Рождество во дворце У каждого из членов Царской Фамилии была своя елка, окруженная подарками. 8 января, 2015 У каждого из членов Царской Фамилии была своя елка, окруженная подарками. Традиция рождественских елок пришла к нам из лютеранской Германии, но прижилась не сразу. Еще Петр I своим указом в 1700 году предписал украсить городские здания еловыми ветвями и деревьями. Однако только в XIX веке «с легкой руки» Александры Феодоровны (урожденной принцессы Прусской), устроившей в 1817 году елку в личных покоях императорской семьи, елки стали постепенно зажигаться в домах петербуржцев. Императрица Мария Александровна, супруга Александра II, ежегодно устраивала рождественские елки для своих детей, старясь, чтобы этот великий праздник был наполнен семейной теплотой, радостью и взаимной любовью. Благодаря воспоминаниям воспитателя Великого князя Сергея Александровича Д.С. Арсеньева, мы можем заглянуть внутрь Зимнего дворца в эти праздничные дни 1865 года. «Накануне самого Рождества, после всенощной, в малой дворцовой церкви, на которой присутствовал Государь, для Государя и всех детей в золотой гостиной была устроена елка для Царских детей. У каждого из членов Царской Фамилии была своя елка, окруженная подарками. Императрица сама заботилась об устройстве и убранстве елок с большой любовью и, отличавшим ее, вниманием. Она заранее старалась узнать, что дети желают или что им нужно и заказывала или поручала покупать все подарки.  Так однажды в числе подарков был привезен из Москвы заказанный там театр с декорациями и полной постановкой на сцене сказки «Черная Курица» А. Погорельского, так как эта книга очень нравилась Великому князю. Этот театр много лет был любимой игрушкой Сергея Александровича и постоянно находился в его спальне». Уже став взрослым человеком, Великий князь никогда не оставлял эту традицию, а рождественские подарки начинал готовить задолго, чтобы подобрать каждому члену большой императорской семьи то, что отвечало бы интересам и вкусам его близких. Не всегда это были ювелирные вещи от фирмы Фаберже или антикваров, это могли быть простые, но непременно изящные рамки для фотографий, фарфоровые изделия, забавные фигурки животных из камня, гравюры со старинными видами Петербурга, акварели современных художников.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-vo-dvortse/

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в Лесном. Церковь Спаса Преображения при Доме Милосердия в Лесном Карта и ближайшие объекты Историю свою Дом Милосердия в Лесном ведет с 1833 г., когда в Санкт-Петербурге по инициативе Сарры Бюлер было организовано первое частное благотворительное заведение. Оно называлось Магдалинским убежищем и представляло собой приют для «раскаивающихся женщин, желающих возвратиться на путь честного труда». В 1844 г. вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосердия как отделение кающихся. В период 1863-64 гг. отделение было преобразовано в Дом Милосердия и поступило под покровительство вел. кн. Марии Николаевны, дочери Императора Николая I. Она разработала новый Устав Дома Милосердия, согласно которому приют должен был быть разделен на два отделения – для взрослых и для несовершеннолетних. К 1864 году в Санкт-Петербурге уже существовало несколько частных домов милосердия для взрослых, тогда как для несовершеннолетних ни одного. В это же время некий господин Воронин, живший в Лесном, предоставляет свою дачу в бесплатное пользование для размещения этого детского отделения. Кроме этого он пожертвовал 3000 рублей на перестройку помещения и необходимые приспособления. Дача эта располагалась на Большой Объездной улице, в районе Лесного Института. Место было очень удобное для организации детского приюта. Несмотря на небольшой размер дачи, на вновь образованное детское отделение принимались все без исключения поступающие. Например, в 1864 году в Доме Милосердия проживало 13 девочек от 9 до 15 лет. Девочки направлялись туда городской полицией. В этом же году организаторы Дома Милосердия разработали «Положение Санкт-Петербургского Дома Милосердия», подписанное Министром внутренних дел, Статс-Секретарем Валуевым, и Высочайше утвержденное 17 января 1864 г. В Положении излагались цели создания этого учреждения, а также состав, права и обязанности руководства. В 1865 г. руководство Дома Милосердия покупает дачу Воронина и большой участок земли. На этом участке стоится новое двухэтажное здание для 40-50 воспитанниц, что сразу расширяет возможности приюта. Все расходы по строительству были оплачены частными жертвователями. Помимо помещений для воспитанниц, там располагались лазарет на 6 кроватей и домовая церковь во имя Преображения Господня, которая была освящена 25 февраля 1868 г. Иконы в эту церковь были пожертвованы из домашней церкви Мариинского дворца Великой Княгиней Марией Николаевной.

