Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице монастыря (Память 26 августа). В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями. О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято-Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую, деревянную, бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании, как самое тело, так и одежда, и гроб оказались неповрежденными. С тех пор и по настоящее время место погребении схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся издавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служат и общественные, и монастырские панихиды, а равно, и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная. В 1905 году, с благословения преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей, при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено и, таким образом, образовалась обширная церковь , которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 года. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан. Во избежание славы человеческой, пред кончиною своею, о. Вассиан вериги эти бросил в колодезь, неподалеку здесь находящийся. Впоследствии, при чистке колодца, на дне его нашли эти вериги. Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постановление Собора Епископов УПЦ «О внутренней жизни Украинской Православной Церкви» 15 августа, 2014. Новостная служба 13 августа 2014 года 13 августа Собор епископов Украинской Православной Церкви избрал нового Предстоятеля — митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия. 1. Собор Епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Успенской Киево —Печерской Лавре, приносит молитвенную благодарность Господу нашему Иисусу Христу за Его милость к нашей Святой Церкви. С Божьей помощью Украинская Православная Церковь осуществляет свою спасительную миссию, заботясь об укреплении веры и развитии духовности в украинском народе. Собор Епископов выражает благодарность всем клирикам, монахам и мирянам, трудами которых наша Церковь постоянно несет Евангельское свидетельство современному миру. 2. Сегодня, в 40-й день от кончины Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, мы вместе со всем Мировым Православием молитвенно почтили память этого выдающегося церковного иерарха и общественного деятеля, верного патриота своей Родины. В течение двадцати двух лет, когда Его Блаженство стоял во главе нашей Церкви, произошло настоящее духовное возрождение Украины. Построены тысячи храмов и монастырей, канонизирован более 250 святых, открыты новые духовные и богословские учебные заведения, созданы сотни церковных средств массовой информации. Призываем всех епископов, духовенство, монахов и мирян подносить искренние молитвы за упокой души Блаженнейшего Митрополита Владимира. Верим, что Господь принял его в обители праведников. 3. С целью достойного чествования памяти почившего Предстоятеля Украинской Православной Церкви мы обращаемся к руководству Украинского государства и к власти города с предложением назвать именем Блаженнейшего Митрополита Владимира одну из улиц (площадей) украинской столицы и установить в Киеве памятник Его Блаженству. Священному Синоду поручаем разработать условия конкурса на проект памятника Его Блаженству. 4. Синодальному издательскому отделу и Киевской духовной академии Собор Епископов поручает под наблюдением Священного Синода подготовить и издать полное собрание трудов Блаженнейшего Митрополита Владимира.

http://pravmir.ru/postanovlenie-sobora-e...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в соборе Зарайского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского Видео: Роман Самсонов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 14 августа 2016 г. 17:11 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в подмосковный город Зарайск. Патриарший визит приурочен к 870-летию города и празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Древний образ святителя Николая Чудотворца пребывает в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля. 11 августа отмечается принесение иконы из Херсонеса в Зарайск (1225); в этот же день в 2013 году  состоялось  возвращение святыни из Центрального государственного музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У врат Иоанно-Предтеченского собора в Зарайском кремле Святейшего Патриарха встречали: Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; временно исполняющий обязанности руководителя администрации Зарайского муниципального района О.А. Сынков. В Иоанно-Предтеченском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной иконе святителя Николая, после чего возглавил служение Божественной литургии. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и собор иерархов совершили хиротонию  архимандрита Феодора (Малаханова)  во епископа Вилючинского, викария  Петропавловской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Искитимский и Черепановский Лука ;  епископ Карасукский и Ордынский Филипп ;  епископ Каинский и Барабинский Феодосий ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Анадырский и Чукотский Матфей ; архимандрит Никон (Матюшков), благочинный Шатурского округа, настоятель Пятницкого храма с. Туголес Шатурского района Московской области; архимандрит Нестор (Жиляев), благочинный Одинцовского округа, настоятель Георгиевского собора г. Одинцово Московской области; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Петр Спиридонов, благочинный Зарайского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Зарайского кремля; духовенство  Московской областной епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/4584774.ht...

Прп. Савва Сторожевский 23 августа 1998 года. 10 лет второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского. В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского». В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни. Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…». Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

