Евангелисты в Симоновском Евангелии (РГБ. Рум. 105, 1270 г., писец Георгий по заказу Симона, инока Юрьева мон-ря) имеют много общего с краснофонными новгородскими иконами 2-й пол. XIII в.- «Спас на престоле, с избранными святыми на полях» (ГТГ), «Св. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ). Святые изображены во весь рост также в Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124 - святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, венчаемые Христом) и в Соловецком Служебнике - благословляющий свт. Иоанн Златоуст (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об.). В Лобковском Прологе (ГИМ. Хлуд. 187. Л. 1, 1262 (или 1282) г.) на заставке воспроизведена композиция, близкая к композиции 2-сторонней иконы 2-й пол. XII в. «Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту» (ГТГ). Традиционным для Новгорода становится обращение к византийским и южнославянским источникам при создании рукописного орнамента, который нередко синтезирует языческие и христ. формы. Книжное искусство вновь развивалось с XIV в. в связи с активным строительством новых церквей во 2-й пол. столетия. В Хлудовской (Симоновской) Псалтири (ГИМ. Хлуд. 3, кон. XIII - нач. XIV в. или 1-я четв. XIV в.) основная часть миниатюр выполнена в традициях XIII в.: с характерными укороченными фигурами, отчетливым контуром, резкой экспрессией лиц и декоративной яркостью цвета. В ту же рукопись вшита миниатюра со сценой «Явление Христа женам-мироносицам», образный и стилистический строй которой представляет собой живой отклик на традиции раннепалеологовского искусства. К архаическим чертам данной миниатюры относятся симметричные фигуры жен, плоскостный фон и отсутствие пейзажных и архитектурных элементов. Миниатюры Евангелия-апракос из собрания А. И. Хлудова (ГИМ. Хлуд. 30, сер. XIV в.) с изображениями евангелистов представляют собой пример художественной интерпретации местными мастерами элементов современного им визант. искусства. Крупный масштаб фигур и тяжеловесная монументальность образов сосуществуют с такими особенностями, как передача пространства через развитые архитектурные фоны, особое понимание светового строя, а также интерес к разнообразным ракурсам предметов и фигур.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Старокатолики: Римские католики: (Стих, ответ и малое славословие с «Аллилуйя», «приветствие» со стихами псалма 94 и далее как на утреннем служении 3 антифона с 3 псалмами, см. выше). Pater noster…, Ave Maria…. Стих: Deus in adjutorium meum… Ответ: Domine ad adjuvandum me festina… Gloria Patri… Amen. Alleluja. 1-й Антифон: Dixit Dominus Domino meo: Sede a dextris meis. Псалом 109 и в заключение тот же антифон. 2-й Антифон: Fidelia omnia mandata ejus: confirmata in saeculum saeculi. Псалом 110 и в заключение тот же антифон. 3-й Антифон: In mandatis ejus cupit ninus. Псалом 111 и в заключение тот же антифон. 4-й антифон: Sit nomen Domini benedictum in saecula. Псалом 112 и в заключение тот же антифон. 5-й антифон: Nos qui vivimus benedicimus Domino. (Чтение из книги пророка Исайи). Гимн: О податель всякого света…(Проповедь или чтение поучительного характера, затем так называемая «переменная песнь» (Wechselgesang), см. выше). Гимн: Lucis creator optime, lucem dierum proferens… Затем песнь Пресвятой Девы с антифоном: Ne timeas Maria, invenisti enim gratiam apud Dominum: ecce concipies et paries fikium. Alleluja. Magnificat anima mea Dominum: Et exultavit spiritus meus in Deo salutary meo… с заключением: Gloria Patri… (Церковная молитва дня и отпуст с благословением). Молитва дня (Oratio propria). Мы представили утреннее и вечернее богослужения старокатоликов в их целом виде и в сравнении с соответствующими богослужениями римско-католической церкви. Из этого сравнения видно, что старокатолики гораздо с большею свободою отнеслись к римско-католическому богослужению при составлении своего утреннего и вечернего богослужений. Такое отношение к утреннему и вечернему богослужению объясняется тем, что в римско-католических странах утреннее и вечернее богослужения почти утратили характер общественного богослужения, потому что присутствие верующих при них сделалось необязательным 26 . Как такие необязательные для верующих богослужения утреннее и вечернее богослужения римско-католической церкви, – довольно обширные по объёму своему, – уже не могли быть возведены старокатоликами на степень обязательных во всей своей полноте; а потому старокатолики, снова делая их обязательными для верующих, должны были по возможности сократить их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Гнев (с. ...) Цикл состоит из 6 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 121–121 об.) печатается впервые. Год века образ (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 122) печатается впервые. 