Он мне сказал: вот, скоро будешь матерью и родишь сына: итак, с этого времени не пей вина и никакого опьяняющего напитка, и не ешь ничего нечистого; потому что дитя со дня рождения до самой смерти будет назорей Богу». После этого Маной стал молиться, чтобы Господь опять послал к ним этого человека, которого он хотел расспросить подробнее, что им делать с имеющим родиться младенцем? Бог услышал молитву Маноя. Ангел опять пришел к жене, когда она была в поле. Она тотчас же побежала и вызвала своего мужа. Маной, увидевши ангела, который был в человеческом образе, спросил: «ты ли тот человек, который говорил с этою женщиною?» Он отвечал: «я». Маной спросил; «когда все сказанное тобою сбудется, тогда как нам поступать с этим младенцем?» Ангел сказал: «пусть жена твоя соблюдает все, что я приказал ей». Маной сказал: «позволь удержать тебя; мы приготовим тебе козленка». Ангел отвечал: «сколько ни проси, я не буду есть хлеба твоего; но если ты намерен принести всесожжение Господу, то принеси». Маной все еще не догадывался, что это ангел, и спросил: «как тебе имя? чтобы мы могли прославить тебя, когда сказанное тобою исполнится». Ангел Господень отвечал: «не спрашивай у меня об имени; оно чудно». Тогда Маной взял козленка и хлебное приношение, и вознес Господу на камне. При этом случае произошло чудо. Когда пламень поднялся от жертвенника и простерся к небу: ангел Господень поднялся в этом пламени; и потом стал не видим. Тут Маной узнал, что это был ангел. И муж, и жена пали на землю; и сказал Маной жене: «мы непременно умрем; потому что Бога видели». Но жена успокоила его. «Если бы», говорила она, «Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших жертвы, не показал бы нам чуда и не сообщил бы откровения». Наконец, она родила сына, и нарекла ему имя: Самсон. Младенец возрос и показал опыты своей силы в таком виде, что их нельзя было не признать действиями сверхъестественного могущества. Суд. 14:1–10 Однажды Самсон приходит к своему отцу и матери и говорит им: «я приметил в Фамнафе одну девицу Филистимлянку; хотелось бы мне, чтобы вы ее высватали за меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1.4. Наконец, мысль об ангелах-хранителях частных лиц можно выводить из слов апостола Павла об ангелах: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14)? Если ангелы посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение , а все, крестившиеся во Христа и верующие в Него, конечно, относятся к числу этих хотящих, то, значит, ангелы посылаются в служение каждому из верующих во Христа. 2. Святые Отцы и пастыри древней Церкви не только единогласно учили, что действительно есть ангелы-хранители частных лиц, но, по возможности, излагали это учение даже в подробностях. Они старались определить: 1) кому именно и с какого времени дается ангел-хранитель; 2) постоянно ли с тех пор он находится при человеке, и — 3) в чем состоит самое его служение человеку. 2.1. Держась слов псалмопевца об ангеле Господнем, ополчающемся только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), также слов Спасителя, что ангелы именно малых , верующих в Него, видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10), наконец изречения святого Апостола о ниспослании ангелов к хотящим наследовать спасение (Евр. 1:14), знаменитейшие из учителей Церкви заключали, что ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним Христианам, и Следовательно, дается с тех пор, как только они становятся Христианами, т.е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию. Мысль эту излагают, например: Ориген : «к каждому из нас, даже самым малым, кто только находится в Церкви Божией, приставлен ангел добрый, ангел Господень, который наставляет, убеждает и руководить нас, который, для исправления наших дел и испрошения нам милостей, всегда видит лице Отца небесного, как сказал Господь во Евангелии.» Святой Василий Великий : «к каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного;» и в другом месте: «что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). И Псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33:8).»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ангелы суть служебные духи ( Евр. 1:14 ), слуги Господа Вседержителя, творящие волю Его ( Пс. 102:21 ). Они не только провозвестники милостей Его, но и исполнители судов Его. Они защищают обидимых, помогают поборникам веры и правды, и по мановению Божию, карают обидящих; для богобоязненных ангелы – их хранители, для нечестивых они иногда и губители. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33: 8 ). «Как городские стены, изъясняет святой Василий Великий 1 , вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. Посему падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится ( Пс. 90:9 ) удар кого-либо из врагов; яко ангелом своим заповест о тебе сохранити тя» (ст. 12). Псалмопевец и царь Давид, в борьбе со врагами, не полагаясь на свои силы, возвергал надежду на Господа: «Побори борющихся со мною, и восстань на помощь мне. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и ангел Господень да прогоняет их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» ( Пс. 34:1, 2, 5, 6 ). Неоднократно являлись ангелы на защиту Божия народа и на погубление врагов его. Ангел поразил некогда первенцев египетских по повелению Божию за то, что притеснители египтяне не хотели освободить из рабства и отпустить евреев. Во дни благочестивого царя Езекии сделал нашествие на иудеев Сеннахирим, царь ассирийский. «И воззвали они ко Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба». Порази полки ассирийские и сокруши я ангел Его ( Сир. 48:22–24 . 4Цар. 19:35 ). Сие чудесное событие служило и впоследствии ободрением для иудеев, ополчавшихся против врагов веры и отечества. Подступил к Иерусалиму сирийский военачальник Никанор; с богохульством и превозношением уже он думал одержать всеобщую победу над иудеями. Их вождь Иуда Маккавей убеждал своих сподвижников не страшиться врага, воспоминал им прежде бывшие опыты помощи свыше, и, видя наступление многочисленного войска, простер руки свои к небу и воззвал: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела на страх и трепет врагам». Началась битва. Не много было воинов у Иуды; но, руками сражаясь, а сердцем молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, и сам неприятельский полководец найден мертвым после дела. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли Господа: «Благословен сохранивший неоскверненным место Свое» (2 Макк. 15:6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

1) О благодеяниях ангелов, оказываемых людям Бог, как всеблагий Отец мира видимого и невидимого, ангелов и человеков, поставил ангелов в близком отношении к людям; по Его благой воле святые ангелы являются благодетелями людей, как наши старшие братья, как совершеннейшие и ближайшие к Нему, Отцу небесному. Священное Писание предлагает нам многие примеры таких ангельских благодеяний. Укажу на некоторые. Ангелы Божии спасли Лота от погибели, выведши его из нечестивого города Содома, который за беззакония свои истреблен был огнем и жупелом ( Быт. 19:15–17 ). Ангел Господень питал пророка Илию, когда он, преследуемый нечестивою Иезавелью, бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода ( 3Цар. 19:4–8 ). Ангел Господень, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского ( 4Цар. 19:35 ). Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их, как сам пророк свидетельствовал пред царем ( Дан. 6:21, 22 ). Сами, братия, слышите, как часто Евангелие повествует о благодеяниях ангелов: как ангел Господень возвестил Захарии о зачатии Иоанна Крестителя ( Лк. 1:11–19 ); как благовествовал пресвятой Деве Марии о бессемянном зачатии от Неё Сына Божия – Иисуса Христа, наитием Св. Духа ( Лк. 1:28–38 ); как небесный ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и в тоже время внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (2:9–14). Ангелы служили Иисусу Христу во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф. 4:11 ) и в саду Гефсиманском ( Лк. 22:43 ). Ангел освободил из темницы апостолов ( Деян. 5:19 ), и апостола Павла утешил и подкрепил в опасности ( Деян. 27:23 ). 2) Об ангелах хранителях Ангелы Божии не только по временам оказывают благодеяния человекам, но и всегда близки к ним, и, по всеблагому Божию изволению, пекутся о них и охраняют их. Есть ангелы хранители целых народов, как это открыто было пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

свящ. Николай Дубинин Приложение 2. «Свидетелю Иеговы» для размышления «Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал. [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, стр. 40. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, стр. 862 (стр. Шмот, стр. 277)]». Эпиграф взят из классического иудейского комментария Торы, из которого можно увидеть, что даже иудеи признают наличие в Писании Некоего Ангела, который носит имя ЯХВЕ. Вдумайтесь – уникальное, единственное личное имя Бога носит Его творение! Этого просто не может быть. Однако Писание говорит, что может. Наверное, для «Свидетелей Иеговы» труднее всего будет предположить, что Иисус Христос и есть воплощение Иеговы, что кроме Отца, именем ЯХВЕ обладает и Сын. Для них легче было поверить, что Он – архангел Михаил, но то, что Иисус есть ветхозаветный Яхве, равносильно безумию – об этом не говорил ни один руководитель секты и не написано ни в одной брошюре. Однако посмотрим, что об этом говорит слово Божие. В первую очередь, немаловажно помнить, что в Ветхом Завете действует особый Ангел Господень («Мелеакс