Если извлечь максимальное назидание из сравнения страсти с раной на теле человека, то злопамятность — рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому “…так должно подвизаться, — учит преподобный, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной Молясь от всего сердца об оскорбившем…”. Вот теперь указано точное средство! Это молитва. Человек ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого в силу мелочных, ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви Божией… “Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”. Смущение “дымится и бросает искры…” Как опытный наставник, авва Дорофей знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если это — внутренний опыт сопротивления искушениям, очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому процесс развития злопамятности в человеческой душе авва Дорофей иллюстрирует параллелью, взятой из обыденности, с которой знакомы все. Первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: “Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем не трудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: “Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Но если вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, бросить ее в легко воспламеняемый материал, то от нее разгорится (пока еще слабый) огонек: “Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.

http://pravmir.ru/konfliktologiya-prepod...

Добродетель есть матерь печали , а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать (прп. Исаак Сирин , 58, 154). Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости (прп. Исаак Сирин , 58, 155). Источник. ...Добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела (прп. Исаак Сирин , 58, 222). Источник. ...Прежде всех добродетелей – пренебрежение покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 228). Источник. ...Если не будешь приуготовлен к сретению искушений, то удержись от делания добродетелей (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Всякую добродетель, совершенную без телесного труда, почитай преждевременным и неодушевленным плодом чрева (прп. Исаак Сирин , 58, 313). Никто не видит солнца во мраке, и добродетели – в естестве души при продолжающемся мятеже страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 363). Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем... (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Добродетель ума смиряет душу и очищает ее от грубых губительных мыслей, чтобы не ими занималась она страстно, но паче пребывала в созерцании своем (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным (прп. авва Дорофей , 29, 116). Источник. ...Как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом тот навык или мучит, или покоит ее (прп. авва Дорофей , 29, 133). Источник. ...Должны мы потрудиться не только изгнать страсти, но и воспринять добродетели и водворить их на своем месте, потому что мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога (прп. авва Дорофей , 29, 143–144). Источник. ...Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык, и (таковой) оказывается... искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом (прп. авва Дорофей , 29, 162). Источник. ...Человек (сам собою) не может ни приобрести добродетели, ни сделать что-нибудь благое... хотя бы он стал стараться о сем, по страху Божию, но ничто не совершается без помощи Божией; итак, непременно нужны и наше старание, и помощь Божия. Поэтому человек всегда должен молиться Богу и просить Его помочь ему и споспешествовать ему во всяком деле (прп. авва Дорофей , 29, 187–188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Дорофей сравнивает страсть с раной на теле человека. Если извлечь максимальное назидание из такого сравнения, то злопамятность – это рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому «...так должно подвизаться, – учит преподобный, – чтобы очистить совершенно и внутренний гной... Молясь от всего сердца об оскорбившем...» Вот теперь указано точное средство! Это молитва . Человек ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого в силу мелочных ничтожных причин мое сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви Божией... «Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, – поучает авва Дорофей , – и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» Насколько далеки от такого ощущения другой личности современные психологи, которые говорят не только о неизбежности, но и о необходимости конфликтов: «творческий конфликт почти всегда