В Аргентине, к примеру, это клубы русской культуры имени В.Г. Белинского, А.Н. Островского, А.М. Горького, В.В. Маяковского и других. При каждом – ансамбли песни и танца, которые исполняют украинские, белорусские, русские произведения. Члены клубов часто собираются на праздники, ходят друг к другу в гости. Любовь к Родине проявляется и в желании сохранить свой язык, национальную культуру. В некоторых клубах есть курсы русского языка. Скажу о двух замечательных людях, которые организуют всю эту работу. Это Игорь Николаевич Андрушкевич, философ, историк, идеолог русской эмиграции в Аргентине, человек блестящего ума и огромной эрудиции, и Юрий Николаевич Кузнецов, почетный консул России в городе Мар-дель-Плата. По профессии архитектор, очень уважаемый человек в своем городе. Юрий Николаевич ведет киноклуб, посвященный творчеству Андрея Тарковского. Оба прожили в Аргентине почти всю жизнь, но свои язык и культуру не забывают, прихожане наших храмов. В этих же традициях воспитывают своих детей. С эмигрантами периода перестройки ситуация другая. Мне рассказывали, что многие переехавшие первое время стремились побыстрее ассимилироваться, детей воспитывали в традициях не своих культуры и языка. Об их церковной жизни я уже и не говорю. К счастью, теперь ситуация другая. Недавно, например, наши эмигранты в Буэнос-Айресе попросили меня помочь им организовать центр дополнительного образования для их детей, где все занятия, спортивные секции и кружки художественной самодеятельности велись бы на русском языке. Утром ребенок в школе, а затем занимается в таком Центре в атмосфере своей культуры. Есть ли у Вашей паствы в Латинской Америке проблема поиска духовника? Даже в России ощущается недостаток в духовниках – что уж говорить о Южной Америке! У нас только три пожилых священника, которые имеют серьезный пастырский опыт. Остальные недавно окончили семинарию, ревностные хорошие пастыри, но пастырского опыта им еще недостает. Выходим из положения так: любой прихожанин, который соприкоснулся с проблемной ситуацией, может позвонить и побеседовать со священником более старшим, задать вопрос и получить ответ в нашей епархиальной интернет-сети. Но чаще всего прихожане видят своего духовника в пастыре храма, где они окормляются. И молодость пастыря их не смущает.

http://pravoslavie.ru/113640.html

Первую мысль царя Ивана Васильевича Грозного о заведении в Москве типографии относят к 1547-му году. Существуют известия, что в этом году послан был государем в западную Европу для приглашения в Россию разных ученых, художников и ремесленников один живший в Москве немец, по имени Ганс Шлитте или Шлиттен, и что в числе набранных было Шлитте или Шлиттеном, но не приведенных в Россию, ученых, художников и ремесленников был типографщик. Целая история неудачной попытки Шлиттена есть следующая. Прибыв в Россию и выучившись русскому языку, он получил как-то доступ к царю Ивану Васильевичу. Повествуя государю о превосходстве жизни западно-европейской перед русской (наподобие того, как Лефорт повествовал Петру), он возбудил в государе желание перенести эту жизнь в Россию, вследствие чего Иван Васильевич, принявший намерение преобразовать свое государство, и отправил его в западную Европу с тем, чтобы он навербовал, для этого дела преобразования России, тамошних ученых, художников и ремесленников. Отправившись на Запад, Шлиттен явился в Аугсбург к немецкому императору Карлу V, с целью испросить у него дозволение набрать в империи потребных русскому государю людей. После совещания с сеймом император дал просимое дозволение, с тем только условием, чтобы ученые, художники и ремесленники не были выпускаемы из России в Турцию и вообще чтобы не было употребляемо их способностей ко вреду империи 1 . Шлиттен набрал огромную толпу нужных ему людей, изъявивших желание ехать в Россию, и, прибыв с ней в Любек, готовился плыть морем в Ливонию. Но все разрушилось (будто бы) от низкой зависти Ганзы. Любчане опасались (де), что просвещенная Россия станет более могущественной и более опасной для своих соседей; они навязали свой взгляд императору и кончили тем, что Шлиттена (будто бы) беззаконно засадили в тюрьму, а навербованных им ученых, художников и ремесленников заставили рассеяться 2 . Шлиттеном было (будто бы) набрано для России 123 человека, и именно: 4 теолога или богослова, 4 медика, 2 юриста, 4 аптекаря, 2 оператора, 8 цирюльников, 8 подлекарей, 1 плавильщик, 2 колодезника, 2 мельника, 3 плотника, 12 каменщиков, 8 столяров, 2 архитектора, 2 литейщика, 1 стекольщик, 1 бумажный мастер, 2 рудокопа, 1 человек искусный в водоводстве (?), 5 толмачей, 2 слесаря, 2 часовщика, 1 садовник для винограда, другой для хмеля, 1 пивовар, 1 денежник, 1 пробирщик, 2 повара, 1 пирожник, 1 солевар, 1 карточник (?), 1 ткач, 4 каретника, 1 скорняк, 1 маслобой, 1 горшечник, 1 типографщик, 2 кузнеца, 1 медник, 1 коренщик (?), 1 певец, 1 органист, 1 шерстобой, 1 сокольник, 1 штукатур, 1 мастер для варения квасцов, другой для варения серы, 4 золотаря, 1 площильник (плющильник?), 1 переплетчик, 1 портной 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вернёмся, однако, к доказательствам принадлежности изначального креста XVII веку. Даже если исполниться наивности и считать, что члены Археологического Общества В. Румянцев и Н. Розанов в 1870–1880-е годы не знали о современной им подделке (или делали вид, что не знали!), то и тогда самым веским доказательством того, что крест в палате дьяка Аверкия не есть «изобретение» Археологического Общества (графа А. С. Уварова и реставраторов 1870 и 1884 годов архитекторов А. Попова и Н. Никитина), – служит описание креста в приведённой нами работе Н. В. Калачова, написанной не позднее середины 1867 года. Но остаётся другой немаловажный вопрос. Что стоит за различиями в литографированном изображении креста 1885 года и современным его видом, откуда происходят различия в приводимом несколькими поколениями исследователей варианте надписи, с одной стороны, и современном её виде с другой? В советское время реставрационные и ремонтные работы различной степени сложности на здании палат проводились в 1940, 1947, в 1953–1959 годах и, наконец, в 1960–1963 годах. Наиболее серьёзный этап связан с комплексом реставрационных мероприятий 1953–1959 годов. Он проводился Музеем архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и Инспекцией по государственной охране памятников архитектуры Москвы под руководством знаменитого архитектора-реставратора Г. В. Алфёровой. Научный контроль осуществлялся представительной Комиссией в составе Б. Н. Кузнецова (председатель), Д. И. Сухова, Н. Н. Максимова, Η. Н. Соболева, В. Н. Иванова , В. И. Федорова, Η. П. Зворыкина, И. М. Точилиной, М. В. Фехнер. В связи со структурной реорганизацией строительно-реставрационного комплекса Москвы работы эти были остановлены с тем, чтобы продолжить их в 1960–1963 годах, но уже силами вновь созданной и недолго просуществовавшей Московской научно-реставрационной производственной мастерской (арх. А. И. Мазаев). Этот этап реставрации вошёл в историю здания своей небрежностью. Значительная часть документов по истории реставрации палат утрачена, или нахождение их неизвестно, или они недоступны (как не разобранный пока архив Г. В. Алфёровой в ГНИМА им. А. В. Щусева). При этом легче найти данные по реставрационным работам эпохи МАО 1257 , нежели по советскому периоду...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Лестничный голубовато-синий витраж – символ неба, воздуха, выхода к светлому, духовному, так как лестница «Волна», ведущая на второй этаж, была этапом восхождения на пути в домовый храм – старообрядческую молельню. В нее попадают со второго этажа по другой лестнице, маленькой и скрытой, символизирующей узкую, потайную тропу к храму. А на пути к нему – большая колонна с лилиями (цветок Пресвятой Богородицы, символ чистоты, праведности и невинности) и саламандрами в капители, означающая противоборство добра и зла, жизни и смерти. Иногда в этих ящерицах усматривают символ библейского змия. Особняк Рябушинского, молельная комната. Москва. Архитектор: Федор Шехтель Молельня устроена наверху как конечная цель восхождения, как высший смысл жизни, символ спасения души и обретения вечности. Квадратная в плане, молельня увенчана круглым куполом со световым фонарем в центре, от которого расходятся лучи солнечного света как знак источаемой Божественным Светом истины. Квадрат и круг – христианские символы вечности. И купол храма завершает космос этого дома-чуда, осеняет благородное жилище, ставшее подлинным гимном личности человека и образом его жизненного пути. Максиму Горькому особняк не нравился. По легенде, его выбрал для Горького сам Сталин. Здесь было все: комфорт, тишина, центр, садик для прогулок, но ничто в нем не отражало вкусов нового хозяина, выразившегося так: «Дом нелеп, но работать можно». А домработница отказалась от своей должности, перепугавшись «чудовищ» – саламандр, изображенных в капители на колонне. Впрочем, и современникам Шехтеля особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, со знаменитым окном размером в стену, почему-то напоминал «чудовище» – сказочного русского дракона. Еще Шехтель построил готический особняк на 1-й Мещанской для фарфорового короля Матвея Кузнецова и знаменитый «дом фарфора» на Мясницкой улице. Величественность этого дома символизировала крепость и надежность фирмы. Работа со старообрядцами открывала Шехтелю дорогу к русскому стилю, который он воплощал в своем модерне и который привел его к Православию.

