Алтын – денежная счетная единица Московского государства; 1 алтын=6 деньгам. Аналой – специальный стол или подставка в храме, на котором читается Евангелие и другие священные книги. На аналое также полагаются иконы. Антиминс – прямоугольный плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается Божественная литургия. Обычно антиминс имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников в память о том, что первые христиане совершали литургию на гробах мучеников. Аршин – древнерусская мера длины, 1 аршин=16 вершкам=71,12 см. Большая гривенка – мера веса; 1 большая гривенка=96 золотникам=32 лотам=1 фунту=0,409 кг. Верста – древнерусская мера длины, равная 5000 саженям. Вершок – 1 вершок=44,45 мм. Взвар – трудно точно определить значение этого слова применительно к монастырской трапезе XVI в.; известно, что взвар варили с медом и перцем; в словаре Даля находим, что в некоторых русских областях взвар представлял собой сусло, вскипяченное с медом, перцем и сухой малиной. Отчасти это напоминает монастырский взвар XVI в. Канон – молитвословия, посвященные прославлению Бога, Пресвятой Богородицы, святых или отдельных событий Священной истории; канон состоит из отдельных частей, называемых песнями. Кафизма – одна из 20 частей, на которые разделена Псалтирь; каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части («Славы»), после прочтения которых поется малое славословие. Клирос – от слова «клир» – церковный причт; место, специально устроенное в передней части храма, напротив алтарных дверей, для чтецов и певцов. Кондак – краткая священная песнь в похвалу святому или празднику. Сажень – 1 сажень=4 локтям=8 пядям. Московская система опиралась на пядь в 19 см (малая пядь), локоть в 38 см и сажень в 152 см (см. – Малето. С. 201). Отпуст – заключительная молитва , которую священник произносит по окончании службы, отпуская молящихся из храма. В отпусте выражается пожелание, чтобы Господь молитвами Богородицы и святых спас и помиловал молящихся. Проскомидия – первая часть литургии, совершаемая тайно в алтаре; во время проскомидии священник приготовляет хлеб и вино для таинства Евхаристии: молясь за ныне живущих и усопших, он вынимает частички из просфор. В конце литургии эти частички погружают в Чашу со святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более точные сведения о размерах той же паперти сообщают составители монастырской описи 1773 года: « Церковь соборная каменная Успения Пресвятая Богородицы, холодная построена в 1496 году. Оная церковь с олтарем по наружной мере в длину десять сажен два аршина два вершка, в ширину восемь сажен три четверти аршина один вершок, в олтаре по правую сторону вверху ризничная полатка. При оной соборной Успенской церкве с западной и полуночной сторон паперть по наружвой мере с западной стороны на восток в длину одинатцать сажен, в ширину три сажени один аршин с четвертью, с полуночной стороны вдоль пять сажень один аршин три четверти, в ширь три сажени два вершка» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 29 об.). 301 «В окошках (паперти) окончины слюдные болшие, а у передних дверей паперти решотка деревянная, обита слюдою, а середине двери 7 паперти деревянные, обиты железом немецким и лужены; а крыта паперть тесом» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 87 и об., опись 1601 года. – Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 148 и об., опись 1621 года). – В настоящее время от северной паперти сохранилась небольшая часть у церкви св. Владимир (сравн. рисунки IV, V и а, где она заменяет как бы притвор, разделенный каменною стенною на две части. Остатки западной паперти уцелели с двух сторон пристроенного в XVIII веке притвора (см. рисунки IV, V; сравн. прим. 294) и в настоящее время обращены в кладовые (см. на рисунке V – 9 и 10). На задней стенке их доселе виднеются фресковый иконы, который по описи 1601 года находились в паперти, справа и слева от передних церковных дверей. (ср. прим. 298 и рис. XII. В правой кладовой еще виден образ Успения Пр. Богородицы, сильно попортившийся). Кладовые эти имеют двери только со двора и не сообщаются с церковью, но в правой кладовой, налево от входа, заметны следы прежней двери в Успенский собор. 302 Это деление видно на западной стене только отчасти (см. рисунок IV), так как средина его скрыта здесь пристройкою, сделанною в 1791 год; (Истор. росс. иерархии, ч. IV, стр. 390).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

