Что я не восписую похвал вере Христовой и Господу Иисусу Христу? Ибо нынешний день (2 апреля) Господь спас меня от великих прегрешений и бед и удивил на мне милосердие Свое неизглаголанное, избавив меня от прегрешений, сподобив меня непреткновенно совершить часы, вечерню и Преждеосвященную литургию и сподобив меня неосужденно причаститься пречистых и животворящих Таин Своих. Какая буря, какой адский огонь потрясали, теснили, жгли меня, смущали меня! Какое насилие злобы ломало меня, разжигая огнь ея! Я часто с молитвою веры и надежды, в покаянии припадал к престолу милосердия, обвиняя себя, оправдывая непокорившегося брата и прося себе и ему прощения (дьячку Каменоградскому). Господи Сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас. От бесчисленных бед спасает меня вера Христова: если раздражился, вышел из себя, воскипел гневом, взволновавшись и потрясшись весь от каких-либо оскорблений, от грубости, непокорности подчиненного или от своей подозрительности, злобы, то вера показывает мне спасение в искреннем и слезном покаянии, в благопокорном предоставлении обиды Богу, вся ведущему и праведному; а если не раздражился и только запала искра раздражения и горит в сердце, то молитвою веры и сердечным взиранием ко Господу я могу потушить ее; также и всякую страсть, восстающую во мне, могу погашать молитвою веры, как-то: зависть, гордость, блудные движения или помыслы и пожелания и прочее; вера спасает меня от бесчисленных потрясений, непрестанно ограждает душу мою миром, как Божественным щитом, просвещает, животворит, радует, услаждает меня, научает довольствоваться малым, терпеть обиды, любить врагов и молиться за них, раздавать свое, милосердовать о ближних, как о членах единого тела, очищать сердце. Ты осуждал отцов соборных, братию свою – протоиереев в ярости пред обществом, а сам не яришься ли на непокорного чтеца – и где же? В алтаре, в самом седалище Господа Бога, где престол Его! Не судите, да не судимы будете [ Мф. 7, 1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но о. Иоанн, слава Богу, умер на кресте. Верую, что спасен. Мы помолились о его упокоении. Батюшка читал молитвы, мы слушали и молились. —Ну, теперь идите на трапезу. Благодарите Бога, что сподобились такой милости от Него. Сегодня знаменательный день — память св. Игнатия Богоносца. Мир вам. Забежав в свои кельи, мы отправились на трапезу, где нас поздравляла вся братия. И о. Нектарий после трапезы, когда мы выходили, сказал нам: — Желаю вам проходить этот путь со смирением, терпением и благодарением, — и убежал. Мне нравится о. Нектарий, только он больно чудной. Всенощную уже стояли в послушническом одеянии. Сейчас нас позвал Батюшка. Подарил нам по балахону и банку варенья — по праздникам утешаться. Спаси его, Господи, рассказал нам о своем посещении двух блаженных: Иванушки и Аннушки. Сегодня не могу больше писать. 6 февраля 1908 г. Сейчас был у Батюшки, удалось побеседовать минут 20—25. Чтобы не забыть, постараюсь записать. Когда я пришел, Батюшка благословил меня, и я стал на колени около дивана, на который сел Батюшка. —Сомнения, Батюшка, и помыслы у меня. — Да, сомнения равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения — не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила зла, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие… Не обращайте на них внимания. Сколько было искренних, верующих людей, которые сильно пострадали от того, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали. Возьмите наших писателей: Белинского, — какая разница у него в первой и второй половине его жизни. Лермонтов — тоже был сильный ум, Тургенев и др… Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам нисколько не повредят, особенно, если будете открывать их старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы: надо засыпать, закрыть навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней. Что же у вас есть теперь? Какие сомнения, помыслы?

http://pravmir.ru/dazhe-u-svyatyx-est-ch...

