свящ. Алексий Белецкий I Проблема хронологии библейской истории является одной из сложнейших в библеистике. Знание исторического контекста событий Библии, их временного отрезка во многом помогает изучению Священного Писания . Сопоставление основных вех истории израильского народа с эпохами и датами мировой истории, вплетение его жизненного пути в ткань общей человеческой судьбы и сегодня не теряет своего значения для доказательства достоверности библейского повествования и пресечения скептического отношения к Библии. Серьезное отношение к Библии как авторитетному источнику информации способствует воспитанию благоговения к основному ее содержанию – библейской вере. Эта вера видит Бога живым и действующим. 40 Раздел I. Научные работы, статьи … преподавателей. Библеистика Труды Нижегородской духовной семинарии Она прозревает Его соучастие в жизни всего человечества, в жизни избранного народа. Эта вера, как по шагам, отслеживает деяния Божьи и фиксирует их в каждой исторической эпохе, складывает в одно повествование – повествование о домостроительстве человеческого спасения. Не все в библейской истории поддается точному хронологическому определению. Особая трудность появляется при рассмотрении эпохи Патриархов и периода Судей. Этот, так называемый домонархический период вызывает большой интерес ученых, библеистов и археологов, и наиболее проблематичен в исследовании. «Сложность датировки библейских событий II тысячелетия до Р.Х. в том, что она напрямую ставит исследователя Библии перед сложнейшей мировоззренческой проблемой – какую концепцию предпочесть априори, то есть еще до начала процесса экзегезы: интерпретировать ли имеющиеся археологические внебиблейские артефакты с учетом текста Священного Писания или, напротив, отбросив библейский текст как недостоверный или некомпетентный, дать волю воображению при построении иногда весьма произвольных теорий, опирающихся лишь на немногочисленные археологические свидетельства, которые, в свою очередь, бывают далеко неполными» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Джордж Эрнест Райт Предисловие Несколько лет тому назад доктор Натаниэль Миклем (Nathaniel Micklem) редактор Duckworth’s Studies in Theologynonpocuл меня подготовить книгу по библейской археологии для издававшейся этим издательством серии. Я занялся пересмотром и переделкой неопубликованного и незавершенного труда, начатого мною перед войной. Прежде чем я успел довести работу до половины, стало ясно, что книга будет иметь куда больший объем, чем этого требовали цели издания. Итогом этих трудов стала богато иллюстрированная «Библейская археология», увидевшая свет в 1957 году и в скором времени переведенная на немецкий и голландский языки. Настоящее издание является сокращенным вариантом этой книги, подготовленным отцом Роджером Томзом из Гомерсэла (Лидс). Я весьма благодарен ему за работу, проделанную им с таким тактом и мастерством. При этом исходный материал получил несколько иную компоновку, были учтены некоторые из недавних открытий, сделанных в этой быстро развивающейся области исследований, и был опущен ряд второстепенных моментов. Я искренне надеюсь, что читатели этой книги смогут составить благодаря ей определенное представление о тех многочисленных попытках лучшего понимания Библии и библейской веры, а также места, занимаемого ими в древнем мире, которые делались прежде и делаются ныне. Harvard Divinity School Дж. Эрнест Райт Август, 1959 Введение Библия в отличие от священных писаний других религий уделяет особое внимание не столько изложению моральных, духовных и литургических учений, сколько истории народа, жившего в определенный период и в определенном месте. Библейский человек привык исповедывать свою веру, рассказывая историю своего народа, в которой ему видится Божественный промысел. Библейская вера – познание смысла жизни в свете той роли, которую Бог сыграл в этой истории. Соответственно, Библия не может быть понята по-настоящему, если мы не будем серьезно относиться к изложенной в ней истории. Знание библейской истории – необходимое условие понимания сущности библейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher criticism). Предметом текстологического анализа являются рукописные и печатные тексты, содержащие библейские книги или их фрагменты, так что библейская текстология занимается исторически документированным периодом существования Библии, от к-рого сохранились рукописные и печатные свидетели текста (о методах и целях этого анализа см. ст. Текстология библейская ). Объектом лит. анализа являются лит. формы, в к-рые воплощены библейские произведения, их содержание и происхождение. Поскольку между историческими событиями, о к-рых сообщает Библия, временем возникновения библейских книг и сохранившимися рукописями существует временной разрыв, иногда весьма значительный, суждения о происхождении соответствующих текстов чаще всего основаны на методах и достижениях исторической науки, лингвистики, литературоведения, фольклористики, археологии (см. Археология библейская ), этнографии и социологии, на типологическом изучении религии, культуры и лит-ры. Конечной задачей лит. анализа является установление обстоятельств и условий происхождения библейских текстов. Всякий корректный с научной т. зр. лит. анализ принимает во внимание данные рукописных источников, поэтому лит. и текстологический анализы обычно взаимосвязаны. Б. как наука появилась в Новое время и при формировании тесно взаимодействовала с классической филологией, сравнительным и позже историческим языкознанием, востоковедением, и в частности с гебраистикой. В немалой степени Б. влияла на традиц. богословские дисциплины - экзегетику и герменевтику, ее результаты отражаются в исагогических трудах (см. Исагогика ). Историко-филологическое исследование Библии может служить существенному уточнению традиции, выявлению множества забытых исторических подробностей, вскрытию законов построения библейских текстов и в конечном счете приданию традиции еще большей убедительности и устойчивости. Исторические предпосылки и становление Б.

http://pravenc.ru/text/149119.html

Николай Василиадис Что дает археология в деле изучения Священного Писания   Изучая Священное Писание , мы чувствуем потребность узнать, как можно больше о тех лицах и событиях, о которых поведали богодухновенные авторы, чтобы отдать должное их добродетели и понять, какое значение все это может иметь для нашего времени. Жизнь и деятельность патриарха Авраама, например, проходила в языческом мире, уклад которого существенно отличался от нашего. Открывая этот мир, археология позволяет более высоко оценить великую веру патриарха и поразиться ей. Библия не вдается в подробности жизни людей, о которых повествует, не описывает условий, в которых они жили: в ней говорится только о том, что служит святой цели и замыслу Божественного домостроительства в отношении нашего спасения. Археологические изыскания существенно восполняют картину тогдашнего мира. Кроме того, библейская археология помогает при переводе и толковании многих трудных для нашего понимания мест Священного Писания . Часто одно слово или одна фраза на каком–нибудь языке или диалекте, сходном с еврейским, проясняют аналогичное слово Ветхого Завета. Главное, однако, заключается в том, что библейская археология подтверждает историчность, точность и истинность тех сведений о различных лицах, народах и событиях, которые сообщают нам богодухновенные авторы. Благодаря археологическим находкам социальные, религиозные, исторические аспекты в судьбах народов Ближнего Востока могут быть поняты сегодня гораздо лучше. Таким образом, библейская археология, предоставляя неоспоримые доводы, является мощным оружием апологетики в деле защиты достоверности Священного Писания . Благодаря археологическим находкам некоторые критики Священного Писания либо совсем замолкают, либо становятся более осмотрительными в своих выводах. Есть среди них даже такие, которые изменили не только свою точку зрения, но и образ жизни: они стали верующими христианами и горячими защитниками достоверности Священного Писания. Самым поразительным тому примером является судьба англичанина Вильяма Рамсея 1 – человека, совершенно изменившегося благодаря археологическим исследованиям. Сэр Вильям Рамсей отправился в Малую Азию с целью доказать, что все, о чем сообщает евангелист Лука в своем Евангелии и Деяниях апостолов, недостоверно: это сэру Рамсею внушили его учителя–скептики. Рамсей захотел продемонстрировать истинность подобных теорий с помощью археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

