ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II АЛЕКСЕЕВНЫ Комиссия об Уложении. 1767–1768 годы 30 июля назначено было днем открытия комиссии об Уложении. Депутаты, которых к этому времени приехало в Москву до 460 человек, собрались в Чудов монастырь в 7 часов утра. Прежде них приехал туда главный распорядитель князь Вяземский, незадолго перед тем утвержденный в должности генерал-прокурора. В 10 часу выехала из головинского дворца Екатерина с большой торжественностью, в императорской мантии, с малою короною на голове; карета была запряжена осьмью лошадьми. Впереди ехали придворные в 16 парадных экипажах. За каретою императрицы следовал взвод кавалергардов под командою своего шефа графа Григор. Григ. Орлова. За кавалергардами ехал в карете великий князь Павел Петрович. Когда императрица приехала в Успенский собор, двинулись туда депутаты по два в ряд под предводительством генерал-прокурора, державшего в руке маршальский жезл. Впереди шли депутаты от правительственных мест, потом от дворянства, от городов, от однодворцев и прочих старых служб служивых людей, наконец из поселян; в сословиях старшинство между депутатами соблюдалось по губерниям, расписанным в таком порядке: Московская, Киевская, Петербургская, Новгородская, Казанская, Астраханская, Сибирская, Иркутская, Смоленская, Эстляндская, Лифляндская, Выборгская, Нижегородская, Малороссийская, Слободско-Украинская, Воронежская, Белогородская, Архангельская, Оренбургская и Новороссийская; лично же старшинство между депутатами наблюдалось по времени их прибытия в Москву и внесения в депутатский список. Депутаты христианской веры вошли в собор, иноверцы остались вне храма. По окончании службы императрица отправилась в Кремлевский дворец, а депутаты стали подписывать присягу, в которой клялись «приложить чистосердечное старание в великом деле сочинения проекта нового Уложения, соответствуя доверенности избирателей, чтоб сие дело начато и окончено было в правилах богоугодных, человеколюбие вселяющих и добронравие к сохранению блаженства и спокойствия рода человеческого, из которых правил все правосудие истекает». Присягавший просил Бога, чтоб «ниспослал ему силу отвратить сердце и помышление от слепоты, происходящей от пристрастия, собственныя корысти, дружбы, вражды и ненавистные зависти, из коих страстей родиться бы могла суровость в мыслях и жестокость в советах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Государев дворец Дворец в древности имел такое ж значение, как и двор, детипец, cour du palais, т. е. полое место, земля вокруг строения. Государевым двором называлось местопребывание Государя с его семейством и дружиною, или придворными, дворовыми людьми, также покои, где они помещались. Потом двор означал все чины, окружавшие Царя и при нем служившие. Как двор был также местом суда, совещание и главного управления: то посему именуется он по преимуществу палатою, παλτον, curia: в таком смысле и Церковь возносит молитвы о всей палате, παντ το παλατου, т. е. о верховной Царской думе и вообще о дворе Царском, потом уже о гражданских чиновниках. 847 В первом знаменовании двор в XVI веке был большой и малый, с избушками, старый и новый; к тому и другому вели разные ворота, кои были большие на Государевом дворе, другие за Царицыными хоромами, у мыльни новой, у церкви за дворцом к сеннику. 848 Хозяйственные заведения, или службы, окружавшие Государевы палаты, также назывались дворами и дворцами, как то: Кормовый, Хлебный, Поваренный, Сытенный, Житный, Потешный, Колымажный и т. д., кои находились в ведомстве приказа Большого дворца. Собственно Государев дворец состоял из разных зданий, сначала деревянных, а потом в конце XV века каменных, соединенных с деревянными, о коих скажем в последствии. Помещение Московских Великих Князей было укромное и уютное в деревянных хоромах, теремах, избах, сенниках; оно соответствовало ограниченному составу их двора, простоте образа жизни и духу времени. По низвержении владычества Татар, вместе с расширением Государства и с введением при Московском дворе обычаев и обрядов Византийского, особливо по вступлении Uoahha III в супружество с дочерью Фомы Палеолога, установлены были новые придворные чины по примеру Греческих, с тем вместе умножилась пышность и великолепие Двора. В Великокняжескую столицу, уже свободную от Ордынских выходов и даней, стекались сокровища Новгорода и других удельных Княжений, к ней присоединенных. Вызванные из Италии зодчие (стенные, городовые и палатные мастера) в это время начали украшать Москву огромными, дотоле небывалыми в ней храмами, палатами и теремами из Белого камня и жженого кирпича; укрепили город каменными стенами, башнями с воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Е.