Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Археологическое собрание г. Севастьянова, в высшей степени важное для истории Византийского искусства и письменности, года четыре тому назад было выставлено для публики в залах нашего Университета; а теперь, значительно умноженное, помещено в Публичном Музее, в бывшем доме Пашкова. Оно состоит в старинных иконах и крестах, в церковной одежде и утвари, в рукописях, Греческих и Славянских; но особенно замечательно фотографическими снимками с редких рукописей, миниатюр, образов и с целых иконостасов из монастырей на Афонской Горе и из некоторых других православных местностей на Востоке. Надобно надеяться, что это собрание, столь близкое историческим преданиям Русской народности, возбудит интерес не в одной только образованной публике. Афонскую Гору знает всякий грамотный человек. Старинные образа и иконостасы составляют существенный интерес для огромных масс грамотного простонародья, особенно староверов и вообще раскольников. Предоставляя специалистам делать исследования о церковной архитектуре, об иконостасах, утвари и о других предметах собрания г. Севастьянова, на первый раз обращаю внимание публики на фотогрфические снимки с Византийских миниатюр из разных Греческих рукописей, от IX до XIV столетия. Этот предмет особенно важен для истории искусства потому, что время происхождения миниатюры обозначается уже самой рукописью, где она помещена, между тем как, при недостаточной разработке истории Византийского искусства, чрезвычайно трудно определить к какому времени относится икона на доске, стенная живопись или иконостас, подвергавшиеся частым реставрациям, и вообще всякая церковная утварь. Художник, украшая рукописи миниатюрами, менее нежели в иконах стеснялся строгими правилами Византийского пуризма, и, выражая свои идеи свободнее и смелее, не думал прослыть еретиком, внося иной раз в свои миниатюры какую-нибудь новизну, не допускаемую преданиями на иконах, исключительно назначаемых для чествования. Иллюстрируя библейские книги или Жития Святых, миниатюрист сознательно и разумно относился к тексту, по своему объясняя его вымыслами своей фантазии, которыми он столько же дополнял идеи Писания, сколько выражал и свои личные понятия и воззрения. Кто хочет составить себе понятие о богатых и плодотворных зачатках Византийского искусства, тот должен обратиться преимущественно к миниатюрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мировая духовная культура «Мировая духовная культура» это собрание лекций о. Александра Меня, отличающиеся как и всё творчество великого пастыря интеллектуальной богатством, духовной глубиной и доступным, доходчивым изложением. «Мировую духовную культуру» могут читать как и те кто только начинает знакомиться с верой (или просто с духовностью как таковой), так и те кто уже ищут ответы на серьёзные вопросы. Книгу «Мировая духовная культура» составили пять циклов лекций и бесед отца Александра Меня. Их темы:: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. Истоки мировой духовной культуры Несколько лет назад мне пришлось путешествовать по Средней Азии и перебираться на пароме через Амударью. Паром шел медленно. Голые, поросшие редким кустарником плоские берега, зеленая темная вода. Пока двигался паром, я думал о том, что подобным этой реке был древний Евфрат и вообще все древние реки, где начинались цивилизации. И тогда же я вспомнил, что недалеко от этого места, от Амударьи, немного дальше к востоку, произошло интересное событие, связанное с духовными истоками человеческого рода. Еще до войны, когда многие из вас еще не родились, а я был ребенком, там, в Средней Азии, по ущельям двигалась небольшая экспедиция, которой руководил известный археолог Алексей Окладников. Он направлялся в труднодоступное ущелье, расположенное между двумя великими реками. Уже давно ходили слухи, что в этом ущелье люди находили удивительные кости, там встречались странные камни, будто бы оббитые чьей–то рукой. И Окладников, обладавший чутьем бывалого полевого археолога, организовал туда летом 1938 г. небольшую экспедицию. Археологи лезли по скалам там, где могли пробираться только горные козлы, и в конце концов добрались до пещеры. Это место называлось