х7з7а). У нас начали входить в употребление большие царские двери со времени Макария, который, в бытность архиепископом Новгородским, весьма неудачно заботясь о великолепии в ущерб другому важнейшему интересу, устроил в Софийский собор царские двери «сугубые первых в высоту и в ширину». (Эти сугубейшие двери сохранились до настоящего времени и показывают, что были им предшествовавшие: они имеют 2 аршина 9 вершков вышины и 1½ аршин в обоих створах или целой ширины,– архимандрита Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, II, 43 правило 71). В деяниях Стоглавого собора царские двери один раз называются «дверцами» (Стоглавого глава II, Казанское издание стр. 97), а в одном Троицко-Лаврском рукописном Уставе указывается их вышина, когда говорится, что по скончанию полунощницы, поемой в притворе, братия входят в церковь , творят три поклона к алтарю и целуют висящий «на персех его (на верху алтарных дверей) крест»,– л. 114 об. fin. В нашу поездку в Новгород летом 1877г. мы нашли в Спасско-Нередицкой церкви, на полатях или на хорах, в разном сваленном хламе старые царские двери, которых четвертинки без доставленного на них полукруглого (до некоторой степени как бы сердцевидного) щита имеют вышины 1 аршин 8 вершков, а со щитом 2 аршина (в первом случае нам по верх живота, а во втором по нос. На четвертинках – четыре евангелиста, на щите – Благовещение). У Греков царские алтарные двери не назывались и до сих пор не называются царскими дверями, но святыми дверями – γιαι θραι (см. многие места в De ceremonn. Константина Порфирогенита и нынешний Εχολγιον μγα). Царскими дверями, собственно царскими вратами – βασιλικα πλαι, вовсе не от Небесного, а от земного царя, назывались у Греков в больших, посещавшихся царями в храмовые праздники и так сказать царских, Константинопольских церквах, а преимущественно в св. Софии, главные входные двери в них, потому вероятно, что они отворялись только для царей (как в Риме главные входные двери в св. Петра и в другие большие базилики отворяются только для папы).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1601 году, по словам описи, от башни грановитой, (см. 9 на плане Бороздина) до святых ворот «городовые стены» было «28 сажен (sic), по стене ход, верхних – 19 вокон да нижних ис казенные полаты 10 вокон» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 392). На плане 1720 года от башни до церкви св. Иоанна Лествичника также изображена сплошная стена (с ходом по ней), более высокая, чем казенные палаты, прилегавшие к ней с внутренней стороны двора. Очевидно, что а) в начале XVII-ro века казенные палаты с наружной стороны были ограждены стеною, которая тянулась от грановитой башни до святых ворот, б) что эта стена непосредственно примыкала к казенным палатам, так как в нижней части стены из казенной палаты было проделано десять окон, и в) что стена (высота которой достигала трех без четверти саженей, см. Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 392 об.) на верхнем ряду имела окна свои, а не из казенной палаты. Между тем главный фасад современного здания казенных палат выведен на внешней (первый) большой монастырский двор и разделан с этой стороны такими окнами с архивольтами, которые, конечно, не были назначены для того, чтобы быть закрываемы стеною. Самое число их не соответствуем счету описи 1601 года. Кроме того, если бы окна выходили на прилегавшую к нему ограду, то это не обеспечивало бы нисколько сохранности казны. Отсюда можно догадываться, что современный свой вид казенные палаты получили не ранее того как решено было уничтожить прилегавшую к ним часть ограды, когда монастырь был обнесен второю стеною, т. е. не ранее 60-х годов XVII века (сравн. Рукоп. Акад. библ. А 1 / 16 , л. 85–86; Рукоп. Кир. библ 102–1338, л. 23 об.; Рукописи Кирил. монастыря, ненумерованные). С другой стороны, опись 1732–1733 года уже умалчивает о существовали стены, смежной с казенными и палатами, и длину всего прясла на этой стороне до башни определяем в три сажени (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 584), а опись 1773 года – в четыре сажени и один аршин (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 27 об.), а не в 28 саженей (как опись 1601 года). Поэтому, вероятно, что еще до 1732–1733 года казенные палаты могли подвергнуться своей крупной (хотя и не окончательной до нашего времени) перестройке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

 Диттель. Святыни, древности и достопримечательности города Рязани. - Чтения в Императорском обществе истории и древностей. 1859. Кн.3. С.113-114. С.П. Крыжановский. О древнем воздухе (покрове), хранящемся в Рязанской Крестовой церкви. Известия Археологического общества. Т.2. СПб., 1861. Стлб.297-315. 52 Там же. Стлб.314-315. 53 Один аршин равен 71,12 см. - Прим. ред. 54 Можно отметить еще, что Святой Хлеб первым из апостолов принимает апостол Петр, а Кровь - апостол Павел. Помещение апостола Павла на Тайной Вечери в числе 12 апостолов принадлежит к древнейшему византийскому иконописному обыкновению. Там же. Стлб.299. Прим.4. 55 Диттель. Цит. соч.; и прот. К. Никольский. Цит. соч. С.169. Прим.1. 56 С.П. Крыжановский. Цит. соч. Стлб.313-314. В Историческом музее на карточке значится " шитая икона " . 57 Прот. К Никольский. Цит. соч. С.169. 58 Проф. Н.П. Кондаков. Цит. соч. С.248-250. В подобном виде Евхаристия нередко изображалась в мозаиках главной алтарной абсиды. Такова, например, мозаика в алтаре Киевского Софийского собора (под " Нерушимой Стеной " ). Копия с этой мозаики есть в Московском историческом музее. Снимок см. в археологическом атласе Е.Е. Голубинского. Л.LI. Рис.1. Ср.: Филимонов. Цит. соч. С.59. 59 См. описи Московского Успенского собора. Русская историческая библиотека. Т.3. СПб., 1876. Стлб.347: " Покровы празднишные, Агнец да Пречистые Богородицы Воплощение " . Стлб.449: " Образ Спасов " , " образ Пречистыя Богородицы Воплощение " . Стлб.452: " Агнец " , " образ Спасов " . Стлб.528: " Сударь... на нем Воскресение Господне " , " сударь распятие Господне " . Стлб.532: " Воздух - Агнец Божий " . Стлб.717-718: " Крест с подножием " . Стлб.719: " Образ Спасителя на дискосе " . Стлб.720: " Образ Знамения Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем " . См. еще стлб.723,724. 60 Хотя и редко, но встречаются воздухи, где совмещены оба сюжета - и причащение, и положение во гроб. См. Панагудскую плащаницу у проф. Кондакова. Цит. соч. С.266. 61 Писания. Т.1. С.393. То же в славянском и греческом текстах, изданных профессором Н.Ф. Красносельцевым. Цит. соч. С.358. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

