49. Кроме воздуха, плащаницу по Симеону Солунскому означает еще нижняя белая одежда престола. " Полагается, - говорит Симеон, - срачица (ο ), которая знаменует плащаницу на умерщвленном ради нас божественном теле " . De sacro templo. Cap.112. PG. T.155. Col.317. Писания. Т.2. С.161. Cap.133: " To ε εε " . PG. T.155. Col.341. Писания. Т.2. С.187. De divino templo. Cap.9: " To ε , εεε ε " . PG. T.155. Col.704-705. В рукописном архиерейском Служебнике Синод. б-ки в чине освящения храма нижняя одежда престола так и называется " плащаницей " : " Взем плащаницу малу, на се приготованную, и покропивши священною водою, покладает на жертовник и привязует ону крепко глаголющи псалом 131... Таже святитель взем одежду верхнюю... " Л.163. Там же срачица называется " саваном " . Л.162, об. Плащаницей же называет Симеон Солунский ту белую срачицу ( ευ), которую надевает архиерей при освящении храма ε ο ου ου ε ο. Это потому, что архиерей поставляет и освящает гроб Господень. De sacro templo. Cap.103. PG. T.155. Col.309. Писания. T.2. C.1-9. 50. Об этом воздухе статья К.Н. Тихонравова " Шитая пелена (sic!) XV века в Суздальском Рождественском соборе " . Известия Археологического общества. Т.1. Вып.4. С.212-214. 51. Диттель. Святыни, древности и достопримечательности города Рязани. - Чтения в Императорском обществе истории и древностей. 1859. Кн.3. С.113-114. С.П. Крыжановский. О древнем воздухе (покрове), хранящемся в Рязанской Крестовой церкви. Известия Археологического общества. Т.2. СПб., 1861. Стлб.297-315. 52. Там же. Стлб.314-315. 53. Один аршин равен 71,12 см. - Прим. ред. 54. Можно отметить еще, что Святой Хлеб первым из апостолов принимает апостол Петр, а Кровь - апостол Павел. Помещение апостола Павла на Тайной Вечери в числе 12 апостолов принадлежит к древнейшему византийскому иконописному обыкновению. Там же. Стлб.299. Прим.4. 55. Диттель. Цит. соч.; и прот. К. Никольский. Цит. соч. С.169. Прим.1. 56. С.П. Крыжановский. Цит. соч. Стлб.313-314. В Историческом музее на карточке значится " шитая икона " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

 Некоторые определяют количество христиан при Константине по количеству епископов, бывших на первом вселенском соборе. Но число епископов имеет условную ценность. Из лучшего списка епископов, каким является сирийский, явствует, что dioecesus Oriens, митрополией которого была Антиохия, выставил 91 епископа: dioecesus Asia (митрополия Ефес) — 51; dioecesus Pontus (митрополия Кесария каппадокийская; к нему причисляются Халкидон, Никея, вообще север Малой Азии) — 37; Египет с Фиваидой — 19; Палестина — 19. Но означает ли падение цифр епископов падение христианского населения? Нет; во–первых, потому что не все были в одинаковой мере заинтересованы вопросами вселенского собора; во–вторых, епархия не приходилась на епархию.  В Африке на километров в 484 г. приходилось т. е. на каждую епархию — км. Представим себе вещь практически невозможную, что каждая епархия была в виде круга, а кафедральный город находился в центре; тогда бы радиус равнялся 14 1/2 км. Русский аршин равен 71,119 см, так что километр немного меньше версты. Поэтому епископ по грязной грунтовой дороге мог объехать епархию в 1 1/2 часа. Епископии dioecesus Oriens равнялись 1492 кв. км., в Понте — 4272 кв. км, в Асии — 799, близко к африканским. Приводя к одному знаменателю, можно сказать, что в нашей новгородской епархии было бы 29 епархий понтийских, 39 каппадокийских, 82 восточных, 153 асийских и 185 африканских. Разница между 185 и 29 подавляющая, да и расстояние между 29 и 153, если брать восточные епархии, также немалое.  