http://pravoslavie.ru/31977.html

Природа, по утверждению представителей науки философии, является наставницей для поэтов и художников... Со времени Аристотеля задачей искусства служит подражание природе и всякий раз, когда искусство от деланости и безвкусия начнет гибнуть, когда искусственность и бездушная техника займут место правильного выражения идеям, являются пророки, восхваляющие правдивость природы и напоминающие своим современникам о необходимости изучать вечные формы природы. Стоит вспомнить о Шекспире, о кружке поэтов в Германии, к которому сначала принадлежал Шиллер и Гете. Конечно, природу нельзя копировать только внешне, а нужно уметь пользоваться идеями, лежащими в основании отдельных вещей. Тот же ландшафт, тот же процесс в природе, то же лицо разные художники различно понимают и воспроизводят 13 . Большое влияние на развитие искусства оказало, по уверению Эрнеста Геккеля, открытие в XIX веке множества прекрасных органических форм, которые пробудили совершенно особое эстетическое чувство и дали новое направление пластике. Среди громадного числа новых растительных и животных видов особенно низших групп, которыми раньше пренебрегали, оказались тысячи прекрасных и любопытных форм. Они поставили совершенно новые темы для живописи и скульптуры, для архитектуры и художественной промышленности. В этом отношении Геккель обращает внимание на широкие микроскопические исследования 1-й половины XIX века сказочных обитателей морских глубин. Тысячи прелестных существ, великолепных медуз и кораллов, чудовищных моллюсков и раков, сразу представили нам неожиданное зрелище множества форм. Их причудливая красота и разнообразие далеко превосходят все искусственные формы, которые может создать человеческая фантазия 14 . Художник, по свидетельству Шербюлье, должен постоянно находиться в сердечном общении с природой. Одна только природа может возбудить в нем священную жажду творчества и освежить его вдохновение. Природа внушает художнику любовь к творчеству и научает его, как творить. Она научает его поступать со своими сюжетами так, как она сама поступает со своими, обращать внимание на их оригинальные особенности, чтобы эффект получился сам собой, а не был изысканным. Живя постоянно среди природы, художник чувствует, что сердце его становится терпимее, так сказать, более всеобъемлющим, вся душа расширяется, подобно природе она становится выше всякой системы... 15

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Создания архитектуры и производимые ими эффекты – это та же природа в миниатюре. Что такое пирамида? Пещера, вырытая в горе. Что такое греческий храм со своими портиками и колоннадами? Он напоминает священные леса, где когда-то воздвигнуты были первые алтари. Что чувствуем мы, входя в готический храм? Робость, смущение, как бы при входе в таинственный лес. У природы архитектура заимствовала и свою декоративную часть. Колонны и капители, розетки, цветки, перевивки, ветки с листьями, овалы, бруски, зубцы – все это напоминает нам приметы, встречаемые нами на полях и в лесах, у животных и растений. Так как все эти украшения имеют определенный смысл и так как все в природе целесообразно, то у нее человек и должен учиться обдуманному и наилучшему употреблению их. Глубокое изучение таинственных отношений, установленных природой между нашими чувствами и известными формами, – самое важное дело для архитектора-художника; только при этом условии он найдет способы для осуществления своих замыслов 4 . Очертаниями линий и орнаментом, подмеченными в природе, архитектор-художник пользуется и при возведении здания. Шербулье называет природу великим архитектором, а также и великим ваятелем, и указывает, что мы на каждом шагу удивляемся ее чудной способности – строением тела животных выражать их характер и назначение 5 . Природа пробуждает и направляет мысли изобретателей для устройства важных и сложных машин и аппаратов. Стоит вспомнить, например, поражающие наше воображение аэропланы и подводные лодки, которые представляют известное подражание летающим по воздуху птицам и плавающим в глубине моря рыбам. На английском языке есть книга «Juvention decovered by observing nature». Автор ее хорошо показывает, что многие изощрения представляют как бы осколок природы и обязаны своим происхождением наблюдению за природой. Инженер Брюссель сделал туннель под рекой Темзой после того, как была