Тешик–Таш, по–русски просто «пещера». И когда Окладников со своими помощниками туда добрался, он нашел на почти ровном полу останки человека. Он сразу понял, что это ребенок, в крайнем случае, подросток. Особенно заинтересовало археолога, что сохранился почти весь череп. Окладников собрал и склеил в единое целое сто пятьдесят кусков окаменелого черепа: череп сохранился почти целиком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Навстречу Христу Книгу «Навстречу Христу» составили статьи и рецензии прот. Александра Меня, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» 1959-1987 гг., а именно: ПОЭЗИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА НАЗАРЕТ — КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА НА ПОРОГЕ НОВОГО ГОДА СЕ АЗ С ВАМИ… ФАВОР И ГОЛГОФА В МОЛИТВАХ НЕУСЫПАЮЩАЯ КРЕСТ СВЯТОЕ СВЯТЫХ НАВСТРЕЧУ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ МИРУ ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ ПЯТИДЕСЯТНИЦУ ПРАЗДНУЕМ СВЕТОЧИ ПЕРВОХРИСТИАНСТВА ТАЙНА ВОЛХВОВ РАСИЗМ ПЕРЕД СУДОМ ХРИСТИАНСТВА ЭРНЕСТ РАЙТ. БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ «ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ» «СЫН ГРОМОВ» «МЫ ИЗБИРАЕМ ЖИЗНЬ, ПОЛНУЮ ОПАСНОСТЕЙ» СВ. АПОСТОЛ ЛУКА КАК ДЕЕПИСАТЕЛЬ ЦЕРКВИ СВ. ЛИВЕРИЙ, ПАПА РИМСКИЙ К ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ БИБЛЕИСТИКИ Навстречу Христу ПОЭЗИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА Богослов и его великие со— учители Церкви,борцы за Православие, пастыри, писатели, литургис–ты, подвижники — оставили великое литературное наследство, ставшее одним из краеугольных камней христианской культуры. Св. Григорий Богослов выделяется еще тем, что явился, наряду со св. Ефремом Сирином, одним из основателей христианской поэзии. Не только его многочисленные стихи, но и большинство проповедей представляют собой высокопоэтические произведения. Общеизвестно, что многие наши рождественские и пасхальные песнопения построены на основе его праздничных речей («Христос раждает–ся», «Воскресения день»). Эпоху, к которой принадлежал св. Григорий, нередко называют «золотым веком христианства». Молодая Церковь, закаленная трехвековой борьбой с язычеством, получила благодаря Миланскому эдикту возможность пользоваться многими льготами и правами. Но здесь был не конец, а начало испытаний. Языческое общество принесло в христианскую среду свои пороки, обычаи, предрассудки. В Церковь стали приходить люди, движимые не столько верой, сколько стремлением угодить императору и общественному мнению. В результате понизился общий духовно–нравственный уровень христианских масс. Именно в такие периоды происходят колебания в сфере догматической, в сфере вероучения. Идеи античных философов и восточных мыслителей не только помогали богословам в уяснении догматических истин, но и стали порождать различные уклонения, выражавшиеся в форме ересей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Павел Иванович Горский-Платонов (По личным воспоминаниям). Имя Павла Ивановича Горского-Платонова я узнал, еще учась в Московской духовной семинарии. Вскоре после перехода в пятый класс семинарии в 1879 году, я прочитал в «Православном Обозрении» (1873 г. 24) известную, наделавшую в свое время много шума, статью П. И-ча «О трудах архимандрита Михаила». Эта, жестоко подорвавшая научный авторитет автора «Толкового Евангелия», статья произвела на меня, юного семинариста, сильное впечатление. Мне сделалось известным, что автор ее – профессор еврейского языка и библейской археологии в нашей Московской Духовной Академии и в то же время инспектор ее. Услыхав это, я стал интересоваться профессором Горским еще более, потому что в то время сильно увлекался еврейским языком, изучая его во внеклассное время у семинарского преподавателя М. В. Никольского , сделавшегося впоследствии известным семитологом; а так как я уже тогда стал подумывать о поступлении в Московскую Академию, то академический гебраист и обратил на себя особенное мое внимание. Скоро мне представился случай лично увидать П. И-ча. Отлично помню этот день. Это было воскресенье 4-го ноября 1879 года, день торжественного годичного семинарского акта, на который вместе с некоторыми другими