3) Ямская Слобода. Пока город быль еще мал, то она была около нынешней Воскресенской церкви, прежде называвшейся Кузмодемьянской. После пожара 1748 года слобода сия выселена за старые Московские ворота, где ныне Дворянская улица. После пожара 1773 года переселена на нынешнюю площадь на Землянскую дорогу; а потом вскоре на нынешнее место за заставой. 4) Гусиная слободка. Так называлась исстари слобода, под Чижевскими горами населенная, коей часть ныне принадлежит уже к городу. Название ее произошло без сомнения от промышлявших заводами гусиными жителей ее; ибо близ лежащие к ней луга реки Воронежа к тому способны. 5) Придача. Слобода на другой стороне реки Воронежа против Акатовой, лежащая на татарской ногайской степи. Первое ее население было давнее. Ибо в грамотах Акатова монастыря еще в 1616 году упоминается, что жившие на сих местах казаки сбежали. Итак, видно, что для стражи от набегов татарских они там поселены были. После места их заняли разных чинов также служилые люди, поверстанные в однодворцы. Название Придачи произошло, вероятно, от принадлежности сей слободы к городу. Ныне там жителей по ведомости за 1798 год мужеска 1073, женска 1095, обоего пола 2168 душ. В числе жителей есть приказные, посадские, однодворцы, экономические и мещане. Бывшая перед сим деревянная там церковь строена еще около 1680 года, возобновлена в 1745 году, в другой раз в 1773 году, в коем вновь и освящена. Нынешняя каменная церковь по-прежнему же наименованию во имя Рождества Христова, начата с 1785 года построением, а окончена и освящена в 1795 году марта 22 числа. При сей слободе лежит еще деревня Клементьевка, бывшая вотчина Акатовского монастыря, переселенная с Тавровского поля около 1620 года. 6) Гумны слободка, лежащая за логом на взгорье к Чижевскому полю и роще, смежно с бойнями, кирпичными сараями и сахарным заводом. Так названа она потому, что там становили в старину жители городские гуменной хлеб. Другое предместье, называвшееся так же и по той же причине, находится по горам за Беломестной между Покровской и Онуфриевской церквями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

5. Александровский – Никитский , женский, общежительный, в гор. Кашире, Тульской губ. Богадельня, существовавшая при Никитской кладбищенской церкви, обращена в 1862 г. в женскую общину, которая в 1884 г. возведена на степень общежительного монастыря с учреждением при нем училища. “Сенат. ведом.”, 1862 г., 46; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1884 г., 55, ст. 435; “Извл. из отч. Об. Пр., 1884 г., 233 (учрежд.), 243 (школа). 6. Александро-Невская-Акатовская , женская община, Московской губ., Клинского у., близ сельца Акатова или Акатьева, в 7 вер. от Клина. Учреждена в 1889 г. (в ноябре) на средства Москов. купцов Захаровых, пожертвовавших капитал в 50.000 руб. и земли 268 десят. с разными постройками и мельницею. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 51, прибавл., 1576. 7. Александро-Невский , мужской, общежительный, Самарской губ., Бугульминского у., Спасской волости, в 8 вер. от села Спасского, где находится волостное правление. Учрежден в 1867 г. с укреплением за ним жертвуемой крестьянами села Спасского земли 190 десят. и с целью противодействия расколу. При учреждении открыто училище для мальчиков инородцев. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1867 г., 45, ст. 427; “Извл. изъ отч. Об. Пр.”, 1867 г., 32, 91 (учрежд.); 1879 г., 139 (устр. придела св. кн. Алекс. Нев.); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 186. 8. Александро-Свирский-Святоостровский , мужской скит, Выборгской губ., Сердобольского у., в 7 вер. к сев.-вост. от Преображенского-Валаамскаго мон., которому он принадлежит, расположен на острове Святом, считающимся самым высоким из островов и имеющим до 140 фут. высоты. По преданию, преп. Александр Свирский , приняв иночество на Валааме в 1474 г., удалился сюда, где и спасался в пещере, иссеченной в скале под большим камнем; до настоящего времени в ней виден маленький очаг и сохраняются образ и крест очень древние. В память пребывания преподобного в 1855 г. здесь построена церковь и 3 домика с кельями для братии, кухней и трапезой. “Остров Валаам. и тамош. мон.”, 60; “Валаам. м-рь и его святыни”, 26 (с видом); “Словарь ист. о свят.”, 17; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 60; “Слово о Валаам. м-ре”, 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; † 1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии. Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