И. Жерихина Отец Василий Борисович Бажанов , протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П. Павского, получил назначение настоятелем церкви и преподавателя Университета, университетского Благородного пансиона и СПб. высшего училища (позже преобразованного во 2-ю СПб. гимназию), где преподавал до 1831 г. В 1829 г. он занял кафедру профессора богословия в Главном педагогическом институте, но оставил работу в Академии. Преподавательская деятельность отца Бажанова в институте была плодотворна. Руководство признавало «отлично-усердную службу и особые труды в приготовлении выпущенных в первый раз из Главного педагогического института студентов» Бажанова. За успехи учащихся и за первое издание сочиненных им по поручению министерства народного просвещения «Нравоучительных повестей» он в январе 1836 г. был награжден орденом св. Анны 3 степени. Уволился Бажанов из института только в сентябре 1845 г., с награждением орденом св. Владимира 3 степени. Преподавая Закон Божий, В. Б. Бажанов получил известность, как прекрасный педагог, способный комментировать Священное Писание детям, что было в те годы большой редкостью. Как записано в его «Формулярном Списке служб и достоинств», 1 февраля 1835 г. он «по Высочайшему повелению определен законоучить и духовником его имп. высочества наследника цесаревича Александра Николаевича и младших великих князей». Одновременно переведен «к Малой церкви Зимнего дворца». 16 апреля 1835 г. «за отличную и усердную службу в епархиальном ведомстве награжден званием протоиерея». 6 февраля 1836 г. Бажанов был избран действительным членом Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Еще менее можно было ожидать действительной силы от особы, носившей титул самодержавного государя по смерти Алексея Михайловича. Старший сын его Федор, мальчик четырнадцати лет, был уже поражен неизлечимою болезнью и едва мог ходить. Само собою разумеется, что власть была у него в руках только по имени. В царской семье господствовал раздор. Шестеро сестер нового государя ненавидели мачеху Наталью Кирилловну; с ними заодно были и тетки, старые девы, дочери царя Михаила; около них естественно собрался кружок бояр; ненависть к Наталье Кирилловне распространялась на родственников и на сторонников последней. Прежде всех и более всех должен был потерпеть Артамон Сергеевич Матвеев, как воспитатель царицы Натальи и самый сильный человек в последние годы прошлого царствования. Его главными врагами, - кроме царевен, в особенности Софьи, самой видной по уму и силе характера, и женщин, окружавших царевен, - были Милославские, родственники царя с материнской стороны, из которых главный был боярин Иван Михайлович Милославский, злобившийся на Матвеева за то, что Артамон Сергеевич обличал перед царем его злоупотребления и довел до того, что царь удалил его в Астрахань на воеводство. С Милославскими заодно был сильный боярин оружничий Богдан Матвеевич Хитрово; и у этого человека ненависть к Матвееву возникла оттого, что последний указывал, как Хитрово, начальствуя Приказом Большого Дворца, вместе со своим племянником Александром обогащался незаконным образом за счет дворцовых имений, похищал в свою пользу находившиеся у него в заведывании дворцовые запасы и брал взятки с дворцовых подрядчиков. Царь Алексей Михайлович был такой человек, что, открывая ему правду насчет бояр, Матвеев не мог подвергнуть виновных достойному наказанию, а только подготовил себе непримиримых врагов на будущее время. У Хитрово была родственница, боярыня Анна Петровна; она славилась своим постничеством, но была женщина злая и хитрая: она действовала на слабого и больного царя вместе с царевнами и вооружала его против Матвеева, сверх того врагом Матвеева был окольничий Василий Волынский, поставленный в Посольский приказ, человек малограмотный, но богатый, щеголявший хлебосольством и роскошью. Созывая к себе на пиры вельмож, он всеми силами старался восстановить их против Матвеева. Наконец, могущественные бояре: князь Юрий Долгорукий, государев дядька Федор Федорович Куракин, Родион Стрешнев также были нерасположены к Матвееву.

