А.Г. Воробьева Песнь о северной ссылки 202 Путешествие от Москвы до Усть-Цильмы 1930 год Июля 12 [старого стиля] Девять месяцев в больнице Провела я хорошо И в Бутырскую темницу Перселилась 203 на житье! Не успела и привыкнуть К новому свому житью, Как внезапно услыхала, Чтоб с вещами собралась. «На свободу!», «На свободу!» – Слышу возгласы кругом. Собралася... и с конвоем Отправляюсь из тюрьмы. Но куда ведут? Не знаю, На свободу не похоже. Кругом множество народу, Всех куда-то отправляют, Одних гонят еще дальше, А другим велят остаться. Мне сказали: «Подождите», – И я села в стороне. Вижу, партия сгрудилась, Началася перекличка, Всех куда-то отправляют, Слышу и свою фамилью, Подхожу: «Куда же ехать? И надолго ль высылают?» Ничего не отвечают, Говорят: «На месте скажут». Подкатил тут «черный ворон» И забрал, как сельдей в бочку. Жара, давка, темнота! Довезли нас до вокзала, Оказалось, Ярославский. Направляют нас в Архангельск, Это стало уж всем ясно! Посадили нас в вагоны, Я едва тащила ноги, И спасибо конвоирам, Дали мне лежать в дороге. Третьи сутки на исходе, И в Архангельск мы прибыли, Перекличку совершили, Но на волю не пустили! Первезли нас через Двину И погнали в г.п.у. Там все полно! – нас не нужно, И в тюрьму нас не пустили. Разместились во дворе, Посидели, полежали, И опять сказали «стройся», И обратно нас погнали К той же пристани на Двину. Снова всех нас погрузили В темноту и духоту. Но куда везут, не знаем. Каждый сам догадки строит, Только видим, не далёко, Скоро к берегу пристали, И нас скоро всех погнали По аллеям: словно дачи, Кругом домики стоят. Но шагаем мы все дальше. Силы падают опять! Наконец во двор куда-то, За забор нас привели. Комендант навстречу вышел, Стал по списку принимать. Все с вещами подходили, Чтобы вещи проверять. Нас не много было женщин, В клубе дали нам ночлег. Мы измучились ужасно, Ведь уж это был рассвет! Спать легли, а сердце ноет. Где мы? Что такое здесь? Оказалося... концлагерь, Лесобиржа – Усевслон 204 ! Сердце у всех защемило

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А.Г. Воробьева Письма архиепископа Варлаама игумении Олимпиаде 52 1 Воистину Воскресе! Взаимно приветствую Вас и деток Ваших и родных с наступающим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости. Простите, что не сразу отвечаю: устает голова и от обычного правила и не может ясно выразить мысль. Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю – трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст. Теперь, судя по сложившейся обстановке, пришло время переменить квартиру для м[атери] Р[афаилы] 53 . Довольно погостила у Вас. Пусть поживет у сестры, братьев, а еще лучше у м. В. Посмотрите сами, как и где удобнее будет ее устроить. И в будущем, если бы, паче чаяния, пришлось ее на время взять к себе, то выговорить себе и помощь от родных ее, в виде переводов, что ли, на которые можно было бы указать вопрошающим. Помоги Вам в этом Господь, и я буду о сем просить. Ее проделкам и озорству не удивляйтесь: она вроде одержимой и за свои ли грехи или для нашего испытания – а может быть, грехов у нее не больше, чем у нас, даже, может быть, и меньше, если ей мало дано и талантов благодати – об этом ведает только Господь. Нам же сказано: ни перед каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсутствие озорства – самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что и Вы не считайте время, проведенное с Р[афаилой], для себя пропащим: где терпение, там больше спасения. Сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной, с плохим молитвенным настроением. Такова истинная расценка подобных вещей. Вероятно, Клавдюша Вам пишет? При случае располагайте ее к простоте, терпению, кротости, чтобы не заниматься помыслами (не беседовать с демонами), а стараться всем делать добро ради Господа и никогда не унывать: все прощается кающемуся. Унылый не верит в милосердие Божие, а основывается на своих гнилых подвигах и якобы исправлениях. Крестная ей много об этом твердила, но она склонна забывать и носится с собой, как курица с яйцом. Постоянно ставит термометр к своему настроению. Увы! Плоды себялюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А.