Четверг 8/21 сентября 1944. Маклаков выпустил меморандум, который рассылает друзьям. В нем он признает за советской властью значение национальной русской власти. Пятница 9/22 сентября 1944. В 15-м [районе Парижа] опять были аресты и обыски. У многих русских отобрали продукты. Обыски, несмотря на заявления властей, производят всё FFI. Беззаконие продолжается. Воскресенье 11/24 сентября 1944. Умер после нескольких лет страшных страданий Владимир Владимирович Свечин, бывший флигель-адъютант Государя, член приходского совета на Дарю, председатель [Союза] ревнителей памяти императора Николая II. Он был человеком упорным, но односторонним, видевшим все и вся только через призму обожания памяти императора Николая II, которого считал вершиной совершенства и великомучеником, о чем были постоянные споры на Дарю, так как мучеником и особенно великомучеником могут называться православные церковные святые, положившие жизнь за Христа, а не погибшие трагически, как император. Суббота 17/30 сентября 1944. Заходил к Игнатьевым, у которых видел француза, который принимает участие в новом комитете, помещающемся на 124, рю де Ля Боеси [La Boétie] и который заменяет все прежние организации защиты (в нем действует Д.М. Одинец). Дело правовой защиты теперь в серьезных руках, и можно надеяться, что удастся освободить многих русских и предотвратить новые аресты. Воскресенье 25 сентября/8 октября 1944. Преп. Сергия Радонежского. Вчера по радио сообщили, что правительство приняло решение о беженцах и что все должны будут или принять французское подданство, или вернуться в советское, или покинуть Францию. Никаких сроков для этого не указано. В русской среде большое смущение и волнение. Понедельник 26 сентября/9 октября 1944. Много новых и очень ценных [студентов] на Подворье: Бобринский, Иван Мейендорф, Репнин 617 , Чесноков 618 . Пятница 30 сентября/13 октября 1944. Крылов 619 очень правильно замечает, что в день перехода беженцев в советское гражданство они теряют все привилегии статута (призрение стариков, больных, страховка), так как между Францией и Советской Россией нет об этом договора. Учреждения Красного Креста, дома для стариков Любимовой, Русский Дом теряют всякую помощь. С другой стороны, французы не скрывают, что с того дня, как русские получат советское гражданство, их можно будет высылать, тогда как высылки невозможны для апатридов. Если СССР не примет к себе новых граждан, что очень правдоподобно, то положение их станет безысходным. Наконец, в случае конфликта СССР и Американских Штатов положение советских граждан станет тоже чрезвычайно тяжелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944 г. распадались последние обновленческие общины и к канонической Церкви присоединялись обновленческие епископы в том состоянии, какое они имели до 1924 г., если не утратили правоспособности на епископское или пресвитерское служение. Так, 24 июля 1944 г. архиепископом Псковским Григорием (Чуковым) в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда были приняты в каноническое общение как миряне лжеепископ Сергий Румянцев и лжеархиепископ Димитрий (Лобанов), в сане протоиерея присоединили к Православной Церкви лжеархиепископа Днепропетровского Григория (Константиновского). В епархиях продолжали открываться приходы: с января по ноябрь 1944 г. богослужение было возобновлено в 200 храмах, но, конечно, число это было несопоставимо с количеством приходов, открытых на оккупированной территории. В 1944 г. закончилось освобождение Украины, в мае Красная Армия прорвала оборону немцев между Витебском и Оршей и повела стремительное наступление на запад. Линия фронта переместилась за границы Советского Союза. В июле этого же года союзники открыли второй фронт в Западной Европе. Начался завершающий этап второй мировой войны. Когда в Москву пришло известие о высадке англо-американского десанта во Франции, Местоблюститель патриаршего престола обратился с телеграммой к послу Великобритании в Москве А. Керру и через него к архиепископу Кентерберийскому с «молитвенным сердечным пожеланием Божией помощи и великих успехов доблестным братским союзным армиям в священном подвиге освобождения европейских народов от злейшего врага цивилизации – фашизма» 445 . После вступления Красной Армии в Белоруссию белорусские епископы переехали в Гродно, а оттуда 7 июля 1944 г. были эвакуированы немцами в