В наше время останки архиепископа были перезахоронены в общей могиле воронежских архипастырей на кладбище Алексеево-Акатова монастыря, а на юбилейном Архирейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. В том же 1919 году советские власти решили захватить Митрофановскую обитель. Первым делом большевики ворвались в Благовещенский собор прямо во время службы и принялись кощунственно глумиться над мощами святого Митрофана, подняв их на ружейные штыки. Спешно организовав " акт вскрытия " , они объявили святые мощи поддельными, а сам монастырь - оплотом окопавшихся в нём контрреволюционных сил, который надлежит немедленно закрыть. В обители был спешно развёрнут концлагерь, при этом богослужения в монастырских храмах не прекратились. Сюда стали поступать заключённые, три сотни которых были размещены в монастырских кельях и различных хозяйственных постройках. Чтобы узники не сидели без дела, здесь организовали мастерские - слесарную, гравёрную, сапожную и портняжную. В Благовещенском и Архангельском соборах продолжались службы, а когда в 1922 году идеологи большевизма инициировали в России раскол её Православной Церкви, Благовещенский собор Воронежа, как главный городской храм был назначен оплотом местного обновленчества. Концентрационный лагерь действовал на территории Митрофановской обители вплоть до 1923 года. А шесть лет спустя городские власти упразднили монастырь и запретили все богослужения в Воронеже. Официальная формулировка причин закрытия Благовещенского собора была обтекаема и расплывчата - " на нужды социалистического строительства " . Следующим шагом облеченных властью безбожников стала передача святых мощей первого епископа Воронежского в городской краеведческий музей. После этого на площади у закрытых дверей Благовещенского собора были устроены кощунственные " народные гулянья " с песнями и плясками под целых пять городских оркестров, грамогласно исполнявших революционную музыку победившего пролетариата. Здание Благовещенского храм передают в распоряжение городского ломбарда, но уже летом 1930 года горсовет отменил это решение и стал вынашивать планы размещения на всей территории закрытого Митрофановского монастыря Фтизиатрического института.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Главной достопримечательностью и доминантой Акатова монастыря является двухэтажный храм, расположенный в самом центре территории. Храм венчает всего один маленький позолоченный купол с крестом. Внутри храм весьма необычен, неф имеет форму правильного круга. Посредством каменного коридора храм соединяется с покоями настоятеля. В монастыре находятся чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручица и Живоносный источник; вмч. Пантелеимона (афонского письма). А также святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского (с частицами мощей), Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (копия); Касперовская икона Пресвятой Богородицы; иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей св. преп. Кирилла и Марии Радонежских. Алексеевский Акатов монастырь на данный момент единственный в Воронеже действующий монастырь. Основанный спустя несколько лет после основания Воронежа, он до сих пор хранит в своих стенах историю города, легенды и были, связанные с его обитателями. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 г. по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж. Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Место Соломона в Спасском монастыре и семинарии занял архимандрит Лужецкого Московского монастыря Гервасий (Линцевский). И по нравственным качествам, и по образованию новый настоятель Спасо-Евфимиева монастыря был несравненно выше своего предшественника Соломона, вследствие чего Суздальская семинария должна была достигнуть при нём значительного роста, особенно в учебном отношении. К сожалению, он стоял в близких отношениях к семинарии сравнительно короткое время. Гервасий Линцевский был сын священника Малороссийского Киевского полка с. Иванюкова, родился в 1720 г. По окончании курса в Киевской духовной академии был учителем в Перяславской коллегии. В 1740 году пострижен в монашество. 7 ноября 1758 г. назначен настоятелем и архимандритом Белгородского Николаевского монастыря; в 1764 г. – Акатова Алексеевского; 24 марта 1768 г – Андроникова Троицкого; в 1773 г. – Великолуцкаго Троицко-Сергиева; 23 ноября 1775 г. – Старорусского Спасского; 13 мая 1776 г. – Пыскорского Спасо-преображенского и затем в Можайский Лужецкий. 74 После перевода в 1777 г. в Суздальский монастырь архимандрит Гервасий не сразу определён был ректором. Должность начальника заведения в течении трёх лет, по прежнему исправлялась вице префектом Антонием. Только в 1780 г. ел. Тихон поручил Гервасию заведывание семинарией. 22 января этого года преосв. Тихон повелел отпускать ежегодно за труды по семинарии по 100 р., «дабы он за учащимися охотнее смотрение имел». 75 С 1784 года, в силу указа Св. Синода, при Владимирской семинарии был открыть богословский класс. Преподавание на первых порах поручено было иеромонаху Антонию, который, как и во время Соломона, по-видимому, оставался ближайшим и непосредственным начальником семинарии. Гервасию принадлежал лишь общий надзор за течением семинарской жизни. Вследствие перемен в личном составе семинарской корпорации преподавание богословии шло с большими перерывами и со смертью Тихона, еп. Суздальского 76 , совершенно приостановилось. Префектом семинарии был уже в то время Пётр Лебедев, занятый, кроме преподавания философии, еще и греческим языком. Архимандрит Гервасий по собственному почину взял на себя труд чтения лекций по богословию впредь до назначения нового архиерея и уведомил об этом консисторию, чтобы она не заботилась в виду этого о новом распределении учителей по школам. 77

