«Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с др. версиями: прп. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (авг. 838); на 2-ю ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского мон-ря, и др. (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 6 об., 15, 22 об., 25 об.). Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В версии BHG, N 1070, 1070b, 1070c и 1070е включены чудеса от И. и. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Ath. Iver. gr. 593. Л. 232, 233 об.; ГИМ. Син. греч. 436. Л. 27, 34-35; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15, 17; Bury. 1897. P. 96, 98) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский мон-рь. В списке Ath. Iver. gr. 593 они названы сарацинами (Л. 232), в ГИМ. Син. греч. 436 - агарянами (Л. 27 об.), в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» - персами (Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15; Bury. 1897. Р. 96). Некий Амир (т. е. эмир), возглавлявший араб. флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский мон-рь. Монахи вместе со священными сосудами и И. и. успели укрыться в башне. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 34), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения И. и., сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из мон-ря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М.

http://pravenc.ru/text/293359.html

г) О третьем и шестом часах, как они по древнему песненному уставу пояхуся во св. Великий пост пред литургией преждеосвященных, именуемых трешестом. Симеон Солунский , в главе 352 пишет: «Диакои глаголет: Благослови Владыко, иерей: Благословено царство. Диакон – мирная: Миром Господу помолимся. Иерей втай молитву: Боже, на Херувимех седяй и возглас: Яко ты еси Бог наш, Бог милостив, и певцы начинают пети первый антифон: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, и поют на оба лика весь псалом по стихам с припевом: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Слава и ныне, припев тойже. Таже диакон: Паки и паки. Иерей втай молитву втораго антифона: Господи Боже наш, и возглас: Яко прославися твое всесвятое имя. Певцы поют второй антифон: Господь просвещение мое и Спаситель мой, весь псалом по стихам на оба лика с припевом: Спаси ны Сыне Божий, поющия ти: Аллилуиа. Слава и ныне, припев той же. Таже диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Иерей втай молитву третьяго антифона: Господи Боже Вседержителю, и возглас: Яко благ. Таже поется третий антифон: Господи, кто обитает в жилищи твоем? – весь псалом по стихам на оба лика с припевом: Аллилуиа. По сем антифон. В конце бывает выход без священника и кадила. Иерей и диакон облечены в багряныя ризы. По входе и по конце антифон, диакон: Паки и паки, иерей молитву втай: Господи Боже отец наших, и возглас: Яко подобает ти. И посем тропарь паремии, и чтец на амвоне пророчество от пророчества Исаина; а на великой Страстной Седмице чтение от пророчества Иезекиилева, а егда не бывает преждесвященныя, по чтении сугубая ектения: Рцем вси, и возглас: Яко милостив. Ектения и молитва о оглашенных, и возглас. От средопостныя же недели ектения и молитва о готовящихся к просвещению и возглас. Таже ектения и молитва о верных и возглас, и вторая ектения и молитва о верных и возглас. Посем ектения великая: Исполним молитвы наша. Иерей же втай молитву и возглас, и молитву главопреклонения: Господи, Боже наш, и возглас: Буди всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно и препрославленно. Диакон: С миром изыдем. И изшедшу иерею купно идут за амвон, да среди всех благословят Господа и вечерню начнут».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

После же стихов, поющихся обоими ликами, и после слава и ныне тотчас идёт малая ектения и делается возглас: Благоволением и благостию, ибо Единородный Сын благоволил снизойти к нам. Второй антифон: веровах, темже возглаголах , призывает Господа воплотившегося и говорит: Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти или соответственное празднику. Если же будет и не неделя, и не праздник, а память святого, то поётся во святых дивен . Антифон веровах, темже возглаголах указывает на веру апостолов и святых, через которую все язычники от неверия привлечены были к вере. А антифон чашу спасения прииму и имя Господне призову означает общение со Христом и спасение посредством того, что святые пролили кровь и таким образом сделались сопричастниками страданий Христовых. Они, мучением и подвигами достигнув спасения, спасают