Козья Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Была построена для Покровского Поречского монастыря, открытого в 1919 году (община - с 1902 г.) и закрытого в 1928 г.. Приделы: апп. Петра и Павла, свт. Николая, прп. Максима Исповедника. К юго-западу от Петербурга, на границе Лужского и Сланцевского районов в с. Пенино (в летописях XV в. - «Сумерский погост», учрежденный св. равноап. кн. Ольгой в 957 г.) сохранились руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в древнерусском стиле епархиальным арх. Н.Н. Никоновым (1893-1900). На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа. Рядом деревня Кошелевичи, - Нижние Кошелевичи и Горка, где в домах Федосеевых, Благородовых, Савиных останавливалось приезжее духовенство. Святой прав. Иоанн Кронштадтский (освящавший Александро-Невский придел и сам храм в Пенино и приезжавший сюда, по меньшей мере, дважды, в августе 1900 г. и августе 1901 г.) останавливался в доме Федосеевых. Белый дом на цоколе, с полуциркульными окнами, обработанный рустом, сохранился по сей день. Рядом - часовня, той же постройки. В доме была молельня о. Иоанна Кронштадтского - комната, обитая голубым шелком с белой кисеей. После революции в доме была открыта школа. Молодые учительницы в красных косынках, комсомолки атеистических убеждений, одна за другой пытались поселиться в молельне. Однако ночью им были видения. Являлись двое мужчин и сбрасывали их на пол. Это повторялось, и никто не захотел там жить. В годы Великой Отечественной войны в церквах на территории, оккупированной немцами, совершались богослужения. У меня сохранился молитвенник, изданный «Управлением Православной миссии в освобожденных областях России» в 1942 г.

http://sobory.ru/article/?object=00118

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Мария Ненарокова Содержание Аннотация Введение Глава I. Беда и его время Глава II. Беда – ритор 1. Мнение Беды о риторике 2. Метафора 3. Антономасия 4. Сравнения 5. Эпитет 6. Топика образа героя 7. Топика послания у Беды и его ученика Примечания к главе II Глава III. Беда – агиограф 1. Жития Беды как сплав двух литературных традиций 2. «Житие св. Феликса» 3. «Житие св. Катберта» 3.1. Представления о младенчестве и отрочестве в житии 3.2. Идеальный монастырь в представлении Беды 3.3. Герой жития как связующее звено двух традиций 3.4. Представления о болезни и смерти в «Житии св. Катберта 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» 4. Место агиографии Беды в истории литературы Примечания к III главе Глава IV 1. Основные характеристики повествования 2. Время в «Жизнеописании» 3. Пространство в «Жизнеописании» 4. Образы героев в «Жизнеописании» 5. «Жизнеописание» Беды в истории литературы Примечания к главе IV Глава V. Беда – проповедник 1. О гомилетической традиции до Беды 2. «Exordium» – «вступление» – как часть проповеди 3. «Narrafto» – «повествование» как часть проповеди: способы организации текста 3.1. Гомилии 3.1.1. «Гомилия на Благовещение» (1 гомилия 1 книги) 3.1.2. Гомилии на праздник свв. апп. Петра и Павла (XV, XVI гомилии II книги) 3.1.3. «Гомилия на праздник Обновления храма» (XXI гомилия II книги) 3.2. Экземплюм 3.2.1. Пример экземплюма из «Жития св. Катберта» 3.2.2. «Гомилия на день памяти Бенедикта Бископа» (том XVII, II книга) 3.3. Особенности «повествования» в гомилии и экземплюме. 4. «Conclusio» – «заключение» – как часть проповеди 5. Место гомилий Беды в истории литературы Примечания к главе V Заключение Summary     Аннотация Предлагаемая монография посвящена творчеству Досточтимого Беды (672/3 – 735), выдающегося церковного писателя и богослова раннего Средневековья. Произведения писателя представляют собой яркие примеры наиболее распространенных в Средние века жанров – жития, жизнеописания, послания, проповеди . Прослеживается связь теоретических знаний Беды в области риторики и отражение этих взглядов в структуре его произведений. Творчество англосаксонского писателя рассматривается как синтез культурных традиций, бытовавших в Англии VII-VIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Молоди. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты «Главная архитектурная достопримечательность усадьбы – Воскресенская церковь, сооруженная в 1703-1706 годах и перестроенная в конце XVIII века. …Церковь в Молодях выстроена по типу «восьмерик на четверике». Однако поздние переделки и пристройки придали ей вид, очень далекий от архитектуры «московского барокко». Декор самого храма был значительно изменен. Грани восьмерика, например, в соответствии со вкусами этого времени украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишками над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая, весьма внушительная по размерам трапезная. Но самое существенное, что было создано здесь при перестройке, - это отмечающие главный вход парные колокольни, увенчанные, как и сама церковь, фигурными главками. Оригинальная «башенная» композиция стала примечательной особенностью этого сооружения. Перестройка церкви была осуществлена при Домашневых, владевших усадьбой во второй половине XVIII века». Источник: М.М. Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 В начале XVII в. на погосте в Молодях стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1646 г. деревня принадлежала Ф. Измет-Гильдееву и П.Ф. Соковнину. Вскоре погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В 1699 г. оно пожаловано боярину Ф.А. Головину. С 1736 по 1786 гг. селом владели Салтыковы, затем Домашневы. В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала М.Я. Кротковой, которая много жертвовала на храмы и монастыри. В середине XIX в. село находилось во владении А.Д. Бестужевой. Последним владельцем был А.И. Бородин. Храм в честь Воскресения Христова возвели при владельце Н.А. Головине в 1706 г. Второй строительный период относится к 1786 г., когда село стало принадлежать Домашневым. При них был перестроен весь усадебный комплекс и церковь. К основному объему храма, сохранившегося с 1706 г., пристроили трапезную с приделами: во имя апп. Петра и Павла и свт. Стефана Сурожского, парные колокольни по сторонам западного фасада и два одинаковых притвора. Храм сохранился в таком виде до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=04918

