Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Царство Грозного царя и последние Рюриковичи Чудесная перемена 1547 год Было утро 16 января 1547 года. Яркие лучи солнца осыпали алмазными искрами белый снег, покрывший улицы Москвы. По этим улицам — не широким и великолепным, как те, которые окружают теперь Кремль, но узким, застроенным бревенчатыми домами, — толпился народ в праздничном наряде, ехали бояре в разукрашенных санях, шло войско, хотя и не похожее внешним видом и своей одеждой на наше нынешнее войско, но столь же храброе, столь же усердное в служении Отечеству, столько же верное государю. Все эти люди были веселы, на всех лицах написано было какое-то приятное ожидание. Это был большой, торжественный, драгоценный для Русского народа праздник — коронование или венчание на царство государя. Иоанн вскоре после того, как ему исполнилось семнадцать лет, объявил митрополиту и вельможам, что он намерен короноваться. Известие об этом намерении обрадовало весь народ: все надеялись, что священная минута, в которую Иоанн в церкви и перед престолом Божьим примет на себя вместе с царским венцом святые обязанности государя, окажет счастливое воздействие на его сердце; что он почувствует все ужасы дурного правления и станет другим человеком. Так думали наши добрые предки, и их усердные молитвы, несколько лет возносимые к Богу об исправлении Иоанна, давали им право надеяться на такое чудо от милосердия Того, для Которого все возможно. Вот отчего они так весело спешили в Кремль к Успенскому собору, где все было уже готово, так же, как и при короновании несчастного Дмитрия Иоанновича, которого мои читатели, верно, не забыли. Иоанн так же, как и тот молодой князь, торжественно шел из дворца в собор в сопровождении брата, дядей и всего двора, так же сидел с митрополитом на возвышении, покрытом золотой парчой , так же венчался той царской короной, присланной из Греции, которую, как говорится в летописях, Владимир Мономах отдал сыну своему Георгию. Судьба, украсив ею на одну минуту Дмитрия, не дала ему счастья носить ее. Итак, первый Русский государь, удостоившийся венчания ею, был Иоанн IV. С той минуты, как этот драгоценный знак достоинства царей возложен был на молодого государя, он уже стал не только великим князем, как все его предки, но и царем России. Мысль об этом высоком призвании, о важности обязанностей его, о присутствии Бога, принимающего обещание царей любить подданных, как детей своих, — все это вместе подействовало так сильно на пылкую душу Иоанна, что, выходя из церкви, он искренно желал сделать счастливыми всех своих подданных. Народ, восхищенный величественным видом своего первого царя, его ласковыми взорами, надеждой на будущее счастье, с восторгом бросился к царскому месту и оборвал с него всю золотую парчу: каждому хотелось иметь хоть маленький лоскуток в память об этом незабвенном дне.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Маме, Людмиле Тихоновне Архангельской Часть первая. Первому — вторая (Роман воспитания) «От сего наводнения освобождены были токмо Литейная и Выборгская части города; в частях же, понятых водою, оно и в маловременном своем продолжении причинило весьма великий вред. Суда были занесены на берег. Небольшой купеческий корабль проплыл мимо Зимнего Дворца, через каменную набережную… По всем почти улицам, даже и по Невской перспективе, ездили на маленьких шлюпках. Множество оград и заборов опрокинуты были; малые деревянные домы искривились от жестокого сотрясения, ими претерпленного; даже некоторые самые маленькие хижинки носились по воде, и одна изба переплыла на противоположный берег реки… Сие наводнение случилось во время ночи, потому и множество людей и скотов пропало». Свидетельство современника о петербургском наводнении 10 сентября 1777 года Царь или дитя? Год 1777. Декабрь. 12. 10 ч. 45 мин. Санкт-Петербург. Великая Мария Феодоровна, немецкая жена наследника российского престола Павла Петровича, разрешилась от бремени сыном-первенцем. «О сем великом благополучном происшествии возвещено жителям столицы 201 пушечным выстрелом с крепостей Петропавловской и Адмиралтейской, а в придворной большой церкви отправлено с коленопреклонением благодарственное молебствие» (Санкт-Петербургские Ведомости, 1777). «…жаль, что волшебницы вышли из моды; оне одаряли ребенка чем хотели; я бы поднесла им богатые подарки и шепнула бы им на ухо: сударыни, естественности, немножко естественности, а уж опытность доделает почти все остальное» (Ekamepuha II — своему постоянному корреспонденту Гримму, письмо от 14/25 декабря 1777). …Гении к нему слетели В светлом облаке с небес; — Каждый гений к колыбели Дар рожденному принес: Тот принес ему гром в руки Для предбудущих побед; Тот художества, науки, Украшающие свет… Но последний, добродетель Зарождаючи в нем, рек: «Будь страстей своих владетель, Будь на троне человек!» (Гаврила Державин. «На рождение в Севере порфирородного отрока», около 1779 года: «Сие аллегорическое сочинение относится ко дню рождения Государя Императора Александра Павловича, случившегося декабря 12 дня 1777, в котором солнце оборачивается на весну…»)