http://sedmitza.ru/lib/text/435678/

Загорново. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Построена по проекту Джозуэ Жилярди (дяди Доменико Жилярди) с некоторым упрощением авторского замысла; вторая известная реализация того же проекта - церковь Николая Чудотворца (окончена в 1811) в с. Озерецкое. Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Ранее неизвестные произведения семьи Жилярди в России //Русская усадьба. Вып. 17 (33) Спб., 2012. С 192-247. Карта и ближайшие объекты В 1631 г. в селе существовала деревянная Михаило-Архангельская церковь. В 1791 г. ее сменила новая деревянная церковь, которая в 1804 г. сгорела, в 1805 г. тщанием кн. П. М. Волконского сооружена существующая каменная церковь. В 1904 г. на средства старосты Благова вместо старой низкой колокольни возвели трехъярусную, с двумя рядами кокошников и луковичного главою на верху. Храм остается действующим по сей день. Церкви Архангельского, что на Дорках, погоста известны с 1631 г. Существующий храм в стиле провинциального кладссицизма построен в 1805 г. на средства кн.П.М.Волконского. В 1870-х гг. сооружена эклектичная трапезная с приделами Иерусалимской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1904 г. стараниями церковного старосты В.В.Благова вместо старой обветшавшей по проекту архитектора К.К.Альбрехта выстроена эффектная трехъярусная колокольня в " русском " стиле. В советское время храм не закрывался. Церковь Архангела Михаила в с.Загорново Раменского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Архангельском, на речке Дорке. Московского уезда, в дворцовой Раменской волости, в XVI ст. находился погост, на котором издревле существовала церковь Михаила Архангела, разоренная в начале XVII ст. В писцовых книгах Приказа Большого Дворца 1631 – 33 гг. говорится: «в волости Раменнице был погост, а на погосте церковь Михаила Архангела, и той церкви на том месте нет», пашни к той церкви пустошь, что была деревня Григорьевская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло 15 чети в поле, сена по реке Дорке 50 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 8 десятин и та земля отписана на великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея России».

http://sobory.ru/article/?object=14140

Закрыть itemscope itemtype="" > Елена Николаевна Мейендорф вписана в наши сердца 02.11.2014 953 Время на чтение 6 минут В тысячах сердец людей на разных концах планеты живет память о баронессе Елене Николаевне Мейендорф, ушедшей от нас в марте этого года. Вечер памяти в её честь под эгидой и по инициативе Фонда Андрея Боголюбского состоялся в Зальцбурге, где долгие годы жила и трудилась баронесса. С общественной российской организацией Фонд Андрея Боголюбского сотрудничала и дружила Елена Николаевна, возглавляя в Зальцбурге Центр Русской Культуры. Она входила в состав Попечительского Совета Фонда. Об этом аспекте плодотворной деятельности Елены Николаевны рассказала, открывая вечер памяти, президент Фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина. Почему именно 11 октября состоялся памятный вечер, Ольга Тюрина пояснила: «Этот день выбран нами намеренно, 8-го октября в русской православной церкви отмечается день памяти преподобного Сергия Радонежского - покровителя Центра русской культуры в Зальцбурге, основанного баронессой, а 14 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и храм в Зальцбурге, где много лет Елена Николаевна являлась прихожанкой, назван в честь этого Праздника». По согласованию и при поддержке большого друга Елены Николаевны, скрипача Луца Лесковица, вечер памяти состоялся в историческом зале дворцового ансамбля «Мирабель», где играл свои сочинения юный Моцарт. Казалось, гений Вольфганга Амадея Моцарта с его неистребимым восторгом к жизни витал в тот вечер в зале дворца, где собрались родственники, друзья, знакомые и почитатели этой необыкновенной женщины, умевшей объединять абсолютно разных людей в их любви к Богу, к жизни, ко всему светлому и прекрасному в этом мире. Когда зал затих в ожидании встречи с памятью о человеке, в уход которого всё еще не хочет верить душа, наступило время общей молитвы, с которой неизменно начинала каждое благое дело Елена Николаевна. На вечер была привезена из Мюнхена необыкновенная икона Николая Чудотворца. Елена Николаевна очень хотела увидеть эту икону, и вот икона прибыла в Зальцбург для участия в вечере и воскресной литургии на следующий день. Приобретенная в конце 19-го века Великой Княгиней Елисаветой Федоровной икона Николая Угодника была принесена ею в дар иерусалимскому храму Александра Невского «На Раскопках» при Александровском подворье после трагической гибели ее супруга Великого Князя Сергия Александровича. Елисавета Федоровна назвала и величала образ как «Николай Утешитель», и сие название сохранилось по сей день.