С. 492. …господин вершков девяти росту… — В XIX b. рост обозначался вершками, которые отмерялись сверх двух аршин. Следовательно, рост этого господина был два аршина (71 смх2=142 см) девять вершков (4.45 смх9=40.05 см); всего около 182 см. 256 С. 492. …поручику Живновскому… — Живновский — персонаж «Губернских очерков» M E. Салтыкова-Щедрина, упомянут Достоевским также во введении к «Ряду статей о русской литературе» (см.: наст, изд. Т. 12). 257 С. 493. И какие, должно быть, они были в свое время дантисты. — Дантист — сатирическое наименование полицейского, не брезгающего кулачной расправой. В смысле «зубодробитель», «герой зуборазрушающей силы» слово «дантист» впервые употреблено Гоголем в «Мертвых душах». 258 С. 493. …я проходил по Вознесенскому проспекту. — Вознесенский проспект (ныне проспект Майорова) — одно из излюбленных мест действия в произведениях Достоевского. 259 С. 494. У Смольного монастыря… — Смольный монастырь находился в удаленной части Петербурга, в другом конце городи по сравнению с Петербургской стороной. 260 С. 494–495. Из мужицкой семьи выходит вдруг поэт, да еще какой; из специального заведения — мыслитель! — Под «поэтом» Достоевский подразумевает А. В. Кольцова, под «мыслителем», возможно, — Н. Г. Чернышевского. 261 С. 495. …бедность развивает человека, учит его иногда добродетели… — Эту же «зернистую», по его определению, мысль повторяет Фома Опискин в «Селе Степанчикове» (1859): «…несчастье есть, может быть, мать добродетели. Это сказал, кажется, Гоголь» (см. с. 186). 262 С. 495. Если б на свете везде пахло духами, то мы бы и не ценили запаха духов. О Кузьма Прутков, прими сей афоризм в число знаменитых фраз, изреченных твоею мудростию! — В 1850-1860-е годы в журналистике были широко распространены мнимые цитаты и перифразы из Козьмы Пруткова. Ему не раз приписывали собственные иронические изречения Щедрин, Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Комическая бессмыслица каламбуров Пруткова часто подхватывалась газетными и журнальными фельетонистами (см.: Бухштаб В. Я. Русские поэты. Л., 1970. С. 218–219). В черновом наброске 1861 г. для предполагавшейся переработки «Двойника» Достоевский замечает: «Выдумывают каламбуры à la Кузьма Прутков» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1971. Т. 1. С. 434). 263

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 1869 году, с разрешения епархиального начальства, часовня эта по ветхости и тесноте разобрана; с наступлением же весны 1870 года на сем месте сооружен был приятной архитектуры небольшой каменный однопрестольный храм в честь Царицы Небесной – «Живоносного Источника» 97 . Храм этот построен (над находившимся тут издавна источником) иждивением Орловской помещицы А. В. Демидовой, пожертвовавшей на этот дело 10 тысяч рублей серебром 98 . В этом храме, как и прежде, бывают водосвятия торжественные 1 августа, 6 января, в пятницу Светлой седмицы и в день Преполовения, а летней порой совершаются здесь частые молебны с водосвятием по усердию богомольцев перед находящейся в этом же храме второй чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, торжественно с крестным ходом приносимой сюда из монастыря в день Преполовения и оставляемой тут по 1 октября. Эта святая икона Богоматери Владимирская, как гласит предание, прежде находилась в Карачунском мужском монастыре (Задонского уезда), но в 1659 году, по разрушении татарами упомянутой обители, некоторые из иноков той обители, спасаясь бегством от гибели и меча врагов, принесли с собой эту святыню в Задонский монастырь 99 . Жители г. Задонска весьма уважают эту икону Божией Матери Владимирскую, они с подобающей честью нередко берут в свои дома и совершают перед ней молебное пение, особенно во время болезненных эпидемий и в душевных скорбях. И по вере, молитвами Заступницы рода христианского, спасаются от бед. Икона эта высотой 1 1 / 4 аршина (89 см), шириной 1 аршин (71 см) в серебряной с позолоченным венцом ризе, устроенной усердием неизвестного христианина, получившего от этой честной иконы исцеление. Зимой эта икона пребывает в Вознесенской трапезной церкви в киоте за левым клиросом. С 1870 по 1883 год в монастыре Задонском существенных работ не производилось, но с 1883 года в нем снова начался вызванный необходимостью внутренний ремонт зданий. В это время настоятель архимандрит Прокопий прежде всего обратил внимание на неприглядное состояние Владимирского летнего собора, который казался обветшалым от времени не только извне, но и внутри его уже многое требовало неотложного возобновления; а потому, с разрешения епархиального начальства, тогда приступили к возобновлению как внутри, так и снаружи означенного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

