Этот сюжет, знаменующий торжество Церкви, встречается часто, но в короткий период, с сер. IV до кон. V в., в монументальной живописи (на фресках в катакомбах, мозаиках храмов), на рельефах саркофагов, на предметах мелкой пластики. Ее устоявшийся вариант представлен композицией, где образы первоапостолов обладают достаточной иконографической определенностью внешности, поз, а также фиксированным местоположением. Иисус Христос представлен в центре, восседающим на троне или стоящим, Он вручает ап. Петру (обычно изображен справа, нередко с крестом на плече) свиток с текстом, символизирующий Закон, ап. Павел (слева) воздает хвалу Господу. Одно из ранних изображений датируется 359 г. и представлено на стенке саркофага Юния Басса (Сокровищница собора св. Петра, Ватикан): восседающий на троне Спаситель (юный, безбородый) вручает свиток ап. Петру; образы первоапостолов сходны, оба с кудрявыми волосами, с короткими округлыми бородами (см. также: саркофаги - между 380 и 400 гг., базилика Сант-Амброджо, Милан; 3-я четв. или посл. треть IV в., ц. Сан-Чельсо, Милан (ап. Петр - слева, ап. Павел - справа); 2 саркофага, 1-я четв. и 1-я пол. V в., аббатство Сен-Виктор, Марсель и др.; предметы мелкой пластики - реликварий, кон. IV в., Музей Византийской культуры, Фессалоники; крышка реликвария, V в., Археологический музей, Венеция, и т. д.). «Traditio Legis» может являться и центром композиции с изображением 4 или 12 апостолов (напр., на саркофагах посл. трети и кон. IV в., собор св. Петра в Ватикане; см.: Bovini, Brandenburg. 1967. N 679, 667). В памятниках монументальной живописи соборная апостольская иконография отмечается наибольшей репрезентативностью благодаря в т. ч. важнейшим, с сакральной т. зр., местам ее размещения в храмовом пространстве: в апсиде, на триумфальной арке. Согласно условной реконструкции декора времени равноап. имп. Константина в базиликах Латеранской и ап. Петра, в их апсидах помещалось изображение предстоящих Христу первоверховных апостолов в иконографии «Traditio Legis» (см.: Ендольцева.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Ап. Петр. Ап. Павел. Фрески в катакомбах св. Феклы в Риме. Кон. IV или 2-я пол. IV — 1-я пол. V в. Фото: pravmir.ru Ап. Петр. Ап. Павел. Фрески в катакомбах св. Феклы в Риме. Кон. IV или 2-я пол. IV — 1-я пол. V в. Фото: pravmir.ru На рельефах саркофагов IV в., где в соборной иконографии апостолы представлены стоящими или сидящими по сторонам Спасителя (в т. ч. в вариантах с символической композицией в центре), немаловажным аргументом для идентификации фигур первоверховных апостолов является их парность. Изображение ап. Петра нередко дополняется крестом на длинном древке - орудием победы над смертью, увенчавшем Церковь Христову. В его руках могут быть ключи, свиток или кодекс; атрибутами, указывающими на первостепенное значение Павла как проповедника и учителя, являются свиток или кодекс; напр., с раскрытым клинообразно вверх свитком апостол изображен слева от Иисуса Христа на саркофаге с 4 апостолами (посл. треть IV в., собор св. Петра, Ватикан, см.: Ендольцева. 2011. Рис. 130); встречаются варианты, напр. на рельефе т. н. саркофага св. Дорофеи (2-я треть IV в., Музей античного Арля; см.: Там же. Рис. 155) в руках апостола, стоящего слева от Христа и напоминающего чертами ап. Павла,- корзина с хлебами. В целом в этот период наблюдается стабильность характеристики образов обоих святых (напр., на саркофагах: посл. четв. IV в., Музей саркофагов в базилике Сан-Себастьяно, Рим; еп. Аоениуса, посл. четв. IV в., Музей античного Арля; между 380 и 400 гг. в базилике Сант-Амброджо, Милан, и др.). «Traditio Legis» (Даяние закона). Мозаика мавзолея Санта-Констанца в Риме. 3-я четв. IV в. Фото: В. Е. Сусленков «Traditio Legis» (Даяние закона). Мозаика мавзолея Санта-Констанца в Риме. 3-я четв. IV в. Фото: В. Е. Сусленков К краткой редакции соборной иконографии можно отнести композицию c выделенными фигурами первоапостолов, к-рые получают из рук Иисуса Христа свиток, символизирующий Закон; она была заимствована из придворного церемониала и получила название «Traditio Legis» («Даяние Закона»).

