Некоторые из присутствовавших иноков возроптали против той уверенности, с какою Варсонофий предрек юноше его спасение; ибо не видели никаких особенных подвигов в течение его краткой жизни; но Господь обличил их неправое суждение. – Один пустынник, пришедший в их обитель, молил Бога открыть ему духовно, кто из иноков более достиг совершенства на пути спасения, и он увидел, мысленными очами, светлого юношу посреди сонма старцев; когда же на другой день спросил о нем братию, рассказав подробно наружный вид его, изумленные узнали в сем прославленном юноше пренебрегаемого ими Досифея и покаялись в своей вине. После кончины блаженных старцев Иоанна и Варсонофия, авва Дорофей удалился в близлежавшую пустыню, между городами Газою и Маиумой, и там сделался основателем новой обители, в коей подвизался до 560 года. Нам осталась после него назидательная книга поучений, которую, по счастию, собрал один из его иноков для душевного спасения братии и тем сохранил потомству одно из лучших творений совершенства иноческого. Сам же смиренный авва никогда не предполагал, чтобы слова его могли быть столь назидательны; ибо сравнивал святых, исполненных добродетелями, и потому более смиренных, с ветвями плодоносных дерев, которые чем более обременены плодами, тем ниже склоняются к земле. Однажды, желая объяснить именитому жителю Газы непонятную для него истину: почему величайшие угодники Божии почитали себя наибольшими грешниками? – авва Дорофей спросил его, каким он почитает себя между гражданами Газы, и тот отвечал: «Первым». «А в Кесарии?» – «Одним из именитых»; «А в Антиохии?» – «Простым гражданином», – отвечал опять, изумленный такими вопросами. – «Что же, – возразил наконец авва, – если б ты пришел в Царьград и приблизился к самому императору?» – «О, тогда бы я почел себя за нищего!» – воскликнул именитый житель Газы. «Так бывает и со святыми, – кротко сказал ему авва Дорофей , – чем они ближе к Богу, тем более чувствуют себя грешниками. Авраам удостоился видеть Господа и называл себя землею и пеплом? – Исаия восклицал о себе: «О окаянный и нечистый, ибо я созерцал Господа Саваофа». Моисей и Иеремия отрекались от дивного посольства Божия, ради чувства своего недостоинства, и смирение Даниилово заградило уста львам; ибо никто не может объяснить сей великой добродетели, которую можно только чувствовать в сердце, при содействии благодати Божией» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения... Не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей (прп. авва Дорофей , 29, 208–209). Когда нарушишь заповедь, спеши к покаянию; и хотя имеешь перевязь для своей раны, не предавайся нерадению, чтобы не сделалось с тобою хуже прежнего (авва Варсануфий, 29, 233). Источник. Никто не должен извиняться в неисполнении Евангельских заповедей своею немощию; ибо есть души, которые сделали более, нежели сколько повелевают заповеди (прп. Иоанн Лествичник , 57, 177). Источник. Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 216). Источник. О соблюдении заповедей подвизаемся, чтоб освободиться от страстей... (авва Фалассий, 91, 320–321). Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение (авва Фалассий, 91, 321). Источник. За заповеди Божии подвизайся даже до смерти, ибо, очистившись через них, внидешь ты в живот (авва Фалассий, 91, 325). Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых, ибо жизнь есть естественное следствие добродетели (авва Фалассий, 91, 336). За умерщвлением ума чрез преступление заповедей необходимо следует и смерть тела (авва Фалассий, 91, 336). Исполнение заповедей очищает душу... делает ее причастною света (авва Фалассий, 91, 337). Против всякого пути неправедного даны нам от Господа противоположные тому заповеди, – и если кто оставляет какую-нибудь из них, то вместе с тем вступает на противоположный ей путь неправды (прп. Максим Исповедник , 91, 135). Мир имеет много нищих духом, но не по надлежащему; много плачущих, но или об утрате имения, или о потере детей; много кротких, но к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но того, чтобы похищать чужое неправедно и собирать корысти; много милостивых, но к телу и телесному; и чистых сердцем, но по тщеславию; и миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгоняемых, но за свое бесчиние; много поносимых, но за срамные грехи. Блаженны же одни те, которые действуют и страждут за Христа и о Христе (прп. Максим Исповедник , 91, 203).