Понимает ли это Святейший Илия II? Безусловно. Способен ли что-то реально изменить в сложившейся ситуации? Сомневаюсь. А между тем, церковная жизнь в Абхазии продолжается. Вот только полнокровной ее – без урегулированного канонического статуса и епископского окормления – назвать сложно. Два года назад, спустя несколько дней после окончания «5-дневной» Грузино-осетинской войны ныне покойный генеральный директор православного телеканала «Спас» Александр Батанов выступил с открытым обращением с призывом «принять под омофор Московского Патриархата Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южно-Осетинскую) епархии». Очевидно, что священноначалие Русской Православной Церкви едва ли волюнтаристски решится на столь спорный с канонической точки зрения шаг. Однако и другого выхода из сложившейся ситуации, в чем я абсолютно уверен, просто не существует. А потому единственным путем разрешения оной видится вынесение подобного решения на обсуждение готовящегося в настоящее время Всеправославного Собора. Напомню, что греко-болгарская церковная схизма была исцелена лишь через 73 года раздора при непосредственном участии Московского Патриарха. Хотелось бы надеяться, что соборным разумом всех Поместных Православных Церквей сможет разрешиться и не менее запущенный грузино-абхазский церковный конфликт. Читайте также: Абхазия – страна мечты, страна Православия Страна креста Грузино-абхазская схизма: что делать? Католикос-Патриарх всея Грузии сменил свой титул. Синод Грузинской Православной Церкви добавил к традиционному именованию Святейшего и Блаженнейшего Илии II небольшую приписку: «митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский». Об этом 21 декабря сообщили многие новостные агентства, в том числе и сугубо светские. Яркость информповода очевидна, также как очевиден политический подтекст данного церковного решения. Воистину: «передача» Абхазии в прямое управление Грузинского Патриарха – решение нерядовое. Но способно ли оно изменить, по сути, патовую ситуацию в грузино-абхазских церковных отношениях? Попробую ответить на этот вопрос, но для начала, поставив оный, я, с позволения читателей, сделаю пространное отступление…

http://pravmir.ru/gruzino-abxazskaya-sxi...

Ответ священника. Несправедливо. Христос Спаситель сказал: Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:1–2 ). Кто осуждает ближнего, тот святотатски предвосхищает право Господне. Вот сему пример: «Некогда авва Исаак Фивский, будучи в соседнем монастыре, осудил другого авву за нерадивое житие. Сия отчасти самолюбивая мысль столько заняла сердце Исааково, что он, и возвращаясь домой, не переставал разбирать и осуждать поступки братии. Но когда подошел к своей келие, в самых дверях, предстал ему ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твои мысли, что должно сделать с аввою, который осужден тобою?» Исаак почувствовал вину свою и, повергшись пред ангелом, воскликнул: «Согреших, беззаконновах, неправдовах! Помолись о мне Спасителю мира». «Восстань, – сказал ангел, – на сей раз Господь прощает тебя; но впредь страшись осудить его; иначе и в сию келию пущен не будешь». 32 366. Когда исповедание веры бывает неправославно? Вопрос дьячка. Когда исповедание веры бывает неправославно? Ответ священника. «Исповедание веры бывает неправославно тогда, когда христиане исповедуют её не по учению всей церкви христианской и – что тоже – не по учению апостольскому и Христову, а как либо иначе, по своему толку, и, таким образом, имеют своё особое учение, не только отличное от учения Единой Вселенской Церкви, но и противное ему. Такое-то учение и называется учением неправославным или неправославием, неправоверием, а держащие его – неправославными, неправоверными... Но как правда в вере или правоверие всегда – одно, так неправда или неправославие имеют разные виды или степени, которые могут быть однако ж разделены на две главные. Первая – ересь. Это такое неправое или ложное учение, которое извращает самые основы (основные догматы ) веры, почему держащиеся его или еретики близки к неверным и совершенно отсекаются от церкви Божией. Другая степень – схизма или отщепенство, раскол. Схизма или отщепенство бывает тогда, когда христиане или общества христианские, хотя и сохраняют основы или основные, главные истины веры, но примешивают к ним свои неправые толки, учения, постановления и ради них отделяются, отщепляются (но не отсекаются совершенно) от единения с истинною, православною церковию. Такие называются схизматиками, отщепенцами, раскольниками. Но как всякая ложь сбивается и путается с другою, так путаются часто между собою ересь и схизма, сходясь в общем свойстве своем – неправославии». 