«Служил пред Богом», т.е. отправлял свои священнические обязанности именно пред Богом, так как храм считался местом благодатного присутствия Иеговы. «Досталось по жребию» ( λαχε – получил по жребию). «Как обыкновенно было у священников». Каждение считалось у священников самым важным священнодействием, и тот, кому доставалось это дело, всеми признавался особо почтенным от Бога ( Втор.33:10 и сл.). «В храм Господень» – τν ναν, т.е. во святилище, где стоял алтарь кадильный (ср. стих 11). На этот алтарь священник и возлагал благовонный фимиам, как символ народной молитвы к Богу ( Пс.141:2 ). Народ в это время стоял на дворах и в притворах храма, так как в святилище могли входить одни только священники. «Во время» – точнее: в час ( τ ρ) каждения (в греческом тексте здесь вместо «каждения» стоит «фимиама» – это так называемая фигура метонимии). Лк.1:11 .  тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. «Явился ему Ангел». По объяснению святого Иоанна Златоуста , евангелист, говоря, что Ангел «явился», а не «был увиден», этим самым хочет сказать, что это было действительное появление Ангела. «По правую сторону». Эта сторона считалась у евреев счастливой, и потому явление Ангела не должно было подействовать удручающим образом на Захарию. Лк.1:12 .  Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Тем не менее, Захария испугался. Ему могли припомниться те места Ветхого Завета, где явление Ангела признается признаком близкой погибели ( Суд.6:22–23, 13:22 ). Притом, как бы ни был человек «праведен», ему никогда не чуждо сознание своей греховности или виновности перед Божественным Правосудием. Лк.1:13 .  Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; «Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана... Мессия скоро придет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тот опять стал бить ее. Наконец, Ангел перешел и еще раз стал в тесном месте, где некуда было своротить ни направо, ни налево. Ослица легла на землю. Разгневался Валаам на ослицу и стал бить ее палкою. Тогда Господь отверз уста ослицы, и она сказала пророку: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня вот уже в третий раз?» И открыл Господь глаза Валааму, и он увидел Ангела, который сказал ему: «За что ты бил ослицу? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною. Если бы она не своротила с дороги, Я убил бы тебя». Валаам хотел возвратиться назад, но Ангел сказал ему: «Пойди, только говори то, что Я скажу тебе». Когда Валаам прибыл к Валаку, тот трижды заставлял его проклинать евреев, но пророк, по повелению Божию, вместо проклятия трижды благословил их. Церковное предание учит нас, что вообще разлучение души человеческой с ее телом совершается при посредстве Ангелов. Священное Писание повествует, что Ангелы употреблены в орудие для поражения смертью некоторых беззаконников и для поражения мором множества людей. Ирод за присвоение себе славы Божией был поражен Ангелом, впал в странную болезнь и, съеденный червями, изверг душу ( Деян. 12:23 ). Конечно, приближенным царя Иудейского и врачам его осталась неизвестною начальная причина болезни, открывает ее Писание. Когда был послан Богом мор на израильский народ за возложение человеками упования на свою силу, а не на силу Божию, умерло в самое короткое время семьдесят тысяч мужей от Дана до Вирсавии. Уже простер Ангел руку на Иерусалим, чтоб поразить его. В это время Господь умилосердился и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего. 12 В течение одной ночи Ангел Господень, нисшедший в стан войска ассирийского, избил сто восемьдесят шесть тысяч воинов ( 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда же он рассказал им о явлении ангела и тем удивил их и привел в страх, то они начали упрашивать его, чтобы он сейчас же исполнил повеление ангела и воротился к жене своей. Случилось же, что Иоаким, размышляя в душе своей о том, воротиться ли ему или нет, заснул глубоким сном, и вот ангел, который являлся ему наяву, явился во сне и сказал: «Я – твой ангел хранитель, возвратись к Анне, потому что слезы твои и слезы твоей жены достигли до лица Всевышнего. Бог даст вам такой плод, какого изначала не имели пророки и какого никогда не будут иметь праведные». Вставши от сна, Иоаким созвал к себе всех пастухов и рассказал им сон свой. Они же прославили Господа и сказали ему: «Смотри, не пренебрегай повелением ангела и пойди в дом свой». И пошел Иоаким в дом свой. В евангелии о рождении Марии этот рассказ передается так: 3, 4. гл. Когда Иоаким был один при своих стадах, ангел Господень явился ему в необычайном