Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! – Сердце!   Но и – Анны Ахматовой, сорок лет спустя, 1957 года:   Он и праведный, и лукавый, И всех месяцев он страшней: В каждом августе, Боже правый, Столько праздников и смертей. Разрешенье вина и елея... Спас, Успение... Звездный свод!.. Вниз уводит, как та аллея, Где остаток зари алеет, В беспредельный туман и лед Вверх, как лестница, он ведет. …А теперь! Ты, новое горе, Душишь грудь мою, как удав… И грохочет Черное Море, Изголовье мое разыскав. Оба православных поэта (не хочу называть их свистящим: «поэтесса») вспоминают большой праздник: Преображение Христово, в народе – Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа. Анна Ахматова – и День Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 15 (28) августа. Да не судима буду, но не могу не вспоминать и немногих из близких, родных литераторов, поэтов, ушедших в мир иной в августе. «ВВЕРХ, КАК ЛЕСТНИЦА, ОН ВЕДЕТ» Мой синодик по праву открывает Леся Украинка, умершая в 42 года 1 августа 1913 года. «Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка), 13 (25) февраля 1871 – 19 июля (1 августа) 1913, – украинская поэтесса, писательница, переводчица. Яркая представительница украинского революционного романтизма и критического реализма. Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике; работала в области фольклористики (220 народных мелодий записано с её голоса); активно участвовала в украинском национальном движении» И – помимо многих прекрасных поэтических строк Леси Украинки мне особенно сегодня близки ее слова из письма М.П. Драгоманову, своему дяде, украинскому учёному, публицисту, историку, философу, общественному деятелю, идеологу украинцев-автономистов, основателю украинского социализма: «У нас велика що багато людей думають, що досить говорити (а надто вже коли писати дещицю), щоб мати право на назву на з певними переконаннями т. п. Така многих. Ще тепер можна у нас почути фразу: " Як се? От Ви казали, що NN дурень тупиця, а же так чудово говорить по-нашому! " " Говорить по-нашому " – се вже ценз! А послухати часом, що говорить по-нашому, то, може б, краще, говорив по-китайськи»

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/18/...

Церемония присвоения Патриарху Кириллу звания «Почетный гражданин Кемеровской области» 26 августа 2013 г. 17:50 23-25 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Новосибирскую и Кузбасскую митрополии Землей, без которой не существует России, назвал Сибирь Святейший Патриарх Кирилл. За три дня, проведенные в Новосибирской и Кемеровской областях, Предстоятель Русской Церкви провел значимые встречи с главами регионов и сибирскими архиереями, посетил стратегические производства Сибири, освятил новые храмы и закладные камни будущих церквей. И, как и во всех поездках, главной целью Патриарха была соборная молитва и сердечное общение с народом Божьим: местными жителями, прихожанами храмов, сотрудниками заводов и шахт, изо дня в день совершающими свой малый подвиг во благо страны. Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Новосибирск 23 августа. «Сибирь — это земля, без которой не существует России, это то место, которым Россия прирастает своей силой, мощью, богатством. С Сибирью связаны наше национальное самосознание, замечательные черты нашего национального характера», - отметил Предстоятель Русской Церкви в беседе с журналистами после приземления в аэропорту Толмачево. Из аэропорта Патриарх отправился в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска, где собрались Преосвященные Новосибирской митрополии, сибирские архиереи, прибывшие для участия в программе Первосвятительского визита, представители федеральной и местной властей. После приветственного слова митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, Патриарх Кирилл выразил радость  по поводу посещения Сибири и обратил внимание на позитивные перемены, произошедшие здесь за последние два десятилетия. Отметив роль епархии в восстановлении храмов, Предстоятель Русской Церкви подчеркнул при этом, что «самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют». «Нам иногда говорят, что религия —это дело прошлого. А я глубоко убежден в том, что религия — это дело будущего, так же как и настоящего, потому что по мере того, как возрастает благосостояние людей, все больше возникает рисков для жизни человека. И мы знаем на примере многих богатых стран, что происходит с личностью, с обществом, с нравственностью, если материальный рост не сопровождается ростом духовным. В каком-то смысле развитие духовной жизни — это непременное условие выживания процветающей человеческой цивилизации. И мне особенно хотелось бы сказать эти слова здесь, в Новосибирске, в научном, техническом и производственном центре нашей страны, в третьем по величине городе России», - сказал Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/23-25_patriarch...

