Молитвами и стараниями верующих прихожан и частных благотворителей храм восстанавливается. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует Православный духовно-просветительский центр преподобного Сергия Радонежского . Задачи центра: Святыни [ править править код ] Незнановская икона Божией Матери имеет двухсотлетнюю историю. Новейшая же история ее началась 2009 году благодаря стараниям Алексия Лукашевича, положившего начало второго возвращения Образа Пресвятыя Богородицы в эти края. Он предоставил свидетельства существования данного образа. Оказалось, что в начале XX века в Германии и в Харбине было издано несколько книг посвященных образам Пресвятой Богородицы. В одной из них, изданной в 1924 году в Харбине поручиком Николаем Лабушкиным под называнием «Образ Богородицы с 1000 рисунками», с величайшим удивлением обнаружили сообщение об иконе Божией Матери» «Незнановская». Были получены ксерокопии нескольких страниц, где написано: «Икона Божией Матери известна с 1814 года. Праздник 1 сентября (старого стиля). В народе икона именуется просто Богородица, Матерь Божия. Икона размером в длину не много менее двух аршин (аршин71,12 см). О чудотворной иконе именуемой «Незнановская», что близ города Нерехта, в местечке Незнаново, находящейся в доме, не продолжительное время тут же в церкви, неизвестно ничего. С какого времени сия икона находилась и от кого досталось – неизвестно. Перед Великой войной 1908 – 1914 гг. образ был увезен в неизвестном направлении». К тексту прилагалась прорись иконы. Изучив текст и сопоставив его с известными фактами истории села, прихода, исследователи пришли к следующим результатам. Икона была привезена в Незнаново после окончания Отечественной войны 1812 года полковником Григорием Александровичем Линевым. (Остатки фамильного склепа в виде надгробного памятника ему и его дочери Варваре находится у храма.) Как ему досталась чудная икона - неизвестно, но привезя ее в село, он поместил ее в церкви, где она хранилась не более двух лет, а затем была перенесена в барский дом. Причины переноса, видимо, сохранность иконы, т.к. храм был холодным и зимой не отапливался.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской. Сейчас обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный, недалеко от источника в честь иконы Казанской Божией Матери . В пост 1829 года (с 25 февраля по 14 апреля ст. ст.) наконец пришло официальное распоряжение Баташевской конторы о жертве Дивеевской обители трех десятин земли, по просьбе батюшки Серафима и по обещанию генеральши Постниковой. Радости батюшки Серафима не было конца. Он дал кадочку меда Михаилу Мантурову и приказал, чтобы все сестры собрались и, когда обойдут эту землю, то скушали бы мед с мягким хлебом. Когда же начнут обходить эту землю, то ввиду глубокого снега, запаслись бы камушками и клали их между колышками, расставляемыми землемером. Батюшка Серафим говорил, что когда растает снег, то колышки упадут и некоторые затеряются или на другое место вода снесет, а камушки останутся на своем месте. Приказание это было в точности исполнено. Весной батюшка Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, при этом должны были присутствовать Михаил Мантуров, отец Василий и старшие сестры. Землю опахивали по уложенным по меже камушкам, так как многие колышки действительно затерялись или оказались на других местах. Когда земля высохла, батюшка Серафим приказал по заповеди Матери Божией обрыть ее канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины и велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала следовало на склоне насадить крыжовник. Сестры медлили копать, и тогда Преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке Богородицы . Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный Преподобным, и стал началом Святой Канавки.

http://elitsy.ru/holy/2061/

Икона Божей Матери Корсунской, список XVIII века Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина – 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. – Прим.ред. ). Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя – темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца. Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат. Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере – «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения». Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