свете. Иоаким ужаснулся, увидев ангела, а ангел успокоил его и сказал: «Не бойся Иоаким и не смущайся моим явлением, ибо я, ангел Господень, посланный возвестить тебе, что твои молитвы услышаны и что твои милостыни взошли пред лице Божие. Видя увидел Он стыд твой и услышал поношение безчадия твоего, которое не за вину твою постигло тебя. Бог не есть мститель природы, а греха, и если он заключит утробу чью, то для того, чтобы тем чудеснее разверзлась она, и познали все, что рожденное ею не от плоти, но от божественного дара 113 . И прародительница рода вашего не до семидесяти ли лет была неплодна? И однако родила она в глубокой старости Исаака, которому обещано было благословение всех народов. Также и Рахиль, благоугодившая Господу и возлюбленная святым Иаковом, долго была неплодна, но и она родила Иосифа, который был не только господином Египта, но и избавителем многих народов, пришедших сюда по случаю голода. Кто между судьями был сильнее Самсона или праведнее Самуила? Но они оба родились от неплодных матерей. Итак, если ты не можешь поверить словам моим, то поверь тому, что неплодное рождение, обыкновенно, бывает чудеснее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Курение фимиама означает таинственное и невидимое явление Божественной Благодати, врачующей и восполняющей немощи человеческие к благоговейному совершению величайшего тайнодействия Литургии. Священная трапеза, устрояемая среди алтаря, именуемая Престолом, имеет знаменование гроба Христа Спасителя, как источник нашего воскресения, а потому во время каждения окрест св. трапезы священником или диаконом читается известный тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом вся исполняяй Неописанный». III. Пред началом Литургии совершается одно знаменательное действие: отъемлется завеса, открывающая небо или Святое святых. Чтобы уразуметь это тайнодействие, припомним обещание Христа Спасителя. «Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Uoah. I, 51 ). Как бы в знаменование сего обетования, из алтаря, как Ангел с неба, исходит диакон и становится пред царскими вратами, ведущими ко гробу Христову. Сей гроб таинственно изображает Престол или Трапеза. Место, на котором становится диакон, в древности представляло особое возвышение, таинственно образующее камень, отваленный Ангелом от гроба Христова. С этого камня Ангел благовествовал о воскресении Христовом. Евангелист Матфей повествует: «Сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса...» и проч. ( Mamф. XXVIII, 2–5 ). Проповедником воскресения Христова был Ангел Господень. Таинственно образующий его диакон, начинает благовестие молитвенного служения Богу обращая речь к предстоящему у гроба Христова священнику: «Благослови, владыко!» Как просвещенный светом воскресения Христова к познанию триединого Бога, иерей от лица предстоящих людей вместе со всею Небесной Церковью начинает славить царство Отца и Сына и Святого Духа. Лик предстоящих людей заключает сие славословие выражением своего единомыслия: да будет так; по-еврейски: аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Каждый человек: слабый младенец, или дряхлый старец, или крепкий юноша, или опытный муж может впасть в опасность. На каждом шагу ему угрожает или потеря здоровья, или самая смерть. И ангел-хранитель хранит нашу душу, наше тело от повреждений и преждевременной смерти. Как же нам не почитать, и не прославлять, и не благодарить Господа Бога за дарованную милость за ангелов-хранителей нам, – грешным людям. Аминь. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Ангелов почитать запрещает апостол Павел. В послании к Колосянам 2:18, он говорит так: «Никто Да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». 1) Апостол Павел этим текстом нисколько не запрещает почитать св. ангелов, как служителей Божиих. В послании к Колосянам 2:18 апостол говорит только о том, чтобы люди, верные христиане, не обольщались такими еретиками, которые хвалились тем, что и служат сами ангелы («служением ангелов»), а сами отступили от Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа (стих 19). Что же касается того, что слово Божие дает нам примеры почитания св. ангелов, то это видно из Св. Писания. В книге Бытия 19:1 читаем: «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли». И о Валааме сказано, что когда «увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, то преклонился, и пал на лице свое» ( Числ. 22:31 ). Когда «вождь воинства Господня» явился Иисусу Навину, то «Иисус пал лицом своим на землю и поклонился» (Иис. Нав. 5:14 ). Праведные родители Самсона совершили, по