«Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни» (ст.19, 20). В первый раз первосвященники и начальники иудейские взяли Апостолов и отпустили их на свободу, опасаясь народа, потому что все прославляли их, видя исцеление хромого от рождения, а теперь дерзость первосвященников и старейшин иудейских усилилась; поэтому, когда в другой раз Апостолы заключены были в темницу, Господь употребил к освобождению их послание небесного Служителя, одного из тех, которые, как говорит Апостол, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1, 14 ). Ангел Господень отворил двери темницы ночью, а не днем, может быть, для того, чтобы Апостолы, когда стражи спали, могли беспрепятственнее выйти на свободу, а также и для того, чтобы чудо освобождения было очевиднее; ибо на ночь темницы обыкновенно заключаются с большим тщанием, чем днем. Освобождение их из темницы днем могло быть незамеченным; а освобождение ночью должно было в утреннее время обратить общее внимание. Поутру, когда послали в темницу из Синедриона привести Апостолов, служители, пришедши, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: «Темницу мы нашли запертою со всею предосторожностию и стражей, стоящими перед дверьми, но, отворив, не нашли в ней никого» (ст. 21–22). Ангел, выведши Апостолов из темницы, сказал: «Идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни». Ангел ободряет Апостолов и утверждает их в непоколебимом служении Евангельской проповеди. Евангельское учение есть учение о жизни. Это учение возвещает об Иисусе Христе, Который есть вечная самосущая жизнь и вместе источник жизни и истинного счастья и блаженства для всех верующих в Него и последующих Его божественному учению. «Слово о кресте», т.е. учение об Иисусе Христе, распятом на кресте учит Апостол: «Для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия». И далее, говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 18, 23, 24 ). Иисус Христос говорит: «Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною ( Иоан. 14, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

8 . Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. «Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгонят его сами худыми делами, – говорит св. Василий Великий . – Смотри, какова природа Ангелов. Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. И так, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитою. Ибо это значит окрест». С Евр.: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их». 9 . Вкусите и видите, яко благ Господь. «Как свойство меда, – говорит св. Вас. В., – не столько словом, сколько самым чувством вкуса может быть объяснено неизведывавшим меда, так и доброта небесного слова не может быть ясно передана в учении, если, по долговременном изведании учений истины, не возможем собственным опытом постигнуть благость Господню». Вкусите – «опытом дознайте Владычнюю благость» (Бл. Феод.). «Вкусите истинного хлеба, сшедшего с небеси» (Св. Афан.). 10 . Яко несть лишения боящымся Его. «Т.е. удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен, и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе» (Св. Вас. В.). Самый страх Божий есть великое духовное сокровище, и есть начало премудрости, т.е. духовного совершенства. С Евр.: «Бойтесь Господа, (все) святые Его; ибо нет скудости у боящихся Его». 11 . Богатии 232 обнищаша и взалкаша, т.е. богатые мира сего. Богаты были обетованиями Божиими Иудеи, но, отвергнув Господа, Который есть хлеб животный, источник живой воды, обнищали, а духовно-бедные язычники, взыскавшие верою в истинной Церкви Господа, прияли от Него обилие благ (Св. Афан., Вас. В. и бл. Феодорит). С Евр.: «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе». 15 . Взыщи мира, и пожени и – ищи, старайся достигнуть мира, т.е. «освобождения от мятежей мира сего, – говорит св. Василий В., – приобрети безмятежный ум, невзволнованное, невозмущенное состояние души, неколеблемое страстями, неувлекаемое ложными учениями. Кто ищет мира, тот ищет Христа, потому что Той есть мир наш» ( Еф. 2:14–15 ). Вас. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Второй ангел-проповедник ( Апок. 14:8 ). «И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным видом блуда своего напоил все народы». Под Вавилоном одни разумеют языческий Рим, а другие лжехристианскую империю. Причиной падения этого Вавилона было то, что он напоил все народы вином блуда и за то подвергся гневу Божию. Под вином блуда разумеется ложное учение религии ( Иер.51:7 ), от которого происходит в душе омрачение, как при опьянении от вина. Третий ангел-проповедник ( Апок. 14:9–11 ). «И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангела­ми и пред Агнцем. И дым мучения их восходит во веки веков, и не имеют покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание (характер) имени его " . Под вином ярости Божией подразумеваются тяжкие суды Божии, которые приводят людей в страх, исступление, подобно опьянелым от вина, возмущают дух. Это относится к внешнему, временному наказанию, которое будет соединено с духовным и вечным мучением в огне и сере. Когда сера соединяется с огнем, то от этого происходит ужасный пожар и нестерпимо жестокое мучение. Нечестивые вечно будут мучиться и внешним и внутренним огнем, то есть страстями и совестью, которая, представляя гнусность пороков и гнев Божий за них, никогда не даст покоя духу ( Ис.57:21 ; Мф.11:29 ). Характер, или признаки времени проповеди последнего ангела ( Апок. 14:12–13 ). Ст.12. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса». Из этого видно, что во время проповеди третьего ангела Церковь подвергнется тяжкой скорби от зверя, которая будет предшествовать звуку последней трубы и во время которой два свидетеля Христовы будут убиты зверем ( Апок. 11:7 ). Ст.13. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Умирать в Господе значит тихо переходить в дру­гую жизнь в общении с Господом или за Господа, за истину подвергаться мученической смерти во время гонения от зверя. Подвергающиеся мучени­честву называются блаженными преимущественно пред другими потому, что по мере своих страданий они получат высшую награду от Бога. Они успоко­ятся от трудов своих, то есть после смерти освободятся от всех забот, не­приятностей, скорбей, не будут уже подвергаться бедствиям, но в общении с Иисусом Христом будут наслаждаться плодами дел и трудов своих. Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Убежал, но и бегство не воспрепятствовало домостроительству (Божию), равно как и (угрожавшая ему) смерть. «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» ( Деян.7:30 ). 3. Видишь ли, как это домостроительство не останавли­вается временем? Когда он был беглецом и странником, когда уже много времени провел в чужой стране и имел уже двоих детей, когда уже и не надеялся возвращаться оттуда, тогда является ему ангел. Ангелом, равно как (иногда) и человеком, (Писание) называет Сына Божия. И где является? В пустыне, а не в храме. Видишь ли, какие совершаются чу­деса, и еще нигде не было ни храма, ни жертвоприношения? И здесь, в пустыне, (является) не просто, но в купине. «Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» ( Деян.7:31 ); вот он удостоился и гласа. «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова» ( Деян.7:32 ). Этим (Стефан) выражает не только то, что явившийся Моисею Ангел был «велика совета Ангел» ( Ис.9:6 ), но показывает и человеколюбие, какое Бог проявляет в этом видении. «Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Деян.7:32–33 ). Храма нет, и, однако, это место свято от явления и действия Христова. Оно даже чудес­нее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом, и Моисей никогда не был так объят трепетом. Видел ли ты человеколюбие (Божие)? По­смотри затем и на промышление Его. «Я вижу, – говорит, – притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет» ( Деян.7:34 ). Посмотри, как (Стефан) показывает, что (Бог) руково­дил их и благодеяниями, и наказаниями, и чудесами, а они остались теми же. Отсюда мы узнаем, что Бог вездесущ. Слыша это, будем и мы прибегать к Нему в скорбях. «Стенание его», говорит, «слышу«. Не просто, говорит, «слышу», но по причине их страданий. Если же кто спросит: для чего Бог допустил им так страдать? – тот пусть знает, что всякий праведник в особенности за страдания бывает удостаи­ваем наград; или для того Он попустил им страдать, чтобы и свою силу явить чрез это во всем свете, и их этими страданиями научить – во всем любомудрствовать. По­смотри, когда они были в пустыне, тогда не только они «утучнели, отолстели и разжирели», но и «оставили они Бога " ( Втор.32:15 ). Беззаботная жизнь, возлюбленный, всегда есть зло! Потому и в начале (Бог) говорил Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Итак, чтобы они, вместо великих страданий пользуясь беззаботною жизнью, не сделались пороч­ными, Он попускает им претерпевать скорби: скорбь есть великое благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ангел Господень предстал перед Павлом в многострадальном плавании по морю и утешил его, и надежно позаботился о целости всех, плавающих с ним ( Деян. 27 ). Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный ( Откр. 1, 4–5 ). Не ясно ли здесь исповедует святой Иоанн, что мы, Православные, имеем благодать Божию и от Бога, и от Христа, и от семи духов Его, однако различным образом: от Бога как от Подателя и Источника всяких благ, от Христа как от Искупителя и Спасителя, от Его семи святых духов, как от молитвенников и ходатаев. Другие благодеяния, оказанные людям святыми Ангелами. Благодаря явлению Ангела Авраам принял обетование чадородия и умножения потомства больше песка морского, и наследия земли Ханаанской ( Быт. 17 ). Ангел Господень удержал руку Авраама от принесения в жертву Богу сына Исаака и явил вместо него овна на заколение ( Быт. 22 ). Иаков бежал от своего разгневанного брата Исава, увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих, и этим видением утешился и укрепился ( Быт. 28 ). Благодаря Ангельскому служению Даниилу дано было знать непостижимые и от века сокровенные Тайны Божии ( Дан. 10 и 11). Ангел был послан благовестить Захарии зачатие Иоанна Предтечи ( Лк. 1 ). От Ангельского благовестия берет начало нашего спасения, когда был послан Архангел Гавриил благовестить Деве Марии зачатие Христа Бога нашего ( Лк. 1 ). Ангел благовесгвует пастырям Рождество Христово, и с ним много прочих Ангелов, поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк. 2, 14 ). Когда от Христа отступили искусители, к Нему приступили Ангелы и служили Ему ( Мф. 4, 11 ; также Мк. 1 ). При Воскресении и при Вознесении Господнем явились Ангелы в белых одеждах, уча о Воскресении и Вознесении Господнем ( Деян. 1 ). Малых детищ Христос велит не презирать, поскольку с ними присутствуют их Ангелы ( Мф. 18, 10 ). Ангелы нищего Лазаря несут на лоно Авраамово ( Лк. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Принадлежа к Авиевой чреде, Захария обыкновенно два раза в год отправлялся вместе с нею в Иерусалим для совершения богослужения. Чреда Авии была восьмая по счету. Обязанности священников, совершавших богослужение в храме, были многочисленны. Они должны были заклать жертвенных животных, кропить их кровью жертвенник, класть дрова на него и зажигать их, совершать каждение и прочее. Чтобы предупредить споры и ссоры, самые важные обязанности священников распределялись между ними по жребию, который видался два раза в день,– утром и вечером. Одною из таких обязанностей было совершение каждения во время утренней и вечерней жертвы в 9 часов утра и в 3 часа пополудни. Каждение совершалось священниками в святилище, на особо устроенном для того жертвеннике кадильном, стоявшем почти но средине, святилища, Эту обязанность хотелось исполнить каждому священнику и вместе с тем получить особенную милость Божию. По жребия нельзя было вынимать во второй раз до тех пор, пока не кончалась очередь. Поэтому священникам, вследствие их многочисленности, обыкновенно приходилось совершать каждение всего только один раз в жизни, а некоторым и совсем не приходилось. Когда Авиева чреда, прибыв в Иерусалим для совершения богослужения, бросила свой жребий в один, вероятно праздничный день, то Захарии досталось войти в храм Господень для каждения. А все множество народа молилось во время богослужения вне храма на различных дворах. Захария вошел во святилище, положить фимиам на жертвенник кадильный и начал молиться. В это время ему явился ангел Господень, стоя по правую (южную) сторону жертвенника кадильного то есть между жертвенником и золотым семисветильником. Увидев ангела, Захария смутился и испугался. Но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария: ибо услышана молитва твоя, и жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». По случаю рождения сына,– говорил далее ангел, – будет Захарии радость и веселие, и не одному ему, но и многим, которые о рождении Иоанна возрадуются. Сын Захарии будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера (всякого хмельного напитка) и исполнится Духа Святого еще из чрева матери своей. Многих сынов израилевых он обратит ко Господу Богу их. Он будет идти пред Спасителем Христом в духе и силе Илии и уничтожит несогласия между родителями и детьми, непокорных Богу сделает праведными и представит Господу, когда Он придет, народ приготовленный. Бот какие вести сообщил Захарии ангел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

В этом блаженнейшем святом состоянии Ангелы и пребывают доныне на небе.   Имена Ангелов В Библии названы имена двух Ангелов: Михаила и Гавриила. Это высшие из Ангелов Божиих. Предание, следуя классической системе деления Ангелов на девять чинов, помещает Михаила и Гавриила в высший чин и называет их Херувимами. Михаил, чье имя с древнееврейского переводится «Кто как Бог?» и который называется иногда Архистратигом, то есть Военачальником, – один из ближайших к Богу и могущественнейших Ангелов. Согласно ряду указаний Священного Писания, именно ему было поручено бороться против восставшего сатаны и низвергнуть его с Небес: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» . Гавриил – «Бог силен», или «Человек Божий» (древнеевр.), – появляется на страницах Ветхого и Нового Завета. Именно Гавриил сообщает людям самые важные вести от Бога. В книге пророка Даниила он является пророку, толкует его видения и вразумляет его, в Новом Завете приносит Марии весть о том, что Она станет Матерью Спасителя. В иудейских книгах, где уделяется много места и внимания Ангелам, Гавриил упоминается в числе высших. И в Ветхом, и в Новом Завете встречается еще один Ангел. Его имя не названо, но специально оговорено, что это не просто Ангел, а «Ангел Господень». Только в Ветхом Завете «Ангел Господень» упомянут около 60 раз. Многие библеисты считают, что речь здесь идет не вообще об Ангеле, а о конкретном, высшем. На это указывает и то, что он назван Господним Ангелом. Он являлся Моисею в пламени огня несгораемого куста , представал перед Валаамом , вдохновлял Гедеона . О нем говорится, что он посеял смерть среди врагов Израиля и вообще он часто помогает Божьему народу. Иногда посещение этого Ангела сложно отличить от посещения Самого Бога. Некоторые люди, сподобившись посещения Ангела Господня, думали, что перед ними предстал Сам Господь, и обращались к Ангелу, как к Господу .

