Часть 3. Борьба с помыслами Восемь смертных грехов и борьба с ними      Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями. Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то. Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом. Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15). Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным. «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28). Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

http://pravoslavie.ru/29316.html

Воздушные мытарства. Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда» Цикл «Путь всей земли». Беседа 18-я Протоиерей Олег Стеняев «Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным , где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее», – поведала блаженная Феодора. Итак, на этом мытарстве мы рассмотрим такие грехи, как «всякое любодеяние... всякие нечистые страстные помыслы... согласие на грех... скверные осязания и страстные прикосновения». Далее, на 17-м мытарстве, рассмотрим грех супружеской измены (прелюбодеяние); и далее, на 18-м мытарстве, – содомский грех. В Священном Писании сказано: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его. Что значит: «бегайте блуда»? Что значит: «бегайте блуда»? Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Лишь безудержным бегством можем мы спасти себя от жестокости столь коварного господина (т. е. соблазняющего нас дьявола – О.С .) и избежать столь низкого рабства (т. е. рабства греха – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Осквернение — 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты ; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих ; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея. Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом: 1. кровосмешение (разные виды блуда); 2. убийство; 3. идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних); 4. осквернение от соприкосновения со смертью, болезнью, нечистотой.   Спаситель обличал фарисеев, противопоставляя чистоплотности внешней, чистоплотность внутреннюю, нравственную. Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека . ( Мф.15:18-20 ). Оскверняет ли мужчину поллюция? Согласно церковным канонам, осквернением признается истечение семени мужчины во сне, которое имело греховные причины (блудные и плотские помыслы, осуждение, высокоумие и гордость, чревоугодие) ( 1е правило святителя Афанасия Великого ). О возможности Причащения после ночного осквернения повествует 28я глава («К») «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря . Если причины истечения были греховные, то следует прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения или «Правило от осквернения» , а затем исповедать этот грех в Таинстве Покаяния . Оскверняют ли женщину физиологические выделения и роды? Нет. Подробнее см. Нечистота ритуальная . Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом? Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами ( Пс.1:1 ), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.

