Такое ощущение, будто в каждом названном случае появляется все новый и новый Ангел Господень и что-то сообщает, порученное только ему! Почему повторяется здесь подряд в каждом стихе: «Ангел Господень», «Ангел Господень», «Ангел Господень»? Это может быть связано вот с чем. Древние считали, что Ангелы Божии так стремительно выполняют волю Господа, что каждому Ангелу дается одно, в крайнем случае два поручения. И оно, Божие поручение, так стремительно выполняется, что для того, чтобы какую-то другую миссию выполнить через Ангелов – посылается другой Ангел. Но здесь удивляет следующее обстоятельство: Агарь никак не напугана явлениями Божиих Ангелов (или Ангела)! О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что живя рядом с праведным Авраамом, она видела Ангелов и раньше! Авраам – это Божий человек, в его обители, в его шатрах наверняка происходили какие-то чудеса, знамения. Она могла это видеть, она могла к этому привыкнуть. Обычный человек, тем более женщина, если бы встретила Ангела, испугалась бы, это поразило бы любого человека 134 . А здесь мы видим следующее: « Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень (как будто мы тут видим уже трех Ангелов, если не четырех, так как четвертый мог найти ее у колодца! иначе все эти повторения необъяснимы! – О. С.) : вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел (то есть вот та характеристика, которую мы можем дать мусульманам-арабам, – О. С.) ; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих » ( Быт. 16:9–12 ). Слова «ибо услышал Господь страдание твое» ( Быт. 16:11 ) означают, что Господь услышал ее молитву у колодца, а уточнение «услышал Господь страдание твое» ( Быт. 16:11 ) означает, что Бог проявил сострадание к ее беде. Что значит «пред лицем всех братьев своих» ( Быт. 16:12 )? – он будет воевать! Он составит себе славное имя! И это будет многочисленный народ, великий народ!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кроме общих и неопределенных указаний на троичность лиц в Боге, в ветхом завете мы находим и частные более или менее определенные предуказания на то или иное из лиц Божества. Здесь, прежде всего, обращают на себя внимание те места, в которых от Господа отличается Его Ангел, и этот Ангел сам есть Господь. Так, по изображению Моисея, Агари в пустыне явился и беседовал с ней Ангел Господень ( Быт.16:7–13 ), и Он же был Сам Господь, Которого Агарь, потому что Он ясно видел и настоящее ее положение и будущую судьбу ее потомства, назвала Богом видящим ( Быт.16:13 ). Аврааму в минуту его решения принести сына своего в жертву Богу тоже явился Ангел Господень ( Быт.22:11 ), и Он же был Сам Бог, потому что к Себе Самому Он относил то, что требовалось от Авраама для испытания его богобоязненных чувств в отношении к Богу ( Быт.22:12 ). И Иакову перед возвращением его из Месопотамии в родную землю явился во сне Ангел Божий, но Он говорил ему о Себе: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле... выйди из земли сей, и возвратись в землю родины твоей, и я буду с тобою» ( Быт.31:13 ). Таковую веру в неотступность от себя этого Ангела – Бога Иаков сохранил во всю свою жизнь и перед своей смертью во время благословения детей указывал им на Него, как единственного и всесильного Владыку, от которого зависит судьба его потомства. Самому же Моисею явился в огненной купине Ангел Господень, но Он говорил ему о Себе, что Он Бог отца его, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх.3:2–6 ). Об этом самом, конечно, Ангеле упоминает впоследствии Исаия, когда, касаясь отношений Господа к давней судьбе народа израильского, между прочим, говорит следующее: «Он (Господь) был для них спасителем; во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние» ( Ис.63:8,9 ). Кто же был этот Ангел, Господь или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший собой лицо Самого Господа? То несомненно, что Он был не иной, а тот же Господь, вера в Которого, как единого Бога, безусловно требовалась от каждого иудея, только Господь, рассматриваемый не в Самом Себе, независимо от мира, а являющийся в мире как Владыка его и выполнитель Своих о нем намерений и планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его [Господа] и избавляет их ( Пс.33:8 ) Ангел Господень будет сражаться за тех, кто боится Бога. Это много раз становилось ясно, что и записано, а также без числа раз, что не записано. Архангел Михаил ополчился