Посреди монастыря часовня длиною 12, шириною 7 сажен, вышины 6 аршин с половиною. Пред нею к востоку певчая длины и ширины 5 сажен, вышины 13 аршин до потолоку, над кровлею глава и со крестом великим, обита чешуею. В певчей насреде царския врата вышиною три аршина. Подле их образы местные двуаршинные. Направе Спасов плечной греческаго писма; поля и венец, и светы 3025 , и гривна серебряные, позолочены. Подле его второй – Богоявление. 3. Успение. 4. Соловецких. 5. Александра Свирскаго . 6. Руских чюдотворцев. К левому крыласу – Тихвинской Богородицы; поля и венец, свет и гривна серебряные, позолочены; и жемчюжной. Серебра на обоих со Спасовым по полупуду, дражае тысящи рублей каждая икона. Подле ея Святая Троица. 3. Николы Чюдотворца. 4. Филиппа митрополита. 5. Александра Ошевенскаго. 6. Всех Под ними до полу, аршин с четвертью, привешены пелены с крестами шириною по два аршина без четверти красные, зеленые и цветные, отласные и тафтяные. Праздничные парчевые, на великия праздники самой дорогой парчи, и круг крестов пазументы золотые. Над местными малых четыредесять икон в серебре и жемчюге и еще на заворотах их же до крыласов премножество на полочьках. Над малыми иконами второй ряд: вереди над царскими враты Спас на престоле двуаршинной, Богородица и Предотеча и апостоли; весь ряд в одну меру. Над ними третей ряд – праздники, аршин с чертвертью вышины. 4 ряд – пророки такой же меры, вереди Пречистая Знамение. 5 ряд к потолоку – праотцы, среди Господь Саваоф. Пред местными иконами десять лампад болших, в них вседневныя свещи праздничные – осмифунтовые, на великия праздники – белые по десяти фунтов свеча, а у Спаса и Богородицы – полпудовые. В дванадесятые праздники по лампадам круг болших по шести свещь малых ставят. Пред апостолским рядом паникадило на блоке, вседневное – двенатцеть свечь, праздничное болшое – дватцеть четыре свещи. Межь крыласами из трапезы врата складные широтою четыре, а вышины пять аршин. Подле их, аршин с малым уступя, в певчую же на крыласы окна вышиною три аршина, шириною во весь крылас четыре аршина. В них из трапезы зрятся крыласы и образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 марта 1887 г. священник Архангельской церкви села Федосьино о.Алексий Бардинский составил метрику на храм, где содержалось описание деревянной церкви 1762 года. В метрике приводятся следующие сведения о состоянии Михаило-Архангельской церкви с.Федосьино: «1. Во имя Архистратига Божия Михаила, состоящая в Московской губернии, Коломенском уезде, в селе Федосьино. 3. Церковь построена в 1762 году. 4. Деревянная. 6. Церковь основана на ровном месте. 9. Церковь построена столпообразно, верх из 8 граней, одноэтажная. 10. Алтарь состоит из 5 граней. 11. Размеры церкви: вышина - 45 аршин, длина - 30 аршин, ширина - 10 аршин. 13. Церковь обшита тёсом, резьбы нет. 16. Карнизы из тёса, в виде поясков. 18. Кровля на сводах храма дуговая на все скаты, железная, окрашена масляною краскою. 19. Фонарь устроен прямо над сводом храма, на фонаре имеется шея. 20. На церкви глава одна, покрыта железом и окрашена масляной краской. 21. Крест на главе деревянный, обит железом, восьмиконечный, цепей нет. На вершине креста ничего нет. 22. Окна в храме четырехугольные, в 4 просвета, обшиты изнутри и снаружи наличниками. Решётки в окнах железные, в 4 столбика. 23. Дверей в храме двое - деревянных, обиты листовым железом. Петли простые. 25. Паперть устроена с одной стороны. 26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется деревянным иконостасом. Приделов нет. 27. Своды храма устроены без опоры на столбах. 30. Пол деревянный одинаковый. 31. Алтарь без разделений. Окон в нем три. Помост возвышается на две ступени. 32. Престол деревянный, длина и ширина его - 1 аршин 2 вершка, высота - 1 аршин 6,5 вершков. 36. На левой стороне святого престола находится жертвенник деревянный, вышина его - 1 аршин 6,5 вершков, длина и ширина - по 14 вершков. 37. Иконостас столярной работы, о трёх ярусах, окрашен голубой краской. Царские двери состоят из двух створов, резные. Над Царскими вратами в резном сиянии резной позлащенный наподобие потира сосуд. 38. Солея пред алтарем деревянная, на 2 ступени выше помоста храма, решёткой не отделена. 39. Амвон полукруглый. 40. Клиросы устроены угольником, приставлены к стенам. 50. Колокольня построена в 1824 году, столпообразная, изображений и надписей нет. 51. Колоколов пять, слиты в царствование в бозе почившего государя императора Александра». 7 декабря 1893 г. скончался заштатный священник с.Федосьино Николай Бухарев.