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Домнина и две дщери ее, Вирниея и Проскудия , муч., 4 октября. Доминиа дева, сирийская подвижница, 1 марта. Домнин (господин, лат.), солунянин, муч., 1 окт. Домнин , в Персии муч., 1 окт. Домн (господин, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Домн преп., 14 янв. Донат (подаренный, лат.), муч. антиохийский, 4 сент. Донат , еп. Еврии епирской, 30 апреля. Доримедонт (на копьях носимый царь, греч. μδων – царь), муч. синадский, 19 сент. Дорофей (дар Божий, греч.). препосит итал. муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Дорофей , муч. мелитинский, 7 ноября. Дорофей , еп. тирский, муч. 5 июня. Дорофей муч. 18 февраля. Дорофей , пустынник коллийский близ Александрии, 16 сент. Дорофей преп., наставник, инок обители аввы Серида, 5 июня. Дорофея дева, 6 февр. Досифей (данный Богом, греч.), преп. палестинский, ученик преп. Дорофея, 19 февр. Дросида (орошающая, греч.), муч., дочь Траяна, 22 марта. Дукитий (Ductitios, удобопреклонный, лат.), муч. мелитинский, 7 ноября. Дуклида блаж., княжна готфская 4 века, с 26 мучч. готфскими. 26 марта. Дула (раб, греч.), муч. киликийский, 15 июня. Дуда , преп. египетский, 15 июня. Евагрий (счастливый на охоте, греч.), муч. аназарвский, 5 фев. Евангелл (благой вестник, греч.), муч. 7 июля. Еванфия (благоцветная, греч.), мученица, 11 сент. Еварест (благоугодный, греч.). из 10 мучч. критских, 23 дек. Еварест , преп. студийский, 26 дек. Еввентий или Иувентин (см. ниже), воин, мученик антиохийский, 9 окт. Еввула (благосоветная, греч.), св. ником., мать муч. Пантелеимона, 30 марта. Еввул (благосоветный, греч.), муч., 3 февр. Еввул муч., 6 марта. Евгений (благородный, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Евгений , муч. трапезунтский, 21 янв. Евгений, еп. херсонский, муч., 7 марта. Евгений , муч. севастийский, 13 дек. Евгений , исповедник, пресв. антиохийский, 19 фев. Евгений , преп. вифинский, с Мариею, своею дщерию, 12 февр. Евгения девица, преподобномученица римская, 24 дек. Евграф (благонаписанный, греч.), муч. александрийский, 10 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Даже о своем здоровье преподобный Досифей нисколько не заботился. Когда он впал в тяжкую болезнь, так что у него шла кровь горлом, то он услыхал, что его болезни могут помочь недоваренные яйца. Преподобный Дорофей, который прилагал все усилия, чтобы излечить от болезни ученика своего, также слышал о сем средстве, но в то время забыл о нем. И вот святой Досифей однажды сказал своему наставнику: — Отче, я хочу сказать тебе об одной вещи. Я знаю одно средство против моей болезни, но хочу, чтобы ты приказал мне не употреблять его, ибо боюсь, что в противном случае будет возмущать дух мой суетный помысл о выздоровлении. — Скажи мне, чадо, что это за средство? — спросил преподобный Дорофей. — Обещай мне наперед, что ты не дашь мне его, — снова стал просить отца Дорофея блаженный Досифей. — Хорошо, — ответил наставник, — я исполню твое желание. Тогда болящий сказал ему: — Я слышал от некоторых, что для таких больных, как я, полезны недоваренные яйца, но прошу тебя, не приказывай мне употреблять их, чтобы суетный помысл о выздоровлении не смущал меня. — Хорошо, сын мой, я не стану принуждать тебя, как ты сам об этом просил меня. Только ты не скорби и не падай духом. И действительно, вместо недоваренных яиц преподобный Дорофей давал своему ученику другие средства, помогающие в его болезни. Так святой Досифей, даже заболев тяжкой болезнью, старался отречься от своей воли. Преподобный всегда имел в уме и на устах память о Боге. Духовный отец его советовал ему постоянно произносить: «Господи, Иисусе Христе, Боже мой, помилуй меня», и «Сын Божий, помоги мне». Эти молитвы святой Досифей всегда имел на устах своих. Когда болезнь его усилилась, отец Дорофей сказал ему: — Досифей, не забывай своих молитв, и удвой свои моления! — Моли, отче, Бога за меня, — ответствовал страдалец. Когда болезнь усилилась еще более, Дорофей спросил: — Что, Досифей, творишь ли ты свои молитвы так же, как и прежде? — Да, отче, по молитвам твоим, я не