Подобное ограничение женской свободы можно наблюдать в Индии и в Китае. Естественно, возникает вопрос: почему? В случае шумеров обычно говорят, что причиной стало постепенное проникновение скотоводческих народов из окружающих пустынь, нравы которых всегда были более патриархальными. В конце концов, интенсивные ирригационные работы, благодаря которым поддерживалась городская жизнь, могли вестись лишь на узкой полосе земли вдоль Тигра и Евфрата. С самого начала цивилизация была окружена обитателями пустынь, которые жили более или менее так, как описано в Бытии, и говорили на тех же семитских языках. Неоспорим тот факт, что с течением времени шумерский язык постепенно был вытеснен сначала аккадским, потом аморейским, затем арамейскими языками и, наконец, арабским, который также был привнесен в Месопотамию и Левант скотоводами из пустынь. То, что все это, разумеется, повлекло за собой глубокие культурные объяснения, не служит убедительным объяснением . Бывшие кочевники, судя по всему, охотно адаптировались к городской жизни во многих других отношениях. Почему не в этом? Кроме того, это сугубо локальное объяснение, которое не может раскрыть более широкую модель. Феминистские исследования подчеркивали расширение масштаба и социального влияния войн и сопровождавшую его растущую централизацию государства . Это звучит более убедительно. Конечно, чем более милитаризовано государство, тем суровее становятся действующие в нем законы по отношению к женщинам. Но я бы добавил еще один аргумент. Как я уже подчеркивал, в истории войны, государства и рынки подпитывали друг друга. За завоеванием следуют налоги. Налоги, как правило, помогают создать рынки, которые выгодны солдатам и бюрократам. Непосредственно в Месопотамии все это оказалось тесно связано со взрывным ростом долгов, который грозил превратить все человеческие отношения, а с ними и женские тела в потенциальные товары. В то же время это вселило страх в победителей экономической игры (мужчин), которые со временем почувствовали, что должны предпринимать все большие усилия для того, чтобы их женщин ни в коем случае нельзя было ни покупать, ни продавать.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Прежде всего Г. Кер стал известен как первый отечественный исследователь самаритянского (самарянского) языка и текстов, ставших с тех пор доступными для библеистов (см.: Жамкочян А. У истоков самаритянских исследований в России//ВДИ. 1997, 2. С. 145–149). Получила развитие и отечественная ассириология, изучавшаяся в Европе XIX в. на богословских факультетах. Первые ассириологические работы в России принадлежали египтологу В. Голенищеву (см.: Струве В. Значение B. C. Голенищева для египтологии//Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Сб. 3. С. 3–69). Особенно важна была осуществленная Голенищевым в 1891 г. публикация документов из Каниша в Малой Азии. В то время староассирийская разновидность аккадской клинописи еще не была расшифрована, но Голенищев правильно указал, что под ней скрывается диалект аккадского языка. Большое значение имело издание М. Никольским шумерских хозяйственных документов из уникальной коллекции истории письма акад. Н. Лихачева. В данном издании впервые была сделана попытка самостоятельного перевода этих текстов (см.: Липин Л. М. В. Никольский – отец русской ассириологической науки//Учен. зап. ЛГУ им. А. Жданова . 1954, 179: Сер. востоковед. наук. Вып. 4. С. 317–328). Как ассириолог известен также акад. П. Коковцов, преподававший ассиро-вавилонский язык в Петроградском университете и внесший много нового в формирование библейской археологии, начав создавать для нее прочную источниковедческую базу. Однако из светских востоковедов дооктябрьского периода наибольший вклад в развитие библейской археологии внес, безусловно, проф. Б. Тураев , выступавший как представитель библейско-исторической школы. Он известен как исследователь древних культур Сиро-Палестинского региона (см.: Тураев Б. Очерк изучения финикийской древности//ИО. 1893. Т. 6, отд. 1. С. 1–76), особенно их религиозной составляющей (см.: Тураев Б. Финикийская мифология//Финикийская мифология/Под общ. ред. Ю. Довженко. СПб., 1999. С. 37–184), египетской цивилизации (см.: Тураев Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Проблема датировки текстов еще не самая сложная в изучении клинописной литературы. Когда мы говорим, что письменность Двуречья возникла в конце тысячелетия до Р.