Муромцево. Церковь Александры Римской. Церковь мученицы царицы Александры Римской Карта и ближайшие объекты Храм святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево.  «Храм расположен на территории бывшей усадьбы полковника лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. Храм был построен на его средства и имел один престол - во имя мч. царицы Александры. Храм строился в течении 4-х лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля ст.ст.). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его причтом. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. На сводах храма были изображены Евангелисты, а стены храма украшали орнаменты. В храме был 3-х ярусный иконостас, во втором ярусе справа - образы свт. Николая, св. блг. кн. Бориса, свв. Кирилла и Мефодия; слева - св. блг. кн. Георгия, св. блг. кн. Глеба, апп. Петра и Павла. В третьем ярусе были иконы св. кн. Владимира, св. кн. Ольги, св. Ксении, св. Елены, св. Елизаветы, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, свт. Феодосия. Эти образы святых жен, по-видимому, были небесными покровительницами семьи Храповицких. Так, имя Екатерины носила бабушка Владимира Семеновича (урожденная Хоненева), а Елизаветой звали его супругу. У правого клироса был образ св. блг. кн. Александра Невского и Преображения Господня, а у левого клироса - образ царицы Александры и Богоявления Господня. На одноярусной колокольне было 9 колоколов, самый большой весом в 121 пуд. В.С. Храповицкий (внук известного Ивана Семеновича Храповицкого, тайного советника и кавалера при Александре Втором) был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и орденом св. Станислава 3-ей степени; был предводителем Владимирского дворянского собрания. Судогодские земли с богатейшими запасами леса он получил в наследство от своей бабки Екатерины Хоненевой, род которой с 17 века владел этими землями. Будучи богатым лесопромышленником, а затем и владельцем заводов по выработке стеклянных изделий, Храповицкий занимался благотворительной и просветительной деятельностью в своем уезде. На его средства строились и содержались общеобразовательные школы в дер. Галанино, Ликино и Андреевском, столярная мастерская и музыкальная школа в Муромцево. В 1913 году в с. Ликино открылась больница со стационаром, построенная на средства В. Храповицкого, причем врачи этой больницы обслуживали фельдшерский пункт в Муромцево.

http://sobory.ru/article/?object=01451

Новосергиево. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя преподобного российского чудотворца Сергия Радонежского в Новосергиево сооружена в первой половине XIX века. Отделка интерьеров и декоративное оформление трапезной штукатурным декором в русском стиле были закончены уже во второй половине XIX века. Здание церкви построено из кирпича, оштукатурено, украшено белокаменными деталями. Архитектурный облик Сергиевской церкви традиционен для сельских церквей позднего классицизма. Композиция храма проста: кубический объем увенчан купольной ротондой, на которой высится главка в виде чаши с высоким шпилем. С востока к четверику примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - трапезная и колокольня на массивном квадратном основании. Внешнее убранство церкви довольно строгое: единственным декоративным акцентом служат портики тосканского ордера на боковых фасадах. Объем колокольни расчленен на три яруса выступающими карнизами, декорирован парными пилястрами. Внутреннее убранство церкви не сохранилось, хотя известно, что храм был расписан. Сергиевская церковь нуждается в срочной реставрации, что после передачи храма общине верующих стало первоочередной задачей Ново-Сергиевского прихода. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 г. Церковь построена тщанием местных жителей в деревне Погост, на окраине Владимирской губернии, в Покровском уезде. По преданию, около этой деревни когда-то происходило сражение, после которого здесь было похоронено много убитых воинов. Теплая трапезная освящена в 1839 г., отделка холодного храма затянулась до 1845 г. Главный придел во имя прп. Сергия Радонежского, т.к. ранее, до 1764 г., эта деревня, вошедшая в приход нового храма, принадлежала Троице-Сергиевой лавре. В 1876 г. была расширена трапезная с устройством двух приделов: Покрова Пресвятой Богородицы и апп. Петра и Павла. Храм был закрыт в 1937-1939 гг. и обращен в зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=03921