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что в Алексеевском монастыре было только 7 братий, епархиальное начальство отменило свое прежнее постановление и распорядилось перевести в Алексеевский монастырь всю братию Толшевского монастыря. Не надеясь на свою силу пред Воронежским архиереем, строитель Никифор обратился с челобитьем в Московскую Синодальную Канцелярию. Изложивши в прошении ход дела, он указывал на то, что положение Акатова монастыря чрезвычайно неудобно, «понеже стоит среди града и торжища и в стене монастырской имеется Его Императорского Величества кабак, и в том Акатове монастыре церковь Божия одна и служат в ней советские попы и дьяконы и дьячки и пономари советские ж и жительство имеют оные попы и дьяконы и дьячки и пономари в домах своих с женами своими и детьми, понеже к оной церкви прихожан имеется купеческих и разных всяких чинов людей града Воронежа дворового числа с полтораста дворов». Напротив того, Толшевский монастырь стоит в весьма удобном месте, от мира удален, наделен всякими угодьями, имеет две церкви, в которых служат три иеромонаха и два иеродиакона. И хотя монастырь не получает казенного жалованья, однако своею землею и трудами братии может прокормить до ста человек 263 . Монастырь остался на месте – не вследствие приведенного ходатайства, а вследствие общего Синодального распоряжения от 9 мая 1726 г., которым управление монастырями и решение вопроса об их упразднении или оставлении в прежнем виде предоставлено было епархиальной власти, которая и не дала хода начатому соединению малобратственных монастырей 264 . – По силе того же указа 1723 г. в Лебедянский Троицкий монастырь был переведен Веневский монастырь в 1725 г.; но затем 23 февраля 1727 г. снова выведен на свое место 265 . Вероятно по силе указа 1723 г. о малобратственных монастырях, был упразднен Вознесенский Коротоякский монастырь, а ризница и прочее имущество его передано в близ лежавшую Лысогорскую пустынь 266 . Мы не имеем сведений о том, как отозвался указ о малобратственных монастырях на других обителях Придонья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Поэтому, если вдуматься, то совсем не случайна была для Елисаветы Феодоровны литургия в подхрамовой усыпальнице, вместившей такие высокие духовные смыслы и сущности. В тот же день в покоях игумений Сусанны Великая княгиня встретилась с 18 ранеными офицерами, душевно беседовала с ними, подарила каждому Евангелие и серебряный крестик. После полудня — встреча в госпитале Крестовоздвиженского монастыря, приписанного в 1886 г. к монастырю Богоявленскому, а в нем — посещение яслей общества «Помощь детям». Не обошла своим вниманием Елисавета Феодоровна и госпиталь при фабрике Товарищества Большой льнопрядильной Новой Мануфактуры (воины получили в дар те же предметы, а воины-евреи — по Псалтири на еврейском языке) . И где бы Елисавета Феодоровна ни бывала: в Ипатьевском монастыре, в детском приюте в доме Акатова, в лазаретах женского Богоявленского монастыря, льняной мануфактуры или в лазарете в доме Столонина — повсюду люди видели ненарочитое, но очевидное всем личное свидетель-ствование о величии и могуществе христианской веры Великой княгини. И взрослые раненые воины, и дети чувствовали, что Великая княгиня верит в промыслительное и своевременное вмешательство небесных сил в ход болезни и преодоление разного рода невзгод. Уникальный талант человеческого общения Елисаветы Феодоровны придавал неповторимый мягкий блеск Дому Романовых. Завершая этот раздел книги, необходимо заметить, что ряд важных паломнических путешествий Великой княгини остался вне специального внимания. С одной стороны, в силу достаточного отражения тех или иных событий в литературе (например, паломничество на Святую Землю, в Саров, Троице-Сергиеву лавру, Саввино-Сторожевский монастырь, Зосимову пустынь и т. д.). С другой — в связи с необходимостью выявления некоторых деталей путешествия, но невыполнимости этого в рамках одного исследования и т. д. Материал, предлагаемый здесь, позволяет акцентировать еще раз несколько моментов. Многоплановые паломнические поездки Великой княгини соединяли царственную паломницу с народом России, раскрывали ему облик полной гармонии и духовной цельности представительницы Царской семьи. В своем стремлении глубже постичь главные ценности народа Великая княгиня в каждой паломнической поездке открывала для себя, что русскому человеку, по словам Ушинского, «дороже всего небо, выше всего вечная правда».

