И в Исходе ( Исх.3:2–7 ) явившийся Моисею Бог, нарицая Себя Иехова (сый), называется Ангелом: «Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». И здесь Ангел называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. И в Исходе ( Исх.14:19–20 ) Иехова – предводительствующий на пути в столпе облачном и в столпе огненном ( Исх.13:21 ), сей здесь называется Ангелом Божиим. «Взятся же Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их, взятся же и столп облачный от лица их и ста созади их: и вниде посреде полка Египетска и посреде полка сынов Израилевых..» и о котором в стихе 19 и 20 говорится Ангел Божий, в стихе 24 тот же самый называется Господом и Богом. Вот слова Писания: «Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею... И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны... и избави Господь Израиля... и убояшеся людие Господа и вероваша Богу» ( Исх.14:30–32 ). Так же и Исх.20:1–12 Ангел Божий называется Господь Бог Израиля. Такое изменение имен мы наблюдаем и в Новом Завете. Стефан, защищаясь перед синедероном, говорит, что в пустыне и в купине глаголавший Моисею Ангел есть давший закон на горе Синай. Вот что в Деяниях апостолов мы читаем ( Деян.7:35–39 ). «Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьёю? Сего Бог через Ангела, явившегося ему в купине, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжении сорока лет... это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившем ему на горе Синай». О котором же на горе Синай Писание говорит, что Бог позвал Моисея и говорил с ним, святой Стефан называет Его Ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Ведь неужели потому, что говорится: «И сказал Господь Аврааму» и немного позднее: «И Господь явился Аврааму», [нам следует считать, что] это было совершено не через ангелов? [И хотя] в другом месте говорится подобное же: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного»; все же далее сразу же добавляется: «Он возвел свои очи и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» ( Быт.18, 1–2 ), о которых мы уже говорили. Ибо как же смогут эти люди, которые либо не желают подниматься от слов к [их] смыслам, либо беспечно бросаются от смыслов к словам; [повторяю я], как же они смогут объяснить, что Бог явился в [образе] трех мужей, если только они не признают, что это были ангелы, как и показывает то, что следует [дальше в Писании]. Или потому, что [в определенном месте] не сказано: «Ангел ему сказал»; или «Ангел ему явился»; они осмелятся говорить, что видение и голос [представшие] Моисею были совершены посредством ангела, ибо так написано, а Аврааму, поскольку [в Писании] не было сделано упоминание об ангеле, явился и говорил Бог в Самой Своей сущности? И как же насчет того, что и в связи с Авраамом говорится об ангеле? Ведь когда его сын был затребован к жертве, мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: «Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего... которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22, 1–2 ). Конечно же, здесь упомянут Бог, а не ангел. Но немного позднее в Писании говорится: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» ( Быт.22, 10–12 ). Так что же они ответят на это? Или, может, они скажут, что Бог приказал заклать Исаака, а ангел запретил, и далее, что отец, противореча указанию Бога, приказавшего заклать, повиновался ангелу, требовавшему пощадить? Но такое предположение достойно лишь того, чтобы его осмеяли и отбросили.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 и во устех их не обретеся лесть: без порока бо суть пред престолом Божиим. 6 И видех инаго ангела паряща посреде небесе, имущаго Евангелие вечно благовестити живущым на земли и всякому племени и языку, и колену и людем, 7 глаголюща гласом великим: убойтеся Бога и дадите ему славу, яко прииде час суда его, и поклонитеся сотворшему небо и землю, и море и источники водныя. 8 И ин ангел вслед иде, глаголя: паде, паде вавилон град великий, зане от вина ярости любодеяния своего напои вся языки. 9 И третий ангел вслед его иде, глаголя гласом великим: иже аще кто покланяется зверю и иконе его и приемлет начертание на челе своем или на руце своей, 10 и той имать пити от вина ярости Божия, вина нерастворена в чаши гнева его, и будет мучен огнем и жупелом пред ангелы святыми и пред агнцем: 11 и дым мучения их во веки веков восходит, и не имут покоя день и нощь покланяющиися зверю и образу его и приемлющии начертание имене его. 12 Зде есть терпение святых, иже соблюдают заповеди Божия и веру Иисусову. 