" Впрочем, сказанное не " оправдывает " Евагрия полностью. Его творения не свободны от неоднозначных высказываний, которые при определенном понимании могли породить (и порождали) еретические выводы. Некоторые его суждения были действительно ошибочными, но, как и при рассмотрении творений Оригена, здесь не следует забывать, что во второй половине IV в. церковное сознание еще не усвоило многих областей Откровения. Вот как говорил об этом свт. Григорий Богослов: Любомудрствуй со мной о мире или мирах, о душе, о разумных естествах, благих или дурных, о воскресении (из мертвых), о суде, воздаянии и страстях Христовых. В таковых (вещах) и достижение какого-либо результата - не бесполезно, и ошибка - не опасна " " Со временем, а особенно после осуждения оригенизма, прагматическое направление в монашестве набрало силу, но отнюдь не стало доминирующим. Примером тому служит авва Дорофей, продолжавший в палестинском иночестве традицию монашеского " гносиса " , восходившую прежде всего к Евагрию. Аскетическое учение аввы Дорофея уходит своими корнями в живое предание первых христианских пустынножителей, однако оно не только глубоко традиционно, но и творчески оригинально. Преп. Дорофей стремился глубже интегрировать это живое предание в ту общесотериологическую перспективу, которая особенно характерна для творений свтт. Иринея, Афанасия и каппадокийских отцов. В этот синтез авва Дорофей органично включал и учение Евагрия, на труды которого многократно ссылался. Особое влияние Евагрий оказал на " практику " аввы Дорофея, то есть на его учение о духовном делании. Но и тайнозрительное богословие Евагрия оставило несомненный след в творениях аввы Дорофея. Так, он считает, что христианское совершенство состоит в стяжании Божественной любви, сочетающей человека с самим Богом, которая рождает истинный " гносис " . Таким образом авва Дорофей как бы смягчает ту " антиевагрианскую " тенденцию, которая намечается в " Руководстве " преподобных Варсонофия и Иоанна " Но не будем обманываться: каппадокийские " тайны " , когда необходимо, " запечатаны " крепко, и даже словоохотливый иной раз Евагрий не проговорится! Так, у нас нет никаких сомнений, что каппадокийцы полностью " запретили " не только само наше " филиокве " , но и самую первую попытку на эту тему спорить и вообще что бы то ни было " высказывать " о непостижимых тайнах Божественной Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Прошел год, и авва Зосима снова отправился в пустыню. Молясь, он дошел до иссохшего потока, на восточной стороне которого увидел святую подвижницу. Она лежала мертвая, со сложенными, как подобает, на груди руками, лицом обращенная к Востоку. Авва Зосима омыл слезами ее стопы, не дерзая касаться тела, долго плакал над усопшей подвижницей и стал петь псалмы, подобающие скорби о кончине праведных, и читать погребальные молитвы. Но он сомневался, угодно ли будет преподобной, если он погребет ее. Только он это помыслил, как увидел, что у главы ее начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай прах праху. Моли Господа за меня, преставившуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери». Прочитав эту надпись, авва Зосима удивился сначала, кто мог сделать ее, ибо сама подвижница не знала, грамоты. Но он был рад наконец узнать ее имя. Понял авва Зосима, что преподобная Мария, причастившись Святых Тайн на Иордане из его рук, во мгновение прошла свой дальний пустынный путь, которым он, Зосима, шествовал двадцать дней, и тотчас отошла ко Господу. Прославив Бога и омочив слезами землю и тело преподобной Марии, авва Зосима сказал себе: «Пора уже тебе, старец Зосима, совершить повеленное тебе. Но как сумеешь ты, окаянный, ископать могилу, ничего не имея в руках?» Сказав это, он увидел невдалеке в пустыне лежавшее поверженное дерево, взял его и начал копать. Но слишком суха была земля. Сколько ни копал он, обливаясь потом, ничего не мог сделать. Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу, об этом свидетельствует «некий Старец», на вопрос брата – «как может человек получить дар любить Бога?», он отвечает «Если кто видит брата своего в прегрешении и возопиет о нем к Богу, тогда получит разумение, как должно любить Бога». То же у Аввы Антония «От ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо, если приобретем брата, то приобретем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа» (Авва Антоний). Чем более глубока их любовь к Богу, тем нежнее любовь к братьям. Как трогательно Авва Пимен, увидев брата, дремавшего во время богослужения в церкви, вместо осуждения, кладет его голову на свои колени, чтобы тот отдохнул (ср. Авва Пимен 92). Тот, в ком разгорелась такая любовь, готов полностью принести себя в жертву. «Если бы я мог найти прокаженного, – говорит Авва Агафон, – чтобы взять себе его тело и отдать ему свое, сделал бы это с радостью. Ибо в этом совершенная любовь» (Авва Агафон 5). Истинная и совершенная любовь, по своей природе, жертвенная любовь, она отдает все, ничего не ожидая взамен. По своей сути, она – стержень человеческого существа, лучше сказать, что сам человек как существо – любовь. Люблю, значит существую! – В этой максиме содержится вся онтология и антропология Отцов-пустынников. Приобретение полноты любви немыслимо без упражения в посте. Сам пост, это уже одно из проявлений самопожертвования и любви, но одновременно, он и путь стяжания совершенной любви, ибо представляет собой борьбу против самовлюбленности и эгоизма. Потому авва Евагрий и говорит, что умеренный пост, когда он соединен с любовью, приводит монаха к пристани бесстрастия (ср. Авва Евагрий 6). В то время, как любовь рождается из поста, эгоизм и ненависть, рождаются от его нарушения и гордости, которая корень всякого зла и греха. Авва Илия выражает это следующими словами – « Что может сделать грех там, где есть покаяние? Какая польза от любви там, где гордость?» (Авва Илия 3). Другими словами, можно сказать, что все изречения Отцов-пустынников – это тихое свидетельство о великом пламени любви, разгоревшемся в этих святых душах к Богу и к ближнему. Просто и скромно они открывают, что вся их жизнь посвящена святой любви, и пронизана любовью, превращена в пламя любви, в саму любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Христианство открыло нам богатство веры и благодати. Господь обогатил нас даром сыноположения, прославил Матерь Божию, и воспевается Она как Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Вера и любовь Христова обогащают всех благочестием. Подвижники благочестия, ища духовное сокровище, оставляли все земные богатства и стяжания мира, оставляли прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные. Отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, непрестанно призывая Иисуса Христа в помощь, непрестанно молясь, угодники Божии только будущее созерцали и желали приобрести внутри себя Христа – это духовное, многоценное богатство. О монашестве Из древнего патерика поучения о благочестии 1 . Авва Антоний завещал всегда иметь Бога пред очами своими, искать волю Божию в делах своих и в терпении пребывать на своем месте, не надеяться на свою праведность, всегда обуздывая язык и чрево. 2 . Авва Григорий говорил: «Бог требует от нас правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела». 3 . Авва Захария поучал: «Кто во всех добродетелях понуждает себя, тот монах». 4 . Авва Исаия наставлял, что стяжавший веру в Бога должен прилепиться к Нему в незлобии, терпении, кротости и любви, непрестанно призывая Бога в сокрушении сердца, прося у Него помощи. 5 . Еще авва Исаия говорил: «Труд, бедность, молчание рождают смиренномудрие». 6 . Авва Феодор Фермейский хвалил нестяжание, подвижничество и удаление от людей. 7 . «Со смиренномудрием, – поучал авва Иоанн Колов, – стяжевай добродетели, будь в терпении, и страхе Божием, и любви, и молитве с сокрушением, и всегда под крестом: в нищете, посте, плаче и безмолвии, помня о смерти». 8 . Авва Иосиф Фивейский учил принимать искушения с благодарностью, все дела совершать перед Богом в чистоте и доброй совести, отсекая свои желания, пребывая в послушании. 9 . Умирая, авва Иоанн говорил: «Я никогда не творил своей воли и никого не учил тому, чего сам не исполнил». 10 . Совершен тот, кто имеет смирение в душе и теле и считает себя ниже всякой твари, никого не осуждает, радостно переносит обиды и бесчестия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