http://pravoslavie.ru/74500.html

Одна из святынь обители - чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото: Из архива монастыря После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, - рассказывает матушка Сергия. - Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, - прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки канализационные трубы. «В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, - вспоминает матушка игумения. - Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму». Казанский храм, который будет вознесён на небо. Фото: Из архива монастыря Чудеса на канавке Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», - говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин - 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», - предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. - Ред.). Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, - это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Разночтение, по-видимому, связано с тем, что в святцах РПЦ нет имени «Андриан», но есть «Адриан». У староверов же наоборот: имя в святцах пишется с «н». Вероятно, в официальном патриархийном издании фамилия крестьянки приводится без «н» с целью подчеркнуть принадлежность крестьянки к «синодальной» церкви (РПЦ). 1014 Во всех публикациях с повествованием об истории обретения «Державной» иконы опущен эпизод сна крестьянки, связанный с видением ей двух иеромонахов и упоминанием о старообрядцах. 1018 Аршин – дометрическая мера длины, использовавшаяся в России с XVI века. Один аршин равен 71,12 см. 1019 Московское Общество Любителей Духовного Просвещения существовало с 1863 по 1918 гг. Оно широко занималось издательской деятельностью, выпуская, в частности, «Московские церковные ведомости» и брошюры религиозно-нравственного содержания. С 1896 г. при обществе существовал Историко-(церковно-)археологический отдел (см. подробнее: Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Указ. соч. Т. 42. С. 626). 1021 Вознесенский женский монастырь находился в Кремле, близ Спасских ворот (Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1499). 1022 После слов «Вашего святейшества» стоит подлинная подпись митрополита Тихона, сделанная перьевой ручкой. 1023 Запись, со слов Е.И. Андриановой, сделана в марте 1917 г. мещанином Семёновской слободы И.Д. Покровским, проживавшим по Московско-Курской железной дороге. 1026 Публикуемый документ перепечатан в книге: Державная покровительница Земли Русской. Сост. С.Фомин. М., Изд. Паломник. 1999. С. 4144. Аналогичные повествования о явлении «Державной» иконы в виде свободных изложений приводятся и на страницах ряда современных изданий: Покров Божией Матери... С. 1214; ЖМП. М., 1993. 3. С. 3132; Державная покровительница... С. 4551. 1027 В одной из интерпретаций истории обретения иконы (напечатанной на страницах официального церковного издания) говорится, во-первых, что женщине не дважды, а «трижды в тонком сне» было открыто о необходимости разыскать икону. Во-вторых, утверждается и о другом откровении крестьянке: что через эту икону «отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу» (ЖМП. М., 1993. 3. С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеется также подробное описание каждой башни: «Башня Никольская, с проезжими воротами и с караульным чердаком о 6 стенах. Ширина башни 6 сажен с полсаженью вверх от земли до зубцов и с обломами 7 сажен с полсаженью. Шатер от зубцов до караульного чердака 5 сажен с полсаженью. Да подле той башни сделана спускная труба для вешней воды. Да у той башни изба караульная». В «новом городе» стояло 4 башни с проезжими воротами, 6 башен с «караульными чердаками» и 6 так называемых «глухих» башен. «Нового города по мере кругом в пряслах 610 сажен» (т. е. длина стен составляла около 1.300 м). В документе имеются ценные сведения о состоянии «городового наряда» (т.е. вооружения) Кремля: «По указу великого государя и грамоте из Пушкарского приказу стольник и воевода городовой наряд досматривал, и перевешивал, сколько в которой пищали весу пуд, и что мерою коя пищаль, и что которой ядер, и по скольку гривенок ядро. В наличии имелось 43 различных пищали (пушки). Среди них «пищаль железная кованая длиной 5 аршин (аршин=71 см), весом 36 пудов», «пищаль медная, по подписи «Кашевар» длиной 3 аршина с вершком, весом 24 пуда», восемь пищалей «Волконеек» железных весом по 4 пуда, «четырнадцать стволов затинных» железных и другое оружие. Девять пушек были установлены на караульных чердаках воротных башен «старого города», много оружия находилось на соборной площади. По результатам осмотра боевого снаряжения царские чиновники сделали вывод: «А тот городовой наряд медные и железные пищали к стрельбе годятся». Но в то же время с большой осторожностью добавили: «И изнутри все ли они в целости ль того не ведомо». Вооружение на случай войны имелось и у жителей Костромы. «Да у Костромского посадского люда городового наряду - 15 пищалей «Волконеек», 25 пищалей затинных и 136 мушкетов». Царские служители обследовали и запасы пороха и свинца: «И в старом городе зеленый каменный погреб, крытый драньем. Двери у него железные и у окон решетки… В погребе зелья ручного и пушечного было десять бочек. Весом того пороху и с деревом 89 пудов… и в Соборной церкви свинцу сорок пудов и две четверти семь гривенок».

