Храм в Новомосковске (бывшей запорожской слободе Новоселицы) был памятником, овеянным легендарной славой, да и в целом украинское церковное зодчество XVIII века было на рубеже столетий малоизвестным предметом. Только в 1905 году материалы, посвящённые древностям Украины, стали доступны широкому читателю, благодаря специальному изданию Императорского Московского Археологического общества. Так или иначе, в семейном архиве Кузнецова имеется фотокарточка Троицкого собора в Новомосковске с дарственной надписью Д.И. Эварницкого: «Архитектору Погребняку-второму, И.С. Кузнецову». Кузнецов действительно очень точно воспроизвёл композицию образца. Сохранилось подробное техническое описание проекта, сделанное самим архитектором: «План храма представляет фигуру креста. Фасады со всех четырех сторон одинаковы. От главного массива храма на высоте 4,5 сажен от земли берут начало главы (башни) и, разбиваясь на три группы, пропорционально, одна выше другой, стремятся вверх; таким образом, из общего массива образуется храм о девяти главах. Главы освещаются окнами, причем 8 глав имеют два яруса окон, каждая по четыре окна в ярусе, а девятая, центральная глава имеет три яруса окон, по восьми окон в ярусе. Смотря на фасад церкви, трудно представить своеобразную грандиозность и легкость внутреннего вида церкви. Этот эффект получился как следствие перспективности постройки, достигаемой наклонами стен башен, идущими к центру их. Церковь по своему плану построена так, что главный груз постройки (600 тысяч пудов) сосредоточен на четырех пилонах, а напряжение на квадратный дюйм сечения пилона допущено 6 пудов. В конструктивном отношении настоящая постройка заслуживает большого внимания тем, что все девять глав с прямоугольников переходят в восьмигранники и, поднимаясь вверх, пропорционально суживаются, причем кладка стен внутренних и наружных (в частях крыш) идет с наклоном внутрь глав и наклон стен по отношению к их высоте достигает трети высоты. Вопрос кладки наклонных стен решен здесь не так, как это предлагается учебниками, т.е. кладка велась кирпичом горизонтальными рядами с напуском, т.е. сдвигом одного ряда над другим, а не нормально к наклону стены. Сводчатой кладкой (нормально к наклону поверхности стен) исполнены девять сомкнутых сводов в главах».

