Закрыть itemscope itemtype="" > История киргизского мятежа 1916 года в описании семиреченского духовенства Часть II 29.06.2010 3795 Время на чтение 42 минут Часть 1 Но самый ужасный день для населения Пржевальского уезда был 10 августа. В этот день киргизы напали на селения: Преображенское, Бобриково, Михайловское, Валериановку, Лизогубовку, Паленовку, Лепсинское, Иваницкое, Богатырское и другие. Описывая события этого дня Преображенский причт говорит следующее: «Обрушившееся на нас страшное бедствие, начавшееся 10-го минувшего августа, застигло нас неожиданно, а потому и растерянность среди жителей была страшная. Правда, о том, что среди киргиз началось брожение и готовилось всеобщее избиение русских, для чего киргизы готовили всякого рода оружие, ходили слухи еще в первых числах августа, но кто об этом решался доносить начальству, тому грозили тюрьмой и уверяли, что все обстоит благополучно. 10-го августа, около 10-ти часов утра, стало известно, что на заимках и на пашнях русские жители перебиты киргизами и все табуны крестьянского скота угнаны в горы. Набатным звоном церковного колокола все жители Преображенского были собраны к церкви, а через несколько часов сюда же было свезено все более ценное имущество крестьян. Сами же крестьяне, от мала до велика, оставив свои жилища, разместились в ближайших к церкви домах, как то: в здании и ограде министерской школы, в причтовых домах, в женской церковной школе, в церковной ограде и сторожке, женщины с малыми детьми заполнили церковь вплоть до иконостаса и проводили там дни и ночи. Богослужение, кроме Литургий, совершалось в церковной ограде. Плач детей, истерические рыдания матерей, крики мужчин, готовившихся отражать врага - все сливалось в общий гул. Картина получалась такая, которую нельзя описать словами. К вечеру того же дня все улицы, ведущие к церкви, были забаррикадированы телегами, железными боронами, плугами и всем тем, что могло служить преградой готовящихся к нападению врагам. К ночи вокруг села был расставлен усиленный караул, чтобы не дать возможности киргизам зажечь село, что было их главной целью. Наблюдательный пункт был установлен на колокольне, откуда было видно, что Преображенское со всех сторон окружено тысячными скопищами киргиз, среди которых, судя по их движениям, происходили какие-то совещания.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Херсон. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духовский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Города Херсона, Свято-Духовская, кам. трехпрестольная. Заложена в 1804- году. До 1831 года, в ней имелся только один придел во имя Преображения Господня, в колокольнее. В 1836 году она окончена : приделы Св. Архистратига Михаила и Св. Священномучеников, в Херсоне епископствовавшвхъ, освящены в январе месяце, а главный престол сошествия Св. Духа освящен архиепископом Гавриилом, 16 августа того-же года. При устроении сей церкви особое усердие показали Херсонские купцы : Галухин, Богданов, Сикачев и Носов. Из книги «Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической», составитель Гавриил, Одесса, городская типография, 1848 год Свято Духовский Кафедральный Собор (Привозная церковь) Трехпрестольная Свято-Духовская церковь города Херсона была заложена в 1804 г. Постройка передней части церкви произошла за одно лето, благодаря крупному пожертвованию в 15 тысяч рублей, но затем, из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено и лишь в 1835 г. строительство церкви было окончено. Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила были освящены в январе 1836 г., а главный Свято-Духовский престол - 16 августа 1836 г. Архиепископом Гавриилом (Розановым). По свидетельству того же Архиепископа, особое усердие при устроении церкви показали херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, что подтверждает и устное предание местных жителей, называвших Свято-Духовскую церковь – «купеческой». Церковь была построена вблизи городского рынка – привоза и от того стала называться еще «привозной церковью». Это наименование сохранилось до наших дней. Первоначально храм имел вид квадратного креста с массивной колоннадой со всех четырех сторон и невысоким куполом. Метрах в 80-ти к западу от храма была построена красивая пятиярусная колокольня, освященная 6 августа 1806 г. и служившая приходской церковью под именем Преображенской, т.к. престольный праздник она имела в день Преображения Господня. Просуществовавши 135 лет, она сгорела в 1941 г., в самый день Преображения Господня - 19 августа. Остатки ее были разобраны до основания в послевоенные годы. В настоящее время, где был престол этой церкви, стоит часовенка с неугасимой лампадой внутри.