за Иисуса Навина. Ангел сражался за царя Езекию праведного и за одну ночь уничтожил все войско халдейское. Сколько раз Ангелы посетили апостолов и мучеников христианских в темницах, и укрепили их, и развеселили? Для праведника утешение – то, что он знает, что Бог Всевидящ, и видит его беду; и Бог Всемогущ, и может его спасти от беды; и что Бог Премилостив, и хочет его спасти от беды. Пошлет Бог Ангела Своего светлого на помощь праведнику – и не праведник будет сражаться против тирана своего, а будет сражаться Ангел Божий вместо него. А если Ангел Божий ополчится, какое войско посмеет ему противостоять? Какое царство сможет с ним воевать? В предшествующем псалме пророк Давид говорит: Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения... Все это нисколько не помогает, если неправда союзничает всему этому. Как только один Ангел ополчится против всего этого, все это лопнет, словно пузырь на воде. Давид и сам был царем, и хорошо помнил, как когда-то из пращи убил Голиафа, исполина, до зубов вооруженного. Он многократно почувствовал помощь Ангела Божия. Поэтому он может с такой надежностью утешать притесненных праведников словами утешения и укрепления: Ангел Господень встанет за вас, о все боящиеся Бога и Ему служащие. И избавит вас Ангел Божий. О, братья мои, не будем сомневаться в правдивости этих слов, а будем испытывать каждый день внимательно, как нас Ангел Божий оставляет с печалью, когда мы грешим, и как приходит нам на помощь с радостью и силой несказанной, когда мы каемся и у Бога милости просим. О, Господи Боже, Создателю наш, Царю бесчисленных Ангелов, прости нас, спаси нас и защити нас Ангелами Твоими святыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 28 Октября. Поучение о том, как Господь хранит кости праведного

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

« И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего » ( Быт. 22:10 ). И всех его возможных потомков. «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание» 205 . « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! » ( Быт. 22:11 ) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4; 22:7; 26:14 ). Или: «Самуил, Самуил!» ( 1Цар. 3:10 ), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: «Моисей! Моисей!» ( Исх. 3:4 ). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба» ( Быт. 22:11 ) – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что Ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой Ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского, и Ангелы как бы прислуживают ему. « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я » ( Быт. 22:11 ). Уже рука должна была идти вниз! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: «вот я» ( Быт. 22:11 )! – мы читали в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: «вот я», этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения? Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел воззвал с неба? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни, они (Авраам и Исаак) поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто показывается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына. Авраам говорит: «вот я», он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Почему я говорю о Павле, если ангел сказал это не Павлу, а Иисусу, Который был в Павле? Пастухам нужно было присутствие Христа, и поэтому ангел спустился с небес и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость» ( Лк.2:10 ). 4 . Это действительно великая радость, что Христос пришел в мир, для тех пастырей, которым вверено заботиться о людях и странах. Ангел, ведающий делами Египта, получил значительную пользу от того, что Господь нисшел с небес, ибо египтяне обрели возможность стать христианами. Все, кто управлял различными провинциями, например, хранитель Македонии, хранитель Ахейи, хранители других провинций, извлекли из этого пользу. Ибо неверно думать, что отдельными провинциями управляют злые ангелы, а добрым ангелам эти же провинции не вверяются. По моему мнению, сказанное об отдельных областях должно понимать как относящееся ко всем людям. Каждого человека опекают два ангела: ангел справедливости и ангел несправедливости. Если в нашем сердце присутствуют добрые помыслы и чувство справедливости наполняет нашу душу, то, без сомнения, с нами говорит ангел Господень. Но если в наших сердцах роятся злобные мысли, с нами говорит «ангел сатаны» ( 