http://sobory.ru/article/?object=23957

222 Беляев Виктор Адрианович; (6 января 1883 – не ранее 1953). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1908), к. б. 16 августа 1908 – 15 августа 1909 профессорский стипендиат кафедры психологии, с 17 октября 1909 – и.о. доцента кафедры систематической философии С.-Петербургской ДА. 1914 (утв. 1917) – магистр богословия («Лейбниц и Спиноза»). В 1918 был членом редакционной коллегии журналов «Божья нива», «Соборный Разум». 1 сентября 1919 – 1 ноября 1921 профессор кафедры философии Петроградского университета, в 1921–1922 – профессор Педагогического института. В апреле 1922 – 10 января 1929 работал в Публичной библиотеке. В 1932–1934 – сотрудник библиотеки Ленинградского отделения НИИ торфяной промышленности, 1935 – 11 августа1936 – библиограф отдела научно-технической информации Всесоюзного алюминиево-магниевого института. 22 октября 1936 арестован, приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 2 года. Наказание отбывал в Карагандинских лагерях. 9 июля 1939 освобожден, выехал в Можайск. В 1953 проживал в Ленинграде. См.: Шилов Л. А. Беляев В. А.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 2. СПб. 1999. С. 91–94. 191, 194 Беляев Гавриил Сергеевич – член церковно-приходского совета подворья Новгородского Сковородского монастыря, что в селении Пороховых в Петрограде. 214 Беляев Федор Евгеньевич; Окончил Олонецкую ДС (1889). 4 октября 1889 определен священником Георгиевской церкви в с. Ломне Белозерского уезда Новгородской епархии, с 5 апреля 1895 – священник Вознесенской церкви в Кемских селах Кирилловского уезда, а с 21 февраля 1909 – Троицкой церкви в погосте Уломе Череповецкого уезда той же епархии. 21 октября 1918 был арестован, но 23 октября освобожден, поскольку «обыск ничего не доказал в обвинение его, да и местная волостная власть в обвинение ничего не подтвердила» (Новгородские ЕВ. 1919. 1. С. 16). 38 Беляков Семен Матвеевич; (1871–1912). Окончил Калужское реальное училище и его дополнительный класс (механико-техническое отделение; 1891) и Институт гражданских инженеров (1898), инженер. Работал в Кузнецке (1899–1902). Служил в техническом отделе при Олонецкой губернской земской управе. С 1 июня 1902 – младший архитектор строительного отделения Олонецкого губернского правления; с 28 августа 1904 причислен к Министерству внутренних дел сроком на год; работал Вильне (1905–1907), затем состоял на службе на Восточно-Сибирской железной дороге. С 1908 выстроил несколько зданий в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самой высокочтимой святыней была икона преподобного Саввы XVII века, которая имела внизу надпись на доске у киота: «Сия икона была поставлена над самым местом могилы, в коей святые мощи Угодника Божия покоились 245 лет». Вверху же имелось вышитое жемчугом изображение Спасителя, святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского с сохранением иконописного стиля, искусной работы монахинь кремлевского Вознесенского монастыря (1913 год). К числу почитаемых святынь принадлежали также 56 частиц святых мощей, находившихся в деревянном киоте, и 49 частиц, вложенных в икону. При закрытии храма часть предметов, имеющая высокую историческую и художественную ценность, передали в ведение Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса. Другая часть предметов поступила в организации Губсоюз (для утилизации) и Гохран. Перед этим в церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке передали на сохранение антиминс домовой церкви и вышеупомяную чтимую икону преподобного Саввы, а в храм святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке в числе прочих предметов попала икона преподобного Саввы, вышитая на красном бархате. На сегодняшний день в Саввино-Сторожевский монастырь возвратилась только чтимая икона преподобного Саввы из церкви Воскресения Словущего (храм в советские годы не закрывали). Эту икону несли в крестном ходу при перенесении мощей преподобного из Данилова монастыря в Саввинскую обитель 22 августа 1998 г. Местонахождение остального имущества домовой церкви преподобного Саввы остается пока неизвестным. Последний священник домовой церкви отец Владимир (Медведюк) после ее закрытия в 1921–1922 гг. перешел на службу в храм святителя Митрофана Воронежского, который в 1933 г. тоже был закрыт. В 1937 г. отец Владимир был арестован, 3 декабря расстрелян на Бутовском полигоне. 20 августа 2000 г. он был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Здание архиерейского дома, где находилась домовая церковь, не сохранилось. Его место занял дом подворья последней постройки (архитектор И.С. Кузнецов, 1905 г.). Этот дом во время реконструкции улицы Горького 1937–1939 гг. был передвинут в глубь двора на 50 метров и «наехал» на другие постройки подворья, которые из-за этого снесли. Там он находится и поныне, отгороженный от улицы многоэтажным зданием в 1937 г. Сейчас часть этого дома отдана Московской Патриархии, и примерно в том месте, где в архиерейском доме находилась церковь преподобного Саввы Сторожевского, открыта часовня, также во имя преподобного Саввы. Работают богословские курсы, паломническая служба и церковная лавка.

