разделы   рассылка  распечатать Амвросий (Ленис), митрополит Калавритский и Эгиалийский Митрополит Калавритский Амвросий: " Одна Церковь как мать, а другая как мачеха " Источник:  Богослов.ру Портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей перевод статьи митрополита Калавритского Амвросия (Элладская Православная Церковь), в которой дается оценка действиям Константинопольской Патриархии в контексте судебного процесса над игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. Предварительное заключение о. Ефрема еще раз обнаружило неприемлемое поведение представителей Вселенского Патриархата! Мы уже говорили это раньше, однако повторим еще раз: Вселенский Патриархат иногда ведет себя как мачеха! Именно так, по нашему скромному мнению, Вселенский Патриархат повел себя в этой ситуации. Давайте рассмотрим все по порядку, чтобы наглядно увидеть всю трагичность этого дела. Предварительное заключение игумена древнего и великого афонского монастыря к тому же в канун праздника Рождества Христова, побудило многих, как церковных, так и светских лиц, выразить сочувствие о. Ефрему. Единственным исключением стала позиция Вселенского Патриархата и некоторых, весьма малочисленных, архиереев нашей Церкви, которые обычно выступают в роли рупора Вселенского Патриарха Варфоломея в Греции. Многие иерархи Элладской Церкви, среди которых и автор этих строк, поспешили навестить о. Ефрема в его заточении. Они посетили тюрьму Коридаллос, чтобы приободрить о. Ефрема. Некоторые выступили с публичными заявлениями, чтобы выразить свое сочувствие. Также и Русский Патриархат одним из первых выразил свою любовь и сочувствие. Потом и Священный Синод Элладской Церкви в решении от 12 января также заявил о сочувствии святогорскому иеромонаху и игумену. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним объявил о своем несомненно похвальном желании лично посетить заключенного игумена. Точно также и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом сделал заявление в прессе, что одобряет и всецело поддерживает решение Постоянного Священного Афинского Синода по поводу о. Ефрема. Кроме того, Митрополит Пловдивский Николай из Болгарской Церкви также выразил сочувствие и солидарность с заключенным клириком. Единственным диссонансом во всем этом общественном движении стала, к сожалению, позиция Вселенского Патриархата. В своем заявлении от 10 января этого года Вселенский Патриархат выступил " против противозаконного вмешательства в дела Афона " Русской Православной Церквии заявил о недопустимости вмешательства в вопросы внутренней юрисдикции.

http://religare.ru/2_92048.html

Беседа 10. Благословение детей Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». Продолжим читать 19-ю главу с 13-го по 30-й стих. В данном отрывке рассмотрим две темы: Благословение детей и Господь Иисус Христос и богатый юноша. Здесь мы видим очень органичный переход: апостол Матфей, рассказав об отношении Христа к браку и безбрачию, переходит к истории о благословении детей. Ведь главная цель брака – чадородие ( Быт.1:27–28 ). Но, конечно же, и счастье совместной семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч.18:23 ); и еще: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). И мы читаем 13-й стих 19-й главы Евангелия от Матфея: Мф.19:13 . «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение апостолов: «[Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших » 113 . Блаженный Феофилакт поясняет: «Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их» 114 . Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зигабен пишет: «Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей» 115 . То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и дети (младенцы), которых приносили к Нему. Греческий глагол привели может также иметь значение принесли. Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории. Все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя весь рассказ занимает всего два стиха. «Обратившейся в христианство индус Премананд… приводит слова своей матери. Когда Премананд принял христианство, его семья прогнала его, и двери дома были закрыты для него. Но иногда он все же приходил украдкой повидать свою мать. Его принятие христианства разбило ей сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премананду, что когда она носила его в чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелий. Она прочитала их; эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в те предшествовавшие его рождению дни она иногда мечтала, чтобы он вырос и стал бы таким человеком, как Иисус» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 23. Евангелие от Матфея, глава 7, 1–5. «Нагорная проповедь. Взаимоотношения людей» Сегодня мы продолжаем беседы по Евангелию от Матфея. И мы начинаем чтение 7-й главы, которая в отличие от 6-й более полно говорит о взаимоотношении человека с человеком и менее – о чисто религиозных вопросах. Первая тема называется: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1–5 ). И мы читаем 1-й стих 7-й главы: Мф.7:1 . «Не судите, да не судимы будете». Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших (запрещений) Он показал, что именно Он запретил, говоря: ″Ибо как вы будите судить, так будут судить о вас″. Итак, судить Он не запретил, но научил» . Блаженный Феофилакт настаивает, что запрет судить (осуждать) сохраняется за теми, которые именно осуждают (ничего не предприняв для исправления – О. С.) брата по вере. Он пишет: «Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать (то есть не законным, а частным судом – О. С . ) , потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог» . Преподобный Авва Дорофей занимает по данному вопросу еще более принципиальную позицию. Он пишет: «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности: и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает» . Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим.2:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 26. Евангелие от Матфея, глава 8, 1–10, 13. «Исцеления прокаженного и слуги сотника» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. Темы сегодняшней беседы: «Исцеление прокаженного» и «Исцеление слуги сотника». И мы читаем 8-ю главу от Матфея с 1-го стиха: Мф.8:1 . «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа». Радостно читать и слышать эти слова о Сыне Божием: «за Ним последовало множество народа» . Только что окончилась Нагорная проповедь, и уже множество народа, вняв божественным глаголам, последовали за Христом. Казалось бы, в этот момент должно произойти нечто возвышенное, достойное произнесенному, ведь сама Нагорная проповедь – триумф христианской веры. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Когда Господь сходил с горы, толпы побежали навстречу, ибо не могли подняться более высоко» . То есть не могли все уразуметь, но, пораженные силою слова, толпою побежали за Иисусом. Кстати, по римским законам, действующим тогда в Палестине, Иисус не имел права собирать толпы людей, да еще в пустынных местах. Такое Его поведение было открытым вызовом светской власти и их представлению о порядке. Но Сын Божий не обращал на это никакого внимания, Он искал спасения для каждого человека. К сожалению, в наше время толпы ходят в стороне от храмов. Люди охотнее в воскресный день пойдут на рынок, чем в церковь . В наше время народ Божий не многочисленный, но это не должно смущать и пугать нас. Сын Божий говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). В последнее время верующих почти не будет. Сказано о последних днях: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). И мы читаем далее: Мф.8:2 . «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Блаженный Феофилакт поясняет: « Рассудительный прокаженный, чтоб не воспрепятствовать учению, не взошел на гору. Но когда Христос сошел с горы, он поклонился Ему и показал великую веру: он не сказал: «если помолишься Богу, можешь меня очистить», но – «если хочешь " » . Как мы видим, прокаженный проявляет великое смирение. Он не требует исцеления, скорее всего потому, что понимает, за что дана ему эта болезнь (проказа), он всецело уповает на волю Господа, поэтому и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить» . Такое смирение – пример для каждого христианина. Ведь некоторые верующие буквально требуют от Бога чего-либо. Одна женщина мне сказала даже: «Наверное, я не буду ходить в храм, потому что Бог не слышит моих молитв». Я сказал женщине: «Бог слышит все молитвы, но не на все отвечает, ибо Он лучше нас знает, в чем мы имеем нужду, а в чем для нас может быть и вред. Сказано: «…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 29. Евангелие от Матфея, глава 9, 1–9. «Исцеление расслабленного и призвание Матфея» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: 1) Исцеление расслабленного. 2) Мытарь Матфей становится учеником Господа. И мы будем читать Евангелие от Матфея 9 -ю главу, с 1-го по 9-й стих. Прочитаем 1-й стих 9-й главы: Мф.9:1 . «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «Под городом Его мы понимаем не иначе как Назарет, почему Он и назван Назарянином…» Напомню, Иисус Христос назывался «назореем» не потому, что соблюдал обряды назорейства (своеобразного ветхозаветного монашества), а потому, что большую часть Своей земной жизни провел в Назарете. …Некоторые не соглашаются с мнением Иеронима и говорят, что это был Капернаум. После того, как в Назарете Его (Сына Божия) попытались убить ( Лк.4:29–31 ), именно в Капернауме Он сотворил самые великие Свои чудеса. С этим последним мнением, которое противоречит сказанному Блаженным Иеронимом, соглашается Евфимий Зигабен , он пишет: «Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме» . С этим мнением Зигабена соглашаются и блаженный Феофилакт, и святитель Иоанн Златоуст . Но так или иначе каждый город и каждая весь небезразличны для Господа. Ведь в каждом городе и каждом селе могут найтись люди, преданные Богу своему, и Господь стремится их найти, почитая их Своими. Посылая апостолов на проповедь, Сын Божий наставлял их: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его (то есть достойного и его семью – О.