Германию. Среди них был и глава Белорусской Церкви митрополит Пантелеимон (Рожновский), в эмиграции он и его собратья вошли в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство же священнослужителей не захотели, а некоторые и не смогли покинуть Родину. Участь их оказалась нелегкой: многие были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в коллаборационизме, который чаще всего выражался в том, что священники открывали приходы и возобновляли богослужение в храмах по разрешению немецких властей. Однако приходы, открытые во время оккупации, советские власти, как правило, не закрывали. Для нормального устроения церковной жизни в освобожденной Белоруссии Патриархия должна была поставить новых епископов на вакантные кафедры. Так, в 1944 г. архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) был перемещен на Минскую кафедру, на Брестскую был назначен новохиротонисанный епископ Паисий (Образцов). Несколько позже, в феврале 1945 г., в епископа Пинского был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вторник 22 марта/4 апреля 1944. Книга о. Булгакова по-французски «Агнец Божий» имеет чрезвычайно большой успех среди французов, особенно в католической среде. Mgr Beaussart просил о. Сергия быть у него, угощал его и Зандера, хвалил книгу как «большой богословский труд», обещал быть (сам захотел) на Сергиевском подворье. Пастор Boegner тоже пожелал посетить Институт 590 . Четверг 24 марта/6 апреля 1944. Утром на Дарю было гимназическое говение. Пришла вся школа с директором и педагогическим составом. Пел очень хорошо ученический хор, обученный Волошиным. Причащалось больше 200 человек. Суббота 26 марта/8 апреля 1944. До всенощной Саша [Шмеман] сделал очень хороший доклад о страстной службе, на которую пришел молодой человек в немецкой форме. Он – сын священника из Минска и мобилизован в армию. Всенощная – очень торжественная и длинная. Воскресенье 27 марта/9 апреля 1944. Вход Господень во Иерусалим. На обедне – до 300 причастников. На автокаре привезли 50 девушек из Царицына, которые по 10–15 лет не видели службы. Стояли они в церкви с вниманием и остались до конца. Вид у них изможденный и голодный. Среда 30 марта/12 апреля 1944. Св. и вел. среда. О. игумен Варнава 591 пишет, что в понедельник была бомбардировка Saint-Pierre-de-Corps. Бомбы попали в русский поселок, все дома разрушены и сгорели. От церкви и его барака не осталось ничего. Ему не удалось ничего спасти, и он остался буквально на улице в чем был. Пятница 1/14 апреля 1944. СВ. И ВЕЛ. ПЯТНИЦА. До выноса Плащаницы были похороны Веселовзорова 592 . Деньги на отпевание и погребение были собраны между друзьями. Когда пришли спросить о. Никона, сколько надо заплатить духовенству, он спросил, собрали ли уже всю сумму. Вдова ответила, что уже есть 9 000 на 10. Тогда о. Никон вынул 1 000 франков и говорит: «А это от меня». Суббота 2/15 апреля 1944. СВ. И ВЕЛ. СУББОТА. С начала эмиграции не было такой спокойной и торжественной службы в Св. субботу. Мало исповедников, никакого беспорядка, все приготовлено заранее, опытные прислуживающие. Когда уже началось причащение, появилось человек 50 «любителей общей исповеди», которые где-то скрывались. Хотя надо было им предложить или исповедоваться, или прийти на Пасху, Владыка начал общую исповедь, которая затянулась так долго, что уже стали прибирать храм и все разошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четверг 24 декабря 1943/6 января 1944. Сочельник Рождества Христова. Всенощная под Рождество была очень многолюдна и торжественна. Полный штат, хорошее облачение, церковь была украшена елками. В нижнем храме служба была в три часа из-за гимназии. Пели там два хора: гимназический и М.М. Фирсова. Пятница 25 декабря 1943/7 января 1944. Рождество Христово. На литургии, несмотря на будний день, очень много народа. Митрополит посвятил в иподиаконов Бориса Кошко и Игоря Кобцева. [...] Прислуживало 16 человек, не считая нижней церкви, где служил о. Александр Чекан, которому помогали два маленьких (его сын 573 и Кирсанов). Воскресенье 27 декабря 1943/9 января 1944. Последнее время увезли всех заключенных в Компьене на восток, оставив одного Ф.