Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое современная икона? Телепрограмма 07.02.09 13.02.2009 604 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9958112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели - интронизации Святейшего Патриарха Сюжет: Интронизация Патриарха Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» - «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно. Святейший Патриарх Кирилл: - Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь». На следующий день в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх совершил молебен, почтив память Московских Первосвятителей. В тот же день в Георгиевском зале Большого Московского Дворца Президент России принял участников Поместного Собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы прийти на смену «попсе», нужно тщательно готовиться Концерт «Свет Очей Господних» 16.01.2023 670 Время на чтение 7 минут Вчера в Брянске в довольно большом (по патриотическим меркам) зале Губернаторского Дворца им. Ю.А.Гагарина прошёл концерт православной песни. В зале было более пятисот человек, и с концерта ушли только участники светских хоров, а также с десяток зрителей, которым, видимо, что-то пришлось не по душе в песнях, звучащих со сцены. Прежде, чем расскажу уважаемым читателям об этом празднике православной песни, организованном усилиями участников дуэта " Лик на Восток " , (созданного в 2008 году Алексеем Ивановым и Сергеем Пищенком) , хочу привести цитату из повести Андрея Самохина «Шапка бомжа»: «Георгий воочию видел бесконечного тонкого как глист серебряного змея, обвивавшего землю. Миллионами своих отростков он ввинчивался в сердца людей, лишая их решительности, надежды, смысла жизни. Его маленькие детки – червячки лезли в глаза и уши людям из экранов телевизоров, мониторов компьютеров, экранчиков смартфонов и, проникнув в мозг, копошились, устраивались там поудобнее. Змей этот связывал все президентские и королевские дворцы, штаб-квартиры международных банков и корпораций, так, что любые движения, исходившие оттуда, отливали серебристыми змеиными чешуйками, шелестели чуть слышным шипением гада. В змеиных кольцах искажались слова и пути людей, безвыходно бродивших кругами». Как мы успели убедиться на собственном опыте, Змею этому не особенно мешают ни межнациональные перегородки, ни кризисы, ни даже войны. Остановить злодействия Змея может только Господь, если, конечно, вполне конкретный человек откроет свою душу действию Благодати. Сообщество людей, покоряющихся действию Благодати – это и есть Церковь. Не партия верующих, объединённых документами, фиксирующими некие священные смыслы, а именно открытость действию Благодати превращает «конфессию» в Церковь с Большой Буквы. Нет-нет, спешу успокоить встревоженного читателя, речь вовсе не идёт о пропаганде «харизматических неких ересей», про аскетику мы помним, и «Добротолюбие» у нас вовсе не для украшения книжного стеллажа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/ch...

Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни. Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены. Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края. Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая… Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов - и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».

http://sobory.ru/article/?object=00376

К этому дню, к большой радости собравшихся, в храм прибыла чудотворная икона святого Царя Мученика Николая из Сербии. Она третий месяц находится на Петербургской земле, начав посещение Северной столицы с Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Помимо многих случаев чудесной помощи от этой иконы, произшедших в Сербии, уже известно о нескольких исцелениях в Петербурге. Вместе с этой иконой и иконой святого Царевича Алексия, крестоходцы проследовали по парку Александрия к Нижней даче, где в 1904 году и родился Наследник Престола Алексей Николаевич. Небольшой четырехэтажный дворец на берегу Финского залива, называемый, Нижняя дача, был взорван в 1961 году. По сей день, к позору нашему, это историческое здание лежит в руинах. Многие известные фотографии, на которых мы видим Царевича в младенческом и раннем возрасте, сделаны именно здесь. Около двух лет назад руины оградили большими листами железа, подойти к развалинам дворца и даже увидеть их стало невозможно. Невольно вспомнишь старую русскую пословицу: «С глаз долой – из сердца вон...». А так было дорого прикоснуться к этим камням, где жили рождались святые... Вблизи руин вот уже более 10 лет поставлен поклонный Крест. Здесь и совершается ежегодно в этот день торжественный молебен с пением Акафиста Царевичу Алексию. Сюда приезжают из самых дальних уголков Земли православные паломники и люди, которым дорога историческая Россия. Здесь же, по традиции, после пения Акафиста, прошла вчера и первая часть концерта. Исполнение песен, посвященных Царской Семье, перемежалось с прочтением описаний величественных торжеств по случаю рождения Наследника Российского Престола. Это позволило глубже погрузиться в понимание эпохи последнего Русского Царства, ощутить ее дыхание. Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина пропел проникновенные слова Сергея Бехтеева, посвященные Царевичу Мученику: В дни нашей скорби – луч надежды Средь общей слабости людской, – Твой образ девственный и нежный Влечёт нас радостью былой. Влечёт лучистыми глазами

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/15/...