С.), говоря: мир дому сему» ( Мф.10:11 ). И мы читаем далее: Мф.9:2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Златоуст пишет: «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни» . Здесь надо обратить внимание на то обстоятельство, что по вере одних людей дается исцеление другим. Такое в Писании встречается неоднократно. Например, по вере сотника отрок его получил исцеление. Об этом важно помнить, когда нас расспрашивают сектанты о крестных, которые за своих крестников младенцев исповедуют Символ Веры , отрекаются от дьявола и сочетаваются Христу. Как мы видим, подобное вполне возможно. Друзья принесли своего расслабленного друга, и Господь, видя веру их, сказал ему: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы: 1)   О посте. 2)   Притчу о старом и новом. Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9 -я глава с 14-го по 17-й стих. Прочитаем первый стих: Мф.9:14 . «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?». Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном» . Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя. Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать» . Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» ( Мф.18:1 ); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» ( Мф.20:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 35. Евангелие от Матфея, глава 10, 38–42. «О несении креста» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим текст 10-й главы с 38-го по 42-й стих. Здесь говорится о необходимости несения Христа, то есть преодолении всех испытаний, посылаемых нам от Бога. Далее говорится о том, как правильно реагировать на служение священников в Церкви. Итак, мы читаем: Мф.10:38 . «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать [свою] любовь ко Христу» . «Крест» в широком понимании – это все те трудности, которые посылаются нам от Бога в этой жизни. Иногда родители говорят о тяжелых по характеру детях: это у меня такой крест. Или человек говорит о своем заболевании: Бог послал мне тяжелый крест. Но иногда «крест» и следование за Христом означает нечувствие гонений и стремление со всяким прилежанием исполнить волю Бога (Его святые заповеди). Блаженный Феофилакт пишет: «Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поскольку же распинают многих, как разбойников и воров, то присовокупил: и в след Мене грядет, то есть, живет по Моим законам» . Итак, несение креста означает безропотное преодоление испытаний в гонениях и твердое намерение несмотря на все трудности исполнять Божий Закон. В этом смысле мученик в христианстве не только тот, кто безропотно переносит гонения и сами страдания, но и тот, кто несмотря на трудности – бессилие собственной души и тела стремится исполнить Закон Божий. То есть если ты несмотря ни на какие страдания принимаешь решение не принимать наркотики или не выпивать – это мученичество в глазах Бога. Хотя каждая клетка твоего тела стремится ко греху – ведь ты оказался в химической зависимости от зловредных веществ, но ты продолжаешь свою борьбы за верность Божьей заповеди, в глазах Бога, – ты поступаешь именно как исповедник (мученик). Или ты борешься с собственной блудной страстью – Бог воспринимает твои переживания, страдания и боль именно как исповедничество (мученичество). Причем, здесь твой гонитель – не император Нерон или Домициан,  но сам дьявол . И твоя брань с «фараоном мысленным» более чем угодна и приятна Богу. В этом смысле следование за Христом всегда означает удаление от дьявола и греха и приближение к праведности и святости. Апостол Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Сол.4:3 ).  Здесь мы видим, что для апостола Павла освящение не есть нечто сугубо отвлеченное, сакральное, но, скорее, практическое и деятельное. Смысл его слов более чем лаконичен: хочешь стяжать освящение – не блуди. Да! Тяжело и трудно, но ты постарайся!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 1. Книга Пророка Исаии 9. Сведения о пророке Исаии Святой пророк Исаия был сын Амоса. Блаженный Августин (de Civitat. Dei lib. XVIII cap.27) и Климент Александрийский (Strom. lib. 