В конце 1943 года в Тегеране совещались Сталин, Черчилль и Рузвельт. Рождественская речь Пия XII, естественно, находилась под воздействием исторической по своему значению конференции. Тегеранская встреча закончилась компромиссом, в соответствии с которым с целью успешного завершения войны, по крайней мере, на том этапе была отвергнута возможность сепаратного мира с немцами, но многие вопросы, главным образом касающиеся послевоенного устройства, остались нерешенными. Папа хотя лишь косвенно, но решительно выразил свою симпатию к союзникам, ожидая от их быстрой победы достижения мира. Этому также способствовало участие католических организаций в антифашистском Движении Сопротивления. В итальянском Движении Сопротивления, добившемся серьезных военных успехов, сражались католические массы, и одним из руководителей этого движения был христианский демократ. Успехи Движения Сопротивления в значительной степени оказали влияние и на поведение Ватикана. 1944 год был годом решающих побед союзников над фашистскими государствами. 5 июня 1944 года союзники вошли в Рим. Пий XII в молитве, произнесенной на площади Святого Петра, возблагодарил Бога за освобождение. На другой день после освобождения Рима, 6 июня 1944 года, союзники высадились в Нормандии: начался последний этап войны. После освобождения Рима война, частично и в Италии, продолжалась еще почти год. В Северной Италии развернулось широкое антифашистское, национально-освободительное движение, перешедшее в народно-демократическую революцию. Изменилось и положение Святого престола: Пий XII получил полную свободу маневра, его речи теперь уже не были обусловлены позицией по отношению к фашистским оккупантам. В течение 1944 года Пий XII во многих случаях высказывал стремление церкви реализовать католическое учение во всех сферах общественной жизни. Папа подчеркивал, что церковь как прежде, так и теперь располагает аутентичным социальным учением. В центре учения Пия XII об обществе стояла возможность решения социальных проблем с помощью реформ, что можно обнаружить и в его выступлении по радио в пятую годовщину начала войны, 1 сентября 1944 года. Согласно папе, христиане могут идти по пути излечения общественных систем, низвергнутых в катаклизм войны, с помощью органичных реформ. Ссылаясь на «Rerum Novarum» как на единственно верный постулат, он утверждал, что любой общественный и экономический строй должен непоколебимо основываться на христианских принципах морали и на католическом учении о собственности.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

A woman who could not die. L. 1938. pp. 252. The creative Suffering. L. (ND). p. 48. The tragedy of France and the testing of England. 1941. PP. 31. Transfiguration or Resurrection. L. (ND). Russian letters of Direction by Macarius of Optina. L. 1944. PP» 108. The flame in the snow (St. Serafim of Sarov). L. 1945. pp. 168. БОЩАНОВСКИЙ. Протопресвитер Василий. 1872–1961. Родился I марта в селе Самбек Таганрогского округа. Окончил Екатеринославскую семинарию в 1893 г., и Киевскую Академию в 1897. Рукоположен в том же году и назначен ключарем Преображенского собора в Житомире. В 1920 г. эвакуирован в Сербию в звании законоучителя Донского кадетского корпуса, где оставался до 1944 г., преподавая в различных русских учебных заведениях. С 1944 по 1949 г. преподавал в Германии в русской гимназии для беженцев. С 1949 г. до своей смерти 22 апреля был настоятелем церкви в Лэйквуде в Америке. Саровские торжества. 1950. стр. 16. Уроки по пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство. Дж. 1961. стр. 99 Бубнов Николай Николаевич 1880–1962 Окончил Александровский лицей и Петербургский университет в 1913 г. Профессор Гейдельбергского университета, 1924–1962. Создатель при нем славянского института в 1932 г. F. Nietzsches Kulturphilosophie. Leipzig. 1924. Ostlichen Christenturn; I, II t. M. 1925. Ill t. 1956. Kultur und Geschichte in Russischen Denken der Gegenvart. B. 1927. Russische Religionphilosophen. Dokumente. Heidelberg. 