о. Михаил Михайлов был одним из тех священников, кто в самом начале 90-х годов возрождал тюремное служение в нашем Отечестве. О. Орест Оршак уже много несет Слово Божие заключенным следственного изоляторе Мы попросили отца Михаила и отца Ореста рассказать о том, что такое служение православного священника в тюрьме. Настоятель нашего храма о. Михаил Михайлов был одним из тех священников, кто в самом начале 90-х годов возрождали тюремное служение в нашем Отечестве. О. Орест Оршак уже много несет Слово Божие заключенным следственного изоляторе Мы попросили отца Михаила и отца Ореста рассказать о том, что такое служение православного священника в тюрьме. РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА МИХАЙЛОВА — Батюшка как началось Ваше служение в тюрьме? — В 1992 году, когда я переходил из Калужской епархии в Москву, мне был задан вопрос, какое я могу нести послушание, кроме послушания приходского священника. И поскольку к тому моменту у меня уже был опыт общения с людьми, отбывшими наказание, я сказал, что могу окормлять больничные храмы и тюремные храмы. У больничных храмов вопрос с духовенством был уже решен, начиналось служение в храме при Бутырской тюрьме. Я получил указ Святейшего Патриарха и в 1992 году был направлен на служение в Бутырскую тюрьму, оставаясь священником в храме св. апп. Петра и Павла в Лефортово. Начинали мы служение с отцом Глебом Каледой, я стал вторым священником, служившим там. — Наверное, было очень сложно в то время? Как раз в то время было попроще, потому что тюремное начальство видело в нас помощь. 1992 год — это было время разрухи, неустроенности. В тюрьме тоже было очень тяжелое положение во всех отношениях: вплоть до еды, вплоть до того, что у людей не было мыла. С воли им ничего никогда не приносили, это был строгий закон: сегодня принесешь спички, а завтра они попросят принести чай, кому-то ты уже не сможешь отказать и попадешь в зависимость от тюремных жителей. Поэтому единственное, чем мы могли помочь, если это был больной человек, например, мы, могли просить о содействии начальство. Тогда начальником тюрьмы был полковник Орешкин — очень хороший человек. У меня о нем остались только добрые воспоминания, мы с ним очень были дружны. Он делал все, что возможно для облегчения участи заключенных. Участь у заключенных, в самом деле, была очень тяжелая. В камерах на 40-50 человек содержалось не меньше 80 человек, иногда и по 200 человек.

http://pravmir.ru/v-temnice-bex-i-priido...

Патриарший, ныне синодальный дом 1. Церковь двунадесяти апостолов Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью двунадесяти апостолов, Мироварною Палатою и комнатами конторы Святейшего Синода было некогда жилищем Всероссийских Патриархов. Оно построено было в 1656 году Патриархом Никоном . Предшественники Никона, прежние Патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых и теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре, подле Патриаршей палаты, написаны на стенах Патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили Патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. В церкви 12-ти Апостолов находятся замечательные иконы: а) Образ спаса Нерукотворенного, который был написан на стене над бывшими Патриаршими воротами. Во время перестройки кирпичи, на коих написан этот образ, упали с высоты, но лик Спасителя, написанный на них, чудесным образом сохранился и доселе существует. б) Другой образ Черниговской Божией Матери, список с подлинной чудотворной иконы, написанной в XVIIcmoлehmuu при Патриархе Никоне . в) Храмовая икона св. 12-ти Апостолов, современная построению самого храма. Она написана была с иконы, находящейся в Патриаршей церкви в Константинополе. г) Икона апп. Петра и Павла, весьма замечательная, как по живописи, так и по древности. Она написана была, как видно, в XII или XIII в., по всей вероятности, в Греции. Эта икона представляет собою двухстворчатый складень, на одной половине коего написан ап. Пётр, а на другой – Павел, с частицею мощей его. Эта икона прислана была, по преданию, из Рима от папы в дар императору Петру I-мy, который пожертвовал её в Патриаршую церковь . На северо-западной стороне церкви 12-ти Апостолов находится дом Всероссийских Патриархов; вверху сохранились их келии. Они представляют собой самое скромное помещение: три малые комнаты – передняя, зал и кабинет – составляли жилище Московских Первосвятителей. В зале сохранился портрет Патриарха Адриана, современный ему, и другой – Патриарха Никона , писанный впоследствии. В кабинете, или молельной комнате Патриархов, было некогда окно, которое выходило на церковь апостола Филиппа, оно теперь заложено. Пред ним Патриарх в обыкновенные дни слушал Божественную службу. Эти келии в настоящее время служат помещением для синодального ризничего. Прочие же келии, находящиеся в нижнем этаже Патриаршего здании, заняты служащею при Синодальной 12-ти Апостолов церкви братией и чиновниками Московской Святейшего Синода Конторы. 9 2. Патриаршая Ризница