http://sobory.ru/article/?object=35077

По окончании литургии преосвященный произнёс с церковной кафедры торжественное поучительное слово и совершил затем благодарственное Господу Богу молебствие. После чего прихожане приподнесли от себя святую икону наследникам покойного брата Петра Алексеевича и поблагодарили их за участие во внутренней отделке только что освящённого придела. Этим закончилось торжественное освящение сооружённого храма святого Василия Исповедника в Новой Деревне. 26 октября 1898 года прихожане новопостроенного храма пожелали торжественно справить годовщину освящения Васильевской церкви. Вот некоторые сведения о размерах храма. Церковное здание имеет внутри в длину до иконостаса 12 саженей и в ширину тоже 12 саженей, между стен средний алтарь имеет 9 с половиной аршин длины и 13 аршин ширины. Высота храма внутри в главном куполе 27 аршин, высота под боковыми сводами 13 с половиной аршин, внутри алтаря до сводов высота 11 с четвертью аршин. Длина всей церкви с наружной стороны с алтарём и колокольней 29 саженей, поперечная же сторона имеет по наружности 13 саженей (сажень - 2,1336 м) 1 аршин. Паперть имеет в длину 10 аршин, а в ширину 7 аршин; боковые паперти, т. е. крыльца, от носа имеют в длину 8 аршин, а в ширину 17 аршин. Высота каменной кладки церковных стен от грунта до главы 41 с четвертью аршин. Глава на железных каркасах с яблоком имеет высоты 9 и три четверти аршин, а ширины 8 аршин, крест на ней железный 7 с четвертью аршин вышины, а всего 58 с четвертью аршин. Колокольня имеет каменной кладки вышиной 54 и три четверти аршин и шириной 12 и три четверти аршин в высоту и 4 с половиной аршин в ширину. Железный крест на колокольне поставлен в 4 аршин высоты. Высота всей колокольни с крестом от уровня земли до верха 67 с половиной аршин (аршин - 71,12 см). Получается, что высота храма прп. Василия Исповедника - 41,4 метра, высота колокольни - 48 метров. Храмоздатель храма Василий Алексеевич Бахрушин на постройку и отделку Васильевской церкви потратил, как сказано в архивных документах, до 200 тысяч рублей. Сумма огромная: в начале ХХ века на 10 серебряных рублей в России можно было купить корову. Из книги: Василий Бахрушин. " Описание построения храма св. Василия Исповедника в Москве, за Рогожской заставой в Новой Деревне " . - Москва, 2015 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02315

639 « Церковь Введения Пресвятые Богородицы об одной главе каменная, внутре вширь четыре сажени с полу верхом, вдоль с олтарем три сажени повышше двух аршин. В оной церкве с западной стороны дверь, в коей два створные деревянные щиты, свнутре и снаружи выкрашены алебастром, с наружних роскрашены на подобие окошечной решетки суриком, при оных щитах нутряной задвижной железный замок..... С полночной стороны дверь, в коей свнутре и с войной стороны по одинаковому деревянному щиту... При оной церкве с одной западной стороны трапеза каменная ж внутре вширь восемь сажен восемь верхов с третью верха, вдоль семь сажен два аршина тринадцать верхов с третью верха. В оной трапезе посреде четвероуголний каменной столб. В той же трапезе с западной стороны двор... В той же трапезе с полночьной стороны дверь... При оной трапезе с одной полночвой стороны паперть каменная ж внутре вширь две сажени два аршина десять верхов с половиною, вдоль десять сажен два аршина шесть верхов» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1108–1109 об., опись 1773 года). 642 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 204 об.; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 303 об. – С показанием описи 1601 года, повидимому, не согласуется вышеприведенное свидетельство описи 1773 года, где ее длина по наружной мере показана в 8 сажен 1 аршин с половиною, а ширина – в шесть сажен и 1 аршин (см. прим. 638). Но измерение наружной ширины в 1773 году или было сделано неправильно, или относилось не ко всей ширине ее, а только к части доступной измерению. По словам той же описи 1773 года, ширина трапезы извнутри равнялась 8 саженям и 8 вершкам, а длина 7 саженям 2 аршинам 13 1 / 3 вершнам (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1108–1109 об.), т. е. внутренний план трапезы почти равнялся квадрату. 644 По наблюдениям М. Т. Преображенского, в Калужской губернии существуют «небольшие церкви с трапезами для монастырской братии, выстроенный приблизительно в первой половине XVII столетия и даже в начале второй.... Церкви (эти) сходны между собою по плану и состоят из следующих помещений, обыкновенно расположенных в двух этажах: в верхнем – помещение да молящихся и рядом братская трапеза, а в нижнем – келарня, поварня, кладовые и проч. Все эти помещения перекрыты цилиндрическими сводами, при чем в трапезе часто ставится по середине столб» (М. Т. Преображенский, Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии, СПБ. 1891, стр. 4–5). – К этому же разряду сооружений принадлежит и Введенская церковь в Кириллове, показывающая, однако, что указанный тип построек восходит к более отдаленному времени, чему не противоречит и предпочтительное употребление здесь цилиндрических сводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Батюшка Серафим говорил, что когда растает снег, то колышки упадут и некоторые затеряются или на другое место вода снесет, а камушки останутся на своем месте. Приказание это было в точности исполнено. Весной батюшка Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, при этом должны были присутствовать Михаил Мантуров, отец Василий и старшие сестры. Землю опахивали по уложенным по меже камушкам, так как многие колышки действительно затерялись или оказались на других местах. Когда земля высохла, батюшка Серафим приказал по заповеди Матери Божией обрыть ее канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины и велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала следовало на склоне насадить крыжовник. Сестры медлили копать, и тогда Преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке Богородицы. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный Преподобным, и стал началом Святой Канавки. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Летом и зимой рыть не переставали. Свой тяжелый трехлетний труд сестры завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам батюшки Серафима, должен быть построен собор.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