13 И слышах глас с небесе, глаголющь ми: напиши: блажени мертвии, умирающии о Господе отныне. Ей, глаголет дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними. 14 И видех, и се, облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну Человеческому, имея на главе своей венец злат, и в руце его серп остр. 15 И ин ангел изыде из храма, вопия велиим гласом седящему на облаце: посли серп твой и жни, яко прииде час пожати, зане изсше трава земная. 16 И положи седяй на облаце серп свой на землю, и пожата бысть земля. 17 И ин ангел изыде из церкве сущия на небеси, имый и той серп остр. 18 И ин ангел изыде от олтаря, имый область на огни, и возопи кличем великим ко имущему серп острый, глаголя: посли серп твой острый и о‹емли грозды винограда земнаго, яко созреша уже гроздие ея. 19 И положи ангел серп свой на земли, и обере виноград земский и вложи в точило великия ярости Божия. 20 И испрано бысть точило вне града, и изыде кровь от точила даже до узд конских, от стадий тысяща и шесть сот. Глава 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Воины опасливо стерегли узника. А Церковь прилежно молилась о нем Богу. И вот – результат этой молитвы. Накануне того, когда Ирод собирался вывести Петра к народу, он ночью спал между двумя воинами, связанный двумя железными узами. Двери темницы охранялись первой и второй стражей. И вот Ангел Господень предстал Петру. Свет осиял камеру, где находился апостол. Ангел толкнул его в бок и, подняв его, сказал: вставай скорее. Узы с рук спали. Потом Ангел повелел Петру опоясаться (значит, тот спал без пояса), обуться и одеться и – идти за ним. Апостол думал, что это все сон. Пройдя же через первую и вторую стражу, они подошли к железным воротам, из которых дорога вела уже в город. Они открылись сами собою. Прошли одну улицу. И Ангел скрылся... Тут только Петр понял, что с ним не сон. И он в себе сказал: теперь вижу истинно, что Бог послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всех ожиданий иудеев. Осмотревшись вокруг (и эта подробность не забыта), апостол направился к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, – где было собрано много народа и молились о спасении его. Петр постучал в двери. Служанка, по имени Рода (слава и ей, что предание сохраняло имя ее), вышла справиться: кто там? Но узнавши голос Петров, от радости не отворила дверь, а побежала назад и сказала, что пред воротами стоит Петр! Теперь пришла очередь дивиться собравшимся: «Что ты! Беснуешься что ли?» Но она настаивала на своем. Тогда собравшиеся стали говорить: значит, это Ангел его. (Так и мы веруем, что у всякого человека есть Ангел хранитель.) Между тем, Петр продолжал стучать. К воротам пошли другие; и, увидев его, ужаснулись. Дав им рукою знак молчания, он рассказал им всем, как Господь вывел его из темницы, и велел дать об этом знать Иакову, брату Божию, первому Иерусалимскому епископу, и прочим христианам. А сам скрылся в иное место. На другое утро – переполох. Никто не мог понять, где же Петр. Ирод приказал искать его, но не нашли. Призвал стражу, допросил всех и отпустил, не видя за ней никакой вины 187 . И сам отправился в Кесарию (к северо-западу от Иерусалима).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По сказанию книги Деяний, когда «первосвященники... наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу;... Ангел Господень... ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши в храме, говорите народу все сие слова жизни» ( Деян.5:17–20 ). Поддерживая и укрепляя людей в земной жизни, Ангелы заботятся особенно о душевном спасении людей. Так, по учению Св. Апостола, они и посылаются, главным образом, для того, чтобы руководить людей к спасению, « Не все ли они , пишет об Ангелах Св. Апостол, суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение » ( Евр.1:14 ). Праведный Иов говорит, что Ангел показывает человеку прямой путь к умилостивлению Бога ( Иов.83:23–24 ). Книга Деяний повествует, что Ангел привел диакона Филиппа для научения в вере Евнуха царицы Кандакии ( Деян.8:36–40 ). Подобным же образом Ангел научил Корнилия-сотника, что ему должно делать для получения спасения ( Деян.10:1–6 ). 