http://sobory.ru/article/?object=38375

Старый колокол предполагалось продать на завод, а вырученные за него деньги пустить на устройство нового дома для Николаевской церковно-приходской школы. Добавим, что во время подания прошения, купцом уже был приобретен новый церковный колокол весом в 101 пуд 5 фунтов, вовсю шло и «устройство дома для школы», производимое на земле никольских крестьян. Школу Василий Григорьевич строил «по случаю исполнившегося трехсотлетия со Дня Рождения царя Михаила Федоровича, родоначальника благополучно царствующего Дома Романовых» и заранее испросил дозволения епископа по устройстве ее «поставить в помещении Икону во имя Феодоровской Божией Матери и два портрета – царя Михаила Федоровича и ныне благополучно царствующего императора Николая 2-го» (12.07.1896 г.). Колокол местный настоятель, благочинный округа, а за ним и епархиальное начальство продать не позволили, чем причинили обиду и ввели в еще больший расход купца А.Г. Кузнецова. Тем не менее, после разрешения недоразумений были сделаны и новый иконостас, и новая школа. Согласно акту освидетельствования произведенных работ: «Придел был устроен в левой стороне теплого храма, иконостас для него устроен новый из сосны, украшенный по местам резьбой, трехярусный, царския двери резныя. Престол устроен вышины 1 аршин …, длины и ширины 1 аршин 6 вершков; жертвенник… высоты 1 аршин 4 вершков длины и ширины. Печь устроена из белого кирпича, круглая, крытая листовым железом. Здание для школы устроено на крестьянской земле, в 35 саженях от церкви, деревянное, 13 аршин… 9 –ти аршин ширины, 5 аршин высоты, крыто тесом… нет; высота комнаты 4 аршина, в левой стороне отгорожено тесом помещение для учителей, печь русская с подтопком – из классной комнаты выложена изразцом, окон в доме 10 – все имеют по две рамы, дверь одна столярной работы. Все работы сделаны надлежащим образом и из доброкачественного материала». Освидетельствование было произведено в ноябре 1897 г. и, надо полагать, около того же времени новый придел был освящен, а школьный дом заполнился голосами юных прихожан Никольского, что на Молохте, храма, стоявшего в селе Никульском Нерехтского уезда тогда еще Костромской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=13626