Х., то это еще не означает, что и литература в широком смысле этого слова возникла в этот период, явление письменности вообще, а затем и употребление ее для записи литературных текстов как бы пересекло процесс развития устного литературного творчества, захватив его на определенном этапе развития. Но надо помнить, что устное творчество продолжало сосуществовать с письменной литературой. Ассириологи объединяют под названием «Вавилонская литература премудрости» большое число текстов на шумерском и аккадском языках: моральные наставления, поучения, сборники пословиц, басни, ученые диалоги-споры» и другие сочинения. Из всего этого мы рассмотрим только самые известные и типичные примеры. § Шумерская мудрость Шумерский период в истории Двуречья охватывает около тысячи лет – с конца тыс. до Р.Х. до конца III тыс. до Р.Х., когда Шумер попал под аккадское владычество. Шумерские памятники дидактической литературы дошли до нас в поздних записях, главным образом от так называемого послешумерского периода вв. до Р.Х.), т.е. того времени, когда сами шумеры уже слились с аккадцами, и шумерский язык уступил место аккадскому. Это были либо записи или копии произведений, написанных на шумерском языке, либо двуязычные шумеро-аккадские тексты, что говорит о большой роли, которую продолжала играть шумерская культура в истории Двуречья. Дальше рассмотрим несколько примеров ранней шумерской дидактической литературы, которую можно разделить по форме на три группы: притчи, краткие изречения (нравственные и предупреждающие) и басни. § Притчи Шумеро-аккадская литература богата притчами. Они «были записаны более трех с половиной тысячелетий тому назад» 243 , а многие из них наверняка возникли раньше и передавались устно из поколения в поколение. До нас дошло их огромное множество, одни о них хранятся в «народной мудрости» 244 , другие наделены определенной литературной формой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

С этого времени Ассирия никогда не играла больше прежней политической роли. При этом не произошло сколь-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь верхушка ассирийского общества – знать и частично горожане. Сельское население осталось на своих местах, и потомки его населяют Северный Ирак до сих пор, утеряв, однако, свой родной аккадский язык. До второй половины века н.э. основными источниками информации о Месопотамии оставалась Библия и труды античных греческих и римских авторов. Долгое время Книга Книг считалась наиболее авторитетным справочником по древней истории. Как же отражает она Ассирию и её воинственный народ на своих страницах? Сегодня принято считать, и не без основания, что Библия содержит огромный объём достоверной информации. Множество приводимых в ней исторических и географических данных было полностью подтверждено исследованиями учёных. Так приоткроем же эту удивительную и правдивую книгу. Ассирийское войско было очень многочисленно. Вот что говорит Библия о его составе, когда сановник царя – Олоферн выступил против западно-азиатских земель: «Он пригласил к себе, – говорится в книге Иудифь (2:14–19), – всех сановников, полководцев и начальников войска Ассирийского, отсчитал для сражения отборных мужей, как повелел ему господин его, сто двадцать тысяч, и конных стрелков двенадцать тысяч, и привёл их в такой порядок, каким строится войско, идущее на сражение. Он взял весьма много верблюдов, ослов и мулов для обоза их, а овец, волов и коз для продовольствия их – без числа, и много пищи для всех, и очень много золота и серебра из царского дома. И выступил в поход со всем войском своим...». Ассирийское войско делилось на пеших, всадников и сражавшихся с колесниц. Ассирийцы были меткими стрелками ( 4Цар.19:32 ). Главным оружием нападения у них был лук, которым они владели так мастерски, что слава ассирийских лучников держалась до самого падения их царства. После лука самым распространённым оружием было копьё. Самую отборную и хорошо вооруженную часть войска составляли воины, сражавшиеся с колесниц ( 4Цар.19:23 ) и кавалерия ( 4Цар.