приводит к творческим решениям». Для них личностное общение – это столкновение суверенитетов; конфликты, как они считают, устанавливают границы личностной суверенности и «нормализуют отношения». При этом они даже не подозревают, что личность способна выйти за пределы своего индивидуализма и там обрести радость не в себе, а в другом! Радость, безмерно превосходящую любовь к себе, с которой эгоист боится расстаться. Для аввы Дорофея любой конфликт – разрыв любви и не может быть «творческим». «Педагогика» аввы Дорофея. Смущение «дымится и бросает искры...» Как опытный наставник авва Дорофей знает, что объяснить что-либо на словах очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Особенно, если это – внутренний опыт сопротивления искушениям. Тот, кто никогда этого не испытывал, просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому авва Дорофей прибегает к параллелям, взятым из обыденности, с которой знакомы все.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

16. Мать Синклитикия говорила: «Живя в Киновии, мы должны предпочитать послушание подвижничеству: ибо последнее научает высокомерию, а первое — смиренномудрию». 17. Она же говорила: «Надобно нам с рассуждением управлять своею душою; и как мы живем в Киновии (общежительном монастыре), то не надобно нам приобретать собственности и не надобно служить собственной воле, но во всем должно повиноваться отцу духовному». 18. Еще говорила: «Писание говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10, 16). Мудрость змииная заповедана нам, чтобы не скрывались от нас нападения и хитрости диавола: ибо подобное из подобного легко познается. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Т ОБ АВВЕ ТИФОЕ • Рассказывали об авве Тифое. Как скоро воздевал он руки свои, становясь на молитву, ум его тотчас восхищался горе. Потому, когда случалось ему молиться с братиями, он старался скорее опускать свои руки, чтобы ум его не оставался надолго в восхищении. 2. Авва Тифой говорил: «Странничество есть обуздание языка своего». 3. Брат спросил авву Тифоя: «Как мне сохранить сердце свое?» — «Как нам сохранить сердце свое, — отвечал старец, — если язык и чрево отверсты?» 4. Авва Матой говорил об авве Тифое, что нет человека, который бы мог упрекнуть авву Тифоя в каком–либо деле. Авва Тифой подобен чистому золоту, стоящему на весах. 5. Авва Тифой некогда сидел в своей келье, а брат стоял близ него. Авва, не видя его, вздохнул. Не заметил он брата близ себя потому, что был в восхищении. Но после авва поклонился брату и сказал: «Прости меня, брат! Еще не сделался я монахом, потому что вздохнул при тебе». 6. Брат спросил авву Тифоя: «Какой путь ведет к смирению?» Старец отвечал: «Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари». ОБ АВВЕ ТИМОФЕЕ • Авва Тимофей, пресвитер, говорил авве Пимену: «Есть одна женщина в Египте, которая живет блудно, а доходы отдает в милостыню». — «Она не останется блудницей, — сказал авва Пимен, — ибо в ней виден плод веры». Вскоре после сего пришла к пресвитеру Тимофею мать его. Он спросил ее: «Что, еще та женщина продолжает блудодействовать?» — «Да, — отвечала ему мать, — у нее стало еще более любовников, но она все отдает в милостыню». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену. А авва Пимен опять отвечал ему: «Не останется она блудницей». Мать аввы Тимофея пришла в другой раз к нему и сказала: «Знаешь ли? Блудница та хотела идти со мной просить тебя, чтобы ты помолился о ней; но я не взяла ее». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену, а сей говорит: «Лучше сам пойди и навести ее». Авва Тимофей пошел и был у нее. Блудница, увидев авву Тимофея и услышав от него слово Божие, пришла в сокрушение и плакала. Потом сказала ему: «Отныне я прилеплюсь к Богу и не стану более блудодействовать». Вскоре после сего поступила она в монастырь и вела жизнь богоугодную.