В кроенье 4 ряс и 8 кафтанов пошло 48¾ аршина тафты смирной – двоеличной, на подпушку ряс и кафтанов – 44¾ аршина тафты такой же – по 20 алтын аршин, 44¼ арш. дорог ясских-двоеличных-смирных – по 16 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку – 118 аршин лазоревой крашенины по 5 денег аршин, на точку ряс – 4 золотника шёлку вишнёвого цвета по деньге аршин, на обшивку кругом ряс и рукавов – 48 аршин шёлковой бахрамы; к кафтанам было пришито 8 портищ пуговиц шёлковых на снурках – по 6 денег портище, да одному певчему дьяку – Максиму Кулину была скроена ряса, на которую пошло в кроенье 3 арш. без 3 вершков —273— тафты смирной-двоеличной, цена таж, которая, впрочем, была „отставлена и отдана в казну стаченой, без подкладки“. Тот случай, что двум певчим были лишь переделаны старые рясы, сосланные „с верху“, причём длина их была убавлена, а бахрома – снизу – перешита, а певчему Прохору Устинову старая ряса была переделана вновь, даёт полное основание предполагать, что и другого рода платье певчим дьякам не всегда шилось новое, а нередко только починивалось, расставлялось и подставлялось 2261 . Проезжее или походное платье шилось певчим дьякам для довольно частых поездок как для богомолья, так и для развлечения, с царём и членами царской семьи. Царские походы были близкие и дальние. Близкие походы совершались в село Коломенское, Преображенское и Воробьёвы горы, а к дальним, совершавшимся всего чаще с молитвенной целью относились походы – в Звенигород, Переяславль, Калязин, Кашин и всего чаще в Троице-Сергиев монастырь, причём во всех этих походах с членами царской семьи участвовали и певчие дьяки в количестве 12–25 человек. Некоторые троицкие походы начинались торжественным всеобщим выездом из Кремля. Так, в 1681 г., 21 сентября царь Феодор Алексеевич перед своим отъездом в лавру, ходил на молитву в Успенский собор, а с его государева двора ехали в то время Кремлём – в Спасские ворота уставщик Павел Михайлов, за ним певчих дьяков 7 человек – по 3 человека в ряд, в греческом платье, затем везли крестовый возок, за возком ехали певчие дьяки по 2 человека в ряд, в греческом платье, за ними ехал Спасского собора Нерукотворенного образа, что у него великого государя вверху, протопоп Иван Лазарев, того же собора священники и диаконы – в карете, и за каретой 3 человека певчих 2262 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образованный таким образом капитал позволял, не перестраивая существующую с 1736 года историческую надвратную колокольню, соорудить новую, пятиярусную. Ее было решено возвести у западной монастырской стены, на месте ступеней каменной террасы с трехстворчатыми дверями, ведущими на территорию обители. Но для этого требовалось заручиться надлежащим разрешением еще одной инстанции – Императорского археологического общества, которое должно было подтвердить, что терраса не является исторически значимой. 1 июля 1904 года, спустя две недели после посланного запроса, пришел ответ: «К постройке в западной части монастыря новой каменной колокольни со стороны Общества препятствий не встречается» . Буквально на следующий день, 2 июля, по заранее составленному и утвержденному строительным отделением Московского губернского правления проекту, приступили к работам по разборке террасы и выемке земли под фундамент будущей колокольни: в длину 13 сажен (28 метров), в ширину 7 сажен (15 метров) и в глубину около 1 сажени (2 метра). Исследование подземного грунта до 14 аршин (10 метров) показало, что он чрезвычайно слаб: на 12 аршин (8,5 метров) шел мокрый песок (сказывалась близость к реке). И только на глубине 13 аршин (9 метров) начинался вполне крепкий грунт, на котором можно было основать центральную, самую тяжелую, часть колокольни. Таким образом, возникла непредвиденная ситуация: необходимость закладки фундамента на уровне 13–14 аршин от поверхности земли вместо предусмотренных по смете 4–5 аршин. А это, по подсчетам руководившего строительством архитектора П.А. Виноградова, увеличивало затраты на 23 000 рублей. Ввиду того что монастырь не имел в наличии таких денежных средств, было решено земляные работы приостановить и подготовить новый, удешевленный проект, с тем, чтобы вписаться в бюджет, согласованный с Московской духовной консисторией: 115 000 рублей. При этом глубина залегания фундамента должна была увеличиться до 14 аршин от поверхности земли. Параллельно со строительными хлопотами настоятель архимандрит Тихон продолжил формирование колокольного ансамбля Данилова монастыря.