1 ...яко лебедь слатко с Симеоном пети – образ поющего лебедя (символ христианского служения Богу) сопоставлялся с образом Симеона Богоприимца, молитва которого «Ныне отпущаеши...» (Лука, 2:29) цитируется в стихотворении. Гонение (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 123) печатается впервые. Гордость (с. ..) Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Гордым Бог противится (с. ...) Сам Симеон Полоцкий сообщает на полях рукописи об источнике данного сюжета: «Плиний, в кн. 8, гл. 16». Автор имеет в виду книгу Плиния Старшего «Естественная история». Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Горе воздыхати (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 125 об.) печатается впервые. Грех (с. ...) Цикл состоит из 15 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 128) печатается впервые. 1 Многовременным хладом лед ся утверждает… – поэт излагает распространенную в то время в научном мире теорию происхождения хрусталя из льда, приписываемую Аристотелю. Симеон, очевидно, познакомился с ней по «Естественной истории» Плиния Старшего. 2 ...даже во тверды кристаль преложен бывает… – под термином «кристалл» в научной и художественной литературе вплоть до конца XVIII в. подразумевались кварц и горный хрусталь. Грехи ума (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 132 об.– 133) печатается впервые. 1 Павел заключает: «не мудритеся паче, неже подобает!» – здесь вольное истолкование слов апостола Павла о тщете «плотской» мудрости, потому что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Коринфянам, 1:27). Дар (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 138) печатается впервые. Двоедушие (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 140) печатается впервые. Диоген (с. ...) Впервые стихотворение опубликовано А. М. Панченко (с. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Антифоны двунадесятых праздников и св. Пасхи Воздвижения Честного Креста Антифон 1-й. Стих 1. Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Стих 2. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Припев: Молитвами Богородицы и т. д. Слава, и ныне: Молитвами Богородицы... Антифон 2-й. Стих 1. Вскую Боже отринул ны еси до конца. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва. Припев. Спаси ны, Сыне Божий... Рождества Христова Антифон 1. Стих 1. Исповемся Тебе. Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Стих 2. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев. Молитвами Богородицы Спасе... Слава, и ныне: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Блажен муж бояйся Господа в заповедех Его восхощет зело. Припев: Спаси ны, Сыне Божии, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Спаси ны... Крещения Господня Антифон 1. Стих 1. Во исходе Израилеве от Египта дому Иаковля из людей варвар. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы… Антифон 2. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Неделя Ваий Антифон 1. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Веровах, тем же возглаголах аз же смирился зело. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Припев: Спаси ны, Сыне Божий. Св. Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Утреня (matutinum) Римская, кроме молитвы Господней и Богородичной, Символа Веры и пригласительных стихов (inuitatorium), (соответствующих нашему: приидите поклонимся), слагается из трех полунощниц (nocturni), из которых каждая составлена из трех псалмов, трех паремий (lectiones), трех отпусков (absolutio) и благословений (benedictio) и трех респонсориев, после сего поется песнь св. Амвросия Медиоланского (Те Deum Тебе Бога хвалим), (кроме постов, простых дней и заупокойной службы) и стих священнический (versus sacerdotalis); далее присоединяются хвалитны (Laudes), которые начинаются призыванием: Боже в помощь... при крестном знамении, и состоят из трех псалмов, ветхозаветной песни, за которой следует еще один псалом, главизны гимна, песни Захарии (Benedictus) и молитвы приличной празднику или простому дню. По чину Медиоланскому, на утрени за призыванием следует гимн, потом респонсорий, песнь трех отроков с антифонами