Л. Анисов XXVII глава Коронация императора Павла I назначена была на 5 апреля 1797 года – день Светлого Воскресения. В середине марта государь приехал в Москву. Федор Головкин, церемониймейстер, оставил любопытные записки, запечатлевшие события тех дней, по которым можно судить, что интриги в отношении митрополита Платона продолжались и в это время 251 . «Их Величества были встречены под Москвой, в Петровском дворце, придворным штатом, тайным советом и дамами трех первых классов. Как только духовенство совершило установленные священнодействия, Их Величества удалились во внутренние покои. При встрече, между прочим, присутствовал знаменитый Платон, митрополит Московский, которому надлежало, по праву его сана, совершить чин коронования; но государь его недолюбливал и, не желая его оставлять в сомнении на этот счет, объявил, что он не хочет быть им коронованным. Гавриил, митрополит Новгородский, должен был его заменить. Платон, стоявший выше подобного оскорбления, сказал, что он в таком случае будет присутствовать на короновании как простой иерей, а Павел не чувствовал в себе достаточной самоуверенности, чтобы запретить ему это. Будучи очень болен, Платон велел перенести себя на руках в Петровский дворец. Никто из присутствовавших в продолжение всего времени, которое нам пришлось ожидать Высочайшего приезда, не подходил к нему. Я один, знавший его хорошо, так как...устоял против его красноречия, когда он, по поводу моей женитьбы, хотел обратить меня в Православие (Головкины были протестанты. – Л. А.) – я стал около него. Это его растрогало, и он сказал мне, улыбаясь: „Во всей этой толпе благочестивых христиан я могу рассчитывать только на одного еретика!“ После отдыха, продолжавшегося четверть часа, Их Императорские Величества снова появились в круглой зале. Митрополит Новгородский как первоприсутствующий в Святейшем Синоде обратился к нам с речью. После него произнес Слово Платон как митрополит Московский. Его речь была длинна, но так хороша, так преисполнена бессмертных истин, что Их Императорские Величества были тронуты до слез и приложились к его руке в большом волнении. Император ему ответил, после чего началось прикладывание к руке с коленопреклонением; сначала подходили дамы, потом кавалеры, а по окончании этой церемонии Их Величества показались на балконе и, хотя народу было запрещено выходить из Москвы, но во дворе дворца стояла все-таки огромная толпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лых-ныха РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26857.html 03 марта 2006 Александр Крылов Лых-ныха Главы из книги " Религия и традиции абхазов " Долгое время село Лыхны было местом резиденции абхазских владетельных князей. Рядом с развалинами их дворца находится построенная в Х в. небольшая церковь византийской архитектуры . Огороженное каменной оградой место, на котором стоит церковь, называется Лых-ныха (Лых-ных) и входит в число семи главных абхазских святилищ. Согласно устной традиции, святилище существовало задолго до постройки храма: " там находилось древнее здание, почитавшееся местными жителями как святое. Оно служило местом молений, принесения клятв и снятия порчи " (С. Шакрыл, село Лыхны). По словам местных жителей, при строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы в Х в., часть оставшейся от древнего здания стены была сохранена и продолжала играть важную роль в ритуальной практике (была местом очистительных клятв, проклятий и т.п.). Кусок этой старой стены, расположенный слева и перпендикулярно входу, до сих пор уходит внутрь церковного здания. После возведения на месте святилища Лых-ныха храма Пресвятой Богородицы в Х в. (а может быть и несколько ранее, так как вполне возможно, что ему предшествовала более ранняя христианская постройка) оно играет роль традиционного абхазского святилища и христианского храма одновременно. Жрецами святилища Лых-ныха являются представители фамилии Шакрыл, которая проживает в селе Лыхны с незапамятных времен. По словам нынешнего жреца Кучки Шакрыла, " шакрыловцы всегда жили в селе Лыхны и только они были жрецами. Последними жрецами святилища Лых-ныха были Кякса, Тамшуг и Раста " . Фамилия Шакрыл принадлежит к сословию ашнакума, многие из ее представителей состояли в личной охране владетельного князя, находились в гуще событий и оставили свой след в истории. Например, Хасан Шакрыл в 1770-х гг. убил Бежа Чачба, который был племянником владетельного князя Зураба, но напал на его резиденцию (82, с.17). О поручике Николае (Эмине) Шакрыле с большой теплотой писал выдающийся русский исследователь Кавказа Ф.Ф. Торнау, подробно описавший его гибель и похороны (207, с.68-72). Символическая могила Н. Шакрыла (его тело, унесенное в море бурной рекой Бзыбь, не было найдено) до сих пор бережно сохраняется его потомками.