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Почитание святителя Амвросия Медиоланского в Милане Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. V в. Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь–базилику Сант-Амброджио ( basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379–386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским († 397) на развалинах бывшего языческого храма. Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием. После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой. Святитель Амвросий в Медиолане (таково латинское название современного Милана) признавался святым еще при жизни. Широкое почитание святителя Амвросия как на православном Западе, так и на православном Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, наконец, многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не в одной только Италии и Галлии, но и в Греции, Малой и Передней Азии, в Египте и других странах. Амвросий Медиоланский почитается как святой Православной (память 7/20 декабря) и Католической Церквами (память 7 декабря). Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии», как часто называют Милан, административный центр крупного региона страны – Ломбардии.

http://pravoslavie.ru/28732.html

( Cormack. 1985. P. 51-52). В таком случае это портреты живых исторических лиц. Начиная с мозаик VIII в., заказанных папой Иоанном VII для оратория базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано (650-707, фрагменты сохр. в ватиканских гротах), в зап. искусстве квадратные нимбы всегда связаны с изображением живых персон (напр., папы Захария и Феодота, заказчика капеллы, в росписи капеллы св. Феодота в рим. ц. Санта-Мария-Антиква, 741-752; папы Пасхалия I и его матери Феодоры в капелле Сан-Дзено римской ц. Санта-Прасседе, 817-824). Этот факт подтверждается письменными источниками. Так, Иоанн Диакон сообщает, что прямоугольный Н.- это атрибут живых («circa verticem vero tabulae similitudinem, quod viventis insigne est, praferens, non coronam» - Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 84). Данный иконографический мотив имел широкое распространение в искусстве Запада: Золотой алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IX в.), фрески IX в. крипты Епифания в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно и ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста, миниатюра из манускрипта из мон-ря Нонантола, кон. X в. (Vercelli. Bibl. Capitolare. CXLVIII), крест Ариберта (1-я пол. XI в., Музей собора, Милан), фреска в апсиде базилики в Аквилее (кон. XII в.), миниатюра кон. X в. из Псалтири архиеп. Эгберта из Трира (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриуле. Cod. CXXXVI. Fol. 17). Нек-рые исследователи связывали происхождение прямоугольной формы Н. с изображениями на егип. мумиях. В позднем византийском и поствизант. и древнерус. искусстве начиная с XVI в. в монументальной, станковой живописи и других видах изобразительного искусства для изображения Первого Лица Св. Троицы в композиции «Троица Новозаветная, или Отечество», Господа Саваофа или Христа Ветхого Денми использовали Н. с одним или 2 пересекающимися ромбами красного и синего цвета: напр., икона «Христос Ветхий Денми» ок. 1330 г. в нартексе ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия; «Четырехчастная» икона 1547-1551 гг. из Благовещенского собора Московского Кремля; икона «Отечество» 1653 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Черный провал пещеры на иконе по своему символическому значению и есть этот мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло «Солнце правды». О яслях и пеленах говорится в Евангелии от Луки (см.: Лк.2:7 ): и повит Его, и положи Его в яслех, и далее указывается на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: И се вам знамение: обрящете Младенца повита лежаща в яслех ( Лк.2:12 ). Стихира говорит нам, что ясли – приношение пустыни Богомладенцу. Значение этого приношения раскрывается словами свт. Григория Богослова , который пишет: «...преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (то есть возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом. – Л. У.) 271 . Пустыня (в данном случае пустое, ненаселенное место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, была исполнением ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. Одождивый еврейскому народу манну – хлеб с небес – Сам стал евхаристическим хлебом – Агнцем, возносимым на жертвеннике, прообразом которого и являются ясли, приносимые в дар Младенцу пустыней новозаветной. Рождество Христово. Деталь саркофага. IV в. Базилика Сант-Амброджо. Милан Пещера, ясли, пелены – указания на кенозис Божества, Его истощание, на крайнее смирение Того, Кто, невидимый естеством, становится видимым плотию человека ради, рождается в пещере, повивается пеленами, предвозвещая Свою смерть и погребение, гроб и погребальные пелены. В пещере у самых яслей – вол и осел. Евангелия о них не упоминают. И, однако, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Божественному Младенцу. Это их место в самом центре иконы указывает на важность, которую придает Церковь этой детали. Она есть не что иное, как исполнение пророчества Исаии, имеющего глубочайшее поучительное значение: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Исраиль же Мене не позна, и людие Мои неразумеша ( Ис.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