Именины (День Ангела) — как определить день именин? Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. 1 августа, 2009 Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины. Именины После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Читайте также: Как узнать дату своих именин Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения. «Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются  наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре». «Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

http://pravmir.ru/imeniny/

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.3 из  5) Предыдущий Следующий 87. Успенский пост Особенности осеннего поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Наступает осенний пост, обычно именуемый Успенским. Провести вы его можете по новому, воспользовавшись теми знаниями и рекомендациями, которые были даны в период прошедшего Петрова Поста. Давайте с вами вместе разберемся, из чего состоит этот пост и как его провести? Начинается он изнесением Креста Господня. Куда он выносится и зачем? В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы, совершали литии по всему городу, предлагали народу Крест для поклонения”. Кроме того, это первый день месяца (1 августа по ст. ст.), а в первый день каждого месяца константинопольский патриарх Фотий ввел традицию совершать освящение воды и окроплять ею храм, жилища, дворы и огороды. Исключение представлял собой лишь январь, в котором освящение совершалось не в начале месяца, а в день Богоявления. В Русской Церкви это празднество соединилось еще с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В xpohorpaфax XVI beka об этом дне говорится так:  “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1”. А в “Сказании”, составленном в 1627 году, рассказывается, что  “на происхождение в день Честного Креста бывает ход (крестный) освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”. Сегодня в нашей Церкви все ограничивается лишь выносом на середину храма Креста и чином освящения воды. При этом основной смысл этих обрядов практически уже непонятен. Хотя в период продолжающейся эпидемии хорошо было бы этот смысл возродить… и выйти с крестом и святой водой за пределы храма. Что касается самого поста то сначала он связывается с праздником Преображения. В этом году Преображенский пост состоит из 3 дней: 14, 17 и 18 августа. Из них строгими являются лишь 14 (пятница) и 18 (сочельник). 15 и 16 агуста постными не являются, потому что это суббота и воскресенье, а 19-го отмечается двунадесятый праздник Преображения, который так же не может быть постным (хотя и в среду выпадает). Даже монашеский Типикон в этот день, в том числе и тогда, когда он совпадет со средой или пятницей, дозволяет рыбу и вино. Следовательно, миряне в этот день могут вкушать мясо, не говоря об остальных видах продуктов. По крайней мере, наши далекие предки так делали.

http://azbyka.ru/video/87-uspenskij-post...

Закрыть С людьми погребенная — с Богом вознесшаяся 27.08.2020 407 Время на чтение 5 минут Среди двенадцати главных церковных праздников издавна выделялся один особенно любимый на Руси. Это Успение Пресвятой Богородицы. Особое благоговейное отношение верующих к этому празднику нашло свое выражение в обилии на русской земле именно Успенских храмов. Зачем праздновать день смерти? Духовную важность Успения подчеркивает двухнедельный пост, подготавливающий нас к этому дню. Не случайно Успение называют еще Богородичной Пасхой. Хотя Церковь и вспоминает телесную смерть Божией Матери, но богослужебные песнопения призывают не скорбеть, а радоваться. Почему? Попытаемся найти ответ в самих молитвенных текстах. В самом первом праздничном песнопении верующие услышат: «О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме» (рус. перевод: «О дивное чудо! Источник Жизни кладется во гроб, и могила становится лестницей к Небу; веселись, Гефсимания, святой дом Богородицы»). Несложно увидеть яркие параллели между Успением и Воскресением Христовым (теперь становится понятным и выражение «Богородичная Пасха»). Например, гроб Господа в богослужебных стихирах называется «живоприемным» или «живоприятным» — принявшим в себя жизнь. Это похоже на игру слов, противоположных друг другу: жизнь и гроб, смерть и радость. Так раскрывается не только духовный смысл Успения, но и богословское понимание смерти. Что такое смерть после смерти и воскресения Христа? Нам ответит апостол Павел: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Смерть становится переходом к новой, будущей жизни, ожиданием вечности. Стоит отметить, что и день памяти любого святого — это, как правило, день его кончины, именно он является церковным праздником. Но зачем на Успение в храмах отдельно совершается чин Погребения Божией Матери? Что это за богослужение? История службы Погребения Если вы ни разу не были на чине Погребения Пресвятой Богородицы, обязательно побывайте на нем. По торжественности и глубине он не уступает службам Великой Пятницы, своеобразной копией которых и является. Только сначала узнайте в своем храме, когда именно будет совершаться эта служба. Где-то Погребение служится в соединении со всенощным бдением накануне Успения (27 августа), в других храмах — в день праздника вечером (28 августа), в третьих — на второй или третий день после дня Успения (29 или 30 августа).