http://religare.ru/2_26857_1_21.html

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Николаевич (30.07. 1904, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, единственный сын св. мучеников имп. Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны . О рождении долгожданного наследника царственные супруги особо молились во время торжеств прославления прп. Серафима Саровского в Сарове 17-19 июля 1903 г., появление на свет А. предсказала блж. Параскева Саровская . 11 авг. 1904 г. цесаревич был крещен с именем в честь свт. Алексия, митр. Московского . Таинство Крещения совершил в церкви Большого Петергофского дворца протопр. Иоанн Янышев , духовник имп. семьи. При Крещении наследник по традиции, существовавшей для вел. князей, получил ордена св. ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, Белого орла, св. Анны и св. Станислава 1-й степени. С лицами царствующего дома в России традиционно связывали разнообразные благотворительные начинания, что проявилось и в связи с рождением наследника. В период русско-япон. войны, в окт. 1904 г., императрица Александра Феодоровна организовала военно-санитарный поезд им. наследника-цесаревича, к-рый после Мукденского сражения перевез 12500 раненых. 16 июня 1905 г. был учрежден Алексеевский комитет, в задачи к-рого входила помощь детям, потерявшим отцов в русско-япон. войну. Наследник был болен гемофилией (несвертываемостью крови) - наследственной болезнью потомков королевы Виктории, бабушки Александры Феодоровны. Природная живость ребенка усугубляла опасность болезни. За здоровьем А. наблюдали лейб-медик государя Е. С. Боткин , почетный лейб-медик С. А. Острогорский, почетный лейб-хирург В. Н. Деревенко, почетный лейб-хирург С. П. Фёдоров. Постоянное беспокойство за жизнь А. стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина . По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение, поэтому порой он становился последней надеждой на спасение ребенка, однако, по словам П. А. Жильяра, при этом не имел никакого влияния на наследника (Жильяр. Император Николай II и его семья. С. 52).

http://pravenc.ru/text/64616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ МОНАХА ВИДЕНИЕ [Греч. Οπτασα Κοσμ μοναχο], эсхатологическое произведение Х в. Косма был монахом, а затем игуменом мон-ря Пресв. Богородицы «ту Евсевиу» (το Εσεβου), находившегося в феме Оптиматов. Он жил в царствование имп. Романа I Лакапина (920-944), до принятия пострига занимал должность кувикулария (постельничего) в имп. дворце в К-поле. Во время тяжелой болезни Косма увидел загробный мир: разнообразные муки грешников, лоно Авраамово и Рай, в к-рый его привели апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. В Раю Косма встретил нек-рых знакомых из царского дворца и иноков из своего мон-ря, удостоился участия в чудесной трапезе с праведниками в небесных чертогах. Там он услышал, что Царь велел призвать к Нему мон. Афанасия из Траянова мон-ря (το Τραανο). Возвращаясь иным путем, Косма увидел души грешников, мучающихся в огненных озерах. Очнувшись, Косма все рассказал братии и отправился в Траянов мон-рь, где застал погребение мон. Афанасия. После видения, происшедшего «в 13-й год царствования императора Романа», т. е. в 933 г., Косма прожил еще 30 лет, управляя обоими мон-рями. К. м. в. (BHG, N 2084, 2085) является эсхатологическим текстом к-польского происхождения, к-рый был создан после 963 г., предполагаемой даты кончины Космы ( Angelidi. 1983. P. 75-77). Он тесно связан с к-польскими агиографическими произведениями 2-й пол. Х - нач. XI в., характеризующимися наличием апокалиптических элементов (видений); к ним относятся также Житие Василия Нового (BHG, N 263) и Житие Андрея Юродивого (BHG, N 115), Видение мон. Анастасии (BHG, N 1870) и др. Текст К. м. в. особо близок по содержанию к Житию Василия Нового, в К. м. в. кратко повествуется о сюжетах, к-рые в этом Житии обсуждаются подробно: посмертный путь души (ср. мытарства Феодоры), посещение праведников и грешников (ср. т. н. малое и большое Видения Григория) ( Angelidi. 1983. P. 73). Наконец, в обоих текстах имеются сходные мотивы, связанные с дворцовой жизнью К-поля. Причиной усиления интереса к данной тематике послужило напряженное ожидание конца света, который, по различным расчетам, должен был наступить в сер. VII тыс. от сотворения мира, т. е. в кон. Х в.

http://pravenc.ru/text/2458855.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010