Имп. Феодосий I и в дальнейшем активно вмешивался в дела Церкви, причем порой сами епископы поощряли его к таким действиям. При выборах на II Вселенском Соборе (381) архиепископа К-польского отцы Собора согласились с предложенной императором кандидатурой Нектария . Сразу после закрытия Собора Феодосий опубликовал новый эдикт (30 июля 381), в к-ром повторил распоряжение отбирать церкви у еретиков и определил, что православными он считает тех, кто находится в общении с епископами, чье Православие не вызывало сомнения,- Нектарием К-польским, Тимофеем Александрийским, Диодором Тарсийским, Григорием Нисским и др. В надежде восстановить единство христиан в столице было назначено собеседование представителей различных партий (383), но эта затея не привела к к.-л. результату. Запрет собраний еретиков был подтвержден неоднократно (15 июля и 3 сент. 383, 21 янв. 384 - CTh XVI 5. 11-13) и был направлен против евномиан, ариан, македониан и аполлинариан. Многочисленные законы, изданные позже, касались евномиан (CTh XVI 5. 17, 23, 25, 27, 31, 32, 34, 36 и др.). Кроме того, в ответ на постоянные просьбы папы Римского и др. итал. епископов назначить новый Собор в Риме для решения вопроса о каноничности замещения К-польской и Антиохийской кафедр имп. Феодосий I склонил зап. епископов вступить в общение как с Нектарием К-польским, так и с Флавианом Антиохийским ( Bardy, Palanque. 1937. P. 292-296; Болотов. Т. 4. С. 85). Базилика Сант-Амброджо в Милане. IV в. Базилика Сант-Амброджо в Милане. IV в. В кон. IV в. разграничение сфер церковной и гос. деятельности попытался установить свт. Амвросий Медиоланский. В 385-386 гг. он ответил отказом на требование имп. Валентиниана II (соправителя Феодосия Великого на Западе), находившегося под сильным влиянием матери, арианки Юстины, передать арианскому еп. Авксентию одну из базилик Медиолана и ясно дал понять, что не признает за имп. властью права судить епископов и решать вопросы веры (см.: Болотов. Т. 4. С. 79-82). В кон. 388 г. в Каллинике на Евфрате толпа сожгла синагогу, а монахи разрушили молитвенный дом гностиков-валентиниан; Феодосий I потребовал отстроить разрушенные постройки за счет местного епископа, если окажется, что тот виновен в подстрекательстве.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Когда могилу раскопали, присутствующие увидели «нетленные кости, обильно обагренные кровью» и, судя по их размеру поняли, что святые были необычайно высокого роста. 18 июня мощи перенесли в базилику Фаусты, где епископ и причт провели ночь в молитве - совершили вигилию и обряд возложения рук на одержимых. На следующий день (19 июня) останки Г. и П. перенесли в базилику Амвросия, где была совершена церемония погребения мощей в гробнице, к-рую епископ приготовил для себя под алтарем (о хронологии событий см.: Delehaye H. Quelques dates du Martyrologe Hiéronymien//AnBoll. 1931. Vol. 49. P. 30-34; Palanque J.-R. Saint Ambroise et l " Empire romain. P., 1933. P. 515-516). Во время торжественной процессии произошло исцеление слепого. Далее в письме Марцеллине содержатся 2 проповеди святителя: 1-я была произнесена в базилике Амвросия, когда в нее внесли мощи, 2-я - там же на следующий день (в ней святитель полемизирует с арианами, сомневавшимися в чудотворности найденных им мощей). По словам епископа, обретение останков Г. и П. доказывает правоту православных в вопросах веры. Эти святые уже давно пребывали в сонме мучеников, но были забыты в Медиолане; нахождение их мощей принесло радость «некогда бесплодной мучениками Медиоланской Церкви» (sterilis martyribus ecclesia Mediolanensis), которая теперь предстала как мать многих сыновей ( Ambros. Mediol. Ep. 22. 7). Святость найденных останков подтвердилась чудесами при их перенесении: изгнанием бесов, исцелениями больных, прикоснувшихся к одежде Г. и П. (Ibid. 9). Старейшие жители города вспомнили, что некогда слышали имена этих мучеников и читали их надгробные надписи (Ibid. 12). Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Сходное повествование об этих событиях приведено в «Житии Амвросия», составленном, вероятно, в 422 г. секретарем святителя, диак. Павлином (о датировке Жития см.: Palanque J.-R.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

