Глава 11 Еккл.11:1 . Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» ( Ис.32:20 ), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников. Еккл.11:2 . Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней ( Иез.40:26–31 ). И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 12. Книга Пророка Ионы 49. Сведения о пророке Ионе и время его служения Пятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне Ионе, сыну Амафиину ( Ион 1:1 ). В четвертой книге Царств упоминается Иона, сын Амафиин, пророк от Гефаховера, предсказавший исполнившееся при Иеровоаме II восстановление древних пределов царства Израильского от входа Емафова даже до моря Аравитского или Мертвого ( 4Цар 14:25 1132 ). Отсюда очевидно, что Иона был сын Амафии или Амитая из Галилейского города Геф-Офера, в колене Завулоновом (Иис. Нав. 19:13 1133 ). Блаженный Иероним говорит, что этот город незначительный, лежит в двух милях от Диокесарии или Лидды на пути в Тивериаду; – и что там в его время показывали гроб этого пророка (Praefat. in Jonam). Турки чтут это место и никому не дозволяют в обуви спускаться в гробовую пещеру Святого Ионы. Поскольку пророчество Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского, по указанию четвертой книги Царств, исполнилось при Иеровоаме II (царств. 842–801 г. до Рождества Христова): то очевидно оно произнесено раньше сего времени, вероятно при отце Иеровоамовом Иоасе (858–842 г. до Рождества Христова), когда царство Израильское вступило в борьбу с царством Сирийским, но не могло одержать над ним решительного перевеса, и следовательно имело нужду в одобрении и подкреплении извещением о благополучном исходе начатой войны. К этому же времени надобно относить изложенное в сей книге путешествие Ионы в Ниневию с проповедию покаяния; потому что: 1) Ниневия была еще городом великим, на три дня ходьбы ( Ион 3:3 ), каковой она едва ли осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 л. до Рождества Христова; – и 2) жители ее и царь настолько еще сохранили чувство страха Божия, что по одному слову пришедшого вестника или пророка назначили всеобщий пост и исполнили его со всею строгостью не по внешности только, но по исправлению своей жизни; что едва ли вероятно после того, как Ниневия понесла самое суровое наказание от руки Арбака конечно за грехи, требовавшие небесного отмщения и воздаяния?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 19. Книга Пророка Малахии 70. Обстоятельства жизни и время служения О происхождении и обстоятельствах жизни пророка Малахии в Писании нигде не упоминается. Посему остается руководствоваться одним преданием. Но это предание сохранило сведения разные, так что самое имя Малахии некоторые считали именем нарицательным, а не собственным. Так, в переводе Семидесяти первый стих пророчества Малахиина читается так: пророческое слово Господа к Израилю рукою Ангела Его ( Мал. 1:1 1350 ). Блаженный Иероним (Praefat. in Malach.) говорит, что некоторые древние раввины думали, что под именем Малахии следует разумет Ездру, потому что и Аггей также называется Малахией, т. е. вестником ( Агг 1:13 1351 ). Святой Кирилл Александрийский упоминает, что еще и в его время, как за 300 лет перед тем Ориген , некоторые утверждали, будто Малахия был по природе своей Ангел, но по изволению Божию принял тело и сделался пророком для Израильтян (Praefat. in Malach.). Таким образом предание о сверхчувственной или небесной природе Малахии представляет частные мнения и научные предположения. А общепринятое мнение как ветхозаветной ( 3Езд 1:40 1352 ), так и новозаветной Церкви принимало его за человека Божьего. По свидетельству Епифания и Дорофея Тирского (in Vitis prophet.), пророк Малахия происходил из колена Завулонова; умер в молодости (adhuc juvenis) и погребен со своими предками на поле своем, в селении Софа. Святой Ефрем Сирианин, указав происхождение Малахии из колена Завулонова, говорит, что благочестивой своей жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Малахией, т. е. ангелом или вестником (Praefat. in