http://pravoslavie.ru/36941.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 апреля (3 мая) Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, викарий Московской епархии Священноисповедник Феодосий родился 30 июля 1860 года в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника Феодора Ганицкого и в крещении был наречен Иоанном. По окончании Киевской Духовной семинарии Иван Федорович был назначен преподавателем Закона Божия при АкШенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии; он преподавал здесь с 20 февраля 1882 года по 25 августа 1890 года, когда поступил бухгалтером в Казенную палату, где работал до 17 апреля 1899 года. 17 апреля 1899 года в крестовой церкви таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона и на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при таврическом епархиальном свечном заводе. 5 мая 1900 года иеромонах Феодосий был назначен экономом таврического архиерейского дома, 15 августа того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита; кроме того, 13 октября – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии и 7 ноября – временно благочинным всех мужских и женских монастырей Таврической епархии. 17 декабря 1900 года иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена и 28 декабря назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 6 мая 1902 года он был награжден за усердную службу наперсным крестом. 11 августа 1903 года игумен Феодосий был зачислен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 10 апреля 1904 года он был откомандирован в качестве настоятеля походной церкви отряда Общины Святой Евгении Красного Креста на театр военных действий во время Русско-японской войны. За проявленное в условиях боевых действий мужество и за усердную службу в войсках игумен Феодосий был награжден множеством наград. 10 ноября 1905 года он возвратился в Московский Покровский монастырь.

http://fond.ru/kalendar/386/feodosiy/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2021 28 мин., 23.08.2021 На обложке: Петр Мамонов (фото Михаила Воскресенского/РИА Новости). Внизу написано: ЧЕЛОВЕК-ЛУЧ. ОДНО ИЗ ПОСЛЕДНИХ ИНТЕРВЬЮ ПЕТРА МАМОНОВА (см. рубрику «Парсуна номера», С.10-15). Пролог : Инна Лиснянская. « Август . Знойная сырость ...».Стихотворение, 1998//Фома. - – август 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2021. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. [Успение — слово, означающее состояние сна. Для христиан смерть перестала быть фатальным событием в истории жизни человека. Мы провожаем своих умерших в их последний путь, но веруем, что Бог воскресит всех умерших, как бы пробудив их ото сна. Поэтому и праведная кончина Божьей Матери именуется в Церкви не смертью, а Успением]. Ил.: Успение Пресвятой Богородицы. Фреска. Сербия, XIV в. - С.4; 4 августа. День памяти равноапостольной Марии Магдалины. [Мария Магдалина — одна из самых преданных и близких учениц Иисуса Христа. Именно ей первой явился Он после Своего Воскресения. Нет никаких свидетельств о том, будто она была грешницей и блудницей. Напротив, в Евангелии говорится, что она была одной из тех отважных женщин, не оставивших Спасителя даже во время Его крестных страданий. Также там описывается, как Мария Магдалина с другими женами-мироносицами решилась помазать тело Спасителя после казни]. Ил.: Мария Магдалина у Креста. Отилия Редерштайн. 1894. - С.4; 19 августа. Преображение Господне. [В один из дней, накануне Своего Крестного подвига, Господь, взяв с собой Петра, Иакова, и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (МФ 17:1-2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом (Лк 9:30-31). На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (МФ 17:5)... Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу и показал тот удивительный свет, которым преобразится в Царствии Небесном каждый человек, последовавший за Ним до конца]. Ил.: Преображение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-1441. - С.4-5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Святость в добровольно-принудительном порядке О настоящей княжне Таракановой, которая не утонула, но из невольницы сделалась подвижницей. 14 декабря, 2010 О настоящей княжне Таракановой, которая не утонула, но из невольницы сделалась подвижницей. По указу Екатерины II в 1785 году в обстановке строжайшей секретности в Москву была доставлена женщина лет сорока. Таинственную незнакомку постригли в монашество с именем Досифея в Ивановском монастыре. Она провела в затворе около 25 лет, из которых первую половину составлял затвор принудительный, а вторую — уже добровольный. Косвенные свидетельства позволяют утверждать, что это была внучка Петра I, дочь от морганатического брака императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, принцесса Августа Романова. Или, как ее чаще называют, княжна Тараканова. Самозванка Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746=1810). Фамилия «Тараканова» произошла, как предполагают, от искаженной фамилии «Дараган». В детстве Августа Романова могла воспитываться в доме своей тети Веры Григорьевны Разумовской, которая была замужем за полковником малороссийского войска Е. Ф. Дараганом. Вероятно, что народ малознакомую фамилию «Дараган» изменил по созвучию в «Таракан». И принцесса Августа вместе с другими Дараганами была прозвана Таракановой. Княжну часто путают с самозванкой, изображенной на полотне Константина Флавицкого «Княжна Тараканова во время наводнения в Петропавловской крепости» (1865). Указывая на эту картину, экскурсоводы Третьяковской галереи и по сей день рассказывают, что на ней запечатлена имевшая место в действительности смерть узницы Петропавловской крепости во время наводнения в Санкт-Петербурге в 1777 году. Заключенная в каземате и вправду умерла, но не от холодной невской воды, а от чахотки, и произошло это за целых два года до наводнения — 4 декабря 1775 года. Никогда она не называла себя княжной Таракановой, а представлялась принцессой Владимирской, дочерью императрицы Елизаветы. Самозванка была нанята на деньги польской короны, позднее поддерживалась орденом иезуитов с целью дестабилизации обстановки в России.

http://pravmir.ru/svyatost-v-dobrovolno-...

