В храме было бронзовое море, а здесь стеклянное море (есть несколько книг 3Цар.7:23–24 ; 2Пар.4:2 ; Иер.52:17 ), подобное кристаллу. Там двенадцать старцев представляли двенадцать колен израильского народа, а здесь двадцать четыре старца (  πρεσβτεροι ) в белых одеждах с венцами на голове сидят около престола. Основание этого удвоения легко понять. Этим означается большее со­вершенство новой религии, сравнительно с иудейскою. Как и в храме пред престолом семь светильников огненных, которые суть семь духов Божи­их. Сидящий на престоле был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. В деснице у Него книга, писан­ная внутри и вне, запечатанная семью печатями, которую никто ни на небе, ни на земле не мог раскрыть и читать или даже посмотреть в нее. Только Агнец, как бы закланный, стоявший посреди престола, и четырех животных, имевший семь рогов и семь очей, которые означают семь духов Бо­жиих, посланных во всю землю, пришел и взял книгу из десницы Сидяще­го на престоле. В это время четыре животных и двадцать четыре старца падают пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиа­ма, которые суть молитвы святых, и поют новую песнь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати» и проч. Множество ангелов, животных и стар­цев, стоявших вокруг престола, говорят громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство» и проч. «И всякое создание на небе, на земле, под землею и в море говорило: «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». «Четыре животных говорили: «Аминь». Двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков». В этом городе ангелы – сослужители, пророки – братья христиан ( Апок. 19:10, 22:9 ). Всматриваясь в общее содержание видений, нельзя не видеть в них изображения Церкви Христовой с ее богослужением и в особенности с литургией. Спрашивается, как смотреть на них: есть ли это предписание для чина литургии, как думает, например, Филарет, архиеп.Черниговский (Историч.обзор песнопений), или же, напротив, это отображение апостольской церковно-богослужебной жизни и особенно Евхаристии, так что данные в действительности образы перенесены на высший духовный мир? Само по себе безразлично, так или иначе будем смотреть на них: ли­тургическое значение их останется одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О чуде воскрешения Лазаря повествует евангелист Иоанн Богослов. Произошло оно так. Был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен ( Ин.11:1–2 ). 8 Почему евангелист Иоанн упоминает о событии, которое в его же Евангелии будет рассматриваться позднее? Потому что читатели, которым было адресовано его Евангелие, вероятно, были знакомы с Марией и знали об этом ее поступке. Прежде чем повествовать о Лазаре, Евангелист о нем напоминает. Видимо в то время, когда писалось Евангелие, чудо воскресения Лазаря из мертвых не было так широко известно, как случай с Марией, помазавшей ноги Спасителя миром и отершей их волосами. Если мы вспомним предыдущие три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки, написанные много ранее, чем Евангелие от Иоанна, то увидим, что в них повествования о воскрешении Лазаря нет. Дополняя то, что опустили другие евангелисты, апостол Иоанн говорит, что Мария, о которой вы, читатели, уже знаете, была сестрой Лазаря. По преданию, (что тоже можно проследить по богослужебным песнопениям) Мария, Марфа и Лазарь были детьми Симона прокаженного, по вероисповеданию фарисея, который был исцелен Господом от проказы. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот, тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус, сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был ( Ин.11:3–6 ). Евангелист Иоанн замечает «любил Иисус Марфу, и сестру ее, и Лазаря» для того, чтобы мы поняли: Господь Иисус Христос задержался не потому, что относился к судьбе Своего друга безразлично, а потому что хотел еще больше явить Свою славу. Возможно Он медлил и по той причине, что знал, что все равно не успел бы прийти и исцелить Лазаря, как Его просили, и Лазарь умер бы раньше, чем Он пришел. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем ( Ин.11:7–10 ). Спаситель сказал это ученикам для того, чтобы они понимали, что, пока не пришло время, пока еще длится день, ничего не страшно; а когда придет время, тогда человек подобно шествующему ночью, начнет спотыкаться и испытывать разные скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Свернуть Читать перевод Так говорит Господь: Вот приходят дни, и заключу с домом Израиля и с домом Иуды завет новый, не как тот завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; потому что они не пребыли в завете Моем, и Я пренебрег ими, говорит Господь. Ибо вот этот завет [Мой], который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: Непременно вложу законы Мои в разум их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: " Познай Господа " , ибо все будут знать Меня, от малого (и) до большого среди них, потому что Я милостив буду к неправдам их и грехов их не вспомню более. Свернуть Паремия 15 Даниил 3:1–88 — длинная и торжественная песнь трех отроков в печи вавилонской стала источником множества цитат в богослужебных песнопениях; вновь и вновь звучит на вечерне голос хора, повторяющий припев: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Но это не просто красивая поэзия — история из Ветхого Завета повествует о трех юношах, которые за веру в Единого Бога были брошены в огненную печь, но остались там невредимыми. Их мучители, глядя на огонь со стороны, видели не только их троих, но и таинственного Четвертого. И христиане видят в этом явлении прообраз схождения Христа во ад, откуда он вывел спасенных людей. Читать отрывок Пророчества Даниилова чтение. [Гл. 3, ст. 1 – 88] В лето осмонадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактей шестидесяти, и широта его лактей шести: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей. И посла [Навуходоносор царь] собрати ипаты, и воеводы, и местоначальники, вожди же и мучители, и сущия на властех, и вся князи стран, приити на обновление кумира, егоже постави Навуходоносор царь. И собрашася местоначальницы, ипаты, воеводы, вожди, мучители велицыи, иже над властьми, и вси начальницы стран на обновление тела, еже постави Навуходоносор царь: и сташа пред телом, еже постави Навуходоносор царь.