совету ангела, жертвоприношение Господу, и «когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю» ( Суд. 13:20 ). Пророк Даниил говорит о явлении ему ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом на земле» ( Дан. 10:9 ). И когда ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицом к земле и онемел» ( Дан. 10:15 ). Воздавая почитание св. ангелам, св. Церковь учит, что ангелы помогают людям; это учение также всецело основано на Слове Божием. Так псалмопевец и пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). «Ангел, говорил патриарх Иаков, – избавляющий меня от всякого зла да благословит отроков сих» ( Быт. 48:16 ; сравн. Дан. 10:12–13 ). И апостол Павел указывает ( Евр. 1:14 ), что ангелы охраняют верных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Не как, например, Ангел только заявляет о себе Ангел Господень, явившийся Моисею при Хориве. Он прямо называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова; Он говорит, что имя Его „ Сущий“; Он посылает его к фараону и обещает вывести народ из земли Египетской ( Исх.3 ). Так и понял Моисей, что говоривший с ним был Сам Бог ( Исх.4:30 ). Значительно иначе заявляют о себе явившиеся Ангелы там, где они действительно только Ангелы. Так, явившийся Иисусу Навину называет себя только вождем воинства Господня, чем и указывает ясно на свое только Ангельское достоинство ( Нав.5:14 ). Ни Гедеон, ни Маной тоже не видят Бога в явившихся им Ангелах. Несмотря на то, что, как от Гедеона, так и от Маноя, Ангел требовал, чтобы принесена была жертва, и тот и другой ясно сознают, что приносимая ими жертва есть жертва не явившемуся, а Господу. Увы мне, Владыка, Господи, взывает Гедеон, потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу ( Суд.6:22 ). Тогда Маной узнал, говорится в книге Судей, что это Ангел Господень ( Суд.13:21 ). Что, наконец, как не посольство простого Ангела имел в виду Авраам, когда говорил рабу своему: Господь Бог неба пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда (из Месопотамии) ( Быт.24:7 ). Все приведенные факты достаточно говорят, что никакого объединения Бога с Ангелами у евреев не было, что евреям известны были, помимо явлений Самого Бога, явления Ангелов Его, и что как повествовавшие о таких явлениях, так и удостаивавшиеся их, ясно сознавали, когда говорил Сам Бог и когда – Ангел Его. Можно, конечно, встретить места, где, вследствие применения обычая посланных объединять себя с пославшими их, трудно различить кому принадлежит речь, пославшему или посланному, но это уже дело экзегетики. б) Учение об Ангелах заимствованием из других религий быть не могло. Единственная религия, с которой имеет библейская Ангелогия некоторое сходство, есть религия Персидская или Зороастрова; но если бы, действительно, религия Зороастрова имела влияние на появление учения об Ангелах, то это учение должно было бы находиться только в той письменности, какая появилась во времена плена; между тем учение об Ангелах проходит, начиная от книги Бытия, чрез всю священную письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Этим чудом Господь ответил на молитву верующих: явил Петру Ангела, а [утром] навел большую тревогу на стражников и вскоре убил Ирода. Ибо говорится о том беззаконном царе: Вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу ([так как] сам себя выставлял он Богом); и он, быв изъеден червями, умер. Так Ангел Господень был Петру во избавление, а Ироду – на погибель ( Деян.12:21–23 ). Однажды Ангел явился апостолу Павлу, когда тот плыл на корабле в Рим. На море бушевал такой шторм, что несколько дней не было видно ни солнца, ни звезд. И мореходы, и пассажиры потеряли всякую надежду на спасение. Но как–то раз поутру встал апостол Павел пред людьми, укрепил их всех и вернул им присутствие духа, сказав: Убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» ( Деян.27:20–24 ). Так это и свершилось. Укажем и еще на одно чудо освобождения апостола Павла из темницы при содействии Ангела, хотя в этом случае Ангел не упоминается. Это произошло с Павлом и Силой в Филиппах. После того как тамошние [букв.: этого города. – Пер.] язычники избили их, то ввергли их во внутреннюю темницу и ноги им забили в колоду. Но и в таком мучительном положении святые Апостолы пели и прославляли Бога в ночи, по своему правилу. А прочие узники слушали их с удивлением. Внезапно земля так сильно сотряслась, что пошатнулись основания темницы, и отворились все двери, и у всех узы ослабели. Прибежал темничный страж и, увидев открытые двери, подумал, что все узники сбежали. А посему извлек он меч и