Святыми Отцами нередко подчеркивается, что чревоугодие открывает путь к другому помыслу, связанному с первым. Это помысел БЛУДА. Так монах Евагрий говорит: «Из... помыслов, одни предшествуют, а другие следуют за ними: [так например] предшествуют помыслы... чревоугодия, а следуют – помыслы блуда». 415 Еще более лаконично и точно говорит он в другом месте: «Голодный волк выслеживает стадо, а дух блуда – набивающих свое чрево». 416 Дух блуда, является искажением естественной репродуктивной потребности в человеке, которую Бог назначил человеку после его грехопадения именно таким образом, т.е. через плотское совокупление (хотя если бы человек не утерял благобытия, то его репродуктивность происходила бы иначе). 417 Дух блуда следует за духом чревоугодия, тем самым подчеркивается их духовная родство и преемственность. 418 Бес блуда атакует подвижника на двух уровнях 419 : на плотском – когда внушает совершить незаконное совокупление с кем-либо, или на духовном, фантазийном – когда представляет блудные фантазии, принимая которые подвижник услаждается срамными образами, чем оскверняет душу и часто заканчивает самоудовлетворением разженной плоти (мастурбацией), таким образом, начиная на уровне духовном, заканчивает на плотском. 420 Вообще эта страсть имеет три источника: 1) плоть (закон естества); 2) воображение (память, душевное движение, помыслы) и 3) бесы (всевающие блудные помыслы в душу). 421 Блуд также имеет определенную генерацию, так уже Климент Александрийский перечисляет различные проявления блудной похоти: 1) женомания ( γυναικομανιαν) – т.е. острая и ничем несдерживаемая похотливость мужчины к женщине (в современной сексологии этот феномен получил название сатириазис, женский аналог – нимфомания); 2) педерастия ( παιδεραστιαν). 422 Кроме того общеизвестны такие проявления его как: прелюбодеяние – измена законному супругу/супруге; скотоложство – половой акт с животными. Распространенным пороком является рукоблудие (греч. μαλακι’α) 423 . Μαλακι’α 424 , в частности, была искушением среди монахов (о самом Евагрии известно, что ему не давал покоя демон блуда и он с ним мужественно боролся, различными способами умервщляя свою плоть, только за три года до его смерти он почувствовал, что этот дух от него отступил 425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Стр. 342 (82) 3. Какое средство необходимо употреблять, чтобы побороть блудные помыслы и мечтания? Авва Кир дал совет брату, боримому блудными помыслами и мечтаниями, убегать общества женщин и прилежнее заниматься молитвою. Стр. 307 (2 от слов «авва Кир...») Учащенная, внимательная молитва , при удалении от знакомства и свиданий с женщинами, есть средство сильное и действительное против блудной брани. 4. Что необходимо делать, чтобы победить нечистые плотские помышления? О брани, воздвигаемой помышлениями, предлагающими любодеяние, некоторый старец сказал: Отшельник спящий! хочешь ли спастись? Поди – трудись; поди – вступи в страдальческий подвиг; поди – ищи, и обрящешь; бди в молитвах, стучи ими в двери милосердия Божия, и эти двери отверзутся тебе. Воины мира сего, получая многие раны, стоят, не уступая назад: подвергшись поражениям, многие из них наконец одержали победу мужественным терпением над побеждавшими их и получили венцы. Случается, что одного поборют два; но он, ободрившись, внезапно преодолевает обоих. Смотри – какое мужество выказывается в сражениях по плоти! И ты встань, ободрись, а Бог победит за тебя врагов твоих. Стр. 383 (51) Другой старец сказал о той же брани любодеяния: Боримый любодеянием подобен человеку, который идет мимо торжища или корчемницы, обонявает различные яства вареные и жареные. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит мимо, услышав мимоходом только запах. Так и ты отвергни от себя смрад скверных помыслов и, встав, помолись, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по отношению ко всем прилогам и мыслям диавольским. Мы не можем воспретить греховным помыслам, чтоб они не приходили к нам, но можем противиться им. Стр. 383 (52) Помысл любодеяния хрупок, подобно папирусу. Когда он будет вложен в нас, но мы, не согласившись с ним, отвергнем его, то он удобно сокрушается. Если же, когда он посеется в нас, будем наслаждаться им, беседуя с ним, то он делается как бы железным, и тогда уже трудно прогнать его. Следовательно, нужно наблюдать за помыслами: потому что для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения; напротив