http://sobory.ru/article/?object=11313

Том 2. Книга 1 Том 2. Книга 2 Том 3. Книга 1 Том 5 Содержание Предисловие I. Слово при открытии Таврической духовной семинарии в городе Симферополе II. Речь в день открытия Таврической духовной семинарии III. Слово при погребении Симферопольского кафедрального отца протоиерея М. К. Родионова 28 января 1874 года IV. Слово на Новый Год V. Слово в день трёх святителей VII. Слово в день Рождества Христова VII.Cлobo на день Трёх Святителей VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 1876 г. IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим X. Слово, произнесённое в Феодосийском Александро-Невском соборе в день годового поминовения директора московского исправительного приюта малолетних В. В. Рукавишникова, 8 Августа 1876 г. XI. Слово на Успение Пресвятой Богородицы XII. Слово в день Святителя Николая Чудотворца XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-го декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства XV.Cлobo в день Трёх Святителей XVI. Слово в Великий Пяток над Плащаницей XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы XVIII. Слово в день годичного общего собрания Симферопольского Александро-Невского братства. 4 ноября 1879 года XIX. Речь по случаю события 5 февраля 1880 г. в зимнем дворце XX. Слове в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и в день двадцати пятилетия Его царствования (19-го февраля 1880 года) XXI. Речь пред освящением часовни Симферопольского Александро-Невского братства XXII. Слово в неделю Ваий XXIII. Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице XXIV. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы XXV. Слово в день Трёх Святителей XXVI. Слово на Сретение Господне XXVII. Слово в день погребения в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича XXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Август 1889 г. 1 августа Благодарю Господа, избавившего меня вчера от тесноты врага бесплотного, запнувшего меня на последней ектении последования святого Крещения. Воззрел я в покаянии сердечными очами ко Господу, и Он тотчас услышал и спас меня. Это было в Высокой улице, против дома Якова Андреева, вечером в десять часов. И еще несколько раз спасал меня Господь. О, грех, грех! Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно позднюю литургию в Успенской церкви; впрочем, было мучительное негодование на дьячка за поспешность в пении, от которой я не мог вычитывать спокойно молитв. Эту скорбь, или это огорчение я погасил покаянием, смирением, терпением, молитвою, причащением после литургии Святых Даров. Сегодня вечером в восемь с половиной часов было два страшных удара грома и два ослепительных сверкания молнии: я скрывался от дождя в это время в лавочке Лишкина в доме Якова А. Мурашова. Дети Руфина и Лиза от страха сильно плакали, как я и узнал по приходе домой. Гурновы были в соборе и на кладбище; жалкие они оба: лукавый ест их вдоль и поперек, смущает, волнует каждый день подозрительностью Александры Константиновны относительно мужа, и ему приходится жутко, бедному. В утешение он только курит свою сигару. При них вечерню я правил кратко с большим смущением, они не бывали у меня годов пять и более. 2 августа Утро. Живоначальной десницей Христа Бога моего я опять и опять спасен утром пред началом и во время утрени сначала от тоскливости и тесноты сердца, а потом от огорчения на чтеца Владимира (тайного огорчения) за скорое и вялое чтение, и наконец по приходе домой. Служил утреню чистым и звучным голосом, с великим дерзновением. Злом зла не уврачуешь, смятением мира не водворишь, погрешности погрешностью не исправишь, но добром зло уврачуешь, кротким словом мир водворишь и погрешность исправишь. Так и делай. Благо и здорово есть огурцы с черным хлебом, и больше мне ничего не надо: голос отличный, сам крепок и здоров. Во время литургии борьба с кознями вражиими величайшая, избавление от Господа скорое, державно сильное, причащение животворное. После литургии опять борьба с кознями из-за поспешности дьячка, огорчение на него, терпение огня вражьего; за вечерней не справился с врагом, но был одолен от него, потому что с гостем отцом Илией Кедровым (из Петербурга) за обедом пил водку и вино и был невоздержен. О, пост, только пост с молитвою сила моя! 3 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вышний Волочёк. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 17 августа 1791 г. за богослужением в Казанском соборе новый новгородский и тверской генерал-губернатор «разных орденов кавалер» генерал-поручик Николай Петрович Архаров, исполнявший в это время по совместительству должность главного директора водяных коммуникаций, зачитал «высочайшее и всем радостное от Ея Императорского Величества о заключении с портою оттоманскою мира известие». Вслед за ним он объявил о своём желании устроить в память этого события на Дворцовой площади каменную церковь во имя св. великомученицы Екатерины. Предложение посвятить престол предполагаемой церкви святой Екатерине было не случайным. Ещё свежи были воспоминания о посещении императрицей Екатериной Вышнего Волочка и водной системы. Да и площадь, где предполагалось устроить новую церковь, имела прямое отношение к Императорскому путевому дворцу, где останавливалась императрица. К тому же именно по указу государыни ям Вышний Волочёк был объявлен городом, по её же указу деревянные берега бейшлотов был «одеты камнем». Так в Кресцах в соседней Новгородской губернии на центральной городской площади был возведён каменный Екатерининский храм в память учреждения Кресцов городом. Поэтому 27 августа вышневолоцкое купечество и мещанство «будучи в градском собрании имело рассуждение… объявить строить оную из суммы собираемой на строение оной от доброхотнодателей и их общественной». На следующий день вышневолоцкая шестигласная дума направила генерал-губернатору донесение, где и изложило решение вышневолоцких жителей. В конце августа 1791 г. Тверскому и Кашинскому епископу Тихону поступило письмо следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко! Милостивый Государь мой! Общество Вышневолоцких граждан преисполненное к Премудрости Зиждительницы общего благоденствия, ищущая в сердцах своих совершеннейшую благодарность за излиянныя на них с высоты священного Ея престола милости по случаю объявленнаго им мною Высочайшего рескрипта о подписании прелиминархых артикулов мира между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою в знак чувствительнейшия своея признательности вознамерилось соорудить в Вышнем Волочке на дворцовой площади каменную церковь во имя святыя великомученицы Екатерины из суммы доброхотных дателей и их общественной. В разсуждении чего по дому моему и яко соучастник здания того храма отношусь к Вашему Преосвященству с покорнейшим прошением дабы благоволили на построение помянутой церкви преподать Ваше Архипастырское благословение, дабы по тому уже к сочинению плана, так и к самому совершению здания приступить возможно было. Во ожидании на сие благосклонного Вашего отзыва с истинным почтением и совершенною преданностию всегда имею честь быть, Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства верный и покорный слуга Николай Архаров. В Твери августа 31 дня 1791 г.».

http://sobory.ru/article/?object=35725

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. 28 августа, 2014 В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

На 101-м году жизни преставился игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) 4 августа, 2016. Новостная служба Братия обители просит православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души новопреставленного схиархимандрита Иеремии 4 августа. ПРАВМИР. 4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г., на день памяти Почаевской иконы Божией Матери, на 101 году жизни отошел ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин). После совершенной панихиды над телом новопреставленного старца начато непрерывное чтение Евангелия. Отпевание и погребение старца-игумена состоится 5 августа, сообщает портал «Русский Афон». Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания. Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) был преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым грузчиком на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Будущему старцу на протяжении долгих четырех лет вновь довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

http://pravmir.ru/na-101-m-godu-zhizni-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010