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Заигрывание с Церковью»? По поводу статьи Александра Крутова 04.08.2021 2949 Время на чтение 25 минут В 6-м номере журнала «Русский Дом» за этот год его главный редактор уважаемый Александр Николаевич Крутов в передовой статье написал о том, что И.В.Сталин «заигрывал с Церковью». Слова эти могли быть употреблены в кавычках, поскольку принадлежали известному политическому деятелю – Н.С.Хрущёву. После смерти своего предшественника он постарался взять реванш за тот поворот в церковно-государственной политике, который совершил Сталин, но свести его на нет ему уже не удалось – так велики были те преобразования в пользу Церкви. «Заигрывание с Церковью»? Так именуется – уже не в 1956-м, а в 2021-м году – восстановление Патриаршества в 1943 году, семинарского образования, открытие тысяч храмов, монастырей, возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре, преодоление обновленческого раскола, униатства, изменение всего духа общества после довоенного атеистического угара. И, конечно, Всеправославное Совещание в Москве 1948 года в ознаменование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, с его антиватиканской, антиэкуменической направленностью – яркое проявление сталинской церковной политики, правоту которой ясно подтверждает нынешнее время. «Заигрывание с Церковью» – это тайная молитва Сталина во время войны в храме Большого Кремлёвского дворца, о которой мы узнали от его личного охранника Ю.С.Соловьёва? Почему так презрительно говорил об этом Хрущёв, зачем это было нужно ему и тем, кто за ним стоял у нас в стране и за рубежом, мы знаем. А сегодня? Кому и зачем нужна эта заведомая ложь – тем более в патриотическом, во многом православном журнале?.. Правду о том, что тогда происходило в церковной жизни страны, с сугубо православных позиций, выразил приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927-1995) – с совсем другой формулировкой: «Итоги внезапной “перемены курса” стали поистине ошеломляющими». Эти его слова вынесены в заголовок моей статьи восьмилетней давности. Думаю, уместно будет ее напомнить.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кровавое воскресенье»: правда и вымысел События 9 января 1905 года раскрывают суть «майданных» технологий, применение которых приводит к государственному перевороту 22.01.2022 3071 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором В 2022 году исполняется 117 лет со дня развития событий 9 (22) января – так называемого «кровавого воскресенья», когда у Зимнего дворца произошло столкновение царских войск с демонстрантами, выведенными под предводительством священника Георгия Гапона. В результате этого вооруженного столкновения погибло около 200 человек, около 800 человек получили ранения. Это событие стало поводом для критики царской России и личности Государя Николая II, который в советской пропаганде получил прозвище «кровавый». Но история с событиями 9 января является не такой простой, какой она может показаться на первый взгляд. Попробуем в ней разобраться. Как это было? К началу ХХ века в Петербурге активно действовали различные революционные подпольные кружки и движения, где собирались различные деятели либерально-демократических взглядов. Деятельность этих «кружков» не является чем-то новым для России, поскольку еще со времен правления Петра I Россия стала перед выбором двух векторов развития – либерально-европейского с государственным устройством по европейскому принципу или православно-патриотического с сохранением монархической формы правления. Затем, уже