http://pravoslavie.ru/4462.html

Печальный случай смерти паря Феодора Алексеевича подал повод к тому, чтобы сшить некоторым певчим траурное платье, при чем 4 певчим были сделаны вновь особые одежды, а именно: «рясы тафтяные смирные», а 8 певчим – кафтаны тафтяные смирные, которые, равно как и рясы, были подложены крашениною, подпушены дорогами и снабжены пуговицами шелковыми. В кроенье 4 ряс и 8 кафтанов пошло 48,75 аршина тафты смирной – двоеличной, на подпушку ряс и кафтанов – 44,75 аршина тафты такой же – по 20 алтын аршин, 44,25 арш. дорог ясских-двоеличных-смирных – по 16 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку – 118 аршин лазоревой крашенины по 5 денег аршин, на точку ряс – 4 золотника шелку вишневого цвета по деньге аршин, на обшивку кругом ряс и рукавов – 48 аршин шелковой бахромы; к кафтанам было пришито 8 портищ пуговиц шелковых на снурках – по 6 денег портище, да одному певчему дьяку – Максиму Кулину была скроена ряса, на которую пошло в кроенье 3 арш. без 3 вершков тафты смирной-двоеличной, цена та же, которая, впрочем, была «отставлена и отдана в казну стаченою, без подкладки». Тот случай, что двум певчим были лишь переделаны старые рясы, сосланные «с верху», при чем длина их была убавлена, а бахрома снизу – перешита, а певчему Прохору Устинову старая ряса была переделана вновь, дает полное основание предполагать, что и другого рода платье певчим дьякам не всегда шилось новое, а нередко только чинилось, расставлялось и подставлялось. 77 Проезжее или походное платье шилось певчим дьякам для довольно частых поездок как для богомолья, так и для развлечения, с царем и членами царской семьи. Царские походы были близкие и дальние. Близкие походы совершались в село Коломенское, Преображенское и Воробьевы горы, а к дальним, совершавшимся всего чаще с молитвенною целью относились походы – в Звенигород, Переяславль, Калязин, Кашин и всего чаще в Троице-Сергиев монастырь, при чем во всех этих походах с членами царской семьи участвовали и певчие дьяки в количестве 12–25 человек. Некоторые троицкие походы начинались торжественным всеобщим выездом из Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Колокольня в монастыре была одна. Это была высокое кирпичное архитектурное сооружение, крытое железом, снаружи и внутри оштукатурена. Под ее аркой были святые ворота в монастырь. На колокольне было 13 колоколов. Вес главного колокола составляла 423 пуда. Кроме того, в 1902 г. на колокольне был установлены башенные часы с громким боем. С северной стороны колокольни к ограде была пристроена кирпичная сторожка. На территории монастыря было пять двухэтажных корпусов, крытых железом. В двух из них нижние этажи кирпичные, верхние – деревянные: в первом пекли хлеб и просфоры, а также было 8 келий, во втором – братском, длинною 46,5 аршин, шириной 22 аршина – холодильник. В одном из корпусов было восемь келий вверху, а внизу – мастерские: сапожная, красильная, портняжная, а так же - сторожка и конюшня для 8 лошадей. Этот корпус имел размер 52 аршина в длину и 25 аршин в ширину. Еще один добротный корпус длиной 38 и шириной 18 аршин, побеленный снаружи и внутри, с широкой галереей на верхнем этаже. Верхний этаж – с помещением для покоев настоятеля монастыря, а нижний – для келий. С южной стороны колокольни пристроен каменный флигель длиной 15, шириной 12 аршин. С северной стороны ограды – небольшой двухэтажный флигель с кельями для монахов. Возле каждого корпуса были сараи для дров, в корпусах смонтирован водопровод. Все корпуса между собой соединялись кирпичными тротуарами. Внутри двора по всей площади росли липы, каштаны, белые акации, фруктовые деревья. Многие здания были за пределами ограды монастыря. Так, с северной стороны, перед его фасадом стояло двухэтажное кирпичное помещение для посетителей и богомольцев, побеленное, крытое железом, с жилым подвальным помещением. В нем было 32 комнаты. Верхний этаж имел особое назначение: здесь был приют для престарелых лиц духовного звания, нижний этаж предназначался для приюта старых мирян. Длина этого помещения 61 аршин, 21 аршин – ширина. Еще был деревянный на кирпичном фундаменте одноэтажный отель на 8 номеров, а возле него огражден деревянным забором двор с крытым гонтом сараем для экипажей и лошадей принадлежащих паломникам. Здесь же был кирпичный одноэтажный дом с 7 комнатами, с подвальными жилыми помещениями для путешествующих паломников, пришедших пешком молиться Богу. Был тут еще дом с номерами, кухней, столовой для паломников, которых много прибывало сюда летом. В деревянном одноэтажном доме, обложенном кирпичом, крытом железом, с подвальным помещением, находилась монастырская больница для мирян с 10 комнатами и аптекой. Здесь работал фельдшер, аптекарь и 3 медсестры. Во дворе больницы у колодца построена двухэтажная кирпичная водокачка, крытая железом. Внизу был двигатель, а наверху – два больших чана для воды до 3000 ведер. По чугунным трубам вода текла во все корпуса. Рядом с двором больницы – кирпичная баня с тремя достаточно большими помещениями для мойки, на верхнем этаже было два больших чана для воды, которая нагревалась паровой.