и нас: через них мы соединяемся с Господом. Посему-то на слава говорим: Единородный Сы не, указывая на общение Его с нами; и этот стих изложен святым Кириллом. А на и ныне ублажаем Преславную Божию Матерь, так как через Неё соединяется с нами Едино родный и так как Она есть освящение и вознесена превыше всех святых Ангелов и людей. После же стихов слава и ныне опять идут малая ектения и возглас яко свят еси, Боже наш, и певец тотчас поёт третий антифон. Этот антифон – хвалите Господа вси языцы есть ангельская хвалебная песнь, призывающая весь мир к прославлению Троицы. Затем следует Святый Боже и, когда стихи произнесены обоими ликами, и слава и ныне, читается ещё раз прибавляемое Святый Боже, то есть после того, чт произносится при слава и ныне. Трисвятая песнь поётся громогласно, и в это время все стоят непокровенные, как восхваляющие Бога. Итак, смотри, каков порядок церковных пений в этих трех антифонах. В первом антифоне Церковь призывает предстательство Богоматери. Во втором, ещё более возвышенно, умоляет воплотившегося из Неё Господа молитвами святых. В третьем же, и последнем, вместе с Ангелами восхваляет Трисвятого Бога, испрашивая Его милости и постепенно восходя к высшему .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Второй антифон: «веровах, темже возглаголах» ( Пс. 115:1 ), призывает Господа воплотившегося и говорит: «Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти» или соответственное празднику. Если же будет и не неделя, и не праздник, а память святого, то поётся «во святых дивен» ( Пс. 67:36 ). Антифон «веровах, темже возглаголах» указывает на веру апостолов и святых, через которую все язычники от неверия привлечены были к вере. А антифон «чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115:4 ) означает общение со Христом и спасение посредством того, что святые пролили кровь и таким образом сделались сопричастниками страданий Христовых. Они, мучением и подвигами достигнув спасения, спасают и нас: через них мы соединяемся с Господом. Посему-то на слава говорим: «Единородный Сыне», указывая на общение Его с нами; и этот стих изложен святым Кириллом. А на «и ныне» ублажаем Преславную Божию Матерь, так как через Неё соединяется с нами Единородный и так как Она есть освящение и вознесена превыше всех святых Ангелов и людей. После же стихов «слава, и ныне» опять идут малая ектения и возглас «яко свят еси, Боже наш», и певец тотчас поёт третий антифон. Этот антифон – «хвалите Господа вси языцы» ( Пс. 116:1 ) есть ангельская хвалебная песнь, призывающая весь мир к прославлению Троицы. Затем следует «Святый Боже» и, когда стихи произнесены обоими ликами, и воспето «слава, и ныне», читается ещё раз прибавляемое «Святый Боже», то есть после того, что произносится при «слава, и ныне». «Трисвятая» песнь поётся громогласно, и в это время все служащие вечерню стоят непокровенные, как восхваляющие Бога. Итак, смотри, каков порядок церковных пений в этих трех антифонах. В первом антифоне Церковь призывает предстательство Богоматери. Во втором, ещё более возвышенно, умоляет воплотившегося из Неё Господа молитвами святых. В третьем же, и последнем, вместе с Ангелами восхваляет Трисвятого Бога, испрашивая Его милости и постепенно восходя к высшему прославлению. По окончании сего архиерей, изображая Господа, благословляющего с Небес, трижды запечатлевает народ со своего престола, или стасидии. Потом следует великая ектения и ектения просительная. Диакон говорит: «исполним молитву», а иерей преподает мир и читает молитву главопреклонения, чем знаменуется рабство и смирение наше перед Богом, и уничижение Бога до образа раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Текст Божественной Литургии Содержание Ектения великая Первый изобразительный антифон Ектения малая Второй изобразительный антифон Песнь Господу Иисусу Христу Ектения малая Третий изобразительный антифон. Блаженны Малый вход с Евангелием Трисвятое Чтение Апостола Чтение Евангелия Ектения сугубая Ектения об усопших Ектения об оглашенных Херувимская песнь Великий вход Ектения просительная Символ веры Святое Возношение Отче наш Причастны (в субботу) Многолетие Запричастный концерт Причащение мирян Ектения малая Псалом 33 Многолетие Информация о первоисточнике Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)  Тебе, Господи. Аминь. Первый изобразительный антифон Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)   Тебе, Господи. Аминь. Второй изобразительный антифон Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2386...