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Среди многочисленных греческих и римских историков следует особенно выделить позднего греческого историка-биографа и моралиста римского периода Плутарха (ок. 45-ок. 119), автора многочисленных сочинений, самое известное из которых “Сравнительные жизнеописания.” Попарно сопоставляя знаменитых греков и римлян, Плутарх устанавливает своего рода модель нравственных свойств человека и последовательности его деяний и в этой связи представляет типы исторических деятелей. Человек в изображении Плутарха предстает статично, а его жизнь оказывается последовательным проявлением нравственных свойств. Схема построения биографии, разработанная Плутархом (хотя он не был первым, кто ее создал), значительно повлияла на христианскую агиографию, передав ей общие места жизнеописания, по которым можно строить сопоставления историй человеческой жизни. Ораторика Характерная особенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени – поразительная склонность к публичному слову и внимание к стилю. Греческий язык был исключительно совершенным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда особенно ценилось и культивировалось греками. Ораторское красноречие, как особый, высший вид искусства, возникает только в античной Греции, и ни одна другая древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Как было отмечено выше, античное красноречие развивалось в трех основных формах: судебной, показательной (эпидейктической) и совещательной (политической) речи. Осмысление искусства публичного слова и теоретическая разработка приемов аргументации связаны с софистами – профессиональными практиками и учителями публичного слова. Сама по себе риторика развивается задолго до Аристотеля. “Риторика” Аристотеля, завершенная только в конце его жизни, удачно обобщает длительную традицию устной публичной аргументации и ее теории.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

халдеи – 8. XV, 1, 6. 11. XXXVII, 100. 19. IV, 32, 4. 21а. 15, 11–12. 24. I, 15, 71. 27. Вступление, I, 1. 29а. IV, 20. 34а. § 192. 38. XXIII, 6, 32. 43. VIII, 9; X, 32 (Χαλδαοι; Chaldaei) – в собственном смысле так назывались племена западных семитских арамеев (Kaldya, а их страна – Kaldu) на аккадском языке ассирийцев (восточных семитов). В I тыс. до н. э. область (пришедших) халдеев находилась в южной части Вавилонии (до Персидского залива). Месопотамия – область древнейшей культуры, известной с середины VI тыс. до н. э., где возникли и развивались астрономия, астрология, математика и другие науки. В северной части Месопотамии находилась Ассирия, а в южной начиная с конца IV тыс. до н. э. – Шумер (происхождение и принадлежность языка шумеров неизвестны), которые попеременно в результате завоеваний господствовали друг над другом. В начале II тыс. до н. э. в Шумере начинается старовавилонский период, когда там уже господствует семитский язык (шумерский вымирает), а эта территория стала называться Вавилонией. В первой половине I тыс. до н. э. халдеи играли значительную роль в истории Месопотамии. В конце VII в. до н. э. в Вавилонии начинается Нововавилонское царство халдейской династии (Набопаласар, Навуходоносор II=Набокодросор и др.). В 538 (539?) г. до н. э. Вавилония завоевана Персией, в 331 г. до н. э. – Александром Македонским, после смерти которого (323 г. до н. э.) стала ядром Селевкидской державы (см. Селевк I). Несмотря на все перемены, традиция древнейшей месопотамской культуры не прерывалась. У многих античных авторов Халдея, Вавилония и Ассирия отождествляются. Геродот (I, 181 и 183; V в. до н. э.) впервые называет жрецов Бела=Зевса в Вавилоне халдеями (считают, что неправильно), а впоследствии в античной литературе халдеями часто называют (вавилонских) астрономов, астрологов, предсказателей, колдунов, магов и т. п. В другой традиции античной литературы халдеи ошибочно отождествляются с персидской кастой жрецов магами или сопоставляются с ними; и их и касты жрецов других стран относят к философам и мудрецам. Вавилонская астрологическая наука была очень развита; знакомство с ней в Греции относят к IV в. до н. э. Приблизительно к этому же времени относят заимствование вавилонской астрологии (с зодиаком и гороскопом) Индией (где до этого была только астрономия); особенно значительную роль в этом заимствовании приписывают