и троекратным Господи помилуй, от 8 до 16 псалмов, от 3 до 9 паремий с респонсорием, и наконец песнь Амвросиева. Хвалитны (Laudes) по этому чину имеют такой порядок: призывание, песнь Захарии или Моисея (Audite coeli) с антифоном и троекратным Господи помилуй, три песни (cantica), антифон с молитвою, четыре псалма, главизна, антифон, троекратное Господи помилуй , псалом, гимн, 12 раз Господи помилуй, антифон в виде респонсория (psallenda), троекратно Господи помилуй и молитва . На утрени Мозарабской, после троекратного Господи помилуй, читается молитва Господня, гимн Богородице (Ave Regina) со стихами (versus) и молитвой, предначинание (in nomine Domini), антифон, 50-й псалом, три антифона с тремя молитвами и респонсорием, а в воскресный день вместо первого антифона гимн с молитвою и три псалма с антифонами, а потом еще три антифона, три респонсория и три молитвы. Хвалитны начинаются приветствием, за которым следует антифон, песнь ветхозаветная или новозаветная (в праздники Богородичны и Рождество Христово песнь Божьей Матери, а в день Иоанна Крестителя песнь Захарии), потом повторяется прежний антифон, за которым следует другой антифон, песнь трех отроков, респонсорий (Sonus), третий антифон, псалом 148, пророчество, гимн, приглашение к благопотребным прошениям, Господи помилуй, главизна, молитва Господня, хвалитна (Laus) и благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне: Припев. Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Да познаим на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Вознесения Господня Антифон 1. Стих 1. Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Горы Сионския, ребра северова, град Царя великаго. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Пятидесятницы Антифон 1. Стих 1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает тверд. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. День дни отрыгает глагол, и нощь ноши возвещает разум. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Припев: Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Припев: Спаси ны, Утешителя... Преображения Господня Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна есть земля. Припев: Молитвами Богородицы… Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. И внедя я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Список 1263 г. (ГИМ. Син. 345), сербский по происхождению, переписан на Афоне и привезен в Москву в 1654 г. Арсением Сухановым. Однако Шестоднев Иоанна Экзарха был известен на Руси не позднее нач. XII в. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 482). См. комм. Рукопись Толкований на книгу Песнь Песней (РГБ. ОИДР. 171) датируется в настоящее время 2-й пол. XIII в. Толкование на Евангелие Феофилакта Болгарского известно на Руси с нач. XIII в. Этим временем датируются отрывки БАН. 4.9.11 (ГИМ. Син. 7), написанные, по всей видимости, теми же писцами, что и Толковый Апостол 1220 г. ростовского происхождения. Отдельные толкования содержатся также в сборнике XIII в. (РНБ. Q. п. I. 18). Во 2-й пол. XIV в. на Руси получает известность новая редакция перевода, сделанная у южных славян не позднее середины этого столетия. Она и отражена в указанных митр. Макарием русских списках XV в. Указанные списки Синодальной библиотеки были привезены в Москву с Афона в 1654 г. Арсением Сухановым. Русские списки обоих памятников известны с XV в. Пандекты Антиоха известны в русских списках с XI в. (ГИМ. Воскр. 30). Старшие русские списки Слов постнических Василия Великого датируются 1388 г. (ГИМ. Чуд. 10) и 1392–1402 гг. (ЦМиАР. 291). Эти тексты известны уже в русском списке XIII в. (ГИМ. Хлуд. 10Д и БАН. Никольск. 323 — две части одной рукописи — Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987). О поучениях в русских рукописях XII–XIV вв. подробнее см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья первая). С. 197–214. Огласительные беседы свт. Кирилла Иерусалимского известны уже в списке рубежа XI–XII вв. (ГИМ. Син. 478). Беседы на Евангелие свт. Григория Двоеслова имеются уже в списке XIII в. (РНБ. Погод. 70). Часть этих Бесед содержится в русской рукописи кон. XIV в. (ГИМ. Чуд. 21). Подробнее о житиях святых в русских рукописях см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья вторая: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196–225.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Богословие (ГИМ. ОР. Увар. 1, 356; Леонид. 291; Царск. 