2Кор.12:7 ). И так же, как у каждого человека есть два ангела, думаю, что разные ангелы есть и у отдельных провинций: одни – добрые, другие – злые. 5 . Например, за Эфесом присматривают очень злобные ангелы из-за грешников, живущих в этом городе. Но благодаря тому, что в этом городе живет много верующих, есть в нем и добрый ангел Эфесской церкви. Сказанное об Эфесе можно отнести ко всем провинциям. До прихода Господа и Спасителя эти ангелы мало чем могли помочь тем, кто был им верен, и как они ни старались, их усилий было недостаточно. А что указывает на то, что они едва ли могли помочь тем, кто находился в их попечении? Послушай, что мы скажем. Когда ангел египтян помогал египтянам, едва ли хоть один новообращенный верил в Бога; и это происходило, когда египтянами управлял ангел. 6 . Но позднее многие новообращенные из египтян и идумеев обрели веру в Бога, и поэтому в Писании сказано: «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне» ( Втор.23:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 11). Уже рука была занесена для удара! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: вот я ! – мы читали и в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: вот я ,– этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения. Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел… воззвал к нему с неба ? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто подчеркивается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына, приблизившихся в своих религиозных чувствах к Небесам. Авраам говорит: вот я , он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои … (Быт. 22, 12–13). Авраам начинает, точнее, продолжает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Оказывается, гнев тоже должен знать какую-то меру, он не может быть жестоким! И Сара превысила, допустимую меру. Сказано: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Что значит «солнце да не зайдет во гневе вашем»? «Хорошо не гневиться; но если кто впадет в эту страсть, то по крайней мере не на долгое время: «солнце, – говорит он, – да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 )» 132 . «Слово «гнев» понимается двояко. Первое – когда мы, возмущенные обидою, бываем движимы естественными стимулами; второе – когда по прекращении нападений на нас и утешении гнева ум может рассуждать, но тем не менее желает мщения тому, кто признается оскорбителем. Поэтому я думаю, что здесь идет речь о первом виде гнева, и нам, как людям, сделана уступка – [позволено] возмущаться при виде какого-нибудь недостойного действия, но так, чтобы спокойствие ума возмущало только как бы некоторое легкое движение ветра; то есть чтобы мы не поддавались легко бурным волнам ярости» 133 . И вот Ангел нашел Агарь в пустыне у источника воды. Очень часто в Священном Писании мы видим, что именно у источников вод происходят какие-то откровения от Бога. Вода – это символ слова Божьего. Как сказано: «Из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ), то есть проповедь будет распространяться, как стремительные потоки вод. « И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! (то есть Ангел Господень тоже подтверждает статус Агари: да, она служанка, – О. С.) откуда ты пришла и куда идешь? » ( Быт. 16:8 ). О чем спрашивает Ангел Божий? Он спрашивает: «Ты из Египта языческого была выведена! Ты оказалась в доме такого святого человека – Авраама! Ты приняла единобожие! (Конечно, если бы она была язычница, Авраам не вступил бы с ней ни в какие отношения, и она не могла быть приближенной к Саре!) И ты сейчас возвращаешься – что? – в Египет?!» « Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей » ( Быт. 16:8 ). И она подтверждает свой статус, называя Сару госпожой своею. И вот дальше происходит что-то трудно понимаемое! 9-й стих начинается: « Ангел Господень сказал ей… », 10-й стих: « И сказал ей Ангел Господень… », 11-й стих: « И еще сказал ей Ангел Господень… » ( Быт. 16:9–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