http://sobory.ru/article/?object=01694

(1.07.1813, С.-Петербург - 11.12.1898, там же), архит., акад. архитектуры (1847), почетный член имп. АХ (1896); крестник имп. Марии Феодоровны; в браке с Камиллой Альбертовной, дочерью архит. А. К. Кавоса (проектировал здание Мариинского театра и др.), имел 5 сыновей и 2 дочерей (Екатерина - жена скульптора Е. А. Лансере, мать художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью (1827-1836). В 1836-1840 гг. под рук. проф. К. А. Тона принимал участие (как чертежник) в строительстве ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Загородный пр.), возведении храма Христа Спасителя (как рисовальщик; с 1838), а также Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. С 1840 по 1846 г. обучался за границей на казенный счет. Посетил Германию, Австрию, Францию, Англию, Швейцарию и Италию, откуда привез альбомы и архитектурные обмеры, выполненные совместно с товарищами по АХ (нек-рые хранятся в ГРМ; часть издана в Париже в 1877). В 1847 г. по особому благоволению имп. Николая I зачислен на службу в Кабинет Его имп. величества. Выполнил ряд прикладных работ для имп. семьи, в т. ч. католич. алтарь из малахита в дар кор. Сардинии Карлу Альберту. С сер. 40-х гг. служил в Петергофском дворцовом правлении (главный архитектор), в 1-м округе Мин-ва путей сообщения (старший архитектор), в Департаменте сельского хозяйства (с 1852), был главным архитектором имп. театров (1863), гласным городской думы С.-Петербурга (с 1868) и др. В 1890-1893 гг. председатель С.-Петербургского об-ва архитекторов. Автор многочисленных гражданских сооружений (напр., здания совр. Академии им. Тимирязева в Москве), а также храмов, среди них - церковь в визант. стиле ансамбля в Лисино под С.-Петербургом (1858-1862), проект церкви в Высоком (1867-1871), церковь в имении Павлова в Екатеринославской губ. Награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Станислава 2-й степени, ему даровано право потомственного дворянства (герб внесен в 16-й т. Общего гербовника дворянских родов Российской империи за 104 от 28 мая 1897). Похоронен в семейном склепе Б. в зап. части цокольного этажа католич. ц. в честь Посещения Пресв. Девы Марии на Выборгской стороне (угол совр. Минеральной ул.), сооруженной им в 1856-1859 гг. (колокольня пристроена в 1877-1879).

http://pravenc.ru/text/78098.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Восточная граница империи. Потеря Амория Ф. И. Успенский. История Византийской империи Сын Михаила II Феофил, вступивший на престол по естественному преемству власти от отца к сыну, которое казалось окончательно забытым в Константинополе, далеко оставляет позади себя ближайших предшественников как по благородству характера, так и по сознанию высокой ответственности, которая лежала на нем как на государе. Хотя основатель аморийской династии ничем не выдавался из среды обыкновенных военных людей, но в Большом дворце императоров накопилось достаточно культурных преданий, которые легко возобладали над Михаилом II и побудили его дать своему сыну и наследнику престола самое лучшее по тому времени образование, приставив к нему в качестве воспитателя известнейшего ученого и ритора Иоанна Грамматика, о котором было говорено в начале предыдущей главы. Наследник престола был сопричислен к власти своим отцом с первых лет его правления и имел возможность вполне ознакомиться с правительственными делами еще до смерти своего отца. Его склонность к литературным занятиям и к поэзии и покровительство науке и искусству выразились в многочисленных новых предприятиях его времени и в деятельности современных ему ученых и художников. В особенности источники отмечают любовь Феофила к правосудию, во имя которой он не допускал никаких изъятий даже по отношению к самым близким лицам. Женившись на девице пафлагонского происхождения по имени Феодора, которая вместе с другими красавицами, собранными со всей империи, представлена была ему во дворце и остановила на себе его внимание, Феофил едва ли, однако, нашел в своей супруге друга и товарища, который разделял бы его взгляды. Рассказывается несколько анекдотов о том, как царь и царица различно относились к принципиальному вопросу времени — к иконопочитанию и как вследствие этого женская половина дворца, состоявшая из родни царицы и дочерей ее от Феофила, составляла совершенно обособленное общество. Однажды царь заметил из дворцового сада входящий в гавань заморский корабль, нагруженный товаром. Узнав, что этот корабль с сирийскими товарами принадлежит царице Феодоре, царь приказал уничтожить его и порицал супругу за то, что, занимаясь торговлей, она унижает свое звание.