– Да будет воля Твоя! – было последними словами его. Моро велел перенести из Павии в Милан и выставить в соборе тело усопшего. Вельможи собрались в Миланский замок. Лодовико, уверяя, что безвременная кончина племянника причиняет ему неимоверную скорбь, предложил объявить герцогом маленького Франческо, сына Джан-Галеаццо, законного наследника. Все воспротивились и, утверждая, что не следует доверять несовершеннолетнему столь великой власти, от имени народа упрашивали Моро принять герцогский жезл. Он лицемерно отказывался; наконец как бы поневоле уступил мольбам. Принесли пышное одеяние из золотой парчи; новый герцог облекся в него, сел на коня и поехал в церковь Сант-Амброджо, окруженный толпою приверженцев, оглашавших воздух криками: «Да здравствует Моро, да здравствует герцог!» – при звуке труб, пушечных выстрелах, звоне колоколов и безмолвии народа. На Торговой площади с лоджии дельи Озии, на южной стороне дворца Ратуши, в присутствии старейшин, консулов, именитых граждан и синдиков, прочитана была герольдом «привилегия», дарованная герцогу Моро вечным Августом Священной Римской Империи, Максимилианом: «Maximilianus divina favente clementia Romanorum Rex semper Augustus – все области, земли, города, селения, замки и крепости, горы, пастбища и равнины, леса, луга, пустоши, реки, озера, охоты, рыбные ловли, солончаки, руды, владения вассалов, маркизов, графов, баронов, монастыри, церкви, приходы – всех и все даруем тебе, Лодовико Сфорца, и наследникам твоим, утверждаем, назначаем, возвышаем, избираем тебя и сыновей твоих, и внуков, и правнуков в самодержавные власти Ломбардии до скончания веков». Через несколько дней объявлено было торжественное перенесение в собор величайшей святыни Милана, одного из тех гвоздей, коим распят был Господь на кресте. Моро надеялся угодить народу и укрепить свою власть этим празднеством. IX Ночью, на площади Аренго, перед винным погребом Тибальдо, собралась толпа. Здесь был Скарабулло-лудильщик, златошвей Маскарелло, скорняк Мазо, башмачник Корболо и выдувальщик стекла Горгольо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В Милане создан приход в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского Милан, 18 апреля 2005 г. Идя навстречу насущной потребности значительного числа православных христиан, живущих в Милане и провинции, архиепископ Корсунский Иннокентий благословил создание второго прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата в честь покровителя Милана – святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В марте сего года было проведено учредительное собрание местной религиозной организации и сформированы органы управления приходом. Базилика Сант Амброджо в Милане Мощи святителя Амвросия покоятся в базилике Сант Амброджо в Милане в стеклянной усыпальнице рядом с мощами святых Гервасия и Протасия в базилике Сант Амброджо в Милане, чьи останки были чудесным образом открыты самим Амвросием. Усыпальница находится в нижней части базилики. 18 апреля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13290.html

Изображения выполнены в низком рельефе, словно имитирующем резьбу по дереву. Складки одежд проработаны в виде параллельных желобков с полукруглым завершением, прямыми или диагональными насечками. Любое изображение, в т. ч. человеческие фигуры, геометризуется, пропорции тел искажаются, лица напоминают архаичные маски с грозным выражением за счет опущенных уголков губ и расположенных близко к переносице глаз. Лангобардские черты проявляются в «боязни» пустого пространства и в композиции, каждому персонажу отведено определенное место согласно небесной иерархии. Данные приемы стали основой т. н. архаизирующего направления в романской пластике на территории И. Примером классического направления в дороманской итальянской скульптуре может служить стукковый рельеф в оратории Санта-Мария-ин-Валле (Темпьетто) в Чивидале-дель-Фриули. На зап. стене по сторонам полуциркульного окна помещены фигуры 6 св. жен в высоком рельефе. Стройность пропорций, манера проработки лиц и рук, драпировок одежд, величавость и красота образов свидетельствуют о сильном влиянии искусства Византии, в частности изделий из слоновой кости. Время создания рельефов до сих пор вызывает дискуссию. Их датируют то периодом правления лангобардов, то каролингской эпохой, то XI в. (подробнее см.: Storia dell " arte italiana. Torino, 1983. Pt. 2. Vol. 1. Р. 90). Киворий базилики Сант-Амброджо в Милане (Х в.) продолжает традицию классического направления уже в ранний романский период. Его фасады украшены стуковыми рельефами. На зап. фасаде изображены композиции «Traditio legis» и «Traditio clavis»; на южном - сцена возведения в сан блж. Амвросия Медиоланского, по сторонам которого склонились мученики Гервасий и Протасий. В центре сев. фасада изображена Богородица в образе Матери-Церкви, по сторонам - 2 жен. фигуры в молитвенной позе. Спокойные, симметричные композиции, гармонично вписанные в поле тимпана, предвосхищают монументальную декорацию порталов зрелой романики. На севере И. сохранились образцы раннероманской скульптуры, принадлежащей к лангобардской изобразительной традиции: капители Х в. в криптах церквей Санта-Мария-дель-Пополо в Виджевано (обл. Ломбардия) и Сан-Савино в Пьяченце (обл. Эмилия-Романья). В последней церкви капители покрыты геометрическим и растительным орнаментом; на одной сохранилось изображение полуфигур атлантов с суровыми лицами-масками. К кон. XI в. скульптура эволюционировала в сторону большей объемности, выразительности силуэта, декоративности поверхности и сюжетного многообразия. Капители в нефе и атриуме базилики Сант-Амброджо в Милане (ок. 1090) с парными изображениями львов, грифонов, быков, со сценами охоты сохраняют связь с лангобардскими рельефами. Сев. Италия