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии, ибо пророк Амос был пастырь овец от Фекуи ( Ам 1:1 ; 62 7:14–15 63 ), тогда как Исаия происходил из знатного рода; – имя пророка Амоса, как заметил блаженный Иероним , пишется через  аин  и  самех  и значит народ отверженный (populus avulsus); тогда как имя отца Исаии пишется через  алеф  и  цаде  и значит «смелый, сильный» (fortis, robustus). Древнее ветхозаветное предание [Doctores nostri per traditionem liabent, Amotsum et Amasiam. fratres fnisse, говорит Рав. Кимхи об Исаии в толковании Исаии 1:1. То же повторяется в жизнеописании Исаии – Четии Минеи 9 Мая.], перешедшее в Христову Церковь , говорит, что Исаия был царского рода; что отец его Амос был сын Иоаса и родной брат Амасии, царей Иудейских ( 4Цар 14:1 64 ). Для большей ясности и как бы наглядности своих предсказаний Исаия употребляет символические действия. Перед нашествием Ассириян на Израильское царство и потом на Иудейское он на большом новом свитке выставил надпись «магер-шелал-хаш-баз» (спешат на добычу, бегут на грабеж) и новорожденному сыну своему дал тоже имя ( Ис 8:14 ); во время осады Азота Танафаном (иначе Тартаном) [Тартан – название военачальника, заменяющего особу царя, если сей последний лично не участвовал в походе], военачальником Ассирийского царя Арны (иначе Саргона), Исаия сверг вретище с чресл своих, снял сандалии с ног и ходил наг и бос в ознаменование предстоящего позорного рабства Египтян. Как ходил раб мой Исаия наг и бос, говорит Господь…, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и Эфиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту( Ис 20:1–4 ). Во времена Езекии молитвами Исаии сотворены два чуда:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 61 1–3. Чудесно-целительный и духовно-радостный характер будущего служения Мессии. 4–9. Состояние искупленных Мессией и вечное духовное веселие Его царства. 10–11. Клики радости и восторга из недр этого торжествующего Мессианского царства, или новозаветной церкви. Хотя настоящая глава с ее речью о характере служения Мессии в имеющей быть основанной Им церкви и сохраняет некоторую внешнюю связь с предыдущей главой, в которой говорилось о судьбах той же новозаветной церкви; но внутренно она более тесно примыкает к раннейшим главам, именно к тем самым, в которых говорилось о Мессии; о различных Его состояниях (унижения и прославления) и о характере Его служения, т. е. к 42, 49, 50 и 53 гл. Ис.61:1 . Дух Го­с­по­да Бога на Мне, ибо Го­с­по­дь по­мазал Меня бла­го­ве­с­т­во­вать нищим, по­слал Меня исцелять сокрушен­ных сердцем, про­поведо­вать плен­ным освобожде­ние и узникам открытие темницы, С 1–3 ст. Это – один из самых ясных и важных мессианских отделов кн. пророка Исаии, достоверность которого засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, в Его известной проповеди, сказанной Им в Назаретской синагоге ( Лк.4:16–21 ). Несмотря на это, некоторые из еврейских раввинов (Тарг.), а вслед за ними и большинство новейших рационалистических экзегетов (Rosenmullef, Seheyg, Braun, Hitzig, Ewald, Knobel, Klostermann etc.) находят возможным отрицать мессианский характер данного отдела и утверждают, что пророк Исаия говорит здесь о самом себе. Но против такого, явно тенденциозного взгляда, восстает и более почтенная еврейская древность (Кимхи, трактаты – Midrasch, Koheleth, Vajikra rabba и др.) и вся древнехристианская, святоотеческая традиция (святой Ириней Лионский , святой Кирилл Иерусалимский , блаженный Иероним, святой Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит и др.) и общий характер автора книги – пророка Исаии, никогда не выдвигающего своей собственной личности, и наконец, более частный анализ именно данной главы, в связи со всем предыдущим и последующим контекстом речи (Подробнее об этом см. у И. Григорьева «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве», с. 234–241, Казань, 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6. Книга пророка Аввакума Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета   О пророке Аввакуме в его книге нет никаких сведений, ни о происхождении, ни о том, где и как он жил. Судя по буквальному содержанию пророчеств, они произнесены до нашествия вавилонян. Место книги в каноне Писания также свидетельствует о том, что ее пророчества следует отнести ко второй половине VII века. Пророк Аввакум также упоминается в книге пророка Даниила, в неканонической ее части, где описывается пребывание Даниила во рву. Ангел переносит Аввакума, несущего похлебку для того, чтобы Даниил не погиб от голода. Таким образом, если принять это свидетельство, время служения пророка Аввакума должно простираться и на время плена. Блаженный Иероним и святой Епифаний Кипрский считали, что Аввакум во время нашествия Вавилонян бежал в Аравию и потом, после того, как был уведен Иеремия в Египет, вернулся снова и проживал в Иудее с. 188]. 6.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? В первой части книги пророк Аввакум молитвенно вопрошает о том, почему Господь не карает за зло, почему злодеи процветают, а праведники страдают: « Грабительство и насилие восстают передо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда праведного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный » (Авв. 1:3-4). Объясняя происхождение этого вопроса, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях, а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя мысль последних, чудный пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа» т. 30, c. 21]. Господь отвечает Аввакуму, открывая, что Он приведет халдеев, которые и покарают всех нечестивых, сокрушат и произведут наказание.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010