http://sedmitza.ru/lib/text/442874/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монофелитство после VI Вселенского собора. Последние Ираклиды. (Политическая обстановка) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VI Вселенский собор (680-681гг.)(оглавление) Судьбы монофелитства после VI Вселенского собора переплетаются с государственными переменами и личностями на Византийском троне после Константина Погоната. Наследники Ираклия были люди с большой жестокостью в их природе. И сам Константин Погонат еще при его воцарении за невольное участие его двух младших братьев Тиверия и Ираклия в бунте войск, желавших видеть и их коронованными, отсек им носы. B этом виде они 12 лет числились «августами,» пока не были лишены в 681 г. и этого звания. Но сын Константина Погоната, Юстиниан II (Ринотмит— 685-695 гг.; 705-711 гг.), жестокостью превзошел всякие ожидания. Он был, вообще, «шальной» человек. Безумен в правительственных мерах и безумно энергичный. Он переселял жителей одной местности в другую, начинал ненужные войны, ненужные постройки, разрушая старые, не щадя даже церквей. Например, приказал разрушить церковь Богоматери напротив дворца, чтобы построить там фонтан. И еще требовал, чтобы патриарх совершил молитву на разрушение храма. И патриарх Каллиник, как ни противился, должен был прочитать какую-то молитву, которую он, однако, закончил славословием: «Слава Богу, терпящему всегда ныне и присно...» Против деспота поднялся бунт. Организовал его генерал Леонтий. B одну ночь заговорщики подняли тревогу, созывая народ в Св. Софию. Туда явился и патриарх Каллиник и заявил народу: «Сей день, его же сотвори Господь!» A народ кричал: «Разнесем кости Юстиниана ανασκαφητω οστα Ιουστιωιανου!!!» Юстиниан был захвачен наутро приведен на ипподром уже с отсеченным носом. Отсюда и его историческое прозвание «Ринотмит.» Он был сослан в Херсонес Таврический. Леонтий стал императором. Он не убил Юстиниана, потому что считал своим благодетелем его отца, Константина Погоната.

http://sedmitza.ru/lib/text/435350/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Морское наследие наших народов К 284-летию со дня рождения выдающегося великого русского флотоводца Алексей Буховецкий   11:28 16.10.2023 596 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Члены общественной организации патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» и Союза краеведов России пришли почтить память видного русского флотоводца, командира Кронштадтского порта Иллариона Афанасьевича Повалишина. В Беларуси все еще жива память о флотоводце. Повалишин является одним из восьми российских моряков, награжденных орденом Св. Георгия 2-й степени — самым престижным военным орденом России. Кроме И.А.Повалишина среди этих восьмерых были известные адмиралы, такие как С.К Грейг, Ф.Ф.Ушаков и П.С.Нахимов. Имя вице-адмирала Повалишина входит в десятку наиболее известных имен российских флотоводцев. Повалишин – участник семилетней войны, герой русско-шведской войны 1788—1790 годов. Императрица Екатерина II неоднократно говорила, что почитает его «одним из бескорыстнейших мужей России, потому как он при исполнении возлагаемых на него важных поручений, довольствовался всегда лишь деньгами, приобретёнными им трудами праведными на службе Отечеству». Екатерина наградила вице-адмирала высшей военной наградой Российской империи – орденом святого Георгия. А в день заключения мирного договора со Швецией, которая навсегда отказалась от притязаний на русскую территорию от Выборга до Кронштадта, вице-адмирал Повалишин получил из рук императрицы золотую шпагу с бриллиантами «За храбрость». Это был не просто подарок дорогого оружия, а высочайшая награда, которая вручалась исключительно за боевые подвиги. Фамилии тех, кто награждался золотым оружием «За храбрость», вносились в кавалерский список Капитула орденов Российской империи и увековечены на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/mo...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Как привлечь внимание молодежи к семье Российского государя? В северной столице завершились «Романовские дни» Анна Бархатова   Протоиерей Константин Головатский   12:04 29.11.2017 1079 Время на чтение 3 минуты 27 ноября молодежь Санкт-Петербурга и люди старшего поколения соборно молились святым Царственным страстотерпцам о даровании христианского супружества и семейного благополучия. Молебен императору Николаю II и его семье в Казанском кафедральном соборе возглавил председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский. Общая молитва завершила акцию «Романовские дни», организованную епархиальным молодежным отделом совместно с проектом «Твой святой: небесные покровители Санкт-Петербурга». Традиционные молебны о создании семьи и семейном благополучии ежегодно проходят в Казанском соборе. Дата проведения этого молебна была связана с днем бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которое состоялось 27 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца. Известно, что в этот день царственные супруги посетили Казанский собор для поклонения чудотворной Казанской иконе Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/ka...