...услыша Господь глас плача моего... Господь молитву мою прият... – Пс. 6:9 – 10 . Л. 1 183 – 119 преклони//сердца ваши, государевы, к милости... –– Библейский фразеологизм, в осноае которого изречения, характерные для псалмов: ср.: ПС. 118:36 («Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти») и Пс. 118:112 («Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Таоих нааек, до конца»). Л. 1 19 ..сердца царевы в руце Божии:... тачо уклонится. – Пр. 21:1. Милость и истинна сохранение царю, и престол ево во свидетелство устроитца . – Пр. 26:28. ...путь правды, милостыня, собрание ея – мир, здравие и долеоденствие царю. – Ср.: Пр. 21:21. Даяи нищему взаим дает Богу, и подаянию его вторично воздасться ему и живот вечный. – Ср.: Пр. 19:12. «Блажени милостиви, яко тии помилована будут». – ф. 3:2. ...длины надобе два вершка в прибавку. а в подоле... с четвертью три аршина... платно в полплта аршина... – Вершок и аршин – меры длины, равные соответственно 4,4 см и 0,71 м: полпята – четыре с половиною. ...указал Иверской монастырь ведать новогороцкому митрополиту Иякиму – Иоаким (Савелов) был новгородским митрополитом с 22 декабря 1622 г. С нем см.: 1621 – Примечания. Л. 194. Л. 120 Изволь, государь, над ними надсматривать кому иному доброму человеку, кроме ево, Якима. – Весной 1673 г., посылая патриарху Никону подарки к Пасхе, царь Алексей Михайлович распорядился сообщить Никону о неизменности своего решения оставить Иверский монастырь в ведении новгородского митрополита Иоакима – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6 – 11 (из доклада царю). ...и бдучи, с стужи едва смертию не скончался.– В Житии патриарха Никона , составленном его клириком Иваном Шушериным, рассказывается, что в городе Угличе, через который везли патриарха Никона в Ферапонтов монастырь, полковник Аггей Шепелев разогнал людей, узнавших о приближении к городу ссыльных и вышедших навстречу им с теплыми вещами и продуктами – Шушерин 1997, 145. А без твоего, государь, указу из нашего строения монастырей ничего рухляди мне не дают. – Весной 1673 г. царь распорядился сообщить Никону о том, что в случае обнаружения келейных книг и вещей Никона в Воскресенском монастыре, они будут сразу высланы ему в Ферапонтов монастырь – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6 – 11 (из доклада царю).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...услыша Господь глас плача моего... Господь молитву мою прият... – Пс. 6:9–10 . Л. 118а–119 ...преклони//сердца ваши, государевы, к милости... – Библейский фразеологизм, в основе которого изречения, характерные для псалмов; ср.: Пс. 118:36 («Приклони сердце моё к откровениям Твоим, а не к корысти») и Пс. 118:112 («Я приклонил сердце моё к исполнению уставов Твоих навек, до конца»). Л. 119 ...сердца царевы в руце Божии ... тамо уклонится. – Притч. 21:1 . Милость и истинна – сохранение царю, и престол ево во свидтелство устроитца. – Притч. 20:28 . ...путь правды, милостыня, собрание ея – мир, здравие и долгоденствие царю. – Ср.: Притч. 21:21 . Даяй нищему взаим дает Богу, и подаянию его сторично воздасться ему и живот вчный. – Ср.: Притч. 19:17 . «Блажени милостиви, яко тии помиловани будут». – Мф. 5:7 . ...длины надобе два вершка в прибавку, а в подол... с четвертью три аршина... платно в полпята аршина... – Вершок и аршин – меры длины, равные соответственно 4.4 см и 0.71 м; полпята – четыре с половиной. ...