хотел умертвить себя. Но Павел воспрепятствовал ему в этом, возгласив громким голосом: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Тогда темничный страж понял, что свершилось Божие чудо, и, дрожа и трепеща, спросил Павла и Силу: Государи мои! что мне делать, чтобы спастись? И они ответили ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Тогда привел он их к себе домой, где Апостолы наставили и крестили его самого и всех его домочадцев. И немедленно крестился он сам и все домашние его. После этого предложил он Апостолам трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:23–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Еще одно мнение встречаем у F.E.Peiser, который на основании сходства фразеологии у Аввакума (1:14; 2:2, 9–14) и у автора «Эпоса о Гильгамеше», особенно в рассказе о потопе, делает вывод, что Аввакум был знаком с ассировавилонской литературой в ее клинописной форме. Далее Peiser делает вывод о том, что имя pipan – это псевдоним, а сам автор происходит из царского рода, возможно, является сыном или внуком Манассии и был увезен в Ниневию во время первой атаки мидян и вавилонян на этот город 977 . Дважды в тексте книги мы встречаем слово Именно в 1:1 и 3:1 Авва­кум называет себя пророком, и это все, что писатель сообщает о себе. Видимо, из-за недостатка сведений о пророке, в апокрифической литературе иудеев и христианизированных вариантах иудейских преданий появляется ряд пор­третов Аввакума. ИУДЕЙСКОЕ ПРЕДЛНИЕ В 14 главе книги пророка Даниила, являющейся неканоническим добав­лением, есть рассказ о том, как пророк был брошен в львиный ров и Ангел Господень послал к Даниилу пророка Аввакума. «Был в Иудее пророк Ав­вакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел: Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». 978 Таким образом Аввакум сделан современником пророка Дании­ла. В Септуагинте имеем к рассказу о «Виле и Драконе» подзаголовок, где Аввакум назван сыном Иисуса из колена Левин. Основываясь на этих сведе­ниях, некоторые исследователи (Delitsch, Baumgartner) говорят о левитском происхождении пророка и о принадлежности его к левитскому хору 979 . Архиепископ Варфоломей (Ремов) в своей магистерской диссертации, посвященной книге пророка Аввакума , говорит о том, что «нет никаких осно­ваний считать пророка Аввакума, автора нашей книги, и пророка Аввакума, о котором говорится в «Βηλ καιΔρακων» 980 , за одно и то же лицо. Для нас весьма знаменательно, что Св. Церковь в Богослужении своем не дает оснований к такому отожествлению» 981 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Столь же неудачна предпринятая Щедровицким попытка перетолкования фразы «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» в смысле «я раньше когда-то видел Бога, а вот теперь поэтому сохранилась моя душа». Мысль, прозвучавшая в стихе 32:20, встречается, как уже отмечалось, в Ветхом Завете неоднократно, и всегда после действительной встречи с Богом. Это своего рода устойчивое словосочетание, и попытка разорвать две его части грешит явной тенденциозностью, если не намерением исказить текст. Так, на горе Синай семьдесят старейшин во главе с Моисеем видели Бога. «И видели Бога Израилева... И Он не простер руки Своей на избранных сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» ( Исх. 24:10–11 ). Сходная реакция от встречи с Богом у Гедеона: «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» ( Суд. 6:22–23 ). Описание явления Ангела родителям Самсона содержит целый ряд мест, буквально совпадающих с изображением богоборчества патриарха: «И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя...», «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя?... Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?», «Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» ( Суд. 13:15–22 ). А спустя пять веков пророк Исайя восклицает после видения Господа в храме: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6:5 ). Итак, видим везде в Библии, что обычная реакция человека на встречу с Богом или Его Ангелом – что в данном случае одно и то же – это ожидание смерти, почему и возникновение сходной реакции у Иакова подтверждает факт богообщения. Другим серьезным упущением «иудейской» версии Щедровицкого является положение о том, что борьба совершалась исключительно в духе, «в видении», как пишет Щедровицкий. Здесь автор попадает в тупик. Он не может признать физический аспект борьбы, ведь «ангел необычайно могущественен» и одолеть его Иаков не смог бы, если борьба велась всерьез.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010