грекам (в санскрите есть ряд греческих технических терминов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 200 статей гражданского и уголовного права Таблица 4. Литературные произведения древнего Ближнего Востока, содержащие ветхозаветные параллели Литературное произведение Язык Дата до н. э. Книга ВЗ Тематические параллели Эпос об Атрахасисе Аккадский Ок. 1635 г. Сотворение мира, потоп, ковчег «Энума элиш» Аккадский Ок. 1100 г. Рассказ о сотворении мира Эпос о Гильгамеше Шумерский, аккадский Ок. 2000 г. Рассказ об окончании потопа, о ковчеге и выпускании птиц Мемфисское сказание о сотворении мира Египетский XIII в. Творение словом Законы Хам мура пи Аккадский Ок. 1750 г. Законы, сходные с синайскими по форме и содержанию Гимн Атону Египетский Ок. 1375 г. Сюжетное сходство и общность выразительных средств Ludlul bel Nemeqi Аккадский XIII в. Страдалец сомневается в справедливости божества Вавилонская теодицея Аккадский Ок. 1000 г. Диалог между страдальцем и его другом о справедливости божества Наставления Аменемопе Египетский Ок. 1200 г. Словарь, образы, тематика, композиция Хеттские договоры (36) Хеттский 2–е тыс. Форма и содержание Плачи о падении шумерских городов (5) Шумерский Фразеология, образы и тематика Египетские «Любовные песни» (54) Египетский 1300–1150 гг. Песнь Песней Содержание и литературные приемы Пророческие тексты из Мари (ок. 50) Аккадский XVIII в. Пророчества доклассического периода Тематика (военная деятельность и отправление культа) Таблица 5. Хронология древнего Ближнего Востока (10000 – 2100 гг. до н. э.)     Таблица 6. Хронология древнего Ближнего Востока (2100 – 332 гг. до н. э.)     Таблица 7. Единицы измерений     Древний Ближний Восток     Ассирийское царство     Нововавилонское царство в 625–529 гг. до н. э.     Персидское царство и другие государства в VI в. до н. э.     Дороги Палестины     Реки и вали Палестины   Словарь терминов В этом словаре объясняются некоторые термины, часто встречающиеся в наших обсуждениях. Для удобства читателей мы снабдили эти термины звездочкой ( ) по всему тексту. Не все термины приведены здесь в той же форме, в какой они встречаются в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

B., 1960; eadem. The Coronation of the Great Šišlam: Being a Description of the Rite of Coronation of a Mandaean Priest according to the Ancient Canon. Leiden, 1962; eadem. A Pair of Naoraean Commentaries (Two Priesly Documents): The Great «First World» and The Lesser «First World». Leiden, 1963; Yamauchi E. M. Mandaic Incantation Texts. New Haven, 1967; Rudolph К. Der Mandäische «Diwan der Flüsse». B., 1982. Buckley J. J. The Scroll of Exalted Kingship=Diwan Malkuta ‘laita. New Haven, 1993; Burtea B. Das mandäische Fest der Schalttage: Ed., Übers. und Komment. der Handschrift DC 24 Šarh d-paruanaiia. Wiesbaden, 2005. (Mandaistische Forschungen; 2); idem. «Zihrun, das verborgene Geheimnis»: Eine mandäische priesterliche Rolle: Ed., Übers. und Komment. der Handschrift DC 27 Zihrun Raza Kasia. Wiesbaden, 2008. (Ibid.; 3); idem. Die Geheimnisse der Vorväter: Ed., Übers. und Komment. eines esoterischen mandäischen Texts aus der Bodleian Library Oxford. Wiesbaden, 2015. (Ibid.; 5). Лит.: N ö ldeke Th. Mandäische Grammatik. Halle, 1875; Drower E. S. The Mandaeans of Iraq and Iran: Their Cults, Customs, Magic, Legends, and Folklore. Oxf., 1937; Segelberg E. Tra  a d-Ta  ga d-Šišla  m Rabba: Studies in the rite called the Coronation of Šišla  m Rabba// Macuch R. Zur Sprache und Literatur der Mandäer. B.; N. Y., 1976. P. 170-244; Rudolph K. Mandäer/Mandäismus//TRE. 1992. Bd. 22. S. 19-25; M ü ller-Kessler C. Interrelations between Mandaic Lead Scrolls and Incantation Bowls//Mesopotamian Magic: Textual Historical, and Interpretative Perspectives/Ed. T. Abusch, K. van der Toorn. Groningen, 1999. P. 197-210; Buckley J. J. The Mandaeans: Ancient Texts and Modern People. Oxf.; N. Y., 2002; eadem. Mandaeans. 4: Community in Iran//EncIran. 2005. Online ed.; eadem. The Great Stem of Souls: Reconstructing Mandaean History. Piscataway, 2010; Lupieri E. The Mandaeans: The Last Gnostics. Grand Rapids, 2002; idem. Mandaeans. 1: History//EncIran. 2008. Online ed.; H ä berl C. G. Iranian Scripts for Aramaic Languages: The Origin of the Mandaic Script//BASOR. 2006. N 341. P. 53-62; idem. The Neo-Mandaic Dialect of Khorramshahr. Wiesbaden, 2009; Немировская А. Классический мандейский язык//Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М., 2009. С. 626-659; Nafs C. R. N. Die Mandäer Irans: Kulturelle und religiöse Identität einer Minderheit im Wandel: Diss. Bamberg, 2011. А. К. Лявданский Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/2561822.html