Антифоны, респонсории и коллекты . Для полного представления о западном соборно-приходском богослужении VI-VIII в. нужно сделать еще несколько замечаний относительно способа исполнения антифонов и респонсориев, занимающих в нем столь важное положение, а также о чине окончания богослужения, так как этому окончанию богослужения здесь придавалось еще большее значение, чем на востоке. В рассматриваемую эпоху за термином антифон уже вполне установился тот смысл, который он имеет (с. 342) в нынешнем римско-католическом богослужении, т.е. смысл краткого стишка пред псалмом или рядом псалмов или после него, – стишка большей частью, из этого же псалма, выражающего его основную мысль или же приспособляющего псалом к празднику. Но ныне антифон поется только раз до или после псалма, а в рассматриваемый период антифоны пелись иногда с каждым стихом псалма. Так каноники церкви св. Мартина Турского, по свидетельству Иоанна монаха в жизни св. Одона (абб. Клюнийский † 943 г.), желая продолжить службу до рассвета, пели по дважды антифоны при каждой стихе псалма. Это же видно из того, что в важнейшие праздники на утрени (in Laudibus) в конце песни Захарии и на вечерне в конце песни Богородицы антифон повторен трижды: одни раз пред «Слава Отцу»..., другой раз при «Всегда и ныне»... (Sicut erat), и третий раз при целом заключительном стихе (такое пение антифона называлось triumphare – ter faei, «трегубить» 1533 . В одном рукописном антифонарии XI в. к каждому стиху песни Богородицы положен в качестве антифона стих из ев. Матфея о воскресении Христовом. Начинали (impositio) пение антифона по знаку архидиакона особенно искусные певцы, имевшие сан иподиакона, которых в Римской церкви было 7: причем первый антифон начинал первенствующий из этих иподиаконов (primicerius), второй – вторствующий (secundicerius) и т.д.; только на Пасху антифон к Евангелию начинал диакон 1534 . (Ср. ниже песненное последование и выше отзыв аввы Нила Синайского о соборном богослужении) Респонсорием назывался большей частью, стих к чтению (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Слава: Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми; Самодержавен бо Сый, Троицы Един есть неложно. И ныне: тойже. Песнь степеней, 120. Антифон 2: Антифон 2: Возведох очи мой в горы , отнюдуже придет помощь моя… На горы Твоих вознесл еси законов, добродетельми просвети Боже, да пою Тя. На горы душе, воздвигнемся, гряди тамо. отнюдуже помошь идет. Господь – покров твой на руку десную твою . Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь; Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя , соблюди, да не огнь мене опалит греховный. Десная Твоя рука , и мене, Христе, касающися, от лести всякия да сохранит . Слава: Святым Духом всякая тварь обновляется, паки текущи на первое, равномощен бо есть Отцу и Слову. И ныне: тойже. Слава: Святому Духу бого словяще рцем: Ты еси Бог , живот, рачение, свет, ум, Ты благостыня, Ты царствуеши во веки. И ныне: тойже. Песнь степеней, 121. Антифон 3: Антифон 3: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем . Стояща бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме О рекших мне, внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце. В дому Давидове страх велик; там бо престо–лом поставленным, судятся вся племена земная, и языцы. ... Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамо седоша престола на суд, престоли в дому Давидове. Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя ...... Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе. Слава: Святому Духу, честь и поклонение, славу и державу, якоже Отцу достоит, и Сынови подобает приносити; Единица бо есть Троица естеством, но не лицы. И ныне: тойже. В дому Дявидове страшная совершаются: отгнъ бо тамо паля всяк срамный ум. Слава: Святому Духу Живоначальное достоинство, от Негоже всякое животно осуществляется, яко во Отце, купно же и Слове. И ныне: тойже. Песнь степеней, 122. Степенна, глас 2: Антифон 1:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Ныне же, глаголет Симеон Солуиский о песненном вечернем, за немощь и нерадение, антифон псалтыря не глаголется, разве во святой только Четыредесятнице и во всякой субботе вечера, в единой святой Софии, идеже, за еже роптати неким ленящимся, токмо Блажен муж, един псалом, с пением, по гласу, глаголати изобразихом... И абие