В истории сектантских песнопений «Духовные песни» имели то важное значение, что они стали не только сборником молитвенных штундистских песнопений, но и их первым по времени требником и служебником, т. е. таким сборником, в котором помещены песни, специально назначенные для употребления при совершении преломления («Когда Христе Ты смерть Свою ученикам явил»), погребения («Несем мы тело на покой» и др.), крещения («Блаженный день») и брака («Господи Боже, зиждитель всего»). В этом сборнике впервые появляются и циферные надписи над каждой песней, указывающие на размер стихов, т. е. сколько слогов в каждой строке стихотворения 51 . Таким образом, «Духовные песни» впервые вносят уже некоторый порядок при совершении общественного богослужения сектантов, приурочивая определенные песни к известному виду его, причем, очевидно, в целях однообразного повсюду исполнения, для каждой песни назначается известный мотив, что, конечно, послужило еще большему упрочению порядка штундистского богослужения и, следовательно, еще большему охлаждению сектантов к богослужению православной Церкви и ее священным песнопениям. «Любимые стихи» и «Радостные песни Сиона». Это – сборники пашковских песнопений, первоначально изданные в 1882 г. «Обществом распространения духовно–нравственного просвещения», первый – с разрешения московской светской, а второй – петербургской духовной цензуры. Оба напечатаны в петербургской типографии В. С. Балашева. В этом же году эти сборники напечатаны штундистами, без разрешения цензуры, сплошными страницами вместе с вышедшим в Тифлисе новым сборником «Голос веры». В пашковском издании «Любимые стихи» имеют 36, а «Радостные песни Сиона» 17 песен, в штундистском издании: в первом сборнике – 10, а во втором – 16 песней. Очевидно, в последнее издание вошли только избранные из того и другого сборника песни. Хотя оба рассматриваемые сборника, по замечанию автора «Записок», «весьма распространены среди протестантствующих сектантов всех толков» 52 , но особенного значения в истории сектантских песнопений они не имели, вероятно, потому, что в них заключаются стихотворения исключительно религиозно–нравственного содержания, песни же богослужебного характера совершенно отсутствуют, почему оба эти сборника теперь редко употребляются сектантами во время их богомолении; некоторую же распространенность их среди сектантов скорее можно объяснить разрешением их к изданию цензурой и низкой ценой в продаже – 5 коп. Хотя заметим, что относительная распространенность названных двух сборников может быть объяснена еще и тем, что, по духу и тону своего содержания, заключающиеся в них песни характера чисто сектантского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На практике сейчас нет необходимости личного контроля над совершением сорокоуста. Для того, чтобы он был отслужен, необходимо лишь заказать это поминовение либо в монастыре, либо в храме, где богослужения совершаются ежедневно. Если такой возможности нет, то поминание заказывают в ближайшем православном храме, где обычно контроль над полным совершением сорокоуста ложится на священника и алтарников, ему помогающих. Это, конечно, не должно стать поводом для полного перекладывания обязанности молитвенного поминовения усопшего на плечи священнослужителей. Заупокойная Литургия Заупокойной называется Литургия, совершаемая специально для поминовения, когда на ней возносятся особые молитвы об усопших. В современной богослужебной практике эта служба по разным причинам почти не совершается. Одна из канонических причин этого – Уставные запрещения совершать заупокойные молитвы на Литургии (в части, конечно, изменяемых песнопений) в значительную часть дней церковного года. Изменяемых же песнопений на Литургии немного: 1 . Тропари или ирмосы канона (читавшегося накануне на бдении), которые канонарх произносит на «блаженных» 38 . 2 . Тропари и кондаки после Малого входа. 3 . Прокимны (краткие стихи из Писания) перед чтением Апостола. 4 . Апостольские чтения. Все они берутся из книг Нового Завета – из той части, которая идет после четырех Евангелий. В число этих книг не входит Апокалипсис, стихи из которого на православном богослужении не читаются. 5 . Евангельские чтения. Евангельских и, соответственно, апостольских чтений не может быть больше чем по два (даже когда их должно читаться три, одно из них читается «под зачало» – то есть слитно с предыдущим). 6 . Отпуст. Устав жестко регулирует, что из изменяемых песнопений может быть допущено на Литургии и всякая самодеятельность здесь излишня. В первую очередь это должно касаться заупокойных песнопений. Лишь в дни, когда на повечерии полагается кондак «Со святыми упокой», поется он и на Литургии. Также обстоит дело и с заупокойными Апостолом и Евангелием, которые присоединяются к рядовым 39 лишь тогда, когда Уставом разрешается присоединение заупокойных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