33 367. Какая обязанность детей к родителям?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Схизматикам недостает последнего. Схизма, разрушив узы мира, рождается из различия во мнениях, питается злобою, завистью и спорами укрепляется, так что, когда, оставив матерь вселенскую, непокорные (impii) дети выходят вон и отделяются от корня матери Церкви, будучи отсечены косою зависти, мятежные, они отходят, блуждая; и не могут они делать ничего нового или иного делать, кроме того, чему уже научились у своей матери 2237 . К донатистам Оптат относится весьма снисходительно. С самого начала своего сочинения он называет Пармениана братом и оправдывает этот свой поступок. Ссылаясь на Ис.66:5 , он говорит, что нельзя не называть братьями тех, которые не могут не быть братьями. Они – братья, хотя и недобрые. Ведь и Хам, хотя смеялся над наготой отца, однако был же братом для невинных Сима и Иафета 2238 . И схизматики при единстве их исповедания с Церковью – братья для членов последней 2239 . Отделение донатистов от Церкви не есть полное отпадение от нее 2240 . Они даже как бы составляют Церковь , только не кафолическую 2241 . Но в то же время Оптат совершенно определенно говорит, что к Церкви они не принадлежат, что они – вне ее 2242 , что они лишь узурпируют имя Церкви 2243 . Оптат утверждает, что схизма – великий и тяжкий грех наряду с предательством, даже summum malum 2244 . Схизма противна Богу 2245 , она доставляет Ему неутешные слезы 2246 . Кто не захотел оставаться с братьями в Церкви, тот, последуя еретикам, вышел вон, как антихрист 2247 . Оптат склонен отрицать действительную благодатную жизнь у донатистов: он сравнивает их с ветвями, сломленными с дерева, со срезанными сучками виноградной лозы; они – ручей, разобщенный с источником 2248 . Нельзя не заметить в последних рассуждениях Оптата некоторой неустойчивости и незаконченности. Схизматиков он то считает ушедшими из Церкви, находящимися вне Церкви, то говорит, что отделение их не есть совершенное отпадение. А затем вполне уместен вопрос: если Таинства действительны и в схизматических обществах, то не возможно ли спасение вне Церкви и даже во вражде к ней? Или, может быть, и при действительности Таинств вне Церкви спасение только в Церкви? Но тогда почему Таинства и при своей действительности не приносят пользы вне Церкви? На все эти вопросы у Оптата нет никакого ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

На протяжении 1872 – 1945 гг. продолжала действовать наложенная Константинополем схизма. В ходе Великой Отечественной войны осенью 1944 г. Советская Армия освобождает Болгарию от фашистов. В стране было создано правительство Отечественного фронта, которое разрешило в январе 1945 г. избрать Главу Болгарской Церкви. Болгарским Экзархом был избран митрополит Софийский Стефан (1945 – 1948). По ходатайству Русской Православной Церкви перед Вселенским Патриархом Вениамином 22 февраля 1945 г. болгарская схизма была прекращена. Восстанавливалось каноническое и молитвенное общение между двумя братским Церквами. 13 марта 1945 г. представителям Болгарской Церкви был вручен специальный Томос, подписанный Патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Патриархии, по которому схизма отменялась и признавалась автокефалия Болгарской Православной Церкви. Митрополит Стефан после четырех лет экзаршества подал в отставку (1948). С 1948 по 1953 гг. Болгарская Церковь вновь управлялась Наместником-Председателем Священного Синода. 