Т. Пьянова, который тяжело болен. В числе сосланных – о. Димитрий Клепинин и Юра Скобцов. Понедельник 28 декабря 1943/10 января 1944. Многих русских, не записавшихся в Comite Jerebkoff 574 или не получивших удостоверения, вызывают в Гестапо и спрашивают об их политических взглядах. Четверг 31 декабря 1943/13 января 1944. О. Николай вызвал меня и расспрашивал о Неделе молитвы «об единстве Церкви». Давно не видал его таким резким и неприятным. «Это возмутительно, что какой-то румынский архимандрит берет на себя инициативу об единении, которое принадлежит собору иерархов; и для чего все это?» Пятница 1/14 января 1944. Лев [Зандер] оказался, по его словам, «свахой» между католиками и протестантами, и благодаря его инициативе устраивается собрание на rue de Vaugirard, по случаю Недели молитвы 575 . Обращение ко всем приходам о молитве должно было быть подписано кардиналом, митр. Евлогием и пастором Boegner 576 , но не удалось получить согласие Mgr Suhard 577 , и оно вышло за пятью подписями католических деятелей единения. Воскресенье 3/16 января 1944. В 3 часа был на елке нашей четверговой школы, которая в первый раз была устроена в помещении приходской библиотеки (слишком тесно для нее). Было литературное отделение и обильное угощение для всей молодежи. Молебен в Saint-Etienne-du-Mont

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме правящих и пребывающих на покое обновленческих архиереев присоединилось к Патриархии не менее 4 вернувшихся к 1945 г. из ссылки митрополитов и архиепископов. Всего, по некоторым сведениям, принесли покаяние 25 архиереев старого – до 1923 г. поставления, в том числе 2 марта 1944 г. митрополит Виталий (Введенский), и 13 архиереев нового поставления 525 . Происходило оно, как правило, в зале заседания Священного Синода, покаяние рядового духовенства также совершалось келейно – в алтаре храма. Епархии, являвшиеся в основном обновленческими, принимались архиереями, специально назначенными для этого Патриархией (Средне-Азиатская, Северо-Кавказская и Кубанская). Попытки не столько принести покаяние, сколько воссоединиться, оставшись почти в полном одиночестве, начал предпринимать и глава обновленческой Церкви. В письме епископу Александру (Толстопятову) от 20 апреля 1944 г. Патриарх Сергий сообщал: « А. Введенский решил сделать нечто великое или, по крайней мере, громкое. Прислал мне к Пасхе телеграмму: «Друг друга обымем!» – себя именует руководителем меньшинства в православии, меня – руководителем большинства. Телеграмма подписана: доктор богословия и философии, Первоиерарх православных церквей в СССР. Я ответил: « А. И. Введенскому . Воистину Христос Воскресе! Патриарх Сергий " " 526 . Первоиерарх служил в единственном оставшемся у него Пименовском храме столицы, вместе с митрополитом Филаретом (Яценко), но последнему в конце 1944 г. московский уполномоченный Совета по делам РПЦ запретил служить как незарегистрированному. Перед Всероссийским Поместным Собором в январе 1945 г. А. Введенский пытался получить приглашение на него через Г. Карпова, но потерпел неудачу. Неудачей закончились и попытки встретиться с прибывшими в Москву на заседания Собора Восточными Патриархами. После этих тщетных попыток первоиерарх стал поминать в храме нового Патриарха Алексия, а в июне 1945 г. написал ему письмо с просьбой о приеме в юрисдикцию Московской Патриархии. Начались переговоры. В частных беседах Введенский говорил, что готов принести покаяние с условием остаться в сане епископа, не запрещенного, а действующего. Но в сентябре последовало окончательное решение – он может быть принят лишь мирянином и занять единственное возможное место – рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». Поэтому воссоединение не состоялось. 26 июля 1946 г. первоиерарх умер от паралича, а 9 октября этого же года была отслужена последняя обновленческая литургия в Пименовском храме – накануне поступило предписание Совета по делам РПЦ о передаче церкви Патриархии 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Печкарёв и др. В окт. 1943 г. патриарх Сергий распорядился назначить настоятеля Никитской ц. в Орле прот. Иоанна Маккавеева благочинным всех приходов Орловской епархии до назначения в нее епископа. После освобождения от герм. оккупации церковная благотворительность недолгое время допускалась властями. По инициативе прот. Иоанна в Орле была создана касса взаимопомощи, в к-рую каждая из 5 городских церквей ежемесячно отчисляла по 300 р. в помощь нуждающимся. В частности, из кассы выплачивались ежемесячные пособия женам убитых немцами священников Орлова и Оболенского. По словам прот. Маккавеева, при посещении верующих на дому для совершения треб приходилось, «видя их бедность, опускать руку в свой карман и оказывать им материальную помощь, а не брать с них». Прот. И. Маккавеев пытался через уполномоченного Совета по делам РПЦ по Орловской обл. приобрести путевку на курорт для инвалида Отечественной войны ( Беглов. 