академическими профессорами приехал, между прочим, и П. И-ч. Акт кончился; гости стали расходиться из актового зала; мы, семинаристы, столпились, смотря на них. Кто-то из товарищей толкнул меня и сказал: «вот инспектор Академии Горский-Платонов». Я посмотрел и, помню, обратил внимание на высокий лоб, говорящий о недюжинном уме, на несколько прищуренные глаза и какую-то особенную улыбку, играющую на лице. Мне тогда же подумалось, что это, несомненно, очень умный человек, провести и обмануть которого нелегко. Прошло около двух лет. Я окончил курс в семинарии и был послан в Академию, в которую приехал 16-го августа, накануне начала вступительных экзаменов. Представившись вместе с другими приехавшими со мною семинаристами о. ректору Академии, покойному протоиерею Сергею Константиновичу Смирнову, я отправился вместе с прочими являться инспектору, который принял нас в квартире академического эконома, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(По поводу немецкого исследования проф. Д. А Хвольсона) Введение Почтенный библеист-археолог Ганеберг в 1869 году писал: «В библейской археологии немного таких предметов, которые – с одной стороны – представляют столь всеобщий интерес, а с другой, – вследствие своей трудности, получали столь разнообразные толкования, как вопрос о том, была ли вечеря Христова собственно израильскою пасхальною вечерею и была ли она совершена вечером 14го нисана» 1 . В виду этого понятна и без дальнейших слов высокая важность всех научных попыток – привести это запутанное дело к возможной ясности и разрешить сложную проблему, по крайней мере, в твёрдую гипотезу. С этой стороны невольно обращает на себя внимание новое исследование заслуженного профессора Д. А. Хвольсона, изданное на немецком языке в «Мемуарах С.Петербургской академии наук» 2 . Основные воззрения по отмеченному пункту уже давно были высказаны автором на страницах «Христианского Чтения» 3 и достаточно известны образованной русской публике; в последнем труде они только изложены с большею систематичностью, подкреплены дополнительными аргументами и развиты яснее, определённые и насколько резче. Посему и нам нет нужды раскрывать их подробно и во всех деталях, которые иногда имеют лишь косвенное и отдалённое отношение к главному вопросу. Равным образом не считаем необходимым указывать и достоинства рассматриваемой работы: имя проф. Хвольсона пользуется такой почётной авторитетностью в учёном мире, что для него совершенно излишни и наши похвалы, и наши рекомендации. Мы постараемся отметить лишь богословское значение выводов автора, что, кажется, отвечает и его собственным намерениям. Если он – подобно Флейшеру – называет себя «погибшим богословом» (S. VIII), но берет тему из области новозаветной экзегетики (S. 1), то, полагаем, представителям этой дисциплины и должно принадлежать окончательное суждение насчёт существенной ценности тезисов проф. Хвольсона. Глава I Для выполнения своей цели нам следует наперёд точно определить истинное положение дела, – и тогда сама собою выяснится и действительная сила попытки учёного гебраиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Послесловие И подвизахся, скорбный... И сподоби Мя Бог великих видети святынь, И поклонихся при Господнем Гробе Молитвами святых Его. Аминь. Такими словами (нам принадлежит лишь поэтическое переложение) завершил пятьсот лет назад свое «Хождение» московский гость Василий (ни отчества, ни фамилии он, по скромности, не счел нужным указать). Итак, мы тоже, в меру сил и разумения, «подвизались». Мы прошли по дорогам и тропам Святой Земли, видели великие города древности, обращенные Богом в прах и руины, и убогие часовни и вертепы, сохранившие на протяжении тысячелетий память о священных событиях и смиренных подвижниках. Главное чудо в истории Святой Земли – неоскудевающее присутствие Божие, зримо явленная благодать самосохранения, дарованная Христом основанной Им на земле Церкви: «И врата адовы не одолеют ее». Святыня – даже для обыденного нашего сознания – это нечто, вещь или место, где небо особенно тесно коснулось земли, где реализуется встреча Божественной благодати с человеческой свободой. Научные методы и инструментарии «не дотягивают» до того, чтобы «работать» с