10 мая 1953 г. в Софии состоялся Третий Церковно-Народный Собор, на котором было восстановлено патриаршество в Болгарии, и был торжественно интронизирован Болгарский Патриарх Кирилл (1953–1971). Но Константинополь опять отверг шаг болгарских иерархов и не признал восстановления Патриаршества. Лишь в 1961 г. по ходатайству Русской Православной Церкви Константинополь признал достоинство Болгарского Патриарха. Вскоре же, в 1962 г., Болгарский Патриарх Кирилл нанес свой первый официальный визит в Константинополь. Патриарх Кирилл (в миру – Константин Марков), родился в 1901 г. в Софии. Окончил Софийскую Духовную Семинарию, а затем богословский факультет Черновицкого университета. Учился также в Берлинском и Венском университетах. В 1923 г. принял монашеский постриг, а в 1936 г. хиротонисан в сан епископа и назначен генеральным секретарем Священного Синода. До своего избрания на Патриарший престол возглавлял Пловдивскую митрополию. В 1951 г. он стал Наместником-Председателем Синода. Патриарх Кирилл – автор более 25 фундаментальных научных трудов, нескольких сот статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новое Положение должно было получить утверждение Национального Собрания. Однако в связи с приходом в 1923 г. к власти новых государственных правителей дело затянулось. Главным основанием для затяжки выдвигалось то, что Положение было слишком большим и что на содержание предусмотренных им органов церковного управления потребуется много средств. В 1932 г. учрежденная Священным Синодом Комиссия сократила текст Положения до 290 статей, но только в 1937 г. после дальнейших сокращений и изменений Положение Болгарской Православной Церкви было признано в качестве государственного закона. 10. Прекращение схизмы В 1944 г. Советская Армия освободила Болгарию от фашистского ига. Созданное в стране правительство Отечественного фронта благосклонно отнеслось к Болгарской Православной Церкви. С его разрешения и при его содействии 21 января 1945 г. Софийский Митрополит Стефан был избран Болгарским Экзархом. Но полному духовному общению Болгарской Православной Церкви с другими Православными Церквами–Сестрами все еще препятствовала схизма 1872 года. Русская Православная Церковь, которая всегда спешила оказать духовную помощь единоверным братьям–славянам, и на сей раз своим ходатайством перед Константинопольским Патриархом Вениамином подготовила почву для переговоров, в результате чего 22 февраля 1945 г. давно желанное и ожидаемое событие совершилось — схизма была прекращена. После 73–летнего разделения впервые греческие и болгарские архиереи 25 февраля совместно совершили Божественную литургию в Патриаршем Константинопольском соборе, а 4 марта — в болгарском храме в Стамбуле. 13 марта представителям Болгарской Православной Церкви был вручен специальный томос, подписанный Патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Церкви, которым отменялась схизма и признавалась автокефалия тысячелетней Болгарской Православной Церкви. 11. Восстановление патриаршества и отношение к этому Константинополя Митрополит Стефан оставался на посту Экзарха около четырех лет, после чего подал в отставку; 14 мая 1957 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Папские легаты настаивали на переговорах с патриархом, однако патриарх, обиженный непочтительным поведением легатов при первой встрече, от переговоров упорно отказывался. Потеряв терпение, 15 июля 1054 года, когда собор Святой Софии был переполнен молящимся народом, легаты прошли к алтарю и, прервав богослужение, выступили с обличениями в адрес патриарха Михаила Керуллария. Затем они положили на престол буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его приверженцев от общения и выдвигалось десять обвинений в ереси: одно из обвинений касалось «опущения» Филиокве в Символе веры . После этого легаты покинули храм, отрясая прах со своих ног и восклицая: «Видит Бог и судит». Онемевший от изумления патриарх поначалу отказывался принять буллу, но потом повелел перевести ее на греческий язык. Когда содержание буллы стало известно народу, началось столь сильное волнение, что легатам пришлось спешно покидать Константинополь. 