Если что мы знаем подробно, то это об епархии Феодорита кирского — Кирестике. В послании ко Льву Великому он пишет, что у него — 800 парикий, т. е. приходов. Пред гражданской властью — praefectus praetorii — он свидетельствует, что Кирестика имеет 40 millia passuum в длину и 40 millia pass, в ширину. Это свидетельство точно и не опровергается вычислением территории по карте. По словам Феодорита, Кирестика имела 3498 кв. км, а по карте 3562 кв. км. Отсюда видно, что эта епископия несравнима с другими восточными. Таким образом, вычисления числа христиан по числу епископов не ведут ни к чему  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

(Более подробное описание их см. в описи 1773 года, Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 25 об. и 26; срав. рисунок XXXIII). 821 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 240; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 436; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 389. 822 По словам рукописи Соф. библ. 1477, л. 85, на правой стороне холодного храма во имя св. Иоанна Предтеча на горе существовал «придел» «Никола чюдотворец», но это сведение не согласуется со всеми другими показаниями о той же церкви (сравн. выше). 825 По измерению 1773 года, церковь св. Иоанна Предтечи была по наружной мере в длину семь сажен один аршин без двух вершков, в ширину шесть сажен без четверти аршина (Рукоп. Кир. библ. 102– 1338, л. 33 об.). Сравн. рисунок XLI. 826 Опись 1668 года (Зап. отд. Русск. и слав. археол. Имп. Р. Археол. Общ., т. II, СПБ. 1861, стр. 256) упоминает о существовании паперти при церкви св. Иоанна Предтечи, но ни описи 1601 и 1621 годов, ни позднейшие – 1773-го года и другие не говорят о ней. 828 Кирпичные украшения на барабане главы церкви св. Иоанна Предтечи весьма сходны с такими же украшениями церкви над «святыми воротами» в Спасоприлуцком монастыре. (Сравн. фотографии И. Ф. Барщевского, 1303 и 262). 829 В 1601 году в церкви св. Иоанна Предтечи и ее приделе состояло «местных 9 образов на золоте и на красках, пядниц на золоте и на красках 19 образов, 11 пелен камчатых и тафтяных, 4 пелены бязинных и крашенинных» (Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 606)» Ныне в церкви св. Иоанна Предтечи находится иконостас (XVIII? века), перенесенный сюда из церкви св. Кирилла чудотворца. 832 Именно: «образ Рожество Пречистые Богородицы на золоте ветх; образ Илья пророк да Георгий великий мученик да Власей священомученик да Иван мученик Белоградцкой да Потапей преподобный да мученик Флор и Лавер на одной цке на золоте; образ Введение Пречистые Богородицы на золоте ветх; в киоте образ чюдотворцов Козмы и Домьяна на золоте (ср. опись 1601 года), а над ними два образа: образ Николы чюдотворца да четыре святых на празелени» (Рукоп. Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Здесь приведены лишь общие сведения об эпистолярном наследии о. Илиодора. Само же учение старца (по его письмам) изложено в сопоставлениях с учением Оптинских старцев в следующей, VI главе. 817 РГИА, ф. 796, оп. 127, д. 2090/1, л. 89. Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 68. 831 Там же, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д, л. 1. Там же, оп. 445, д. 286, л. 78. В 1843 г. в Глинскую пустынь перешли иеромонахи упраздненного Белоградского Николаевского монастыря Савватий и Филарет (Курские епархиальные ведомости. 1883. 15. С. 834). 836 Аршин – дометрическая мера длины ­­ 71,12 см (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 83). 