этими таинственными касаниями и встречами. Богословы и историки все еще в большом долгу перед простым богомольцем-паломником, который и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад своими ногами исходил мир православных святынь и сердцем ощутил высоту этого понятия и осознал его место в церковном предании. Целые поколения историков и археологов, особенно западные, протестантские, копают, исследуют, пытаются доказать подлинность того или иного библейского места. Но вот в чем беда науки. Она не пытается доказать подлинность, у нее всегда презумпция заподозрить – а действительно ли это источник «того самого времени», а действительно ли это камни «того самого Капернаума»? Церковное предание совсем по-другому связывает и развязывает узелки реальной истории и современной жизни святынь. Практически во всех случаях, когда речь идет о святом месте, мы имеем дело не с археологически точной, измерителем в руках или археологическим заступом подтвержденной «достопримечательностью», а со святым намоленным местом многовекового христианского почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

прот. Аполлинарий Ковальницкий Содержание I. Древности Иудейские Потоп Долгая жизнь людей перед потопом Вавилонская башня Авраам Сыновья Авраама от Хеттуры Голод в царствование Клавдия Хирам и Соломон О засухе во времена Ахаава Нападение Салманассара на Сирию Навуходоносор Александр Македонский Иисус Христос Иоанн Креститель Смерть Ирода Иаков, брат Иисуса Христа II.     Иудейский историк Иосиф Флавий родился в 37 г. от Рождества Христова в Иерусалиме, происходил из священнического рода, принадлежал к секте фарисеев, от природы был одарен богатыми способностями и был человеком довольно образованным. В 66-м году от Р. Хр. принимал участие в возмущении против римлян; ему удалось сделаться правителем Галилеи; скоро он пришел к мысли образовать но­вое возмущение. В 67 г. по Рожд. Хр., при покорении крепости, называемой Иосафат, он был взят в плен римлянами, но, как человек образованный, Иосиф пользовался особым благоволением императоров Веспасиана и Тита. После разрушения Иерусалима он с Титом отправился в Рим, где, по всей вероятности, умер в 95 г. от Р. Хр. и где написал свои главные сочинения, именно: 1) «Об Иудейской войне» 7 книг (De bello judaico). Это сочинение сначала было написано на еврейском языке, а потом самим автором было переведено на язык гре­ческий. 2) «Иудейские древности» 20 книг (Autiquitatum judaicum libri 20). Эго история Иудеев с древнейших времен до 66-года по Р. Хр. 3) две книги против Аппиона Александрийского (Contra Appionem). Книги Иосифа Флавия причисляются к источникам библейской археологи. Иосиф, подобно другим писателям языческим и иудейским, нарочно избегал упоминания о христианах, хотя, нет сомнения, знал о них очень хорошо. Это молчание в книгах «Об Иудейской войне» объясняется тем, что Иосиф тогда был историком, обязанным удовлетворять вкусу римлян; он был несчастным льстецом, зашедшим в своем лицемерии так далеко, что Ветхозаветтные пророчества о Мессии относил к Веспасиану. И. Флавий писал свое произведение соответственно мысли и желанию императора: он сам в этом сознается, когда говорит (Жизнь с. 65), что император Тит утвердил его сочинение, как истинное, своею собственною подписью. Ирод Агриппа написал 65 листов в доказательство достоверности слов Иосифа Флавия. Тит не любил, чтобы ему напоминали о ненавистных христианах, и это было для И. Флавия достаточным побуждением к тому, чтобы о них совершенно умалчивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Георгий Урбанович Церковно-археологический очерк Содержание Глава I. Западная Анатолия: исторический экскурс Глава II. Религиозно-исторический контекст книги Апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсиса Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. Семь церквей апокалипсиса в свете богословских и историкоархеологических исследований Ефес История города Язычество и христианская миссия в Эфесе Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1–7) История археологических раскопок в Ефесе Смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8–11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12–17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18–29) Сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1–6) История археологических раскопок в Сардисе Филадельфия История города Язычество и христианская миссия в Филадельфии Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7–13) История археологических раскопок в Филадельфии Лаодикия История города Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) История археологических раскопок в Лаодикии Заключение Приложения 1. Индекс персоналий 2. Хронологический указатель имён и династий Словарь терминов Библиография     В книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни мало- азийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

протоиерей Ростислав Снигирёв Библиография Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Авданский. Идея о творении в писаниях Ветхого Завета//Странник. 1915. 3. С. 395 – 407. АкинфиевД., диак. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям: Канд. дис./МДА. Сергиев Посад, 1954. Александров Н. С, свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей: Магист. дис./КазДА. Казань, 1901. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. Андрей (Ухтомский), архим. Истолкования библейских изречений об искуплении человека. Казань, 1904. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1903. Афанасьев Д. Л. Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви: В 3 вып. 2-е изд. Ставрополь, 1890. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия: В 2 т. 2-е изд. СПб., 1893. Библейская энциклопедия: В 2 т./Сост. Никифор (Бажанов) , архим. М., 1891–1892. Репр.: М., 1990. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 1: Книга Бытия 1 – 11. Тверь, 2004. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1907. Богословский М. И. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. Казань, 1887. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1914. Бриллиантов А. И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1902. Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. М., 2008. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.4 из  5) Оглавление Библия — удивительная книга, ставшая важной частью фундамента, на котором построена европейская цивилизация. И все же, Священное Писание — это сборник ближневосточных мифов или подлинное свидетельство бытия Божия? Сотни ученых по всему миру бились над загадками главной книги христиан. Самые яркие и интересные плоды этой научной работы собраны в книге «Тайны Библии». Это издание расскажет о 70 невероятных открытиях, которые подтверждают достоверность изложенного на страницах Ветхого и Нового Заветов. Исследования археологов, биологов, генетиков и лингвистов, а также сто уникальных иллюстраций оживят для читателя мир библейской истории. Предисловие Библия — это книга о вечном, книга, в которой есть ответы на вопросы о смысле жизни и ее законах, об отношениях между людьми и об отношениях человека с Богом. Как говорит нам Церковь, это богочеловеческая или боговдохновенная книга. Но при этом все описанные в ней события имеют четкую привязку ко времени и месту. И самое удивительное, что, благодаря научным открытиям, мы из XXI века, имеем возможность прикоснуться к тем вещам, к тем событиям, к тем людям, которые описаны в Библии. Собственно идея рассказать о научных свидетельствах, которые не только приближают к нам священную историю, но и проясняют смысл библейских текстов, и положила начало программе «Тайны Библии» на радио «ВЕРА». Мы решили облечь научные знания о Библии в такую форму, чтобы это было информативно, содержательно, при этом не слишком заумно и обязательно интересно. Наши соотечественники долгое время были лишены возможности общения с Библией в силу исторических событий, потому что в советское время она была под запретом. И это отсутствие Библии в нашей жизни сформировало мнение о ней как о чем-то ветхом, архаичном, не имеющим отношения к сегодняшнему дню. А свидетельства современных ученых актуализируют библейскую проблематику, они доказывают, что описанное в Священном Писании — не выдумки и легенды, как в Древней Греции, но события, которые происходили в действительности.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010