протоиерей Ростислав Снигирев От издателей Протоиерей Ростислав Снигирев – заведующий кафедрой библеистики Калужской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, автор множества публикаций, тематически обусловленных ветхозаветной историей и археологией (см., например, статьи «Баалоф», «Беэр-Лахай-Рои», «Библейские исследования», «Бытие и ближневосточная археология», «Ваал-Гацор», «Ваал-Перацим», «Вифавара» (Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4, 5; М., 2003. Т. 6; М., 2004. Т. 8), «Библейские патриархи и археология», «История патриарха Иосифа» (Православный христианин. 2003, 3; 2006, 9), «Период Праотцев и библейская археология», «Библейская археология как особая богословская дисциплина» (Богословско-исторический сборник. 2003, 1; 2005, 2); см. также: Священное Писание Ветхого Завета: Учеб. пособие: В 10 вып. Саратов, 2006. Вып. 1: Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета). Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года. Основанный на богатом фактическом материале и написанный живым и доступным языком, труд о. Ростислава содержит сведения и по библейской археологии, и, естественно, по археологии и древней истории Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (Шумер, Ассирия, Персия, Финикия, Сирия, Египет). Автор рассматривает ключевые проблемы изучения археологических памятников Святой Земли в тесной связи и соотношении не только с письменными источниками, и прежде всего со Священным Писанием, но и со всем, так сказать, историко-событийным и культурно-мифологическим контекстом «Мира Библии ». Книга продолжает прерванную традицию русской церковной науки (библеистики и библейской археологии); вместе с тем автором широко, и это понятно, использованы материалы и интерпретации археологических находок таких корифеев западной и израильской археологической науки, как Н. Глюк, К. Кеньон, А. Мазар, Б. Мазар, В. Олбрайт и Дж. Райт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Библейские музыкальные инструменты Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 К проблеме идентификации и перевода 1 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Пс 150:3–5 Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние понятия о музыкальных инструментах. В силу многих исторических, культурологических, лингвистических причин (главные из них — ориентация на Септуагинту и отсутствие в отечественной библеистике изучения музыкального аспекта Библии) и в церковнославянской, и в русской традиции переводов названий музыкальных инструментов, упоминаемых в Священном Писании, накопилось значительное число неточностей, а то и просто терминологических и типологических ошибок 2 , в ряде случаев искажающих смысл библейского текста 3 . Так, вряд ли кто-либо осознает, что в приведенных выше известных стихах псалма, представляющих собой своеобразный свод древнееврейского инструментария, три из перечисленных наименований переведены неверно. Подобных примеров можно привести немало. В западной музыкальной науке проблема библейского инструментария давно занимает умы ученых 4 , однако, до сих пор точки зрения относительно идентификации инструментов, даже, казалось бы, столь известных, как киннор и небел , очень разноречивы 5 . В отечественном музыкознании эта область и по сей день образует лакуну 6 .Благодаря новым археологическим данным, полученным в результате серии раскопок, проводившихся учеными на всем географическом пространстве библейских поселений 7 , а также блестящим открытиям в области языкознания 8 , мы имеем возможность внести в определение музыкальных инструментов ряд уточнений, хотя и сегодня еще рано говорить об окончательных результатах исследований.