860 Там же. Глинский устав был введен в Святогорской пустыни по повелению императора Николая I (Глинская пустынь. Ч. II. Курск, 1912. С. 49). О сохранении в Глинской пустыни установлений игумена Филарета свидетельствует, например, следующий случай. В 1846 г. Преосвященный Илиодор получил указ из Св. Синода «собрать вернейшие сведения о древних напевах в монастырях». Этот указ был вызван распоряжением императора Николая I «нигде в православных церквах не вводить духовно-музыкальных сочинений без предварительного их одобрения директором придворной певческой капеллы. Введенные же с давних времен духовные напевы оставить без изменения и всем им составить список». На это предписание о. Евстратий дал ответ: «Существующий у нас напев перенесен из Молченской Софрониевой пустыни настоятелем о. Филаретом… Посему наша пустынь имела сношение с Софрониевой и получила ответ, что она препроводила от себя в Духовную Консисторию две нотные рукописные книги: Ирмологий и Догматик. Если они… будут признаны правильными, то могут быть приняты и в нашей обители. Прислать же от себя нотные рукописи за неимением двойных экземпляров, дабы не приостановилась церковная служба, Глинская пустынь не может» (Танков А. Из истории церковного пения//Курские епархиальные ведомости. 1901. 13. С .307). 865 Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Но есть и другая версия о тех событиях, которая, с нашей точки зрения, логически и технически более правильно указывает, куда нужно было добавить «потемкинский аршинчик». М.М. Владимиров в 1887 году дал следующую информацию: «… высота же его (Преображенского собора), согласно приказанию Потемкина архитектору «пустить на аршинчик длиннее, чем собор Св. Петра в Риме», должна была быть 65 саж и 11/з арш (139,62 м)», так как высота собора Святого Петра в Риме равна 65 саж и 1/3 арш (138,91 м). Н. Пехотинский и П. Гинзбург - техники-землемеры в «Книжке к плану г. Екатеринослава 1898 года» написали: «Храм по своим размерам предполагался единственным в мире длиною 151,5 м, шириною 45,5 м, а высотою до 139,62 м - на один аршин (71,12 см) выше собора Петра в Риме». О том, что Преображенский собор должен был быть выше Римского, а не шире, писали в 1928 году в справочнике «Донбасс», в котором подробно изложены сведения о Днепропетровске. Автор-составитель данного издания также считает главное различие между зданиями соборов в Екатеринославе и Риме - это их высота, а не ширина, так как именно высота определяет величие любого здания, а не его ширина. Хотя с другой стороны, рассказ об «аршинчике» скорее всего легенда, глубоко укоренившаяся в народном сознании. Но, несмотря на эти исторические разногласия, проект собора действительно был грандиозным, но символом «обильного вертограда» и «попечений» императрицы ему стать не пришлось… Официальная церемония закладки основания Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра состоялась 9 (22) мая 1787 года во время уже упоминаемого в предыдущих главах путешествия Екатерины II на Юг империи. Сохранились сведения, что императрица, взойдя на гору, промолвила: «Место сие имеет вид приятного обиталища». Французский посол граф Л.-Ф. Сегюр упоминает в своих мемуарах об этом торжестве: «9 мая - в царском шатре отслужили молебен, и государи, в присутствии архиепископа, совершили закладку собора нового города в чрезвычайно красивой местности». Детальное описание церемонии закладки Екатеринослава помещено в «Устных воспоминаниях» запорожского казака Никиты Коржа; с той поры оно более-менее детально воспроизводилось во многих изданиях, в том числе «Истории города Екатеринослава» Д.И. Яворницкого.