оставляю сего дела. Когда болезнь его еще более усилилась, так что Досифей сам уже не мог вставать и приходилось носить его на полотне, — преподобный Дорофей спросил его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К ак за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение (преподобный Дорофей). М ысли, как молния, приходят непрестанно, напоминая прежние греховные удовольствия, и тем смущают душу, приводя ее в искушение (иеро схимонах Александр Гефсиманский). К аждый день, утром и вечером, проси Спасителя, Божию Матерь и всех святых об избавлении тебя от борющего греха и непрестанно сокрушайся о том, что он есть в тебе, изнуряй плоть свою постом, имей смирение и терпение, еще беседуй с людьми духовной жизни и в точности выполняй их советы, – и, Бог даст, успеешь достигнуть желаемого. Во время молитвы постоянно идут мысли о житейском, или о греховном, опомнись от сатанинского внушения, усиль молитву, и это искушение отгонишь (преподобный Дорофей). Е сли боримый живет в обществе мирских людей, то легко может впасть в искушение и согрешить; посему непременно надобно от них отстать и вступить в общение с людьми, ищущими спасения душе своей, если желаешь иметь успех в борьбе с грехом своим (преподобный Дорофей). В час искушений читай молитвы, воображая над собой суд Божий, а под собой ад, – и оно пройдет (преподобный Дорофей). Е сли успеешь отвергнуться от всех земных удовольствий, ничего не любить, что от мира сего, и думать только о спасении своей души, то разрушишь в себе все опоры греха, и приражения искушений не будут уже колебать внутреннего покоя твоего. К огда на борющегося с искушениями и грехом наводят клевету или осуждают, это значит, что сатана сильно на него озлобился; а Божие попечение о нем велико (преподобный Дорофей). Н е надо пристально смотреть на тех людей, от которых может прийти искушение (преподобный Дорофей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Митрополит Дорофей (в миру Димитрий Георгиевич Филипп) родился 20 октября 1913 г. в крестьянской семье в селе Панково Закарпатской области. После окончания средней школы и военной службы в 1938 г. поступил в Свято-Николаевский монастырь г. Изы (Подкарпатская Русь). В 1939 г. пострижен в монахи с именем Дорофей. В 1940 г. в день Благовещения Божией Матери рукоположен в иеродиакона, а в 1941 г. в тот же праздник – в иеромонаха. С 1942 г. отец Дорофей служил в различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 г. назначен на должность благочинного в Мукачевском мужском монастыре, а с 1951 г. состоял духовником того же монастыря вплоть до призвания на епископскую кафедру. В 1955 г. был назначен благочинным монастырей Мукачевской и Ужгородской епархий. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия. 12 июня 1955 г. иеромонах Дорофей был хиротонисан во епископа Кременецкого в Богоявленском Патриаршем соборе. В совершении хиротонии, кроме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, приняли участие архиепископ Можайский Макарий и настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха). С благословения Патриарха Алексия, по просьбе митрополита Елевферия, епископ Дорофей был отпущен в Чехословакию на Прешовскую кафедру. В 1963 г., в связи с исполнившимся 50-летием со дня рождения, митрополит Иоанн возвел его в сан архиепи- —235— скопа. На Прешовской кафедре архиепископ Дорофей, вплоть до октября 1964 г., продолжал начатые труды своего предшественника архиепископа Алексия (Дехтерева), внося добрую лепту в дело укрепления Святого Православия среди воссоединившихся с Православной Церковью в 1950 г. бывших униатов. 23 октября 1964 г. на Четвертом Поместном соборе Чехословацкой Православной Церкви он был избран Предстоятелем Церкви, а 25 октября 1964 г. состоялась его интронизация. Скончался он 30 декабря 1999 г. Накануне кончины совершил Божественную Литургию и соборовался. Итог жизни митрополита Дорофея подведен в газете «Воронеж православный» (янв.