пояй поет дневной прокимен, иже и конечный антифон глаголется, ради иных антифонов, глаголемых убо первее, оставленных же ныне. В субботу убо вечера глаголется: Да воскреснет Бог, и Слава и ныне, таже: Господи воззвах с прочими псалмы, к ним же в субботу вечера ко всякому стиху припевается: Живоносное Твое востание, Господи, славим. Во иные же дни припев: Спасительное Твое востание, Господи, славим. Сим псалмом поемым, иерей творит вход по обычаю. Входит иерей во святый олтарь, егда поется стих: Яко к Тебе Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отими душу мою. На входе благословение по обычаю. Песни воскресныя поются на амвоне, и тогда бывает каждение по чину, и по Слава и ныне, прокимен: Господь воцарися. По прокимне сугубая ектения и возглас: Яко милостив, и малая ектенья и возглас: Твое бо есть еже миловати, – и поются три антифона, именуемыя малыя, не вся псалмы, но по четыре стиха, по избранию, и: Слава и ныне. Первый антифон, стихи из псалма: Возлюбих, яко услышит Господь, с припевом: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси ны. И по конце антифона ектенья малая: Паки и паки, и возглас: Благоволением и благодатию. Второй антифон, стихи из псалма: Веровах, темже возглаголах, припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых поюшия ти, – или по празднику, или: Иже во святых дивен сый. Слава: Единородный, И ныне: Преславную Божию Матерь. Ектенья малая п возглас: Яко свят еси Боже наш. Третий антифон, стихи из псалма: Хвалите Господа вси языцы, – припев: Святый Боже, и Слава и ныне конечное. – и паки Трисвятое возгласно поется, всем стоящим непокровенным. На копьец сего знаменует трижды архиерей от престола: таже великая ектения: Исполним вечерния молитвы наша, и молитвы главопреклонению, и возглас: Буди держава царствия Твоего. И абие лития. На литии поются стихиры стиховенныя со стихами, и Слава и ныне, и прилежное моление, и Господи помилуй, и – по еже Услыши ны Боже, Спасителю наш, – отпустнтельныя и отпуст. А где литии не бывает, иерей во образ литии исходит за амвон, поему: Богородице Дево. Посем иерей возглашает: Господу помолимся, и молитва главопреклонения. Иерей возглашает: Яко ты еси священие наше, Христе Боже наш, и тебе славу возсылаем, – и тако отпуст бывает. Конечная же бывает молитва всех, главопоклонения же и отпущения, – и во утрени подобно».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

445 Великий Пяток, утреня, антифон 6-й, седален. 446 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 5, 2. 447 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 2, русский перевод Е. Ловягина. 448 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 3 — русский перевод Е. Ловягина. 449 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8,4 — русский перевод Е. Ловягина. 450 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 1 — Срав.: утреня, антифон 6-й, трипеснец, п. 3, п. 6 и антифон 3-й. 451 Мк.14:35; «Моление к могущему спасти Его от смерти (Евр. 5:7), — говорит св. Григорий Богослов, — борение, кровавый пот (Лк. 22:44) и другое, сему подобное, — относятся к естеству (человеческому), которое подлежит страданиям, а не естеству (Божества), которое неизменяемо и выше страданий». Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 30-е. С. 439. 452 Лк. 22:44. 453 Человеку присуща естественная боязнь и отвращение смерти. «Душа, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству (­ единая ипостась — Г.Ш.), какие Творец вложил в душу с самого начала, из-за коих душа естественно страшится, мучается и отвращается смерти. И всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог-Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление...; от того, что гибельно для жизни, Он отвращался, как например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершилось по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно — по Своему хотению». Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, III, 3. Полное собрание творений, 1, 288—289. 454 Евр. 5:7. 455 Евр. 5:8. 456 Мф. 26:42. 457 Великий Пяток, утреня, антифон 5-й, тропарь 2. 458 Мк. 14:43. 459 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 8, 5. 460 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9. 2. 461 Великий Пяток, утреня, антифон 11-и, тропарь 1. 462 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010