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памятник забвению или попытка укрепить семейные ценности? О Дне отца размышляют многодетные отцы Павел Тихомиров, Андрей Карпов и Алексей Мыселев 06.10.2021 2063 Время на чтение 7 минут Фото: espanarusa.com Как сообщалось , 4 октября Президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении в стране Дня отца. Этот праздник будут отмечать каждый год в третье воскресенье октября. «В целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей постановляю установить День отца и отмечать его в третье воскресенье октября», - говорится в документе. Об установлении нового праздника рассуждают в рамках «Дискуссионного клуба» Русской народной линии» многодетные отцы, помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров, главный редактор сайта «Культуролог» Андрей Владимирович Карпов и заместитель главного редактора РНЛ Алексей Павлович Мыселев. Андрей Карпов: В современном календаре – каждый день какой-нибудь праздник. Новообретенный День отца будет отмечаться в третье воскресенье октября. В этом году это 17-е. Дата эта уже была задействована. 17-е октября – День яркой одежды. Отмотаем на день назад (будет 16-е октября) – получим День шефа (босса) или День бездомной кошки. Прокрутим вперёд (18-е октября) – выйдет День без бороды. Вот в каком ряду оказывается новый праздник. С Днём без бороды понятно: всем бородатым предлагается побриться. В День бездомной кошки можно сделать доброе дело – найти животному дом или просто покормить. Есть люди, заботящиеся о братьях наших меньших круглогодично, а прочим полезно хотя бы раз в год вспомнить о существовании бездомных животных. А какая логика в существовании Дня отца? Раз в год будем вспоминать? Таковы все профессиональные праздники: День строителя (2-е воскресенье августа) или День работников скорой помощи (28 апреля). Мы чествуем в определённый день людей определённой профессии, потому что профессий много. Один день посвящается одной специальности, прочие дни оставляются другим. А выделяя День отца, кому мы оставляем прочие дни? Матери? Но существует специальный День матери (последнее воскресенье ноября).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/06/pa...

Поучение первое на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день в 1693 г. («Соберет пшеницу Свою в житницу Свою» (Мф. 3:12; Лк. 3:17)) Православный слушатель! В месяц август, в самый час жатвы, когда в поле снятые с корня колосья вяжут в снопы, свозят в житницы, а также складывают в стога, – и Владыка Небесный тоже собрал с поля Свою самую отборную мысленную пшеницу и ныне с веселием отправляет в горние житницы. Село – это мир, как говорит Евангелие. Поле или нива – это свет сей, либо разумей временную жизнь на этом свете. Пшеница – праведные; колосья – их добрые дела, заслуги. Жатва – конец жизни. Серп – смертный долг нашего естества. Управитель и владыка всего этого – Бог, и у Бога нет недостатка в имениях. Он называет Себя делателем: «Отец Мой доныне делает, – говорит Христос, – и Я делаю " ( Ин. 5:17 ). Нива Его собственная – Пречистая и Преблагословенная Дева, о Которой Церковь говорит: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная» (Акафист, икос 3). Ясно, что та Нива за время шестидесятилетнего Своего земного жития породила отборные колосья пшеницы, достойные небесных житниц. Назначает тогда добрый Владыка Бог для жатвы целый день – 15 сего августа, изводит делателей на жатву Свою – ангельские лики, ибо Ангелы – это жнецы, которые собирают самую отборную из всего урожая земную пшеницу – Пречистую и Преблагословенную Деву Богородицу. Собирают на земле Ее заслуги и препровождают в пренебесные житницы, и собирают и препровождают все вместе, собором, ибо Ее успение славят Власти и Престолы, Начала и Господствия, Силы, Херувимы и Серафимы. Бедная вифлеемская вдовица Руфь, услышав, что добрый человек Вооз распоряжается жатвой, сказала свекрови своей Ноемини: «Пойду на ниву и соберу колосья по следам жнецов» ( Руф. 2:2 ). В день Успения Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, как бы во время богатой Воозовой жатвы, собирают мысленную пшеницу небо и земля, торжествующая и воинствующая Церковь . Небо собирает Богородичные заслуги, а земля – Ее благодеяния. Торжествующая Церковь собирает Ей торжества, воинствующая – похвалы. А мы что? Мы бедной Руфи уподобимся, пойдем на ниву и соберем «колосья по следам жнецов». Нива, как уже известно, – шестидесятилетнее житие Пречистой Богородицы. Нива эта имеет свои борозды, свои части, на которых растут ее добрые колосья, а для Бога более приятные дела, чем подвиги всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Георгий Коваленко: Предстоятель избирается пожизненно. Права на ошибку нет Церковь и новый Предстоятель должны найти пути прекращения кровопролития в стране и продолжить служение по исцелению тех ран, которые наносит война. 11 августа, 2014 Церковь и новый Предстоятель должны найти пути прекращения кровопролития в стране и продолжить служение по исцелению тех ран, которые наносит война. 13 августа – состоится одно из самых важных событий в истории Украинской православной церкви Московского патриархата – избрание нового Предстоятеля. Собор состоится на 40-й день после ухода в иной мир Блаженнейшего Митрополита Владимира, который управлял церковью 22 года. О том, как проходит подготовка к Собору, есть ли давление на епископат со стороны Российской православной церкви, «Главком» рассказал спикер Украинской православной церкви Московского патриархата, протоирей Георгий Коваленко. Где и как состоится избрание нового Предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата? 13 августа в Киево-Печерской Лавре в Трапезной палате Храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских состоится Собор епископов Украинской православной церкви, который изберет нового Предстоятеля. Это будет сороковой день после ухода Блаженнейшего Митрополита Владимира. Поэтому этот день начнется с заупокойного богослужения, с панихиды на месте погребения Блаженнейшего, и уже после панихиды начнется регистрация участников Собора. В Соборе будут участвовать все епископы Украинской православной церкви, включая заштатных — 52 правящих архиерея, которые являются руководителями епархий, 22 викарных епископа – епископы-помощники и 9 заштатных епископов, которые по разным причинам, например, по состоянию здоровья, уже не несут служение, но являются частью епископата. Выборы будут проходить в два тура путем тайного голосования. Сам Собор будет проходить в Трапезной палате. Кабинки для голосования и урны будут установлены в храме. В первом туре епископы получат бюллетени, в котором будут имена всех действующих архиереев УПЦ – 74 кандидатов.