1956. pp. 494. Некролог-Л.А. Зандер. «Вестник Р.С.Х.Д.» 68–68. 1963. БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич. Протоиерей. 1871–1944 Родился 16 июня в Ливнах в семье священника. Учился в семинарии. Потерял веру. Окончил гимназию. Стал марксистом. Окончил Московский университет, 1894. Опубликовал в 1896 г труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. «Капитал и Земледелие», 2 тома. Профессор Киевского Политехникума, 1901–1905. Член Второй Государственной Думы, 1906 Профессор Московского Коммерческого Института, 1906–1910. Участвовал в сборнике «Вехи» 1909. Опубликовал «От марксизма к идеализму», 1903. «Два Града», 1911. «Философия хозяйства», 1912. «Свет Невечерний», 1917. «Тихие думы», 1918. Профессор Московского университета, –1917. Рукоположен в священники II июня 1918 г. Член Всероссийского Собора, 1917–1918 гг. Переезд в Крым, 1919. Высылка из России 1 января 1923 г. Профессор церковного права – Русский юридический факультет в Праге, 1923–1925. Профессор догматики в Богословском Институте в Париже, 1925–1944. Видный участник Экуменического Движения. Вице председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия. Руководитель Русского Студенческого Христианского Движения. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В тот же день в соборе Г.Г.Карпов сообщил архиеп. Григорию, что его ходатайство об открытии Богословско-пастырских курсов в Саратове удовлетворено по личному разрешению И.В. Сталина. У современных историков есть разные мнения относительно изменения церковно-государственных отношений во время войны. Наиболее очевидным объяснением является то, что в самый первый день войны посланием митрополита Сергия к пасомым Церковь встала на защиту Родины. В Ульяновске молился митрополит Сергий, в Москве митрополит Николай, в блокадном Ленинграде, где умерли от голода дочь и двое сыновей Владыки Григория, молился митрополит Алексий. В Казани молился архиепископ Андрей, в Куйбышеве архиепископ Алексий… В прифронтовом Саратове молился Владыка Григорий. В октябре 1942 года после многолетнего перерыва в Саратове открылся Свято-Троицкий собор, и вскоре после Рождественского архиерейского служения 1943 года был освобожден город Курск и одержана победа под Сталинградом, а в июле была победа на Курской дуге. Единственный в городе храм был полон. «Помолились, – и победы на фронте», – сказал саратовский врач, профессор М.П. Кутанин. 26 мая 1944 г., Владыка Григорий был перемещен на Псковскую кафедру с титулом архиепископа Псковского и Порховского, с поручением управлять епархиями Ленинградской, Новгородской и Боровичской, проживание ему было определено в Ленинграде. С 5 сентября 1944 г. к этому добавилось временное управление Олонецкой и Вологодской епархиями, а с декабря 1944 до 24 июня 1945 гг. – Рижской, с 1946 г. – Эстонской. На Саратовской кафедре архиепископ Григорий пробыл 1 год и 8 месяцев. Он принял 4 церкви: 1 в Саратове и 3 в Сталинградской области, а оставил 22. В Саратовской епархии 4, и 18 – в Сталинградской области. Из-за перевода Владыки в Псков вопрос о курсах в Саратове был отложен. 14 июня 1944 года в помещениях Новодевичьего монастыря открылся Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. С лета 1944 г., как это следует из дневника Владыки, Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и архиепископ Псковский и Порховский Григорий начали активную подготовку к Поместному Собору.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Ещё раз прошу Тебя, Владыко святый, простить меня и не лишать меня своего благословения и своих святительских молитв. Протопресвитер Григорий Брицкий. 