Pingree. 1973), и был первенцем имп. Льва VI Мудрого и его 4-й жены, Зои Карвонопсиды (Карвонопсины, букв. «Черноокой»). В предыдущих 3 браках у императора не было сыновей, что ставило под угрозу продолжение Македонской династии. Рождение К. омрачалось тем, что его мать, хотя и проживала во дворце, с церковно-канонической т. зр. не считалась законной супругой императора. Тем самым К., хотя и родился в Багряной палате Большого дворца (в Порфире), формально оказывался незаконнорожденным. По-видимому, именно для того, чтобы подчеркнуть его права на престол, за К. закрепилось прозвание «Багрянородный»: так называли только тех детей, которые рождались уже у царствующих императоров. Неопределенность статуса К. грозила резко осложнить политическое будущее не только его самого, но и всей империи. Ввиду исключительности ситуации патриарх Николай I Мистик согласился признать К. законным сыном Льва VI и полноправным наследником, но категорически потребовал от императора расстаться с Зоей. Это условие было выполнено, и 6 января 906 г. младенец был торжественно крещен патриархом в соборе Св. Софии. Восприемниками выступали брат и соправитель Льва Александр и высшие сановники. Вскоре, однако, Лев не только вернул Зою во дворец, но и сочетался с ней церковным браком (церемонию без разрешения патриарха совершил придворный пресв. Фома). Патриарх Николай Мистик немедленно наказал клирика, а императора отлучил от Церкви. Лев VI предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию на Соборе с участием представителей всех патриархатов. Ни на Рождество, ни на Богоявление 907 г. император не был допущен патриархом в Св. Софию. Отношения между ними накалились. После того как очередная попытка убедить Николая Мистика пойти на уступки потерпела неудачу, Лев VI обвинил его в связях с полководцем Андроником Дукой, поднявшим в это время мятеж на Востоке, и добился отречения патриарха от сана (февр. 907). Новым патриархом стал духовный наставник императора синкелл Евфимий II (I) . Собор с участием представителей папы Сергия III принял императора в церковное общение после его покаяния (в память об этом событии была создана мозаика в нартексе Св. Софии). Тем не менее конфликт вокруг 4-го брака Льва VI вызвал затяжной внутрицерковный раскол, продолжавшийся до «Объединительного Собора» 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010