2008. С. 160-162). В дек. 1943 г. временное управление Орловской епархией было вверено Ульяновскому еп. Димитрию (Градусову). 15 июля 1944 г. проведена депортация 1673 истинно православных христиан из Рязанской, Воронежской и Орловской областей в вост. районы СССР; высылке подлежали 76 чел. из 7 населенных пунктов 2 районов Орловской обл. После освобождения советскими войсками Орловской обл. количество приходов существенно уменьшилось. На 1 окт. 1944 г. в регионе продолжали действовать только 23 церкви и молитвенный дом ( Перелыгин. 2007. С. 89-90). С дек. 1943 по апр. 1944 г. уполномоченному Совета по делам РПЦ по Орловской обл. было направлено 32 ходатайства верующих об открытии храмов, за 1944 г.- 18 ходатайств, за 1945 г.- 26 ходатайств. Ни одно из них не было удовлетворено. Недостаточное количество храмов было причиной распространения нелегальных общин. Так, в 1944 г. во всем Елецком р-не имелась одна открытая церковь, при этом в Ельце действовали 3 нелегальных молитвенных дома. В 1944 г. в Орле закрыта церковная касса взаимопомощи, ее средства переданы в отдел гособеспечения.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо). В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование. Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на). В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

На Дарю он служил долго и был одновременно и диаконом, и псаломщиком, пока его не заменил о. Владимир Уваров. Покойный знал службу лучше всех архиереев и собрал очень ценную библиотеку книг, относящихся к богослужениям. Четверг 26 мая/8 июня 1944. У Митрополита в течение часа сидел представитель Гестапо. О. Савва был за переводчика. Воскресенье 29 мая/11 июня 1944. Утром был на Дарю. Из-за двух тревог – пустыня. Я едва добрался. Иподиаконствовал с Андрониковым. Воскресенье 5/18 июня 1944. Утром – на Дарю. Иподиаконствовал с Константином Андрониковым. Прислуживающие – в ограниченном числе. Был «бенефис» Н.П. Афонского (особый сбор в пользу хора). Программа была исполнена очень хорошо, но слишком светска. Чайковский и Рахманинов в большом количестве трудно переносимы в храме. Среда 8/21 июня 1944. В Colombelles перед самой высадкой в церкви провалился крест на куполе, что всеми было истолковано как плохое предзнаменование. Теперь и от поселка, и от церкви ничего не осталось, а население частью погибло, частью разбежалось 600 . Понедельник 13/26 июня 1944. Похороны о. Димитрия Клепинина Отпевали заглазно о. Димитрия Клепинина очень торжественно. С Митрополитом служило семь священников, а на отпевание вышло 11. Отпевали полным иерейским чином. Из о. Димитрия стараются сделать христианского мученика, но от того, что он пострадал за свои убеждения (относительно помощи евреям) и [до] смерти за Христа – все же слишком большое расстояние. К тому же (надо признаться) на суде он вел себя не только неосторожно, но, к сожалению, вызывающе, что было совсем не нужно. Погиб он поэтому зря, и тем более это досадно и тяжело. Четверг 23 июня/6 июля 1944. Днем – очень тягостное собрание приходского совета. Сперва – спор о власти архиерея в приходских делах. Митрополит был слишком «крайне самодержавный». По его словам выходило, что приходской совет существует, только поскольку его создает епархиальная власть, которая – источник его существования (что неправильно, так как власть архиерея – духовная, а не самодержавно-управительная). Приходской совет избирается, а не назначается. Но не прав и Бессель, отрицающий право за епархиальным архиереем судить отдельные решения (административного характера) приходов. Этого не следует делать, так как Митрополит не должен вмешиваться в мелочи, но он имеет право надзора над приходской деятельностью и руководства ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После эвакуации в Эстонию 15 нояб. 1943 г. Нарвским архиеп. Павлом (Дмитровским) В. был назначен священником Успенской и Знаменской церквей Нарвы, 1 февр. 1944 г.- Никольской ц. Таллина, 16 июня 1944 г.