http://sobory.ru/article/?object=05280

После этих предварительных замечаний мы приступим к проверке процентного отношения язычников и христиан во времена Константина Великого . Одни говорят, что христиане составляли 1/20 часть всего населения, другие – 1/10. В 1887 году занялся подробным рассмотрением этого вопроса Макс Виктор Шультце [V. Schultze, Geschichte des Untergangs des griechisch-römischen Heidentums. I. Staat und Kirche im Kampfe mit dem Heidentum. Jena 1887]. Он пришел к заключению, что христиан при Константине Великом было минимум 10 милл., а вероятно – 16, что составляет 1/6 населения. Но это исследование имело плачевный исход: оно попало для рецензии профессору берлинского университета Юлихеру [Theolog. Literaturzeitung 1887, 22, 513–518]. Он занялся подсчетом христиан по самому сочинению Шультце и пришел к удивительному результату, что христиан было 4 милл., а не 16 милл. Если в Асии, наиболее христианской стране, христиане составляли, по Шультце, 1/9 всего населения, то каким образом они могли составить 1/6 населения во всей римской империи? Это тем более удивительно, что на западе христиан было меньше, – в Италии с Римом, Африке, Испании и Галлии было 400 тыс., а вообще с Германией, Британией и Балканским полуостровом едва ли более 1/2 милл. Некоторые определяют количество христиан при Константине по количеству епископов, бывших на первом вселенском соборе. Но число епископов имеет условную ценность. Из лучшего списка епископов, каким является сирийский, явствует, что dioecesus Oriens, митрополией которого была Антиохия, выставил 91 епископа: dioecesus Asia (митрополия Ефес) – 51; dioecesus Pontus (митрополия Кесария каппадокийская; к нему причисляются Халкидон, Никея, вообще север Малой Азии) – 37; Египет с Фиваидой – 19; Палестина – 19. Но означает ли падение цифр епископов падение христианского населения? Нет; во-первых, потому что не все были в одинаковой мере заинтересованы вопросами вселенского собора; во-вторых, епархия не приходилась на епархию. В Африке на 294000 кв. километров в 484 г. приходилось 450 епархий, т. е. на каждую епархию – 680 кв. км. Представим себе вещь практически невозможную, что каждая епархия была в виде круга, а кафедральный город находился в центре; тогда бы радиус равнялся 14 и 1/2 км. Русский аршин равен 71,119 см, так что километр немного меньше версты. Поэтому епископ по грязной грунтовой дороге мог объехать епархию в 1 и 1/2 часа. Епископии dioecesus Oriens равнялись 1492 кв. км., в Понте – 4272 кв. км, в Асии – 799, близко к африканским. Приводя к одному знаменателю, можно сказать, что в нашей новгородской епархии было бы 29 епархий понтийских, 39 каппадокийских, 82 восточных, 153 асийских и 185 африканских. Разница между 185 и 29 подавляющая, да и расстояние между 29 и 153, если брать восточные епархии, также немалое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Розанов. История Московского епархиального управления. Ч. 3. Кн. 2. 95 стран. 57 Нужно заметить, что барон Боде еще в 1842 г. представлял министру Двора докладную записку о том, что в ризнице церкви Спаса на Вору сохраняется серебрено-золоченый с алмазами и другими камнями оклад с иконы Нерукотворенного Образа Спасителя, который находится в церкви Спаса за Золотою Решеткой уже в другом серебрено-золоченом окладе с драгоценными украшениями и был сделан по усердию госпожой Салтыковой с разрешения епархиального начальства, в ведении которого в то время находилась церковь . К сему докладу Боде присоединил свое мнение о том, чтобы, по исправлении сего древнего образа, принесенного в Россию супругою Uoahha III Софией Фоминишной, на него возложить прежний его оклад, а снятую с сего образа копию украсить окладом Салтыковой и поставить в иконостасе Рождественской церкви, по возобновлении его. На это тогда же последовало согласие Государя. Оп. 29. 187. 59 К сему времени прибавилось от выжиги еще 16 пудов 37 фунтов серебра и золота 7 фунтов 27 золотников. Выжига – серебро или золото, добываемое выжиганием из поношенных галунов и т.