1944 года 22 марта» . На тексте покаяния была поставлена резолюция: «1944 г. 22/III. Обновленческий протопресвитер Григорий Брицкий в кладбищенском храме г. Ташкента принёс покаяние в присутствии православных священников и стоящего народа и принят в лоно Православной Церкви. Вопрос о сохранении сана подлежит решению Святейшего Патриарха и впредь до такового Патриаршего решения о. Брицкий, как протоиерей, допущен к совершению священнослужения. Архиепископ Алексей» . Это событие описал в своих воспоминаниях митрополит Иоанн (Вендланд) как свидетель: «В 1944 г. в Ташкент прибыл архиепископ Куйбышевский Алексий. Цель его поездки — принять в Православие обновленческих священников. Главным обновленцем в Ташкенте был протоиерей Григорий Брицкий, который служил в церкви на ташкентском кладбище. Это был старый батюшка, чем-то похожий на Сократа. До революции был законоучителем (преподавал Закон Божий) в женских гимназиях. Так вот, к этому протоиерею и обратился с призывом покаяться в грехе обновленчества архиепископ Алексий. Отец Григорий ответил согласием и даже изъявил желание покаяться не в келье архиепископа, а с амвона, публично. Покаяние отца Григория произвело потрясающее впечатление. Он говорил долго и очень искренно. Затем архиепископ Алексий возложил на его голову омофор и, произнеся разрешительную молитву, присоединил в Православной Церкви» . После этого возродились православные службы в Ташкенте — с присоединением Александро-Невского храма участие в богослужениях стали охотно принимать участие заштатные священники и в соборных службах, и поодиночке. В штат ташкентского духовенства вошли протоиерей Александр Щербов, протоиерей Павел Медведев, священник Венедикт Покровский. Работы для пастырей нашлось много, тем более власти в марте 1944 г. разрешили открыть для богослужений и кладбищенскую часовню . К архиепископу Алексию стало приходить большое количество обновленческих священников, которых он принимал у себя на квартире для покаяния в обновленческом расколе. Всего в Ташкенте покаялось 19 человек. Последним принёс покаяние обновленческий «архиепископ» Анатолий Синицын 10 мая 1944 г. в присутствии архимандрита Гурия (Егорова) и нескольких священников. Синицын был принят в звании мирянина, после чего патриарший представитель рукоположил его сначала во диакона, потом во иерея .

http://bogoslov.ru/article/6175403

К концу 1920-х гг. многие обновленцы, именовавшие себя «Православной Российской Церковью», стали понимать непопулярность модернистских идей и постепенно отказывались от некоторых скандальных новшеств. Глава раскольников «митрополит» Виталий (Введенский) рукоположенный еще до раскола, носил титул «Московского и Коломенского» и внешне ничем не отличался от архиереев тихоновского направления. Люди же нередко ориентировались не на каноническую чистоту, а на то, какой храм находился ближе к месту их проживания . В ходе взятого курса на ликвидацию обновленческой церкви из ведения обновленческого Московского епархиального управления были изъяты кафедральный собор Воскресения Христова в Сокольниках и кладбищенские храмы Москвы, обеспечивавшие финансовую самостоятельность обновленческого руководства. После возвращения «митрополита» Александра (Введенского) из Ульяновска в его подчинении оставался только храм св. Пимена Великого в Москве Пасха в 1944 г. пришлась на 16 апреля, а 20 апреля патриарх Сергий писал архиепископу Молотовскому Александру (Толстопятову) : «На второй день праздника я служил в Сокольниках, в бывшем гнезде обновленцев. В числе сослужащих был епископ Виталий, их первоиерарх » . Архиепископ Григорий также рассказывает о посещении им этого «бывшего гнезда» – Воскресенского храма в Сокольниках, знакомстве с этим храмом и сослужении с бывшим «митрополитом», почетным настоятелем храма Виталием (Введенским) и протоиереем Расторгуевым (см.: публикацию, 14 мая 1944 г .). Но не все принятые из раскола бывшие обновленческие «архиереи» вели себя смиренно и достойно после покаяния, будучи понижены в сане. О некоторых таких лицах писал патриарху Сергию архиепископ Александр(Толстопятов), в том числе о иеромонахе Сергии (Ларине), знакомом архиепископу Григорию , поведение которого в Перми (Молотове) в 1944 г. свидетельствовало о его архиерейских амбициях и недовольстве скромным саном иеромонаха . Вскореархиепископ Григорий записал в дневнике, что