устроена для этого удобная для подземных работ машина. Образцом для нее послужили действия живущего в земле жука или червяка, когда он выкапывает свои подземные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Рассказы Владыки о МИИТе поражают обилием не только бытовых, но и технических подробностей, которые он хранил в памяти долгие годы… Осенью 1941–го года мы уехали в эвакуацию в Тамбовскую область. Эвакуированным было очень трудно, потому что уезжали мы в полной уверенности, что к зиме вернемся домой. Но когда немцы подошли к Смоленску, стало ясно, что возвращение будет не скоро. Провели мы там полтора года — так что в последних классах школы я учился в Тамбове. Аттестат, однако, получил в Москве, вернувшись в мае 1943–го. В том же году я поступил в Московский институт инженеров транспорта. В семинарию я, естественно, поступить не мог, потому что ее закрыли, когда мне было 4 года, а где–то учиться было надо. Я хотел быть и архитектором, и врачом, и педагогом, и даже танкистом; привлекала меня и география: учась в школе, я был членом юношеского географического общества, но в моем окончательном выборе на меня в значительной степени повлиял мой крестный — брат Иван. Он был одним из родоначальников нашей индустриализации в этой области, начинал разведку в Кузнецком бассейне, участвовал в строительстве первого БАМа.  Помню, как осенью 1941 г. со строительства укреплений на Валдайской возвышенности его перекинули на строительство дороги Салехард — Игарка. Тогда он забежал к нам — в белом полушубке, с кобурой на поясе — и сказал: «Не беспокойтесь, Валдай не возьмут — я строил». Так оно и вышло. Институт находился на Бахметьевской улице, которая сейчас называется улицей академика Образцова, но занимал только три корпуса, построенных в конце девятнадцатого века. Потом, уже в 50–е годы, пристроили еще один корпус в том же стиле, что и старые. Вспоминаю начало занятий — в ноябре 1943 г. Нас встречает «генерал–директор тяги», Дионисий Федорович Парфенов. Моложавый, худощавый генерал, невысокого роста, он обращается к студентам с большим уважением, пожимает каждому руку и вручает маленький традиционный значок–восьмиугольник с изображением на красном фоне надписи «МИИТ». На первом курсе студенты — и только что окончившие среднюю школу, и уже отвоевавшие, с контузиями, ранениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В 1846 г. пастор Фридрих Эрнст Мориц ввел в жизнь общины Библейские часы по пятницам, в 1855 г. организовал Общество любителей пения общины. Однако главное из его дел – создание убежища св. Марии общины св. Анны для бедных сирот и пожилых одиноких женщин. На деньги, пожертвованные прихожанкой, княгиней Марией Барятинской, урожденной графиней Келлер, выше по Неве от Санкт-Петербурга была куплена деревенька Овцыно, где и было построено здание убежища св. Марии. Здесь, вне города, на свежем воздухе и свободе жили и воспитывались сироты общины св. Анны; в 1879 г. их насчитывалось, например, 52. Пастор Мориц, духовный отец этого благотворительного заведения, много работал в Овцыне и однажды, в октябре 1857 г., возвращаясь в город по Неве к еженедельному совещанию пасторов, утонул при крушении парохода. 518 Вот что записал в своем дневнике петербургский литератор А. В. Никитенко: «Ноябрь 14. Потонул пароход на Неве, у Охты, шедший из Шлиссельбурга, и потонул оттого, что шкипер был пьян и не распорядился, когда стемнело, зажечь фонари, отчего наткнулся в темноте на другой пароход. Потонуло много пассажиров, и в том числе всеми уважаемый пастор Мориц». 519 Вторая половина XIX в. Преемником пастора Морица стал пастор Пауль О. А. Зееберг (Зиберт) (1855–1878). От имени общины св. Анны он активно участвовал в основании Евангелического госпиталя в 1859 г., который был плодом совместного труда всех лютеранских и реформатских общин Санкт-Петербурга. Он же был основателем и их совместной еженедельной газеты «St.Petersburger Evangelisches Sonntagsblatt». Следует отметить, что почти все пасторы общины св. Анны начиная с XIX в. были уроженцами Российской империи, главным образом Прибалтийских провинций, и получали образование на теологическом факультете Дерптского университета. Социальный состав общины был более скромный, чем в общине св. Петра на Невском проспекте. Правда, патроны, представлявшие интересы общины св. Анны при Дворе, принадлежали к высшей, в основном военной аристократии. Как уже упоминалось, в XVIII в. это были, например, граф Брюс и граф Миних. Среди патронов XIX в. выделяется герцог Георг Август Мекленбург-Стрелицкий (1852–1876), бывший в близком родстве с императорской фамилией. Тем не менее, общий состав общины св. Анны был весьма демократический. 