III. Патриарх Никон в стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви и патриаршей в ней власти, и три основанные им монастыря К оглавлению На второе главное дело своего патриаршествования, как и на первое, которое мы доселе рассматривали, Никон был вызван также современными обстоятельствами. Это второе дело состояло в том, чтобы отстоять независимость церковной и особенно патриаршей власти. Никогда зависимость Русской Церкви от мирских властей не доходила до такой степени, до какой достигла в первые годы царствования благочестивейшего царя-юноши Алексея Михайловича. По его приказанию была составлена и издана в свет книга «Уложение», которою учрежден в качестве особого, самостоятельного судебного места Монастырский приказ, существовавший дотоле в виде отделения в Приказе Большого дворца, и суду этого Монастырского приказа, состоявшего только из светских судей, были подчинены по всем гражданским делам или во всех гражданских исках все духовные лица от высших до низших: все митрополиты, архиепископы и епископы наравне с своими приказными и дворовыми людьми, детями боярскими и крестьянами; все настоятели монастырей со всею братиею наравне с монастырскими слугами и крестьянами и все белое духовенство также наравне с своими крестьянами. Никон считал Уложение, как и выражался впоследствии, «книгою, св. Евангелию и правилам св. апостол и св. отец и законом греческих царей во всем противною», и если подписался под ним вместе с другими, то подписался «поневоле», будучи тогда только архимандритом. А когда сделался Новгородским митрополитом, он не захотел подчиняться Монастырскому приказу, и царь пожаловал своему любимцу несудимую грамоту, которою все духовенство Новгородской епархии освобождалось от подсудности названному приказу и Никону предоставлено было право судить своим судом даже по управным делам не только все духовные лица епархии, но и церковных крестьян . Тем более не мог подчиниться Никон Монастырскому приказу, когда был призван на патриаршую кафедру. И вот при самом избрании его на эту кафедру он решительно объявил пред всеми, что в таком только случае согласится занять ее, если сам царь и бояре и освященный Собор и все православные дадут торжественный обет пред Богом, что они будут сохранять «евангельские Христовы догматы и правила св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

XXIV. Николаевское православное братство Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства. – Братство под председательством К. П. Победоносцева : учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы. На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю. Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 721 1 / 2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А.М. Величко XLIV. Императоры Константин VII Порфирородный (913–959) и Роман I Лакапин (919–944) Глава 1. Патриарх и императрица – смертельная схватка Константин VII, названный впоследствии Порфирородным, поскольку был рожден в специальной порфирной зале Большого дворца, имел всего 7 лет от роду, когда после смерти отца и дяди остался единственным законным наследником власти в Римском государстве. Официально он царствовал 46 лет, однако это срок должен быть разделен на два неравных периода – время номинального правления при временщиках и императоре Романе I Лакапине и относительно недолгого единоличного правления. Впрочем, все по порядку. В те два дня, которые отделили приступ болезни императора Александра от его кончины, завязалась очередная смертельная интрига. Понимая, что дни василевса сочтены, патриарх Николай Мистик думал о том, как бы поставить царем Константина Дуку, сына несчастного Андроника Дуки, скончавшегося в Багдаде 302 . Однако император Александр оставил распоряжение, согласно которому был назначен опекунский совет при Константине VII Порфирородном. Туда вошли: патриарх Николай Мистик (глава совета), магистры Стефан и Иоанн Элладу, ректор Иоанн, а также сановники Евфимий, Василица и Гаврилопул. Патриарху пришлось оставить свои мысли «на потом», хотя надежды он не терял. Его последующие действия не оставляют сомнений в том, что Николаем двигало не желание обеспечить права Церкви и интересовал не сам по себе вопрос о канонической чистоте последнего брака Льва VI Мудрого, а собственные амбиции и надежды полностью подчинить себе все управление Римской империей. Собственно говоря, он и теперь оставался главной фигурой на политическом Олимпе, главной, но не единственной. Надо сказать, его оптимизм основывался на прочном базисе. Императрица Зоя, не вошедшая в состав опекунского совета, «виновница» четвертого брака Льва Мудрого, не имела должного авторитета в государстве, чтобы по примеру царицы св. Феодоры взять бразды правления в свои руки. Поэтому заинтересованные лица, к которым, безусловно, относился в первую очередь сам Николай Мистик , могли считать царский трон почти вакантным – малолетнего ребенка, конечно, никто в расчет практически не брал. Наверное, единственное, что спасало Константина VII, так это отсутствие среди опекунов общепризнанного лидера, которого соединенными усилиями они могли бы подсадить на царский трон вместо царственного мальчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010