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

I. 1. Суди, ГОСПОДИ, обидящия мя, побори борющия мя! 1. Суди, Господи, обидящих меня, побори борющих меня! 2. Приими оружие и щит, и возстани в помощь мою. – 2. Возьми орудие и щит, и встань на помощь мне. – 3. Изсуни меч, и заключи сопротив гонящих, рцы души моей: „спасение твое есмь Аз! 3. Вынь, (из ножен) меч, и стань преградой против гонителей моих, – скажи душе моей: „спасение твое – Я! II. 4. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою: да возвратятся вспять, и постыдятся – мыслящии ми злая! 4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, да возвратятся вспять и постыдятся – умышляющие против меня злое! 5. Да будут, яко прах пред лицем ветра, и Ангел ГОСПОДЕНЬ – оскорбляя их. 5. Да будут, как прах перед лицом ветра, и ангел Господень (да будет) изгоняющим их. 6. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел ГОСПОДЕНЬ – погоняя их. 6. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень – преследующим их. 7. Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе – поносиша души моей! 7. Ибо они без вины (моей) скрыли (устроенную) мне пагубу сети своей, всуе (без причины) взводили поношение на душу мою. 8. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть – да впадет в ню! 8. Да настигнет его сеть, которой он не знает, и ловушка, которую он скрыл, пусть уловит его, и в сеть – пусть впадет он в нее (сам)! (в греч.: пусть он сам запутается в ней). III. 9. Душа же моя возрадуется о ГОСПОДЕ, – возвеселится о спасении Его. 9. Душа же моя возрадуется о Господе, – возвеселится о спасении Его. 10. Вся кости моя рекут: „ГОСПОДИ, ГОСПОДИ, кто подобен Тебе? – Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога – от расхищающих его. 10. Все кости мои скажут: „Господи, Господи! кто подобен Тебе?! –избавляющему нищего из рук тех, кто крепче его, и нищего и убогого – от разграбляющих его. IV. 11. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. 11. Восстав на меня, свидетели неправедные о том, чего я не ведал, вопрошали меня. 12. Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Вот как Евангелие повествует об этом: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (ст. 18-19). Посмотрите: Иосиф не желал Ее обесславить. Хотя по закону он должен был дать Ей разводное письмо, указав в нем причину развода, однако он предпочел сам потерпеть некоторое бесславие и позор, чем досадить какому-либо человеку, пусть даже, как ему казалось, виновному. И он решил тайно отпустить Деву Марию. Таким образом, Иосиф показал себя чуждым всякого осуждения и презрения к ближним даже в таком случае, когда, казалось бы, преступление было весьма страшное. Это говорит о великой душевной чистоте и смирении праведного Иосифа. «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (ст. 20-21). Обратите внимание: Ангел называет Иосифа сыном Давидовым. И это несмотря на то, что множество поколений сменилось со времени жизни далекого предка, основателя царской династии, славного царя Давида, до появления обыкновенного, никому не известного плотника. Однако же плотника этого Ангел назвал сыном Давидовым, то есть самым законным и достойным потомком великого царя и праведника. И Иосиф не усомнился в откровении Ангела. Он вспомнил, что сказали пророки: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (ст. 22-23). «Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как велел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, доколе не родила Она Сына, и он нарек имя Ему: Иисус» (см. ст. 24-25). Праведность Иосифа состояла в смирении, вере, преданности воле Божией. Он показал себя действительно достойным потомком и царя Давида, и родоначальника израильского народа праведного праотца Авраама.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010