20 июля Михаил Керулларий созвал Собор из 20 епископов, на котором предал папских легатов церковному отлучению. Так произошла «великая схизма», рассекшая надвое все тело мирового христианства и не уврачеванная до сего дня. Формально это был разрыв между Поместными Церквами Рима и Константинополя, однако патриарха Константинопольского впоследствии поддержали другие Восточные Патриархаты, а также молодые Церкви, входившие в орбиту влияния Византии, в частности Русская. Церковь на Западе со временем усвоила себе наименование Католической; Церковь же на Востоке именуется Православной, поскольку сохраняет неповрежденным христианское вероучение. Крестовые походы и Лионская уния Схизма 1054 года поначалу казалась лишь одним из многочисленных недоразумений, время от времени возникавших в межцерковных отношениях. Предпринимались попытки примирения Востока с Западом. Однако вскоре стало понятно, что разрыв гораздо глубже и трагичнее, чем можно было предполагать. Весь православный Восток быстро втянулся в антилатинскую полемику, которая далеко не всегда велась на высоком богословском уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Единство Церкви (подчеркивается в документе) находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии. Любой грех в той или иной мере удаляет человека от Церкви (1.10), которая знает немало примеров отпадения христиан от Церкви. (Заметим, что при их возвращении в лоно Церкви Таинство Крещения над ними не повторяется.) В течение веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. В противоположность богозаповеданному кафолическому (вселенскому, соборному) единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в нее разделения и смуту. Всякий раскол, или схизма, приводят к отпадению от полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, содержит в себе нарушение учения о Церкви и ведет к искажениям в вере (1.14). В «Основных принципах» говорится, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой, и всякое отпадение от нее вызывает нарушение благодатной связи с Церковью (1.15). Утверждение о том, что Православная Церковь истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняются изначальное Предание Церкви и полнота спасительной благодати Божией (1.18), не означает того, что Православие есть неотъемлемая «национально-культурная принадлежность» Восточной Церкви (1.19). Православие является святыней, которую надлежит свято хранить, оставаясь бдительными в отношении неправомыслия. Несмотря на то, что христианское разделение не могло нарушить единства Церкви, схизма привела к тому, что разъединившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, превратились в источник соблазна. Разделенность христиан стала открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом, препятствием в деле свидетельства миру о Христе (1.20). В ч. 2 «Стремление к восстановлению единства» говорится, что важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием должно быть восстановление богозаповеданного единства христиан ( Ин. 17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

на четырн. посл. Ап. Павла, бес. 4 на 2 посл. к л. 2340) 374 . Мы знаем, что первым Папой-царем был Адриан 1-й, которому Карл Великий, после победы над Дезидерием, Лонгобардским Королем (774 г.), отдал в управление Рим и Равенский Экзархат, и который, считая себя главою Церкви, сделался с этого времени и светским государем 375 . Следовательно, можно думать, что, по мнению раскольников, царство антихриста началось с 8 века, – со времени Карла Великого и Адриана 1-го. Так действительно и говорят раскольники: «несть ли убо совершилося о Римских царех, яко престати сим царствовати, но ниже убо слышится имя Римских царей, за многая лета в последнее сие время, яко бы рещи от Великого Карла, всю же власть от тех времен, Папа на себе привлече, вкупе и царь и святитель наречеся» 376 . Впрочем, на основании следующих слов: «един от духовных старейший Лев Папа Римский, бывый по Рождестве Христове в девятом сте 84-го лета, той содела сие. иже первое вси западные властодержства, от области греческой и от цареградского престола отведе, и другого цяря в Рим у себе учини Карула Великого», и тогда-то сбылась «первая схизма для разорвания царства, схизма же отступление сказася» 377 , можно думать, что, по мнению раскольников, царство антихристово началось в Риме, хотя со времени Карла Великого, но уже после того, как Папа Лев ПИ возложил на него (800 г.) в день Рождества Христова корону Римских Императоров и чрез это отделился от греческой области и подданства греческому престолу, – следовательно, в начале девятого века по Рождестве Христовом. Но в это время начал царствовать в мире, по учению раскольников, только первый