священник Николай Антонов 5. Великопостное Богослужение 101. Понятие о постах Постами называются особые сроки, установленные Церковью для побуждения верующих усиленно позаботиться в это время о спасении души, очиститься от греховных привычек и укрепить свою волю в борьбе с соблазнами. С внешней стороны пост состоит иногда в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), иногда в едении только рыбной (не мясной пищи). С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви и милосердия. Изображая характер истинного поста, Св. Церковь говорит в своих песнопениях: «истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». 102. Разделение постов Ведя начало от первых времен христианства ( Деян. 13:2–3 ), посты разделяются на однодневные и многодневные. К первым относятся посты: в среду – в воспоминание предательства Спасителя Иудою; в пятницу – в воспоминание о Страданиях и Смерти Иисуса Христа; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября); в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа); в сочельник или канун Крещения Господня (5 Января). Многодневных постов четыре: Рождественский или Филиппов пост, – установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова и продолжающийся 6 недель, – с 14 Ноября по 24 Декабря включительно; Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: Св. Четыредесятницы или сорокадневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы; Петров пост или Апостольский, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицына дня и продолжающийся до 29 июня, дня памяти Апостолов; Успенский пост, продолжающийся две недели с 1 по 15 августа перед праздником Успения Божией Матери, и установленный для достойного приготовления верующих к праздникам Преображения Господня (6 августа) и Успения Богородицы. Отсюда этот пост называется и Богородичным, и Спасовым. 103. Приготовительные «недели» к Великому посту

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страницы истории московского Ивановского девичьего монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Сведения о том, кем и когда был основан Московский Ивановский девичий монастырь теряются в глубине веков. Одни историки приписывают его основание великому князю Uoahhy III или великой княгине Елене Глинской, другие утверждают, что обитель построил Иван Грозный, так как он, родившись 25 августа 1530 года, праздновал свое тезоименитство 29 августа в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Теорию эту подтверждает и то, что местность, в которой был основан монастырь, принадлежала Московскому государю. Первое упоминание об Ивановском монастыре относится к 1604 году 1 ; было сказано, что обитель ружная 2 , пользуется царскими и боярскими милостями. Состав монахинь был интеллигентный, нередко в монастырь поступали и царские особы. Здесь провела несколько лет вторая супруга старшего сына Ивана Грозного царевича Иоанна царевна Пелагея Михайловна из рода Соловых. Здесь же пребывала в постриге с именем Елена царица Мария Петровна Шуйская. В Ивановском монастыре прославилась своими подвигами инокиня Досифея, предполагаемая принцесса Августа Тараканова. Воспитывалась она за границей, окруженная роскошью, но потом была вывезена в Россию и пострижена невольно в Ивановском монастыре. Поместили монахиню в одноэтажном фли­геле, состоявшем из двух келий. Флигель был расположен рядом с надвратной церковью Казанской иконы Божией Матери, куда из ее затвора вела крытая лестница. Для инокини Досифеи изредка совершалось ее духовником богослужение, на котором присутствовала игумения, причетные и келейница. Больше затворница не имела права никуда выходить. Для нее было положено большое содержание. Несчастье свое инокиня умела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги и занималась рукоделием в пользу бедных, на которых расходовала все свои средства. После смерти императрицы Екатерины положение затворницы облегчилось; ее стал посещать духовный отец — Митрополит Московский Платон. Хотя инокиня не получила права выезжать, к ней стали допускать народ. Тогда же у затворницы обнаружился дар прозорливости. Скончалась инокиня Досифея в 1810 году и была похоронена в царской усыпальнице в Ново-Спасском монастыре.

http://pravmir.ru/stranitsyi-istorii-mos...

Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский (Снигирев Денис Леонидович) Дата рождения: 31 августа 1974 г. Дата хиротонии: 6 января 2011 г. Дата пострига: 2 апреля 1998 г. День ангела: 16 мая Страна: Украина Биография: Родился 31 августа 1974 г. в Киеве. В 1991 г. окончил среднюю школу. В 1994 г. окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер». В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 г. было преобразовано в духовную семинарию. С 1996 г. — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента . 2 апреля 1998 г. архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского. 21 апреля 1998 г. архиепископом Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 30 июня 1998 г. — в сан иеромонаха. В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию. 3 июля 1998 г. зачислен в братию Рождества Богородицы Пафнутьев Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». В 1999 г. назначен благочинным Пафнутьев Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии . В 1999 г. поступил в Московскую духовную академию . 3 июля 2000 г. переведен на служение в г. Калугу, назначен секретарем Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Калуге. 23 августа 2001 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 г. назначен настоятелем храма-часовни в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведен из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию , которую окончил в 2003 г. С марта 2002 г. — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск». 5 апреля 2004 г. возведен в сан игумена. 28 февраля 2005 г. возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой киевский Владимирский духовно-просветительский центр.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198693...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010