- молитвенного дома в г. Вильянди. По благословению архиеп. Нарвского Павла на Пасху 1944 г. В. совершал богослужение в лагере для военнопленных близ Таллина; в Вильянди вместе с участниками благотворительного об-ва «Русская помощь» организовал правосл. приход, доходы к-рого стали фондом помощи рус. беженцам, отказался работать по инженерной специальности. После того как в сент. 1944 г. было получено предписание нем. властей прибыть на сборный пункт для отправки в Германию, В. с супругой бежали из Вильянди в Таллин, где им помогали скрываться до прихода частей Советской Армии представители духовенства и верующие. После освобождения Таллина в окт. 1944 г. В. был принят в клир Ленинградской епархии. 22 окт. 1944 г. его арестовали в Таллине по обвинению в измене Родине, затем перевезли в ленинградскую тюрьму. В ходе допросов В. виновным себя не признал. 12-15 янв. 1945 г. приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской миссии к 15 годам лишения свободы. Находясь в заключении, В. в янв. 1945 - нояб. 1947 г. работал в должности инженера-конструктора в Особом конструкторском бюро судостроения (ОКБ-196) в Ленинграде, затем на Норильском горно-металлургическом комбинате. Освобожден 23 апр. 1955 г. по определению Красноярского краевого суда. 8 авг. 1956 г. приговор В. был отменен, делопроизводство прекращено за отсутствием состава преступления (в 1992 реабилитирован). С 17 авг. 1955 по 30 июня 1957 г. В. служил в кафедральной Богородской ц. в Вологде, одновременно с отличием окончил Ленинградскую ДС (заочный сектор) и поступил в ЛДА. В 1961 г. окончил ЛДА со степенью канд. богословия, защитив дис. «Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки», и 2 июня того же года был оставлен при ЛДА в качестве преподавателя и профессорского стипендиата. 21 марта 1961 г. возведен в сан протоиерея, служил в ц. во имя ап. Иоанна Богослова при ЛДА. С 23 апр. 1964 г. доцент кафедры истории и разбора зап. исповеданий, с 25 авг. 1965 г. профессор догматического богословия, с 27 февр. 1968 г. зав. кафедрой богословских наук ЛДА. 14 февр. 1971 г. защитил магист. дис. «Православие, мир, экумена». 2 окт. 1986 г. В. присвоена ученая степень д-ра богословия по совокупности научно-богословских трудов.

http://pravenc.ru/text/155280.html

В том же спецсообщении отмечались существование в Пензенской обл. более 20 незарегистрированных групп верующих, проведение молебных шествий, нелегальных молений, совершение паломничеств к св. источнику «Семь ключей» в Шемышлейском р-не (где 13 июня 1943 собралось ок. 800 верующих) ( Беглов. 2008. С. 269-271). В 1944 г. председатель одного из райисполкомов Пензенской обл. заявил верующим: «Найдите себе дом и совершайте богослужение, так как церковное здание нужно для хозяйственных целей» (Там же. С. 111-112). В том же году в с. Сущёвка Колышлейского р-на с разрешения председателя райисполкома (данного в обход обл. властей) открылся молитвенный дом, в к-ром совершал богослужения свящ. Котов ( Дворжанский. 1999. С. 346-347; Беглов. 2008. С. 146-147). 2 марта 1944 г. Пензенский облисполком рассмотрел и отклонил 12 ходатайств об открытии церквей; всего за 1944 г. поступило 56 ходатайств (в т. ч. 8 повторных) ( Дворжанский. 1999. С. 345). В июне 1944 г. обследовавший Пензенскую обл. инспектор Совета по делам РПЦ предлагал дать указание облисполкому ускорить рассмотрение ходатайств верующих об открытии церквей, особенно в районах, где имели место массовые нелегальные богослужения ( Беглов. 2008. С. 119). В марте 1944 г. патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) возобновил Пензенскую и Саранскую епархию, назначив на кафедру уроженца Пензенской губ. и выпускника Пензенской ДС вдового прот. Леонида Поспелова. 29 марта он был пострижен в монашество с именем Кирилл. 1 апр. 1944 г. состоялась его архиерейская хиротония. Возобновленная епархия включала Пензенскую обл. и Мордовскую АССР. Поскольку власти отказывали верующим в их просьбах об открытии храмов, еп. Кирилл благословил неск. незарегистрированных священников совершать богослужения в нелегальных общинах (Там же. С. 197). Клир Митрофановской ц., долгое время лишенный непосредственного архипастырского руководства, был вынужден дать отчет о своей деятельности еп. Кириллу. В этой связи между свящ. Иоанном Виноградовым и еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010