п. (прим. ред.) 60 При исполнении сей работы, Молчанов за 32 р. снял старую слюду и покрыл новою, выписанною из-за границы, за неимением в то время оной в Москве, а Полтавцев исправил древний оклад с сего образа за 50 р. 61 1 аршин=71,12; 1 вершок=4,445 см, стало быть ширина иконостаса была 9,64 м., а высота 7,51 м. (прим. ред.) 64 Доля – единица веса русской системы мер, которая равна 1/96 золотника или 0,044 грамма (прим. ред.) 66 Оп. 29. 1673. Сам Полтавцев за свою работу был награжден золотою медалью на Владимирской ленте для ношения на шее. 73 В описи 1282 от XVIII века записана такая надпись на сей иконе: к сему образу 7 сентября 1713 г. по указу Императора Петра и по приказу адмиралтейского Комиссара Андрея Беляева из адмиралтейской канцелярии отданы короны, сделанные в приказе Морского флота, весом одна корона, включая золото и каменья – 1 фунт 68 золотников, меньшая – 52 золотника, да еще к одной короне был приделан ангел золотой, весом 5 золотников. 78 Снегирев совсем не упоминает о времени закрытия сей церкви, а Строев в своей книге «Выходы царей» указатель. 47 стр. ошибочно относит его к XVIII веку. Читать далее Источник: Церкви во имя рождества Пресвятыя Богородицы и праведнаго Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве/Прот. Н. Извеков. - Москва : Рус. печатня, 1911. - 44 с. (Отд. оттиск из журн. " Чтение в общ. люб. духовного просвящения " за 1912 г.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

С. 116… какой-то огромный вершков двенадцати господин… — До введения метрической системы (1881) рост обозначался количеством вершков сверх двух аршин. Два аршина (71,12 см Х 2) — 142,24 см; 12 вершков (4,45 см Х 12) — 53,4 см. Таким образом, «господин» был почти двухметрового роста (195,64 см). 43 С. 117. Контенанс — манера держать себя, осанка ( франц. contenance); здесь: для вида, для большей важности. 44 С. 123. Какой-нибудь сумасшедший — На этом Лермонтова драма «Маскарад» основана — Но ведь он ее почти в детстве писал. — «Маскарад» был написан в 1835 г., когда Лермонтову был 21 год. Коля Иволгин имеет в виду эпизод оскорбления Арбениным князя Звездича (д. II, сц. 4). 45 С. 126. Бубновый валет — буквальный перевод французской идиомы «valet de carreau» (мошенник, подлец, ничтожество). 46 С. 128. …«Вот Иволгин, король иудейский». — В Новом завете царем иудейским именуют Иисуса Христа (см., например: Евангелие от Матфея, гл. 2, ст. 2; гл. 27, ст. 11, 29, 37). В комментируемом тексте содержится намек на надпись, сделанную над головою Христа после распятия («Сей есть Иисус, царь иудейский»), но вместо Христа под «королем иудейским» Ганя Иволгин подразумевает «короля биржи» Ротшильда. Такая ироническая переадресовка высокого страдальческого титула восходит к книге Г. Гейне «К истории религии и философии в Германии», перевод которой в 1864 г. был опубликован в журнале братьев Достоевских «Эпоха», (отрывок, с которым соотносится данный текст, подвергся цензурному сокращению). 47 С. 132. …Пирогов в Париж телеграфировал и осажденный Севастополь на время бросил… — Генерал дает здесь фантастическое истолкование реального события: великий русский хирург Н. И. Пирогов (1810–1881) во время обороны Севастополя руководил организацией помощи раненым; в июне 1855 г., возмущенный действиями командования и в ожидании новых перемен в стране после смерти Николая I, он выехал из Крыма в Петербург; в сентябре же снова вернулся в Севастополь. 48 С. 132. …Нелатон — в осажденный Севастополь явился меня осматривать. — Август Нелатон (1807–1873), известный французский хирург, член Парижской академии, в России никогда не был. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С. 59). Аршин равняется 71 сантиметру; значит, рост взрослых людей будет около 124 сантиметров... Конец нашего столетия, напротив, ознаменован " акселерацией " - повышением роста людей. 51 Архиепископ Запорожский Василий и благочинные Запорожской епархии. Заключение собрания благочинных и всех священнослужителей г. Запорожья по поводу идентификационных номеров//Запорожье православное. Запорожье, 1998. 