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Библия и ее исторический контекст М.Г. Селезнев. О пользе библейской критики для православного богословия Современная библейская наука – это изучение Библии, посредством того аппарата, который был выработан дисциплинами историко-филологического цикла. Обычно, такое историко-филологическое изучение Библии называют библейской критикой. По мере возрождения библейских дисциплин, в церковно-академической среде настороженное отношение к современной библеистике сменяется внимательным интересом; у использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке появляется все больше сторонников, которые говорят, что, хотя этот метод и чужд традиции, но результаты, достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия. Скажем, археология дает нам возможность наглядно представить себе, как выглядели города, дома и люди в те времена и в тех краях, где разворачивается действие библейских повествований. Сопоставление проповеди Иисуса с кумранскими документами и раввинистическими текстами позволяет увидеть, что именно в этой проповеди было, в какой-то мере, уже знакомо слушателям, а что было абсолютно новым. Ассирийские документы уточняют хронологию израильских и иудейских царей. Все это так. Но дело не только в этом. Не только результаты историко-филологического исследования Библии, но сама методология такого исследования крайне важна для современного христианского сознания. Она способна влить в христианское богословие новую жизнь и избавить его от бессмысленных тупиков. Я хотел бы остановиться подробнее на трех моментах. 1. Историческое измерение библейской традиции Библейская критика раскрывает перед нами то, чего систематическое богословие склонно не замечать: что библейский текст, пронизывающий самые разные эпохи, самые разные культуры, в каждой эпохе, в каждой культуре преломляется и понимается по-своему. История Библии есть история ее интерпретации. Понимание этого, избавляет нас от многих кажущихся противоречий. Мы подходим, например, к полке с комментариями и снимаем томик новейшего западного комментария к Псалтири. В этом комментарии делается попытка воссоздать древнейший текст псалма, его бытование в царстве Израильском или Иудейском, реконструировать музыку, под которую он пелся в Иерусалимском храме, провести аналогии с литературами Древнего Ближнего Востока. Современные западные работы по библеистике нацелены, прежде всего, на то, чтобы восстановить древнейший текст Библии, древнейшее значение этого текста, его первоисточники, историю его формирования, литературный и исторический контекст библейских книг – тот архаический мир Древнего Востока, в котором эти книги писались.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Библия: Каноничность, богодухновенность, авторитет – лекция Андрея Десницкого 1 июля, 2015. Андрей Десницкий Кто сказал, что Библия – это Божественное Писание, откуда мы это взяли? Кто сказал, что Библия – это Божественное Писание, откуда мы это взяли? 25 мая в просветительском Лектории портала «Правмир» известный библеист Андрей Десницкий прочитал лекцию «Библия: каноничность, богодухновенность, авторитет». Предлагаем текст и видеозапись этой лекции. Андрей Сергеевич Десницкий — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ, автор книг по библеистике. Сегодня я хотел поговорить о Библии как о корпусе текстов. Мы говорили в первый раз о библейских текстах, прежде всего ветхозаветных, с точки зрения их соответствия археологическим фактам. В другой раз мы говорили о том, кто писал библейские книги. Каждый раз мы рассматривали или отдельные эпизоды, или библейские книги по отдельности. А есть нечто целое, общее. Есть Библия как сборник канонических текстов, и нам многое легче понять о природе этого сборника, когда мы начинаем с вопросов канона. Канон – слово хитрое, о нем сегодня говорят в разных смыслах. Канон, грубо говоря, – это правило. Древнегреческое слово «канон» означало тростник или линейку, которую из этого тростника делали, то есть это была прямая палочка, чтобы линию прочертить или построить что-то ровное. И от этого «правила» (славянское слово «правило» – то, что позволяет сделать правильным, прямым) уже пошли всевозможные узкие значения. Канон – это что-то, что определяет либо поведение, либо внешнюю форму человека, а также и состав Библии. Но когда мы говорим о каноне, то на самом деле мы задаем вопрос, который можно даже не связывать с понятием «канон». Кто сказал, что Библия – это Божественное Писание, откуда мы это взяли? Книг на свете много, в том числе хороших, и как быть со всем остальным, что не входит в состав библейских книг, и что это за книги? И, наконец, если мы говорим о некоем Божественном Писании, Священном Писании, Слове Божьем, то откуда мы берем это слово «божественный», что мы под ним подразумеваем? Понятно, что будут атеисты, которые скажут, что это все абсолютно ничего не значит.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