Г. Воробьева Письма епископа Германа послушнице Татьяне Харламовой 126 1 Канун Великого поста, «Горе нам, что не знаем душ своих. Не знаем и того, к какому житию мы призваны, но эту жизнь немощи, это состояние живущих, эти скорби мира и самый мир, и пороки его, и упокоение почитаем чем-то значительным» ( Исаак Сирин ) 127 . Мы знаем, что у нас должно быть покаяние нераскаянное 128 , то есть постоянная скорбь и плач о грехах. Самый образ той жизни, какую мы возлюбили, есть постоянное покаяние. Что же для этого нужно, чтобы действительно, на деле, а не на словах, быть нам кающимися и чрез то детьми Божиими, чадами света и дня 129 ? «Покаяние, – говорит тот же великий подвижник, – есть корабль, страх Божий его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и пристает к Божественной пристани» 130 . Итак, со страха за свое духовное здоровье, от страха за свою будущую судьбу начинается истинно постническое житие и через воздержание приводит нас к цели всех подвигов жизни – к любви. Люди мира и чувственности думают, что постническое житие противоестественная жизнь, потому что убивает тело. Им отвечает великий Пимен: «Мы учились, – говорит он, – умерщвлять не тело, а страсти» 131 . «От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно», – говорят отцы. На первом плане у нас должна быть забота о душе. Потому мы во многом отказываем телу, что «по той мере, как утучняется тело, истощается душа и, напротив, по мере истощения тела укрепляется душа» 132 . Для того и постоянное воздержание, а временем и пост как сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями. «Пост для тела есть пища для души» ( Исаак Сирин ) 133 . Пост есть не телоубийца, а страстоубийца. Макарий Великий говорил, что монах с таким рассуждением должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения, забывать обиды, не предаваться печали (мирской), ни во что ставить скорби и лишения, как могущие умереть каждый день 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Простите, дорогая матушка, что задержался ответом на Ваше утешительное письмо. О, как бы хотелось, чтобы хоть малая доля того, что сказали Вы о пользе теперешней моей жизни, соответствовала действительности. Конечно, не радостно думать, что все пережитое за одиннадцать лет 68 является только наказанием за нерадение и те грехи, какие главным образом очищаются через лишения, но еще более страшно подумать, что Господь ублажает за то, чем заполнены эти годы, когда сам по своей совести хорошо знаешь, как во всем этом мало и от Климента 69 , и еще более от Студита 70 . Совне как будто – и твердость и непреклонность, а внутри смятение и малодушие. Со стороны – вера и самоотречение, а в действительности только краткие приливы веры, или точнее жажды веры, и почти полное отсутствие самоотречения. По форме жизнь, богатая тревогами, лишениями и всем, что называется несчастьем, а на самом деле почти постоянное упокоение плоти и пользование теми благами, какие отнимаешь от помогающих тебе... Но, как всегда, и в моей жизни и чрез мое положение действует та же сила, какая являет свое могущество в немощи, что и поддерживает бодрость и надежду, что Господь помилует. Надеюсь на эту милость Божию, несмотря на свое нерадение и устарелую плотяность. Прошу Вас помолиться, чтобы ко благу и спасению моему послужило все бываемое со мною. Никак не могу спокойно и благодушно переносить частые перемены квартиры: волнуюсь, раздражаюсь, унываю, поддаюсь многоболтливости и нетерпению и не властвую, а подчиняюсь своим дурным нервам. О, как мне от них достается! Все почти время такая нервная напряженность и страх перед возможными неожиданностями и сюрпризами, что мирность помыслов и ровность настроений мало мне теперь известны. Это очень утомляет и безусловно препятствует тому, что нужно стяжать здесь, чтобы не оказаться нагим. Конечно, все это оттого, что слаба преданность Его благому Промыслу, сильна привязанность к миру, не крепка верность Его заветам и не положены еще основания подлинной любви, с которой приходит в душу и мир, и ясность, и презрение временного.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А.Г. Воробьева Сестры после закрытия монастыря Аресты 30-х годов Из упоминавшихся в послужных списках послушниц успела принять полный постриг до закрытия монастыря Анна Иванова, ставшая монахиней Анатолией. Она поселилась вместе с Вассой Громовой в селе Новом (Свердлове) на Волге, в Тверской области, в доме Вассы. Многие монахини стали жить в окрестных селах и деревнях – на квартирах, у родственников или в своих домах, кто имел. Сестры не теряли связи друг с другом, со своими духовными отцами. Мы мало знаем об их наставниках, известно лишь, что, когда еще монастырь не был закрыт, там бывали иеромонахи Пешношского монастыря, находившегося в Дмитровском уезде. Фотографии игумена Ксенофонта (Чернышова, впоследствии схиархимандрита Онуфрия), иеродиакона Никандра (впоследствии иеромонаха) хранились у игумении Олимпиады. Первая «безбожная» пятилетка (так ее и называли в газетах) сопровождалась новой волной репрессий. По следам дела 1929 года о поджоге, по которому была осуждена игумения Олимпиада, весной 1931 года были арестованы по обвинению в антисоветской агитации: Анастасия Павловна Шишкова, Ксения Илларионовна