520 В списках старост и членов Церковного Совета мы встречаем архитекторов, врачей, хирургов, художников, аптекарей, купцов, фабрикантов, часовщиков, сапожников, садовников, кузнецов, булочников, парикмахеров и др. 521 В 1862 г. в общине св. Анны насчитывалось 12 000 членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Что там, в тумане времени? 25 марта любознательный  6 класс вместе с любимым учителем истории Кириллом Юрьевичем совершили поездку в самый центр Москвы.  Ребята побывали на экскурсии в Государственном Историческом Музее.  Большинство детей посетили это интереснейшее место впервые.  Уже само здание, построенное в лучших традициях  русского стиля, богатое удивительной по красоте росписью зачаровало ребят. Величественное строение из красного кирпича - плод совместного  творчества Владимира Шервуда и Анатолия Семенова. Проект здания музея в свое время выиграл всероссийский конкурс и получил название " Отечество " .  В нем отражены  исконно русские архитектурные детали: шатры, закомары.  Музей, посвященный русской истории,  гармонично вписался  в ансамбль Красной площади и прекрасно сочетается  с Покровским собором именуемым в народе собором Василия Блаженного.  Первое, что открылось взорам детей при входе, было генеалогическое древо Императорской семьи из 68 портретов - масштабная фреска на потолке.  Тема нашей экскурсии -   " Древнерусское государство 9 - 12 веков " . Колыбельный возраст нашей матушки России.  Благодаря стараниям молодого энергичного сотрудника музея  Арутюнова Артема Артуровича  дети погрузились в эпоху, которую можно считать нижним этажом в светлом здании русской истории.  Наш ведущий  оказался прекрасным рассказчиком, несмотря на продолжительность экскурсии, более 1,5 часов он мастерски удерживал внимание ребят.  Туман времени рассеялся, мы смогли наблюдать за жизнью наших предков в ту пору, когда они были на пути от язычества к христианству.  Масса артефактов старины глубокой из богатой коллекции музея  позволяют создать полноценное  впечатление о быте и нравах древних русичей.  Особое внимание детей привлекла знаменитая берестяная грамота мальчика Онфима, пришедшая к нам из тринадцатилетнего века. Она украшена  забавным  рисунком автора. " Чем же он вывел буквы? " - поинтересовались ребята. Вместо ручки Онфим  использовал  выкованное кузнецом писало, предтеча бумаги - береста. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/140...

Храм апостолов Петра и Павла (Кузнецово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан. В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года. А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. Содержание История [ править править код ] Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан. Он имел два престола: главный — во имя апостолов Петра и Павла и второй — в честь Богоявления Господня. Церковь, словно сказочный терем, построена в традициях старинной русской церковной архитектуры. Четверик венчает широко расставленное пятиглавие с глухими барабанами. Купола венчают ажурные кресты. Легкая шатровая колокольня вырастает из трапезной церкви. Раскраска храма в три основных цвета — бордовый, белый и зеленый — усиливает впечатление праздничности и нарядности храма. В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года. А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. После ареста отца Михаила Петропавловская церковь пустовала и только в 1939 году храм в с. Кузнецово был закрыт. Безбожники рвались разрушить его, но председатель сельского Совета Михаил Силоустев, несмотря на возможные неприятности, спрятал ключи от здания. В 1944 году верующие возбудили ходатайство о возрождении приходской жизни и в конце Великой Отечественной войны церковь святых апостолов Петра и Павла вновь становится действующей, Совет по делам РПЦ при СНК СССР одобрил передачу здания в пользование верующих. Вскоре богослужения в церкви села Кузнецово возобновились и более не прерывались.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_апостолов...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010