http://azbyka.ru/oskvernenie

священноинок Дорофей Глава 25. Поучение о телесных страстях Жестокая беда – пленение ума страстями, о братья. То есть нечистые помышления, сердечное распаление, телесные вожделения и похоть. Не в состоянии человек привлечь благодать и вселить Духа Святого в сердце свое, пока имеет там подобное сладострастие. Ибо это знак и действие нечистого духа. И если такой человек усердно не утруждает тело подвигами, не трезвится душевно и телесно, то есть умом и сердцем, то не очистит Дух Божий его естество. А если не очистится, не сможет и обрети благодать во все дни жизни своей. Если же не обретешь благодати, горе тебе, увы тебе, окаянный, что губишь себя понапрасну, ибо через эти помышления, распаления и похоти находит дьявол доступ и место в нас и укрепляется. Великую власть даем ему над собой и яму сами себе роем, и попадаем в нее. Кто ест мед ножом, тот обрезает себе губы. Так и мы, добровольно подчиняясь, лишаемся благодати Божией, совершенства и спасения, когда лижем душой и сердцем грязную похоть по собственной воле. Телесное вожделение возникает у человека либо от горячительных напитков, либо от обильной пищи, телесного покоя и неумеренного сна, либо от воздействия сатанинского, либо от осуждения других и высокого мнения о своей чистоте, либо от праздных разговоров, либо от украшения одеждой и от того, что не храним око свое. И если приходят блудные помыслы, нечистые сновидения или страстные мечтания, или распаление телесное и душевное, то следует нам изнурять тело свое постом, жаждой, бдением и всенощным стоянием. Поскольку ничем от них не избавишься, кроме поста, воздержания и молитвы со слезами на всенощном бодрствовании. Следует уклоняться от общества мирян и, отводя глаза свои, не видеть женоподобных лиц и юных отроков. И никогда не трогать руками своими и не оглядывать глазами своими тайных частей своего тела, даже если отгниют. Все это приводит человеку на ум нечистые помыслы, вожделение, распаление и похоть, и поднимается блудная страсть. Если будем часто смотреть на женщин, касаться их, беседовать с ними и постоянно находиться рядом, то как сумеем избежать погибели?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родословие смуты 19.06.2014 524 Время на чтение 11 минут «Согрешил, Господи, каюсь», - так часто начинается исповедь. Бывает, приходит человек в храм с вопросом, с трудноразрешимой ситуацией и просит совета. Но прежде, чем дать совет, нужно исследовать проблему, понять, в чем заключается причина сегодняшних событий. И действительно, причинно-следственная связь между духовной жизнью и жизнью плотской, материальной, социальной - неоспорима. Поэтому часто пришедшему к исповедальному аналою человеку необходимо задать множество вопросов, пока докопаешься до духовной причины текущих нестроений. Отвечая на вопросы, и сам человек вместе со священником начинает понимать ситуацию глубже, видеть ее со стороны. И если человек пришел со смирением, ища воли Божией, а не своего самооправдания и исполнения своих желаний, то такому Господь пошлет и разумение, как выйти из тяжелого обстоятельства. Пусть даже это иногда совершается и не сразу. Грехи часто соединяются в цепь, и один влечет за собой другой. Впрочем, это свойство не только грехов, но и добродетелей. Так, например, чревообъядение порождает блудные помыслы. Гнев, раздражение - причина грубости, дерзости, жестокости, брани, ссор и убийства. Также и наоборот: смирение - причина любви, кротости, воздержания, внимательность и страх Божий дает повод молитве, посту и плачу о своих грехах и так далее. И если одно из звеньев греховной цепи забыто и находится в прошлом, то это может стать причиной непонимания действий Божиих, которые часто носят характер воспитательного вразумления. Также и во врачебном искусстве: чтобы понять причину настоящего бедственного состояния пациента, доктор проводит подробные расспросы о самочувствии больного в прошлом. Чтобы систематизировать эти данные о минувших болезнях и способах их лечения и придумали карты истории болезни. В рамках социологического исследования также нужно знать историю духовной болезни общества, тогда диагноз будет правильным. А правильно и вовремя поставленный диагноз при желании пациента часто может помочь вылечить серьезное заболевание терапевтическими, а не хирургическими средствами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/20/...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Я не знаю что мне делать. Мы с мужем уже почти 5 лет в венчанном браке. Мне кажется, что я его не люблю больше. Он часто уезжает на вахты. Дома бывает мало. Он стал чужим для меня. Когда его нет меня одолевают блудные помыслы. Я потерялась и мне больно от своей неприязни к мужу и больно что он стал мне чужим. Похожие вопросы 4 Ответа Валерия, крепитесь! Такое бывает, но придёт время, когда поймёте, что ближе человека нет. Муж и жена самые близкие люди, ближе чем дети и родители,  даже если на расстоянии, даже если ещё этого не почувствовали. Годы в браке — лучшая школа для обучения смирению, которое есть отпечаток Любви. Призывая к смирению Господь не издевается, но хочет показать на практике мужу и жене как чувствуется нутром настоящая Любовь, та, которая в чистом тихом сиянии. Через практику смирения Он желает дать попробовать нам прочувствовать это трудноуловимое, но самое яркое и непередаваемое состояние, состояние Любви, с которым нас ждёт у Себя. Претерпев, даже пройдя 2/3 пути, вы поймёте, что сделали очень важное дело, самое главное дело в своей жизни на земле, на фоне которого сегодняшние желания близости померкнут. Наоборот, пройдя через развод, обнаружите незаживающую на остаток жизни рану — слёзы от боли и малодушия, поймёте, что потеряли что-то самое главное. Вы приобретёте словно шрам на лице, который может и перестанет болеть, но ежедневно будет тяготить своей открытой неуместностью. Я лично знаю не одну женщину, бросивших своих мужей. Они тужатся показать силу от разрыва, но все мысли и слова о том, кого бросили, выдавая свою реальную беду. Не унывайте, потому как: Мф. 24:13 претерпевший же до конца спасется. Я полагаю, что Ваша проблема не является в действительности проблемой. В христианской семье во главе угла находится чувство ответственности и служение, а не игра страстей и “любовь” в вульгарно-мелодраматическом понимании. Насколько я понял, Ваш муж отсутствует дома не по своей прихоти, а по объективной необходимости. Если он не отступил от Бога, не изменяет, не пьянствует, не бьет и т. д. — значит, у Вас в семье все в порядке. Ваш, как жены, долг — это не разбираться в своих романтических эмоциях, а служить и отдавать. Разумеется, к мужу это относится в той же степени, но это уже его жизнь, его ответственность перед Богом. Только при такой постановке вопроса семья будет угодным Богу начинанием и Вашим путем к Жизни Вечной.

http://azbyka.ru/vopros/kak-opredelitsya...