Дьячкова, Наталья Алексеевна Мамонтова. Предполагался также арест Прасковьи Поликарповны Сафоновой и ее тетки, Евдокии Тимофеевны Сафоновой (монахини Евпраксии), но они уехали и были арестованы позднее. Очевидно, на них было заведено отдельное дело. Следственные дела не найдены. Копия обвинительного заключения по обвинению Шишковой, Дьячковой и Мамонтовой содержится в деле Шишковой и сестер Сафоновых 1937 года. Из обвинительного заключения: Из-за антисоветской агитации монахинь «в прошлом имело место массовое выступление женщин против представителей местной власти и поджог 1929 г. с целью классовой мести у председателя сельсовета сенного сарая. Из этих же данных усматривалось, что означенную агитацию ведут проживающие по деревням после ликвидации Акатовского монастыря и лжеартели монашки... Допрошенные в качестве обвиняемых Шишкова А.П., Дьячкова К.И., Мамонтова Н.А. виновными себя в антисоветской деятельности и агитации не признали и показали, что они действительно состояли членами монашеской лжеартели».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Накануне в Казанском приделе монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, где находится гробница преподобных Иулиании и Евпраксии, был совершен торжественный молебен с водосвятием благочестивым основательницам Зачатьевской обители. Затем в соборе состоялось праздничное всенощное бдение. В день праздника Божественную литургию пасхальным чином возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству   архиепископ Каширский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Стефан (Тараканов) ; наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Варфоломей (Петров); настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа и духовенство обители. Возгласы ектений произносил иеродиакон Иларион, представитель Антиохийского Патриархата . За Литургией молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами обители, прихожане и гости монастыря. В храме также присутствовали настоятельница Святогорского Успенского Зимненского монастыря Владимир-Волынской епархии игумения Стефана (Бандура), настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря с. Акатова Московской области игумения Антония (Минина). По окончании Литургии состоялся торжественный крестный ход, затем владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, матушка настоятельница игумения Иулиания и сестры этой святой обители, дорогие братья и сестры! Святейший Патриарх Кирилл просил меня передать вам сердечные поздравления с престольным праздником Зачатьевской обители и пожелать вам многая и благая лета на этом святом месте, где в такой красоте возродилась монашеская жизнь. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5436591...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиигумения Акатовского монастыря Олимпиада (Иванова) (1871–1954) Недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в окружении густого леса, на краю деревни Акатово до недавнего времени можно было видеть заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог. И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Окрестные дачники с удивлением узнали, что здесь был до революции женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь – одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. Возрождение обители с помощью московского Заиконоспасского монастыря пошло очень быстро, уже можно видеть сияющий куполами храм и преображение всей заброшенной территории. Сюда вернулась главная святыня монастыря, икона Божией Матери «Скоропослушница» (дар преподобного Аристоклия Афонского – великого московского старца начала XX века), игуменский посох последней настоятельницы схиигумении Олимпиады (Ивановой). Троицкий Александро-Невский женский монастырь был преобразован из женской общины в 1889 году на средства купца Федора Осиповича Захарова. Официальной датой основания считается 1898 год, когда община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём.  Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла схиигумения Олимпиада (Иванова). Перед революцией в Акатовском женском монастыре проживало около 200 монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.