5 книг «De fide» (О вере; кн. I, II - 378, III-V - 380; здесь и далее датировки по Пареди; альтернативные датировки см. Mara (1986), с подробной библиографией), посвященные имп. Грациану, содержат полемику с арианами и разъясняют догмат о Св. Троице. В 3 книгах трактата «De Spiritu Sancto» (О Святом Духе, 381) рассматривается догмат об этом Лице Св. Троицы, о Его участии в творении, промышлении и искуплении. Учение о Св. Троице, Сыне Божием и тайне воплощения излагается в труде «De incarnationis Dominicae sacramento» (О тайне Господнего воплощения, 382), направленном против арианства и аполлинарианства . Обращение к слушателям в начале этого сочинения свидетельствует о том, что оно было переработано из проповеди. Преставление свт. Амвросия Медиоланского. Рельеф " " Золотого алтаря " " из базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 840 г. Фрагмент Преставление свт. Амвросия Медиоланского. Рельеф " " Золотого алтаря " " из базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 840 г. Фрагмент В 2 книгах «De paenitentia» (О покаянии, ок. 388) святитель опровергает мнение новациан, утверждавших, что для особо тяжких грехов нет прощения, и доказывает, что жизнь вечная обещана не только тем, кто всегда хранит заповеди Господни, «но и кто по падении будет их также хранить». Святитель убеждает не откладывать покаяния, ибо «не знаем, в который час приидет тать, не знаем, не в сию ли нощь истяжут душу нашу» (II 8). Ряд богословских сочинений А. преследуют катехизаторские цели. В трактате «De mysteriis» (О таинствах, ок. 391) разъясняется смысл основных церковных таинств: Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Соч. «De sacramentis» (О священнодействиях, ок. 391; подлинность его подвергалась сомнению) посвящено той же теме, что и предыдущее, и имеет с ним множество параллельных мест. В этом произведении, однако, большее внимание уделяется внешней стороне совершения таинств, что делает его ценным источником по истории литургии. В «Explanatio symboli ad initiandos» (Толкование Символа веры для готовящихся [к Крещению], ок. 391) А. объясняет оглашенным основные христ. догматы.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Крещение. Двенадцать апостолов. Мозаика купола баптистерия Православных в Равенне. 451–473 гг. Крещение. Двенадцать апостолов. Мозаика купола баптистерия Православных в Равенне. 451–473 гг. Самый ранний из памятников Равенны - мавзолей Галлы Плацидии. Это крестообразная в плане капелла, которая примыкала к ц. Санта-Кроче и, вероятно, была посвящена архидиак. сщмч. Лаврентию. Мавзолей украсили мозаиками во 2-й четв. V в. В куполе на фоне покрытого звездами ярко-ультрамаринового неба - золотой Крест, в парусах - символы евангелистов. В люнетах под подпружными арками купола попарно представлены апостолы, а между ними - голуби, пьющие воду из чаш. В сводах рукавов креста на том же ярко-ультрамариновом фоне - розетки, цветы, звезды или побеги аканфа; в люнетах справа и слева от входа - пары оленей, приближающиеся к озеру (иллюстрация к Пс 57. 1-2), и переплетающиеся завитки аканфа; в люнете над входом - Иисус Христос Добрый Пастырь, а напротив входа сщмч. Лаврентий с большим золотым крестом и книгой подходит к объятой пламенем решетке - орудию мученичества. Святые Феликс, Матерн и Навор. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Челд’Оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Святые Феликс, Матерн и Навор. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Челд’Оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Предположительно ок. сер. V в., при еп. Симмахе, была создана мозаичная декорация капеллы св. Матроны в ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуа-Ветере. Крестовый свод разделен на 4 части изображениями финиковых пальм, в образовавшихся треугольниках - по вазе с завитками лозы, увешанной гроздьями винограда, к каждой вазе подходит пара птиц. Мозаика медальона, располагавшегося в вершине свода, утрачена. В люнете над входом сохранилось изображение Иисуса Христа в медальоне. В левом люнете, по сторонам богато украшенного престола с лежащим на нем свитком, запечатанным семью печатями, и со слетающим на него голубем - Св. Духом, представлены бык и орел; в люнете напротив сохранилось только погрудное изображение ангела; символы евангелистов изображены крылатыми, но без книг, с которыми они бывают представлены в более поздних памятниках ( Olivieri F. 1967. P. 287). Известная по рисункам композиция 4-го люнета включала изображение Креста с подходившими к нему с каждой стороны 6 голубками, символизирующими апостолов. Реалистичная трактовка природных мотивов, живописность и отдельные приемы мозаичной кладки обнаруживают сходство с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике и мавзолея Галлы Плацидии.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