необязательно присутствуют во всех списках. В ряде случаев в рукописи имеется только к.-л. один раздел (чаще - «Обиход постный») или 2 раздела («Обиход простой» и «Обиход постный»). В исследовательской лит-ре списки, содержащие 2 первых раздела («Обиход простой» и «Обиход постный»), принято обозначать термином «Обиход полный» (применяется также вариант «Обиход великий», к-рый заимствован из рукописей - напр.: РНБ. Q.I.1046, кон. XVII - нач. XVIII в.). Списки, в которых есть все 3 раздела, называются «Обиход полный с чинами». Если в списке представлены песнопения лишь одного чина или единичные песнопения 1-2 чинов, то такой список следует классифицировать как «Обиход полный с фрагментами чинов». Наличие дополнительных разделов в типологии О. не отражается. Объем различных списков О. может варьироваться не только в зависимости от включения 1, 2 или всех 3 разделов. Во-первых, в отдельных чинопоследованиях простого и постного О. могут отсутствовать нек-рые песнопения. Во-вторых, ряд песнопений может быть представлен одной или неск. мелодическими версиями. В связи с этим выделяют 3 редакции О.: основную, краткую и пространную (раздел чинов нестабилен по составу песнопений, поэтому при определении редакции он не учитывается). В О. основной редакции содержится наиболее типичный состав песнопений, причем в каждом конкретном списке неск. песнопений они представлены как минимум в 2 мелодических версиях. В О. краткой редакции отсутствует ряд песнопений (в различных списках их количество может варьироваться), а те, что имеются, зафиксированы в одной мелодической версии (как исключение - в двух). Причина появления краткой редакции - отражение на письме различных способов исполнения богослужебных текстов, известных на практике: в том или ином конкретном храме или обители песнопения, не выписанные в О., могли петь простым напевом, бытующим в устном варианте, или читать. Кроме того, в О. краткой редакции в минимальном объеме включены песнопения, зафиксированные в др. певч. книгах. О.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

5. Батюшка старался передать мне свои знания и по регентскому делу. За его святые молитвы я полюбила знаменное пение, научилась распевать стихиры на подобен, стала немножечко разбираться в вопросах церковного пения и, не имея специального образования, смогла худо-бедно управлять хором. Когда батюшка пел, – в особенности «знаменное», – чувствовалось, что он пребывает не здесь, а в Горнем мире, что он видит невидимое нами и воспевает хвалу Богу. Он любил Божию Матерь, чтил Ее (как я потом узнала, Царица Небесная однажды являлась ему). Батюшка непередаваемо пел богородичны знаменного распева, в особенности догматик седьмого гласа. Хотя батюшка был искренним поклонником знаменного пения, он его не боготворил. Как и во всем, в этой области он советовал придерживаться «золотой середины», то есть разучивать не одни знаменные песнопения, но и произведения композиторов XIX – начала ХХ столетия, таких как прот. Турчанинов, прот. Аллеманов, Архангельский, Смоленский, Львовский, песнопения старинных и монастырских напевов, греческого, болгарского, киевского распевов. Он говорил, что тому, кто начинает учиться молиться и только еще вникать в смысл богослужебных песнопений, невозможно предложить сразу осмыслить все богослужение, составленное лишь из песнопений знаменного распева. И нам он советовал к праздничной службе разучивать не так много знаменных песнопений, а в будние дни – распевать стихиры на подобен, на который они положены. Основные критерии подбора богослужебных песнопений для батюшки были: 1) их молитвенность; 2) их близость по смыслу к осмогласию и к знаменному распеву 44 . Он часто объяснял мне, как проходят архиерейские богослужения, какие песнопения лучше подбирать, как должен при этом петь хор: не должно быть «крика», не нужно терять молитвенности, от спокойствия регента зависит спокойствие хора. Я в то время еще толком не умела регентовать и недоумевала, зачем батюшка мне все это рассказывает. Впоследствии, когда мне пришлось управлять хором во время архиерейских и даже патриарших богослужений, я не только вспомнила слова батюшки, но и много раз убеждалась в правильности его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Повторяемость, цикличность осмогласия (цикл из восьми недель образует столп ) связана с космическим движением времени и символически выражает тяготение к Празднику праздников – Пасхе, от нее начинается новый цикл вечного устремления к Воскресению Христову. Сам Октоих – собрание недельных служб восьми гласов – есть малый цикл, в котором Неделя (воскресный день, «малая Пасха») является началом песнопений каждого гласа, а седмица – прообразом движения всего цикла к Пасхе. Но есть и неподвижный годовой круг песнопений, собранных в Минее, – праздники года, где подбор гласов к каждому празднику особый. Соединение богослужебных циклов создает неповторимое своеобразие песнопений каждого дня года, особый ритм чередования напевов, их неожиданные сочетания. То же следует сказать и о содержании служб. Как всякий день неповторим во времени и входит в цикл космической жизни, каждая церковная служба единственна, неповторима. Скрепляющая певческая основа всех видов церковных служб – осмогласие, придающее им поразительную красоту и стройность. Многообразие церковных напевов сложилось как внутри осмогласия (напевы стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов имеют различные варианты в пределах каждого гласа), так и вне его. Все изменяемые песнопения подчинены закону осмогласия, а неизменяемые (большая часть их в литургии) имеют свои напевы, отличные от гласовых. Так русское певческое искусство на протяжении тысячелетия от Крещения Руси развилось в самобытное искусство распева в творчестве талантливых распевщиков и церковных композиторов, создателей русской церковной музыки Высшим проявлением певческого творчества в Древней Руси стал знаменный распев. К началу XVI века им был распет весь круг богослужебных песнопений. До XVIII века запись знаменного распева осуществлялась особыми певческими знаками – знаменами (или «крюками») над текстом песнопений1. 315 Научное изучение крюковых рукописей XVII века установило особенности знаменного распева, представляющие своеобразный канон, в пределах которого расцветало мелодическое творчество русских распевщиков. Одноголосные мелодии знаменного распева создавались путем опевания опорных тонов и сцепления простейших попевок диатонического склада. Отличительная черта распева – строго поступенное движение мелодии и величаво-сдержанный ритм. В ладовом своеобразии распевов заметна общность с ладовым строением былинных и обрядовых песен. 316

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010