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Подчеркивается, что 25% опрошенных не смогли найти любовь из-за невезения. Каждая пятая женщина ответила, что не испытывает симпатии к кому-либо, а 13% мужчин не знают, где можно познакомиться с потенциальным партнером. Кроме того, жителям Северной столицы мешают построить новые отношения строгие требования (10%), привычки, выработанные в одиночестве (12%), и воспоминания о бывших. Результаты опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов: Грустные чувства вызывают результаты этого опроса. Невольно вспоминаешь крик души незабвенного персонажа Достоевского титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» Кажется, что наши современники выразили близкие чувства в этом опросе. Человек создан не как одинокое существо. Адам не долго пробыл один на земле. Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт.2,18). Вскоре у Адама появилась собеседница — Ева. Не нужно быть богословом, чтобы понять, что Бог не задумал человека в единственном числе. Так называемый научный прогресс проявляется в регрессе отношений между людьми. Прогресс не объединяет, а разъединяет нас. Чем более сложные совершаются технические открытия, тем глубже и дальше отделяют и отдаляются люди. Когда появился телефон, люди стали реже встречаться. Когда появились мобильники, смс-ки заменили письма. Контрольным выстрелом в общение людей стал Интернет. В мировой Сети люди разбрелись по своим уголкам (сайтам) и реальное общение конвертировали в виртуальное, которое представляет собой ничто иное, как общение с самим собой любимым. У каждого времени свое одиночество. Раньше говорили об одиночестве в толпе. Теперь настало время одиночества во всемирной паутине. Оно тем более опасно, что создаёт видимость того, что ты не один. Но если оглянуться вокруг себя – никого нет, тишина – лишь мерцанье монитора. Человек в Интернете пребывает в глубоком одиночестве, обманчивом королевстве иллюзии, что он не один.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/30/po...

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Милостынька Предисловие Десять лет назад Господь даровал мне встречу с Тамарой Павловной Кракаянц — замечательной женщиной, «современной блаженной Ксенией», двенадцать лет прожившей в сарае на Немецком кладбище и на собранную милостыньку восстановившей множество заброшенных могил. Познакомились мы после того, как я написала рецензию на документальный фильм «Прощеное воскресенье», в котором рассказывалось о подвиге Тамары Павловны. Статья была напечатана в «Православной газете», матушка позвонила мне и пригласила приехать к ней в гости в Москву, в храм свв. апп. Петра и Павла на Сербском подворье. При встрече Тамара Павловна подробно рассказала мне о своей судьбе и вручила несколько магнитофонных кассет с записью духовных стихов, которые она сама поет. По горячим следам я написала статью, а потом еще и главку в книге воспоминаний о встречах с современными подвижниками — «Жертва вечерняя». Прошло немало лет, и появилась настойчивая потребность рассказать о той жизни, которая ушла невозвратно — о деревенском бытии до его полного развала, о советских трудовых буднях и о «весне духовной» конца 1980х — 1990х годов. Не случайно, видимо, «под руку» попались кассеты с записями песнопений Тамары Павловны. Когда я стала их в очередной раз слушать, то они вдохновили на написание этой книги. Поначалу она задумывалась как чисто документальная и биографическая — автор собирался ограничиться достоверным рассказом о судьбе «современной блаженной Ксении». Но потом, когда оказалось, что в рассказе Тамары Павловны отсутствуют подробности и детали, очевидным стало, что ограничиться фактами не придется. Так в канву документального повествования — о детдомовском бедовании во время войны, о скитаниях по стране, о жизни по найму в деревенских семьях, о работе в Москве и поездках в монастыри — вплелись вымышленные художественные подробности. В первой части это все, что касается деревенской жизни. Автору захотелось пропеть «гимн деревне», где на протяжении десяти лет проживались все летние месяцы. Во второй части это подробности восстановления возвращенных Церкви святынь.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010