http://sobory.ru/article/?object=10948

7 июля 1856 г. были запечатаны алтари рогожских храмов. Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по распоряжению императора 16 апр. 1905 г. 20 апр. 1908 г. в честь распечатания алтарей состоялась закладка величественной колокольни - храма Воскресения Христова на Рогожском кладбище (архит. Ф. Ф. Горностаев), 18 авг. 1913 г. храм был освящен. 25 янв. 1907 г. получила регистрацию Московская старообрядческая община Рогожского кладбища (МСОРК), ставшая центром российских старообрядцев - последователей Белокриницкой иерархии. 10 сент. 1912 г. начались занятия в Старообрядческом богословско-учительском ин-те при МСОРК, при ин-те имелась начальная 5-летняя школа. Действовали типография, благотворительное и культурно-просветительное об-ва, Комиссия по сохранению древностей и редкостей храмов общины (1911-1917), издавались журналы «Церковь» (1908-1914) и «Слово церкви» (1914-1917). Выборные должности председателя Совета МСОРК, его заместителей и попечителей в 1906-1918 гг. занимали М. С. Кузнецов и его сыновья Сергей, Николай и Георгий, А. И. Морозов, Рябушинские, И. П. Трегубов и др. Покровский собор Русской старообрядче-ской Церкви на Рогожском кладбище. 1790–1792 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2014 г. Покровский собор Русской старообрядче-ской Церкви на Рогожском кладбище. 1790–1792 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2014 г. В 1906-1912 гг. в М. было зарегистрировано ок. 20 общин белокриницкого согласия. Широко развернулась храмоздательская деятельность. В 1908-1915 гг. были освящены 11 храмов, сооруженных по проектам архитекторов И. Е. Бондаренко , В. Д. Адамовича, В. М. Маята и др. В храмах и домашних моленных хранились замечательные образцы древнерус. искусства. Древними иконами славилась Царская моленная (по имени купца Н. Д. Царского) во имя свт. Николы Чудотворца (позже владение купцов Рахмановых) в Царском пер. у Тверской заставы. В 1914-1921 гг. на ее месте возвели Никольский храм (архит. А. М. Гуржиенко; закрыт в 1940, в 1992 здание возвращено РПСЦ).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» в городе Серпухов был построен в 1737-1746 годах на средства Г. Савостьянова и А. В. Кишкиной. Каменный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней. Приделы: Пятницкий и мученицы Агриппины. Храм является памятником архитектуры XVIII века. Содержание История [ править править код ] Архивное изображение До построения в Серпухове Казанского храма на его месте, на так называемом, Остром конце древнего Серпухова, издавна стояла деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы. В XVIII веке, когда данная местность называлась уже Ямской слободою, взамен обветшавшей деревянной церкви: освящённой во имя Казанской иконы Божией Матери уже в 1731 году, строится каменная. Предание называет строительницей серпуховскую купчиху Акилину Васильевну Кишкину, однако сохранился указ Синодального Казённого приказа о строении этого храма, от 15 июля 1737 года данный не ей, а «приходским людям алтирельному кузнецу Герасиму Савостьянову со товарищи». Строительство закончилось к 1744 году, когда 11 марта был «священнодействован» антиминс Казанской церкви. В 1792 году с южной её стороны, на месте прежней паперти, в память о прежнем посвящении был пристроен придел святых мучениц Параскевы и Агриппины. Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х годов. В царствование Анны Иоанновны каменные храмы сооружались достаточно редко. Судя по фотографиям начала ХХ века, её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами, в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал зданию изящество; в стенах были скрыты голосники, сообщавшие интерьеру особую акустику. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. Главный иконостас был возобновлён в 1848 году, а придельный — в 1886 году. Тогда же, видимо, храм был расписан. В начале ХХ века Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов города Серпухова. По данным на 1917 год, церковь посещало 335 прихожан – жителей Серпухова и ближних деревень: Дворики, Скрылья, Глазово, Паниково, Судимля и Ивановская. Определённые сложности в жизни Казанского прихода создавало и присутствие на его территории многочисленной и активной общины старообрядцев-«поповцев» храма Успения Божией Матери в Глазово — по данным 1905 года, их насчитывалось 957 душ обоего пола. Нередки были случаи и «уклонения в раскол» прихожан храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Каменка. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1990. Адрес: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка Координаты: 53.090464, 46.511333 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменка (Кузнецкого уезда Саратовской губернии). Храм в честь Преображения Господня, деревянный, однопрестольный. Построен в 1905 г. 1 июня 1928 г. постановлением президиума Кузнецкого уисполкома часовня в с. Каменке была передана под школу. Источник: сайт " Пенза Православная " В 1980-и годах он сгорел, и на его месте сейчас возведен крестообразный в плане пятиглавый храм. «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский А.И. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24953