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Прослушать поэму 34:01 Глава I Then burst her heart in one long shriek, And to the earth she fell like stone Or statue from its base o’erthrown. Byron. Во время оно жил да был В Москве боярин Михаил, Прозваньем Орша. – Важный сан Дал Орше Грозный Иоанн; Он дал ему с руки своей Кольцо, наследие царей; Он дал ему в веселый миг Соболью шубу с плеч своих; В день воскресения Христа Поцеловал его в уста И обещался в тот же день Дать тридцать царских деревень С тем, чтобы Орша до конца Не отлучался от дворца. Но Орша нравом был угрюм: Он не любил придворный шум, При виде трепетных льстецов Щипал концы седых усов, И раз, опричным огорчен, Так Иоанну молвил он: «Надежа-царь! пусти меня На родину – я день от дня Всё старе – даже не могу Обиду выместить врагу: Есть много слуг в дворце твоем. Пусти меня! – мой старый дом На берегу Днепра крутом Близ рубежа Литвы чужой Оброс могильною травой; Пробудь я здесь еще хоть год, Он догниет – и упадет; Дай поклониться мне Днепру… Там я родился – там умру!» И он узрел свой старый дом. Покои темные кругом Уставил златом и сребром; Икону в ризе дорогой В алмазах, в жемчуге, с резьбой Повесил в каждом он углу, И запестрелись на полу Узоры шелковых ковров. Но лучше царских всех даров Был Божий дар – младая дочь; Об ней он думал день и ночь, В его глазах она росла Свежа, невинна, весела, Цветок грядущего святой, Былого памятник живой! Так средь развалин иногда Растет береза: молода, Мила над плитами гробов Игрою шепчущих листов, И та холодная стена Ее красой оживлена!.. .… .… .… .… .… Туманно в поле и темно, Одно лишь светится окно В боярском доме – как звезда Сквозь тучи смотрит иногда. Тяжелый звякнул уж затвор, Угрюм и пуст широкий двор. Вот, испытав замки дверей, С гремучей связкою ключей К калитке сторож подошел И взоры на небо возвел: «А завтра быть грозе большой! — Сказал крестясь старик седой, — Смотри-ка, молния вдали Так и доходит до земли, И белый месяц, как монах, Завернут в черных облаках;

http://azbyka.ru/fiction/bojarin-orsha/

Рождествено (Павло-Слободский с/о). Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое письменное упоминание о селе Рождествено относится к 1433 г. Первые сведения о Рождественской церкви относятся к 1628 г.; в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за этот год написано: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1643 г. село Рождествено было пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В 1678 г. эта вотчина снова стала государевой. В 1810-1823 гг. в селе была построена новая каменная церковь Рождества Христова с приделами: Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Апостолов Петра и Павла, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова. В 1889 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. Христорождественский храм был закрыт в 1938 г., последний настоятель храма Сергей Беляев арестован. Во время Великой Отечественной войны Рождествено оказалось в зоне тяжелых боев, которые происходили здесь в конце ноября – начале декабря 1941 г. Перед тем, как войти в село, немецкие самолеты бомбили село и одна из бомб упала с южной стороны ограды, образовав большую воронку. Но внутреннее убранство оставалось целым. При наступлении советские войска вели артобстрел села Рождествена, прицельно стреляя по храму, т.к. немцы на крыше церкви установили пулеметы. После войны в здании церкви хранились удобрения. В 1997 г. началось возрождение церкви Рождества Христова. В 1999 г. в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. 9 сентября 2001 г. прихожане храма перезахоронили останки первых строителей храма: графа Ивана Павловича и его супруги Анны Петровны Кутайсовых, обнаруженные в обвалившемся склепе в правом приделе храма. С 2002 г. при храме действует православная школа. http://www.blagoistr.ru/hram_rogdestvenno.html Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов, всего 146 человек.