Г. Воробьева Начало Основание монастыря. Первые настоятельницы Разные пути вели к созданию на Руси монастырей – подвижничество одинокого праведника, воля святителя или благоверного князя, царское повеление, а иногда и угодное Богу горячее желание мирянина, человека малоизвестного. В XIX веке жил в Клину купец – Федор Осипович Захаров, до отмены крепостного права крепостной крестьянин. Историки до сих пор спорят, было ли благом для крестьян освобождение в той форме, в какой оно было проведено. Федор Захаров сомнений не имел: от благодарного сердца он задумал построить каменный храм в честь святого князя Александра Невского, небесного покровителя двух государей – Александра Второго, отменившего крепостное право, и Александра Третьего, «на молитвенную память будущим поколениям о царях, благодетелях русского народа» 1 . При храме он собирался устроить общежительный женский монастырь на двенадцать человек, чтобы здесь возносилась непрестанная молитва о них. Федор Захаров пожертвовал для этого купленное им нежилое сельцо Акатово (Акатьево), 268 десятин земли для хлебопашества, мельницу на реке Нудоли и некоторый капитал для содержания сестер и начала строительства. Но разрешение Святейшего Синода на это предприятие, полученное в 1889 году, уже не застало его в живых. Начало Акатовскому монастырю было положено в 1890 году указом митрополита Московского Иоанникия, которым назначалась начальница будущей общины – монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия. Ее заботами уже в первые месяцы существования общины была построена бревенчатая Троицкая церковь и собралось около семидесяти сестер. В следующем 1891 году в церковь были доставлены две иконы – Божией Матери Скоропослушницы, великомученика Пантелеймона – и часть святых мощей великомученика Пантелеймона, благословение Святой горы Афонской молодой обители. И очень скоро окрестное население полюбило службы в новой церкви: опытная в монашеской жизни и ревностная начальница много потрудилась для устроения церковного благолепия. В том же году было начато и строительство каменного Александро-Невского храма. По замыслу, это должен был быть большой пятиглавый собор в византийском стиле, но средств на его сооружение, несмотря на устройство собственных кирпичных заводов, не хватило. Так до 1917 года он и оставался недостроенным. Зато в короткие сроки, с 1902 по 1905 год, по желанию благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, был выстроен прекрасный Никольский храм, с приделом «во славу Царицы Небесной в иконе Ея Иверской», по образцу русских церквей XVII века 2 . Кирпич для строительства был употреблен монастырский – по-видимому, игумения отчаялась в получении средств для скорого завершения большого Александро-Невского собора. Два иконостаса с иконами соорудил на свои средства богатый крестьянин из деревни Загорье Клинского уезда, Никита Онисимович Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

сост. Александр Ратшин Воронежской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: МИТРОФАНОВ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 1-го класса, кафедральный, в губернском городе Воронеже; находится под управлением епархиального архиерея, который именуется Священно-архимандритом оного. Основан и открыт в 1836 г., 1 сентября, по случаю явления, в 1832, св. мощей Митрофана, первого епископа Воронежского. Здесь ныне четыре церкви: 1) соб. Благовещения Богородицы, бывшая с начала XVII века городским собором; в ней почивают открыто, в богатой серебряной раке, новоявленные мощи св. Митрофана. Церковь эта построена была в 1620 году деревянная царем Михаилом Феодоровичем и отцом его, патриархом Филаретом; а в 1684 св. Митрофан предпринял соорудить каменную; храм был начат, но в 1699 работы остановились, по случаю оказавшихся трещин – и собор достроен уже после кончины сего Святителя, в 1718, при митрополите Пахомии; а совершенно окончен и украшен при епископе Иоакиме, в 1735 году. 2) Архангела Михаила, зимняя соборная, с приделом Тихвинской Богоматери; храм этот до учреждения обители также быль Городским собором и существовал уже в то время, когда была открыта Епархия Воронежская; но о времени первоначальной постройки его, сведений нет; потом, по ветхости, был разобран и епископом Тихоном 1 начат новый в 1764, а окончен и освящен 30 декабря 1768 года. 3) св. Митрофана Воронежского , с трапезою, построена вновь, по открытии монастыря, и освящена 26 октября, 1839 года. 4) Рождества Христова, при Архиерейском доме. – В Благовещенском соборе погребены Воронежские архиереи: Иоаким, Вениамин, Феофилакт, Иоанникий, Арсений и Епифаний. АКАТОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Воронеже, в верхней части города, называемой по имени монастыря Акатовскою; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Воронежской семинарии. Обитель эта основана в 1620 году, под именем Акатовской Алексеевской пустыни, Кириллом, игуменом бывшего тут, по близости, Успенского монастыря, с которым и находилась она под одним начальством. Когда ж Успенский монастырь Петром Великим, в 1700 г., уничтожен и превращен в Адмиралтейскую церковь : тогда обе эти обители, по воле монарха соединены, и в Акатовской пустыне учреждена архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010