того, те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Перед тем, как дать народу Израильскому заповеди, Бог сказал ему освятиться, вымыть одежды и не прикасаться к женам. Мы – новый Израиль, и эти события говорят нам очень важную вещь о том, что должно предшествовать нашей встрече со Словом Божиим. Очищение себя. Конечно, речь идет не о том, чтобы вымыть одежды или не прикасаться к женам перед чтением Писания. Мы знаем от Христа, что в первую очередь человека оскверняет то, что у него внутри, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19). Именно с этим и надо справиться в первую очередь. Если в человеке злость на кого-то, зависть или блудные помыслы, и он не хочет с этим расстаться – читать Писание практически бесполезно, будет трудно что-либо по-настоящему услышать. Сначала надо избавиться от этого хлама внутри – через покаяние, через исповедь, через осознание своих чувств. И только тогда можно будет услышать, что говорит Бог. Вот как говорит об этом относительно молитвы святитель Тихон Задонский: «Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи». Практика. Как можно себя очищать, и значит ли это, что только безгрешный человек может читать Писание? Во-первых, дело в степени. Если конкретно в данный момент мы настолько злы, что хочется человека убить или только что посмотрели порно, или находимся в глубоком отчаянии и готовы уже искать веревку – надо выйти из этих состояний. В случае злости уместно прописывание чувств и молитва к Богу с просьбой об избавлении, в случае порно срочная исповедь, а при отчаянии имеет смысл звонить на телефон доверия или просить о помощи близких. Впрочем, у каждого, наверно, свой способ. Главное, что в таких тяжелых состояниях воспринять Писание практически невозможно. Если же речь идет о легком раздражении, блудных помыслах, которые лезут в голову и банальном унынии – тут чтение Писания может помочь переключиться на другое. Хотя сначала все равно имеет смысл сосредоточиться на молитве. Честность

http://blog.predanie.ru/article/kak_chit...

Стр. 384 (54) Брат вопросил старца, говоря: Отец? Что должно мне делать? Меня беспокоит блудная страсть. Старец сказал ему: От этого помысла должно храниться со всевозможным усилием: потому что впадению в блуд часто последует отчаяние. Как корабль, носимый бурею и волнами, если потеряет кормило, то хотя и подвергается значительному бедствию по этой причине, однако еще продолжает плавать на поверхности вод, также если переломится его мачта, или потерпит какое-либо подобное этому повреждению, все еще остается надежда спасения для корабля: так и инок, беспокоимый другими страстями, надеется преодолеть их покаянием. Если же корабль погрязнет на дно моря, тогда нет уже ему надежды спасения: то же случается и с иноком, когда он впадает в страсть самым делом и когда овладеет им отчаяние. Стр. 384 (55) Брат спросил старца, говоря: Авва! Что мне делать? мне всегда стужают помыслы любодеяния и не дают успокоиться ни на один час; от этого очень скорбит душа моя. Старец отвечал: Наблюдай за собою, чадо! Когда бесы всевают страстные помышления в ум твой, – ты не принимай их, не беседуй с ними. Обычно бесам непрестанно приходить к нам и неупустительно стараться в чем-либо уловить нас; но они не имеют возможности принудить нас насильственно: в твоей власти принимать или не принимать их. Брат сказал на это старцу: что мне делать, авва! я немощен: похоть одолевает меня. Старец: внимай себе, чадо, и признавай пришествие демонов. Когда они начинают лишь говорить с тобою, не отвечай им, но, встав, пади лицем на землю и молись, говоря: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и помилуй меня. Брат сказал ему: Авва! Я принуждаю себя, но пребываю в нечувствии, и нет умиления в сердце моем, я не ощущаю силы слов. Старец отвечал: ты только говори слова эти, и Бог поможет тебе, как сказал авва Пимен и многие другие Отцы, что обаятель, когда производит обаяние, не знает силы произносимых им слов, но змея, когда слышит эти слова, то сила слов на нее действует, она повинуется и усмиряется: так и мы, хотя не знаем силы того, что произносим, но бесы, слыша произносимое нами, отходят со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таким образом, смотри как на порождение диавола на гордость, злобу, зависть, скупость, алчность к пище, к деньгам, злорадство, зложелательство, на блудные помыслы и дела, на хульные помыслы, на смущение, уныние и отчаяние, на холодность и отвращение к Евангелию, ко всем духовным писаниям, к богослужению, на