http://sobory.ru/article/?object=47242

1 июля 1893 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев представил на утверждение проект хра­ма на 6 листах и пояснительную записку к нему. 15 июня. Проект был рассмотрен и утверждён Строительным отделением Рязанского губернского правления, по­сле чего передан в духовную консисто­рию. С 1 августа 1893 г. Вести наблюдение за строительством храма в д. Берёзовке согласился " профессор ар­хитектуры Санкт-Петербургской академии. 22 июля 1893 г. Ря­занская духовная консистория дала раз­решение на закладку церкви. Август 1893 г. Торжество закладки храма в с. Берё­зовка. Осень 1895 г. И при всей сложности проекта, способа кладки и об­лицовки стен строительство проходило достаточно быстро и уже близилось к завершению. 4 июля 1897 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев подал прошение на имя Преосвященного Мелетия с просьбой назначить день ос­вящения храма. 23 июля 1897 г. Священником берёзовской церкви был назначен его сын Иоанн Димитриевич Чельцов. Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г. Приводим некоторые статистические данные о храме вмч. Дмитрия Солунского: Длина сей церкви 60 аршин, ширина 30 аршин, высота ея с кумполом и крестом 65 аршин. Имеет три входа с папертями и ступенями из грани­та. Длина 60 аршин - 42,67 м м. Ширина 30 аршин - м. Высота с куполом и крестом 65аршин м. Приблизительная длина каменной ограды с тремя воротами 300 м. Масса комплекта из 10 колоколов 8 тон 333 кг 740 г. Предположительно, все из бронзы. Все колокола утрачены. Масса изъятых церковных серебряных вызолоченных принадлежностей 29 пудов 14 фунтов 55 золотников. В современных единицах это приблизительно 464 кг 599 г. Духовные потери не поддаются никаким статистическим измерениям. Данные из книги Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г. Обработаны творческой группой исследователей.  Само расположение церкви выбрано удачно, это уже идет небольшое возвышение, дальше уже будет идти небольшое возвышение местности, она была на открытой местности построена, в районе излучины реки Березово, река там делает поворот, немного разливается, и храм был открыт на все четыре стороны. И говорят, когда с Куркино, это 30 км приблизительно, шли крестьяне домой с ярмарки, то уже оттуда видели блистающие золотом кресты нашей церкви. Церковь окружена каменным забором, который представляет собой основание, украшенное известняком, дальше идут столбики, расстояние между столбиками чуть больше их толщины, сверху украшено такой призмой. Призма украшена известняком и защищена была железом, до 50-х годов это железо еще сохранялось и столбы стояли, а ворот уже не было.