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Этот обряд их был так продолжителен, что спутники мои потеряли терпение и вышли из собора. Наконец, один иеромонах спросил мое имя, и разогнув большую книгу, начал читать приветствие на Арабском языке. Из всего я понял только часто повторяемые слова: «радуйся, авва Порфирие». Слышно было, что они ублажали меня разными приветами. Терпение мое в этот раз не истощилось, хотя я был истомлен в дороге, и с меня лился пот градом. Приветствием кончился обряд принятия поклонников; и я успокоился в палатке, поставленной в саду под огромными финичиями близ собора, после забот о несчастном иеродиаконе, который много страдал от ушиба и от растирания вывихнутой кисти ручной над парами. Пред захождением солнца, по желанию моему, принесли мне список помянутого приветствия. Вот перевод его слово в слово: Приветствие и похвальное слово Коптских монахов, обитающих к монастыре Великого Антония в пустыне Египетской. «С любовью начинаю говорить честности твоей, блаженнейший отец наш N. Какой язык человеческий может изречь добродетели твои, друг христов N, отче наш святой? Ты сохранил расхитят оное. Ты насадил и напоил христов; и он принес плод сторичный, и шестидесятный и тридесятный. О, величайший из православных митрополитов, отче святой авва... пастырю верный, проповедниче истины, водящий овцы свои на водные источники жизни и спасения, избранный богом от чрева матери твоей и поставленный от него архистратигом необоримым и страшным! Радуйся отче наш, авва..., подвизавшийся добрым подвигом апостолов, прешедший днесь к нам и напоивший нас от источников словес твоих святых. Радуйся отче наш авва..., законоположивший и утвердивший апостольские правила и заповеди монахам и мирянам. Радуйся отче наш, авва..., стяжавший неувядаемый и небесный венец Христа, которого возлюбил ты. Моли господа о нас, да простит грехи наши. Возвеличилась хвала твоя, отче наш авва... и крест Твой простерся до краев земли, и все народы от востока солнца до запада ведают славу твою. Добро пожаловал к нам днесь, отче наш святой, да исправишь нас животворными учениями твоими. Добро пожаловал к нам отче наш, авва..., новый Иоанн по девству твоему. Добро пожаловал к нам отче наш, авва.... Давид царь с сердцем твоим. Радуйся духоносне отче наш, авва..., ближний богу ради преосвященства твоего. Радуйся отче наш, авва..., звезда сияющая во вселенной благочестием твоим. Радуйся отче наш, авва..., зиждущий на незыблемом камени. Радуйся отче ниш, авва..., прееммче великого законоположника Иисуса Христа Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Досифей так и сделал в следующий раз. — Голоден ли ты? — спросил его Дорофей. — Да, я чувствую некоторый голод, — отвечал Досифей. Спустя немного дней блаженный Дорофей снова спросил его: — Чувствуешь ли ты, чадо, голод? Юноша ответил: — Нет, господин мой, твоими молитвами я чувствую себя очень хорошо. — Теперь ты употребляй только хлеб и пол-четверти другого. Досифей так и сделал. Чрез несколько дней преподобный Дорофей снова спросил его: — Не чувствуешь ли ты теперь голодным себя, сын мой? — Нет, я вполне сыт. — Раздели, — сказал святой Дорофей, — и другую четверть на две части, одну из них ты можешь съедать, а другую сохрани. Досифей исполнил слова своего наставника. Постепенно, с Божией помощью, Досифей стал употреблять в пищу вместо 6 фунтов всего только 8 лотов, ибо как и во всем, в пищи важна привычка: каждый ест такое количество, к какому успевает привыкнуть. Всякое дело блаженный Досифей делал тихо и кротко; он прислуживал больным в больнице, и каждый благодарил его за его уход, ибо он старался всё держать в чистоте. Если же ему от усталости случалось сказать какому-нибудь болящему что-либо с гневом, то он тотчас оставлял больницу, входил в келарню и там плакал. Другие больничные служители старались в этих случаях утешать его, но старание их оставались безуспешными: Досифей оставался неумолимым к себе. Тогда они отправлялись к отцу Дорофею и говорили: — Окажи милость, отче, узнай, о чем рыдает брат Досифей, мы не знаем сего и не можем его утешить. Преподобный Дорофей входил и находил ученика своего сидящим на земле и плачущим. Он спрашивал его: — Что с тобою, Досифей, о чем ты плачешь? На это Досифей отвечал: — Прости меня, отче, я в гневе сказал брату моему злое слово. Тогда авва Дорофей говорил ему: — Зачем ты гневаешься, Досифей, зачем позволяешь себе с гневом говорить своему брату? Разве ты не знаешь, что, оскорбляя его, ты оскорбляешь Христа? Досифей склонял свою голову долу и ничего не отвечал. Когда же Дорофей видел, что Досифей уже довольно раскаялся, он тихо говорил ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По получении образования преп. Дорофей стал все чаще посещать монастырь аввы Серида, где тогда славились два старца, преподобные Варсонофий и Иоанн . Их наставления, а также сама благодатная атмосфера монастырской жизни заставили преп. Дорофея переосмыслить свою жизнь и вступить на монашеский путь. Свое монашеское воспитание преп. Дорофей получил под руководством великих затворников, преимущественно же под руководством преп. Иоанна Пророка, которому он был вручен преп. Варсонофием. Преп. Дорофей открывал все