605 С последнею церковь архангела Гавриила сближается и по своему плану (ср. рисунки) и размеру. По словам монастырской описи 1778 года, мера церкви архангела Гавриила была внутри «в ширь четыре сажени два аршина, вдоль с олтарем шесть сажен один аршин десять верхов» (Рукоп. Кир. б. 102–1338, л. 1063 об.). Придел этой церкви во имя св. Константина и Елены, также каменный и об одной главе имел внутри – «в ширь одну сажень шесть верхов, вдоль с олтарем две сажени» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1103). – Тот же размер имеет церковь и в настоящее время (см. рисунки XVI и XVII). Внутренняя мера церкви св. Иоанна Предтечи – в ширину четыре сажени один аршин четырнадцать вершков, а вдоль с алтарем – шесть сажен шесть вершков (Рукоп. Кир. б. 102–1338, л. 608). Придать той же церкви во имя св. Кирилла в ширину видеть (внутри) одну сажень четыре вершка, а вдоль с алтарем – одну сажень два аршина и четыре вершка (там же, л. 898). 607 «Перед деисусом паникадила медяно о двунатцати шенданех, яблоко железное полужено, а под яблоком камень хрусталь кисть шолк червчет» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 157). 612 Эти иконы – следующие: «образ Пречистые Богородицы Неопалимые купины» (о нем опись 1621 года не упоминает), 4 «образа Пречистые Богородицы Достойно есть», «образ архистратига Гаврила», «образы Николы чюдотворца, Екатерины Христовы мученицы, Марии Египетцкие, да Анофрея великого на одной цке» (по словам описи 1621 года образ этот помещался на налое), «образ Иванна Богослова – в киоте», «в киоте ж образ Спасов», «образ Пречистой Богородицы Умиление», «образ Николы чюдотворца»; «на правой стороне (у стены) в киоте же образ Спасов, образ Пречистые Богородицы, образ Иванна Предтечи», «образ Пречистые Богородицы Не рыдай Мене Мати», «образ Зосимы и Саватея соловецких чюдотворцов», «образ Спасов Вседержителев», «образ Происхожение честного креста», «образ Иев праведный», «образ Сергиево виденье», «образ благоверный князь Владимер, да мученик Христофор, да Акинф на одной цке», «образ Воскресенье Христово», «образ Пречистые Богородицы Умиленье», «образ Сергеево виденье», «образ Петр митрополит, образ Спасов Вседержитель, образ Пречистые Богородицы Умиление, образ святая Прасковиея нареченная пятница, образ Пречистые Богородицы Одегитрее; на левой стороне в киоте 2 образа Спас Вседержитель», «образ Пречистые Богородицы Одегитрее», «образ Пречистые Богородицы Умиленье», «образ Анофрей великой, да Варламей хутынский, на одной цке», «образ преподобный Кирил», «образ Воскресенье Христово, образ Пречистые Богородицы Умиление, образ Спасов Емануил, образ преподобный Кирил белозерский, образ Георгий страстотерпец, да Дмитрей прилуцкой («Селунский», – в описи 1621 года) на одной цке» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 160–163. – Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 258 и об., 259 об.–260, 260 об.–261.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010