http://foma.ru/pyatnadczat-stupenej-k-pa...

Долго ли молился апостол Петр или его молитва была краткой по времени, неизвестно. Но, видимо, он молился, обратившись не к ложу Тавифы, а к каким-то образам или повернувшись лицом к востоку, как было принято молиться у христиан. Усердно помолившись, он повернулся к ложу, где лежала умершая, и сказал ей: «Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (ст. 40). Села, видимо, на том самом смертном одре, на котором лежала. Понятно, что она была в растерянности. Если она умерла внезапно, то, возможно, даже и не понимала, что с ней произошло. А может быть, она уже имела некие видения того, что происходит в загробном мире. Апостол Петр восставил ее и со смертного одра. «Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (ст. 41–42). Итак, в прочитанном сегодня зачале из Деяний апостольских описано два чуда: чудо исцеления расслабленного Энея и воскресение из мертвых праведной Тавифы. Сегодняшнее чтение из Евангелия говорит об исцелении расслабленного, и богослужебные песнопения, толкуя это чтение, призывают нас признать себя расслабленными в духовном смысле. Мы нуждаемся в том, чтобы нас восставили, однако с того времени, как Господь сотворил это чудо, прошло почти две тысячи лет, и теперь, казалось бы, никто и ничто не может нам помочь. Но посмотрим на то, что сделал апостол Петр. Хотя промежуток времени между совершенными Спасителем и Петром чудесами сравнительно небольшой, но тем не менее чудо совершил уже не Сын Божий, а обыкновенный человек, имевший такие немощи, какие и нам не хотелось бы иметь. Например, он проявлял горячность, а иногда чрезмерную простоту, часто совершал необдуманные поступки, был самонадеянным, наконец, проявил и малодушие. И этот самый обыкновенный человек, невежественный и неграмотный рыбак, стал великим чудотворцем. Он, святой апостол Петр, исцеляет от расслабления Энея, воскрешает из мертвых праведную Тавифу. Значит, в данном случае не важно, сколько прошло времени — несколько месяцев, полгода или почти две тысячи лет.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В средине своих возвышеннейших мыслей молится Апостол: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа… чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь со всеми святыми, что – широта и долгота, и глубина и высота. В созерцании Апостола уже приоткрывается богатство значений Креста: святые Отцы впоследствии раскрыли это богатство в богослужебных песнопениях. «Высото Божественная, глубино неизглаголанная, Христово ты еси знамение, Кресте пребогате, и широта безмерная, и знамение Непостижимыя Троицы, жизноносче!» (канон 4 гл. Григория Синаита ). И одно из значений Креста в богослужебном материале – он есть символ соединения областей неба и земли, ибо «широта и долгота Креста небеси равна есть». Обращаясь к христианам из язычников, Апостол утверждает их в сознании, что они не чужие и не пришельцы среди иудеев, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание возрастает в святый храм в Господе. Остановимся на этом образе Церкви. Апостолы и пророки – в основании Церкви, как камни, имея краеугольным – Самого Господа. Они только ли основание «историческое», только ли в далеком для нас прошлом? Ведь мы верим в бессмертие; и они, мы веруем, со Христом. Где Я, там и вы будете,– сказал Господь им. Не изъяты они из слагаемого здания, они остаются и продолжают быть частями строящегося здания; так нераздельна Церковь небес с Церковию земли. И действительно, мы молитвенно жаждем их общения и просим, и верим в него, верим, что они продолжают участвовать и в земном строении Церкви. Апостол дает еще более живой образ Церкви: Христос Глава, и Церковь Его тело. Питаемое от Главы, тело Церкви, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:16 ). Такой богатый образ! Он должен выразить жизнь Церкви в той полноте, плироме, какая соответствует ее Главе: «полноте Наполняющего все во всем». Слова эти писаны были Апостолом, когда прошло только три десятилетия от воскресения Христова. Имела ли Церковь на земле эту полноту? Имеет ли она ее в наши дни, через 19 столетий! Приблизился ли мир земной к поставленной цели, чтобы все земное и небесное соединить под Главою Христом? Ожидает ли Апостол осуществления некогда «полноты» Церкви на земле? Нет. Он пишет апостолу Тимофею:Б удет время, когда здравого учения принимать не будут. Да и все желающие жить благочестно во Христе Иисусе гонимы будут. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь… Но таковы, ведь, и предупреждения Спасителя: Сын Божий, придя, найдет ли веру на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21). Иудеи так до конца и не поняли, о каком Царстве говорил Христос — не поняли до тех самых пор, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью «Царь Иудейский». Тогда только было явлено миру то, о чем Он говорил в Своих проповедях: Царство Божие — это распятая на кресте любовь Бога к человеку. Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо, и наполняет собою сердце наше. Христос приходит к нам с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим, и Он становится нашим Царем, а мы — Его народом. Он покоряет нас не силой и могуществом, но любовью и смирением, и мы выходим навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Г осподом — величайшая победа, которая когда-либо была одержана в истории человечества. Господи, даруй нам никогда не отвернуться от Тебя, подобно народу израильскому, не предать Тебя, подобно Иуде, но принять Тебя как Царя и Спасителя. Даруй нам сохранить верность Тебе во все дни нашей жизни. Даруй нам стать Твоими сынами и войти в Царствие Твое, которому не будет конца. Аминь. «Если не обратитесь и не будете как дети». Вход Господень в Иерусалим Мы только что слышали евангельский рассказ о том, как Господь за несколько дней до Своей крестной смерти входил в Иерусалим и множество народа встречало Его. Люди резали пальмовые ветви и постилали их по дороге, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Г осподне!» (Мф. 21:1–17). Среди встречавших Христа было и много детей. В одном из богослужебных песнопений этого праздника говорится о том, что дети встречали Христа как Бога. Это можно воспринять как аллегорию, иносказание, но можно увидеть в этом и более глубокий смысл. Когда Христос явился в мир, люди видели в Нем человека. Одни относились к Нему с любовью и восхищением, другие с подозрением, третьи с ненавистью. Когда, сидя на молодом осле, Г осподь въезжал в Иерусалим, первосвященники и книжники испытывали по отношению к Нему лишь зависть. А вот дети вышли навстречу Христу, чтобы почтить Его, порадоваться Его пришествию в Иерусалим. Вряд ли они, да и все, кто находился в тот день рядом с Иисусом, понимали, что Он — Бог Воплотившийся. Но, несомненно, были люди, которые это чувствовали, так как некая таинственная божественная сила влекла их ко Христу. И среди таких людей были дети. Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о том, как дети воспринимают Бога и как мы, взрослые, должны воспитывать детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

            В акафистах и в канонах всегда — там, по-моему, седьмая песнь или восьмая — вспоминаются отроки. Практически во всех. Почему именно седьмая песнь всегда закрепляется за ними?             У меня умерла бабушка и мне кажется, что священник, который её отпевал, был из раскольничьей церкви. Что с этим делать, как быть?             — Вы узнайте, если вдруг бабушку отпевал раскольник, то совершите заочно отпевание в каноническом храме. А когда будете на могилку приезжать, земличку отсвящённую высыпьте на могилу. Сначала узнайте, действительно ли это правда. Продолжайте за неё молиться. На поминание заупокойное это не влияет. На Литургии поминание, на панихидах — это не влияет, поминайте бабушку. А если узнаете, что отпевал раскольник, пусть отпоёт её потом канонический священник.             Отроки благочестивые в пещи, которых Рождество Богородиче спасло есть — это седьмая и восьмая песнь любого канона. Но здесь нужно понять, что это песни Священного Писания, из которых первая — это песнь Моисея при переходе через море, вторая, которая только в посту читается — это песнь Моисея обличительная, третья — это песнь пророчицы Анны, четвёртая — это песнь Аввакума, пятая — песнь Исаии, шестая — молитва Ионы, седьмая и восьмая — песни отроков, девятая — песнь Богородице. Это библейские песни, лёгшие в основу всех канонов, структура их одинакова для всех канонов, слова меняются, смысл остаётся. Зная смысл этих песен, вы можете с любовью и вниманием слушать любое песнопение в церкви, потому что будете знать, что поют. Так что нужно будет почитать соответствующую богослужебную литературу, чуть больше вникнуть и всё.             По Марку. Девятая глава Евангелия от Марка: 38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. В традиции иудеев были экзорцисты и изгонятели бесов.

http://radonezh.ru/text/27-03-2015g-prya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010