указал Иверской монастырь вдать новогороцкому митрополиту Иякиму – Иоаким (Савелов) был новгородским митрополитом с 22 декабря 1672 г. О нём см.: 7. Примечания. Л. 194. Л. 120 Изволь, государь, над ними надсматривать кому иному доброму человку, кром ево, Якима. – Весной 1673 г., посылая патриарху Никону подарки к Пасхе, царь Алексей Михайлович распорядился сообщить Никону о неизменности своего решения оставить Иверский монастырь в ведении новгородского митрополита Иоакима – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6–11 (из доклада царю). ...и дучи, с стужи едва смертию не скончался. – В Житии патриарха Никона , составленном его клириком Иваном Шушериным, рассказывается, что в городе Угличе, через который везли патриарха Никона в Ферапонтов монастырь, полковник Аггей Шепелев разогнал людей, узнавших о приближении к городу ссыльных и вышедших навстречу им с тёплыми вещами и продуктами – Шушерин 1997, 145. А без твоего, государь, указу из нашего строения монастырей ничего рухляди мн не даютъ. – Весной 1673 г. царь распорядился сообщить Никону о том, что в случае обнаружения келейных книг и вещей Никона в Воскресенском монастыре, они будут сразу высланы ему в Ферапонтов монастырь – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6–11 (из доклада царю).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

102. В этой главе даны минимальные цифры, поскольку Чичагов — либо его издатель — опускает ссылки в одном случае из трех или четырех. Из–за неполноты или ошибочности ссылок и неточности данных, полученных путем сопоставления, в приводимых здесь менее значимых цифрах и фактах также есть толика приблизительности. 103. Русский паломник. 1902. 18, с. 320. 104. См. Приложение 2. Алфавитный список дивеевских сестер, современниц святого Серафима. Способ поименования включает в себя три элемента: имя, отчество (обозначающее ее как жену или дочь какого–то лица) и фамилию. Пример: Елена Васильевна (дочь Василия) Мантурова. Как указывает о. Рошко, многие сестры не имели фамилии. В тех случаях, когда сестры носят одинаковые имена, идентифицировать их следует по отчеству. 105. Окруженная заброшенными строениями лавры и новыми постройками, канавка сохранилась до наших дней. По ней до сих пор ходят паломники( Надежда. Христианское чтение. с. 383–386). 106. Это место указывает ему Божия Матерь 25 ноября 1825 года. И вновь мы видим, что полученное указание не сковывает свободы суждения преп. Серафима. 107. 1 аршин=71 сантиметр. 109. Речь идет не о той Евдокии, которая упоминается в предыдущих главах. Это имя носят четыре сестры–основательницы, и нам придется различать их по отчеству. 110. Имеется в виду Исайя, «казначей» с 1822 г. Он назван «Исайей вторым» для отличия от первого Исайи, игумена с 1794 по 1806 и духовника преп. Серафима. В 1842 году игумен Нифонт назначил Исайю II своим преемником, и тот был избран «единогласным голосованием», как утверждает саровский Патерик (с. 178). Мы не обязаны доверять ему, но все же избрание монаха, столь не расположенного к преп. Серафиму, подтверждает пренебрежительное отношение к нему при жизни и после смерти. 111. В другом месте преп. Серафим псямо предсказывает посещение императорском семьи (269 верх и 290 верх). 112. Трудно согласиться с подобной трактовкой о. Всеволода. Важно отметить, что Саровская обитель после революции была почти полностью уничтожена — в 50–е годы были взорваны два основных собора — Успенский и Живоносного Источника. Сохранились лишь колокольня и часть келий. В 50–е же годы на месте обители возник закрытый город «Арзамас–16», в котором физики–ядерщики занимаются доныне разработками ядерного оружия. Именно поэтому даже доныне территория обители и сохранившиеся здания не переданы Русской Церкви. Дивеевская же обитель сохранилась, она восстановлена, и именно летом 1991 года в нее были перенесены мощи преп. Серафима. Так что святой вернулся после второго обретения мощей не в Саров, а именно в Дивеево, которому отдал столько сил и молитв (прим. сост.).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010