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУПЕЛЬ Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения . К. подразделяются на 2 типа - стационарные (писцины) и передвижные (переносные). Использование К. наряду с естественными источниками воды засвидетельствовано в раннехрист. текстах (Didache. 7. 1-3; Iust. Martyr. I Apol. 61. 3; Tertull. De bapt. 4. 3; Trad. Ap. 21. 2; Acta Thomae. 26). Прототипами первых христ. К. могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов по Закону Моисееву, так и греко-рим. бассейны для бытовых или религ. целей, бассейны для сбора воды (impluvia), частные или общественные бани. Стационарные К. Археологические свидетельства о К. III-VII вв. многочисленны и весьма разнообразны: К. отличаются как по форме, глубине, техническому устройству, так и по декору (см. каталоги: Khatchatrian. 1962; Ristow. 1998). Чаще всего они являются частью комплекса баптистерия , могут быть вырублены в скальной породе или выкопаны и выложены мрамором и т. п. У одних К. стенки приподняты над уровнем пола, чтобы вода не выплескивалась при погружении, другие просто вырезаны в полу. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Форма К. отражала богословское содержание таинства: круглые или имеющие форму жен. утробы (как, напр., К. в ц. св. Виталия в Суфетуле (ныне Сбейтла, Тунис); см. также: Bedard W. M. The Font as Womb or Mother// Idem. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Wash., 1951. P. 17-36) должны были указывать на Крещение как новое рождение; 8-угольные являлись символами совершенства, вечности и эсхатологического 8-го дня, указывая на новое творение во Христе или Воскресение Христово; писцины в форме креста или 6-угольной формы были символом соумирания со Христом и Страстной пятницы (6-го дня) (см.: Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity: Ritual, Visual, and Theological Dimensions. Grand Rapids (Mich.), 2012).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

Так, Рицимер пытался укрепить власть Зап. Римской империи на остававшихся в ее подчинении территориях И., части Галлии и Иллирика. Базилика Сант-Амброджо в Милане. 1098–1196 гг. Базилика Сант-Амброджо в Милане. 1098–1196 гг. Рост влияния варварских воинских контингентов, численность которых постоянно увеличивалась, привел к требованиям выгодного для них передела земли, в т. ч. за счет конфискации 1/3 частных владений римлян в И. Магистр армии Орест отказался выполнить эти требования и был убит. Сменивший его магистр армии Одоакр низложил последнего западнорим. имп. Ромула Августула (4 сент. 476) и отослал имп. регалии в К-поль имп. Зинону . Однако верховное главенство восточнорим. императора было номинальным, Зинон признал Одоакра правителем И. В 481 г. Одоакру удалось присоединить Далмацию, поддерживавшую предпоследнего имп. Юлия Непота, к-рый был вынужден покинуть И. из-за мятежа Ореста (авг. 475) и сохранял власть над Далмацией. Тем не менее заальпийские территории, еще остававшиеся в подчинении Рима, были утрачены. В 488 г. Одоакр эвакуировал рим. население из Норика и, вероятно, оставшихся воинов рим. гарнизонов из Первой Реции. Еще ранее (в 477) Одоакр нанес поражение вандалам на Сицилии и вынудил их выплачивать часть собираемых податей. В годы правления Одоакра структура гражданского управления в И. оставалась неизменной, несмотря на то что был произведен передел земельного фонда в пользу варваров. В Риме сохранялся сенат, в городах действовали курии, выполнявшие фискальные функции под руководством нового правителя. В отличие от др. варварских гос-в «королевство» Одоакра не носило племенного характера: скиры, соплеменники Одоакра, находились в равном положении с др. варварами. Предпринятое на рубеже III и IV вв. разделение территории И. на 2 диоцеза определило особенности церковной организации. Еп-ства Субурбикарной И. традиционно тяготели к Риму, к-рый к кон. IV в. стал митрополией всего диоцеза. Определенной автономией обладали епископы Сицилии и Сардинии, поэтому некоторые вост.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009