в Патриархии известно, что иеромонах Сергий (Ларин) «нагло требует посвящения в епископы не в Москве», и подобным же образом вел себя первый принятый «епископ» Михаил (Постников), не желавший принимать назначения в епархию, требуя себе викариатства в Москве и юрисконсульства в Патриархии (см. публикацию, 23 марта 1944 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Как и ноябрьское постановление, это указание встретило массовое сопротивление духовенства не только в Ленинградской епархии, но даже в Прибалтике. Так, Нарвский епархиальный совет 23 мая 1944 г. признал неканоничным прекращение поминания имени Первосвятителя Сергия (Страгородского) и решил продолжать возносить его, а 22 июня вынес свое суждение о распоряжении зкзаршего наместника, что оно «не согласно с духом Православной Церкви» 451 . 35 приходов, окормляемых архиепископом Нарвским Павлом, поминали патриарха и в 1944 г., радостно встретив советские войска. Псковская Миссия прекратила свое» существование весной 1944 г.; некоторые миссионеры, как и митрополиты Августин (Петерсон) и Александр (Паулус), оказались в эмиграции, большинство же их попали в советские лагеря. Лишь часть оккупированной территории северо-запада России в годы войны контролировалась Псковской Миссией. Западную Карелию, северные и северо-восточные районы Ленинградской области временно захватили финские войска, и религиозная жизнь там имела свои особенности. В Карелии к началу войны не осталось ни одного действующего храма, и в конце 1941 – начале 1944 гг. их открылось около 40 (после изгнания финнов на 1 ноября 1944 г. в списке действующих числилось 18 церквей). Однако значительная часть русского населения была интернирована в лагеря, и богослужения, как и восстановленное преподавание Закона Божия, проводились на финском языке. На Карельском перешейке и в Подпорожском, Вознесенском, Лодейнопольском районах Ленинградской области возобновили свое функционирование примерно 20 храмов. Служили в них, как и в карельских, в основном финские православные священники, в том числе военные и монахи Валаамского монастыря. На богослужениях они поминали главу автономной Финляндской Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха митрополита Германа и президента Финляндии Рюти 452 . В донесении командования Карельского фронта говорилось: «При Военном управлении Восточной Карелии имеется отдел просвещения, который через окружные и районные управления осуществляет контроль и руководство школьными и религиозными заведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понедельник 15/28 февраля 1944. Умер настоятель Лионского прихода прот. о. Иоанн Попов 586 , который был устроителем и долгое время руководителем образцового прихода севера Франции, который состоял из 11 общин, разбросанных по разным городам и заводам. Его работа в Южине, напротив, была неудачна. В Лионе он вел дела сложного и трудного прихода с умением. Человек он был хороший и отзывчивый для тех, кто его близко знал, но грубый и резкий до последней степени, причем его резкость была напускной, но с первого раза он всех от себя отталкивал, и это ему всю жизнь вредило. Вторник 16/29 февраля 1944. В два часа на Дарю были похороны П.Б. Струве 587 . Отпевал о. Сергий Булгаков в сослужении архим. Киприана, архим. Никона, архим. Мефодия, прот. Зеньковского и прот. Чекана. О. Сергий сказал очень хорошее слово о полувековой дружбе, совместных духовных скитаниях, отрицаниях и приходе к вере. Читал его слово о. Никон. Народа было довольно мало. Хоронят П.Б. в одной могиле с женой в Sainte-Geneviève. Воскресенье 21 февраля/5 марта 1944. Заезжал после театра к Н.