Введение Предлагаемая нами в русском переводе книжка проф. д-ра Фр. Буля («Die sociale Verhältnisse der Israeliten» v. D. Frants Buhl, Prof. Theolog. а. d. Universität Leipzig. 1899) – с достаточной полнотой обнимает свой предмет – социальные отношения библейских евреев. Серьезность и важность избранного автором предмета не подлежит сомнению. Всякая организованная социальная жизнь необходимо предполагает, в качестве conditio sine qua non, наличность двух факторов: с одной стороны твердое, устойчивое обитание народа на определенной территории, с другой – общественную сплоченность народной массы в единство народного тела с единой жизнью. Оба фактора заправляющее значение имели в жизни и библейского Израиля, поскольку заключение завета Бога с Израилем при Синае и дарование народу законодательства не только делало этот народ уделом Божиим, но и преобразовывало его в организованное и сплоченное царство священников и в народ святой ( Исх.19:5–6 ), с другой же стороны дарованная Богом на известных условиях народу обетованная земля ( Лев.25:23 ) являлась поприщем всего исторического развития народа и его культуры. Очевиден религиозно-нравственный характер обеих названных предпосылок социальной жизни – на израильской почве. Понятно, поэтому, что и общий строй и отдельные стороны социального уклада библейских евреев носили специфический религиозно-нравственный или теократический характер. Представить воплощение величественной идеи теократии в народной общественной жизни библейского Израиля – задача очень почтенная, и выполнена она автором с должным успехом. Этим, полагаем, в достаточной степени оправдывается и принятое нами решение перенести труд автора в отечественную литературу, не весьма богатую подобными библейского-археологическими работами. Переводчик. Предисловие Настоящая небольшая книга должна быть рассматриваема, только как ряд эскизов, и не имеет претензии на подробный разбор материала и пользование всей наличной литературой. Появление ее основывается на предположении, что, при новейшем интересе к социальным вопросам, простое и раздельное изложение заключающегося в Ветхом Завете материала изложение, далеко держащееся от всех теорий и построений, может быть, окажется полезным. Для сравнения приводятся обычно только сами собой представляющиеся параллели у вавилонян и древних арабов, при случае – и отношения в современной Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Вклад профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Палестины Источник Скачать epub pdf Статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента III курса Московской Духовной Академии Лужнова Романа посвящена вкладу профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Святой Земли. Научный руководитель: преп. свящ. Александр Тимофеев. Статья публикуется в авторской редакции. В конце XIX – начале XX века русская богословская наука находилась на весьма высоком уровне, успешно конкурируя с западной, а в некоторых областях и превосходя ее. Однако атеистические гонения, имевшие место после Октябрьской революции 1917 года, обернулись для русской церковной науки подлинной трагедией. В России, ставшей к началу прошлого века главным богословским центром православия, большевиками была сделана попытка последовательного и методичного уничтожения всякой религиозной мысли. Само определение «богословия» как области научного знания считалось недопустимым. В результате богословская наука в России на несколько десятилетий практически прекратила свое существование. Вполне естественно, что в этих условиях произошло значительное качественное отставание отечественной богословской науки от западной, и, к сожалению, сложившийся разрыв начинает преодолеваться только теперь, спустя почти столетие. В связи с этим сегодня, наряду с глубоким и систематическим изучением достижений современной западной теологии и богословских трудов представителей русской эмиграции, одной из важнейших задач является восстановление преемственности по отношению к насильственно прерванным традициям русской богословской науки и осмысление ее богатейшего наследия. Дореволюционные православные ученые заложили тот прочный фундамент, на котором может сегодня произойти подлинное возрождение отечественного богословия. Необходимо лишь творчески воспользоваться плодами их трудов, воплотить в жизнь их заветы и продолжить начинания. Одним из замечательных представителей дореволюционной русской богословской науки является Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – выдающийся православный библеист и археолог, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор кафедры еврейского языка и библейской археологии Киевской Духовной Академии. К большому сожалению, сегодня это имя почти забыто и лишь в немногочисленных научных публикациях и интернет-статьях можно встретить ссылки на труды этого выдающегося исследователя Священного Писания. Того, кто, по словам известного дореволюционного богослова профессора Д. Глаголева, «создал целое направление в русской библейской науке» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010