(прп. Антоний Великий , 90, 56). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая (прп. Антоний Великий , 90, 56). Источник. Умирай каждый день, чтобы жить, ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки (прп. Антоний Великий , 90, 109). Источник. Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий (прп. Антоний Великий , 90, 110). Источник. Страх Божий... есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой-либо темный дом, разгоняет тьму его и освещает его, так страх Божий, когда войдет в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нем ревность ко всем добродетелям (прп. Антоний Великий , 90, 130–131). Источник. ...Как рыба, извлеченная из воды, умирает, так замирает страх Божий в сердце монаха, если он выходит из кельи блуждать вне (прп. Антоний Великий , 90, 131). Источник. ...Если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, как бы не увидели твоих грехов, сколько более ты должен страшиться Бога, перед Которым все открыто? (прп. авва Исаия , 60, 30). Кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается (прп. авва Исаия , 60, 42). ...Страх Божий состоит в том, чтобы хранить совесть непорочною и невозмущаемою (прп. авва Исаия , 60, 79). Если ты последуешь водительству страха Божия, то никакая страсть не возможет насильно владеть тобою... (прп. авва Исаия , 60, 80). ...Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более, , ты должна страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего (прп. авва Исаия , 60, 80). Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя (прп. авва Исаия , 60, 91). Источник. Страх Божий есть хранитель души и защитник ума против всех врагов его (прп. авва Исаия , 60, 93). Кто имеет в себе страх Божий, тот в чистоте плодотворит добродетели и отсекает ветви зла... (прп. авва Исаия , 60, 115). ...Источник всех добродетелей – страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 115).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Стефан соблазнился этим. После отшествия аввы Мартирия с его учеником, авва Иоанн заметил, что его собственный ученик смущен, и сказал ему: «Почему ты соблазняешься? Поверь мне, я не знаю, кто этот юноша, но сегодня я принял игумена Синая и омыл его ноги». Спустя 40 лет он действительно стал игуменом, согласно предсказанию этого старца. Также авва Стратигий Затворник, который никогда не выходил, появился [в обители] в тот день, когда авва Иоанн принял монашеский постриг. 7. Однажды пришла группа из шести голодных странников, и когда они сели, наш преподобный отец Иоанн увидел кого-то с короткими волосами и одетым в еврейскую одежду. Этот человек расхаживал как обладающий властью и отдавал приказы поварам, и экономам, и кладовщикам, и другим рабочим. После того как гости ушли и когда все служившие [им] сели есть, они искали того, кто расхаживал, надзирая [за делами], но нигде его не нашли. Тогда раб Божий наш преподобный отец сказал: «Оставьте его. Господин Моисей не сделал ничего необычного в том месте, где он служил прежде». 8. В области Арселау жил также авва Михаил Ивериец, который отошел ко Господу пять лет назад. У этого Михаила был ученик по имени Евстафий, пришедший из Вавилона. Он рассказал нам следующее. Когда авва Михаил заболел, авва Евстафий заплакал от горя. Могилы отцов в этом месте были очень трудными и опасными, потому что спуск [к ним] был усыпан маленькими скользкими камнями. Авва Михаил сказал Евстафию: «Чадо, налей [воды], чтобы я умылся и заснул». Когда это было сделано, он сказал ему снова: «Чадо, ты знаешь, что спуск к могиле сложный и скользкий, и если я умру здесь, для тебя будет опасно нести меня и спускаться. Возможно, ты упадешь и погибнешь сам. Но [давай] мы [вместе] пойдем потихоньку». И спустившись вниз, старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия, сказал: «Мир да пребудет с тобой, чадо, молись обо мне». И, закрыв сам себя в могиле, он отошел ко Господу с радостью и ликованием. 9. В упомянутом прежде Арселау жил также авва Георгий, которого звали Арселаит. Он был весьма известен в нашей пустыне из-за многих и великих чудес, которые рассказывали о нем.