Традиционным элементом празднования Рош ха-Шана является обычай трубить в шофар (см. рис. 104) – духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или быка, поскольку, согласно тексту Торы, этот праздник именуется днем трубного звука (см. Чис.29:1 ). Рис. 104. Шофары Йом-Киппур (с ивр. – букв. «день прощения») – Судный день (см. Лев.16:6–16; 32–33 ). Это время сугубого поста и покаяния. Отмечается на 10-й день месяца тишрей. Считается, что именно в этот день в ветхозаветное время первосвященник входил с жертвенной кровью в Святая Святых. Ему предшествуют десять дней нового года, которые также носят покаянный характер. Синагогальное богослужение в этот период весьма продолжительно и пропитано символикой исповедания своего несовершенства, виновности перед Богом и освобождения от грехов. Рош ходеш (с ивр. – букв. «начало месяца») – новолуние, праздник нарождающейся Луны. Имеет более низкий статус по отношению к вышеперечисленным дням, отчего именуется также «полупраздником». Данный праздник возник как способ ритуального освящения нового месяца лунного календаря, которым пользовались евреи в древности (см. Чис.10:10; 28, 11 ). Праздники, установление которых не связано с Торой и которые имеют более позднее происхождение, суть следующие: Пурим (вероятно, от аккадск. puru – «жребий») – праздник, приходящийся на 14-е число лунного месяца адара, установленный в память об избавлении евреев Персии от гибели, которую готовил им коварный царедворец Аман. Само событие описано в книге Есфирь (см. Есф.9:20–32 ). В этот день за богослужением читается свиток данной книги, при этом при произнесении имени Амана принято поднимать шум, хлопать в ладоши, топать ногами и даже использовать специальные трещотки. Это совершается в знак ненависти к злодею. В Пурим принято готовить и вкушать сладости, в частности особые печенья треугольной формы, именуемые «уши Амана», а также дарить их знакомым. Трапеза должна сопровождаться обильным употреблением вина. Кроме того, похвальными считаются дела благотворительности по отношению к нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

261 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/перевод с аккадск. В. Афанасьевой. М.: Художественная литература, 1981. С. 32. 264 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/перевод с аккадск. В. Афанасьевой. М.: Художественная литература, 1981. С. 34. 265 См. Емельянов В.В. «Таблицы судеб» в культуре Древней Месопотамии//Конференция «Доски судьбы» и вокруг: «эвристика и эстетика» (тезисы докладов)//URL: (дата обращения 5 апреля 2017 г.). 266 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 122. 267 Ашшурбанапал – ассирийский царь, правивший с 669 по 627 г. до н. э. При нём была собрана первая на Древнем Востоке систематическая библиотека. Известен своими завоевательными походами и вошёл в историю как последний великий царь Ассирии. 268 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 123. 269 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 127. 271 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 150. 273 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 175. 275 Так в мифах нашёл отражение биологический факт смены кожи змеёй, которая происходит несколько раз в год. 277 См. Емельянов В.В. Шумерская эпическая песня «Гильгамеш и Небесный Бык» (к анализу одного календарного мифа)//«Кунсткамера. Этнографические тетради», 1996 г., вып. 10. СПб.: Петербургское востоковедение, Российская академия наук. 278 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 106. 279 См. Емельянов В.В. Шумерская эпическая песня «Гильгамеш и Небесный Бык» (к анализу одного календарного мифа)//«Кунсткамера. Этнографические тетради», 1996 г., вып. 10. СПб.: Петербургское востоковедение, Российская академия наук.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010