Malach.). Предание говорит, что Малахия проходил свое служение после Аггея и Захарии. В подтверждение этого предания указывают на то, что в книге Малахии храм представляется построенным и Богослужение в нем совершающимся только с некоторыми отступлениями от надлежащего порядка, которые и обличаются пророком. Сличая эти обличения с книгою Неемии, можно приходить к заключению, что Малахия был современник Неемии и пророчествовал за 420–408 л. до Рождества Христова. Ибо те же самые пороки и нравственные недостатки, против которых действовал Неемия, обличаются и осуждаются в книге Малахии и притом в одинаковом виде или в той же степени, а именно: развод с законными женами евреянками для вступления в брак с иноплеменницами; удержание десятин; приношение в жертву животных больных и увечных; слабость нравственной и обрядовой дисциплины в левитах и даже в священниках. А отсюда очевидно, что пророк Малахия был сотрудником Ездры и Неемии, подобно тому как у Зоровавеля были соратниками Аггей и Захария; – и что он последний по времени в лице пророков-писателей, а потому справедливо у Евреев назван печатию пророков (см. у Михаелиса Praefat. in Maach.). 71. Современное состояние иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 1 2 3     Седьмое место в отделе священных книг так называемых малых пророков, после книги пророка Михея или, как во многих изданиях текста LXX-mu, после книги пророка Ионы, и пред книгою пророка Аввакума в священном ветхозаветном каноне занимает книга пророка Наума, евр. «Нахум» , греч. Ναουμ, лат. Nahum. Нарицательное значение имени пророка с еврейского: «исполненный утешения» (нахум parmicip. pass. ), а также «утешитель» («consolator», по изъяснению блаженного Иеронима ), совершенно точно отмечает содержание, характер и значение пророческой его книги. Содержанием книги, как показывает уже первая половина его надписания, служит «пророчество о Ниневии», с еврейского «бремя Ниневии» (масса – Нинве), т. е. предречение и изображение конечного разорения, последней гибели города Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства, а это мировое событие должно принести радость всем, угнетенным Ассириею народностям и царствам (ср. Наум 3.19 ), в том числе и царству Иудейскому ( Наум 1.15 ; евр. 2:1). «Десять колен, – говорит блаж. Иероним в прологе к своему толкованию на книгу пророка Наума, – были уведены ассириянами в плен уже при Езекии, царе иудейском, при котором и видение теперь является (т. е. описанное в книге пророка Наума) против Ниневии для утешения переселенного народа. И немалым утешением как для тех, которые уже были порабощены ассириянами, так и для остальных, принадлежавших к Иудину и Вениаминову колену и подвергавшихся при Езекии осаде со стороны тех же врагов, было услышать, что ассирияне, в свою очередь, будут взяты в плен халдеями, как будет показано далее в этой книге». (Блаж. Иеронима, одна книга толкований на пророка Наума. Творен. в русск. перев. ч. 13. Киев. 1896, с. 254). Таким образом, если вообще в Ветхом Завете собственные имена во все времена служили выражением надежды и религиозных чаяний народа Божия, а у великих богоизбранных представителей последнего нередко являлись живою и постоянною проповедью для современников о Боге и Его делах, о нормальном отношении Израиля к Нему, то и имя пророка Наума являлось выражением надежды на милость Божию, «чаяния Утехи Израилевой» ( Лк 2.25 ) среди всех бед, которые принесло Израилю, между прочим, господство Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Агг.1:1 . Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: Так как народ, радовавшийся возвращению из плена, еще не построил храма и не отстроил стен города и [город] еще не имел величия прежнего Иерусалима, а люди жили в домах, высеченных в ущельях, что более ясно выражено по-гречески словом: χολοστθμοις, т. е. расположенных внизу: то слово Божие обращено к тем, которые управляли народом Божиим не под властью царей Езекии, Аммона, или Иосии, пока существовал Иерусалим, а под властью Дария царя, владыки Персов, о котором и Даниил таинственно сообщает в своём свитке. Слово Дарий на нашем языке значит: рождения бывшия, что по-гречески выражается словами γενεα γενμεναι; и, действительно, народ, не имеющий храма, живший то здесь, то там, не заслуживал того, чтобы у него был царь другой, а не тот, который ревностно служил воспроизведению потомства, любил плоть и соблюдал заповедь, данную еще не воспитанному, изгнанному из рая человеку: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт.1:28,9:1 ). И так как Дарий был любителем дел плоти и союзником дракона, вся сила которого заключается в бедрах ( Иов.11 ), то видение посылается народу во второй год – число не чистое, обозначающее кожаные одежды после райской наготы и после единства девственного состояния; затем и в книге Бытия в то время, как в 1-й, 3-й, 4-й, 5 й, 6-й дни по окончании отдельных творений [говорится]: «И видел Бог , что добро», во 2– й день согласно Еврейскому тексту и переводам Акилы, Симмаха и Феодотиона этих слов нет. И на самом деле невозможно, чтобы Бог одобрил мыслью день второй, который, образовав число, нарушил единство. Присоединяется также и месяц шестой, не имевший, как и седьмой, праздников Божиих, но имеющий соотношение с шестью днями, когда сотворён мир, в котором мы несём тяжкие труды и в поте лица едим хлеб, а земля произращает нам терния и колючие растения и обсеменяемая пшеницею даёт листву и тростник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1 Видение Славы Божией на Херувимах Иез.1:1 .  И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находил­ся среди пере­селенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел виде­ния Божии. «И». Кроме книги пророка Иезекииля союзом «и» начинаются книги: Исход, Навина, Руфь, Судей, Царств, Ионы, Есфирь, 1 Мак. Следовательно, для древнего еврея такое начало книг не представляло чего-нибудь столь необычного и странного, как для нас. Но у большинства из этих книг такое начало находит себе некоторое объяснение в том, что эти книги являются продолжением предшествующих. В начале же книги Иезекииля «и» особенно неожиданно. Надо обратить внимание, что «и» стоит здесь не только перед первым предложением книги, но и перед вторым, совершенно самостоятельным, но связанным с первым отношением временной последовательности (второе «и» в рус. пер. передано «когда»). Чтобы сообщить речи округленность, плавность и торжественность, так важные в начале книги, и поставлено «и» не только перед вторым предложением, но и перед первым. Такое «и» имеет аналогию в греч. μεν, лат. nam, itaque. Следовательно, начало книги Иезекииля с «и» не дает основания заключать, что в начале книги находился какой-нибудь утерявшийся отдел, напр., рассказ о другом видении (Спиноза Tract, theol.-pol. с. 10) или же сведения о прежней жизни пророка (Clostermann, Ezechiel в Studien u. Kritiken 1877, 391 и д.). «В тридцатый год». Год своего призвания к пророчеству Иезекииль называет тридцатым, не говоря, откуда этот год приходился тридцатым. Но во 2 ст. пророк пополняет эту неясную дату, замечая, что этот 30 год был 5 годом пленения царя Иоакима. Существуют следующие объяснения этой загадочной даты. 1) Древние ( Ориген , Ефрем Сирин , Григорий Двоеслов , отчасти блаженный Иероним ) разумели здесь 30 год жизни пророка. За такое понимание говорит след. соображение: «если это 30 год жизни пророка, то Иезекииль выступил на пророческое служение в возрасте, когда при других обстоятельствах должен был бы получить священническое посвящение; в этот год он получил духовное крещение к пророчеству, как богатую замену утерянного священнического служения» (Кречмар, Das Buch Ezechiel 1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Еккл.1:1 . Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме 1 . Писание весьма ясно показывает, что Соломон назывался тремя именами: «Соломон», т. е. «миролюбивый», «Идидия», т. е. «возлюбленный Господа», и, как теперь называется, «Коелет», т. е. «Екклезиаст». Екклезиастом на греческом языке называется созывающий собрание, т. е. церковь , а мы можем перевести это слово «проповедник», потому что он говорит к народу, и речь его обращается не к одному лицу в частности, а ко всем вообще. Далее, он назван «миролюбивым» и «возлюбленным» Господа потому, что в его царствование был мир, и Господь возлюбил его. И псалмы сорок четвертый и семьдесят первый обозначаются надписанием: «возлюбленного и миролюбивого». Хотя они, относясь к пророчествам о Христе и Церкви, в изображении превышают благоденствие и силу Соломона, тем не менее в историческом смысле написаны о Соломоне. Соответственно числу наименований, Соломон написал и три книги: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней. В Притчах он учит юного возрастом и изречениями наставляет его в обязанностях жизни, почему речь его часто и обращается «к сыну». В Екклезиасте он наставляет мужа зрелого возраста, чтобы в предметах мира он ничего не признавал вечным, но все, что видим, считал тленным и скоропреходящим. Наконец, в Песни Песней он приводит в объятия Жениха мужа уже приготовленного, совершенного и преклонного возрастом. Ибо, если мы сначала не оставим пороков и, презрев славу мира, не соделаем себя готовыми к пришествию Христову, то не можем сказать: «да лобжет мя от лобзаний уст, своих» ( Песн.1:1 ). И философы дают образование своим ученикам не далеко отступая от этого порядка учения: учат их сначала ифике, потом объясняют физику и, кого увидят успевшим в этих науках, переводят уже к логике. Притом, – и это особенно тщательно следует заметить, – и надписание каждой из трех книг писателя различно. В Притчах поставлено: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израилева»; в Екклезиасте: «слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (слово «Израилева», неправильно стоящее в греческих и латинских кодексах, здесь излишне); а в надписании Песни Песней Соломон не обозначается ни сыном Давидовым, ни царем Израилевым, или в Иерусалиме, а стоит только: «Песнь Песней Соломона». Ибо, тогда как Притчи и первоначальное наставление относятся к двенадцати коленам и ко всему Израилю, и тогда как презрение мира особенно уместно для жителей столицы, то есть Иерусалима: Песнь Песней собственно обращается к тем, которые стремятся только к горнему. Для начинающих и усовершающихся справедливо выставляются Соломоном и достоинство отца, и собственный царственный авторитет, а для совершенных, там, где ученик вразумляется не страхом, а любовью, там достаточно собственного имени, учитель равен и не выставляет себя царем. Это, впрочем, по толкованию буквальному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1. Иов – человек вполне благочестивый и благополучный: но сатана не верит в искренность праведности, завидует благополучию и, по допущению Господа Бога, разрушает счастье его Ст. 1. – Человек некий бяше во стране Авситидийстей, ему же имя Иов. Когда жил Иов, писатель книги не говорит точно; но отсутствие точных хронологических указаний есть обыкновенное явление в древних исторических повествованиях. Вероятно, эта книга написана была спустя немного времени после событий, изложенных в ней. Писателем ее, которому не было нужды указывать времени событии и называть себя самого, по всей вероятности, был именно сам Иов. За это ручаются подробное изложение, живая речь и священное (каноническое) достоинство книги. О том, что Иов не был лицом вымышленным, а существовал действительно (исторически), есть несколько вполне достоверных свидетельств. Пр. Иезекииль (14:14) ставит Иова примером благочестия и сравнивает его даже с Ноем и пр. Даниилом. Ап. Иаков ставит Иова в пример терпения, которым достигается блаженство ( Иак. 5:11 ). Даже Коран, священная магометанская книга, упоминает дважды об испытании великой праведности Иова и называет его «превосходным слугою» Бога. Где была страна Авситисиийская, в которой жил Иов? На географической карте в настоящее время нет такого наименования; это славянское слово произошло от греческого Αστιδις и еврейского «Уц». Земля Уц находилась на востоке Палестины, за Иорданом, и в позднейшие