–февр. 2000. С. 10): «Старец-митрополит жил очень скромно. Его резиденция находилась в просторной вилле, но из многочисленных помещений он выбрал себе лишь небольшую келью. Любители делить материальное наследство будут явно разочарованы – кроме скромной мебели и личных икон там ничего нет. Зато те, которые унаследуют его чистое сердце, любовь к Богу и людям, усердную молитву, ревность об Истине, аскетизм – уже на земле ощутят радость жизни во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже о своем здоровье преподобный Досифей нисколько не заботился. Когда он впал в тяжкую болезнь, так что у него шла кровь горлом, то он услыхал, что его болезни могут помочь недоваренные яйца. Преподобный Дорофей, который прилагал все усилия, чтобы излечить от болезни ученика своего, также слышал о сем средстве, но в то время забыл о нем. И вот святой Досифей однажды сказал своему наставнику: – Отче, я хочу сказать тебе об одной вещи. Я знаю одно средство против моей болезни, но хочу, чтобы ты приказал мне не употреблять его, ибо боюсь, что в противном случае будет возмущать дух мой суетный помысл о выздоровлении. – Скажи мне, чадо, что это за средство? – спросил преподобный Дорофей – Обещай мне наперед, что ты не дашь мне его, – снова стал просить отца Дорофея блаженный Досифей. – Хорошо, – ответил наставник, – я исполню твое желание. Тогда болящий сказал ему: – Я слышал от некоторых, что для таких больных, как я, полезны недоваренные яйца, но прошу тебя, не приказывай мне употреблять их, чтобы суетный помысл о выздоровлении не смущал меня. – Хорошо, сын мой, я не стану принуждать тебя, как ты сам об этом просил меня. Только ты не скорби и не падай духом. И действительно, вместо недоваренных яиц преподобный Дорофей давал своему ученику другие средства, помогающие в его болезни. Так святой Досифей, даже заболев тяжкой болезнью, старался отречься от своей воли. Преподобный всегда имел в уме и на устах память о Боге. Духовный отец его советовал ему постоянно произносить: «Господи, Иисусе Христе, Боже мой, помилуй меня», и «Сын Божий, помоги мне». Эти молитвы святой Досифей всегда имел на устах своих. Когда болезнь его усилилась, отец Дорофей сказал ему: – Досифей, не забывай своих молитв, и удвой свои моления! – Моли, отче, Бога за меня, – ответствовал страдалец. Когда болезнь усилилась еще более, Дорофей спросил: – Что, Досифей, творишь ли ты свои молитвы так же, как и прежде? – Да, отче, по молитвам твоим, я не оставляю сего дела. Когда болезнь его еще более усилилась, так что Досифей сам уже не мог вставать и приходилось носить его на полотне, – преподобный Дорофей спросил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Перевод : Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования. СПб., 2003. С. 207–566. Дорофей Газский, преп. Душеполезные поучения. Ист.: Dorothée de Gaza.O_Euvres spirituelles. Texte grec et traduction par Dom L. Régnault et Dom J. de Préville//Sources chrétiennes. 92. Paris, 1963. Перевод: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Житие святого Досифея. Ист.: Dorothée de Gaza.Vie de saint Dosithée. Texte et traduction par L. Régnault et J. de Préville//Sources chrétiennes. 92. Paris, 1963. Перевод: Авва Дорофей. Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея //Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2001. С. 21–28. Евагрий Понтийский Слово о молитве. Ист.: PG. Т. 79. Col. 1165–1200 . Перевод: Евагрий Понтийский . Слово о молитве// Евагрий Понтийский . Аскетические и богословские творения/Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М., 1994. С. 76–93. Ефрем Сирин , преп. Толкование на книгу пророчества Исаии. Ист.: Éphrem le Syrien.O_Euvres complètes. Texte syriaque, grec et latin édité par J.-S. Assemani. 6 vol. Rome, 1732–1746. Перевод: Ефрем Сирин , преп. Толкование на книгу пророчества Исаии//Святой Ефрем Сирин . Творения: В 8 т. Т. 5. Сергиев Посад, 1895–1914 [репринт: М., 1993–1995]. М.: Отчий дом, 1995. С. 317–423. Зенон Веронский , свт. Трактат об Иове. Ист.: Zénon de Vérone.Tractatus I, 15 «Sur Job»/Texte établi par B. Lôsfeld//Corpus Christianorum Series Latina. 22. P. 60–62. Traduction par P. Maraval dans Le Livre de Job chez les Pères//Cahiers de Biblia patristica. 5. P. 27–30. Перевод отсутствует. Илия Экдик, преп. Цветособрание. Anmhologie.Ucm.: PG. Т. 127. Col. 1129–1148 ; Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. II. Афины, 1984. Ρ. 289–298. Перевод: Добротолюбие. T. 3. Μ., 1889. С. 467–486; Новый полный: Илья пресвитер и экдик. Цветослов мысленный [I, 1–109], О внимании [II, 1–32], Главы о практике и понимании [II, 33–139]. Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов. С. 180–198,199–204, 205–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Имя палестинского подвижника аввы Дорофея многим православным известно. Авва Дорофей ходил к старцу Иоанну Пророку – открывать помыслы. Так ревностно преподобный Дорофей боролся со страстными помыслами, так старался об откровении помыслов, об отсечении своей воли, что Господь благословил его взойти к более высокой ступени духовного пути. Об этом новом духовном опыте Дорофей не знал, что и думать. Вот как он вспоминает: «Я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом… ибо слышал, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян 14:21)». Он пошел за советом к старцу. Авва Иоанн Пророк успокоил своего послушника: «Не скорби, ибо каждый предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие» (Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Поуч. 5). Авве Дорофею старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его Черты сходства с предыдущей историей очевидны. Авва Дорофей по милости Божией перешел от борьбы со страстями к спокойствию и полной беспечальности, то есть, к ступени священного безмолвия. Он был обеспокоен новым опытом, в отличие от аввы Иоанна Колова. Оба подвижника пошли к старцам. Египетскому подвижнику не названный по имени старец советовал молиться о возвращении к борьбе против страстей. Палестинскому подвижнику старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его. Советы, как видим, разные, хотя духовная традиция была одна, – и в Египте, и в Палестине. Примечательно, что в обоих случаях старцы не поставили под сомнение новый опыт Иоанна Колова и Дорофея Газского. Опыт безмолвия в обоих случаях оказался подлинный, это подтверждается прямо и косвенно. Только для преподобного Иоанна Колова старец усматривал пользу в том, чтобы монах «усовершался» в борьбе со страстями и дальше. Отсюда весьма необычный совет молиться Богу о том, дабы пришло искушение. А в истории аввы Дорофея старец нашел, что опыт безмолвия получен благодаря подвигу послушания, и это послушание нужно продолжать, а безмолвие можно принять как дар Божий.

http://pravoslavie.ru/75310.html

Гурьев Н. Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Иваново, 1998. Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о бессмертии души человеческой//Вера и разум. 1908, кн. 16–18. Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903; «Вера и разум». 1902–1903 гг.). Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о происхождении души человека//Вера и разум. 1907, 1–6. Дворецкая М. Я. Религиозно-философское учение о любви в трудах русского богослова Константина Сильченкова //Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с.311–414. Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология. Программа курса и конспект лекций. СПб.: Об-во памяти Игумении Таисии, 2000. Дворецкая М. Я. Святоотеческое понимание воли и ее функций в процессе жизненного самоопределения//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с.282–288. Дебольский Г. О бессмертии души//Странник. 1870, авг., с.133–145; сент. с.194–200. Дебольский Г. С. О духовности души человеческой//Странник. 1870, июль, с.21–32, август, с.121–132. Дион Робер. Терапия души. Пер. с англ. М.: Библейский взгляд, 1998. Добротворский В. прот. О религиозном органе в душе человека. Харьков: Универ. тип., 1865. Дорофей авва. Наставление в смирении//Христианское чтение. 1827, ч. 25, с.58–75. Дорофей св. О совести//Христианское чтение. 1829, ч. 25, с.131–138. Дронов Михаил прот. Карнеги, «Анти-Карнеги» и авва Дорофей //Альфа и Омега. 1997, 1(12), с.213–255. Дронов Михаил прот. «Конфликтология» преподобного аввы Дорофея //Альфа и Омега. 1996, 4(11), с.173–186. Дронов Михаил прот. Протестантская этика и православная аскетика//Человек. 1999, 3, с.104–111; 4, с.116–124. Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей ? М.: Новая книга, Ковчег, 1998. Дубова Е. Т. Христианская и трансперсональная психология//Журнал прикладной психологии. 1999, 6. Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. В 3-х ч. Сост. мон. Пахомий. Одесса: Тип. Е. И. Фесенко, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010