А. Ю. Никифорова Иконография Ранние изображения А. сохранились в базилике Сант-Амброджо в Милане: на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro), ок. 470 г., в капелле Сан-Витторе; рельефе «Золотого алтаря», ок. 840 г.; мозаике IX в. в центральной апсиде базилики; кивории, 10-е гг. XI в. На мозаике капеллы А. представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием, облачен в хитон, фелонь (paenula), на груди крест; черты лица индивидуализированы: А. изображен средовеком, с короткими темными волосами и небольшой бородой. Аналогичная композиция воспроизведена на рельефе фронтальной стенки кивория. На рельефах «Золотого алтаря» помещены сюжеты из жизни А.: от рождения, посвящения во епископы до смерти и перенесения его души на небо - редкий образец раннего житийного цикла, восходящего к житию, составленному св. Павлином. В основе сюжета, изображенного на мозаике апсиды ц. Сант-Амброджо и на одной из панелей «Золотого алтаря»,- эпизод из жизнеописания св. Мартина Турского («Чудесное присутствие Амвросия при погребении свт. Мартина Турского»). В восточнохрист. традиции А. обычно представлен в святительских одеждах - фелони и омофоре, с Евангелием в руке: на фрагменте фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 227; 976-1025 гг.); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v; 3-я четв. XI в.); в Минологии (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 20r; 1327-1340 гг.); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 89об.; XV в.); а также в древнерус. памятниках: напр., в росписи кон. XV в. ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре в Новгороде (полуфигурное изображение над аркой прохода в диаконник), в росписи кон. XVI в. алтаря Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве; на рус. минейных иконах ок. 1597 г. (двусторонняя таблетка из собрания П. Корина. ГТГ), кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), кон. XIX в. (ЦАК МДА, выполнена на основе строгановского образца). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. сказано: «Старец с остроконечною бородою» (§ 8. 30); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова , XVIII в.: «Рус, брада аки Василия Кесарийскаго покороче, риза кресты лазоревы, испод киноварь, с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114346.html

Особый интерес представляет мозаика алтарной апсиды церкви Сант-Аполлинаре ин Классе, относящаяся к середине VI века. В центре композиции – медальон, внутри которого – богато орнаментированный крест; по сторонам креста буквы Альфа и Омега, под крестом латинская надпись Salus mundi («Спасение мира»), крест окружен шестиконечными золотыми звездами на голубом фоне. По сторонам медальона – парящие на облаках полуфигуры Моисея и Илии, а также три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Здесь представлено не что иное, как Преображение Господне, однако центральная фигура Христа заменена крестом. Под этой сценой расположена другая композиция, в центре которой – небесный покровитель храма Святой Аполлинарий в святительской одежде (фелони и омофоре) с поднятыми вверх руками. По сторонам святителя – двенадцать агнцев, обращенных к нему. Ярко-зеленый фон композиции представляет траву, на которой в стройном порядке расположены элементы ландшафта, деревья и цветы. Обе композиции в совокупности представляют монументальную картину преображенного космоса, включающего мир небесный и мир земной: в центре небесного мира – преображенный Христос, символизируемый крестом; в центре земного мира – обоженный человек, пребывающий в гармоничном единстве с природой. В совокупности мозаики равеннских храмов и баптистериев представляют собой непревзойденный по богатству содержания, по яркости красок, по разнообразию композиций ансамбль. Мозаики Равенны