вольномыслие, на упрямство и пр. Вся ветхозаветная и новозаветная история в богослужении Православной Церкви изображается. Указывать на это воспитанникам. Владыко Господи Иисусе Христе, Боже мой, в день сей, день тезоименитства моего, исповедую Тебе милости Твои превеликие, ихже удивил еси и удивляеши на мне непрестанно. Благодарю Тебя прежде всего, яко от небытия в бытие меня привел еси, яко из простого образованным, из незнатного знатным, яко иерея, из бедного небедным сделал мя еси; благодарю Тебя, яко доселе был еси светом моим, святынею моею, силою моею, дерзновением моим в служении сем великом. Благодарю Тебя, яко от неисчетного множества грехов моих, страстей моих – гордыни, злобы, лукавства, жадности, скупости, сребролюбия, скверных и хульных помышлений и от нечистоты плотской и от блудных помыслов, очищал милостиво и непрестанно являл еси на мне руку спасения Своего; благодарю Тебя за все силы, яже доселе на мне, окаянном, милостиво и державно являл еси. Благодарю Тебя за любовь и расположение ко мне и благотворительность всех присных и не присных моих; благодарю Тебя за правду Твою, за нравственные суды Твои, ихже являл еси на противниках Твоих и развратителях достояния Твоего, на утробах немилостивых. Благодарю Тебя, яко мне доселе по великому благоутробию Твоему терпел еси и со беззакониями моими не погубил еси. Благодарю Тебя, Господи, за матерь мою, за отца моего по жене моей, яко кротка его мне и тиха даровал еси; за жену мою, любящую меня, непотребного, и за женину сестру, обличающую неправды мои, яко ее ради познах и познаю действующие во мне страсти безобразия. Но любви и смирению нас научи, Владыко Господи, да заповедям Твоим всегда жительствующе и тако благоугодим Тебе, Отцу нашему Небесному, и великоименитой державе Твоей. Соверши нас до конца, Господи, потерпи безумию нашему, неправдам нашим, страстям нашим. Буди! Октября 19-е, 1865 г. Помяни, Господи, усопшего отца моего Илию и прости ему всякое прегрешение. Упокой душу его в месте светле, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

„Пусть я впаду во все искушения, только не в самонадеянность» (Бл. Иероним). Искушения от Бога – воспитательная мера. Так Бог искушал Авраама не к падению и не к погибели, а к укреплению, к победе, к венцу, к блаженству. Человек окружен искушениями: искушают люди, часто ближайшие (как Иова искушала жена), искушает общественное мнение, обстановка жизни (богатство, роскошь, картины, музыка, театры, газеты, повестушки), искушает и сама жизнь с ее грубой выставкой половых отношений, с растущей расшатанностью супружеских союзов. Просим „избавить» от искушений не в смысле только уничтожения искушений, но более в смысле укрепления сил души для борьбы с искушениями. Так мореплаватель просит избавить от бурь, т. е., дать силы и умение к преодолению их. „Протяни диаволу палец, он всего тебя утащит». (Пословица). Искушение – важный момент в нравственной жизни, ибо за ним следует поворот к добру или злу, за ним следует поступок. „Посейте поступок, вы пожнете привычку; посейте привычку, вы пожнете характер; посейте характер, вы пожнете судьбу». (Теккерей). „Минутное заблуждение оплачивается вековечною печалью». Искушения и согрешения – не одно. Хульные мысли – искушения, но не грех, если человека оне не радуют. Опасны они тем, что вытесняют христианское настроение. „Быстро и отважно устремляемся мы ко греху, но медленно и робко бредем к покаянию». „Это – малость». Такою мыслию мы успокаиваем себя прежде, чем уступить искушению. Но и малый камешек в обуви безпокоит путника, малая соринка тревожит глаз, маленькое облачко заслоняет солнце. Из облачка в ладонь может ниспасть могучий поток греховности. От искушений не спасет место: Адам пал в раю, ангел – на небе, Иуда – в среде апостольской; и на нас нередко низкия мысли и сластолюбивые мечтания нададают в храме, среди молитвы. „Душа должна стать в боевое положение при приближении искушения. Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты люби их, ругающих благословляй; когда хочешь смеяться, – плачь; когда находит уныние, старайся развеселиться; когда – зависть, радуйся чужому благополучию; когда берет противоречие, непокорность, – немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы, – поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе, что члены наши – члены Христовы». (Прот. И. Сергиев).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