На это же указывает апостол в другом месте, утешая верующих: «Отец духов наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:10–11 . Ср. Лк. 24:26 ). Под действием претерпеваемых нами скорбей душа наша оказывается как бы обыкновенной, как говорит об этом тот же апостол: в страданиях «мы не унываем; но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Прекрасный образ того, как страдания очищают нашу душу от всякого наносного в ней зла и закаляют ее в борьбе со грехом, находим в книге Притчей ( Притч. 17:3 ), где страдания сравниваются с горнилом, в котором очищаются от посторонней примеси благородные металлы (cp. 1Петр. 1:6–7 ). Страдание в деснице Божией – это то же, что нож или резец в руках скульптора, обрабатывающего каменную глыбу в прекрасную статую, или молот в руках кузнеца, кующего сталь. «Здесь, на земле, – пишет Е. Берсье – приготовляются материалы для черезвычайного здания, которое Бог должен возвести на небе, как живые камни, но камень должен быть вытесан согласно плану Божественного Архитектора, чтобы занять принадлежащее ему место. Испытание есть нож или резец, которым Он обрабатывает его; подобно тому, как скульптор с настойчивостью долбит все глубже и глубже мрамор, долженствующий украсить главный фасад его монумента, также я понимаю, что Бог поражает Своими ударами тех, которые должны блестеть в первом ряду Его духовного храма» 744 . Но страдания влияют на нашу душу в нравственно-очистительном смысле и другим путем, производя в нас недовольство земной жизнью. Испытывая страдания, прерываемые мимолетными удовольствиями, мы знакомимся с внешним миром в его непостоянстве и ненадежности и научаемся не обманываться скоропреходящими радостями настоящей жизни. Вот как изображает временную жизнь с ее обманчивыми благами св. Григорий Богослов , душа которого была исполнена глубокими скорбями и страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

КУЗНЕЦЫ ПО МЕДИ, или «медники» ( 3Цар. 7:14 ), примерно таким же способом обрабатывали медь. Они владели литейным исквом, умели методом ковки получать листовую медь, полировать ее и изготавливать из нее высокохудож. изделия, в т.ч. и сосуды. ЗЛАТО- И СЕРЕБРОКУЗНЕЦЫ, иск-во которых было известно в Египте с древних времен, а в Вавилонии достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., изготавливали преимущ. ювелирные украшения и ценные предметы обихода для цар. дворцов и святилищ, а позднее – и для зажиточных людей. Такие кузнецы («серебряники») упоминаются в Неем. 3:8.32 Иначе они названы в Суд. 17:4 ; Ис. 40:19 . В Ис. 1:25 ; Иез. 22:17 говорится о процессе очищения металла в плавильной печи, при котором выделяются шлаки. В Ис. 40:19 ; Ис. 41:7 показано, что иск-во этих мастеров в значит. мере находило применение и при изготовлении идолов. Кузнецы уже освоили пайку и сварку. Находки археологов свидетельствуют, что мастера по обработке листового золота могли создавать необыкновенно красивые вещи, отличающиеся тонкой обработкой. ⇒ Украшения. VI. ПРОЧИЕ РЕМЕСЛА О древнейшем, наряду с ткачеством, Р. ГОРШЕЧНИКОВ ⇒ Горшечники. Как особую профессиональную группу следует отметить мироварников (⇒ СОСТАВЛЯЮЩИЙ МАСТИ). Эти ремесленники готовили мази, мастичные масла, благовония, курения и специи. Они не только снабжали своей продукцией цар. двор и храм, но и торговали ею. Несмотря на отсутствие к.-л. указаний, все же можно предположить, что существовали профессии САПОЖНИКОВ и ПОРТНЫХ. VII. АРХИТЕКТУРА, УБРАНСТВО ХРАМОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ УТВАРИ Иск-во по своей природе тесно связано с Р. Как показывают раскопки, иск-во некоторых стран Ближнего Востока, прежде всего Вавилонии и Египта, достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют великолепные постройки, живописные и скульптурные изображения, тщательность отделки предметов обихода. Однако этого нельзя сказать об иск-ве Израиля. Вероятно, причина состоит в том, что, за искл. времени правления царя Соломона, при котором наиб. развития достигла архитектура, израильтяне как народ были значит. беднее своих соседей. Как свидетельствует историч. опыт, развитие иск-ва зависит от богатого правящего дома или отдельных покровителей, но действовавшее в Израиле земельное право препятствовало появлению большого числа крупных собственников, способных финансировать развитие иск-ва. Еще одна причина заключалась в том, что Закон запрещал народу Божьему поклоняться изображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Главный архитектор Москвы призвал сохранить развязку на Лубянке 16.02.2021 19:23:18 МОСКВА При принятии решений об установке каких-либо памятников на Лубянской площади нужно сохранить ее как важную транспортную развязку в самом центре Москвы, заявил главный архитектор города Сергей Кузнецов. С. Кузнецов напомнил, что раньше обсуждалась возможность обустроить на Лубянке пешеходную зону, но от этой идеи отказались, поскольку на площади слишком плотный трафик. " Скорее всего, и подземное пространство здесь использовать не получится из-за большого объема инженерных сетей и проходящего под площадью метро " , - добавил архитектор. 16 февраля комиссия Общественной палаты Москвы по развитию гражданского общества обсуждала с экспертами, нужен ли на Лубянке вообще какой-либо памятник как архитектурная доминанта, а если да, то какой, сообщает " Интерфакс " . Коммунисты давно требовали вернуть на эту площадь памятник Феликсу Дзержинскому. Недавно с таким же требованием выступили несколько писателей и блогеров, в том числе Захар Прилепин и Александр Проханов. Также звучали предложения поставить там памятник бывшему главе КГБ и генсеку ЦК КПСС Юрию Андропову и великому князю Ивану III, либо вернуть водоразборный фонтан. Исторически архитектурная доминанта всегда была на Лубянской площади, ее возвращение было бы оправдано, но если ставить там памятник, то он должен объединить, а не расколоть общество, заявил на заседании комиссии замгендиректора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрей Баталов. Он считает, что подходящим символом для объединения нации стал бы князь Александр Невский. " На Лубянской площади необходимо разместить объект, который будет уважаем разными группами общества. Именно поэтому предлагаем разместить здесь часовню святому мученику Феликсу, - заявил на этом же заседании публицист Павел Данилин. - Это почитаемая у христиан фигура, которая не станет раздражителем ни для какой группы общества " . Зампредседателя Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов предложил подключить к решению этого вопроса москвичей через голосование на платформе " Активный гражданин " .