времена стала известна под именем Аврана. Иудейский историк Иосиф Флавий (1 в. по р. Хр.) согласно с книгою Бытия (10:23), говорит: «у Арама, от которого произошел народ арамейский, называемый у греков сирианами, было четыре сына, из которых первый – Уц основал Трахопитиду и Дамаск; находится же она между Палестиною и Целе Сирией (Древн. иуд. кн 1, гл. 6)». Это свидетельство подтверждают еще церковный историк 4 в. Евсевий, епископ кесарийский, и учитель церкви 4 в. блаженный Иероним . После них указание на страну Иова и его местожительства находится у средневековых писателей: Евгсзиппа, Сануто, Вильгельма, Тирского и у арабских: Эль Гамбели, Эль-Гамави, Эль-Макдези и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 2 1–3. Суд Божий над моавитянами. 4–5. Суд Божий над Иудой. 6–14. Возвещение суда Божья Израилю и обличение преступлений его. Ам.2:1 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Моава и за четыре не по­щажу его, по­тому что он пере­жег кости царя Едомского в известь. Моавитянам вменяется в вину поругание ими трупа едомского царя, кости которого они сожгли в известь. Блаженный Иероним в комментарии на Ам 2.1 сообщает предположение современных раввинов, что факт, о котором говорит пророк, имел место во время нашествия на Моавитскую землю израильского царя Иорама и иудейского – Иосафата в союзе с едомитянами ( 4Цар 3 ). Но из повествования 4Цар. 3 не видно, чтобы во время упомянутого нашествия идумейский царь пал или был взят в плен. Вообще, трудно сказать какое событие имеет пророк в виду в ст. 1-м. Новейшие комментаторы предлагают в ст. 1 поправку мазоретского текста, изменяющую сообщение пророка; вместо слов sarfu azemoth melech-edom laschschid, «сожгли кости царя едомского» Кондамен читает sarfu azemoth lamolech adam lesched, «сожигали тела Молоху, людей – демону» (Гоонакер). Но нет оснований изменять мазор. текст, дающий мысль вполне понятную и естественную. Ам.2:2 .  И по­шлю огонь на Моава, и по­жрет чертоги Кериофа, и по­гибнет Моав среди раз­грома с шумом, при звуке трубы. Кериоф – моавитский город тождественный с упоминаемым у Исаии ( Ис 15.1 ) в надписи Меши Кир-Моавом ( Иер 48.24 ). Это был центр культа Хамоса. Полагают, что Кериоф находился на месте нынешних развалин Корейат или Курейат. LXX евр. hakerioth производили от kirah город и, поняв в смысле нариц., перевели: πλεων ατης, слав. «градов его». – «И погибнет Моав», с евр. и умрет (umeth) Моав; пророк олицетворяет нацию и потому погибель ее называется смертью . Евр. beschaon, «среди разгрома», LXX перевели: ν δυναμα; отсюда, в слав. «со безсилием». Ам.2:3 .  Истреблю судью из среды его и умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Го­с­по­дь. «Истреблю судью из среды его»: судьей называется в ст. 3-м царь моавитский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Агг.2:1–9 . В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. В месяц седьмой, в двадцать первый день месяца было слово Господне в руке Аггея пророка, говорящее: «Скажи Зоровавелю, сыну Салафииля, вождю Иуды и Иисусу, сыну Иоседека, священнику великому и остальным людям, говоря: Кто остался среди вас, видевший этот Дом в его прежней славе, и что вы видите в нем ныне? Разве он не таков, что его как бы нет пред глазами вашими? И ныне укрепись, Зоровавель, говорит Господь, и укрепись Иисус, сын Иоседека, священник великий, и укрепись, весь народ земли, говорит Господь воинств, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь воинств. Условие, которое Я заключил с вами, когда вы выходили из земли Египетской, и дух Мой будет среди вас, не боитесь! Посему так говорит Господь воинств: Еще немного, и Я подвигну небо и землю, море и сушу, и придет Желаемый у всех народов, и наполню Дом этот славою, говорит Господь воинств. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь воинств. Велика будет слава этого последнего Дома, больше чем первого, говорит Господь воинств. И дам мир на месте этом, говорит Господь воинств».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010