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Следствие велось в Звенигороде. В 1940 году три сотрудника звенигородского отделения милиции были приговорены к лишению свободы за фальсификацию дел. В связи с этим пересматривались сфабрикованные ими следственные дела, в том числе и дело Ксении Зайцевой. Заключение эксперта гласило: «Принимая во внимание, что а/с деятельность Зайцевой показаниями свидетелей подтверждается и учитывая ее соц. прошлое, руководствуясь приказом НКВД и Прокурора СССР... полагал бы решение Особого Совещания при НКВД СССР от 9/ЛН-38 г. об осуждении Зайцевой К.П. на 5 лет ИТЛ оставить в силе, дело сдать в архив». Расстрелы На вторую половину 1937-го и 1938 год приходится пик беззаконных репрессий и наибольшее число расстрелов. К настоящему времени выявлено пять следственных дел в отношении акатовских монахинь, завершившихся смертным приговором. Вот перед нами дело, в котором отразился трагический разлад в семье, то неизбежное разделение на «овец и козлищ», своих Богу и чужих, о котором говорил Господь, – дело сестер Сафоновых и Анастасии Шишковой. Август 1937 года ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 21061. Сестры Сафоновы, Прасковья Поликарповна (р. 28 октября 1883 года) и Ольга Поликарповна (р. в 1887 году), воспитывались в монастыре под надзором тетки, рясофорной монахини Евдокии Сафоновой (в полном постриге Евпраксии), хотя у них были родители и они жили не бедно. Сначала, в десятилетнем возрасте, была взята старшая, Прасковья, потом, также десяти лет, и Ольга – очевидно, девочки сами просились в монастырь. Там они обучились грамоте, окончили трехлетнюю школу. Прасковья оказалось способной к певческому послушанию и стала певчей. После закрытия Акатовского монастыря она, вместе с сестрой и теткой, поселилась у родных в деревне Тиликтине, недалеко от Акатова, и вскоре, с их помощью, сестры построили себе отдельный дом, жили своим хозяйством. Прасковья оставалась певчей – возможно, в бывшей монастырской церкви, которая просуществовала еще несколько лет как приходская, или в другом селе. Ольга устроилась в 1930 году в церковь села Демьяново под Клином псаломщицей («исполняла должность жаломщика», в написании следователя), где она и была арестована в 1931 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Так в духовный приказ Святителя Митрофана был прислан от вышеописанного воеводы Кулешова такой донос на игумена Акатова монастыря, Павла, что он с своими монастырскими крестьянами, прибывши на реку Хаву для сенокоса, увидел там на сенных своих покосах Орловских крестьян. И тот игумен Павел, с крестьяны и стрельцами, и с площадным подьячим, наехали де на них со всяким ружьем и били на них татарским погромом. И похватав и перевязав, били де их смертным боем; и грабежом взяли ружья всякого, и плетья, и котлов, и всякой посуды на 200 рублей». Поэтому делу открылась переписка между Святителем Митрофаном и Орловским воеводой. Из нее сохранилось две грамоты Святителя, уясняющие это дело. В первой грамоте Святитель так писал к воеводе: «Благословение Преосвященного Митрофана, Епископа Воронежского в Орлов градодержателю Якову Ивановичу. Милость Божия и Пресвятой Богородицы, и всех святых молитвы, и нашего смирения благословение с тобой да есть и будет. В нынешнем 198 г., июня в 16 день, бил челом нам, Преосвященному Епископу, Акатовы пустыни, Алексеевского монастыря Игумен Павел; Орлова де города подьячие Михайло да Герасим Насоновы 9 насильством своим отнимают сенные покосы, которые к тому монастырю наперед сего исстари даны по писцовым дачам; и ныне де они, Михайло да Герасим, на тех их сенных покосах крестьян их бьют и грабят. И чтобы нашему смирению велет против его, игуменова челобитья, их Михайла да Герасима поставить на Воронеже, в нашем Архиерейском судном духовном приказе. По указу Великих Государей, тебе, Яков Иванович, тех подьячих выслать к нам, Преосвященному, на Воронеж с ним, Игуменом Павлом, к очной ставке в наш Архиерейский судный духовный приказ. A no указу Великих Государей, освященного всякого чина людям велено искать иску всякого чина на людях и расправу всякую чинить в наших Архиерейских приказах. А милость Божия, и Пресвятой Богородицы, и всех святых молитвы, и наше благословение, и паки с тобой есть, и буди ныне и во веки»… (Орловск. акты, стр. 413). Воевода видимо защищал Насонова и вероятно, дело его было не совсем правое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010