50. Каким образом посланный от Бога ангел внушает человеку волю Пославшаго? Духовным воздействием извне , прямым внушением душе Божиего повеления. «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба ... Ангел сказал: не подымай руки твоей на отрока ...» ( Быm. XXII, 11, 12 ). Через сновидение , когда события сна или приснившийся ангел убеждают в том, что было Божие указание. «Ангел Господень явился ему во сне и сказал... не бойся принять Марию, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф.1, 20 ). Или наконец ангел в телесном обличии, представший наяву с извещением о том, что велит Господь; или если ангел действует для убеждения Божией непреоборимой силой . " Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем...» ( Mф. XXVIII, 2 ). 51. Какия сведения об ангелах находим в Священном Писании? Ангелы суть деятельные духи, обладающие знанием, волею, проникновенным разсуждением ( Uc. VI, 3 ; Omkp. VII, 11 ). Они являются достойным людям в таком образе, в каком человек может видеть их ( Чuc. XXII, 31 ). Ангелы превосходят человека духовной силой; но будучи так же существами сотворенными, все же они ограничены ( 2Nem. II, 11 ). Они сопричастны жизни вечной и не умирают ( Лук. ХХ, 36 ). Они не вездесущи, но вневременно преодолевают пространство ( Быm. XXVIII, 12 ). Ангелам неведома глубина существа Божия ( 1Kop. II, 11 ). Им неизвестно будущее ( Mpk. XIII, 32 ). Не дано ангелам разуметь тайну Искупления ( 1Пет. 1, 12 ). Они не всегда проникают в помышления человеческого сердца ( 3Цap. VIII, 39 ). Ангелы в силах творить чудеса только указанныя им Богом ( Nc. LXXI, 18 ). 52. По каким указаниям Писания Церковь различает степени могущества, как и особыя служения в ангельском мире? Церковь исчисляет девять чинов ангельских , что, конечно, обнимает только то, что человеку открыто в его земной жизни. В Писании упоминаются: херувимы ( Быm. III, 24 ); серафимы ( Uc. VI, 1–8 ); силы ( Eф. I, 21 ); престолы, начала, господства и власти ( Koл. I, 16 ); архангелы ( I Coл. IV, 19 ); ангелы ( Puм. VIII, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Воистину, Бог «...во всякой скорби не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» ( Ис. 63:9 ). Этот Ангел Господень представал перед человеком для того, чтобы ободрить его, сказать ему слова обетования, принести новую надежду во мрак богооставленности. Ангел Господень, например, неоднократно являлся пророку Захарии, обещая скорое утешение Божие страждущему Иерусалиму, ветхому Израилю. «Так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Человек ждал своего избавления, и Избавитель был уже близко. И пусть тогда, во времена пророка Захарии, до Рождества Спасителя оставалось еще более пятисот лет – в сознании пророков годы эти пролетали с удивительной быстротой. Столетия Ветхого Завета мчались так же быстро, как проносится ангел, спешащий исполнить повеления своего Создателя. Миг Боговоплощения наступал... «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3:1 ). По толкованию Отцов Церкви здесь говорится о двух ангелах: первый – Предтеча Христов, второй – все Тот же Ангел Господень, Сын Божий, грядущий в мир, чтобы воплотиться в нем. Но хотя человечество и ждало своего спасения, Боговоплощение застало людской род врасплох. Перемены, происшедшие во всем строе мироздания, для большинства людей остались попросту незамеченными. Ангел Завета пришел в Свой храм, но находившиеся в этом храме, молившиеся и приносившие здесь Богу бесчисленные жертвы не признали в человеке из провинциальной Галилеи своего Господа и Творца. Если во Христе не узнали Сына Божия даже представители богоизбранного народа, то тем более – на первых порах – не догадывались о Его приходе в мир языческие цивилизации. Миллионы людей услышали о свершившемся таинстве Рождества только спустя сотни лет после Боговоплощения. Римская империя жила тогда неторопливо-однообразной, прозаически безбожной жизнью. Где-то шли локальные войны, где-то поднимались и подавлялись кровавые восстания; императоры, чередуясь, то расширяли государство, то расшатывали его устои; философы заново изобретали извечно существующие законы мироздания. Здесь приносили жертвы богам, про которых издавна сочиняли комедии и в существование которых вряд ли верили. Лишь изредка в Империи происходил некий всплеск религиозной активности: с востока приходил какой-либо экзотический культ, – и тотчас вся держава, хотя и на очень краткий период времени, вовлекалась в бешеный круговорот божественных имен, бесчисленных эманаций, мудреных терминов и загадочных мистерий. Затем волна увлечения спадала. и Империя в разочаровании забывала о модном прежде культе, как о порядком наскучившей игрушке, отдавая надоевшую религию на откуп нескольким сотням упорствующих в своих заблуждениях фанатиков...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010