свои помыслы старцу и ничего не делал без его совета, при этом он добросовестно нес все обязанности, возлагаемые на него игуменом монастыря. Первоначально он нес послушание гостиничного, а затем, по благословению старцев и игумена, выстроил больницу на средства одного брата, где с усердием служил больным и странникам. На послушании в больнице у преп. Дорофея был преп. Досифей, которого преп. Дорофей в короткий срок возвел на высоту совершенства и привел ко спасению. Авва Серид доверил преп. Дорофею и другое почетное послушание – быть келейником у преп. Иоанна Пророка. Преп. Дорофей нес это послушание около десяти лет, насыщаясь духовной мудростью прозорливого старца. По кончине аввы Серида и преп. Иоанна Пророка, когда преп. Варсонофий обрек себя на полное молчание (прерываемое, возможно, лишь в исключительных случаях), преп. Дорофей вышел из обители. Там же, в Палестине, близ Газы, он построил свой собственный монастырь, жизнь коего основывалась на духовных принципах преподобных Варсонофия и Иоанна . В этой обители он сделался духовным руководителем иноков и именно тогда составил свои аскетические сочинения. Скончался преп. Дорофей, вероятно, не позднее 620 года. Церковь совершает его память 5/18 июня. §2. Сочинения Сочинения преп. Дорофея носят аскетический характер. Он является автором 21-го «Душеполезного поучения к ученикам», нескольких посланий, сочинения «О подвижничестве» в 30-ти главах. Также в его записи известны аскетические наставления современных ему старцев-аскетов – преп. Варсонофия Великого, преп. Иоанна Пророка и аввы Зосимы, проведшего последние годы жизни при императорском дворе в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Досифей так и сделал в следующий раз. – Голоден ли ты? – спросил его Дорофей – Да, я чувствую некоторый голод, – отвечал Досифей. Спустя немного дней блаженный Дорофей снова спросил его: – Чувствуешь ли ты, чадо, голод? Юноша ответил: – Нет, господин мой, твоими молитвами я чувствую себя очень хорошо. – Теперь ты употребляй только хлеб и пол-четверти другого. Досифей так и сделал. Чрез несколько дней преподобный Дорофей снова спросил его: – Не чувствуешь ли ты теперь голодным себя, сын мой? – Нет, я вполне сыт. – Раздели, – сказал святой Дорофей, – и другую четверть на две части, одну из них ты можешь съедать, а другую сохрани. Досифей исполнил слова своего наставника. Постепенно, с Божией помощью, Досифей стал употреблять в пищу вместо 6 фунтов всего только 8 лотов, ибо как и во всем, в пище важна привычка: каждый ест такое количество, к какому успевает привыкнуть. Всякое дело блаженный Досифей делал тихо и кротко; он прислуживал больным в больнице, и каждый благодарил его за его уход, ибо он старался всё держать в чистоте. Если же ему от усталости случалось сказать какому-нибудь болящему что-либо с гневом, то он тотчас оставлял больницу, входил в келарню и там плакал. Другие больничные служители старались в этих случаях утешать его, но старание их оставались безуспешными: Досифей оставался неумолимым к себе. Тогда они отправлялись к отцу Дорофею и говорили: – Окажи милость, отче, узнай, о чем рыдает брат Досифей, мы не знаем сего и не можем его утешить. Преподобный Дорофей входил и находил ученика своего сидящим на земле и плачущим. Он спрашивал его: – Что с тобою, Досифей, о чем ты плачешь? На это Досифей отвечал: – Прости меня, отче, я в гневе сказал брату моему злое слово. Тогда авва Дорофей говорил ему: – Зачем ты гневаешься, Досифей, зачем позволяешь себе с гневом говорить своему брату? Разве ты не знаешь, что, оскорбляя его, ты оскорбляешь Христа? Досифей склонял свою голову долу и ничего не отвечал. Когда же Дорофей говорил ему: – Бог простит тебя; встань, и с сего дня положим начало твоему исправлению, усугубим свое усердие к деланию добра, и Бог поможет нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ [греч. Δωρθεος τς Γζης; Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. (пам. 5 июня), подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен мон-ря, располагавшегося недалеко от г. Газы , одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Хотя издревле Д. Г. был известен как преподобный (σιος), в древних греч. Минеях и Синаксарях, так же как и в лат. мартирологах, его литургическое почитание не было зафиксировано. А. И. Пападопуло-Керамевс в соч. «Иерусалимская библиотека» упоминает греч. службу Дорофею, к-рая сохранилась в рукописи XIX в., написанной в Саввы Освященного лавре ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Жизнь Непосредственными источниками сведений о жизни Д. Г. служат его сочинения, Житие прп. Досифея, ученика Д. Г., окончательный вариант к-рого был создан не ранее кон. VI в., а также «Ответы» его духовных наставников прп. Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ). Адресация большей части «Ответов», обращенных к Д. Г. (Отв. 249-335/Ep. 252-338; таблицу соответствия разных изданий «Ответов» см.: ИАБ. С. 230-232), устанавливается согласно примечанию, сохранившемуся в рукописи Ath. Iver. 1307: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать», а для 5 предшествующих (Отв. 244-248/Ep. 247-251) - на основании того, что в нек-рых рукописях они, как и следующие за ними, были адресованы тому же лицу. Неизвестный собиратель сочинений Д. Г., живший в VII в., не составил его пространное Житие, по-видимому, из-за того, что не располагал достаточными данными (ср.: Послание к брату. С. 16-17/Ep. ad fratrem. 4). Сведения из Acta Sanctorum (ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613) вторичны по отношению к этим источникам. Долгое время исследователи излагали различные гипотезы о времени жизни Д. Г., предлагая датировки от V до VII в. Иером. Климент (Зедергольм) в краткой заметке, предваряющей рус. перевод сочинений Д. Г., исходя из неправильной датировки затвора прп. Варсонофия Великого (см.: ПЭ. Т. 6. C. 686), предположил, «что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII в.» (Душеполезные поучения. М., 2001. С. 5). Архиеп. Филарет (Гумилевский) относил время кончины Д. Г. к 620 г. ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 157). Однако в нач. XX в. франц. патролог С. Веле, сравнив данные, содержащиеся в творениях Д. Г., со свидетельствами Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 17. 22//PG. 147. Col. 273), блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033) и одной из редакций лат. Жития прп. Варсонофия, установил наиболее вероятную хронологию, согласно к-рой Д. Г. родился в нач. VI в., основал мон-рь после 540 г. и умер между 560 и 580 гг. Предлагались также и более ранние датировки кончины святого (550-560; см.: Scouteris. 2000. P. 33).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет о смущении оскорбившего его. Бог да введет нас в таковое устроение (прп. авва Дорофей , 30, 121–122). Источник. Скажу вам пример, кому подобен тот, кто действует по страсти и удовлетворяет ей. Он подобен человеку, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берет их и собственными руками вонзает в свое сердце. Сопротивляющийся страсти подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облаченному в броню и потому не получающему ран. А искореняющий страсть подобен тому, кто, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их или возвращает в сердца врагов... (прп. авва Дорофей , 30, 123). Источник. ...Попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет (см.: Притч. 6, 5 ), чтобы они не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными. Не предавайся сну: хотя они и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо они не нерадят (прп. авва Дорофей , 30, 216). Источник. Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает трудом (прп. авва Дорофей , 30, 236). Источник. ...Возгорение и движение гнева и прочих страстей наших происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачевство. А такой даю совет, чтобы каждый из негодующих старательно изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в этом врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащий пластырь для своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей (прп. Иоанн Лествичник , 58, 93). Источник. Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 174). Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение спасают душу, и... от страстей избавляют ее (авва Фалассий, 92, 335). ...Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного; именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие – живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх – предостерегательным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль – раскаянием, направленным на исправление настоящего зла; и, коротко сказать, когда страстями этими будем пользоваться к уничтожению или предотвращению настоящего или ожидаемого зла, равно как к стяжанию и сохранению добродетели и ведения, подобно тому как мудрые врачи уничтожают или предотвращают сущее уже в теле повреждение от яда или имеющее проявиться телом ядовитого зверька ехидны (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010