http://pravmir.ru/georgiy-kovalenko-pred...

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Инициатор возвращения русской братии в Пантелеимонов монастырь: старец Прокопий. День памяти – 23 августа Инициатор возвращения русской братии в Пантелеимонов монастырь: старец Прокопий. День памяти – 23 августа Схиархимандрит Прокопий (Дендрин) был ученым монахом и богословом, чрезвычайным ревнителем православия. Он имел хорошее богословское образование и знал несколько языков, в том числе греческий, русский, болгарский. Конечно, при таких обширных познаниях в богословии он мог бы в течение своей долгой жизни ступить выше степени архимандрита. Но, отказавшись от славы, этой справедливой дани его ученым трудам, он глубоко похоронил в монастырском затворе свою известность и право на признательность современников. Перу старца Прокопия принадлежит ряд книг: «Вопросы и ответы о предметах православной веры» (опубликована в Константинополе в 1835 году), «Путеводитель по Священному Писанию, составленный из творений Оригена и Феодорита, епископа Кирского» (напечатанный в Егине в 1831 году), «Христианское учение, или Священный катехизис» (издан в Афинах в 1841 году). В монастырском архиве Пантелеимонова монастыря хранится также неопубликованная рукопись его апологетического произведения «Против иудеев». С его слов также была записана история служения возобновителя Русика игумена Саввы Святогорца в 1803 – 1821 гг. Сведений о старце Прокопии сохранилось очень мало. В основном, они основываются на свидетельствах о. Парфения (Агеева), о. Сергия (Веснина), о. Селевкия (Трофимова), о. Мины (Буданова) и материалах из архива Пантелеимонова монастыря на Афоне. Родом схиархимандрит Прокопий был из города Одессы Херсонской губернии. В разных источниках его фамилия упоминается по разному: Дендрин, Дендринос, а в монахологии Пантелеимонова монастыря она записана как Папандопулос. По сообщению отца Мины (Буданова), происходил о. Прокопий из понтийских греков, проживавших в Херсонской губернии, в г. Одессе. В каком году и при каких обстоятельствах старец Прокопий покинул Одессу и ушел на Святую Гору доподлинно неизвестно, однако судя по тому, что он близко знал игумена Савву Святогорца – устроителя Нового Прибрежного Русика, можно сделать вывод, что он был его сподвижником и подвизался в Пантелеимоновом монастыре на Афоне еще в период его игуменства (с 1805 по 1821 гг.). На тот момент монастырь хоть и сохранял по привычке в своем название имя «русского», но большинство братии в нем составляли греки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=264...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010