2 Заботясь о нашем спасении, Ангелы радуются всякому нашему преуспеянию в нем. По учению Спасителя, « бывает радость у Ангелов Божиих и об одним грешнике кающемся » ( Лк.5:10 ). Но едва ли не самое главное значение св. Ангелов для нас состоит в том, что они, предстоя престолу Божию, ходатайствуют пред Богом за живущих на земле. Последнее видно прежде всего из вышеприведенных слов Спасителя: « Смотрите не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видит лице Отца Моего Небесного » ( Мф.18:10 ), иначе говоря: всегда могут ходатайствовать пред Богом за обиженных... И другое свидетельство: Ангел Рафаил говорил праведному Товии: « Когда молился Ты и невеста твоя Сарра, я возносил память молитвы нашей пред Святого » ( Тов.12:12 ). И еще: Св. Апостол Иоанн в откровении видел как « пришел Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред Престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога » ( Откр.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

А Он ранен был за наши грехи ( Ис.53:4–5 ). И у Апостола читаем: Христос искупил нас от проклятия Закона, быв ради нас проклятием ( Гал.3:13 ). Сей и в двадцать первом Псалме говорит: Далеко от спасения Моего слова грехопадений Моих ( Пс.21:2 ); и в шестьдесят восьмом Псалме: Боже, Ты знаешь безумие Мое и грехопадения мои не сокрыты от Тебя ( Пс.68:6 ). Они и называются вообще одеждами запятнанными и будут сняты с Него, когда Он изгладит наши грехи, так что вследствие того, что Он был одет в одежды запятнанные, мы снова возставая в Нем после крещения, услышим слова: Одежды мои да будут всегда чисты ( Еккл.9:8 ) и вся Церковь верующих слышит сказанное чрез Исаию: Омойтесь, будьте чисты ( Ис.1:16 ). О ней пророчествуется и в книге Песнь Песней: Кто это та убеленная, которая восходит? ( Песн.3:6 ). А над подиром ( ποδρην) понимай воплощение Его, которое как земное и обозначено понятием нога ( πος). Кидар чистый на голове Его рассматривай, как сияние Божественнаго величества. Таким образом один и тот же созерцается и как человек, украшенный достигающею до стоп одеждою ( ποδρη), и как Бог – кидаром. Зах.3:6–7 . И Ангел Господень стоял; и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу говоря: Так говорит Господь воинств: «Если ты будешь ходить по путям Моим и будешь стоять на страже Моей, то будешь также судить дом Мой и охранять дворы Мои, и Я дам тебе ходящих из этих, ныне здесь стоящих». LXX: И Ангел Господень стоял, и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу, говоря: Так говорит Господь всемогущий: «Если будешь ходить по путям Моим и сохранишь заповеди Мои, и ты будешь судить дом Мой, и если сохранишь двор Мой, Я дам тебе тех, которые обращаются среди стоящих сих». – Евреи, следуя прежде принятому порядку толкования, понимают эти, сказанные ангелом Господним, слова в отношении к Иисусу, сыну Иоседека в том смысле, что после снятия с него грязных одежд и восстановления в нем достоинства непорочного священства, ему дается повеление, – подобно тому, кик написано в Евангелии: Вот ты сделался здрав, не согрешай более, чтобы не было с тобою чего-либо худшего ( Ин.5:14 ), – и обещается ему награда: если он будет ходить по путям Господним и сохранять заповеди Господа, то и он сам будет судьей дома Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Некоторыми протестантскими писателями было возбуждено сомнение о том, первое пророчество жене Маноя произнесено ли Ангелом, или посланным Господом пророком? Но сомнения быть не может; из всего сказания видно, что приходивший первый раз «человек Божий, которого вид, как Ангела Божия, весьма почтенный» (слова жены Маноя XIII, 6) пришел и второй раз: «и услышал Бог глас Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене»... (и она побежала за мужем) и Маной пришел и говорил с ним; «и сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя?... «Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь о имени моем? оно чудно». Вслед за сим Ангел Господень подымается к небу в пламени жертвенника... «тогда Маной узнал, что это Ангел Господень». (Суд. XIII, 9–21). Так было предсказано рождение Самсона: «и начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Есфаолом ( Cyд. XIII, 25 ) 135 . Возмужав, Самсон является врагом врагов народа своего: но он не вождь ополчения, он герой одинокий, обладающий сверхъестественною физическою силою. Цель его была сделать сколько можно более вреда Филистимлянам, «которые в это время господствовали над Израилем» ( Cyд. XIV, 4 ). Всем известно это прелестное по живости описания, по