http://radonezh.ru/2021/02/16/glavnyy-ar...

Мы учитываем резолюции Святейшего Патриарха, в которых он дает свои указания и вносит корректировки. Например, в свое время было распоряжение строить храмы не менее, чем на 500 человек. Мы это учитываем, смотрим, как на данном участке можно осуществить это требование. Находим решение для размещения приходского дома, объединяем его с храмом или ставим отдельным строением. Есть разные схемы размещения приходских помещений. Их можно заложить в подклете, можно интегрировать со зданием храма в единый комплекс. Чтобы экономить время, часто процесс начального проектирования идет через электронную почту. Мне присылают эскизы, я даю встречные предложения и т.д. Приходится и самому рисовать. А за кем остается последнее слово в этом выборе? Это дело Вашего вкуса? Есть Общецерковный экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, который учредили в прошлом году. В нем есть несколько рабочих групп, в том числе и по архитектуре, руководить которой Священноначалие благословило мне. Решения принимаются и в рабочем порядке, и на собраниях. После всех этапов рассмотрения проект поступает на утверждение к председателю ФХУ митрополиту Марку. Затем их рассматривает Москомархитектура. И после того, как эскизный проект утвержден, начинается разработка полного проекта, который должен пройти государственную экспертизу. И только после этого этапа должно начинаться строительство храма. Проект храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле      Попадались ли среди проектов «жемчужины»? Можете съездить на Ходынское поле и посмотреть, какой там вырос храм. Особенно советую увидеть его изнутри. На мой взгляд, очень интересный храм! Он решен в виде монолитного цельного куба, потому что вокруг очень агрессивная городская застройка. И стоит он посреди этих зданий, как крепость. А внутри, действительно, жемчужина. Он являет собой тип купольной базилики, и внутреннее пространство задумано так, что все формы движутся, перетекают одна в другую. Его архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов уже около тридцати лет занимается церковным проектированием. Таких людей немного. В их ряду еще Андрей Альбертович Анисимов и Алексей Анатольевич Мамонов, который спроектировал изумительный храм на проезде Шакальского. Несмотря на то, что он выполнен достаточно традиционно это образец очень качественной архитектуры. А вот Кузнецов и Анисимов работают более свободно. Кстати, С.Я. Кузнецов делает все эскизы и чертежи не на компьютере, а руками, что сегодня большая редкость.

http://pravoslavie.ru/103161.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010