в XIX в., это стало поводом для большой дискуссии славянофилов и западников, которая в нашем восточнославянском обществе продолжается и по сей день. Одним из таких кружков был обществом фабрично-заводских рабочих, во главе которого в 1903 г. стал Георгий Гапон. Это был священник, который в годы учебы в Полтавской духовной семинарии заразился идеями толстовства, из-за чего конфликтовал с начальством и чуть было не был отчислен. По окончании семинарии он решил не принимать монашеский постриг, а идти на «общественное служение», средством которого избрал не Церковь и служение Христу, а рабочий профсоюз и служение мамоне.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/22/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любань. Век серебряный 17.06.2005 591 Время на чтение 3 минуты Золотой век Любани пришелся на вторую половину XIX столетия. Все началось с того, что в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург; Любань же, стоящая между двумя столицами, сама стала своего рода столицей - главным городом русских железнодорожников. Здесь строили свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства, здесь царил образцовый порядок, здесь запросто можно было встретить прогуливающихся генералов в лентах и звездах, нарядных светских дам. Еще Любань называли тогда городом цветов: местные обыватели богатели, продавая цветы проезжающим, которые не мыслили встречу на вокзале без букета. Положение обязывало: городу требовался достойный храм. Строить его поручили не кому-нибудь, а Константину Андреевичу Тону - автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Прославленный зодчий выстроил церковь в своей обычной манере, сочетающей простоту и нарядность, внушительную массивность и изящество. Храм, призванный служить памятником строителям Николаевской железной дороги, освятили во имя свв. первоверх. апп. Петра и Павла, и это не случайно: генерала Мельникова, первого русского министра путей сообщения, звали Павлом Петровичем. Замечательный этот человек заслуживает отдельного рассказа - велики его заслуги перед Россией; мы же скажем только, что похоронили Павла Петровича в Любанском Петропавловском храме, под алтарем - честь, которой удостаивались немногие. Сразу же за Золотым наступил век Железный. Советская власть закрыла Петропавловскую церковь; немецкие оккупационные власти вновь открыли ее, но ненадолго; отступая, немцы прихватили с собой целый вагон икон и церковной утвари - где теперь эти драгоценности? Сохранилась лишь почитаемая любанцами старинного письма Тихвинская икона Божией Матери. Ее укрыла у себя благочестивая раба Божия Мария, а в благодарность Пречистая чудесно сохранила ее дом от пожара, на котором сгорела вся деревня. Любанский же храм не уцелел: в него попал артиллерийский снаряд. В разрушенной церкви устроили овощехранилище. Когда в начале 50-х годов в Любань приехала группа студентов-железнодорожников, чтобы поклониться праху П.П. Мельникова, оказалось, что прежде нужно убрать с его могилы гору картошки. Потом закрылось и овоще- хранилище, а развалины Петропавловского храма превратились в убежище для привокзальных бомжей. Такой и увидел эту церковь протоиерей Евгений Бабинцев, назначенный настоятелем этих голых оскверненных стен - без крыши, с вышибленными окнами и дверями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Александр Невский у истоков Союзного государства О юбилейном авторском проекте Галины Ананьиной «Супружества благословение» 21.11.2019 1520 Время на чтение 6 минут В этом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого равноапостольного князя Алек­сандра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный авторский проект «Супружества благословение» кандидата исторических наук, председателя Общества, члена правления Союза православных женщин Галины Ананьиной. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России. Ровно 170 лет назад, в 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866 - 1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной». В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра - Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб. Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010