И. Нечаеву 588 , который хотел мне рассказать о горестях прихода на рю Лурмель, у которого отняли о. Стефана Еремина и который разваливается, хотя новый священник, о. Роман Золотов, делает все, чтобы его поддержать. Пятница 26 февраля/10 марта 1944. Преобразование штата и братства В 5 собрались впятером у Саши Нелидова в его бюро: я, Саша [Нелидов], Саша [Шмеман], Константин Андроников и Игорь Кобцев – и очень деловито провели дело реформы. Решили распределить всем определенные обязанности, выбрать Совет с большими полномочиями, начать братскую работу, сначала опираясь только на церковную часть, считать инициаторами обновленного братства весь активный штат. Воскресенье 20 марта/2 апреля 1944 [После литургии] был молебен РОА (много офицеров в форме). Общее собрание кафедрального храма На общее собрание пришло всего 45 человек, да и то – причт, сестричество, прислуживающие и приходской совет. Все прошло гладко и без заторинки, но когда Митрополит захотел переизбрать par acclamations 589 6 прежних членов Совета, раздались голоса в пользу выборов записками, и прошел Саша Нелидов. Пора Совету немного обновиться. Это – наша легкая, но большая победа. Впервые штат принимал (хотя в нем 5 человек) участие в собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Павел Волков рассказывал о Виши. Русские мало пострадали. Его арестовали, но выпустили в тот же день. Воскресенье 13/26 ноября 1944. В 5-м номере «Патриота», который значительно лучше предыдущих, обращение Митрополита о помощи пленным. По случаю взятия Страсбурга и Метца был трезвон во всех церквах. На Дарю тоже дали несколько ударов колокола. Понедельник 14/27 ноября 1944. Совет на Подворье Вторая часть совета была посвящена вопросу о положении Института в связи с перепиской Митрополита с Москвой. Правление постановило, а совет согласился с этим решением, отстаивать независимость и свободу Института – и против политики, и против зависимости от государства – и идти до полного разрыва с Митрополитом, если это понадобится, и до обращения к Константинопольскому патриарху. Вторник 15/28 ноября 1944. В 5 был у Льва Зандера, с которым подготовил первый номер «Вестника церковной жизни», который будет довольно объемистый: около 20 страниц. В нем будет хроника церковной жизни в России, за рубежом, в православных странах и в инославии и краткие заметки об умерших и вновь посвященных священниках всех трех юрисдикций. Général de Gaulle продолжает свое путешествие в Москву. С ним одновременно уехал Богомолов, увезший письмо Митрополита. Зачем было так спешить? Среда 16/29 ноября 1944. На румынскую церковь в Париже произведено вооруженное нападение, видимо, румынскими коммунистами, которые до полусмерти избили сторожиху и забрали ценности на 600 000 франков. Вечером был у Таганцева (по церковным делам), но он не воспринимает на себя роли разъяснителя, каковыми были отец и Коковцов, спасшие Митрополита не от одного неосторожного шага. Видимо, на его «юридическое мнение» рассчитывать нельзя, а мы рискуем потерять все церковное имущество и многие храмы. Четверг 17/30 ноября 1944– Утром по случаю братского праздника преп. Никона Радонежского была очень торжественная служба на Сергиевском подворье, а после нее трапеза, устроенная архим. Никоном по случаю своих именин. О. Савва (по-моему, совсем некстати) рассказал в подробностях, а присутствовало 14 иереев и много мирян, о том, как он ездил с Митрополитом в полпредство. За ним приехал автомобиль и отвез их на Grenelle, где они были встречены всеми чинами посольства во главе с Богомоловым. Все поздоровались с ними за руку, а одна женщина подошла под благословение. Разговор был любезный. Богомолов сказал: «Мы присматриваемся к эмиграции». На что Митрополит ответил: «А мы к вам присматриваемся». Письмо митрополиту Алексию полпред обещал взять с собой и вручить по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Σχεδν λες οι κατεχμενες απ τα γερμανικ στρατεματα ρωσικς περιφρειες ευρσκονταν κοντ στο μτωπο και διοικονταν απ στρατιωτικ διοκηση, η οποα σε πολλς περιπτσεις στις πρακτικς εκδηλσεις της χαλρωνε τη ναζιστικ κατευθυντρια γραμμ ναντι της Ρωσικς Εκκλησας. Ιδιατερα ευνοκ σε σγκριση με λλες περιφρειες ταν η κατσταση στη Βορειοδυτικ Ρωσα, που δρασε επιτυχς η Ορθδοξη Ιεραποστολ Πσκοφ. Ο επικεφαλς της Εξαρχας Βαλτικς του Πατριαρχεου Μσχας μητροπολτης Σργιος Βοσκρεσνσκι κατρθωσε δη στα