23), Кирилл Транквиллион. Богословие (ГИМ. ОР. Син. печ. 344); Он же. Зерцало богословия/Пер. с белорус. диакона Феофана. 1674–1676 гг. (РГБ. ОР. Фад. 37); Он же. Перло многоценное (РГБ. ОР. Ф. 152. 109); Риторика (лекции по философии) (РГБ. ОР. Ф. 299. 722); Философия (ГИМ. ОР. Забел. 675, 676); Философия нравоучительная (этика) (ГИМ. ОР. Муз. 2914); Философия и толкование категорий Аристотеля (ГИМ. ОР. Син. греч. 236; Вл. 457; Матт. MCCXXIII); Раймонд Луллий. Философия (ГИМ. ОР. Муз. 2718; Черт. 286); Он же. Философия: «Наука предивная» (ГИМ. ОР. Хлуд. Д75); Сказание о еллинских философех, понеже и тии прознаменования веры и чистаго ради жития их коснушася истины от Святаго Духа и глаголющи будущая человеком (РГБ. ОР. Ф. 218. 753); Сказание о седми свободных мудростех великих (РГБ. ОР. Ф. 310. 894, 895); Слово о наказанию всякому христианину (соч. русское, типа притчей Сираховых) (РГБ. ОР. Ф. 256. 359); Слово о философии (РГБ. ОР. Ф. 310. 639); Собрание трактатов по метафизике (РГБ. ОР. Ф. 722. 89). См. также: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII в.//Философские науки. 1987. 2; Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика»//Альм. библиофила. 1983. Вып. 15; Он же. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. 1983. 4; Он же. Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники: 1982–1983. М., 1984; Он же. О ранних списках славянорусской «Диалектики»//Записки ОР ГБЛ.: Вып. 45. М., 1986; Он же. Источники и списки космологического трактата XV в. «О небеси»//Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1; и др. 14. История философии: Запад–Россия–Восток/Под ред Мотрошиловой Н.В. М., 1995. С. 447–448; Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008; и др. 15. Лишь Духовные академии не оставили данную область без внимания, находясь в некоторой оппозиции так называемой позитивистской традиции академической науки – см.: Метафизика Божественная и истинная (РГБ.

http://pravoslavie.ru/36953.html

10. Богородице Одигитрии. а) «Филофеово творение» («О всенепорочная пресвятая дево Богородице владычице Одигытри...»). – 1) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., л. 93; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., л. 500 об. б) «Молитва Филофеа к Богородице» («Пресвятая дево Одигитрие, владычице Богородице...»).– 1) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 602, Богослужебный сборник, XVI–XVII вв., лл. 83 об.–90 об. (без конца); 2) БАН, 45.8.92 (14), Сборник молитв, серед. XVIII в., лл. 14 об.–17 об. (под названием: «Молитва к пресвятей богородице Одигитрии. Творение кир Философеа [I] патриарха Царяграда»; 3) ГИМ, Синод., 503 (774), л. 506 об. 11. Святому Духу. Молитва особна Святому Духу. Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофеа («Царю небесный, утешителю, владыко сбезначалный...»). – 1) ГИМ, Синод., 344 (601), Служебник митрополита Киприана, XIV в., лл. 84 об.–88 (поскольку весь этот Служебник, согласно приписке на л. 72, перевел митрополит Киприан, ему же, очевидно, принадлежит перевод и этой молитвы); 2) ГИМ, Синод., 374 (307), Требннк сербский, 1-я пол. XV в., л. 140 об.; 3) ГИМ, Синод., 386 (678), Устав церковный, XV в., л. 217; 4) ГБЛ, МДАфунд., 82, Антилатинский сборник, XVI в., л. 3 об.; 5) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 298, Минея общая, XVI–XVII вв., лл. 255 об.–256 (без конца); 6) ГИМ, Синод., 370 (271), Служебник, 1665 г., л. 112; Потребник мирской. М., 1639, лл. 93–95; Требник Петра Могилы , ч. III, стр. 24–27. 12. Святой Троице. Филофея патриарха Константинаграда молитва святой Троице («Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме...»). – ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 627, Богослужебный сборник, 2-я пол. XVIII в., лл. 426–427. III. Прочие произведения 1. Устав службы. а) Φιλθου το γιωττου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως Διταξις τς θεας κα ερς λειτουρας. – Сырку, Ι, стр. 149–172. Устав божественна службы иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о. – 1) ГИМ, Синод., 344 (601), Служебник митр. Киприана, XIV в., лл. 1–40; 2) ГИМ, Синод., 347 (952), Служебник Сергия Радонежского, XIV в., лл. 3 об.–73; 3) БАН, 11.9.1 (Воскр. 2), Служебник, 3-я четв. XVI в., лл. 65 об.–75; напечатан по Служебнику Евфимия Тырновского в кн.: Сырку, I, стр. 1–31 (под названием: «Устав божественыя службы святыя литургии, в нем же и диаконскаа, Филофеа патриарха Констанинеграда творение»).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010