http://sobory.ru/article/?object=12235

С Савастьянова на Водоге на Сохоте пустынь Давно уже упразднённая мужская, основана священноиноком Севастианом, в 7008 (1500) году скончавшимся. Она упоминается в 1697 и 1703 годах в Вологодской Епархии, и был в ней тогда Строителем. Ныне состоит она Ярославской Епархии в Пошехонском уезде на берегу реки Согожи, вытекающей из болота и впадающей в Шексну. См. Сохотская. Савватиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Тверском уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . О начале построения этого монастыря сведений не имеется: но он существовал ещё в начале XVI столетия и упоминается в житии Преподобного Корнилия Комельского. См. Пролог месяца Мая 19 день и описание Корнилиева монастыря в IV части Истории Российской Иерархии, стр. 652. Прибавление Савин или Саввы Освященного монастырь Мужской. Находился близь Столичного города Москвы и Новодевичьего монастыря, на правом берегу реки Москвы. Упоминается он в 1525 году (см. Никонова Летопись, ч. VI, стр. 231. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Пр. Саввы Освященного с приделами, из коих один во имя Знамения Богородицы, а другой во имя Св. Николая, построенная в 1592 году из казны Большого Дворца и в 1607 году поновлённая. Слобода около лежащая именуется по этой церкви Савинской (см. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. VIII, стр. 183). Савин Переяславский монастырь В 1155 году выжжен Половцами (см. Никонова Летопись, ч. II, стр. 144). Савиновишерский монастырь Заштатный. См. Вишерский. Савин Сторожевский монастырь См. Описание в Истории Российской Иерархии, ч. II, стр. 548 и далее. Савин Тверской монастырь Мужской, упоминается около половины XV столетия. В нём жил славившийся тогда старец Варсонофий, прозванием Неумоя, к которому приходил Преп. Иосиф Волоколамский для пострижения; но он велел ему идти к Пр. Пафнутию в Боровск. Этот монастырь тот же, что и Савин Сторожевский, который состоял тогда в Тверской области. Салдовский или Салдинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С. Успенский Пятая заповедь Закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20, 12 ) Материнская любовь Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз, Все заботится о вас? Мама дорогая! Колыбель кто вам качает, Кто вас песней забавляет Или сказку говорит, Кто игрушки вам дарит? Мама золотая! Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слезы льет тогда? Все она, родная! Великодушие сына В царствование Петра Великого боярин Желябужский совершил тяжкое преступление, за которое закон осуждал его на смертную казнь. Суд приговорил его к положенному наказанию, и смертный приговор был уже подписан государем. Несчастный готовился к неминуемой смерти. Никаких средств не было к его спасению. Но он имел сына, который с самых юных лет отличался нежной любовью к родителям. Молодой человек, пораженный несчастьем отца и бесчестьем, которое выпало на все их семейство, решился пожертвовать своей жизнью ради спасения родителя. Встретив государя при выходе его из дворца, он бросился к его ногам и с рыданием сказал: – Государь! Отец мой нарушил долг свой против Бога и Отечества и приговорен к смертной казни. Не смею роптать на твой приговор, но дерзаю прибегнуть к твоему милосердию. Повели, великий государь, вместо моего отца предать казни меня. Я с радостью жертвую жизнью за виновника моей жизни. Государь! Не откажи мне в моем сердечном желании заплатить отцу за воспитание, избавить мать от потери мужа, братьев и сестер от сиротства и все потомство от срама. Государь, тронутый нежной любовью сына, ответил: – За воспитание такого сына прощаю отца. Сверх того, жалую тебя его местом и думаю, что ты лучше отца будешь исполнять его дело. Детская молитва до Бога дошла На самой глухой улице большого торгового села Лыскова стояла полуразвалившаяся хата. В ней кое-как ютился кузнец Степан с женой Лукерьей и четырехлетним сынишкой Васей. Называли Степана кузнецом только по старой памяти. Он давно перестал работать и из сметливого мастера превратился в оборванного, грязного пьянчужку. Недолго промаялась с ним Лукерья. С болезни да с горя померла, а Васю взяла к себе его тетка Дарья.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Санкт-Петербург. Церковь Михаила Архангела в Михайловском замке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Инженерный замок расположен на правом берегу реки Фонтанки и обращен с восточной стороны к Фонтанке, с южной - к Инженерной площади, с западной - к Большой Садовой улице и Михайловскому саду, с северной - к Мойке и Летнему саду. Он построен по повелению императора Павла I архитектором Бренна и был любимым дворцом государя. Торжественная закладка замка происходила 26 февраля 1797 г. в 4 часа пополудни, в присутствии государя и всей царской фамилии, при служении псковского архиепископа Иннокентия. День закладки замка можно считать днем закладки и его церкви, которая заняла весь западный овальный выступ здания замка. Церковь заложена была во имя святого архистратига Михаила, отчего и самый замок был назван Михайловским. Освящение церкви совершено было одновременно с освящением всего замка 8 ноября 1800 г. с большою торжественностью. Государь и великие князья - верхом, а прочие лица императорской фамилии в каретах церемониально ехали от Зимнего дворца к замку между выстроенными полками, при колокольном звоне по всему городу. Церковь освящал митрополит Амвросий со всеми членами св. Синода, и сразу после освящения удостоился получить от государя награду - бриллиантовый иерусалимский крест. Этот крест, как орден, учрежден был императором незадолго перед этим, по случаю вступления его в общество рыцарей Мальтийского ордена; в 1798 г. кавалерами Мальтийского ордена пожалованы были все придворные пресвитеры. Церковь первоначально занимала весь западный выступ замка в длину, ширину и высоту. Наружная высота церкви остается без изменения до настоящего времени: от земли до линии соединения карниза с крышею 11 саж., от этой линии до колокольни 6 саж., колокольня 3 саж., шпиц с крестом 10 саж., вся высота 30 саж. В церковь вели два входа: западный - со стороны Большой Садовой улицы, и южный - против южных алтарных дверей, со стороны внутреннего коридора, из которого есть выход во двор замка и лестница во все этажи замка. При западном входе устроено большое крыльцо из серого гранита. На двух углах крыльца поставлены были вазы, по бокам входа - четыре мраморные половинчатые колонны, в нишах первого этажа - лепные украшения, а второго - статуи, изображающия веру и надежду; над окнами второго этажа - барельефы 4 евангелистов из белого мрамора; на аттике, по бокам, изображения св. апостоловъ Петра и Павла, а по середине - вызолоченный крест; на карнизе - лепные ангельские головки. Купол, 4 канделябра над колокольнею и шпиц были вызолочены. Колоколов было 7; из них самый большой весит 34 пуд. 18 фунт. На первоначальном плане церкви притвор не означен, может быть, его сначала и не было.