http://pravoslavie.ru/41619.html

Среди посетителей конечно же были не одни только монахи. После того как монах снискал себе духовную славу, к нему устремлялись и миряне, чтобы получить от него слово спасения, а иногда – испросить исцеление 891 , телесное или духовное. Случалось так, что мирянина специально приглашали произнести поучительное слово, как было с торговцем овощами, которому авва Пимен уступил слово в присутствии братии 892 . Иногда приходили розничные торговцы, чтобы поменяться товаром с монахами. Обменивали лук на пшеницу 893 или изделия пустынников на хлеб 894 . Другой категорией посетителей были люди особой значимости. Это были либо гражданские чины, либо клирики, но им никто не устраивал специального приема, как в случае с аввой Арсением, к которому явился высокопоставленный чиновник в сопровождении Александрийского архиепископа Феофила. Именно им авва адресовал свои знаменитые слова, после того как они пообещали их исполнить: «Если где услышите про Арсения, не приближайтесь» 895 . Достойным «конкурентом» аввы Арсения был авва Симон. Две сохранившиеся апофтегмы знакомят нас с теми уловками, к которым он прибегал, чтобы уклониться от приема важных персон. Когда они приходили к нему, он сидел возле дверей кельи и ел хлеб с сыром. На вопрос: «Где отшельник?» он отвечал: «Здесь нет отшельника!» 896 Авва Феодор возмутил пришедшего к нему комита тем, что вышел к нему в рваном левитоне 897 . Одному большому чиновнику, пришедшему в Скит, чтобы увидеть авву Моисея, сам авва, встретившийся ему, сказал: «А что ты хочешь от этого глупца?» 898 Авва Пимен не согласился принять у себя одного высокопоставленного чиновника даже тогда, когда ему пообещали освободить из тюрьмы его племянника 899 . Аксиома поведения Отцов пустыни, которую сохранил для нас Иоанн Кассиан и согласно которой следует избегать епископов так же, как женщин 900 , все же соблюдалась не всегда. Авва Сисой любезно принял у себя Адельфия, епископа Никополя 901 . И мы хорошо знаем, что Афанасий Александрийский также пользовался гостеприимством монахов, поскольку именно у них он скрывался от имперских властей в годы опалы. Что касается женщин, то несмотря на прохладный прием, оказанный аввой Арсением одной римской матроне вопреки просьбе патриарха Феофила 902 , мы знаем, что другие знатные римлянки были в пустыне хорошо встречены – например Паула, приведенная туда блаженным Иеронимом, и Мелания, сопровождавшая Руфина 903 . Формально монахам было запрещено принимать женщин в своих кельях, но в Нитрии был странноприимный дом, где Мелания жила шесть месяцев. Авва Памво, чувствуя приближение смерти, велел привести к себе Меланию и дал ей последнюю сплетенную им корзину, которую он только что закончил. Затем авва испустил дух, и именно эта святая монахиня приготовила к погребению великого аскета 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . Авва Даниил, ученик Аввы Арсения, рассказывал: однажды был он не далеко от Аввы Александра. Труд одолел его, и от утомления лёг он на землю, лицом к верху. Случилось, что шёл к нему для беседы блаженный Арсений и видел его лежащим. Побеседовав с Аввою Александром, Авва Арсений спрашивает его: кто этот мирянин, которого я здесь видел? Авва Александр говорит ему: где ты видел его? Авва Арсений отвечал: когда сходил я с горы и взглянул сюда на пещеру, видел кого-то лежащим на спине. Авва Александр, поклонившись ему, сказал: прости мне, это был я; ибо труд одолел меня. Старец сказал ему: так это ты был? хорошо, – а я подумал, что это был мирянин, потому и спросил. 24 . В другой раз Авва Арсений сказал Авве Александру: когда обрежешь прутья свои, приходи обедать со мною: но если придут странники, обедай с ними. Авва Александр работал тихо и не спеша, так что, когда настал час обеда, у него ещё оставались необрезанные прутья. Желая выполнить слово старца, он остался за делом, пока не обрезал всех прутьев. Между тем Авва Арсений, видя, что он замедлил, и думая, что у него странники, пообедал. Но Авва Александр, как скоро кончил своё дело уже к вечеру, – пришёл к нему. Старец спрашивал: были у тебя странники? Он отвечает: нет! Старец говорит: почему же ты не приходил ко мне? Александр отвечал: ты сказал мне: приходи, когда обрежешь прутья. Исполняя слово твоё, я не приходил; ибо теперь только окончил дело. Старец удивился точности его, и говорит ему: скорее разреши пост, и выпей воды; иначе тело твоё скоро может ослабеть. 28 . Некогда, во время пребывания Аввы Арсения в Канопе, одна весьма богатая и богобоязненная девица, из сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее; и она просила Архиепископа убедить старца, чтобы он принял ее. Архиепископ пошёл к Авве Арсению и просил его, говоря: такая-то девица, из сенаторского рода, пришла из Рима, и желает видеть тебя. Но старец не согласился выйти к ней. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрягать ослов, говоря: я надеюсь на Бога, что увижу старца; ибо я пришила видеть не человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один старец говорил, что монах – «как пчела, которая повсюду производит мед» 1009 . И когда он пребывает в келье, не имея веских причин ее покидать, и когда он по необходимости вынужден был ее покинуть. Среди причин, которые подталкивали отшельника сменить место жительства, основными были личные. Так, например, если старец полагал, что стал слишком известен, он либо искал себе другое место в пустыне, либо инкогнито жил в одном из монастырей Фиваиды. Так поступили Иоанн и Пинуфий, о которых повествует нам Иоанн Кассиан 1010 . Авва Пинуфий, инкогнито которого быстро раскрыли, удалился впоследствии в Палестину. Многие другие отшельники затем отправятся подвизаться в Святую землю, в частности авва Исайя, авва Порфирий, будущий епископ Газы, авва Силуан и его ученики. Иногда старцу было достаточно увидеть по соседству с кельей «вещь, не слишком душеполезную», чтобы он сменил место обитания. Так поступили авва Агафон, который покинул свою новую келью, и авва Аммой, который оставил на прежнем месте большой запас хлебов, только что высушенных на солнце 1011 . Часто все отшельники, живущие рядом, были вынуждены покинуть кельи и эмигрировать под влиянием внешнего принуждения, иногда довольно жесткого. В 399 году несколько сотен монахов, сторонников учения Оригена , были изгнаны из Келлий группой солдат-наемников, состоящих на службе у патриарха Феофила. После изгнания они нашли убежище в Палестине, затем в Константинополе и только спустя несколько лет всё же смогли вернуться в свою родную пустыню 1012 . В первой половине V века Скит, как мы знаем, был несколько раз разорен бандами кочевников, а монахи были либо убиты, либо рассеяны 1013 . Так, авва Пимен и его братья, а позднее авва Арсений и его ученики, которым удалось выжить, обосновались неподалеку от населенных мест в Дельте. Все, как кажется, воспринимали эти события как Промысел Божий. Авва Даниил как-то сказал авве Амою: «Кто может отлучить нас от Бога? Бог в келье, и вне ее тоже Бог» 1014 . Постоянно бодрствуя духовно в сердце своем, монах остается постоянно на пути к Богу 1015 . И, по словам другого старца, куда бы он ни шел, он все равно пребывает в келье 1016 , стараясь сохранить бдительность и не теряя мира в душе 1017 . В этом монах достигает такой меры, которая позволяет поддерживать в его душе желание безмолвия в тиши кельи. Он – как рыба: выброшенная на берег, она изо всех сил старается вернуться обратно в море 1018 . Этот знаменитый образ святого Антония вполне достаточен для понимания того, что для отшельника келья в пустыне – это естественная среда его обитания, это особое место, но место отнюдь не единственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом 1. Авва Кариен сказал: человек, пребывающий с отроком, если не силен, – то идет вниз; если же силен и нейдет вниз, – то не преуспевает. 2. Авва Антоний говорил: думаю, что в теле есть естественное движение, прирожденное ему, но оно не действует без пожелания души и означает только страстное движение. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием, коими разгоряченная кровь возбуждает плоть к действованию. Потому-то и говорит Апостол: не упивайтеся вином, в немже есть блуд ( Еф. 5:18 ), также и Господь в Евангелии заповедал ученикам своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством ( Лк. 21:34 ). В подвизающихся же бывает и иное движение, происходящее от навета и зависти демонов. Итак, надобно знать, что существуют три рода телесных движений: одно – естественное, другое – от неразборчивого употребления пищи и третье – от демонов. 3. Брат спросил авву Агафона о блуде, и старец сказал ему: поди, повергни пред Богом немощь свою и найдешь покой. 4. Авва Геронтий Петрский говорил: многие, будучи искушаемы плотскими похотями и не совершая греха телесно, пали в блуд мысленно и таким образом, сохранив девство тела, стали блудниками по душе. Итак, возлюбленные, хорошо исполнять слово Писания: всяцем хранением блюди твое сердце ( Притч. 4:23 ). 5. Брат спросил авву Даниила: дай мне наставление, и я буду сохранять его. Авва сказал: никогда не простирай руки своей в одну чашу с женою и не вкушай с нею. Этим ты немного убежишь от демона блуда. 6. Авва Евустон рассказывал об авве Пафнутии, отце скитском: пришел я туда, будучи еще юн, и авва не позволил мне остаться, говоря: при себе в Ските я не попущу быть лицу женскому из опасения вражеской брани. 7. Авва Иоанн Колов говорил: кто, наевшись досыта, говорит с отроком, тот уже любодействовал с ним в помысле своем. 8. Авва Кассиан рассказывал: говорил нам авва Моисей: хорошо не скрывать помыслов, но открывать их старцам духовным, впрочем, и рассудительным, а не поседевшим лишь от времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010