7(23) 52 См.: Розанов В. В. Русские могилы//Собрание сочинений:В 8 т. М., 1994. Т. 3: В темных религиозных лучах. С.192 - 252 53 Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мира. С. 211. 54 Св. Киприан Карфагенский. Книга к Деметриану//Творения. М., 1999, сс. 275-276. 55 Св. Иоанн Златоуст. 24 беседа на Евангелие от Иоанна//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.8. ч.1. Спб., 1902, С. 224. 56 Цит. по: Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад, 1898. С. 495. 57 Сидонский А. О временах последних и днях власти " сына погибели " - антихриста. СПб., 1998. С. 88. 58 " " Видишь, не 1848 год - конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама " ... Речь идет о годе 7500-м от Адама, который соответствует году 1992. Откровение святого Каллиника не может быть поставлено под сомнение в силу великой святости этого преподобного. И это наполняет нас тревогой " (Православная Русь. Джордан Вилль, 1989. 28 ноября [цит. по: Фомин С., Фомина Т. Указ. соч. С. 284 - 285]). 59 Издатели псевдоправославной газеты " Жизнь Вечная " думают иначе: они нашли себе пророчицу - самочинно канонизированную ими Пелагию Рязанскую: " Поля нам говорила: " Когда я умру - родится антихрист " . Полюшка преставилась в 1966 году. А ведь антихрист, как она объяснила, должен воцариться в 33 года. Блаженная Пелагия одной местной женщине сказала прямо: " А ты не доживешь до воцарения антихриста " . Так ее уже и нет! Померла... А еще помнится, блаженная Полюшка предсказывала, что слуги антихриста в последние времена обложат специальным налогом каждую иконку! И поэтому некоторые маловерные люди станут сами, своими руками, снимать с себя образа, прятать их, ну, чтобы платить меньше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

на плане 1720 года На том же месте существовала поварня и в 1773 году, как видно на описи, произведенной в этом году и сообщающей более точные данныя о размерах тогдашнего сооружения: «От вышеписанной в I статьи под 9-м полденной окружной ограды на полночь поваренные келии каменные, по наружной мере в длину девять сажен два аршина, в ширину пять сажен два аршина, a по внутренней мере: 1) от полденной ограды в длину четыре сажени один аршин три четверти, в ширину три сажени с полуаршином, две печи кирпичные ветхи; 2) при оной келье сени в длину четыре сажени один аршин три четверти, в ширину одна сажень три четверти аршина; 3) чрез оные сени келия в длину одна сажень два аршина с половиною, в ширину той же меры, в оной келии печь кирпичная ветха, при оной келии от восточной стороны боковая кладовая полатка, в длину одна сажень два аршина с половиною, в ширину той же меры; 4) чрез глухую стену уксусная келья в длину и з сенцами четыре сажени один аршин с половиною, в оной келии печь кирпичная ветха, в оных кельях и сенях семь окошок с оконницами слюдяными ветхими, на оных кельях крыша тесовая ветха» (Рукоп. Кир. 102–1338, л. 63 об.–64). 762 В начале XVII века в Кириллове монастыре кроме братской существовали поварня: естовная, стрелецкая, княжая, гостиная и другие (Рукоп. Кир. мон 56–656; см. выше). 763 В марте 1606 года «изба поваренная» ремонтировалась вместе с другими однородными постройками: «Наимовал (т. е. казначей) плотников Боровские волости Оверя с товарыщи крити две поварни, да избу поваренную, да сушило на брацком погребе, дано найму 5 рублев» (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 3 и об.). 764 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 372 и об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 444. – В 1621 году в келье было 4 образа и 8 крестов. 765 Это было одно из самых излюбленных монашеских кушаний. В «келарских обиходниках» в конце XVI века находился даже перечень дней, в которые «крушки живут на братию». Приготовлялись они из рыбы. 766 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 373–374. – Опись 1621 года перечисляет в поварне и кельях меньшее число хранившихся там хозяйственных предметов (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010