являют нам уже не Церковь гонимую, ютящуюся в катакомбах, а Церковь процветающую, пользующуюся покровительством светской власти, Церковь в зените славы и могущества. Равенна – не единственный город, где сохранились памятники мозаичного искусства доиконоборческого периода. Такие памятники имеются также в Риме ( церковь Санта-Мария Маджоре), Милане (Сан-Лоренцо, Сант-Амброджо), на Синае (монастырь Святой Екатерины), в Салониках (базилика Святого Димитрия) и в ряде других городов Востока и Запада. Наиболее древние из салоникских мозаик, датируемые концом IV или началом V века, находятся в храме Святого Георгия (ротонде): здесь изображены мученики с лицами правильных античных пропорций и широко раскрытыми большими глазами. Мозаика монастыря Преподобного Давида (2-я пол. V в.) представляет видение пророка Иезекииля. В центре композиции – Христос в виде юноши без бороды, с длинными волосами; Он восседает на радуге, и от Него исходят лучи разных цветов радуги; Его голова окружена нимбом. Фигура Христа заключена в круг, поддерживаемый четырьмя животными, символизирующими четырех евангелистов. Весьма интересны также мозаики храма Святого Димитрия (VII в.), где солунский мученик предстает в разнообразных композициях, в окружении епископов, диаконов и ктиторов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сан-Винченцо-ин-Галлиано, отголоски экспрессивного стиля и иконографические мотивы оттоновского искусства сочетаются с позднеантичным иллюзионизмом, чертами современного фрескам византийского искусства и романскими композиционными схемами. В XII в., вероятно, из-за непрекращающихся войн между независимыми итальянскими коммунами и Византийской империей развитие живописи приостановилось; некоторые фрагментарно сохранившиеся росписи (в церквах Сант-Амброджо и Сан-Чельсо в Милане; в крипте Сан-Джованни-Домнарум и Сант-Эусебио в Павии) являются повторением лучших произведений XI в. Арх. Михаил со св. воинством побивает дракона. Роспись ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате. 2-я пол. XI в. Арх. Михаил со св. воинством побивает дракона. Роспись ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате. 2-я пол. XI в. В IX-XI вв. земли, расположенные вдоль русла р. Адидже, и прилегающие к ней альпийские долины были ареной постоянных политических преобразований, связанных в т. ч. с интересом к этим территориям герм. императоров. Епископы, обладавшие церковной и политической властью, поощряли как церковное, так и светское строительство. Однако романские постройки, сохранившиеся на территории обл. Трентино-Альто-Адидже, имеют небольшие размеры, они выполнены из местных материалов и довольно просто украшены. Уцелевшие скудные живописные фрагменты не дают ясного представления об искусстве этого периода. В Тенно сохранились фрески, имеющие сходство с росписью ц. Сан-Винченцо-ин-Галлиано, и потому их датируют нач. XI в. Т. Штеппан ( Stampfer, Steppan. 2008) относит их к нач. XIII в., поскольку считает, что они возникли под влиянием росписей монастыря св. Иоанна Крестителя в Мюстаире (Швейцария) и замка Кастель-д " Аппиано. Наиболее значительные живописные циклы были созданы на севере региона в кон. XII - нач. XIII в. Один из них находится в бенедиктинском мон-ре Монте-Мария-ди-Бургузио в долине Валь-Веноста, основанном в 1146 г. Ульрихом III из Тараспа и освященном ок. 1156-1160 гг. В крипте представлен образ Иисуса Христа во славе («Маэста»), по сторонам от Него - 2 серафима, 2 ангела со свитками, тетраморф, апостолы Петр и Павел; в центральном пролете - изображение Небесного Иерусалима, на стенах - фигуры преподобных и святых.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в мозаике ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.). В кон. V-VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547,- на арках алтарного свода; кафоликон мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 565-566 - в апсиде; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,- на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия ), где также изображены 12 А. В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в к-рой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Совсем недавно, мы служили и в верхнем храме, в огромном соборе, возведенном над мощами святителя, и несколько тысяч