антихрист, первое отступление. После него настало царство другого антихриста в Константинополе, или общее, в Греческой Империи, с тех пор, как «вторый Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных Турок стал обладаем» 378 . Наконец, явился в мир, говорят раскольники, и третий антихрист, последнее отступление, которое началось с того времени, «егда Никон мрежу злобы злоковарные всеразличными зловерствы и ересьми соплете и тем останок вселенского православия Грекороссийскую Церковь улови, егда и самые вины Латвийския в ню внесе» 379 , и царствует в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Схизма 1054 г. произошла не по решению Востока и Запада, она также не была подтверждена решениями Рима и Константинополя; она возникла сама собой, когда обе Церкви перестали любить друг друга. Но вот, 7-го декабря 1965 г., во время службы в соборе Св. Петра в Риме, в присутствии представителя вселенского патриархата, и в патриаршей церкви св. Георгия в Фанаре, в присутствии папского легата, схизма была упразднена самым торжественным и изумительным образом. Итак, все вернулось автоматически к положению, имевшему место до 1054 г. Теперь встает вопрос: почему мы не возвращаемся автоматически к одной чаше, если с 1054 г. не возникло никаких более значительных препятствий, а имеющиеся различия все время уменьшаются? В прошлом диалоги и богословские встречи, вместо того, чтобы достигать положительного результата, нередко прекращались в атмосфере недовольства. Напротив, за это последнее время всюду ставится вопрос и высказывается ревностное пожелание – на Западе и на Востоке, в Африке и на Дальнем Востоке – вернуться к единой чаше, а во многих местах к ней уже возвращаются. Однако этот последний этап одновременно и легок и труден. Патриарх находит его легким, особенно после вышеуказанного письма Римского папы, Павла VI. Но этот этап не есть вопрос личного порядка, каким была встреча папы и патриарха 5-го января 1964 г. в Иерусалиме, и не есть вопрос, касающийся только двух Церквей, т.е. Римской и Константинопольской, как это было при снятии анафем 7-го декабря 1965 г. Надо подготовить почву с обеих сторон, хорошо учесть местные условие и эвентуальные следствия и, в частности, по предварительному взаимному согласию, достичь соглашения между православными Церквами. На Западе же папа должен заручиться согласием окружающего его епископата. Когда и как это произойдет? Вот великий вопрос, настоятельно возникающий сегодня, более чем когда-либо, после вышеуказанного письма папы Павла VI. Это произойдет, когда Господь повелит и когда ответственные лица примут и претворят в дело Его повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХИАНСКАЯ СХИЗМА [От греч. μοιχεα - прелюбодеяние], церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями. Первая фаза (795-797) В 795 г. имп. Константин VI развелся с женой Марией из Амнии, внучкой св. Филарета Милостивого, и насильно заточил ее в мон-рь (Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 469) употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в мон-рь), затем женился на ее кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать св. имп. Ирина , желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин утверждал, что Мария пыталась его отравить. Патриарх К-польский свт. Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу (PMBZ, N 3447), иконому Св. Софии и игумену Кафарского мон-ря (τν Καθαρν) в Вифинии, обвенчать Константина с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de sanctis patriarchis. Col. 1852D) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игум. Саккудийского мон-ря прп. Платон и его племянник прп. Феодор Студит, бывшие в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение со свт. Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына ( Theoph. Chron. P. 471). После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В авг. того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключенные по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, к-рый запретил иконома Иосифа в служении (в научной лит-ре иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается). Вторая фаза (806-811)

http://pravenc.ru/text/2563840.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010