http://sobory.ru/article/?object=10700

Таким образом, Клементьево на длительный период стало монастырским селом, а после реформы 1764 года получило статус государственного. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов значится деревянная клетская церковь Николы Чудотворца. Деревянный храм в последующее время, несомненно, неоднократно перестраивался. В конце XVIII столетия прихожане решают построить каменную церковь. В 1793 году священник Иван Федоров, строитель – крестьянин деревни Добрилово Федор Петров, церковный староста Илья Васильев и все приходские люди пригласили для этой цели подрядчика. Им был Михаил Андреев – крестьянин Ярославского уезда экономического ведомства Толгобольской волости села Гавшинки. В данном контексте небезынтересно, что строителем в прошлом называли выбранного от прихода распорядителя работ, который зачастую являлся и основным жертвователем. Он вместе со старостой и священником нес основную ответственность, осуществлял выплаты. Непосредственно строительные работы выполняли наемные мастера, руководимые главой артели, подрядчиком. 16 сентября 1793 года был заключен договор. В соответствии с ним подрядчик Михаил Андреев принял обязательство «в оном селе Клементьеве сделать новую каменную церковь… против состоящей в городе Угличе Петропавловской церкви, мерою длиною на тринадцати саженях, ширины на пяти саженях и с колокольнею. Придел сделать на боку с левой стороны от настоящей церкви – семь аршин с половиною со стеною, а в длину от колокольни одну сажень. В вышину трапеза, придел и алтарь семь аршин от земли, а в настоящей в вышину семнадцать аршин, а под главу мерою двадцать пять аршин. Колокольню манером, как в Дивногорской пустыни, в вышину тридцать аршин». Из документа следует, что мастера в какой-то мере должны были взять за образец Петропавловскую церковь города Углича, а также построить шатровую колокольню по примеру Троицкой Дивногорской пустыни. Помимо основных строительных работ им также следовало изготовить необходимое количество кирпича, руководить закладкой бутового фундамента, храм оштукатурить и побелить. Строительство требовалось осуществить в течение трех лет, за что получить 1950 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=15010

Белгородская консистория прописала в докладе епископу подробный план каменного храма: а) на основании указа из Святого Правительства Синода от 1770 года, декабря 31, консистория не нашла препятствия к построению каменной церкви, но указала, чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) на основании указа 1771 года, октября 29, при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперсным изображением, по раскольнически; г) на основании указа 1742 года, октября 9, устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) по указу 1722 г. апреля 12, чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою. По окончании всей постройки духовное правление освидетельствует церковь, составит опись и представив ее епископу будет просить его благословения на освящение ее. Получив указ от 31 августа, протоиерей Шванский заложил каменный храм 10 сентября того же года. Церковь строилась четыре года и была освящена тем же протоиереем Шванским 6 сентября («Церковная летопись», самая древняя в архиве). Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юг от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма оштукатуренный в 1829 г. Когда был окончен постройкой каменный храм, деревянная церковь еще сущесьтвовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней при каменном храме в первые годы его существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне. Не видно также и того по документам, была ли каменная церковь окружена «приличною» оградой, или она была в ограде деревянной церкви. Вообще в первые пять лет существования каменной церкви мы не имеем о ней почти никаких сведений. Сведения о каменной церкви начинаются с 1793 года, когда начинаются приходные и расходные книги о ней. В начале приходной книги на 1793 год записано имя и фамилия старосты, бывшего в прежние годы.

http://sobory.ru/article/?object=43968

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010