Скачать epub pdf О старчестве 1 Многие люди, писавшие о старчестве до революции или пишущие о нем сейчас, упускают, как мне кажется, две существенные вещи. Говоря о старчестве, они почему-то не упоминают об умном делании, не связывают одно с другим. Может быть, неразрывная связь старчества и умного делания подразумевается ими как нечто само собой разумеющееся, но из их текстов это понять трудно. Создается впечатление, что духовное руководство, откровение помыслов, послушание возможны и без Иисусовой молитвы. Однако старческое руководство необходимо человеку при внимании к постоянно изменяющейся, сложной, многообразной внутренней жизни. А если человек не занимается Иисусовой молитвой, то его внутренняя жизнь проявляется не в борьбе с собой и не в духовной брани, а в многообразии помыслов и страстей, которых люди обычно не видят. Я думаю, что невозможно исцелить человека от страстей без помощи Иисусовой молитвы. Все говорят о том, что старчество необходимо, потому что без него невозможно вести правильную духовную жизнь. Это действительно так, но без умного делания старчество становится абстракцией. Кем и зачем в этом случае руководить, что советовать? Просто объяснять человеку, что в нем действует тьма страстей? Я думаю, это понятно и без руководства. Итак, первая серьезная ошибка людей, которые пишут и рассуждают о старчестве, состоит в том, что они забывают о необходимости умного делания в духовной жизни. Между тем, умное делание возможно и без старчества. Конечно, без руководства человеку преуспеть и спастись трудно, но все-таки с Божией помощью, с помощью Иисусовой молитвы возможно, хотя и с большим трудом и немалыми скорбями. А руководство без молитвы ни к чему не приведет. Представьте себе, что человек по какой-то причине не молится Иисусовой молитвой – не хочет или не может. Что в таком случае ему объяснять и как что-либо растолковывать? Допустим, он говорит, что его мучают блудные помыслы. Ответить ему, что это нехорошо? Все и так об этом знают. Как объяснить ему принципы борьбы со страстью, не упоминая об Иисусовой молитве? То же самое можно сказать и о приобретении добродетелей покаяния, смирения, рассуждения. Какое может быть рассуждение у человека, который не молится? Как в нем начнет действовать благодать, которая откроет ему глаза на то, что в нем происходит?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Ответы на вопросы 185 Вопрос. Старица разрешает проявлять высокомерие к бесовским помыслам, то есть не принимать их, но я боюсь, что подобное отношение может перейти на ближних. Может ли такое случиться? Ответ. Если человек не хочет признавать свою подчиненность демонам, в этом никакой гордости нет. Так можно и Спасителя обвинить в гордости, потому что Он не захотел поклониться сатане. Мы называем это высокомерием для того, чтобы человеку было понятно, кáк противостоять греховным помыслам. Поскольку нам хорошо знакомо чувство гордости, высокомерия, презрения к ближним, а как относиться к бесовским помыслам – неизвестно (мы не имеем опыта борьбы), то приходится использовать это сравнение. Вообще, высокомерие по отношению к помыслам правильнее назвать мужеством, неприязнью к греху. Презрение к ближнему – это разновидность гордости, но презрение к греховным помыслам – это уже не гордость. Например, Иоанн Лествичник говорит, что блудные помыслы надо презирать. Не нужно бояться, что это отношение может перейти на ближних, если только кто-нибудь неразумно не станет пытаться возбудить в себе гордость, думая, что она поможет бороться с греховными помыслами. Вопрос. Скажите, пожалуйста, что нужно говорить старице о молитве? Ответ. О молитве нужно рассказывать все. О внимании, о том, что получается и что не получается, какие испытываешь чувства, молишься ли ты в течение дня и как молишься, не сокращаешь ли правило, помогает молитва в борьбе с помыслами или не помогает. Старице все должно быть известно. Вопрос. Как правильно описывать и открывать старице свои молитвенные состояния, не теряя при этом благодати? Ответ. Нужно рассказывать не только о своих греховных помыслах, но и о преуспеянии, для того чтобы знать, действительное оно или мнимое. Все нужно отдавать на суд своего наставника. В добром также необходимо руководство. Возможно, вначале все будет хорошо, но потом запутаешься и примешь какое-нибудь прелестное состояние за истинное, духовное. Если испытываешь истинно благодатные состояния, если есть преуспеяние в молитве, это не значит, что можно ничего не рассказывать и не советоваться – в таком случае преуспеяние может остановиться. Необходимо понуждать себя говорить о молитве со смирением, без тщеславия и хвастовства. Иначе благодать можно действительно потерять, даже если ты исповедуешься духовнику или старице. Смирение же состоит в том, что человек отрекается от своего разума, своего взгляда на вещи и все