А почему? По причине ложности исходной посылки. Если мы, к примеру, примем в качестве исходной посылки, что дважды два равно пяти, то тогда у нас получится, что четыре на четыре равно двадцати пяти и т.д. Так и в данном случае. Если мы вспомним житие преподобного Силуана, то там как раз и был такой момент, когда старец засомневался, что будет блаженствовать после смерти, даже попав в рай, если при этом в аду будут страдать другие люди, особенно его родственники. Но дело в том, что любой мало-мальски опытный подвижник легко распознает и поймет, что это сомнение было прилогом диавольским в невидимой брани, чтобы вызвать у о.Силуана уныние и нерадение о собственном спасении. Ведь диавол, воюя против нас, не всегда внушает нам, скажем, блудные помыслы, но иногда и такие, вроде бы, «хорошие» да «умные» мысли. И если мы примем этот сатанинский прилог, это диавольское духовное «дважды два - пять», то в дальнейшем у нас все время и будет получаться диавольское: «четыре умножить на четыре - двадцать пять». Духовная логика все время будет хромать. О.Кирилл очень хорошо показал это, процитировав старца Паисия, который оценил сей диавольский прилог, ставящий любовь грешного человека, якобы, выше любви Божией, как хульный помысл. Но посмотрим и более конкретно, что диавольская хитрость предлагается нам в качестве «сострадания» к грешникам, вечно мучающимся в геенне огненной. Ведь сострадание, которое происходит у нас от любви к ближним, бывает разное (как и сама эта любовь), зависящее от рода страдания. К примеру, естественные страдания (болезни, лишения и т.п.) людей вызывают в нас и естественное сострадание, в первую очередь, состоящее в желание помочь страждущим, особенно если они наши родственники и близкие. Иное дело страдания сверхъестественные, например, святых мучеников. Конечно, и здесь действует сострадание естественное, когда православные христиане (например, св.вмц.Анастасия Узорешительница) стремились облегчить муки Христовых мучеников. Но, по преимуществу, страдания мучеников, как мы это знаем из житий святых, вызывают сверхъестественное сострадание, состоящее в радости за страдальцев Божиих, души которых по их мученической смерти беспрепятственно восходят в рай, а также порождают у других христиан и даже не христиан святое желание самим стяжать венец мученический.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

Блаженная Матрона Московская учила добавлять немного Святой воды в чашку и обливаться когда моешься, так написано в ее Житии. Реально очень хорошее средство от Нечистых. 11. Ответ на 11, учитель: Не придавайте слишком большое значение бесам. Совершенно верно, уважаемый учитель, но и расслабляться не стоит. Поэтому святые отцы учат - быть всегда в трезвости и не расслабляться, т.к. эта зараза нас видит, а мы ее нет. Если Вы часто исповедуетесь и причащаетесь, то наверно заметили, как этот враг рода человеческого коварно и изподтишка, действует на наши страсти через окружающий нас мир и наших ближних, внезапно нанося нам удары в виде различных искушений и скорбей. Господь попускает все это по нашим силам, для нашего же спасения. Они панически боятся даже Святой воды. Обливайтесь Святой водой, как учила Святая Матрона Московская, и нечисть даже близко к Вам не подойдет. ГОСПОДЬ попущает бесов для вразумления людей, но они не имеют большой силы, это заблуждение. Не обольщайтесь по поводу бесовской силы, ибо самый малый из-них своим когтем может перевернуть весь мир (поучение от пр. Серафима Саровского). Бояться конечно их не надо, но иметь СТРАХ БОЖИЙ всем нам - ОБЯЗАТЕЛЬНО! По поводу обливания Святой водой - не представляю, как это можно делать непрерывно - постоянно? Допустим облился, а через час в мозги начинают лесть всякие блудные помыслы? Опять обливаться? Мне кажется эта практика эффективна, но только на короткое время. ) Главное оружие против этой нечисти, и Вы тут правильно заметили - покаяние, нищета духа, пост и молитва. С НАМИ БОГ! 10. Ответ на 10, Валерий: Вы путаете созерцание и явление. Тут только единичный случай проявления Потустороннего Мира. Не придавайте слишком большое значение бесам. Они панически боятся даже Святой воды. Обливайтесь Святой водой, как учила Святая Матрона Московская, и нечисть даже близко к Вам не подойдет. ГОСПОДЬ попущает бесов для вразумления людей, но они не имеют большой силы, это заблуждение. 9. Ответ на 9, учитель: ...на себе почувствовал Благодать Святого Духа...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/10/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010