православных молилось там благодаря доброму отношению к нам со стороны Католической Церкви. Как настоятель Екатерининского храма и представитель Администрации приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Италии я регулярно присутствую на значимых католических богослужениях. К слову сказать, на всех важных праздниках нашего прихода всегда присутствуют гости из Католической Церкви. Но, конечно, мы не молимся вместе, и то, о чем я сказал выше, является лишь знаком нашего доброго друг к другу отношения. — У каких еще святынь Вам довелось уже послужить в Италии? — В Риме: на мощах апостола Петра в соборе святого Петра, на мощах святого равноапостольного Кирилла в базилике святого Климента. Для нас очень важно, что в Риме почивают мощи небесного покровителя нашего Святейшего Патриарха, за которого мы всегда здесь молимся. Еще на мощах святителя Мартина Исповедника в Сан-Мартино-ай-Монти, на мощах человека Божия Алексия и мученика Вонифатия на Авентинском холме. В Милане — на мощах святителя Амвросия Медиоланского в базилике Сант Амброджио. До настоящего момента ни одного отказа на проведение богослужений мы не получали. Нам всегда идут навстречу. И это радует. — А каково отношение католиков к Православию, к православной культуре? — Заинтересованное. Наш храм великомученицы Екатерины построен в традициях русского церковного зодчества. Он виден издалека и выглядит не совсем обычно в контексте Вечного Рима, который строился, скажем так, несколько в другом стиле. Когда наши паломники спрашивают, как им найти Екатерининский храм, и называют улицу и номер дома, то слышат в ответ: «А, так это же русская церковь, вам нужно туда, туда и туда…» И таксисты, и местные жители знают наш храм как chiesa russa, «русскую церковь», которая стала местом встречи католического Запада и православного Востока. Многие люди от простых итальянцев до высокопоставленных куриальных кардиналов приходят сюда и именно здесь открывают для себя Русскую Православную Церковь, открывают Россию — нередко впервые в своей жизни. Недавно о нашем храме был снят фильм «Русский дом на берегах Тибра».

http://patriarchia.ru/db/text/2334228.ht...

В Аквилее изучены остатки соборного комплекса, включавшего 2 параллельные базилики, о богатом убранстве к-рых свидетельствуют сохранившиеся мозаичные полы. Согласно обнаруженной надписи, базилики были возведены при еп. Феодоре, который принимал участие в Арелатском Соборе 314 г. Вероятно, к этому же времени относится древнейший соборный ансамбль в Медиолане (basilica vetus) (1-я пол. IV в.?), состоявший предположительно из 2 базилик, между к-рыми располагались различные постройки, в т. ч. баптистерий. Поблизости находился дом епископа. Значение Медиолана возросло после того, как город стал одной из имп. резиденций,- здесь часто жил имп. Констант (337-350), а имп. Констанций II сделал Медиолан местом постоянного пребывания. По-видимому, при Констанции II был построен новый соборный комплекс, состоявший из крупной 5-нефной базилики (basilica maior, Санта-Текла) и баптистерия. По данным археологических раскопок, храм датируется сер. или 2-й пол. IV в. Величина города, статус имп. резиденции и деятельность свт. Амвросия Медиоланского (373-397) способствовали массовому строительству церквей в Медиолане. В 70-х гг. IV в. был сооружен дворцовый храм (basilica Portiana, ныне ц. Сан-Лоренцо), в кон. столетия при активном участии свт. Амвросия - церкви на пригородных некрополях: базилики св. Мучеников (ныне ц. Сант-Амброджо), св. Апостолов (ныне Сан-Надзаро-Маджоре), Святых Ветхого Завета (ц. Сан-Диониджи; не сохр.), св. Дев (ныне Сан-Симпличано). В менее значительных городах церковное строительство зависело не только от представителей гос. власти, которые покровительствовали Церкви, но и от местной аристократии, занимавшей должности в органах городского управления и противодействовавшей распространению христианства. Так, самая ранняя известная церковь (базилика с баптистерием) в г. Августа Претория (ныне Аоста) была построена в кон. IV в. на основе дворцового комплекса, возвышавшегося над городским форумом. В др. городах, где христ. общины не могли рассчитывать на столь щедрое покровительство властей, первые церкви строились за чертой города.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009