яркости бытоописания и по юмору сказание о подвигах Израильского богатыря, всегда берущего верх над Филистимлянами то силой, то умом и хитростью. Мы увидим ниже, что сказание о разодранном льве, в котором поселился рой пчел, перешло в Египет с некоторыми изменениями 136 . По всей вероятности и другие сказания о загадке его, о мщении его посредством лисиц с зажженными факелами, о поражении костью толпы Филистимлян на Лехе 137 , об его привязанностях к женщинам и о влиянии их на него (XIV-XVI) перешли в том или другом виде в сказания других народов, так как мы находим во многих рассказах намеки на эти сказания. К этим же очень распространенным сказаниям надо отнести и выпытывание от него его тайны Далилою, и слепоту его и его предсмертное мщение. Мы полагаем не лишним привести слова того папируса, в котором содержится по нашему мнению намек на сказание о Самсоне. В папирусе, известном под именем Анастаси I 138 и переведенном Шабасом, (Voyage d " un Egyptieu 1866, Chalons sur Saone), и Бругшом (см. Gescbichte der Faraonen, S. 654, 1877), заключается описание путешествия Египетского офицера по Сирии и Палестине, или же вернее, – как заключает Бругш, – письмо его бывшего учителя жреца, который, насмехаясь над страстью, охватившею молодых людей его времени, бросавших письменные и ученые занятия, чтобы одеть шлем и латы, – критически и едко разбирает присланное к нему его бывшим учеником описание его путешествия, которое он по-видимому совершал по приказанию своего правительства 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста.... и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» ( Деян. 7,30 ), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выразительнее: «сего Моисея... Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). О синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24 : «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как вознерадим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа 116 . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14 , Втор. 1, 33; 4, 37 , Неем. 9,19 ), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

7 . И поэтому когда мы исполняем заповеди Божьи и совесть наша осквернена мерзостью тщеславия, чтобы угодить людям или по иной причине, а не для того, чтобы угодить Богу, то поступаем не «беспорочно» и не ищем «праведно праведного». Трудно, поэтому, поступать «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», по свидетельству Бога и вознося хвалу Ему во Христе Иисусе, за которую воздаст Он в Судный день, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ), чтобы получить то, что заслужили во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 3. Евангелие от Луки 1:11. На стих «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» 1 . Все телесные создания, лишенные чувств, не делают ничего, чтобы быть видимыми другим существам; взор смотрящего просто направлен в их сторону, и когда бы он ни направил на них взгляд, то видит их независимо от их желания. Что же может сделать человек или какой-нибудь другой объект, обложенный плотью, коль скоро он существует, чтобы стать невидимым? И напротив, высшие, небесные существа невидимы, хотя и существуют, если только сами не захотят стать видимыми; и быть им видимыми или нет, зависит от их желания. Бог являет Свою благодать, чтобы стать видимым Аврааму и другим пророкам, и Авраам узрел Бога не потому, что очи его сердца были способны видеть Бога, но потому, что Бог по Своей воле даровал Свою благодать зрению праведника. 2 . Должно понять тебе, что это справедливо не только в отношении Бога Отца, но также Господа и Спасителя нашего и Святого Духа и в отношении более низших существ – херувимов и серафимов. Возможно, ангел помогает нам сейчас, когда мы рассказываем об этом, и, однако, мы не можем видеть его, так как не заслужили. И поэтому, как бы ни старались наши телесные очи или око души нашей узреть, если не явится ангел и сам не захочет стать видимым, они не смогут его увидеть. Поэтому, когда в Писании сказано: «Бог явился» тому или иному, как здесь: «явился ему ангел Господень, стоя по правую руку жертвенника кадильного» ( Лк.1:11 ), – это следует понимать так, как я сказал. Бог ли это или ангел, является ли Он Аврааму или предстает перед Захарией – станут они видимы или невидимы, зависит от того, захотят они этого или не захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010