выносит на суд своего духовного руководителя. Для тебя уже нет ничего самоочевидного, и как рассудит твой наставник, так и ты будешь думать и применять это к своей внутренней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Целый день после описанной ночи Михаил Иванович плакал и скорбел. Трогательное прощание с матерью, к которой он привязался всеми силами своей души, холодный поцелуй брата и сердечное «прости» родных не выходило из его головы. Теперь, чем дальше от него с каждым часом удалялись родные дорогие ему лица, тем они ему казались дороже и милее. Предчувствие как бы ему подсказывало, что он их уже не увидит больше в этой жизни, и слезы не высыхали на его глазах. От настоящего мысль летела в страну новую, ему неведомую, и невольно сердце его сжималось от страха за будущее, где, увы, он не встретит никого из тех, кто мил и дорог ему, с кем доселе он делил и горе и радости своей двадцатидевятилетней жизни. Быстро промелькнули в его голове воспоминания детства со всеми мелкими шалостями и проступками, его первые годы жизни на коммерческом поприще – во всем этом периоде мало интересного и достойного того, чтобы можно было остановиться мыслию с приятностью на каком-нибудь факте. Но вот его мысль перебирает в прошлом его вступление в общество, его успехи в нем, когда Михаил Иванович стал настоящим молодым человеком, ухаживания за барышнями-красавицами, и эти воспоминания волной нахлынули к нему, овладели всем его молодым существом, полным страсти и огня, и подняли в его душе целую бурю страстных пожеланий, от которых он никак не мог освободиться. «Тут, по несчастию, до того овладела мною страсть и помыслы блудные, – замечает в дневнике о. Макарий, – что я просто страдал. Кажется, все мои бывшие интриги 18 живо представились моему воображению». Овладели молодым человеком тоска и упадок духа настолько, что все усилия победить свои страсти не увенчались успехом. Чтение душеспасительных книг было бессильно против страстных помыслов, которые не только не покидали молодого человека, но росли с неимоверною силою и делали дальнейшую борьбу со страстностью почти невозможной. «В Ромнах до того возросла во мне страсть, что я, – пишет о. Макарий, – кажется, рад бы был удовлетворить, но Евграф заметил мое смущение и часто говорил дерзкие слова, говорил и от Священного Писания . Мне стало легче, но все не проходило».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 14 апреля - память преподобной Марии Египетской 14.04.2003 Преподобная Мария родилась в Египте. На 12-м году жизни она бежала из родительского дома в г. Александрию, где предалась безудержному прелюбодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и, казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Своего милосердия. Неделя 5-я Великого Поста, преп. Марии Египетской Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Желая развлечься, она упросила взять ее с собой, причем в пути вела себя вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала и не пускала ее внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла и задумалась. Случайно ее взгляд остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и греховность своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь ее не пускают грехи. Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, умоляя позволить войти ей в церковь и увидеть Крест Господень. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, Мария вошла в храм и, увидев Животворящий Крест, поняла, что Господь готов простить кающихся. Она стала молиться Богородице об указании пути к покаянию и услышала голос: “Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей”. Мария немедленно отправилась в путь и удалилась в глубину Иорданской пустыни. Здесь она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы. Терпя голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то… Падая ниц, Мария молилась до тех пор, пока ее душа не обретала вновь покой. Через 17 лет искушения оставили ее – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. И Богу стало угодно явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы: преподобная встретила в пустыне старца Зосиму, удалившегося сюда для аскетических подвигов. Преподобная Мария рассказала ему всю свою жизнь и попросила прийти через год, чтобы причастить ее. Через год, подойдя к Иордану, старец увидел преподобную. Она осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. Причастившись, подвижница попросила старца прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Старец исполнил обещание, и вновь придя через год, нашел преподобную уже почившей. Он предал земле великую подвижницу и, возвратившись в свою обитель, поведал инокам и игумену все, что услышал от преподобной Марии.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=103

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010