μσα Αυγοστου του 1941 να εξασφαλσει δεια της στρατιωτικς διοικσεως να ιδρσει Ιεραποστολ και εν συνεχεα, μχρι τη δολοφονα του τον Απρλιο του 1944, απδιδε μεγλη προσοχ στη λειτουργα της. Η θρησκευτικ αναγννηση σε διφορες περιοχς της Ρωσας εξελισσταν πολ δυναμικ και ταν στενς συνδεδεμνη με την αξηση της εθνικς αυτοσυνειδησας. Ορισμνες μεταβολς στη ναζιστικ εκκλησιαστικ πολιτικ σημειθηκαν στα τλη 1943-1944. Επιθυμντας να αντιμετωπσει τη σοβιετικ προπαγνδα, το ΚΓΑΡ, σε συμφωνα με τη Γραμματεα του Κμματος, ανλαβε την πρωτοβουλα διεξαγωγς σειρς συνεδρων των ορθοδξων επισκπων, ενεργοποιντας κατ αυτν τον τρπο αισθητ την εκκλησιαστικ ζω. Αρχικς δθηκε δεια διεξαγωγς απ 8 ως 13 Οκτωβρου 1943 στη Βιννη συνεδρου ιεραρχν της Υπερορου Ρωσικς Εκκλησας, για την οποα απ το 1941 η στση ταν πολ επιφυλακτικ και δυσμενς. Στη συνχεια, τον Μρτιο-Απρλιο 1944 διεξχθη ολκληρη σειρ παρμοιων συνεδρων: δο στη Βαρσοβα – των επισκπων της Αυτοκεφλου και της Αυτονμου Ουκρανικς Εκκλησας, στο Μινσκ – των ιεραρχν της  Εκκλησας της Λευκορωσας και στη Ργα – των κληρικν της Εξαρχας Βαλτικς του Πατριαρχεου Μσχας. Ταυτοχρνως το υπουργεο των Κατεχομνων Ανατολικν Εδαφν επανλθε στην παλαι του ιδα να υποστηριχθον οι εθνικς Εκκλησες και, πρωτστως, να δημιουργηθε μια ενιαα Ουκρανικ Εκκλησα με προοπτικ διεξαγωγς της Πανουκρανικς Τοπικς Κληρικολακς Συνξεως, ακμη και της εκλογς Πατριρχη, μλιστα εχαν δη προεπιλεγε δο κατλληλοι υποψφιοι. Τον Μιο του 1944 αρχιερες τσο της Αυτοκεφλου, σο και της Αυτονμου Ουκρανικς Εκκλησας ευρσκονταν δη πειτα απ εκκνωση περιοχν στη Βαρσοβα. Το 1944 οι ναζ γενικτερα ανπτυξαν μια εντυπωσιακ για το τλος του πολμου δραστηριτητα στον τομα της εκκλησιαστικς πολιτικς. Αλλ ταν η επθεση του σοβιετικο στρατο, που παρενβη στα σχδια του υπουργεου. Οι Ουκρανο αρχιερες χρεισθηκε να απομακρυνθον εσπευσμνως απ τη Βαρσοβα στη Σλοβακα και ακμη μακρτερα.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/60...

В 1941-1944 гг. о-в Коневец отошел к Финляндии. 8 окт. 1941 г. игум. Маврикий и иеромонахи Максим и Дорофей на неск. дней вернулись на Коневец с надеждой организовать возвращение братии. 13 янв. следующего года иером. Максим, мон. Феофан и послушник Андрей Пешков вновь побывали на Коневце. Иноки жили на острове с солдатами, работали в поле и саду. По воспоминаниям послушника Андрея, «в лесу и около скитов то и дело попадались разрубленные и оскверненные иконы, порванные книги». К 40-м гг. XX в. были уничтожены образа во всех иконостасах, кроме Никольского храма, куда иноки снесли все найденные на острове иконы и где с авг. начали регулярно совершать богослужения. В скитах иконы были изрезаны ножами, из собора пропали иконы кисти Боровиковского. В авг. на Коневец прибыл наместник иером. Адриан. Игум. Маврикий скончался 12 февр. 1944 г. в эвакуации. Чин его отпевания в кафедральном соборе Куопио возглавлял архиеп. Герман (Аав). По желанию игум. Маврикия его тело перевезли на Коневец, и находившиеся там наместник иером. Адриан и иером. Максим похоронили покойного за алтарем собора, рядом с его предшественником архим. Никандром (могила обнаружена по воспоминаниям послушника Пешкова). Осенью 1942 г. Коневец все чаще подвергался бомбежкам. 19 июня 1944 г. братия эвакуировалась. Иеромонахи Максим и Адриан оставались на острове вплоть до 19 авг. 1944 г., когда Коневец вновь отошел к Советскому Союзу. Наместник иером. Адриан погиб в этот день вместе со мн. гражданскими лицами во время бомбардировки ст. Элисенваара. 1944-1990 гг. В 50-х гг. XX в. стареющая коневская братия в Финляндии была вынуждена большую часть земли сдать в аренду, а скот продать. В составе братии остались всего 9 чел., в т. ч. опытный иером. Дорофей (Беляков), известный по книге С. Н. Большакова «На высотах духа». Возглавлял обитель игум. Петр (Йоухки; † 1980), назначенный из Нововалаамского монастыря . 26 окт. 1945 г., после визита в Финляндию митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) , братия (25 чел.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010