http://sobory.ru/article/?object=02326

Святейший Патриарх Кирилл, Президент РФ Дмитрий Медведев и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  29 января 2011 г. Служение Патриарха Кирилла с 21 января 2011 по 28 января 2011 21 января в Москве в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II. В ходе беседы обсуждался широкий круг вопросов, в том числе связанных с подготовкой Всеправославного собора, а также темы межхристианских взаимоотношений, взаимодействия Церквей с международными организациями, межрелигиозного диалога. 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II встретились с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Встреча началась в домовой церкви в честь Рождества Богородицы Большого Кремлевского дворца. Предстоятели Русской и Кипрской Православных Церквей выразили признательность Д.А. Медведеву за поддержку, которую Россия оказывает Республике Кипр и Кипрской Церкви. По окончании встречи Архиепископ Хризостом II осмотрел соборы Московского Кремля. 21 января в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил XI Ежегодную церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II за 2010 год. Предстоятель Русской Церкви обратился к лауреатам премии и участникам церемонии с приветственным словом, в котором подчеркнул значение присуждаемой премии. Лауреатами премии за 2010 год стали: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Президент Украины В.Ф. Янукович, писатель В.Г. Распутин, православный богословский факультет Прешовского университета (Словакия).

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Скачать epub pdf Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского Память 20 ноября Святой Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста 7551 и сподобился видеть, как святой Апостол Павел в дивном видении тайно беседовал на ухо со святым Иоанном. Один константинопольский вельможа был оклеветан своими завистниками пред императором Аркадием 7552 , изгнан из дворца и лишен своего высокого сана. Желая обратиться за помощью к святому Иоанну, он заочно просил его позволить прийти к нему ночью, так как боялся идти днем, чтобы не увидал его кто-нибудь из врагов и не оклеветал бы еще более пред царем. Тогда святой Иоанн, призвав служившего при нем Прокла, мужа благочестивого и сиявшего всякими добродетелями, велел ему напомнить ночью о вельможе и привести его: в том и состояло служение Прокла у Златоуста, что он докладывал патриарху о приходящих и вводил их к нему. Когда настала ночь, вельможа пришел к патриарху, чтобы побеседовать с ним и подробно рассказать ему о своем злоключении. И вот Прокл, вставши с постели, подошел к дверям спальни патриарха и чрез дверную щель увидел, что Иоанн сидит и пишет, а св. Апостол Павел приник к нему за спиною и, нагнувшись к его правому уху, беседует с ним. Видом Апостол похож был на св. пророка Елисея, с головою, лишенною волос на передней части и большою широкою бородою. О чем они беседовали, чрез двери расслышать было нельзя. Отошедши от дверей, Прокл сказал пришедшему: – Не огорчайся, – потерпи немного: некто другой прежде тебя вошел к патриарху и потому, пока он не уйдет, я не могу тебя ввести туда. На самом – же деле Прокл находился в страхе, не догадываясь, кто пришел к патриарху: помимо Прокла, никто не мог проникнуть к патриарху, а о том, что это – явление Апостола Павла, он не знал. Долго сидел вельможа, и, наконец, опять стал просить Прокла доложить о нем патриарху. – Ты сам видишь, – отвечал Прокл, – сколько времени я ожидаю, пока не выйдет беседующий с патриархом; впрочем я все-таки пойду, посмотрю в щель, не перестали ли они беседовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010