Иегова» – древнеевр.), который радикально отличается от других Ангелов и, по сути, Ангелом не является. Об этом «Ангеле» сказаны удивительные слова: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх.23:20 ). Обратите внимание, что Ангел может «не простить греха», а прощать и не прощать грехи людей – это прерогатива только Бога! Ангел субъективно наделен Божественной властью. Кроме этого, сказано, что священное имя Иеговы в этом таинственном Ангеле! А именем может называться только тот, кто соответствует ему. То есть Этот Ангел – Бог ! И еще у Исаии в 63-й главе читаем: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их» ( Ис.63:9 ). Кто же этот Ангел Лица Господня, о котором Господь говорит, что имя Его в нем? Христианское богословие повествует, что это еще неявленное миру второе Лицо Троицы – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

8 . Далее говорится: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:10–12 ). Это утверждение Бога, когда Он говорит, что теперь знает, что Авраам боится Его, обычно используют против нас, будто бы Он не знал об этом раньше. Бог знал, и это не укрылось от Него, ибо Он есть «ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!» ( Дан.13:42 ). Но все это написано ради тебя, ибо и ты веруешь в Бога, но если ты не совершишь «дело веры», если не будешь исполнять все повеления, даже еще более трудные, если ты не принесешь жертву и не покажешь, что не ставишь прежде Бога ни отца, ни мать, ни сына (ср. Мф.10:37 ), то не узнаешь, что боишься Бога, и о тебе не будет сказано: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:12 ). Следует заметить, что, как сказано, эти слова Аврааму сказал ангел, и этим ясно показано, что ангел этот – Господь. Поэтому я думаю, что как среди нас, людей, «по виду став как человек» ( Фил.2:7 ), так и среди ангелов Он становится по виду, как ангел. И, следуя Его примеру, ангелы на небесах радуются «и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ) и ликуют, видя, как люди возрастают. Ибо они пекутся о наших душах, и, пока мы еще дети, мы подчиняемся им как «попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» ( Гал.4:3, 2 ). И потому они говорят о возрастании каждого из нас: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:12 ). Например, я хочу стать мучеником. На основании этого ангел не может сказать: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога», ибо намерения ума известны одному Богу. Но если я стану бороться, если произнесу «доброе исповедание» ( 1Тим.6:12 ), если буду спокойно переносить все, что этим вызвано, то тогда ангел, чтобы поддержать и укрепить меня, может сказать: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога». Однако эти слова обращены к Аврааму, и сказано, что он боится Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Святой Иоанн Златоуст : «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).» Святой Амвросий : «Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей.» Святой Анастасий Синаит : «тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него.» Подобные же мысли об ангелах-хранителях встречаются и в писаниях многих других учителей Церкви. Но некоторые выражали эти мысли в чертах менее определенных, когда говорили, что ангел-хранитель дается каждому человеку, или, что ангел приставляется к душе с самого рождения человека. 2.2. На основании тех же самых слов Псалмопевца, что ангелы ополчаются только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), древние учители Церкви заключали: а) что ангел-хранитель находится при каждом верующем постоянно, в продолжение всей его жизни, пока он остается боящимся Бога; и б) что ангел-хранитель иногда оставляет Христианина, когда он перестает быть боящимся Бога и вдается в нечестие, или иначе, что грехи наши могут удалять от нас наших ангелов. Так рассуждали, например: а) Василий Великий : « Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, - ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни — ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех;» и в другом месте: «поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В галилейском городе Назарете жила Пресвятая Дева Мария, обрученная мужу, именем Иосифу. Она происходила из дома давидова. Родители ее Иоаким и Анна, доживши до глубокой старости, были бездетны и всегда усердно молились, чтобы Господь дал им дитя. Господь услышал их молитвы, родилась у них дочь Мария, которую они еще прежде рождения обещали посвятить Господу на служение в храме. Когда Марии исполнилось три года, то родители привели ее в иерусалимский храм, где встретил ее первосвященник и, по повелению Божию, ввел ее во святая святых. Здесь, при храме, прожила она десять лет и служила Богу прилежною молитвою, чтением закона Божия и рукоделием в пользу храма. Когда умерли ее родители, первосвященник и священники советовали ей вступить в замужество; но она отказалась, потому что дала Богу обещание навсегда остаться девою. Тогда они поручили ее попечению родственника ее, старца Иосифа, потомка давидова, с которым и обручили ее. Иосиф был родом из Вифлеема, но жил в Назарете. Благовещение Божией Матери В шестой месяц после того, как ангел Гавриил являлся в храме священнику Захарии и предсказал о рождении Предтечи, тот же ангел послан был от Бога в Назарет к Пресвятой Деве Марии. Ангел, вшедши к ней, сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами». Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла: что бы это было за приветствие? И сказал ей ангел: «не бойся, Мария, ты нашла милость у Бога, и вот родишь Сына, которому дашь имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, и царству Его не будет конца». Мария же, помня свое обещание, данное Богу, сказала: «как это может быть?» Ангел отвечал: «Дух Святый найдет на тебя, а потому рождаемое будет свято и назовется Сыном Божиим. Вот и Елисавета родственница твоя (жена Захарии), не смотря на то, что неплодна и стара, шестой уже месяц носить сына во чреве. У Бога «нет ничего невозможного». Тогда Мария сказала: «я раба Господня; да будет мне по слову твоему». И отошел от нея ангел, – Иосифу, мужу обрученному Марии, во сне явился ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давида! не бойся принять Марию жену твою. От Духа Святого родит она Сына, Которого назовешь Иисусом, потому что Он спасет людей от грехов». Посещение Елисаветы Богородицею

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Перед нами сюжет из Книги Чисел, повествующий о чудесном явлении Ангела пророку Валааму. Валаам был прорицателем, проживавшем в городе Пефор. Однажды царь моавитский Валак решил прибегнуть к его помощи понадеявшись, что проклятие Валаама принесет победу его войску. Господь говорил с Валаамом, разрешив ему отправиться в стан моавитян, но повелел говорить не проклятия, а то, что ему будет открыто. На пути прорицателю было дано чудесное видение. «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис. 22:21-31 ). Описание На гравюре мы видим тот момент, когда перед Валаамом предстает Ангел, преграждая ему путь. В правой руке Он держит меч, острие которого почти касается плеча сопротивляющегося Валаама. Валаам не ожидавший такой встречи, ошеломленный и видением Ангела и говорящей ослицей изображен художником со спины: его поза и жесты передают душевное смятение. Он, силой обхватив рукой круп ослицы, пытается удержать животное, которое оказывает ему сопротивление.

http://azbyka.ru/art/angel-gospoden-uder...

Быт.16:4 И вошел к Агари, и зачала, и (когда) увидела, что имеет во чреве, то презренна стала госпожа пред нею, Быт.16:5 Сказала же Сара Авраму: обижена я тобою. Я отдала служанку мою на лоно твое, а как увидела (она), что имеет во чреве, я презренна стала пред нею. Суди Бог между мною и тобою. Быт.16:6 И сказал Аврам Саре: вот служанка твоя пред тобою. Поступи с нею, как тебе угодно. И озлобила ее Сара, и убежала она от лица ея. Быт.16:7 Нашел же ее ангел Господа Бога у источника воды в пустыне, у источника на пути сурском. Быт.16:8 И сказал ей ангел Господень: Агарь, служанка Сары, откуда идешь, и куда пойдешь? И сказала: от лица Сары госпожи моей я бегу. Быт.16:9 Сказал же ей ангел Господень: возвратись к госпоже твоей, и приклонись под руки ея. Быт.16:10 И сказал ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от многочисленности. Быт.16:11 И сказал ей ангел Господень: вот ты во чреве имеешь, и родишь сына, и наречешь имя ему Исмаил, ибо внял Господь смирению твоему. Быт.16:12 Он будет полевый человек: руки его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всех братий своих поселится. Быт.16:13 И нарекла Агарь имя Господа, говорившого с нею: Ты Бог видевший меня! ибо сказала: пред собою я видела Явившагося мне. Быт.16:14 Посему назвала колодезь тот колодезем, пред которым видела [[Бир – лахай – рои.]]. Он вот между Кадисом и между Варадом. Быт.16:15 И родила Агарь Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила ему Агарь, Исмаил. Быт.16:16 Авраму же было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Исмаила Авраму. Глава 17 Быт.17:1 Был же Аврам лет девяноста девяти, и явился Господь Авраму, и сказал ему: Я есмь Бог твой, угождай предо Мною, и будь непорочен. Быт.17:2 И поставлю завет мой между Мною и между тобою, и вельми размножу тебя. Быт.17:3 И пал Аврам на лице свое; и глаголал ему Бог, говоря: это Я! Вот завет мой с тобою: ты будешь отец множества народов. Быт.17:5 И уже не будет зваться имя твое Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом многих народов поставил Я тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010